ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА
Тимохина Анастасия Владиславовна
аспирант
Московский Государственный Университет Дизайна и Технологии г. Москва
TRADITIONS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF JEWELRY ART Timokhina Anastasiya, P.G., Moscow State University of Design and Technology, Moscow АННОТАЦИЯ
Ювелирное искусство является одним из самых традиционных видов искусств, однако не чуждо оно и инноваций. Совершенно очевидно, что современная методика воплощения художественного образа в ювелирном украшении, как главной задачи современных мастеров-ювелиров, является результатом многовекового пути развития и формирования лучших традиций в ювелирном искусстве. ABSTRACT
Jewelry art is one of the most traditional kinds of art, but it's not against of innovations. Easy to see, that contemporary methodology of art projection in the jewelry, as the general target of modern jewelers, is just a result of the centuries-old part of development and formation of the best traditions in the jewelry art.
Ключевые слова: ювелирное искусство, традиции, образ, канон, проектирование, дизайн, технологии. Key words: jewelry art, traditions, image, canon, projection, design, technology.
В глубокой древности человек научился ценить и любить прекрасное. Пленившись красотой драгоценных металлов и яркостью кристаллов драгоценных камней, человек научился их обрабатывать, украшать ими свой быт. Так родилось одно из древнейших искусств человечества - ювелирное искусство. Ювелирное искусство является одним из самых традиционных видов искусств, однако не чуждо оно и инноваций.
«Для ювелирного искусства немаловажно понимание образа» [1, с. 85]. Известно, что если наука оперирует понятиями, то искусство оперирует образами. Поэтому наличие у предмета образа - это то, что отличает объект искусства от объекта ремесла. Исходя из этого, можно полагать, что наличие художественного образа в украшениях - это то, на чем зиждется понятие ювелирного искусства в целом. Поэтому путь развития такого явления в ювелирном искусстве как художественное проектирование заключался в поиске методов воплощения различных образов в металле и камне.
Совершенно очевидно, что сформировавшаяся в результате методика воплощения художественного образа в ювелирном украшении, как главная задача современных мастеров-ювелиров, является результатом многовекового пути развития и формирования лучших традиций в ювелирном искусстве. Традиции эти уходят корнями в глубокую древность. Об этих традициях и пойдет речь в данном докладе.
Путь становления и развития ювелирного искусства принято делить на три основных периода. Первый период - это период канонического ювелирного искусства. За ним следует период становления художественного творчества в ювелирном искусстве. Третий период - период развития в ювелирном искусстве дизайнерского начала и технологий массового производ-
ства.
Канонический период развития ювелирного искусства является самым начальным этапом становления ювелирного искусства в целом. Зарождение ювелирного искусства во многом связано с таким явлением в жизни человека, как религия. «Вероятнее всего, камни и металлы, названные позже драгоценными, выступали прежде в роли своего рода тотемов и фетишей» [2, с. 65]. Ювелирный материал, а в особенности камни, наделялись различными магическими свойствами, что породило их дальнейшее почитание, дошедшее до наших дней в виде гороскопа камней. Тогда же и сформировался перечень материалов, традиционных для ювелирного искусства. На первом месте в этом перечне стоит, конечно же, золото, этот умеющий не тускнеть и придающий праздничный блеск изделиям солнечный металл.
В древних украшениях канонического периода проектирование заключалось в определении уместной формы и орнамента. Обзор украшений различных областей Индо-Европейской Ойкумены показал большую долю сходства украшений по их форме (например, серьги в форме полумесяца встречаются как на греческом континенте, так и на севере Европы), и различий по их орнаментальной проработке (так, например, по орнаменту можно отличить височные кольца древних славян от височных колец народов Скандинавии). Таким образом, уже в канонических период закладываются основные методы проектирования и с тех пор по сей день остаются неизменными. Основным источником вдохновения для ювелиров древности являлся мир природы, ее формы и ее законы. Это можно увидеть в стремлении к симметрии, как в самих украшениях, так и в их расположении на человеческой фигуре. Также уже в этот период ювелирные украшения
обретают свои формы (формы серег, колец, браслетов и ногах), в которых они и дойдут до наших дней. и.т.д.), свою локализацию (на голове, на шее, на руках
Рисунок 1. Височные кольца древних славян XN-XШвв.
Когда именно ювелирное искусство перешло от канона к художественному творчеству сегодня трудно сказать. Однако изучение материальных источников позволяет предполагать что этот переход относится к рубежу XVI-XVIIвв.
Образ на данном этапе развития уже начинает присутствовать в ювелирных украшениях. Однако, как правило, косвенно. Украшения того периода как правило дополняли образ, сообщаемый одеждой и непосредственно носителем, являясь частью системы костюма.
Очень много оставила последующим столетиям эпоха возрождения. Например, часы. Человечество научилось не только ценить и считать время, но и изготавливать маленькие механизмы и часовщикам, конечно, было не обойтись без ювелиров. Такие часы становились полноценным ювелирным украшением, обязательным атрибутом костюма и почти самостоятельным произведением искусства. В целом. Начиная с эпохи возрождения, в ювелирном искусстве начинается эпоха разработки его основных художественных приемов, которыми художники-ювелиры пользуются и
по сей день. Например, сочетая в украшениях драгоценные камни и цветные эмали, мастерам-ювелирам удается достичь поразительных живописных эффектов. В 16 веке украшения становятся неотъемлемой частью не только женского, но и мужского костюма, рассказывая не только о сословной принадлежности, но и о характере владельца. Темы античности нередко встречаются в украшениях того времени. 17 век в ювелирном искусстве принято называть веком цветка и алмаза. «Украшений того времени дошло до наших дней очень мало, потому как менялись вкусы, менялась мода, и для того, чтобы изготовить новое украшение, ломались старые» [3, с. 18]. Например, извлекались камни из старого украшения в виде крупного цветка эпохи барокко, чтобы быть ограненными уже по новым правилам и вновь засверкать на какой-нибудь изящной цветущей веточке в стиле рококо. С тех пор, как отживал свое большой стиль, выходили из моды украшения, им на смену приходили другие. Менялись представления человечества о мире, другие задачи ставила жизнь и перед искусством ювелиров.
Рисунок 2. Украшение для корсажа. Италия XVIIв.
Начало третьего периода развития художественного проектирования относят ко второй половине XIX века, ознаменовавшимся ростом промышленного производства. На некоторых этапах производства ручной труд был заменен на работу всяческих машин. Не обошло стороной данное новшество и ювелирное дело. Технологии изготовления ювелирных украшений при помощи машин, и технологии массового производства украшений коснулось всего мирового ювелирно-
го искусства. Внесли свою лепту и социалистические революции в Европе и России, уравнявшие в правах различные слои общества. Поэтому сегодня ювелирное украшение доступно практически любому человеку. Научно-технический прогресс и сегодня продолжает ускорять процесс производства ювелирных украшений. Компьютерные технологии позволяют быстро и точно повторить форму того или иного украшения или его детали бесчисленное множество раз.
V »./V * чай
т 4
Рисунок 3. Колье, МеНепо dits Ме11ег, 2013год.
Ювелирное искусство является одним из самых традиционных и консервативных видов декоративно-прикладного искусства. Факт того, что человечество по сей день надевает на себя ювелирные украшения, сам по себе является традицией, уходящей вглубь тысячелетий. Человечество носит перстни, серьги, браслеты и прочее, как носило их и сто и тысячи лет назад. Этот ассортимент украшений был образован еще до нашей эры. Также традиционна передача при помощи ювелирного украшения настроения в обществе той или иной эпохи, того или иного государства. Кроме того, традиционно ювелирные материалы - золото и драгоценные камни - сегодня используются так же, как и тысячелетия назад и достались современному поколению мастеров ювелиров от самых древних верований человечества. Перспективу развития современного ювелирного искусства сегодня определяют технические новшества, поступающие на вооружение
современным мастерам-ювелирам из смежных или близких к ювелирному делу областей деятельности. Эти технические новшества позволяют сегодня современным мастерам-ювелирам воплощать в металле практически любые художественные образы и делать их гораздо более выразительными, чем в предыдущие исторические эпохи.
Литература:
1. де Моран А. «История декоративно-прикладного искусства: от древнейших времен до наших дней». -Москва: Изд-во «Искусство», 1982.
2. Рыбаков Б.А. «Ремесло Древней Руси». - Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1948.
3. Крюк Г.М., Платонова Н.Г., Постникова-Лосева М.М., Смородинова Г.Г., Троепольская Н.Г. «Русские ювелирные украшения». - Санкт-Петербург: Изд-во «Галарт», компания АСТ-ПРЕСС, 2000.