Научная статья на тему 'Традиции и новации в этнокультурных процессах в Сибири'

Традиции и новации в этнокультурных процессах в Сибири Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
141
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции и новации в этнокультурных процессах в Сибири»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2007 г. Выпуск 6. С. 79-82

УДК 316.7

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССАХ В СИБИРИ

В.И. Сподина

В ХХ веке под воздействием культурной эмансипации стран и народов самых разных регионов мира термин “культура” стал использоваться не в единственном европоцентристском, а во множественном числе, что и было зафиксировано в документах ЮНЕСКО [1:370371]. Одна из областей его применения - этнокультурные процессы, которые во многом связаны с насущными задачами движения к качественно новому состоянию российского общества, совершенствованию социального развития народов нашей страны. Ими в узком понимании считают те изменения в культуре, которые “связаны в первую очередь с этнической спецификой, этнокультурным обликом конкретных этнических и этнографических общностей” [2:15-28].

История изучения этнокультурных процессов, соотношения традиций и новаций в Сибири ведёт своё начало с первых лет Советской власти. Именно тогда, в 1925 году специальным постановлением ВЦИК и СНК 26 народов Севера Европы и Азиатской части России были выделены в группу “малых народов Севера” (сейчас “малочисленных”). Среди них ханты, манси, ненцы, селькупы, коми и другие, живущие на территории ХМАО-Югры. Основанием для их выделения в особую группу, наряду с малочисленностью послужили особенности их традиционных занятий (оленеводство, охота, рыболовство и др.) и быта (кочевание или подвижный образ жизни). Нерасторжимая связь человека, природы и традиционного образа жизни, означала “сохранение без трансформации одежды, образа жизни, языка” [3:300-301].

Учитывая специфику этих народов советское государство поставило целью помочь им в достижении “фактического равенства” с другими народами страны, не всегда принимая во внимание, что коренные народы Севера ещё 4-5 тыс. лет назад создали своеобразные системы жизнеобеспечения, выработали оптимальные способы освоения тайги и тундры, создали различные типы хозяйственного освоения территорий, которым соответствовала оригинальная духовная культура, служившая основой преемственности традиций, социальных отношений и норм, механизмом снятия общественных противоречий.

Этот механизм базировался на традиционных нормах морали, религии, так называемом обычном праве, которые, являясь неразрывной частью культуры, легко дополняли и проникали друг в друга. “Отсюда, - как справедливо заметил В.М.Кулемзин, - становится ясным, что всякая перестройка традиционных норм морали, религиозных взглядов, введение каких-либо новых правовых норм, даже внешне казалось бы безобидных, неизбежно ведёт к деформации всякого прежнего контролирующего механизма” [4:115-118].

В течение последних лет многие учёные, политические деятели и национальные лидеры всерьёз озаботились утратой аборигенными народами Севера своего этнокультурного облика. По материалам социологических исследований, проводимых в 1997 году НИИ обско-угорских народов (ныне Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок) оказалось, что 56,6 % респондентов обеспокоены проблемой утраты национальной самобытности. Также была выявлена прогрессирующая ассимиляция хантов, манси, ненцев в русскую культуру. Национальный язык как отличительный признак данного этноса постепенно утрачивает свою функциональную роль, поскольку вытесняется не только из производственной сферы, но и из бытового общения. Большинство респондентов общаются дома и на работе только на русском языке (77,0-90,0 %). И, тем не менее, его называют родным 66,2 % опрошенного в 1999 г. сельского населения и 57,6 % городского.

Сам факт признания родным языком языка своей национальности гораздо большим числом респондентов, чем реально владеют и на нём общаются, говорит о достаточном

уровне этнического самосознания, выявляет реально существующую ценность родного языка для этнического коллектива, осознание которой выступает своеобразной “защитной реакцией” этноса на угрозу полной этнической ассимиляции [5:19, 29-30].

Выживание коренных народов Севера в условиях техногенной цивилизации и в окружении больших по численности этносов весьма затруднено. Особо это характерно для хантов, манси, ненцев живущих в крае, богатом нефтью и газом. Разумеется, речь идёт не о физическом, а об этническом выживании этих народов.

Мало ратовать за развитие традиционного хозяйства, культуры, языков финно-угорских народов, необходимо выработать конкретные формы и способы этого развития. Возьмём пример обучения детей хантов и манси. Интернатское обучение и воспитание привело к утрате языков и отторжению младшего поколения от старшего. Но оно давало образование. Благодаря этому выросла национальная интеллигенция, которая сейчас активно выступает за возрождение языков и культур малочисленных народов Севера. На смену интернатам пришли так называемые малокомплектные школы - школы в небольших селениях с малым числом учащихся. Но тут же встал вопрос о строительстве и содержании таких школ, их финансировании, а также вопрос о кадрах учителей. Учителя, окончившие вузы и техникумы, вкусившие цивилизации, не очень хотят ехать работать и жить в отдалённых селениях, где нет комфортных, уже привычных для них условий жизни, затруднены связь, передвижение и т. п. Таким образом, малокомплектные школы не решают вопроса образования. И это только одна из существующих проблем.

В настоящее время тенденция такова, что в последние годы наблюдается своеобразный поворот людей к культурным ценностям прошлого, которые во многом стали рассматриваться как значительный экономический ресурс округа.

Вера во всеобщую силу природы остаётся наиболее универсальной основой религиозно-мифологического мировоззрения. Продолжают существовать возникшие в прошлом на этой основе некоторые религиозные концепции и культы. Сохраняются, например, представления о духах Верхнего и Нижнего миров, мифы о происхождении земли, о культурных героях и т.д. Осознав угрозу разрушения традиционных культур, национальная интеллигенция определила существование опорных точек сохранения традиционной культуры (медвежьи игрища, народное декоративно-прикладное искусство, оленеводство как особая культурная среда и др.) [5:58]. Серьёзный вклад в дело сохранения и бытования традиционной культуры хантов и манси вносят люди, создающие местные музеи. Это удачная форма для возрождения интереса к народной культуре, приобретения знаний, забытых в процессе урбанизации культуры.

Значительно усилилась работа по пропаганде этнокультурных традиций в СМИ, увеличился выпуск научно-популярной и художественной литературы по истории и культуре коренных народов Западной Сибири, активизировалась деятельность фольклорных ансамблей, национальных театров. Один из них - Нуви хотанг (“Белый лебедь”) под руководством Е.Н. Молдановой - создан в Югорском государственном университете в сентябре 2006 г. Целью театра является изучение фольклора народов Югры и пропаганда уходящего корнями в глубокую древность богатейшего культурно-исторического наследия края. Консультантом театра является известная писательница, член Союза писателей РФ, заслуженный работник культуры РФ М.К. Вагатова (Волдина).

В связи с возрастающим интересом к древней истории автохтонного населения округа остро стоит вопрос об активизации археологических исследований на территории Сибири. Достаточно сказать, что в настоящее время на территории Югры выявлено более 4000 археологических памятников, представленных городищами, поселениями, могильниками, культовыми местами, что составляет 98 % всех объектов культурного наследия региона. Для их исследования необходимы широкопрофильные специалисты в области истории, этнографии, археологии и др. Необходимо чтобы подготовка данных специалистов велась не только в университетах Томска, Тюмени, Екатеринбурга, но и в ЮГУ.

Если мы хотим сохранить народы Севера в обозримом будущем, учитывая их уникальность (малочисленность, слабые темпы воспроизводства, освоение экстремальных природных условий, оригинальность культур и языков), а также быстрое угасание их культур, необходим целый ряд мер, в том числе, государственных, для их поддержания. Значительным событием в развитии российской правовой системы стали законы “О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ХМАО-Югры”, “О фольклоре коренных малочисленных народов Севера”, “О поддержке СМИ, издаваемых (выпускаемых) на языках коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского округа”. Но всё это, так называемый внешний аспект языкового регулирования, в то время как внутренний - область языкового обустройства, касается регулирования самого языка, его эффективного использования в новых для него сферах деятельности, таких как управление, законодательство и др.

В связи с этим перед финно-угроведами сейчас стоят более сложные задачи, чем в конце XIX в. Они не могут не осознавать большой ответственности перед народами, изучением которых они занимаются. Их фундаментальные исследования в области финноугристики должны быть дополнены прикладными исследованиями, которые помогут хотя бы затормозить быстротекущий процесс утраты национальных культур и языков. Родной язык - это непременное условие существования и развития этноса, признак его самобытности. Именно знание языка является препятствием для быстрой ассимиляции с другими культурами, поэтому он должен быть охраняем как одно из самых важных достояний этноса [5:31].

Особенно болезненным для национального развития является отказ части родителей учить детей на родном языке. Социальные корни такого “нежелания” общеизвестны: на интеллектуальном уровне - это фактор богатства и функциональной развитости русского языка оказался не в пользу младописьменных языков, которые заимствуют из русского массу научной, терминологической и бытовой лексики. Это нормальный объективный процесс, так как ни один цивилизованный язык не способен к развитию и самосовершенствованию без влияния контактных языков. Понимая необратимость данных процессов, тем не менее, следует иметь в виду, что исчезнувший язык может не иметь возвратных механизмов. Так исчезли пелымский и тавдинский диалекты мансийского языка, на грани исчезновения кондинский диалект. Исчезли прииртышский, демьянский, васюганский диалекты хантыйского языка, по угрозой исчезновения оказались кондинский, обской и др.

Вероятно, целесообразно в рамках финно-угорских конгрессов проводить научнопрактические конференции и симпозиумы для выработки методов, способов и форм сохранения и развития национальных финно-угорских культур и языков.

Приобщение коренных народов Югры к общим процессам мировой культуры сопровождается явлениями двоякого рода: с одной стороны, происходит процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур, с другой - перед каждым народом открывается возможность свободного выражения своего национального характера, присущего только ему мировосприятия.

Многое зависит теперь от самих народов Севера, уровня их национального самосознания, умения подойти к решению практических задач развития экономики, социальной сферы, национальных культур и языков. Традиции особенно ярко проявляются в сфере духовного производства, в фольклоре. Они содержат в себе стабилизирующие элементы и тем самым регулируют жизнедеятельность человека. Но в то же время им свойственны и новации.

Анализ культуры как целостной системы предполагает выявление и исследование двух основных взаимодействующих тенденций: сохранения и развития. “Ориентация культуры на сохранение является доминирующей и связана прежде всего с общими основаниями, свойственными всем культурам - так называемыми “культурными универсалиями”, которые коренятся в природе человека, его базовых потребностях”[6:35-36].

Отпимальный вариант развития культуры предполагает определённое соотношение принципов сохранения и изменения, их взаимодополняемость. Причём этот процесс изменений носит зачастую цикличный характер. Можно обнаружить исторические периоды, для

которых характерно явное преобладание традиционных ценностей, и, наоборот, на определённом историческом этапе эти ценности подвергаются сомнению и культура генерирует новые. Взаимодействие и соотношение культурных ориентаций осуществлялось и взаимоисключающими процессами, принимающими форму борьбы ориентаций на “своё” и “чужое”.

В историческом аспекте отношение к прошлому и будущему носит фазовый характер: их относительная значимость в системе социальных ориентиров то резко понижается, то неоправданно усиливается. “Разнонаправленные векторы культурных процессов на сохранение (прошлое) и изменение (будущее) в условиях нормы дополняют и компенсируют друг друга. Более того, мера слияния и самосознания настоящего и прошлого, гармоничность “наложения” этих горизонтов определяет “актуальное пространство” национальной культуры [6:37], которое должно сохранять равновесие. Только при этом условии процесс “размывания” национально-традиционных форм не будет носить угрожающего характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Разлогов К.Э. Субкультуры в контексте глобализации // V Конгресс этнографов и антропологов России - М., 2003. - 370с.

2. Томилов Н.А.Традиции, новации и пропаганда достижений народной культуры в Сибири // Современная духовная культура народов Сибири и Севера - Омск, 1989. - С. 15-28.

3. Сязи А.М. Сохранение самобытной культуры коренных народов Севера и территории традиционного природопользования // Обские угры. Материалы 11-го Сибирского симпозиума “Культурное наследие народов Западной Сибири” (12-16 декабря 1999. г. Тобольск) - Тобольск-Омск, 1999. - С. 300-301

4. Кулемзин В.М. Традиционные культуры Сибири // Материалы межрегионального совещания по проблемам развития культуры малочисленных народов Севера (Томск. 14-16 декабря 1994 г.) - Томск, 1996. - С. 116.

5. Харамзин Т.Г., Хайруллина Н.Г. Обские угры: социально-экономическая ситуация на пороге третьего тысячелетия - Ханты-Мансийск, 2000. - 186с.

6. Суртаев В.Я. Методология исследования саморазвития социокультурных систем // Время культуры и культурное пространство. Сб. тезисов докладов международной научнопрактической конференции (Москва. 11-13 декабря) - М., 2000. - С. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.