Научная статья на тему 'Традиции и новаторство в японском образовании (из отчёта о стажировке по программе "горизонты лидерства в образовании")'

Традиции и новаторство в японском образовании (из отчёта о стажировке по программе "горизонты лидерства в образовании") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции и новаторство в японском образовании (из отчёта о стажировке по программе "горизонты лидерства в образовании")»

ПАНЧЕНКО Татьяна Фёдоровна,

канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры русского языка и литературы Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: tpanch@list.ru

КИСЕЛЁВА Мария Сергеевна,

канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: liasic@list.ru

ТЮРИН Павел Михайлович,

канд. филол. наук, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: turin2010@mail.ru

Традиции и новаторство в японском образовании (из отчёта о стажировке по программе «Горизонты лидерства в образовании»)

Изучив современные тенденции инновационного развития системы образования в Японии через непосредственное участие в мастер-классах, круглых столах и дискуссиях по проблемам воспитания и образования студентов, доценты Т. Ф. Панченко, М. С. Киселёва, П. М. Тюрин приняли активное участие в Международном фестивале культур (International Exchange Festival, Toyama, Japan), собравшем представителей сорока стран мира. Прослушаны лекции и обсуждены следующие проблемы обучения и воспитания студентов: «Система образования в Японии; типы образовательных учреждений; организация, технологии и методики обучения студентов», «Методы и технологии выявления групповых способностей у обучающихся и развитие индивидуальных способностей», «Технологии и методы воспитания и обучения».

Установлено, что в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ в. началась радикальная реформа образования современной Японии. Потребность в ней обусловлена не столько кардинальными социальными переменами, сколько осознанием ответственности перед XXI веком, поэтому реформа направлена на прогнозирование и активную адаптацию к постоянно меняющимся требованиям времени. Третья реформа образования в Японии в качестве ключевых понятий обозначила такие, как «развитие способностей», «разнообразие», «индивидуализация», «непрерывное образование». Чтобы наиболее полно удовлетворить требования современности при создании новой системы народного образования, необходимо решить три задачи:

1) построить систему непрерывного образования, действующую на протяжении всей активной жизни каждого человека;

2) изменить содержание и методы обучения в общеобразовательной школе таким образом, чтобы максимально обеспечить возможность обучения с учетом индивидуальных особенностей детей и подростков;

3) привести систему, содержание и методы обучения и воспитания в школах в соответствие с такими новыми явлениями, как компьютеризация, высокая степень информатизации, а также интернационализация современной жизни.

Для реализации поставленных целей была создана система экспериментальных учебных заведений, некоторые из них работают при государственных университетах.

Интересен опыт новых образовательных учреждений для молодежи: старшие средние школы с зачетной системой, позволяющие индивидуализировать программу изучения и режим обучения; Открытый университет с современными видеообразовательными центрами.

Работая в режиме эксперимента, японские педагоги творчески осваивают заимствованные идеи как классической педагогики прошлого, так и современных образовательных площадок Европы, России и Америки. Министерство просвещения Японии организационно и финансово поддерживает и комплексные историко-педагогические исследования, касающиеся феномена российской школы и педагогики. Так, Хоккайдский государственный университет работает над проблемами советской педологии и историко-сравнительного анализа образования в России в послереволюционный и перестроечный периоды.

Анализ современного состояния реформ японской школы, очевидность выхода ее на новые уровни, технологии говорят и об удивительной способности японского народа в большом и малом сохранить свою историю, культуру - все то, что определяет их самобытность.

Базовые принципы образовательной реформы Японии основаны на развитии структуры непрерывного образования, создании гибкой системы образования, актуализации личности учащегося, воспитании уважения к ней. Несмотря на реформирование, японская система образования остается верна педагогическим традициям.

Выяснено, что образовательная система Японии учреждена в 1947 году и представляет пять ступеней от детского сада до университета со следующей продолжительностью обучения: 3-6-3-3-4. Структурно она напоминает американскую, но наполнена своим специфическим содержанием. Японская школа использует передовой зарубежный опыт воспитания, профессионально приспосабливая его к своим национальным условиям и особенностям.

В результате посещения учебного заведения Японии установлено, что главной целью японской школы является воспитание «уверенных в своих силах граждан миролюбивого и демократичного общества, уважающих права человека, любящих мир и правду». Основной Закон об образовании определяет необходимость развития политического кругозора и религиозной терпимости у учащихся, но запрещает учебным заведениям любые связи с политическими партиями и религиозными организациями. Обращается внимание и на формирование навыков самостоятельной деятельности, группового сознания и социальной ответственности. И за этим стоит не декларация, а хорошо отработанная технология, предполагающая обучение детей анализу возникающих в играх конфликтов и поиска способов выхода из них. Немаловажным в данной технологии является и «научение» детей избегать прямого соперничества, так как даже детское сообщество должно быть единым, а победа одного неминуемо может озна-

чать «потерю лица» другого. Формируется оно всем укладом жизни: от традиции иметь и носить униформу до тщательной подготовки и проведения совместно с родителями незабываемых ежегодных фестивалей, пикников, дней рождений. Известно, что японская мораль не стимулирует личной инициативности, что и определяет интенсивное обучение традиционным основам общения и деятельности.

Индивидуальность, какой бы она ни была яркой, не привлекает учащихся, а скорее отторгается детским коллективом. В школе должны быть все похожи, а потому даже «нестандартный» цвет ранца и школьного костюма может стать дополнительным риском для его хозяина. 3ачастую стандартизации подлежат не только одежда и школьные принадлежности, но и мысли. В начальной школе количество детей в классе может достигать 40 человек. Поэтому школьные группы класса играют важную роль как в учебном процессе, так и вне его. Группы детей поочередно проводят уборку своего класса, коридоров, туалетов и школьного двора, что помогает формировать такие качества личности как трудолюбие, старание, умение преодолевать себя, подчинять свои чувства интересам коллектива, управлять своими эмоциями. Предпочтение в японской школе отдается моральному воспитанию и организованной внеучебной деятельности.

Установлено, что инновационный характер системы образования и воспитания основан на идее постоянной преемственности классного и внеклассного образования.

До недавнего времени в японском языке и в педагогике ставился знак равенства между образованностью и способностями. И это вполне объяснимо, ибо система образования была ориентирована на формирование и воспитание исполнителей, послушных функционеров. Сегодня в японской педагогической печати подчеркивается наличие «острой потребности в творческой личности» и необходимости заниматься выявлением одаренных детей в раннем возрасте.

Для японского учителя все дети равны, среди них нет слабых и сильных, а есть ленивые и прилежные, что и объясняет отсутствие специальных программ как для одаренных, так и для отстающих детей. Нет в школах и «второгодников». Помогают «выравниванию» детей «дзюку» - репетиторские школы, весьма популярные в Японии. Около 80 % детей старших классов начальной школы и 95 % средней школы посещают в вечернее и воскресное время «дзюку», ибо японская школа не гарантирует своим ученикам уровня знаний, необходимого для поступления в университеты или другие учебные заведения.

По словам директора школы, в период с апреля 1992 г. по 1996 г. осуществлялось поэтапное внедрение в школах новых учебных программ. Этот процесс обязательный, обновление программ происходит в Японии каждое десятилетие по стандартной схеме.

В старшей средней школе произошли большие изменения. Прежде единый курс обществоведения разделился на два самостоятельных раздела: история/география и обществоведение. (К сожалению, в российской системе образования, напротив, идёт тенденция объединения учебных предметов: вместо алгебры и геометрии - математика; вместо физики, химии, биологии - естествознание. - Т.П.) Увеличен набор учебных дисциплин, относящихся к математике и естествознанию. При изучении математики класс делится на группы. Сделаны первые шаги в деле реализации программы интернационализации:

введено обязательное изучение предмета «Всемирная история», который прежде входил в число необязательных в старшей средней школе.

Таким образом, система непрерывного образования современной Японии представляет собой дифференцированную (государственную, местную, частную) структуру, включающую следующие компоненты: детский сад, шестилетнюю начальную школу, трехлетнюю неполную среднюю школу и полную среднюю школу, высшее учебное заведение (университет). Базовым школьным образованием считается девятилетнее обучение в неполной средней школе. Система образования руководствуется принципами, закрепленными в Основном законе страны об образовании. Иерархия вузов весьма разнообразна: государственные, местные и частные колледжи, университеты, радиоуниверситеты (аналог Открытого университета в России), другие вузы. Высшую ступень занимают университеты. Специфическими японскими учебными заведениями являются профессиональные образовательные учреждения: технические колледжи, разные профессиональные школы и профессиональные центры, предназначенные для профессионального послешкольного обучения. Финансирование образования осуществляется как государством, местными властями, так и частными структурами. Сохраняя в целом тенденцию на увеличение, выделяемые в совокупности финансовые средства гарантируют функционирование непрерывного образования в Японии.

Большую роль в превращении народного образования Японии в один из основных факторов экономического прогресса играет финансовая политика, проводимая правительством страны. Начиная с конца 60-х гг. расходы на образование неуклонно возрастали в 1965 г. они составили 5,3 % ВНП, в 1975 г.- 6,5 %, в 1985 г. 6,5 % (в США эти показатели составили соответственно 6,2; 7,4; 6,7 %). В результате образовательный ценз японцев претерпел реальные изменения. В 1950 г. 80 % жителей страны имели образование в объеме обязательной неполной средней школы, что и тогда было высоким показателем по сравнению с другими развитыми государствами мира. К 1980 г. их процент понизился до 42 %, поскольку к этому времени резко возросло число лиц, имеющих полное среднее и высшее образование: соответственно 43 и 14,8 %. К Японии вполне применим получивший ныне широкое распространение термин «обучающееся общество». Образование занимает здесь одно из первых мест в системе ценностей населения. Достижения в сфере просвещения создали благоприятные условия для успешного ведения страной борьбы за экономическое лидерство в мире.

Изучение документов об образовании в Японии позволяет сделать вывод о том, что в ныне действующих документах Министерства образования, науки и культуры курс морального воспитания в неполной средней школе определяется как «воспитательная деятельность, направленная на формирование качеств, желательных государству». В них сформулированы четыре методических правила, которые должен соблюдать каждый японский учитель. Первое правило. Воспитание осуществляется не как одностороннее внушение норм, а как образ жизни. Задача учителя не «учить», а «жить с детьми». Учитель личным примером регулирует жизнедеятельность школьника. Второе правило. Воспитание должно быть направлено на формирование определенных личностных качеств, без которых невозможно

вырастить «гражданина Японии». Эти качества подразумевают: навык строгого самоанализа своего поведения, своих мыслей и своих чувств; навык общения с другими людьми; способность к принятию самостоятельных решений и действий; готовность отвечать за их последствия. Третье правило. Учитель в процессе общения должен обеспечить осознание ребенком внутригрупповых интересов, их взаимозависимость и взаимообусловленность. Четвертое правило. Основная форма воспитания - организация групповой деятельности. При этом критерием эффективности считается не результат и качество работы отдельных учеников, а степень восприятия детьми проблем группы как своих личных.

В процессе школьных реформ в Японии произошло не только обновление содержания обучения, но и модернизация материально-технической базы образования. Начиная с середины шестидесятых годов большое распространение в японских школах получили новые аудиовизуальные средства обучения: усовершенствованы учебные проекторы, телевизоры, видеомагнитофоны. В 1967 году правительством введены стандарты оснащенности школ дидактическими материалами. Техническое переоснащение школ осуществлялось в соответствии с Законом о содействии естественнонаучному образованию и Законом об оказании помощи образованию со стороны промышленности. В соответствии с положениями этих Законов центральным бюджетом покрывается половина расходов по приобретению школами дидактических материалов, оставшаяся часть расходов возлагается на местные институты власти. В последующие годы также уделялось заметное внимание улучшению оснащения школ техническими средствами обучения. Министерство образования предложило стандарт технических дидактических средств из 367 наименований для начальной и из 312 наименований для средней школ. На протяжении ряда лет к общепринятым техническим средствам обучения относят проекторы, магнитофоны, телевизоры (иногда для каждого учебного класса). В отдельных случаях техническое оснащение расширяется до размеров студии телевидения или школьной обсерватории. Впрочем, как правило, постоянно используется лишь часть названного оборудования. В последнее время улучшено оснащение школ компьютерами и лингафонными кабинетами.

В японской школе вошло в практику использование школьного телевидения. Еженедельно, в основном по каналам полуправительственной японской радиовещательной корпорации (Эн-Эйч-Кей), работают две телевизионные программы (126 часов) и две радиопрограммы (122 часа). Программы учебных радио- и телепередач составляются на год вперед, для учителей издаются специальные методические рекомендации по работе с телепередачами. Японские дети, пишет японский исследователь Х. Кобаяси, очень любят смотреть телевизионные передачи, а также журналы, при этом они упорно учатся в школе. Использование в школьном учебном процессе видеосистем, прежде всего, открывает широкие горизонты для нового типа обучения, который помогает учащимся приобретать навыки наблюдения, понимания явлений и процессов, а также формирует умение самостоятельно делать выводы. Значение видеосистем возрастает в связи с тем, что навыки обучаемых по обращению с видеоаппаратурой позволяют детям с большей легкостью формировать умения по

созданию видеосюжетов, чем это делают взрослые. При посещении планетария нам была продемонстрирована данная методика использования телевидения в обучающей среде.

Исследования, изучающие эффективность школьного телевидения, проводятся национальной федерацией ассоциаций обучения по радио и телевидению, объединяющей 8 местных исследовательских центров и 54 городских общества. А также Научно-исследовательским институтом радио, телевидения и культуры, имеющим 400 базовых школ и подготавливающим систематические обзоры. Непосредственное использование на уроках телепередач все шире дополняется просмотром видеозаписей с помощью видеомагнитофонов. Модернизация оборудования в учебных заведениях создала новые возможности для повышения эффективности учебного процесса за счет перестройки его методики, прежде всего благодаря переходу к программированному обучению. В рамках изучения проблем компьютеризации школьного обучения в Японии разработаны и предложены две модели и три метода построения компьютерной интеллек-туализированной системы обучения «BOOK». Одна из характеристик концепции названа «смешанный инициативный диалог», а другая -«высокоиндустриализированная система обучения». Первая модель получила название двойной модели, вторая - мультииерархической. Двойная модель подразумевает партнера по диалогу, темы и контекст диалога, методы решения проблем, цель и стратегию диалога, его последовательность. Модель разделяется на четыре части, последняя часть - на восемь функциональных подразделов. Мультииерархиче-ская модель состоит из двух частей: концептуальной и языковой. Эти части служат для трансформации задач (замыслов) в концептуальной и языковой частях и вывода информации на экран дисплея, принтер и т.д. Вторая модель применяется также для обеспечения программного обучения. Авторами разработан ряд рисунков и схем, иллюстрирующих название модели, создана схема оценки результатов использования ЭВМ, т.е. своеобразная «экспертиза обучения», подразделяемая на адаптивное руководство и адаптивное предъявление материала. Ребенок с высоким уровнем понимания замечает ошибки, если совет, данный ему педагогом, абстрактен. Более того, это помогает ему исправлять свои ошибки. Ученическая модель гораздо эффективнее используется для определения причин ошибки.

Вместе с тем среднее образование в современной Японии, ориентированное на высшее образование, превратилось в шаткий мост, соединяющий детсад с университетом, а годы отрочества стали самыми безрадостными в жизни японца. Они состоят в бесконечной зубрежке и волнениях о будущем. Девиз японской школы - неустанный труд. Только он помогает сдать лучше конкурента очередной экзамен, поступить в престижную школу, в университет, а оттуда - в процветающую фирму. Этот тяжелый труд давит молодого человека своей безысходностью, и лишь поступив в университет, он может немного расслабиться. Но и университет надо выбирать уже сейчас в школе, более или менее четко определив будущую специальность, чтобы за десятилетие набрать максимальное число экзаменационных баллов. Все это вызывает у юных школьников беспокойство, взрывы необузданной злобы, толкает на совершение преступления.

Задачей высшего образования в Японии является подготовка высококвалифицированных специалистов во всех областях рыночной экономики, науки и культуры для ее решения сразу же после окончания второй мировой войны различные виды высших образовательных заведений страны были преобразованы в единые четырехлетние высшие учебные заведения. В 1962 году к ним примкнули технические колледжи. В каждой префектуре были созданы обязательные государственные университеты, способствовавшие в последующем расширению в стране массового высшего образования.

Высшее образование обеспечивается университетами, младшими и техническими колледжами на базе полной средней школы. В настоящее время, по данным Министерства образования, науки и культуры, в 514 университетах, 63 технических колледжах, 592 младших колледжах во всех формах обучения проходят подготовку 2 761 969 человек. Прием в высшие учебные заведения проводится на конкурсной основе для дневной, вечерней, заочной (в том числе в радиоуниверситеты) форм обучения. С 1973 года вступительные экзамены в государственные вузы Японии проходят в два этапа: на первой стадии путем проведения единых национальных тестов, на втором этапе - посредством автономных, разработанных самими вузами экзаменов. Так, в 1977 году пробному тестированию по пяти предметам подверглись пятьдесят тысяч выпускников полной средней школы. С 1973 года повсеместно начала действовать иная система вступительных экзаменов по единым тестам. Проверка проводится также по пяти обязательным для изучения в полной средней школе дисциплинам: современному японскому языку и классической японской литературе, математике, естественным наукам (на выбор по двум из четырех предметов: физике, химии, биологии, физической географии); социальным наукам; иностранному языку (обычно английскому). По японскому языку, математике и естественным предметам вопросы составляются по упрощенным учебным планам.

Итак, мы можем сделать вывод, что современное образование в Японии находится на высоком уровне. Именно поэтому эта страна имеет развитую экономику и занимает второе место, уступая лишь США, по росту темпов производства. Хотя совершенных систем не бывает, но в Японии система образования одна из лучших, поскольку сочетает в себе традиции и новаторство. Система образования в Японии является одной из самых передовых в мире и способна обеспечить высококвалифицированными специалистами свою страну.

Результаты научно-исследовательского проекта по изучению современных тенденций инновационного развития и инновационного опыта реформирования системы образования в Японии включены в систему лекционно-семинарских занятий по предмету «Методика преподавания литературы» для студентов-бакалавров по направлению подготовки 031000.62, 031001.65 «Филология» и «Методика обучения литературе в высшей школе» по магистерской программе подготовки 032700.68 «Филология» очной и заочной форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.