Научная статья на тему 'Традиции и новаторство в чувашском литературоведении XXI века: некоторые аспекты проблемы'

Традиции и новаторство в чувашском литературоведении XXI века: некоторые аспекты проблемы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
503
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВАШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЧУВАШСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / ФОЛЬКЛОР / ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ НАРОДОВ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ / МОЛОДЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мышкина Альбина Фёдоровна

Взгляд на пройденный путь и подытоживание полученных результатов, способствующие выявлению дальнейших перспектив это естественный процесс любой науки. Подведение промежуточных выводов является определенной необходимостью для движения вперед. Учитывая все это, автор статьи поставила перед собой цель подытожить научные изыскания молодых чувашских литературоведов последнего десятилетия (О. Г. Владимирова, Г. Г. Ильина, И. Ю. Кириллова, А. Ф. Мышкина, И. В. Софронова, Е. Р. Якимова и др.) и наметить пути их дальнейших исследований, а также выявить малоизученные вопросы современного чувашского литературоведения. Естественно, в рамках одной научной статьи нет возможности охватить весь спектр современных литературоведческих трудов, поэтому для выявления объема исследуемого материала сделан определенный подбор работ, в основе которого лежит субъективное видение автора актуальности и дальнейшей перспективности того или иного направления исследования, конкретной научной статьи. Тем не менее такой подход дает достаточное представление о научных интересах чувашских литературоведов XXI века. В качестве научных методов исследования были избраны анализ и выборка, которые способствуют наиболее полному решению намеченной цели статьи. Результатом проведенного анализа стали обобщения автора по кругу современных литературоведческих проблем, в числе которых следует выделить: исследование поэтики отдельного писателя, сравнительно-сопоставительный анализ литератур региона, поиск генетических типологий и эстетических параллелей чувашской и других тюркских литератур, решение проблемы подготовки истории чувашской литературы прошлого столетия, общеэстетические и этнические элементы (философия, мировоззрение, психология, менталитет народа) национальной художественной словесности и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND INNOVATION IN THE CHUVASH LITERATURE OF THE XXI CENTURY: SOME ASPECTS OF THE PROBLEM

A look at the path covered and summarizing the results obtained, contributing to the identification of future prospects, is the natural process of any science. Bridging the intermediate conclusions is a definite necessity for moving forward. Considering all this, the author of the article set a goal to sum up the scientific researches of young Chuvash literary critics of the last decade (O. G. Vladimirova, G. G. Ilyina, I. Yu. Kirillova, A. F. Myshkina, I. V. Sofronova, E. R. Yakimova, etc.) and to outline the ways of their further research, as well as to identify poorly studied issues of modern Chuvash literary criticism. Naturally, within the framework of one scientific article there is no possibility to cover the whole range of contemporary literary works. Therefore, to determine the volume of the material being studied, a certain selection of works is made, based on the subjective vision of the author of the relevance and further prospects of one or another research direction, a specific scientific article. Nevertheless, this approach gives a sufficient idea of the scientific interests of the Chuvash literary critics of the 21st century. As scientific research methods, analysis and sampling have been chosen that contribute to the most complete solution of the intended goal of the article. The result of the analysis is the author's generalizations on the range of contemporary literary problems, among which are: the study of the poetics of an individual writer, the comparative analysis of regional literatures, the search for genetic typologies and aesthetic parallels between Chuvash and other Turkic literatures, the solution of the problem of preparing the history of Chuvash literature of the last century, general aesthetic and ethnic elements (philosophy, world outlook, psychology, people's mentality) national artistic literature, etc.

Текст научной работы на тему «Традиции и новаторство в чувашском литературоведении XXI века: некоторые аспекты проблемы»

УДК 82.09

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ЧУВАШСКОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ XXI ВЕКА: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

А. Ф. Мышкина

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары

Взгляд на пройденный путь и подытоживание полученных результатов, способствующие выявлению дальнейших перспектив - это естественный процесс любой науки. Подведение промежуточных выводов является определенной необходимостью для движения вперед. Учитывая все это, автор статьи поставила перед собой цель подытожить научные изыскания молодых чувашских литературоведов последнего десятилетия (О. Г. Владимирова, Г. Г. Ильина, И. Ю. Кириллова, А. Ф. Мышкина, И. В. Софронова, Е. Р. Якимова и др.) и наметить пути их дальнейших исследований, а также выявить малоизученные вопросы современного чувашского литературоведения. Естественно, в рамках одной научной статьи нет возможности охватить весь спектр современных литературоведческих трудов, поэтому для выявления объема исследуемого материала сделан определенный подбор работ, в основе которого лежит субъективное видение автора актуальности и дальнейшей перспективности того или иного направления исследования, конкретной научной статьи. Тем не менее такой подход дает достаточное представление о научных интересах чувашских литературоведов XXI века. В качестве научных методов исследования были избраны анализ и выборка, которые способствуют наиболее полному решению намеченной цели статьи. Результатом проведенного анализа стали обобщения автора по кругу современных литературоведческих проблем, в числе которых следует выделить: исследование поэтики отдельного писателя, сравнительно-сопоставительный анализ литератур региона, поиск генетических типологий и эстетических параллелей чувашской и других тюркских литератур, решение проблемы подготовки истории чувашской литературы прошлого столетия, общеэстетические и этнические элементы (философия, мировоззрение, психология, менталитет народа) национальной художественной словесности и т. д.

Ключевые слова: чувашская литература, чувашское литературоведение, фольклор, история литературы, региональная литература, литературоведение народов Урало-Поволжья, молодые литературоведы.

TRADITIONS AND INNOVATION IN THE CHUVASH LITERATURE OF THE XXI CENTURY: SOME ASPECTS OF THE PROBLEM

A. F. Myshkina

Chuvash State University named I. N. Ulyanov, Cheboksary

A look at the path covered and summarizing the results obtained, contributing to the identification of future prospects, is the natural process of any science. Bridging the intermediate conclusions is a definite necessity for moving forward. Considering all this, the author of the article set a goal to sum up the scientific researches of young Chuvash literary critics of the last decade (O. G. Vladimirova, G. G. Ilyina, I. Yu. Kirillova, A. F. Myshkina, I. V. Sofronova, E. R. Yakimova, etc.) and to outline the ways of their further research, as well as to identify poorly studied issues of modern Chuvash literary criticism. Naturally, within the framework of one scientific article there is no possibility to cover the whole range of contemporary literary works. Therefore, to determine the volume of the material being studied, a certain selection of works is made, based on the subjective vision of the author of the relevance and further prospects of one or another research direction, a specific scientific article. Nevertheless, this approach gives a sufficient idea of the scientific interests of the Chuvash literary critics of the 21st century. As scientific research methods, analysis and sampling have been chosen that contribute to the most complete solution of the intended goal of the article. The result of the analysis is the author's generalizations on the range of contemporary literary problems, among which are: the study of the poetics of an individual writer, the comparative analysis of regional literatures, the search for genetic typologies and aesthetic parallels between Chuvash and other Turkic literatures, the solution of the problem of preparing the history of Chuvash literature of the last century , general aesthetic and ethnic elements (philosophy, world outlook, psychology, people's mentality) national artistic literature, etc.

Keywords: Chuvash literature, Chuvash literary criticism, folklore, history of literature, regional literature, literary studies of the peoples of the Ural-Volga region, young literary critics.

© Мышкина А. Ф., 2017

Конец 1980-х - 1990-е гг. в чувашской литературе ознаменовались приходом талантливой студенческой молодежи в художественное творчество (Н. Сельверстрова, М. Карягина, О. Про-копьев. А. Магарин, А. Мышкина, Н. Ильина и др.), а конец 1990-х - 2000-е гг. - приходом молодых ученых в научно-исследовательскую работу и успешной защитой ими кандидатских и докторских диссертаций (Е. Р. Якимова [1], О. Г. Владимирова [3], И. В. Софронова [33], А. Ф. Мышкина [21], Г. Г. Ильина [7], И. Ю. Кириллова [14] и др.). На научные интересы молодых ученых имели воздействие не только убеждения их научных руководителей, но и устоявшиеся традиция чувашской литературы и фольклора, эстетические открытия отечественной литературоведческой науки и новые художественно-эстетические парадигмы. Поэтому они в своих исследованиях разрабатывают как общие вопросы поэтики произведения, так и частные проблемы жанра, стиля, взаимосвязей чувашской литературы с другими национальными литературами и т. д. При этом всегда учитывается то, что «выход на другие литературы региона и определение их схожестей и несхожестей позволяет литературоведу совершенно по-новому, со стороны увидеть исследуемый объект и полнее определить его специфику, своеобразие и самобытность» [31].

Современное чувашское литературоведение весьма успешно упирается на постулаты фольклора, философии, психологии и других наук. Традиционным направлением здесь является исследование фольклора как самостоятельной науки (В. Г. Родионов [32], Г. Г. Ильина [8; 9; 13], О. Н. Терентьева [38] и др.), так и в поэтике художественного произведения (А. Ф. Мышкина [11], О. Н. Яковлева [26] и др.). Исследования в области фольклора [10; 12], как и литературы [5; 20; 22], сегодня немыслимы без сравнительно-сопоставительного анализа. Подобный подход к предмету научного изучения позволяет более глубже проникнуть в мифологическую модель мира и растолковать мировоззренческую философию народа. К примеру, «прародиной чувашского и татарского народов является территория Волжской Булга-рии. Каждый из этих народов по-своему изображает историческую судьбу Булгарского государства. В фольклорных преданиях отмечены возникновение, процветание и разрушение общей родины. Во многих случаях используются сходные мотивы, образы, композиционные приемы. Сравнительное изучение произведений фольклора на общую тематику позволит определить особенности поэ-

тических приемов фольклора двух родственных народов, выявить их причину» [35, с. 174].

Литература любого народа всегда ищет свое местоположение, роль и значение в современном для себя социокультурном мире, а также свои корни в историко-генетическом пространстве. И одной из задач литературоведения в данном направлении становится выявление типологических качеств генетически родственных или ре-гионально-общных литератур. Разносторонние исследования в этой области приводят современных литературоведов к следующим частным обобщениям: первое - «проблема формирования художественно-философского мышления в литературах народов Поволжья и Приуралья тесно переплетается как с общей тенденцией развития национальной художественной словесности, так и с вопросами развития духовных и морально-нравственных традиций народа» [22, с. 229], второе - «исторические корни чувашского народа уходят на Восток, в силу этого в основе мировоззрения, культурных традиций чувашей проявляется восточная ментальность» [34, с. 193-194], третье -«творчество Низами имело большое прогрессивное значение и оказало влияние на последующее развитие не только азербайджанской литературы, но и многих тюркских литератур, в том числе и на чувашский фольклор и письменную словесность. Оно способствовало приобщению чувашской лиро-эпики к традициям тюркской, восточной классики» [37, с. 55] и т. д. Приведенные выше умозаключения позволяют говорить о том, что основное направление исследовательского взора чувашских литературоведов направлено, с одной стороны, на восточные традиции литературы, так как чуваши видят свои генетические корни в восточно-тюркском мире, с другой стороны - на литературы народов, проживающих по соседству с чувашами, и в первую очередь татарскую, марийскую, башкирскую литературы.

Вопросы выявления типологических параллелей разных литератур гармонично сочетаются с постоянными исследованиями молодых ученых в области частных проблем современного чувашского литературоведения. Наиболее излюбленными направлениями исследования здесь выступают вопросы поэтики отдельного автора или отдельного произведения [2; 4; 18; 23; 25], жанра и стиля [19; 39; 40; 41], языка [6], творческого метода [16; 24] и т. д. В этом ряду немного особняком стоят исследования в области чувашской драматургии [2; 17; 18; 19; 39] и чувашской детской литературы [36], которые и на сегодняшний день недостаточно

разработаны и требуют к себе большего и тщательного внимания со стороны исследователей.

Так, поиски истоков творческого метода чувашской литературы XX-XXI вв. приводят литературоведов к анализу художественных экспериментов и открытий писателей начала XX в. При этом исследователи аргументированно доказывают влияние различных западных эстетических и философских систем на художественное сознание чувашских авторов, поднимают вопрос гармоничного сосуществования западного и восточного мировоззрений в поэтике произведения: «Чувашская литература начала XX в. становится эстетически многослойной в результате проникновения различных литературных направлений, их смешения, внутрижанровых и внутри-родовых преобразований и утверждения нового, нетрадиционного для чувашской культуры, типа художественного мышления. Под влиянием русской культуры и христианства среди чувашских писателей начинают растворяться западноевропейские взгляды на мироустройство в целом, что сказалось и на их литературном творчестве. Итогом сложного процесса европеизации чувашского художественного мышления стал синтез национального (восточного) мировосприятия и христианского Запада, который лег в основу чувашской литературы начала XX века, и заявил о смене парадигмы чувашской национальной культуры» [16, с. 111]. Для исследователей также важно уловить связь между разными поколениями писателей и эволюцию западных художественных систем в чувашской литературе: «Внешние и внутренние факторы развития модернистских тенденций в чувашской художественной литературе взаимообусловлены. В произведениях чувашских писателей модернизм не вытесняет традиционное мировоззрение, а дополняет его, то есть чувашская литература впитывает в себя лишь те особенности модернизма, которые расширяют рамки народной философии и способствуют формированию собственной философско-эстетической позиции автора. Именно поэтому в чувашской литературе начала XX в. проявление западного модернизма не столь очевидно, чем, к примеру, во второй половине века в творчестве Г. Айги, в прозе Ю. Скворцова (на волнах "хрущевской оттепели"), в драматургии Б. Чиндыкова (во времена "горбачевской перестройки") и др.» [24, с. 135].

В последнее десятилетие чувашские литературоведы озадачены созданием истории чувашской литературы XX века. Старшее поколение литературоведов (Г. И. Федоров, В. Г. Родионов [28])

разработали концепцию данного фундаментального исследования, а молодые ученые в лице И. Ю. Кирилловой, А. Ф. Мышкиной, В. В. Никифоровой, Н. Г. Ильиной-Ефремовой, И. В. Софро-новой, Э. В. Родионовой воплотили его в жизнь. Более того в рамках разработки концепции и структуры исследования истории литературы В. Г. Родионов разносторонне проанализировал национальные литературы Урало-Поволжского региона с точки зрения их становления [29; 30]. И здесь очевиден тот факт, что «формирование национальной художественной литературы никогда не являлось самоцелью народов, и оно не определяется лишь наличием оригинальных текстов» [30, с. 298], а также «типологическое изучение этапов становления письменных культур чувашского и других народов региона показывает, что главными параметрами поэтапного становления национальной художественной литературы этих народов являются: переход от коллективного сознания к индивидуально-авторскому, а также появление этноцентричных произведений словесной культуры, прежде всего фольклорных песен и очерков (синтезирующих все формы познания, восприятия и изображения этнического мира)» [30, с. 301].

На данный момент первая часть монографии «История чувашской литературы XX века (1900-1955 гг.)» [15] уже опубликована, вторая часть написана и находится в производстве. Для большинства авторов Истории участие в данном проекте - первый опыт в исследованиях такого характера, что в какой-то степени отразилось и на их обзорах и творческих портретах, а именно отход от академической формы изложения, субъективизм, свободный выбор анализируемого материала и т. д. Литературоведы акцентируют свое внимание на том, что «литературный процесс XX столетия в целом представляет собой своеобразный феномен, заключающий в себе непростое взаимодействие разных векторов эстетического поиска. Поэтому и писатели, тяготеющие к классическим традициям, и экспериментаторы-первопроходцы, ищут те художественные формы, которые адекватно отражали бы все изменения в сознании современников, а также соответствовали бы собственным представлениям о мире, о функции языка, о месте и роли литературы» [27, с. 113].

Таким образом, можно с уверенностью сказать, современное чувашское литературоведение имеет бесспорный научный потенциал в лице молодых ученых (проанализированные нами исследования -это лишь малая часть из достаточно большого массива) и гармонично вливается в региональную

и всероссийскую литературоведческую среду. Более того, здесь немаловажно и присутствие преемственности, которая способствует развитию прогрессивных научных традиций и новаторскому поиску новых горизонтов.

Литература

1. Афанасьева Е. Р. Типология жанров чувашской драма-тургиии 1970-1990-х годов: дис. ... канд. филол. наук. Чебоксары, 2000. 145 с.

2. Забегаева М. П., Якимова Е. Р. Драматургия Марины Ка-рягиной // Богатство финно-угорских народов: матер. Ш Между-нар. финно-угорского студ. форума. Йошкар-Ола, 2016. С. 61-63.

3. Владимирова О. Г. Становление и развитие чувашского силлабо-тонического стиха: дис. ... канд. филол. наук. Чебоксары, 2004. 190 с.

4. Владимирова О. Г. Национальное видение мира М. Ка-рягиной в книге «Квадратные сны» // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по матер. Меж-дунар. науч.-практ. конф.: в 12 частях. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С. 19-21.

5. Владимирова О. Г. Развитие чувашского и марийского стиховедения // Художественная культура народов Волго-Камского полиэтнического региона в парадигме современности. Йошкар-Ола, 2015. С. 57-60.

6. Владимирова О. Г. Выражение особенностей диалекта малой родины в ритмике чувашских поэтов // Чувашский язык и литература: теория и методика: сб. ст. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2016. С. 107-110.

7. Ильина Г. Г. Несказочная проза в системе жанров чувашского фольклора: дис. ... канд. филол. наук. Чебоксары, 2006. 228 с.

8. Ильина Г. Г. О некоторых особенностях чувашских топонимических преданий // Вестник Чувашского университета. 2006. № 4. С. 396-399.

9. Ильина Г. Г. К вопросу о типологизации семантической деривации названий демонических персонажей чувашского фольклора (на примере демононима шуйтан «дьявол») // Сопоставительное изучение разнотипных языков: научный и методический аспекты: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. С. 52-53.

10. Ильина Г. Г. Межа в представлении чувашей и удмуртов // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 51-52.

11. Ильина Г. Г., Мышкина А. Ф. Фольклорно-мифоло-гическое значение фитонимов в поэтике чувашских произведений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6-3 (60). С. 29-32.

12. Ильина Г. Г. Улыпы в контексте фольклорно-образных параллелей Урало-Поволжья // Проблемы марийской и сравнительной филологии. Йошкар-Ола, 2016. С. 252-256.

13. Ильина Г. Г., Мышкина А. Ф. Традиционные представления чувашей о фольклорном персонаже Инкек // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6-3 (72). С. 23-25.

14. Кириллова И. Ю. Своеобразие художественного мира Илле Тхти: дис. ... канд. филол. наук. Чебоксары, 2006. 181 с.

15. Кириллова И. Ю., Родионов В. Г., Мышкина А. Ф., Софронова И. В. и др. История чувашской литературы XX в.

(1900-1955 гг.): коллект. монограф. Т. 1. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015. 431 с.

16. Кириллова И. Ю. Внутрижанровый синтез в чувашской литературе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 11-3 (53). С. 109-111.

17. Кириллова И. Ю. Чувашская драматургия переходного периода (1950-е гг.) // Художественная культура народов Волго-Камского полиэтнического региона в парадигме современности. Йошкар-Ола, 2015. С. 96-101.

18. Кириллова И. Ю. Типология женских характеров в драматургии Н. Терентьева // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 3 (27). С. 120-122.

19. Кириллова И. Ю. Развитие жанра трагедии в стихах в чувашкой драматургии // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4 (28). С. 156-158.

20. Мышкина А. Ф. Особенности философской прозы национальных литератур Поволжья // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2005. Т. 308. № 4. С. 204-206.

21. Мышкина А. Ф. Своеобразие чувашской художественно-философской прозы: дис. ... д-ра филол. наук. Чебоксары, 2006. 377 с.

22. Мышкина А. Ф. Истоки художественно-философского мышления в национальных литературах Поволжья и При-уралья // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2006. Т. 309. № 3. С. 226-230.

23. Мышкина А. Ф. Философское и поэтическое толкование трагической смерти в поэме «Нарспи» К. Иванова // Вестник Чувашского университета. 2012. № 1. С. 288-290.

24. Мышкина А. Ф., Ильина Г. Г. Модернистские тенденции в чувашской литературе начала XX века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 8-2 (50). С. 133-136.

25. Мышкина А. Ф. Философское и поэтическое значение имен в художественном произведении // Художественная культура народов Волго-Камского полиэтнического региона в парадигме современности. Йошкар-Ола, 2015. С. 127-130.

26. Мышкина А. Ф., Яковлева О. Н. О некоторых фольк-лорно-мифологических и религиозно-мистических особенностях сознания чувашского народа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 12-3 (54). С. 135-137.

27. Мышкина А. Ф. Национальная литература региона как художественно-эстетическая общность (из опыта начала XX века) // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 10. № 1 (21). С. 113-117.

28. Родионов В. Г. История чувашской литературы XX в. (Концепция) // Чувашский гуманитарный вестник. 2010. № 5. С. 104-121.

29. Родионов В. Г. Типология феномена Г. Верещагина (К проблеме становления национальных литератур) // Ежегодник финно-угорских исследований. 2011. № 4. С. 113-119.

30. Родионов В. Г. К проблеме становления национальных литератур народов Урало-Поволжья // Вестник Чувашского университета. 2012. № 1. С. 296-301.

31. Родионов В. Г., Мышкина А. Ф. Проблемы изучения литератур народов региона и литературоведческая компаративистика // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 297.

32. Родионов В. Г. Историческое развитие жанров речевой поэзии чувашского фольклора // Традиционная культура тюркских народов в изменяющемся мире: матер. I Междунар. науч. конф. Казань: Ак Буре, 2017. С. 374-379.

33. Софронова И. В. Традиции восточной поэзии в чувашской лирике 20-90-х гг. XX в.: дис. ... канд. филол. наук. Чебоксары, 2004. 188 с.

34. Софронова И. В. Восточные традиции в чувашской лирике // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2011. № 3-1. С. 193-196.

35. Софронова И. В. Отображение образа Волжской Бутга-рии в чувашском и татарском фольклорах // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2012. № 1-2. С. 174-179.

36. Софронова И. В. О тенденции современной чувашской детской литературы // Художественная культура народов Волго-Камского полиэтнического региона в парадигме современности. Йошкар-Ола, 2015. С. 146-152.

37. Софронова И. В., Владимирова О. Г. Влияние творчества Низами на развитие тюркских литератур // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4-2 (58). С. 53-55.

38. Терентьева О. Н. Мифологические представления чувашей о кладе (на материале фольклора) // Истоки и эволюция литератур и музыки тюркских народов. Казань: Казанская гос. консерватория (академия) им. Н. Г. Жиганова, 2014. С. 181-184.

39. Якимова (Афанасьева) Е. Р. Зарождение жанра исторической трагедии в чувашской драматургии // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2014. № 1 (81). С. 85-88.

40. Якимова Е. Р. Образ булгарской красавицы в жанре чувашской исторической трагедии // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 179-180.

41. Якимова (Афанасьева) Е. Р. Жанр исторической трагедии в драматургии Поволжья // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6-1 (60). С. 62-64.

References

1. Afanas'eva E. R. Tipologija zhanrov chuvashskoj dramaturgiii 1970-1990-h godov: dis. ... kand. filol. nauk [The typology of genres of Chuvash dramaturgy and 1970-1990-ies]. Cheboksary, 2000, 145 p. (In Russ).

2. Zabegaeva M. P., Jakimova E. R. Dramaturgija Mariny Karjaginoj [Yakimova E. R. Dramaturgy of Marina Karyagina]. Bogatstvo finno-ugorskih narodov: mater. IIIMezhdunar. finno-ugorskogo stud. foruma = Wealth of Finno-Ugric Peoples, Josh-kar-Ola, 2016, pp. 61-63. (In Russ).

3. Vladimirova O. G. Stanovlenie i razvitie chuvashskogo sillabo-tonicheskogo stiha: dis. ... kand. filol. nauk [The formation and development of the Chuvash syllabo-tonic verse]. Cheboksary, 2004, 190 p. (In Russ).

4. Vladimirova O. G. Nacional'noe videnie mira M. Karjaginoj v knige «Kvadratnye sny» [National vision of the world by M. Karyagina in the book "Square dreams"]. Nauka i obra-zovanie v zhizni sovremennogo obshhestva: sb. nauch. tr. po mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 12 chastjah = Science and education in the life of modern society. Sat. sci. tr. by mater. Intern. sci.-pract. conf.: in 12 parts., Tambov: OOO «Konsalt-ingovaja kompanija Jukom», 2015, pp. 19-21. (In Russ).

5. Vladimirova O. G. Razvitie chuvashskogo i marijskogo stihovedenija [Development of the Chuvash and Mari poetry]. Hudozhestvennaja kul'tura narodov Volgo-Kamskogo polijet-nicheskogo regiona v paradigme sovremennosti = Art culture of

the peoples of the Volga-Kama polyethnic region in the paradigm of modernity, Joshkar-Ola, 2015, pp. 57-60. (In Russ).

6. Vladimirova O. G. Vyrazhenie osobennostej dialekta maloj rodiny v ritmike chuvashskih pojetov [Expression of the features of the dialect of a small homeland in the rhythm of Chuvash poets]. Chuvashskij jazyk i literatura: teorija i metodika: sb. st. = Chuvash language and literature: theory and methodology, Cheboksary: ChGPU im. I. Ja. Jakovleva, 2016, pp. 107-110. (In Russ).

7. Il'ina G. G. Neskazochnaja proza v sisteme zhanrov chuvashskogo fol'klora: dis. ... kand. filol. nauk [Unsentious prose in the system of genres of Chuvash folklore]. Cheboksary, 2006, 228 p. (In Russ).

8. Il'ina G. G. O nekotoryh osobennostjah chuvashskih toponimicheskih predanij [On some features of the Chuvash toponymic legends]. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Herald of the Chuvash University, 2006, no. 4, pp. 396-399. (In Russ).

9. Il'ina G. G. K voprosu o tipologizacii semanticheskoj derivacii nazvanij demonicheskih personazhej chuvashskogo fol'klora (na primere demononima shujtan «d'javol») [On the typology of the semantic derivation of the names of demonic characters of the Chuvash folklore (on the example of the de-mononim Shuitan "devil")]. Sopostavitel'noe izuchenie raznotipnyh jazykov: nauchnyj i metodicheskij aspekty: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. = Comparative study of heterogeneous languages: the scientific and methodical aspects, Cheboksary: Izd-vo Chuvash. un-ta, 2006, PP. 52-53. (In Russ).

10. Il'ina G. G. Mezha v predstavlenii chuvashej i udmur-tov [Mezh in the representation of Chuvash and Udmurts]. Teoreticheskie i prikladnye voprosy obrazovanija i nauki: sb. nauch. tr. po mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. = Theoretical and applied questions of education and science, Tambov: OOO «Konsaltingovaja kompanija Jukom», 2014, pp. 51-52. (In Russ).

11. Il'ina G. G., Myshkina A. F. Fol'klorno-mifologicheskoe znachenie fitonimov v pojetike chuvashskih proizvedenij [Folklore and Mythological Significance of Phytonyms in the Poetics of Chuvash Works]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological Sciences. Questions of theory and practice, 2016, no. 6-3 (60), pp. 29-32. (In Russ).

12. Il'ina G. G. Ulypy v kontekste fol'klorno-obraznyh parallelej Uralo-Povolzh'ja [Ulyps in the context of folklore-like parallels of the Ural-Volga region]. Problemy marijskoj i sravnitel'nojfilologii = Problems of Mari and comparative philology, Joshkar-Ola, 2016, pp. 252-256. (In Russ).

13. Il'ina G. G., Myshkina A. F. Tradicionnye predstavlenija chuvashej o fol'klornom personazhe Inkek [Traditional representations of Chuvash people about the folkloric character Inkek]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological sciences. Questions of theory and practice, 2017, no. 6-3 (72), pp. 23-25. (In Russ).

14. Kirillova I. Ju. Svoeobrazie hudozhestvennogo mira Ille Thti: dis. ... kand. filol. nauk [The peculiarity of the artistic world of Ille Tkhti]. Cheboksary, 2006, 181 p. (In Russ).

15. Kirillova I. Ju., Rodionov V. G., Myshkina A. F., So-fronova I. V. i dr. Istorija chuvashskoj literatury XX v. (19001955 gg.): kollekt. monograf. [History of Chuvash literature of the XX century. (1900-1955)]. Vol. 1, Cheboksary: Chuvash. kn. izd-vo, 2015, 431 p. (In Russ).

16. Kirillova I. Ju. Vnutrizhanrovyj sintez v chuvashskoj literature [Intra-genre synthesis in the Chuvash literature]. Filologi-cheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological Sciences. Questions of theory and practice, 2015, no. 11-3 (53), pp. 109-111. (In Russ).

17. Kirillova I. Ju. Chuvashskaja dramaturgija perehodnogo perioda (1950-e gg.) [Chuvash drama of the transition period (1950s)]. Hudozhestvennaja kul'tura narodov Volgo-Kamskogo polijetnicheskogo regiona v paradigme sovremennosti = Art culture of the peoples of the Volga-Kama polyethnic region in the paradigm of modernity, Joshkar-Ola, 2015, pp. 96-101. (In Russ).

18. Kirillova I. Ju. Tipologija zhenskih harakterov v drama-turgii N. Terent'eva [Typology of female characters in drama N. Terentyev]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie = Humanities and Education, 2016, no. 3 (27), pp. 120-122. (In Russ).

19. Kirillova I. Ju. Razvitie zhanra tragedii v stihah v chuvash-koj dramaturgii [Development of the genre of tragedy in verse in the chuvash dramaturgy]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie = Humanities and Education, 2016, no. 4 (28), pp. 156-158. (In Russ).

20. Myshkina A. F. Osobennosti filosofskoj prozy nacion-al'nyh literatur Povolzh'ja [Features of the Philosophical Prose of National Literatures of the Volga Region]. Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta. Inzhiniring georesursov = News of Tomsk Polytechnical University Engineering georesources, 2005, vol. 308, no. 4, pp. 204-206. (In Russ).

21. Myshkina A. F. Svoeobrazie chuvashskoj hudozhestvenno-filosofskoj prozy: dis. ... d-ra filol. nauk [The peculiarity of Chuvash's artistic and philosophical prose]. Cheboksary, 2006, 377 p. (In Russ).

22. Myshkina A. F. Istoki hudozhestvenno-filosofskogo myshlenija v nacional'nyh literaturah Povolzh'ja i Priural'ja [The Origins of Artistic and Philosophical Thinking in the National Literatures of the Volga Region and the Urals]. Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta. Inzhiniring georesur-sov = News of Tomsk Polytechnical University Engineering georesources, 2006, vol. 309, no. 3, pp. 226-230. (In Russ).

23. Myshkina A. F. Filosofskoe i pojeticheskoe tolkovanie tragicheskoj smerti v pojeme «Narspi» K. Ivanova [Philosophical and poetic interpretation of tragic death in the poem "Narspi" by K. Ivanov]. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Herald of the Chuvash University, 2012, no. 1, pp. 288-290. (In Russ).

24. Myshkina A. F., Il'ina G. G. Modernistskie tendencii v chuvashskoj literature nachala XX veka [Modernist tendencies in the Chuvash literature of the beginning of XX century]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological sciences. Questions of theory and practice, 2015, no. 8-2 (50), pp. 133-136. (In Russ).

25. Myshkina A. F. Filosofskoe i pojeticheskoe znachenie imen v hudozhestvennom proizvedenii [Philosophical and poetic significance of names in an artistic work]. Hudozhestvennaja kul'tura narodov Volgo-Kamskogo polijetnicheskogo regiona v paradigme sovremennosti = Art culture of the peoples of the Volga-Kama polyethnic region in the paradigm of modernity, Joshkar-Ola, 2015, pp. 127-130. (In Russ).

26. Myshkina A. F., Jakovleva O. N. O nekotoryh fol'klorno-mifologicheskih i religiozno-misticheskih osobennostjah soznanija chuvashskogo naroda [About some folklore-mythological and religious-mystical peculiarities of consciousness of the Chuvash people]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological sciences. Questions of theory and practice, 2015, no. 12-3 (54), pp. 135-137. (In Russ).

27. Myshkina A. F. Nacional'naja literatura regiona kak hudozhestvenno-jesteticheskaja obshhnost' (iz opyta nachala XX veka) [National literature of the region as an artistic and aesthetic community (from the experience of the beginning of the XX century)]. VestnikMarijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2016, vol. 10, no. 1 (21), pp. 113-117. (In Russ).

28. Rodionov V. G. Istorija chuvashskoj literatury XX v. (Koncepcija) [History of Chuvash literature of the XX century. (Concept)]. Chuvashskij gumanitarnyj vestnik = Chuvash humanitarian herald, 2010, no. 5, pp. 104-121. (In Russ).

29. Rodionov V. G. Tipologija fenomena G. Vereshhagina (K probleme stanovlenija nacional'nyh literatur) [Typology of the phenomenon G. Vereshchagin (To the problem of the formation of national literatures)]. Ezhegodnik finno-ugorskih is-sledovanij = The Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2011, no. 4, pp. 113-119. (In Russ).

30. Rodionov V. G. K probleme stanovlenija nacional'nyh literatur narodov Uralo-Povolzh'ja [To the problem of the formation of national literatures of the peoples of the Urals-Volga region]. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Herald of the Chuvash University, 2012, no. 1, pp. 296-301. (In Russ).

31. Rodionov V. G., Myshkina A. F. Problemy izuchenija literatur narodov regiona i literaturovedcheskaja komparativisti-ka [Problems of studying literatures of the peoples of the region and literary comparative studies]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija = Modern problems of science and education, 2012, no. 4, p. 297. (In Russ).

32. Rodionov V. G. Istoricheskoe razvitie zhanrov rechevoj pojezii chuvashskogo fol'klora [Historical development of genres of speech poetry of Chuvash folklore]. Tradicionnaja kul'tura tjurk-skih narodov v izmenjajushhemsja mire: mater. I Mezhdunar. nauch. konf. = Traditional culture of Turkic peoples in a changing world, Kazan': Ak Bure, 2017, pp. 374-379.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Sofronova I. V. Tradicii vostochnoj pojezii v chuvashskoj lirike 20-90-h gg. XX v.: dis. ... kand. filol. nauk [The Traditions of Eastern Poetry in the Chuvash Lyrics of the 20-90s. XX century]. Cheboksary, 2004, 188 p. (In Russ).

34. Sofronova I. V. Vostochnye tradicii v chuvashskoj lirike [Eastern Traditions in the Chuvash Lyrics]. Vestnik Chuvash-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva = Herald of the Chuvash State Pedagogical University named I. Ja. Jakovlev, 2011, no. 3-1, pp. 193-196. (In Russ).

35. Sofronova I. V. Otobrazhenie obraza Volzhskoj Bulgarii v chuvashskom i tatarskom fol'klorah [The mapping of the image of the Volga Bulgaria in the Chuvash and Tatar folklore]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva = Herald of the Chuvash State Pedagogical University named I. Ja. Jakovlev, 2012, no. 1-2, pp. 174-179. (In Russ).

36. Sofronova I. V. O tendencii sovremennoj chuvashskoj detskoj literatury [About the tendency of modern Chuvash children's literature]. Hudozhestvennaja kul'tura narodov Volgo-Kamskogo polijetnicheskogo regiona v paradigme sovremennos-ti = Art culture of the peoples of the Volga-Kama polyethnic region in the paradigm of modernity, Joshkar-Ola, 2015, pp. 146-152. (In Russ).

37. Sofronova I. V., Vladimirova O. G. Vlijanie tvorchestva Nizami na razvitie tjurkskih literatur [Influence of Nizami's creativity on the development of Turkic literatures]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological sciences. Questions of theory and practice, 2016, no. 4-2 (58), pp. 53-55. (In Russ).

38. Terent'eva O. N. Mifologicheskie predstavlenija chu-vashej o klade (na materiale fol'klora) [Mythological views of the Chuvash people on the treasure (on the material of folklore)]. Istoki i jevoljucija literatur i muzyki tjurkskih narodov = Origins and evolution of literatures and music of the Turkic peoples, Kazan': Kazanskaja gos. konservatorija (akademija) im. N. G. Zhiganova, 2014, pp. 181-184. (In Russ).

39. Jakimova (Afanas'eva) E. R. Zarozhdenie zhanra is-toricheskoj tragedii v chuvashskoj dramaturgii [The origin of the genre of historical tragedy in the Chuvash dramaturgy]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva = Herald of the Chuvash State Pedagogical University named I. Ja. Jakovlev, 2014, no. 1 (81), pp. 85-88. (In Russ).

40. Jakimova E. R. Obraz bulgarskoj krasavicy v zhanre chuvashskoj istoricheskoj tragedii [The image of the Bulgarian beauty in the genre of the Chuvash historical tragedy]. Teoret-icheskie i prikladnye voprosy obrazovanija i nauki: sb. nauch. tr. po mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. = Theoretical and

Applied Problems of Education and Science. Sat. sci. tr. by mater. Intern. sci.-pract. conf., Tambov: OOO «Konsaltingovaja kompanija Jukom», 2014, pp. 179-180. (In Russ).

41. Jakimova (Afanas'eva) E. R. Zhanr istoricheskoj tragedii v dramaturgii Povolzh'ja [The genre of the historical tragedy in the drama of the Volga region]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological sciences. The questions of theory and practice, 2016, no. 6-1 (60), pp. 62-64. (In Russ).

Статья поступила в редакцию 8.05.2017 г.

Submitted 8.05.2017.

Для цитирования: Мышкина А. Ф. Традиции и новаторство в чувашском литературоведении XXI века: некоторые аспекты проблемы // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 3 (27). С. 117-123.

Citation for an article: Myshkina A. F. Traditions and innovation in the chuvash literature of the XXI century: some aspects of the problem. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 3 (27), pp. 117-123.

Мышкина Альбина Фёдоровна, доктор филологических наук, доцент, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, lb-myshkina@mail. ги

Myshkina Al'bina F., Ph. D. (Philology), associate professor, Chuvash State University named I. N. Ulyanov, Cheboksary,

lb-myshkina@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.