Научная статья на тему 'Традиции и новации в 1985 середине 1990-х гг. : трудный путь к современности'

Традиции и новации в 1985 середине 1990-х гг. : трудный путь к современности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
257
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕСТРОЙКА / ТРАДИЦИИ / НОВАЦИИ / «МАССОВЫЙ» СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК / КУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР / WORLD OUTLOOK OF «MASS» SOVIET MAN / POLICY OF PERESTROIKA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Балакин В. С.

Рассматриваются противоречия политики перестройки и первой половины 1990-х гг. Традиции и новации исследуются как главные социокультурные установки людей. Раскрываются основные ценности и черты мировоззрения «массового» советского человека. Обосновывается положение о том, что цикличность общественных процессов связана с действием культурного фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions and innovations in 1985 mid-1990s: difficult way to the present

The article deals with the contradictions of perestroika and the first half of the 1990s. Tradition and innovation are studied as a major of socio-cultural peoples' guideline. The basic values and features of the world outlook of «mass» Soviet man are revealed. The position that the cyclicity of social processes connected with the influence of cultural factors issubstantiated.

Текст научной работы на тему «Традиции и новации в 1985 середине 1990-х гг. : трудный путь к современности»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 2. С. 287-290.

УДК 940 В.С. Балакин

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В 1985 - СЕРЕДИНЕ 1990-Х ГГ.:

ТРУДНЫЙ ПУТЬ К СОВРЕМЕННОСТИ

Рассматриваются противоречия политики перестройки и первой половины 1990-х гг. Традиции и новации исследуются как главные социокультурные установки людей. Раскрываются основные ценности и черты мировоззрения «массового» советского человека. Обосновывается положение о том, что цикличность общественных процессов связана с действием культурного фактора.

Ключевые слова: перестройка, традиции, новации, «массовый» советский человек, культурный фактор.

Актуальность заявленной темы заключается в дискуссионности проблемы реформирования общества и особенно в необходимости уяснения причин, блокирующих завершение модернизации России. Изучение исторического опыта периода перестройки и первой половины 1990-х гг., учитывая известную цикличность общественных процессов в России, будет способствовать пониманию как настоящего, так и будущего реформ. В первую очередь этот тезис касается исследования культурного и личностного факторов модернизации.

Антропологический, культурный и социально-политический факторы преломляются в человеке и становятся социокультурным механизмом развития цивилизации. Поэтому автора интересует содержание и сущность субъективных мотиваций человека, побуждающих его к деятельности. В целом можно предположить, что они определяются мировоззрением, идеалами и ценностями господствующих культур.

В современной литературе неоднократно указывалось на совпадение исторических явлений в начале и в конце ХХ в. Меньше внимания историки уделяют сущности реформ Александра II и М.С. Горбачева. Хотя даже сегодня трудно объяснить совпадение главных общественных идей этих реформ («застой», «гласность», «перестройка»). Циклический характер развития российской цивилизации не был случайностью. Как известно, решающую роль в осуществлении догоняющей модернизации играло российское государство. Главными причинами «быстрых» или «радикальных» реформ всегда был кризис не только властей, но и социальных отношений. Персонификация власти на всех этапах цикла реформа-контрре-форма-застой была важным стереотипом общественного сознания

Процесс социальной трансформации России, укоренения новаций всегда был крайне противоречивым. Социокультурные расколы между властью и обществом, интеллигенцией и народом, городом и деревней проявлялись в сопротивлении модернизации, в защите традиций. Неустойчивость социальных отношений усиливалась расколом в общественном сознании, культурными факторами (смыслами). Социальные утопии конца XIX и ХХ вв., мифологические и авторитарные (традиционные) идеалы побуждали людей к действиям, снижавшим возможность перехода к современности. Часть чиновников XIX в. и партийно-хозяйственный актив ХХ в. основу общественного развития видели в международном усилении России, в великодержавности и мессианстве. Значительная часть дворянства в XIX в. и интеллигенции в XX в. не имела опыта отстаивания своих интересов, а также надеялась на поддержку государства.

© В. С. Балакин, 2012

В переходном обществе всегда проявляются культурные идеалы, административное воплощение которых невозможно. История России свидетельствует о том, что она не была исключением в ряду таких обществ. Вероятно, невозможно общество, которое воплотило бы в жизнь уравнительную справедливость и одновременно обеспечило бы значительный инновационный рост и мобильность. В период перестройки заведомо истинная позиция лидера КПСС в совокупности с идеологией начинает подвергаться сомнению. Это монолитное единомыслие основывалось не только на политической мобилизованности общества, общественной нетерпимости к инакомыслию, но и на желании «массового» человека поддержать атмосферу всеобщего единодушия. Поэтому искусственно созданный плюрализм не мог быть долговременным.

В конце 1980-х гг. в «низах» и «верхах» усиливается потребительское отношение к реформам. «Массовый» человек не верит в пользу новых идеологий и переворотов, он надеется на постепенное улучшение собственной жизни [1, с. 23]. Люди рассчитывают на «справедливое» распределение государственных доходов, решение социальноэкономических проблем не на основе инновационных преобразований, а на основе идеалов национального единства и уравнительности. Ю.А. Левада в книге «Ищем человека» выделил раздел три «поколения перестройки». Он указывал, что, например, в 1994 г., свобода предпринимательства представлялась скорее полезной людям до 50 лет, экономические рыночные реформы считали необходимым продолжать только те, кто моложе 40 лет [2, с. 28-30]. В 1994 г. Ю. Левада выделил два «разочарованных» поколения: 60-летние (60-69 лет) и 40-летние (40-44 года). Поколение 40-летних должно было бы без идеологических иллюзий двигаться по новым путям, однако этого не произошло. Возглавило движение предыдущее поколение, которое заботилось о возвращении к истокам, к подлинному духу социалистического гуманизма. По данным Ю. Левады, до весны 1994 г. 40-летние еще поддерживали линию реформ, с середины же этого года поддержка сменилась заявленным недоверием. Цели 40-летних оказались слишком практичными. Они не получили ведущих позиций в экономике или политике, но зато на них обрушились все тяготы первой половины 1990-х гг. В итоге сторонники реформ больше не представляли большинства в обществе.

Для современной России важным является понимание сущности и последствий социальной трансформации ХХ в. Основным противоречием российской модернизации, промышленного роста, урбанизации, социальной дифференциации явилось то, что она не сопровождалась социальным

прогрессом и изменением в мировосприятии народа. В основе кризисных явлений лежит глубокий конфликт ценностей, конфликт традиций и новаций, связанный с особенностями российского «архетипа». В качестве еще одного из факторов конфликта справедливо называется особое понимание взаимоотношений личности и общества. Социокультурной основой многих черт менталитета был коллективно-общинный тип жизнедеятельности [3, с. 83-84]. Несмотря на инициативу реформаторов-государст-венников последовательно заинтересованными в модернизации были сравнительно небольшие социальные группы.

В отечественной истории ХХ-ХХ! вв. циклы реформ-контрреформ определяются довольно легко. Они, по мнению автора, являются проявлением сущности российской цивилизации. Реформы-контрреформы определенным образом синхронизированы с циклами эволюции международной экономической и политической системы. Самый драматичный цикл реформ-контрреформ (модернизации) начался с политических успехов перестройки. М.С. Горбачев как инициатор политических, демократических нововведений сделал много для их укоренения в обществе.

Феномен ускорения исторического времени в переломные эпохи проявился быстро, но не был понят М.С. Горбачевым. Лидер перестройки, например, заявляет, что миссия партии - развивать демократию в рамках однопартийной системы, а через 4 месяца третий Съезд народных депутатов СССР, отменяет статьи 6 и 7 Конституции СССР [4]. Руководство КПСС предпочитало не замечать существование в партии авторитетных для коммунистов Демократической и Марксистской платформ. В 1990 г. еще была возможность сохранить единый союз как конфедерацию (на этом настаивали региональные лидеры), но партийно-хозяйственный актив и М.С. Горбачев оказались совершенно не готовы к такому развитию событий [5, с. 130]. В 1991 г. даже такая форма объединения была уже невозможна.

В начале 1990-х гг. размах рыночных реформ оказался большим, чем предполагала правящая бюрократия. Вместе с тем рыночные новации сопровождались такой социальной дифференциацией и политической поляризацией общества, что вполне реальным представляется вытекающий из логики волнообразной модернизации новый поворот к контрреформам [6, с. 188-189]. Кризис ценностей модернизации превратился в цивилизационный. Цивилизационный кризис оказался не просто обычной реакцией на реформы, а долговременной радикальной контрреформой с элементами реставрации советского авторитаризма. В этом проявился очередной поворот общественного сознания.

Традиции и новации в 1985 - середине 1990-х гг.

289

Какие общие моменты можно выделить в российской модернизации посредством цикла реформа-контрреформа? Во-первых, вполне очевидно воспроизводство самого механизма цикла. Во-вторых, инициатива преобразований всегда сохраняется за государством. В-третьих, сами реформы происходят без массовой поддержки снизу. В обществе проявляется социокультурный раскол: одни недовольны медленным ходом реформ (реформаторы и либералы), другие -тяжелыми социальными последствиями реформ и самим фактом их проведения (консерваторы и традиционалисты). В-четвертых, государство, опираясь на традиционалистские идеи «низов» и «верхов», сначала осуществляет политику «стабилизации», а затем активную фазу контрреформ. В-пятых, политический режим еще более ужесточается, усиливаются репрессивно-карательные органы и политическая система впадает в стагнацию. Обычно после этого усиливается научно-техническое отставание от Запада. Поэтому очередной цикл реформ бывает обусловлен, в том числе и внешним фактором.

Следует также учитывать, что классическое советское общество являлось более однородным по сравнению с нынешним и это нашло отражение в мировоззрении и ценностях «массового» человека. Тенденции реставрации ряда характерных черт «советского человека», изолированного от «человека западного», продолжают действовать. Демонстративная ностальгия не только способ критического восприятия существующего положения, но и поддержание в различных группах общества и социальных институтах идеализированных моделей советского прошлого. Проявляется и прямо противоположная тенденция к представлению советской эпохи как абсолютного тупика.

Ценности людей, в отличие от настроений, меняются медленно. Ценности - это тип культуры, а ее ценностно-смысловое ядро защищено от трансформации эмоциональными реакциями. Люди с традиционалистским менталитетом попадают в новые политические, экономические структуры и наполняют их этой психологией. Возникают структуры, которые вновь подавляют социальную жизнь. Освобождая себя от архаических и традиционалистских стереотипов, можно реформировать старые формы жизни, заменяя старые структуры можно изменять сознание.

Наиболее характерным советским поколением может считаться доминировавшее в 1930-х и 1940-х гг. [7, с. 265]. Внешний мир примерно с этого времени был представлен в массовом сознании как враждебное капиталистическое окружение. Неудачи перестройки привели к оживлению изоляционистских установок во всех социальных группах. Такое существование неизбежно

дополнялось безальтернативностью социально-политической системы. Неожиданно возникшие после 1987 г. возможности выбора ошеломили человека, но не изменили его существенных черт. В России не сложились массовые политические партии с определенной идейной платформой. Однако и возврат к партийно-государственному

единству приветствуется далеко не всеми. Создание «нового» человека, скорее всего, проявилось в формировании человека послушного, готового довольствоваться малым, жить «как все», не «высовываться», ожидать заботы от всемогущего государства. Закрепленная в советской системе зависимость человека от трудового коллектива превращала его в заложника. Постоянный страх потерять «рабочее место», социальный статус, привилегии, утратить благополучие семьи был привычным и неосознанным.

Текущие исследования социологов первой половины 2000-х гг. показывают высокое доверие граждан России к президенту и премьер-министру. Вместе с тем динамика представлений о нравственной связи людей с государством показывает иные тенденции. Отчуждение от власти нарастает. Человек вынужден искать защиты у власти, но не хочет ей служить [8, с. 335].

Предпосылками для поиска компромисса между ценностями реформ и традиционной культуры призваны стать ценности демократии, свободы, прав человека, повседневного гуманизма и солидарности. Выявление образцов самоотверженного стремления людей к творческой деятельности, к отстаиванию высоких смыслосодержательных ценностей может быть использовано для ослабления меркантилизма и партикулярности, формирования личности, способной к культурному саморазвитию и свободной от синдрома классовой и национальной борьбы.

Сегодня историческое время вновь убыстряет свой ход. Стало понятно, что культурный фактор блокирует завершение российской модернизации. На наш взгляд, одним из возможных направлений выхода из круга циклического и неустойчивого развития является особая модернизация, понимаемая как движение по пути к обществу знания. В докладе экспертов ЮНЕСКО «К обществам знания» утверждается, что новые наиболее эффективные способы использования «человеческого капитала» требуют новых моделей развития, основанных «на знании, на взаимопомощи и всеобщем участии» [9, с. 22]. Примечательно то, что концепция «Обществ знания» в отличие от информационного общества не имеет единой модели и в ней значимы «более широкие социальные, этические и политические параметры» [10, с. 19].

Таким образом, интерес к судьбе социально-политического перелома, начатого М.С. Горбачевым, связан с перспективами

реальных последствий этих событий. Можно попытаться выделить конструктивные недостатки этих перемен. Во-первых, перестройка и изменение жизни людей не были результатом напряженной борьбы политических сил и практически никто не захотел «выйти на площадь» их защищать, во-вторых, не были созданы социальные институты и механизмы массовой поддержки перемен, в-третьих, у лидеров власти не оказалось новых и адекватных средств, переговорных механизмов решения социальных проблем (например, межнациональных конфликтов). Также отметим, что перестройка завершилась не поражением в противостоянии с традиционалистскими силами, а победой над «путчем» в августе 1991 г. После этих событий произошел распад КПСС и был исчерпан ее политический, экономический, интеллектуальный потенциал. Существование влиятельной «левой» оппозиции вынуждало власть в первой половине 1990-х гг. допускать публичную критику в свой адрес. Итогом периода, богатого конфликтами и «разоблачениями», закономерно оказались не многопартийность и гарантированные политические свободы, а тоска по спокойствию и стабильности.

Сегодня приходится констатировать, что состояние общественного мнения и самой исторической науки далеки от того, чтобы сформулировать исторически справедливую оценку периоду перестройки и первых постперестроечных лет. Удачные

примеры анализа этой темы существуют

[11], но они пока не определяют содержание

историко-политического дискурса в современном российском обществе.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Левада Ю. А. Ищем человека: Социологические очерки, 2000-2005. М. : Новое издательство, 2006. С. 23.

[2] Там же. С. 28-30.

[3] Российская цивилизация / под общ. ред. М. П. Мчедлова. М. : Академический Проект, 2003. С. 83-84

[4] Горбачев М. С. Социалистическая идея и революционная перестройка // Правда. 1989. 26 нояб.

[5] Союз можно было сохранить. Белая книга: документы и факты о политике М.С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. М. : АСТ : АСТ МОСКВА, 2007. С. 130.

[6] Пантин В. И., Лапкин В. В. Философия исторического прогнозирования: ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине ХХІ в. Дубна : Феникс+, 2006. С. 188189.

[7] Левада Ю. А. Указ. соч. С. 265.

[8] Там же. С. 335.

[9] К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж : Изд-во ЮНЕСКО, 2005. С. 22.

[10] Там же. С. 19

[11] См.: Перестройке 25 лет. Историческая память современной России : матер. Междунар. науч.-практ. конф., 14 мая 2010 г. М. : РГГУ, 2010. 270 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.