ЭТНОГРАФИЯ
УДК 391.7:391 (=511.152)
З.И. Акимова, В.В. Митина
Нагрудные и поясные украшения народной одежды мордвы Москвы и Московской области
В статье описаны основные типы нагрудных и поясных украшений мордвы, проживающей в Москве и Московской области, выходцев из Краснослободского и Ковылкинского районов. Рассмотрены и выявлены традиционные и оригинальные украшения, изучен способ их ношения.
This paper describes the main types of breast and belt decorations Mordovians living in Moscow and the Moscow region and natives Krasnoslobodsky Kovylkin-skogo areas. Examined and identified traditional and original decoration, to explore ways of wearing them.
Ключевые слова: нагрудные украшения, поясные украшения, одежда, этнография, традиция.
Key words: breast jewelry, belt ornaments, clothing, ethnography, tradition.
Традиционный праздничный мордовский костюм отличался обилием украшений. Женские украшения в народной одежде имели разделение по месту их ношения: нагрудные, поясные, наручные, головные [1, с. 93-128]. Комплекс украшений в народной одежде указывал на материальное положение женщины, её социальный и возрастной статус. Материалами для изготовления украшений служил широкий спектр доступных в природе предметов и веществ: кожа, мех, шерсть, дерево, кора, лыко, растительные волокна, камень, перо, конский волос, стекло, метал и даже кости животных.
Наиболее богатый комплекс украшений женщины носили вокруг шеи и на поясе - это нагрудные и поясные украшения. Данные украшения в первую очередь помимо необходимых функций (скрепление глубокого выреза рубахи, фиксирование широкой рубахи на уровне пояса) являлись оберегами, защищали наиболее значимые области тела женщины необходимые для продолжения рода (грудь, бедра) от потустороннего влияния. Мордва до наших дней сохранила интересные древние формы украшений, которые можно наблюдать и в современной народной одежде.
© Акимова З.И., Митина В.В., 2013
54
С целью изучить современное состояние традиционной одежды у мордвы Центральной части России была организована этнографическая экспедиция в Москву и Московскую область (2012 г., Л.И. Никонова - проф., рук. экспед.) [4], позволившая собрать интереснейший материал. В Москве и области была зафиксирована народная одежда коллективов художественной самодеятельности: «Бояраваня», «Колопинские голоса», «Марлюня», «Масторава», «Тештине-Тяштине», «Эрзянь вайгель», «Эх, Мордовочки!», а также отдельных представителей мордовской диаспоры. Это комплекс костюма мордвы - выходцев из Краснослободского, Ковылкинского, Зубово-Полянского, Атюрьевского, Торбеевского, Кадошкинского районов республики Мордовия, а также из Оренбургской, Пензенской областей, городов Темников и Москва, каждый из которых обладал определенной спецификой.
У мордвы, проживающей в Москве и Московской области, традиционная одежда представляет переходный и городской типы, т. е. ансамбль одежды включает: белую рубаху или платье, фартук, головной убор, комплекс украшений (поясные, нагрудные), редко можно наблюдать традиционную обувь в костюме, она обычно заменяется на современные сапоги. Некоторые отдельные комплексы костюма включают старинные украшения, которые женщины носят на груди или на поясе, в одежде также можно наблюдать украшения, изготовленные из новых материалов, являющиеся современным вариантом старинных украшений.
Остановимся на рассмотрении украшений в одежде выходцев из Краснослободского и Ковылкинского районов. Краснослободский район представлен одеждой: П.В. Букиной, Е.В. Букиной, А. Букиной, В.Н. Журавлёвой, А.П. Ивониной, О.П. Фединой, Н.П. Чуркиной, Л.П. Шубиной, Т.В. Шукшиной (деревня Старое Липьёво); А.С. Алиевой (село Мордовские Парки); Н.Б. Вельмискиной, Е.Н. Сидоркиной (село Колопино); А.П. Пиксайкиной (село Мордовские Полянки); Н.Т. Кувезёнковой и её дочери М. Кувезёнковой, А.И. Ткачёвой, Е.Т. Чинилиной, Т.Т. Чумбаевой (село Рыбкино). Рассмотрена также одежда следующих выходцев из Ковылкинского района: М.А. Алимовой, Т.А. Зайчук, Е.Д. Кольтяпиной, Н.Д. Куфтиновой (село Волга-пино); Н.Г. Гудковой, Н.М. Гуськовой (село Ежовка); Е.Я. Мишаниной (село Мамолаево); Н.А. Гутарёвой (село Мордовское Коломасово); Е.М. Шукшиной (деревня Поникедовка).
Среди характерных нагрудных украшений традиционного комплекса мордвы исследователи выделяют, прежде всего, заколку сюлгам (м.), сюлгамо (э.), позволявшую скреплять края глубокого грудного выреза рубахи. Традиционные женские рубахи имели глубокий вырез, что было связано с функциональной необходимостью, использованием рубахи в период кормления младенца: «Рубаха как
основной элемент женской одежды, - пишет Т.А. Шигурова, - должна была выполнять чисто практическую функцию, то есть быть удобной для будущей матери: специальной одежды для нее не шили» [32, с. 3]. С уменьшением форм бытования народного костюма (исчезновения его из повседневной жизни), происходившего с начала XX в., глубокий вырез становится значительно меньше и постепенно заменяется на более удобную в городских условиях маленькую горловину, скрепляющуюся, как правило, пуговицей. Данные процессы способствовали исчезновению из народной одежды традиционной заколки сюлгам (м.), сюлгамо (э.). Ту же специфику можно наблюдать в изучаемой одежде мордвы, проживающей в Москве и Московской области, так как рубахи их одежды имеют неглубокий треугольный вырез горловины, а в целостном комплексе одежды отсутствует традиционная нагрудная заколка.
До наших дней мордва исследуемого региона сохранила разнообразные украшения в виде колье, бисерных пелерин, нитей бусин. Характерной особенностью нагрудных украшений костюма мордвы-мокши Краснослободского, Старошайговского, Ковылкинского, Руза-евского районов, как отмечают исследователи, является их компактность: «Комплекс нагрудных украшений был компактно собран вокруг шеи, так как в ансамбле заметное место отводилось передникам с высокой грудкой» [2, с. 313]. Таким образом, комплекс нагрудных украшений выходцев из Краснослободского и Ковылкинского районов имеет много общего: в него входит небольшого размера бисерная сетка или сетка из бусин - цифкс, которая располагается очень близко к шее, и нить из бус, бисера и стекляруса, располагаемые поверх - карганят.
Бисерную сетку, со слов информаторов [5; 14] называемую цифкс, можно наблюдать среди нагрудных украшений одежды: М.А. Алимовой [6], Е.В. Букиной [7], П.В. Букиной [5], А. Букиной [8], Н.Б. Вельмискиной [9], Н.Г. Гудковой [10], Т.А. Зайчук [11], А.П. Иво-ниной [12], Е.Д. Кольтяпиной [13], Н.Д. Куфтиновой [14], А.П. Пиксай-киной [15], Е.Н. Сидоркиной [16], О.П. Фединой [17], Н.П. Чуркиной
[18], Т.В. Шукшиной [19]. Оно изготовлено из двух - восьми рядов сетки среднего размера бусин «золотого», синего, зеленого, «серебряного», сиреневого, красного цветов. Среди нагрудных украшений одежды М.А. Алимовой [6] можно видеть две разновидности бисерных ожерелий, при этом большее ожерелье одевается ниже меньшего. Чуть ниже ожерелий в одежде М.А. Алимовой [6] расположены три броши из бусин в виде стилизованных цветов. Среди нагрудных украшений А.П. Пиксайкиной [15] помимо описанного выше украшения цифкс можно видеть плотную бисерную полосу с четким геометрическим орнаментом, украшение одевается «стойкой» высоко вокруг шеи. Общим для данных украшений служит со-
временный материал, из которого изготавливаются украшения - это бисер крупного размера или бусины. Применение данного материала при производстве украшения свидетельствует о тенденции в упрощении сложной техники изготовления.
Отличаются нагрудные украшения, включенные в одежду
A.С. Алиевой [20], М. Кувезенковой [22] и Е.Я. Мишаниной [21]. Одно из двух украшений цифкс в одежде А.С. Алиевой [20], меньшего размера, изготовлено из крупного однотонного бисера желтого цвета, его края декорированы бубенцами. Бисерное ожерелье Е.Я. Мишаниной [21] изготовлено из мелкого бисера разных цветов: белого, зелёного, жёлтого, красного и металлических бубенчиков по краю. Цифкс, включенное в одежду М. Кувезенковой [22] - это широкая пелерина, сплетенная из 12 рядов мелкого бисера розового, красного, оранжевого, зеленого, жёлтого, белого и чёрного цветов. Материалы, из которых изготовлены данные украшения, свидетельствуют о том, что они являются ранним типом украшения, традиционным украшением мордвы-мокши.
Во все ансамбли нагрудных украшений народной одежды исследуемой группы входит несколько рядов нитей бусин крганят различных цветов, контрастирующих с яркими передниками - это «жемчужные» белые, розовые, жёлтые, «изумрудные», черные, красные, коричневые и другие бусины. Крганят костюма А. Букиной [8] и Т.В. Шукшиной [19], в который не включен передник, имеет темные цвета, составляя контраст белому фону рубахи. В костюмах
B.Н. Журавлёвой [28] и Е.Т. Чинилиной [29] отсутствует цифкс, поэтому единственным нагрудным украшением одежды служат нити бусин крганят, плотно покрывающих грудь женщины. Нить из бус надевается женщинами поверх цифкс и обматывается вокруг шеи два или три раза, спускаясь низко до пояса. Бусы грамотно объединяют элементы комплекса одежды в целостный ансамбль.
Отдельно следует рассмотреть нагрудные украшения одежды Н.Т. Кувезёнковой [22], А.И. Ткачёвой [23] и Т.Т. Чумбаевой [24], так как они являются современными и не связанными с традицией. Украшения данной группы одежды состоят из двух типов: колье, расположенного плотно к шее, имеющего современную форму в виде декоративных веточек с листьями и цветами, изготовленного из современных материалов, блестящих страз; колье дополняют современные нити бус различных цветов - белого, красного, бардового, зеленого, голубого, розового, «золотого», «жемчужного», подобранных в контраст передникам или рубахам. Колье, по всей видимости, включено в одежду женщинами с целью объединения костюма членов коллектива «Эх, Мордовочки!» в целостный ансамбль. Нити бус надеваются поверх колье, обматываясь вокруг шеи от двух до шести раз, спускаясь низко до живота.
Ярким и самобытным нагрудным украшением одежды выходцев из Ковылкинского района служит нарядная пелерина из бисера -бояравань крганя, закрывавшая плечи, грудь и спину женщины, доходившая до пояса, её концы декорируются монетками: «Белая рубаха была фоном для пелерины, которая со временем вытеснила вышивку на плечах и груди. Традиционно это украшение надевала невеста на свадьбу, а молодые женщины носили его по большим праздникам. В XX в. бояравань крганя получила широкое распространение как типичный элемент костюма мокшанок всего ареала» [2, с. 342]. Данное украшение можно видеть в одежде Н.А. Гутарё-вой [25], Н.М. Гуськовой [26] и Е.М. Шукшиной [27], оно плотно прилегает к шее и спускается ниже груди. Пелерина изготовлена из мелкого бисера ярких цветов, формирующего ряды геометрического орнамента в виде ромбов, ромбов с «отростками», зигзагов и косого креста. В комплекс нагрудных украшений Е.М. Шукшиной [27] поверх бисерной пелерины надета пелерина небольшого размера, изготовленная из семи рядов разноцветных бусин. Бояравань крганя Н.А. Гутарёвой [25] и Н.М. Гуськовой [26] дополняется нитями из бусин различной формы, цвета и длины.
Благодаря предпринятой экспедиции была обнаружена интересная коллекция народной одежды, которая бережно сохранилась Ниной Дмитриевной Куфтиновой [14]. В коллекции одежды, помимо несколько ожерелий цифкс, изготовленных Ниной Дмитриевной из современных материалов, можно было видеть старинное через-плечное украшение, которое состоит из рядов цепочек, стекляруса, бусин и монет - это кичкор. Данный тип украшения носили женщины на плечах, надевая его наперекрест: «Имелось у мордвы особое че-резплечное украшение в виде перевязи. Девушки и молодые замужние мокшанки в праздничные дни носили перевязь в Инсарском и Ковылкинском районах. Называли перевязь кичкор, крёскал или по-русски кресты» [1, с. 126]. Украшение кичкор в коллекции Н.Д. Куфтиновой [14] имеет большую длину и состоит из цепочки, на которую фиксируются чёрный и прозрачный стеклярус, различные монеты и бубенцы.
Необходимой деталью костюмного комплекса мордвы являлся пояс, который позволял фиксировать к телу длинную широкую рубаху. Согласно традиции существовали особые способы повязывания пояса, отличающие одежду отдельных групп мордвы. Среди этнографических признаков, как отмечают исследователи, была особенность подпоясывания мокшанскими женщинами рубах выше колен, оставляя большой напуск над поясом: «Пояс... перевиваясь в два приема под животом и держа на бедрах шерстяные кисти. прижимается к телу собственную спереди сумою, а сзади морщинами длинную рубаху мордовки» [31, с. 332].
Наибольшее распространение среди разнообразия поясов исследуемой группы одежды по технике изготовления имеет пояс, тканный на дощечках шириной от 1 до 5 см, называемый, со слов Н. Д. Куфтиновой [14], каркс. Его можно встретить в одежде: Н.Г. Гудковой [10], Е.Д. Кольтяпиной [13], Н.Т. Кувезёнковой [30], М. Кувезёнковой [22], Н.Д. Куфтиновой [14], Е.Я. Мишаниной [21],
A.И. Ткачёвой [23], О.П. Фединой [17]. В комплекс костюма О.П. Фединой [17] входит пояс, плетенный из шерсти на дощечках темнокрасного как основного, а также темно-синего, желтого и зеленого цветов как дополнительных. Данный пояс является традиционным, о чем свидетельствуют материалы и техника его производства. Пояса в одежде Н.Г. Гудковой [10], Е.Д. Кольтяпиной [13], Н.Т. Кувезёнковой [30], М. Кувезёнковой [22], Н.Д. Куфтиновой [14], А.И. Ткачёвой [23] завязаны с левой стороны и сплетены из шерсти более ярких цветов - красной, синей, розовой, белой, зелёной, жёлтой. Край поясов декорируется маленькими кистями трех ярких цветов: пояс Н. Т. Кувезёнковой [30] - зелёным, розовым и синим; пояс М. Кувезёнковой [22] - жёлтым, красным и зеленым; пояс А.И. Ткачёвой [23] - голубым, красным, жёлтым. Пояс в одежде, где включена рубаха, повязывается под передником (одежда Н.Т. Кувезёнковой [30] и Е.Т. Чинилиной [29]), в одежде, где присутствует платье, пояс одет поверх передника (одежда А.И. Ткачёвой [23], Т.Т. Чумбаевой [24]). Пояс в одежде Е.Я. Мишаниной [21] повязывается на спине, его края с короткими красными кистями выправляются, создавая дополнительное поясное украшение на спине женщины.
В качестве пояса в одежде Е.В. Букиной [7] и Е.М. Шукшиной [27] используется широкий кашемировый кушак зеленого цвета, повязанный поверх передника и рубахи и составляющий им контраст. Кушак завязан по центру на животе женщины, его края выправлены по бокам. Согласно выводам исследователей подобный тип пояса может служить имитацией парного поясного украшения кеска ру-цят - набедренных полотенец: «С появлением фабричных кашемировых кушаков боковые полотенца вышли из обихода, уступив место новой моде красиво располагать среди подвесок концы кушака» [2, с. 313].
Оригинальный пояс можно видеть в одежде П.В. Букиной [5],
B.Н. Журавлевой [28], Т.А. Зайчук [11], он связан крючком из цветной пряжи с добавлением блестящего люрикса. Пояс завязан на уровне живота, по левой стороне, состоит из отдельных цветовых фрагментов: красного, зеленого, голубого, оранжевого, синего, бардового цветов, на его конце имеются пушистые кисти. Разнообразные разновидности поясов, плетенных на дощечках и вязанных крючком, можно видеть в коллекции Н.Д. Куфтиновой [14], которые были изготовлены ею.
Представляет интерес пояс в одежде А. Букиной [8], который может рассматриваться как самостоятельное и оригинальное украшение данного детского костюма. Пояс состоит из широкой красной ткани, на которую рядами нашиты цветная тесьма с геометрическим орнаментом, тесьма «зигзаг», плетенный на дощечках шерстяной узкий пояс, а также декоративные ленты, на которые нашиваются блестящие пайетки.
В виде самостоятельного украшения одежды Т.В. Шукшиной
[19] используется пояс, из-за того, что в костюм не включен передник. Красный широкий пояс создает контраст белой ситцевой рубахе. Пояс повязан с правой стороны, его концы украшены фабричными тесьмой с геометрическим рисунком, блестящими лентами и небольшими кистями. Данное украшение не является традиционным для костюма мордвы-мокши, и скорее всего изготовлено на производстве, с целью определения общих деталей в костюме членов самодеятельного коллектива «Бояраваня», так как в одежде некоторых членов коллектива можно наблюдать подобное поясное украшение.
К отдельной группе украшений костюма следует отнести поясные подвески у выходцев из Краснослободского района, которые можно наблюдать в одежде А.С. Алиевой [20], Н.Т. Кувезёнковой [22], А.П. Пиксайкиной [15], О.П. Фединой [17]. В качестве поясного украшения в одежде А.С. Алиевой [20], А.П. Пиксайкиной [15], О.П. Фединой [17] служит пара подвесок небольшого размера, трапециевидной формы с красными кистями на конце, которые, со слов информаторов [5; 17], назывались килькш. Конструкция украшений состоит из проволоки, соединенной при помощи металлических цепочек и шерстяного тканого пояса, широкие красные кисти зашиты рядами пуговиц, бисера, стекляруса, бус и медных цепочек, по бокам подвесок располагаются колокольчики. Указанное украшение -это современный вариант традиционных подвесок килькш, носимых мордвой-мокшей данного района: «Парные подвески - кильшта-мат, или сект, имели трапециевидную форму, в их основе были плотно украшенные на шерстяную тесьму в два или четыре ряда раковины-каури, дополненные разноцветными бусами, яркими кистями из шерстяных нитей, поднизями из бисера» [3, с. 243].
Данные поясные украшения сохраняют форму и размер, характерные для традиционных украшений, при этом ряды белых раковин-каури заменяются на ряды бусин, медные пуговицы заменяются на плоские шерстяные круги зеленого и розовых цветов, кисти дополняются мелкой бисерной декоративной отделкой. Традиционное поясное украшение килькш можно наблюдать в одежде Н.Т. Кувезёнковой [22]. На это указывают материалы, использованные для его производства. Украшение состоит из бусин красного, синего,
жёлтых цветов, старинных монет, металлических пуговиц и круглых бубенцов, нашитых по краю и низу килькш.
В комплексе одежды выходцев из Ковылкинского района Т.А. Зайчук [11], Н.Д. Куфтиновой [14], Е.Я. Мишаниной [21] можно видеть парное поясное украшение - подвески, со слов Н.Д. Куфтиновой [14], называемые килькшт. Украшение декорируется раковинами каури, стеклярусом, бисером, латунными пуговицами и бубенцами, их низ оформляется шерстяными кистями. Данные подвески, как отмечают исследователи, можно видеть в традиционном костюме, что свидетельствует о его сохранности в исследуемой группе одежды: «подвески состояли из металлического каркаса в виде двух, трех рядов медной проволоки, скрепленной поперечными стержнями. На проволоку нанизывались раковины каури. Иногда основу украшения составлял узкий плетеный поясок, на который прикреплялись раковины, разноцветные бусы, медные пуговицы, а по краям на поперечную проволоку - бубенчики (корейнят), жетоны, а также кисточки цёконят из бисера. Подвески всегда имели на конце бахрому из красных или черных шерстяных или шёлковых ниток» [1, с. 108].
В одежду Н. Д. Куфтиновой [14] включены поясные подвески позднего варианта; они также состоят из проволочного каркаса; ряды раковин и медных пуговиц заменяются на бусины, бисер, современные цветные пуговицы, плоские круги из картона обмотанные цветной шерстью; сохраняются бубенцы по бокам украшения; низ килькшт оформляется красными кистями из шерсти с нашивкой из бисера и стекляруса. Данное поясное украшение надето женщиной по бокам на бедрах симметрично с левой и правой стороны.
Отдельно следует рассмотреть поясные подвески, включенные в одежду Н.А. Гутарёвой [25] и Н.М. Гуськовой [26], так как они представляют наиболее полный набор, состоящий из двух пар подвесок коротких, рассмотренных выше, и длинных, одетых в данном костюме под короткими. Этот набор подвесок является праздничным, а способ их ношения - традиционным и характерным для исследуемой группы одежды: «Характерной чертой поясного набора южных сёл было наличие в ансамбле двух пар длинных и коротких подвесок» [2, с. 343]. Подвески Н.М. Гуськовой [26] состоят из проволочного каркаса, на который рядами нанизаны «золотистые» пуговицы, зеленые и белые бусины, ракушки-каури. Вместо кистей по низу украшений пришита красная ткань, натянутая на каркас трапециевидной формы, повторяющий форму кистей, ткань оформлена нашитыми пуговицами, блестящими пайтками и «золотистыми» монетками, цветным бисером, нашивка из которого создает ряды простого геометрического орнамента в виде ромбов, крестов и зигзагов. По бокам килькшт имеются «золотистые» колокольчики. Парные
подвески Н.А. Гутарёвой [25] изготовлены из более старых материалов - латунных пуговиц и крупных бусин, низ украшения оформлен красными шерстяными кистями.
В коллекции одежды Н. Д. Куфтиновой [14] можно было видеть две разновидности описанных выше длинных и коротких поясных подвесок килькшт. Одна пара длинных подвесок изготовлена из рядов латунных пуговиц, бусин красного цвета, ракушек-каури, плоских кругов, обмотанных розовой и зеленой шерстяной нитью, по краям дополненные подвижными бубенцами. Вместо кистей используется трапециевидной формы ткань, натянутая на каркас, на которую нашиты ряды тесьмы, пуговиц, блесток и мелкого цветного бисера. Вторая пара длинных украшений изготовлена из рядов латунных пуговиц и кругов, обмотанных цветной шерстью, в центре которых располагается белая пуговица, раковин-каури, зеленых и синих бусин, металлических бубенцов по бокам. По низу украшение имеет красные шерстяные кисти, декорированные проволокой, пуговицами и бисером. Две пары коротких поясных украшений изготовлены из мелкой цепочки, металлических и пластиковых пуговиц, бусин разных цветов, монет бубенцов. Отличаются украшения цветом шерстяных кистей, имеющихся по низу, в одном случае это красные кисти, в другом зеленые.
Своеобразным поясным украшением, которое можно наблюдать только в одежде П.В. Букиной [5], является поясное украшение квадратной формы, которое надето женщиной с правой стороны. Украшение состоит из ткани, на которую нашиты разноцветные атласные ленты, белое кружево и блестящие пайетки, по низу украшение декорировано маленькими круглыми бубенцами.
Подводя итог изучению нагрудных и поясных украшений мордвы, проживающей в Москве и Московской области, следует отметить, что носителями костюма являются женщины среднего и пожилого возраста, что приводит к некоторым изменениям в одежде. Женщины разных возрастов надевают наиболее сложные, богатые и нарядные нагрудные и поясные украшения. Также в условиях города происходит постепенное стирание традиционных способов подпоясовывания рубахи в пользу индивидуального удобства носительницы костюма, исчезает необходимость в ношении наиболее характерного нагрудного украшения - заколки сюлгам (м.), сюлгамо (э.) из-за изменений в крое рубахи.
При внимательном рассмотрении нагрудных и поясных украшений мордвы, проживающей в Москве и Московской области, заметна тенденция сохранения в народной одежде территориального признака, т. е. его особенностей по месту рождения носительницы костюма. Выражается это в сохранившихся особых способах ношения поясных подвесок, формах, материалах и способах производства
некоторых нагрудных и поясных украшений. Отмечены тенденции возникновения новых традиций, связанных с тем, что мордва объединяется в коллективы самодеятельности. Так, женщины, которые являлись представителями того или иного коллектива художественной самодеятельности, старались включать в одежду схожие близкие украшения, например, нагрудные - колье - члены коллектива «Эх, Мордовочки!», или пояса - представительницы коллектива «Бояраваня».
Таким образом, описание нагрудных и поясных украшений мордвы, проживающей в Москве и Московской области, свидетельствует о том, что в народной одежде наравне соседствуют как традиции, так и нововведения, позволяющие формировать новую городскую этническую культуру.
Список литературы
1. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. - М., 1973.
2. Мордовский народный костюм: альбом / сост. и авт. текста: Т.П. Проки-на, М.И. Сурина; редкол.: Н.Ф. Мокшин и [др.]; пер. с англ. Н.Н. Плеханкова; фот. Б. А. Тишулин. - Саранск, 2007.
3. Мордовский народный костюм: альбом / Т.П. Прокина, М.И. Сурина. -Саранск, 1990.
4. Никонова Л.И. Фотоматериал по результатам этнографической экспедиции: Москва и Московская обл. 2012 г. // Архив отдела этнографии и этнологии государственного казённого учреждения Республики Мордовия «Научноисследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия».
5. ПМА: Букина Пелагея Васильевна, 1939 г. р., Куфтинова Нина Дмитриевна, 1952 г. р., Москва, записи 2012 г.
6. ПМА: Алимова Мария Александровна, 1953 г. р., Москва, записи 2012 г.
7. ПМА: Букина Елена Викторовна, 1970 г. р., Москва, записи 2012 г.
8. ПМА: Букина Арина, 2004 г. р., Москва, записи 2012 г.
9. ПМА: Вельмискина Наталия Борисовна, 1963 г. р., город Видное, записи 2012 г.
10. ПМА: Гудкова Надежда Григорьевна, 1965 г. р., Москва, записи 2012 г.
11. ПМА: Зайчук Татьяны Александровны, 1949 г. р., город Зеленоград Моск. обл., записи 2012 г.
12. ПМА: Ивонина Анна Павловна, 1956 г. р., Москва, записи 2012 г.
13. ПМА: Кольтяпина Елена Дмитриевна, 1966 г. р., Москва, записи 2012 г.
14. ПМА: Куфтинова Нина Дмитриевна, 1952 г. р., Москва, записи 2012 г.
15. ПМА: Пиксайкина Анна Павловна, 1962 г. р., Москва, записи 2012 г.
16. ПМА: Сидоркина Елена Николаевна, 1959 г. р., Москва, записи 2012 г.
17. ПМА: Федина Ольга Павловна, 1964 г. р., Москва, записи 2012 г.
18. ПМА: Чуркина Нина Павловна, 1969 г. р., Москва, записи 2012 г.
19. ПМА: Шукшина Татьяна Владимировна, 1955 г. р., Москва, записи 2012 г.
20. ПМА: Алиева Анна Степановна, 1952 г. р., Москва, записи 2012 г.
21. ПМА: Мишанина Екатерина Яковлевна, 1959 г. р., Люберцы Моск. обл., записи 2012 г.
22. ПМА: Кувезёнкова Маша, 2002 г. р., Москва, записи 2012 г.
23. ПМА: Ткачёва Анна Ивановна, 1961 г. р., Москва, записи 2012 г.
24. ПМА: Чумбаева Татьяна Тимофеевна, 1961 г. р., Москва, записи 2012 г.
25. ПМА: Гутарёва Нина Архиповна, 1961 г. р., Москва, записи 2012 г.
26. ПМА: Гуськова Наталья Михайловна, 1961 г. р., Москва, записи 2012 г.
27. ПМА: Шукшина Елена Михайловна, 1974 г. р., Москва, записи 2012 г.
28. ПМА: Журавлёва Валентина Николаевна, 1967 г. р., Москва, записи 2012 г.
29. ПМА: Чинилина Елена Тимофеевна, 1964 г. р., Москва, записи 2012 г.
30. ПМА: Кувезёнкова Наталия Тимофеевна, 1969 г. р., Москва, записи 2012 г.
31. Примеров А. Одежда Каменнобродских русских и мордвинов (Описание народных одеяний, носимых русскими и мордвою, живущими в окрестностях села Каменный Брод Краснослободского уезда Пензенской губернии) // Моск. унив. изв. - 1868. - № 4. - С. 332.
32. Шигурова Т. А. Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы; науч. ред. Н. И. Воронина. - Саранск, 2012. - С. 3.