УДК 391(=511.152):746.3
З.И. Акимова, В.В. Митина
Традиции и новации в вышивке народной одежды мордвы Москвы и Московской области
В статье дается описание вышивки народной одежды мордвы, проживающей в Москве и Московской области, определяются сохранившиеся традиции и новации, проникающие в вышивку рубах народной одежды мордвы.
This article describes the popular clothing embroidery Mordovians living in Moscow and Moscow region, determined to preserve the tradition and innovation, penetrating into the shirts embroidered folk costumes Mordva.
Ключевые слова: вышивка, одежда, рубаха, этнография, традиция, новация.
Key words: embroidery, clothing, shirt, ethnography, tradition, innovation.
Далеко за пределами территории жизни мордовского этноса его традиционный костюм был известен своим богатством. Л.Н. Молотова, описывая вышивку мордвы, выделяет ее особенность и сложность среди традиционной вышивки народов России: «Иной по характеру узора и технике исполнения была мордовская вышивка -она более массивна, декоративна и фактурна. Как справедливо отмечают специалисты, ей присуща ковровость. И действительно, старинные женские рубахи, почти сплошь покрытые продольными полосами густой, плотной вышивки, производят именно такое впечатление» [2, с. 25]. Орнамент вышивки, будучи порождением и принадлежностью традиционной культуры, глубоко консервативен, мало подвержен изменениям. Своими корнями он восходит к архаическим временам и является хранителем еще мифологических представлений о бытие.
Основным элементом народного костюма мордвы является рубаха, которая нередко служила верхней и нижней одеждой одновременно. Именно рубаха оформлялась наиболее богатой вышивкой, сложность и техника её исполнения была в прямой зависимости от мастерства девушки или женщины, носительницы костюма, которая сама изготавливала одежду.
С целью изучить современное состояние народной художественной культуры, в том числе одежды и вышивки, в этнокультурных процессах мордвы Центральной части России была организована этнографическая экспедиция в Москву и Московскую область [4]. В
© Акимова З.И., Митина В.В., 2013
65
ходе экспедиции был собран материал, позволяющий выявить степень сохранности традиции, а также количество нововведений, проникающих в народный костюм мордвы.
Важно отметить, что вышивка в народной одежде мордвы, проживающей в Москве и Московской области, зафиксирована, прежде всего, в одежде коллективов художественной самодеятельности: «Бояраваня», «Колопинские голоса», «Марлюня», «Масторава», «Тештине-Тяштине», «Эрзянь вайгель», «Эх, Мордовочка!», а также отдельных представителей мордовской диаспоры. Это выходцы из Краснослободского, Ковылкинского, Зубово-Полянского, Атюрьев-ского, Торбеевского, Кадошкинского районов республики Мордовия, а также из Оренбургской, Пензенской областей, городов Темников и Москва, каждый из которых обладал определенной спецификой.
Новая сфера функционирования народной одежды - сценические площадки, крупные торжества, мероприятия, семейные и государственные праздники - способствуют повсеместному изменению костюма. Новизной является необходимость как можно ярче продемонстрировать этническую культуру, оригинальность того или иного коллектива или отдельного представителя, что способствует появлению вариативности вышивки рубах в народной одежде мордвы.
Вышивку рубах мордвы, проживающей в Москве, следует разделить на три разновидности: рубахи, вышитые традиционной вышивкой; оформленные вышивкой, локализующейся в принятых традицией зонах, вышивка на данных рубахах выполнена как традиционными техниками, так и нетрадиционными, но её рисунок повторяет преимущественно геометрические мотивы, присущие традиции; рубахи, декорированные различными техниками, вышивка в которых наносится как в традиционных зонах, так и в нетрадиционных.
В качестве примера следует рассмотреть вышивку рубах народной одежды: Е.В. Букиной (уроженка деревни Старое Липьёво Краснослободского района), А. Букиной (уроженка Москвы), Т.А. Зайчук (уроженка села Волгапино Ковылкинского района), Н.Д. Куфтиновой (уроженка села Волгапино Ковылкинского района), Е.Я. Мишаниной (уроженка села Мамолаево Ковылкинского района), А.П. Пиксайкиной (уроженка села Мордовские Полянки Краснослободского района), О.П. Фединой (уроженка деревни Старое Липьёво Краснослободского района), Н.П. Фоминой (уроженка села Вышелей Городищенского района Пензенской области), Л.П. Шубиной (уроженка деревни Старое Липьёво Краснослободского района).
Надежда Петровна Фомина [5] является носителем неполного традиционного комплекса костюма, в который входят: рубаха, распашная одежда, головной убор (платок), нагрудные украшения; в костюме отсутствуют поясные украшения и традиционная обувь.
Рубаха Н.П. Фоминой изготовлена из домотканого полотна, ее вышивка традиционна для мордвы-эрзи и выполнена в техниках: «счетной глади», «росписи» и «набора»: «Эрзянская вышивка характеризовалась красивой ковровой фактурой. Её орнамент был довольно прост: ромбы, кресты, ломаные линии, россыпь точек» [3, с. 36]. Геометрические мотивы плотной вышивки рубахи Н.П. Фоминой являются традиционными; согласуются с каноном материалы, применяемые для вышивки (шерсть) и цвета вышивки (темнокрасный и темно-синий как основные, оранжевый и зеленый как дополнительные). Рубаху Н.П. Фоминой с ее декоративной отделкой, вышивкой следует рассматривать как компонент традиционного комплекса народного костюма.
Следующей разновидностью декоративного оформления рубах является вышивка, нанесенная с целью имитации традиции. Рисунок подобного типа вышивки повторяет преимущественно геометрические мотивы, присущие традиционной вышивке, выполняется как традиционными техниками, так и нетрадиционными и локализуется на рубахе в принятых традицией зонах. Это вышивка на рубахах одежды Е.В. Букиной [6], А. Букиной [7], А.П. Пиксайкиной [8], О.П. Фединой [9], Л.П. Шубиной [10]. Комплекс одежды данных информаторов включает: рубаху - панар или платье - нула, передник - сапоня, головной убор, нагрудные украшения крганят и бусы, поясные подвески - килькш, в одежду О. П. Фединой [9] входит наспинное украшение - копорь лента. В костюме отсутствует традиционная обувь и верхняя одежда.
Расположение вышивки на рубахах исследуемой группы имеет общие черты: декорируется край рубахи, плечи и плечевой шов, соединяющий рукав с передним и задним полотнищами рубахи, по спинке рубаха оформляется продольной вышивкой, некоторые рубахи имеют вышивку вдоль длины рукава. Низ рубах расшивается вышивкой, выполненной в технике «набора» (рубахи Е.В. Букиной [6], А. Букиной [7], А.П. Пиксайкиной [8], О.П. Фединой [9] и Л.П. Шубиной [10]), «счетной глади» (рубахи Е.В. Букиной [6], А.П. Пиксайкиной [8], Л.П. Шубиной [10]), «росписи» (рубахи Е.В. Букиной [6], А.П. Пиксайкиной [8], Л.П. Шубиной [10]), «крестика» (рубаха Е.В. Букиной [6]).
Широкий рукав, раскроенный из двух тканей разных цветов, рубах Е.В. Букиной [6], А. Букиной [7], О.П. Фединой [9], Л.П. Шубиной
[10] декорируется по низу цветными лентами и разнообразной тесьмой. По рукавам рубах А.П. Пиксайкиной [8] и Л.П. Шубиной [10], не имеющих вставки из красной ткани, можно видеть продольную вышивку в виде повторяющихся крупных цветов растительного орнамента в полосе, выполненных в традиционной технике «счетной
глади». Счетная гладь дополняется характерными для традиции техниками вышивки «набором» и «росписи».
Верх спинки рубахи и плечи оформляются орнаментальными полосами и розетками, исполненными в различных техниках вышивки: «счетной глади» - рубахи Е.В. Букиной [6] и Л.П. Шубиной [10], «крестика» - рубахи Е.В. Букиной [6] и А. Букиной [7], «набора» -рубахи Е.В. Букиной [6], А. Букиной [7], А.П. Пиксайкиной [8], О.П. Фединой [9] и Л.П. Шубиной [10], «росписи» - рубаха Е.В. Букиной [6]. Вдоль спины по швам, соединяющим задние и боковые полотнища рубахи, вышивается орнаментальная полоса, называемая кувалмат (со слов П.В. Букиной [14]), что характерно для традиционных рубах мордвы-мокши. Подобная продольная вышивка согласно традиции декорировала швы переднего полотнища рубахи, однако из-за того, что в комплекс костюма стали включать передник, полностью закрывающий перед рубахи, происходит отказ от данной вышивки.
Обращает на себя внимание факт значительного увеличения яркости цвета вышивки исследуемой группы рубах. Так, основными остаются традиционный красный и черные цвета, дополнительными - зеленый и желтый, с ними также часто используются голубой, оранжевый и розовый цвета.
В результате тщательного изучения сохранившейся вышивки на рубахах Е.В. Букиной, А. Букиной, А.П. Пиксайкиной, О.П. Фединой, Л.П. Шубиной, было отмечено ее изменение. Это связано с использованием современных материалов: переплетение фабричной ткани, например на рубахе Е.В. Букиной [6], значительно тоньше переплетения самотканого холста, также современные нити - мулине, которые используются для выполнения вышивки, позволяют создать более тонкий и изящный рисунок. Как было отмечено Т.А. Крюковой, при изучении народного костюма мордвы-мокши: «В качестве материала для вышивки, наряду с шерстью, в настоящее время используется цветной шёлк и мулине. Это вносит изменения и в общий характер вышивки. Если даже он остается прежним, то из-за употребления нового материала становится более мелким, почти ювелирной работы» [1, с. 89]. В большинстве случаев из-за трудоемкости в выполнении традиционной вышивки по счету нитей ткани мастерицы ее заменяют на более простой «набор» - рубаха О.П. Фединой [9] - и даже на нетрадиционную вышивку «крестиком» - рубахи Е.В. Букиной [6], А. Букиной [7]. Новые техники вышивки сохраняют тенденцию имитации геометрического узора, характерного для традиционной вышивки мордвы.
Богатством вышивки и оригинальностью решения отличаются рубахи, входящие в одежду Т.А. Зайчук [11], Н.Д. Куфтиновой [12], Е.Я. Мишаниной [13]. Вышивки этих рубах необходимо рассматри-
вать как следующую разновидность, характеризующуюся большим количеством нововведений. Рубахи в данной одежде декорируются различными техниками вышивки, которая наносится как в зонах, принятых традицией, так и в нетрадиционных. В одежду Т.А. Зайчук
[11], Н.Д. Куфтиновой [12], Е.Я. Мишаниной [13] входят: рубаха - па-нар или платье - нула, передник с грудкой или с рукавами - сапоня, головной убор, нагрудные, поясные, наспинные украшения.
Вышивка на рубахах Т.А. Зайчук [11], Н.Д. Куфтиновой [12], Е.Я. Мишаниной [13] имеет как общие черты, так и собственную специфику. К общим чертам вышивки следует отнести её расположение, она локализуется: по низу рубахи (техника «счетной» глади, «набора», «росписи»), по плечам (техника «счетной» глади, «набора», «крестика»), вдоль спины по швам, соединяющим заднее и боковые полотнища, которая, со слов Н.Д. Куфтиновой [12], называется кувалмат (техника «росписи»). Следует отметить факт незначительного декорирования вышивкой переднего полотнища рубахи (низа переда рубахи, выреза горловины), это связано с появлением в одежде передника, закрывающего переднее полотнище, в связи с чем происходит отказ от оформления переднего полотнища.
К специфике вышивки рубах Т.А. Зайчук, Н.Д. Куфтиновой, Е.Я. Мишаниной следует отнести разнообразие орнамента, композиции и техник вышивки декорирующей рукава, плечи и спинку рубах. Вышивка рукавов рубахи Е.Я. Мишаниной [13] располагается над красной тканью, нашитой по низу рукавов, она группируется в виде полосы сюжетной композиции из цветов, дерева и птиц, выполненных в технике «крестика». Над вышитыми розами красного и синего цветов, заключенных в полосу, можно наблюдать раскидистое дерево, по сторонам которого стоят птицы с расправленными крыльями. Для вышивки использованы нити мулине ярких цветов: красного и черного как основных, синего, розового, зелёного и жёлтого как дополнительных.
Вышивка рукавов рубахи Н.Д. Куфтиновой [12] отличается оригинальностью рисунка и техникой исполнения. Нина Дмитриевна Куфтинова является носителем и создателем своего костюма, в том числе богато оформленной рубахи. Н.Д. Куфтинова расшивает рубаху по рукавам букетами ярких полевых цветов - красными маками, сказочными цветами: желтыми, сиреневыми, оранжевыми, розовыми в технике «цветной глади». Помимо применения новой техники вышивки, оригинальных орнаментальных композиций, современных материалов и ярких цветовых сочетаний, мастерица располагает орнамент в нехарактерных местах рубахи, чтобы как можно нагляднее продемонстрировать красочность вышивки, т. е. по наружной стороне рукава, а также на лопатках около плеч, что
позволяет плотному рисунку вышивки плавно «входить» в «пространство» белого домотканого холста.
Наибольшим разнообразием вышивки среди рубах изучаемой группы отличается рубаха Т.А. Зайчук [11]. На её рукавах над тканью красного цвета, нашитой по низу рукава, вышиты «крестиком» ряды растительного орнамента, вазон со стилизованными полевыми цветами и по сторонам петухи с пушистыми хвостами. Чуть выше по плечу широкой полосой располагается зигзаг с разноцветными цветами, вышитыми «крестиком». Радом с орнаментальной полосой располагаются полосы тесьмы, ленты, вышитые полосы и розетки геометрического орнамента, выполненные в технике «счетной глади». Богато оформляется и спина рубахи. Между продольными полосами вышивки кувалмат размещается поперечная вышивка «крестиком». Орнамент состоит из полосы мелкого орнамента, под которой можно наблюдать рисунок с цветами и листьями, заключенными в треугольник вершинной вниз. Вся вышивка выполнена нитями мулине различных цветов - красным, черным как основных, темно- и светло-розовым, синем, голубым, зелёным, жёлтым, фиолетовым, оранжевым как дополнительных.
Описанная вышивка одежды Т.А. Зайчук, Н.Д. Куфтиновой, Е.Я. Мишаниной отличается оригинальностью и индивидуальностью решения, новыми техниками выполнения, яркостью цветового колорита и включением в неё множества ярких и анилиновых цветов. В целом при выполнении вышивки народные мастера ориентируются на упрощение техники, так трудоемкая «счетная гладь» заменяется на более простые техники «цветную гладь», «набор» или «крестик».
Таким образом, выявленные разновидности декоративного оформления рубах мордвы, проживающей в Москве: традиционная вышивка, вышивка с включением незначительного количества нововведений и вышивка, отличающаяся оригинальностью и индивидуальностью, позволяют сделать выводы, что народная вышивка в данном регионе претерпевает постоянные изменения, сохраняя только исконную локализацию по низу рубах в виде розеток и орнаментальных полос, в розетках по плечу и орнаментальному ряду по рукавам и спинке. Следует отметить тенденцию упрощения в выполнении вышивки, когда сложные техники «счетной глади» и «росписи», принятые в традиции, заменяются на более простые «крестик» и «цветную» гладь. Орнамент вышивки в традиционных зонах локализации независимо от техники исполнения имитирует геометрический узор традиционной вышивки. Появляются новые участки пространства ткани рубахи, которые заполняются вышивкой более простых техник с индивидуальным и специфичным рисунком. В целом вышивка изучаемой группы одежды отличается яркостью цветового колорита и включением в неё множества ярких и в неко-
торых случаях анилиновых цветов. Доминирующими цветами вышивки остаются ярко-красный и чёрный, их дополняют розовые светлый и темный, синий, голубой, оттенки зеленого, жёлтый, оранжевый и фиолетовый. Традиционная вышивка на рубахах, изготовленная из материалов домашнего производства, встречается редко в отличие от вышивки рубах, изготовленных из современных материалов, которые встречаются повсеместно и в которых объединяются как традиции мордовского этноса, так и современная новация.
Список литературы
1. Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство. - Саранск, 1968.
2. Молотова Л.Н. Народное искусство Российской Федерации из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. - Л., 1981.
3. Мордовский народный костюм: альбом / сост. и авт. текста: Т.П. Проки-на, М.И. Сурина; редкол.: Н.Ф. Мокшин и [др.]; пер. англ. яз. Н.Н. Плеханкова; фот. Б. А. Тишулин. - Саранск, 2007.
4. Никонова Л.И. Фотоматериал по результатам этнографической экспедиции: Москва и Московская обл. 2012 г. // Архив отдела этнографии и этнологии гос. казённого учреждения Республики Мордовия «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия».
5. ПМА: Фомина Надежда Петровна, 1965 г. р., Москва, записи 2012 г.
6. ПМА: Букина Елена Викторовна, 1970 г. р., Москва, записи 2012 г.
7. ПМА: Букина Арина, 2004 г. р., Москва, записи 2012 г.
8. ПМА: Пиксайкина Анна Павловна, 1962 г. р., Москва, записи 2012 г.
9. ПМА: Федина Ольга Павловна, 1964 г. р., Москва, записи 2012 г.
10. ПМА: Шубина Лидия Павловна, 1953 г. р., Москва, записи 2012 г.
11. ПМА: Зайчук Татьяны Александровны, 1949 г. р., город Зеленоград Моск. обл., записи 2012 г.
12. ПМА: Куфтинова Нина Дмитриевна, 1952 г. р., Москва, записи 2012 г.
13. ПМА: Мишанина Екатерина Яковлевна, 1959 г. р., город Люберцы Моск. обл., записи 2012 г.
14. ПМА: Букина Пелагея Васильевна, 1939 г. р., Москва, записи 2012 г.