Научная статья на тему 'Роман Ш. Э. Грау «Стерегущие дом» в контексте литературы «Южной школы»'

Роман Ш. Э. Грау «Стерегущие дом» в контексте литературы «Южной школы» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
342
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА США / «ЮЖНАЯ ШКОЛА» / РОМАН «СТЕРЕГУЩИЕ ДОМ» / Ш. Э. ГРАУ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ / РЕТРОСПЕКТИВНОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ ВИНА / РЕФЛЕКТИРУЮЩЕЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хабибова Татьяна Омаровна

В статье рассматривается феномен «южной школы» в литературе США ХХ века и роман Ш. Э. Грау «Стерегущие дом» в контексте литературы этой школы, традиции и новаторство писательницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роман Ш. Э. Грау «Стерегущие дом» в контексте литературы «Южной школы»»

УДК 82(091)

РОМАН Ш. Э. ГРАУ «СТЕРЕГУЩИЕ ДОМ» В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРЫ «ЮЖНОЙ ШКОЛЫ»

© 2012 ^ ^

Хабибова Т.О.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается феномен «южной школы» в литературе США XX века и роман Ш. Э. Грау «Стерегущие дом» в контексте литературы этой школы, традиции и новаторство писательницы.

The author of the article discusses the phenomenon of “the Southern School” in American literature of the 20th century and “The Keepers of the House” novel by Sh.A. Grau within the context of the literature of this school, the writer’s traditions and innovations.

Ключевые слова: литература США, «южная школа», роман «Стерегущие дом», Ш. Э. Грау, художественный образ, расовая дискриминация, взаимообусловленность, ретроспективность, нравственная вина, рефлектирующее сознание.

Keywords: the United States literature, “the Southern school”, “The Keepers of the House” novel, Sh.A. Grau, artistic image, racial discrimination, mutual dependence, retrospectivity, moral guilt, reflexing consciousness.

Шерли Энн Грау (р. в 1929 г.) - современная американская писательница, представительница так называемой «южной школы» («южной традиции») в литературе США.

В 20-е годы XX века Юг США становится центром неожиданного, на первый взгляд, подъема художественного творчества, получившего название «южный ренессанс». Появляется целая плеяда выдающихся писателей, сумевших преодолеть регионализм, на специфически южном материале рассмотреть проблемы, драматические конфликты, имеющие не только локальное, но и общеамериканское, общечеловеческое значение. В первую очередь, это У. Фолкнер, а также Т. Вулф, Р. П. Уоррен, К. Э. Портер, Э. Колдуэлл, Ю. Уэлти, их более молодые преемники К. Маккаллерс, Ф. О’Коннор, Т. Капоте, У. Стайрон и другие представители «южной школы».

Феномен «южного возрождения» был вызван, прежде всего, острым желанием осмыслить критически прошлое Юга, в частности, его поражение в Гражданской войне, соотнести это прошлое с настоящим, а также отрицательным отношением к капиталистическому обществу. Эти факторы и определили некий довольно устойчивый комплекс проблем и особенностей, в той или иной степени характерных для произведений большинства писателей-южан: резко критическое отношение к

современной им действительности; глубокое чувство места, времени, истории; обостренное внимание к расовым взаимоотношениям; тяга к гротеску, символике; лиризм и метафоричность стиля; частое использование разговорной речи, фольклора.

Ш. Э. Грау, как и все писатели-южане, не могла избежать влияния «южной традиции». Большинство ее произведений тесно связано с конкретным содержанием жизни на Юге США XX века, особенно второй его половины. В то же время проблемы, поднятые ею, сделанные наблюдения и выводы отражают характерные процессы, присущие развитию всей страны.

Вершиной творчества Ш. Э. Грау считается роман «Стерегущие дом», опубликованный в 1964 году и удостоенный высшей литературной награды США -Пулитцеровской премии. Этот роман - одно из самых ярких произведений «южной

школы» последних десятилетий, оригинально, новаторски воплотившее многие ее характерные черты и проблемы.

Одна из характернейших особенностей южной прозы - зависимость человека от прошлого, активное вторжение событий давно минувших дней в настоящую жизнь героев, резкое, временами коренное изменение их судеб, обусловленное этим прошлым. Американский литературовед и писатель А. Тейт даже определил южную литературу как литературу, «ощущающую прошлое в настоящем» [1. С. 545].

С полной справедливостью можно отнести эти слова и к роману «Стерегущие дом». Роман, по сути дела, начинается с конца, когда главная героиня, Абигейл Мейсон Хауленд, пытается проанализировать настоящее через прошлое, ищет в прошлом ответ на вопрос, что привело к случившейся трагедии, что заставило ее вступить в конфликт с целым городом, в чем черпала она силы, давшие ей возможность выстоять и победить. И она начинает понимать, что все в мире взаимосвязано, каждый человек опутан содеянным его предками, дети и внуки ее деда, Уильяма Хауленда, связаны так же неразрывно, как связаны историей все белые и черные американцы.

Абигейл осознает себя полноправным звеном в целой веренице предков, стоящих за ее спиной, предков, с которыми ее соединяют нерасторжимые узы: «Я стою на веранде дома, который построил некогда мой пращур, и сквозь открытую дверь слышу, как мои дети топочут через холл... Я ощущаю сзади натиск поколений, они подталкивают меня вперед в круговороте рождений и смертей... Все они умерли, все до одного. Я поймана, опутана тем, что создано ими. Как будто их жизнь оставила после себя в воздухе этого дома, этого городка, этих мест сплетение невидимых нитей. А я споткнулась и упала в сеть» [2.С. 11-12].

В этих словах чувствуется прямая перекличка Ш. Э. Грау с писателями-южанами старшего поколения, например, Р. П. Уорреном, в чьем творчестве одной из ведущих является идея о взаимообусловленности всех явлений в мире: «Жизнь - это гигантская паутина, и если до нее дотронуться, даже слегка, в любом месте, колебания разнесутся по всей ее ткани, до самой дальней точки» [3. С. 231].

Гще одной отличительной чертой произведений писателей «южной школы» является ретроспективность, чередование временных пластов, разработка в каждой части или главе линии определенного героя. Такое построение характерно для романов У. Фолкнера «Шум и ярость» и «Свет в августе», К. Маккаллерс «Сердце - одинокий охотник», «Часы без стрелок», Ш. Э. Грау «Стерегущие дом» и «Кондор улетает».

Композиционно роман «Стерегущие дом» состоит из трех частей, озаглавленных именами главных героев: «Абигейл», «Уильям», «Маргарет», посвященных историям их жизней. Глава «Абигейл» является обрамляющей, связующей все три части в единое целое с помощью рассказчицы. Повествование ведется временами от первого лица, временами от лица автора. Голос Абигейл уступает место голосу автора в тех частях, где говорится о событиях, непосредственной свидетельницей и участницей которых она быть не могла.

Эпическая широта и близость устному сказу ощутимы в начале главы, посвященной Уильяму Хауленду: «Я хочу рассказать вам историю моего деда, и Маргарет Кармайкл, и мою собственную. Трудно решить, где тут начало, когда все так уводит тебя в прошлое и одно так переплетается с другим. Мой дед был Уильям Хауленд. Маргарет была родом из «фриджеков», из Новой церкви. Хотя началось, в сущности, даже не с этого.

Гели вдуматься, то видишь, что началось все гораздо раньше, давным-давно, еще в 1800-е годы, когда Эндрю Джексон со своей армией двинулся от Нового Орлеана к Северу» [1. С. 12].

И это вступление еще раз подчеркивает принадлежность Ш. Э. Грау к «южной традиции», школе У. Фолкнера, заставляет вспомнить, как писатель начинает историю Минка Сноупса: «Все началось весной. Нет, раньше, прошлой осенью. Нет, даже еще раньше, задолго до того. Началось это в ту самую минуту, когда родился Хьюстон...» [3. С. 12].

Здесь проявляется важная особенность поэтики «южной школы». Оба автора хотят показать не только взаимодействие истории и современности, им необходимо проследить отличительные черты человеческого мышления, восстанавливающего прошлого, - его непрямолинейность и многоступенчатость. Множество событий,

сплетаясь, высвечивая друг друга, ведут к одному, главному, являющемуся основной причиной происходящего в настоящем.

С писателями-южанами старшего поколения, в первую очередь, У. Фолкнером и Р. П. Уорреном, роднит Ш. Э. Грау еще одна характерная черта - значительная протяженность произведения во времени при сохранении единства места действия. По жанру «Стерегущие дом» - социально-психологический роман, почти полуторавековая семейная хроника, рассматривающая историю рода Хаулендов в конкретно-исторической обстановке прошлого и настоящего американского Юга.

В молодости Уильям Хауленд два года провел в Атланте, изучая юриспруденцию, которая, однако, занимала его гораздо меньше, чем развлечения: «Большой, не похожий на модных красавцев, он нравился женщинам. Они возили его на плантации, сожженные во время войны, - к обгорелым останкам домов и служб. Эти прогулки при луне, среди разрушенных строений, на местах былых битв были прямо-таки страстью в то время. Гму рассказывали о дерзких вылазках, о геройстве; он кивал головой, серьезно и печально, хотя не верил ни слову, потому что сам тоже приехал из мест, выжженных войной, и знал, как быль обрастает небылицами» [1. С. 15].

Голос автора в данной ситуации сливается с голосом героя. Ш. Э. Грау критически относится к мифам и преданиям о гражданской войне, часто искажавшим реальную суть происходивших событий, но, тем не менее, глубоко укоренившимся в сознании многих южан. Позиция писательницы, ее осмысление истории очень близки фолкнеровской, который рисует в романе «Сарторис» превращение бессмысленного поступка времен гражданской войны в легенду о мужестве и героизме: «История эта становилась все красочнее, приобретая благородный аромат старого вина, пока, наконец, безрассудная выходка двух обезумевших от собственной молодости безрассудных мальчишек не превратилась в некий славный, трагический, возвышенный подвиг двух ангелов, которые своей героической гибелью вырвали из миазматических болот векового духовного ничтожества род человеческий, изменив весь ход его истории и очистив души людские» [4. С. 31].

С большой теплотой нарисован писательницей образ Маргарет, экономки в доме Уильяма Хауленда. Она воспринимается не просто как человек, близкий к природе, а как ее порождение, неотъемлемая часть. Пожалуй, это самый опоэтизированный и в то же время глубоко реалистичный образ чернокожей женщины, созданный писателями «южной школы».

Состояние мулата как человека, раздираемого внутренними противоречиями, его переживания не раз становились объектом художественного исследования. Эта тема раскрыта в романах С. Льюиса «Кингсблад, потомок королей», У. Фолкнера «Свет в августе», Р. П. Уоррена «Банда ангелов». По-своему, оригинально сказано об этом и у Ш. Э. Грау: «Тело ее (Маргарет - Т.Х.) словно бы ширилось, росло, раздувалось, как воздушный шар. Она представила себе, до чего далеки друг от друга эти две ее половины, белая и черная. Гй начало казаться, что вот сейчас они разойдутся в стороны и оторвутся друг от друга, а ее оставят ничем не прикрытой, выщелкнутой наружу, точно зернышко из шелухи... Она туго обхватила себя руками, чтобы не расколоться...» [ 1. С. 54].

Позиция самой писательницы, ее отношение к расовой дискриминации особенно ярко и просто раскрывается в эпизоде, когда девочка Маргарет, желая узнать, что же в ней есть от белого отца, сковырнула болячку, ожидая увидеть белую кровь, но кровь из ранки потекла обычная, красная, одинаковая и у белых, и у черных.

Очень интересен, многомерен образ главной героини, Абигейл Мейсон Хауленд. Именно ее мысли и чувства чаще всего выражают точку зрения самой писательницы. Сложность и неоднозначность расовой проблемы, новаторски поставленной в романе, ярче всего проявляется в характере Абигейл. Образ ее дан в развитии. Она проходит путь от пассивного принятия южных норм в отношениях с черными до отрицания, а затем и сопротивления этим жестоким законом, хотя сознательным борцом за равноправие негров Абигейл не становится.

Воспоминания Абигейл о прошлом - не просто воскрешение хода событий, но и попытка осмысления себя, своей личности, мотивов, заставивших ее совершить конечный поступок, который во многом вовсе не был обусловлен предшествующими

взглядами и поведением Абигейл. В некотором плане ее воспоминания схожи с рефлектирующим сознанием Джека Вердена, героя «Всей королевской рати» Р. П. Уоррена. У Грау, как и у Уоррена, перед нами предстают как бы два лица одного и того же образа, анализирующего события минувшего (свои поступки, чувства, мысли) и их совершающего, причем между этими лицами ощущается довольно значительная дистанция. Подобная организация повествования, помимо изображения внешнего, событийного плана, позволяет глубоко проникнуть во внутренний мир героев, проследить развитие их личностей, формирование убеждений о необходимости активного участия в жизни. И еще, что роднит этих героев, - ироническое, временами даже саркастическое отношение к себе, к собственным мыслям и поступкам. «У меня никогда не бывает великих прозрений - я для этого слишком тупа. Истина проникает в меня мало-помалу, капля по капле, закрадывается в сознание, а когда встает там во весь рост - я с ней уже успела свыкнуться» [1. С. 84] - далеко не каждый решится на подобную самоиронию.

Впечатления детства Абигейл даны сквозь призму ее настоящего, взрослого сознания, четко фиксирующего место и роль в ее жизни различных событий и происшествий, их влияние на развитие ее характера. И, конечно, оценка взрослого человека более верна и глубока, хотя одновременно Г pay удается убедительно передать и детское восприятие происходящего, детские интонации, предшествующие взрослому осмыслению. Такой художественный прием помогает автору создать достоверный, полнокровный, психологически убедительный образ.

Несмотря на то что в прошлом берет свои корни расизм, приведший к жестоким событиям, Абигейл пытается найти в прошлом прочную основу, здоровое начало. И она находит его в историях своих предков. Прошлое - это и непреходящие нравственные устои, цельность, гордость, мужество, верность, которым Абигейл учится у них. Героине Ш. Э. Грау прошлое, в отличие от многих героев У. Фолкнера, которых оно приводит к гибели, помогает выстоять, победить в настоящем. Поэтому роман «Стерегущие дом» в целом оптимистичен.

Примечания

1. Грау Ш. Э. Стерегущие дом // Иностранная литература. 1969. № 3, 4. 2. Уоррен Р. П. Вся королевская рать. М. : Молодая гвардия, 1988. 3. Фолкнер У. Особняк. М. : Художественная литература, 1985. 4. Фолкнер У. Избранное. М. : Прогресс, 1973. 5. Tate A. Bssays of Four Decades. Chicago: Swallow Press, 1998.

Статья поступила в редакцию 04.11.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.