УДК 82.015
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО ШЕРЛИ ЭНН ГРАУ В ТРАКТОВКЕ РАСОВОЙ ПРОБЛЕМЫ (на материале сборника «Черный принц»)
© 2008 Хабибова Т.О.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье проанализирован сборник новелл с позиций освещения негритянской проблемы в американской литературе конца XIX века.
The author of the article has analysed the collected novels from positions of enlightening of Negros’ problem in American literature at the end of the 19th century.
Ключевые слова: расовая дискриминация, жанровое своеобразие, негритянский мир, гуманистическая традиция.
Keywords: racial discrimination, originality of genre, Negros’ world, humanistic traditions.
В творчестве Шерли Энн Грау, представительницы «южной традиции» в литературе США, лауреата
Пулитцеровской премии, значительное место занимает жанр новеллы. Ш. Э. Грау является наследницей и
продолжательницей богатейших
традиций американской новеллистики. Новелла - очень гибкий, постоянно развивающийся, способный откликаться на самые животрепещущие проблемы времени жанр - «... не просто популярна в Америке среди читателей; с этим жанром тесно связано само формирование американской литературы, он был основным для многих ее выдающихся мастеров» [1].
Ш. Э. Грау - автор двух сборников «Черный принц» и «Ветер меняется на западный», а также многочисленных рассказов в различных периодических изданиях. Творческий метод писательницы в сборнике «Черный принц» в основе своей реалистический. Ее отличают гуманизм, вера в человека, доброе и созидательное начало в нем. Писательница чутко улавливает духовную атмосферу американского общества, реалистически воссоздает присущие ему характеры и типы. Мастерство Ш. Э. Грау -
новеллистки - позволяет поставить ее в один ряд с такими писательницами-
южанками, как Ю. Уэлти, К. Маккаллерс и Ф. О’Коннор.
Все девять рассказов, составляющих
сборник «Черный принц», объединяет общая тема - изображение жизни
американского Юга, социально-политическое устройство, быт и нравы которого Ш. Э. Грау, южанка по рождению и месту жительства, знает досконально. На материале южной действительности писательница разрабатывает проблемы, имеющие не только местное, но и
общеамериканское, общечеловеческое значение. В новеллах сборника намечаются основные мотивы творчества
писательницы, развитые в дальнейшем в романах.
Помимо главной темы, объединяющей все рассказы сборника, их можно соединить в несколько циклов в рамках сборника, руководствуясь ведущей темой, звучащей в той или иной новелле. К рассказам, в которых на первый план выступает негритянская проблема, затрагиваются расовые
взаимоотношения, относятся «Белая девушка, хорошая девушка», «Черный принц», «Мисс Золотые Глаза».
Писатели США начали разрабатывать негритянскую тему еще в XIX веке, когда сама американская действительность выдвинула общественно-поли-тические и нравственные проблемы, требующие художественного осмысления.
Одними из первых в этом направлении выступили Г. Бичер-Стоу и Р. Хилдрет, чьи романы «Хижина дяди Тома» (1852) и «Белый раб» (1852), отличающиеся острой антирабовладельческой
направленностью, сыграли видную роль в движении аболиционизма, оказали огромное влияние на общественное мнение в стране и за ее пределами. Г. Бичер-Стоу и Р. Хилдрет бескомпромиссно осудили расизм, показали полную несостоятельность теорий о неполноценности негров, которые в их произведениях являются носителями лучших человеческих качеств: мудрости, доброты, мужества, благородства.
«Рабство и его последствия, дискриминация и расизм гневно осуждались выдающимися американцами минувшего столетия Р. У. Эмерсоном и Г. Торо, Г. Лонгфелло и У. Уитменом, Г. Мелвиллом и М. Твеном. Развитие негритянской темы в литературе США тесно связано с процессом становления американского реализма XIX века», -отмечает исследовательница
американской литературы В. И. Оленева
[2].
Огромный шаг вперед в освоении негритянской темы, предвосхитив ее развитие в творчестве многих американских писателей ХХ века, совершил М. Твен. Созданный писателем-гума-нистом образ негра Джима, героя романа «Приключения Гекльберри Финна» (1884), явился как бы отправной точкой для появления целой галереи негритянских образов в произведениях последующих поколений писателей. Не случайно У.Фолкнер, чье отношение к негритянской проблеме отличалось сложностью и
противоречивостью, назвал негра Джима одним из своих любимых литературных героев.
Красной нитью проходит тема расовой дискриминации, борьбы негритянского народа за равноправие через творчество белых и черных американских писателей ХХ века: С. Льюиса и Р. П. Уоррена, У. Фолкнера и Э. Колдуэлла, Р. Райта и Р.
Эллисона, Д. О. Килленза и Д. Болдуина. Бесспорны идейно-эстетические различия в их трактовке негритянской проблемы, но не всегда оправданы отклонения в ту или иную сторону. Так, У. Фолкнер и Р. П. Уоррен временами не могут до конца преодолеть южные предрассудки
(особенно это относится к их публицистике), считая расовую проблему исключительно южной, не требующей вмешательств извне, тем более проводимых в законодательном порядке. В свою очередь, некоторые писатели-негры, в частности Д. О. Килленз, стоят на радикальных, националистических позициях, смешивая ненависть к
расистам с ненавистью ко всем белым людям, выступают сторонниками
сепаратизма черных.
Но в главном прогрессивные писатели, в чьем творчестве находит отражение негритянская проблематика, едины: расизм - это позорное наследие американского общества,
противоречащее элементарным нормам демократии, свободы, равенства, идеология и практика которого должны быть полностью уничтожены. В их произведениях, раскрывающих
трудность, неоднозначность одной из краеугольных проблем американской общественно-политичес-кой жизни,
белые и черные герои действуют сообща, отстаивая человечность.
Ш. Э. Грау, продолжая гуманистические традиции
предшественников, в то же время вносит свое, новое в трактовку негритянской темы.
В рассказах писательницы
негритянские образы важны сами по себе и несут определенную идейную нагрузку в рамках довольно замкнутой системы -негритянской общины, а белые герои, если они присутствуют, являются лишь второстепенными. Таким образом,
жанровое своеобразие Ш. Э. Грау - в
стремлении с наибольшей
объективностью показать негритянский мир: как чисто внешние, бытовые
условия его существования, так и духовную жизнь героев.
Действие рассказа «Белая девушка, хорошая девушка» развертывается в одном из южных штатов, название которого не указывается, так как события,
происходящие в рассказе, типичны,
характерны, могли иметь место в любом южном городишке любого южного штата.
В нескольких милях от столицы расположена большая тюрьма для цветных. Ее описание - «... белые
кирпичные стены и пулеметные гнезда, по два с каждой стороны, и люди внутри: белые охранники и цветные заключенные» [3] - символизирует
положение негритянского населения на Юге США.
Центральный герой новеллы - негр Джейсон Пол Эванс, отсидевший большую часть двадцатилетнего тюремного заключения за
непреднамеренное убийство. Видно, что он не озлобился после долгой неволи, сохранил в душе какую-то детскую наивность и непосредственность. Его переполняет радость человека, впервые за многие годы оказавшегося на свободе, горячее желание поделиться с кем-то этой радостью: «Мне не нужно торопиться, -сказал Джейсон пыльной черной вороне, которая скребла голую красную землю. -Не нужно торопиться». - Ворона
взглянула на него краешком светло -желтого глаза и прыгнула под укрытие барбарисовых кустов» [3].
Автор подчеркивает простоту, искренность этого человека, его близость к природе. Джейсон замечает и чувствует красоту природы, окружающей его по пути в город, как бы сливается с ней, становится ее частью, стремится не повредить ничего живого: «Он сел на землю, скрестив ноги. Большой черножелтый паук свисал с куста жимолости, скользя вверх и вниз по паутине.
Осторожно, одним пальцем, Джейсон Пол поднял нитку паутины на другую ветку» [3]. Эта сцена, происшедшая в рассказе еще до того, как мы узнаем подробности о преступлении Джейсона, помогает понять, что перед нами не закоренелый преступник, а человек, попавший в
тюрьму по несчастливому стечению обстоятельств.
Ш. Э. Грау создает образ негра,
доброго по натуре, не ожесточенного превратностями судьбы. Джейсон не
испытывает к Эгги, женщине, из-за которой он, собственно, и совершил преступление, ни ненависти, ни желания отомстить за годы, проведенные в заключении; им движет естественное чувство - повидаться с Эгги и своей дочерью, а затем вернуться к
повседневной жизни, которую он вел до заключения. Писательница подчеркивает моральную стойкость своего героя, его способность выдержать любые испытания.
Образ Джейсона, его судьбу можно воспринимать и как обобщенный образ всего негритянского народа, терпеливо, с достоинством выносящего выпадающие на его долю страдания и угнетение, сохраняющего при этом внутреннюю цельность, гармонию. Ш. Э. Грау продолжает традиции У. Фолкнера и Ю. Уэлти, в творчестве которых нашло отражение их восхищение удивительной жизнеспособностью, силой духа негритянского народа.
В целом рассказ представляет собой живую зарисовку быта и нравов негров американского Юга, выдержанную в реалистических традициях.
В ином плане написан рассказ «Черный принц», давший название всему сборнику. Новаторство Ш. Э. Грау - в органичном сочетании фантастического и реального пластов повествования. Писательница использует фольклорные традиции, сказочные элементы, создает атмосферу загадочной таинственности. Вместе с тем быт, нелегкий повседневный труд фермеров бедной негритянской общины описаны реалистически: «Здесь живут только
цветные, и это беднейшая часть самого маленького и бедного графства в штате» [3]; «Со всего поля соберут, возможно, три тюка настоящего раннего хлопка, и они разделят урожай. Работали целый день, срывая коробочки и бросая их в мешки, подвешенные через плечо» [3].
Альберта, красивая негритянская девушка, гуляя ранним утром, вслушивается в пение птиц. В ней так же, как и в герое предыдущего рассказа, подчеркиваются естественность, близость к природе: «Сосновая шишка с шумом упала на голову Альберты и отскочила от плеча. Она подняла ее с земли и бросила вверх, в гущу ветвей. - «Держите свою шишку, птицы, мне она не нужна» [3].
Внезапно пред ней, словно из утреннего тумана, возникает незнакомый мужчина. Он называет девушку по имени, хотя они раньше не встречались, и, сказав, что они скоро снова увидятся, «. скользнул вокруг дерева, как последний след ночной тени, и исчез»[3].
Через некоторое время Стэнли (так зовут мужчину) появляется в деревне, выигрывает несколько схваток, в которые его вовлекают. Он силен, красив, карманы его полны серебряных монет. Многие мужчины, не обладающие ни его достоинствами, ни богатством, люто ненавидят Стэнли, женщины, наоборот, стараются привлечь его внимание. Но он замечает только Альберту.
Стэнли и Альберта становятся неразлучны, вызывая зависть окружающих. В Стэнли стреляют серебряными пулями, переплавленными из его же монет, так как обычные пули его не берут. Раненному в грудь Стэнли, поддерживаемому Альбертой, удается скрыться. Больше ни Стэнли, ни Альберта в этих местах не появляются.
Образ Стэнли, Черного принца, выражает веру автора в неисчерпаемые возможности негритянского народа. Многое роднит его с Кэнди Бичемом, героем одноименной новеллы Э. Колдуэлла. Подобно Колдуэллу Ш. Э. Грау гиперболизирует силу, красоту, выносливость своего героя. Образы Кэнди Бичема и Стэнли демонстрируют пробуждение чувства собственного достоинства, бунтарского духа в негритянском народе. Но если в основе рассказа Колдуэлла лежит острый социальный конфликт, благодаря чему образ Кэнди Бичема приобретает большую конкретность и реальность, то Черный принц Грау несколько абстрактен, является не столько типическим образом, сколько
воплощением авторской идеи.
Образ Альберты, возлюбленной Черного принца, одной из героинь южного фольклора, символизирующий красоту, стойкость, верность негритянской женщины, пройдет впоследствии через роман Ш. Э. Грау «Стерегущие дом».
Тема расовой дискриминации отчетливо звучит в новелле «Мисс Золотые Глаза». В отличие от других рассказов, где действие замкнуто в рамках провинциального Юга, в него властно вторгаются события внешнего мира, во многом определяющие судьбу героев. Действие происходит в Новом Орлеане, в то время, когда идет война в Корее. Повествование ведется от лица четырнадцатилетней негритянки Селии. Юный возраст рассказчицы проявляется в непосредственности, свежести восприятия
происходящего, живой реакции на все события, подчас наивной их оценке, но главный жизненный урок - то, что она цветная и, следовательно, должна знать свое место, - девочка усвоила уже твердо.
Центральный конфликт новеллы заключается в различном отношении героев к своей расовой принадлежности. Новаторство писательницы - в выборе конфликта повествования,
проникновении в психологию
противоположных сторон, показе несостоятельности обеих позиций.
У Селии есть старшие брат и сестра: темнокожий Пит и почти белая, с золотистыми глазами, красавица Лина. Однажды Пит привел своего друга Криса, голубоглазого, очень светлокожего («многие белые мужчины бывают темнее»). Рассказчица отмечает: «Он
выглядел почти как белый. Но я видела разницу. Возможно, она была в его манере поведения, - он вел себя как негр»
[3]. Лина и Крис полюбили друг друга, поженились. Ими овладело горячее желание уехать на Север, где они могут сойти за белых, все их помыслы сосредоточились на осуществлении этой мечты, сбыться которой не суждено. Криса забирают в армию и убивают в Корее.
Совсем по-иному ведет себя брат Лины Пит. Он не может и не хочет мириться с существующим положением вещей. Это отражается во всем его облике: «Пит был странный парень -угрюмый, беспокойный и несчастливый. Временами, когда он тихо сидел, о чем-то думая или отдыхая, на лице его появлялось странное чувство: не боли, не страха, не решимости, а какая-то смесь этих трех чувств» [3].
Пит - член негритянского клуба, на дверях которого весит небольшое объявление, подобное, но обратное по смыслу многочисленным
дискриминационным объявлениям,
которые были столь часты на американском Юге: «Белым вход
воспрещен».
Ш. Э. Грау убедительно показывает, как в одних героях (Крис, Лина) развивается острое чувство расовой неполноценности, стремление во что бы то ни стало стать равными с белым человеком, а другие (Пит) вступают в негритянские радикальные организации.
В творчестве Ш. Э. Грау выведен образ негра, характерный именно для эпохи 50-х годов, отмеченной важными сдвигами в общественно- политической жизни страны.
Если протест героев у
предшественников Ш. Э. Грау носит стихийный, обособленный характер,
каждый бунтует в одиночку, то Ш. Э. Грау пытается показать возникновение организованного движения борцов за гражданские права негров. В этом -
новаторство молодой писательницы, хотя ей и не удалось до конца справиться с поставленной задачей.
Характерная особенность рассказов Ш. Э. Грау состоит в том, что в них не происходит прямое, непосредственное
Примечания
столкновение негров и белых, как в произведениях других авторов. Тяжелый, неразрешимый конфликт существует, но проявляется он чаще не в социальном плане, а в морально-этическом, через анализ внутреннего мира и состояния героев, их обостренной реакции на свое неравноправное положение.
Дальнейшее развитие негритянской проблематики в творчестве писательницы показывает, что, выступая и против белого, и против черного расизма, она проявляется в совместных усилиях представителей обеих рас, основанных на сотрудничестве и взаимопонимании, в деле решения одного из коренных противоречий американского общества.
1. Мулярчик А.С. Новелла в литературе США ХХ века // Американская новелла ХХ века. - М.: Худож. лит., 1976. - С.5. 2. Оленева В.И. Социальные мотивы в американской новеллистике. -Киев: Наукова думка, 1978. - С. 20. 3. Grau Sh.A. The Black Prince and Other Stories. - N.Y.:
Knopf, 1955. - C. 4.
Статья поступила в редакцию 2908 г.