Научная статья на тему 'Традиции и инновации в экскурсионном деле'

Традиции и инновации в экскурсионном деле Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2073
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО / ТРАДИЦИОННАЯ ЭКСКУРСИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ / КВЕСТ-ЭКСКУРСИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Булыгина И.И.

В статье рассматривается эволюция экскурсионного дела в российской практике, анализируются причины изменения подходов к разработке и организации экскурсий, замены традиционной экскурсии на интерактивные варианты экскурсионной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции и инновации в экскурсионном деле»

УДК 338.482.22

И. И. Булыгина Севастопольский филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова,

Севастополь, Россия

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ЭКСКУРСИОННОМ ДЕЛЕ

В статье рассматривается эволюция экскурсионного дела в российской практике, анализируются причины изменения подходов к разработке и организации экскурсий, замены традиционной экскурсии на интерактивные варианты экскурсионной деятельности.

Ключевые слова: экскурсионное дело, традиционная экскурсия, интерактивная экскурсия, квест-экскурсия.

I. I. Bulygina

Sevastopol branch of Plekhanov University of Economics,

Sevastopol

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE EXCURSIONS

The article considers the evolution of the excursion business in Russian practice, analyzes the reasons for changing approaches to the development and organization of excursions, replacing the traditional excursion with interactive excursion options.

Keywords: excursion business, traditional excursion, interactive excursion, quest-excursion.

Экскурсионное дело в России имеет давние традиции: истоки его лежат во второй половине XVIII века, когда педагоги-новаторы того времени стали активно использовать в практической деятельности природоведческие прогулки-экскурсии. Тесная связь экскурсионного дела с педагогикой привела к необходимости тщательной проработки методики изложения материала.

Со временем появились и внеучебные экскурсии преимущественно в Крым и на Кавказ. Рост их числа пришелся на период развития буржуазных отношений в России во второй половине XIX века. Участниками экскурсий этого периода были в основном представители господствующего класса.

Позже в познавательную экскурсионную деятельность были вовлечены образованные и передовые люди из других слоев населения, стали создаваться общества и клубы любителей путешествий, существовавшие на их личные средства или на средства крупных меценатов. Уже в дореволюционной России была образована Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий для учащихся средних учебных заведений, которая выпускала серию иллюстрированных путеводителей, занималась организацией лекций для экскурсоводов и усовершенствованием методики разработки и проведения экскурсий.

С 1907-1917 гг. стали появляться и развиваться первые российские экскурсионные организации, и началась научная разработка теории экскурсионного дела в России. В начале ХХ века в туризм стала вливаться демократически настроенная молодежь, которая использовала туристские путешествия и экскурсии для агитации и пропаганды своих взглядов. Так экскурсия стала впервые использоваться как рычаг политического воздействия на народные массы. В годы Советской власти этот фактор был оценен по достоинству, и экскурсионное дело стало делом государственной важности, поскольку выделялось как средство идеологического воспитания населения и средство развития познавательной и общественной активности.

В 20-е годы прошлого столетия наша страна имела уже два научно-исследовательских института, занимавшихся вопросами туризма, краеведения, теории, методики и практики экскурсионного дела -московская и петроградская [1, с. 23]. Между ними существовали определенные различия в понимании сущности и целей экскурсионной работы: московская школа большое значение придавала воспитательному аспекту, петроградская - познавательному.

В послевоенные годы экскурсионная деятельность в стране стала массовой. Количество экскурсантов исчислялось в десятках и сотнях миллионов жителей страны. В таких условиях необходимо было постоянно совершенствовать экскурсионную методику и обучать экскурсоводов. Повсеместно организовывались экскурсоводческие курсы и были открыты научно-исследовательские лаборатории туризма и экскурсий.

Наивысший подъем экскурсионной деятельности в СССР приходится на 1970-1980-е гг. Динамика развития туризма представлена В. В. Дворниченко: в 1965 г. во всех видах путешествий и экскурсий по стране приняло участие 36 млн человек. В 1970 г. было обслужено 9,3 млн туристов и 35,5 млн

экскурсантов. В 1975 г. число туристов возросло до 20 млн человек, а экскурсантов - до 120 млн человек. В 1984 г. статистика зарегистрировала 36 млн туристов и около 180 млн экскурсантов. Кроме того, десятки миллионов советских граждан ежегодно путешествовали по самодеятельным туристским маршрутам [2, с. 4].

Государство в этот период уделяло большое внимание организации и поддержанию учреждений, занимающихся вопросами экскурсионного обслуживания, благодаря чему был разработан значительный объем экскурсионных маршрутов по местам жизни и деятельности революционеров, экскурсии историко-революционной, военно-патриотической, историко-архивной, исторической, искусствоведческой, географической, геологической, археологической, биологической, агротехнической, производственно-бытовой тематики [3, с. 90]. Частично эти маршруты реализуются и настоящее время.

В постсоветский период экскурсионная сфера пережила глубокий кризис. Во-первых, распалась система планового туризма, на смену ей пришли рыночные отношения, а с ними изменения требований к организации экскурсионной деятельности. Современный потребитель сам выбирает экскурсионный продукт и сам его оплачивает в отличие от прежнего экскурсанта, за которого платил профсоюз, определяя маршрут и заказывая определенный набор экскурсий. Кроме того, в советские времена все путешествия были групповыми, а теперь люди предпочитают путешествовать в узком кругу друзей, родственников или индивидуально.

Во-вторых, с развалом советской идеологии экскурсия перестала быть средством пропаганды коммунистических идеалов. Стала неактуальной историко-революционная и советская тематика экскурсий, составлявшая значительную долю всей экскурсионной тематики в прежние годы. В-третьих, была разрушена система подготовки экскурсионных кадров и методического обеспечения экскурсионной работы. Произошли качественные изменения в профессиональной деятельности экскурсовода, в роли которого часто стали выступать люди, не имеющие ни специального образования, ни хорошей практики экскурсионной работы.

Наконец, изменился контингент экскурсантов. Это обстоятельство стоит отдельного рассмотрения. Появление нового потребителя на рынке экскурсионных услуг обусловлено рядом объективных обстоятельств. Переход общества в эпоху информации и информационных технологий привел к серьезным изменениям в экономической и социальной сфере. Произошла миграции ценностей: в аграрной экономике ценностью обладало сырье, в индустриальной - товар, в постиндустриальной -услуга [4, с. 1]. Зародилось новое экономическое явление - экономика впечатлений. Теперь мало произвести товар или услугу (в том числе и экскурсионную), надо преподнести потребителю их так, чтобы у него сложилось яркое, незабываемое впечатление. Спрос рождает предложение. В ответ на запросы современных экскурсантов появились всевозможные интерактивные экскурсии: экскурсии с элементами реконструкции, театрализации и т. п. Значительно изменилась и тематика экскурсионных маршрутов. Место идеологических экскурсий заняли экстрим, эзотерика, мистика, приключения, игра.

Долгие годы экскурсанты с благодарностью воспринимали тщательно подготовленную и структурированную экскурсию, наполненную большим количеством фактов, дат, статистических данных, поскольку информация не была общедоступной. Современный же потребитель, имеющий доступ к неограниченным информационным ресурсам, стал больше обращать внимание на внешние признаки, такие как качество транспортного обслуживания, качество подачи материала (а не на его содержание!), наличие интерактивных элементов в экскурсионной деятельности и пр.

Подобный подход часто раздражает старшее поколение экскурсоводов, привыкших к экскурсии относиться со всей серьезностью научного подхода. Однако, не смотря на сопротивление старой гвардии экскурсоводов, классическая экскурсия сильно сместилась в рейтинговых позициях, особенно у молодого поколения, обладающего т. н. клиповым мышлением. Понятие «клиповое мышление» трактуется как процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между клипами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира [5, с. 7].

Можно сколь угодно критиковать этот образ мышления, но правильнее воспринять его как данность, потому что у его появления тоже есть объективные причины: обилие информации заставляет ее фильтровать и воспринимать дозировано, дабы уберечь мозг от ее переизбытка. Иными словами, экскурсоводы вынуждены будут менять формы и методы подачи материала. Классическая экскурсия постепенно будет трансформироваться в экскурсию интерактивную. Эти два вида экскурсий имеют ряд существенных различий, как в процессе подготовки, так и в ходе реализации (см. таблицу 1).

Интерактивные экскурсии разнообразны по тематике и форме проведения: QR-экскурсии, экскурсии с элементами анимации и театрализации, квест-экскурсии, экскурсии-реконструкции, экскурсии-ролевые игры и т. д. Рассмотрим разнообразие интерактивных экскурсий на конкретных примерах из практики.

Таблица 1

Сравнительная характеристика классической экскурсии и экскурсии интерактивной

(авторская разработка)

Этапы подготовки и проведения экскурсии Традиционная экскурсия Интерактивная экскурсия

На этапе подготовки экскурсии Разрабатывается маршрут и текст экскурсии Разрабатывается маршрут, текст экскурсии и анимационная составляющая

Во время проведения экскурсии Предлагается экскурсоводом группе экскурсантов Кроме экскурсовода и экскурсантов часто требуется вспомогательный персонал и предварительная подготовка маршрута (подготовка театрализованных вставок, создание тайников с заданиями, нанесение разметки на маршруте, условных знаков и пр.)

В процессе проведения экскурсии 1. Экскурсовод берет основную информационную нагрузку на себя, 2. Экскурсанты выступают в качестве зрителей и слушателей. 3. Экскурсанты представляют собой единую группу знакомых или незнакомых между собой людей 1. Экскурсовод выполняет роль менеджера, организующего совместную деятельность экскурсантов и аниматоров. 2. Экскурсанты самостоятельно добывают информацию об экскурсионных объектах, используя собственные знания, интернет, вовлекая в участие местных жителей и т. д. 3. Экскурсанты могут объединяться в команду (или несколько команд) для прохождения квеста, решения логических задач, выполнения поиска на местности, построения оптимальных маршрутов перемещения, участия в реконструкции или театрализации, поиска оригинальных решений поставленных задач и т. д.

Изложение материала об экскурсионных объектах Материал об объектах туристского интереса преподносится экскурсоводом Материал об объектах туристского интереса полностью или частично добывается экскурсантами самостоятельно

В процессе ценообразования Учитывается оплата труда экскурсовода Учитывается оплата труда экскурсовода и задействованных в организации интерактивной экскурсии помощников

Экскурсии с элементами театрализации. Подобные экскурсии предлагаются многими современными музеями. При создании этого вида экскурсий особенно популярна литературная тематика. Например, в Санкт-Петербурге туристам предлагается поучаствовать в интерактивно-театрализованном шоу «Ужасы Петербурга». Представление разворачивается на 1500 квадратных метрах грандиозного лабиринта из 13 комнат, полных мистических загадок и литературных тайн города. В этом путешествии в прошлое экскурсанты становятся свидетелями тринадцати историй и романтических тайн. На глазах зрителей, благодаря актерам ведущих театров Санкт-Петербурга, голографическим проекциям и механическим куклам в объемных театральных декорациях, «оживают» литературные герои из произведений А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и реальные исторические персонажи - Петр I, создавший Петербург на костях строителей; княжна Тараканова, обреченная за роковую страсть к фавориту императрицы Екатерины II графу Орлову на гибель в темнице Петропавловской крепости; «Святой черт» Григорий Распутин, ставший злым гением семьи Романовых; «последний романтик Европы» - император Павел I, убитый при участии собственного сына в Михайловском замке; несчастный, сошедший с ума Герман из «Пиковой дамы», который так хотел другой жизни, и преступивший черту «убивец» Родион Раскольников. Впечатление усиливает зеркальный лабиринт и фрагменты музыкальных творений П. Чайковского, А. Шнитке, С. Курехина. Экскурсия привлекательна для разных категорий экскурсантов.

Большой набор экскурсий с элементами анимации предлагаются в путешествиях по Золотому кольцу, объединяющему древние города Центральной России. Туристские центры выстраивают символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Кроме традиционных исторических ценностей турцентры Золотого кольца разработали целую концепцию сказочно-этнической тематики. Наличие собственного (обычно вымышленного) персонажа у каждого города является характерной чертой: былинный богатырь Алеша Попович стал «почетным гражданином» Ярославля, Баба Яга - Владимира, Царь Горох - Гороховца. Самыми популярными сказочными героями являются, конечно, новогодние персонажи, используемые турцентрами Золотого кольца. Великий Устюг получил бренд вотчины Деда Мороза, Кострома - родины Снегурочки. Здесь проводятся событийные мероприятия и предлагаются

интерактивные экскурсии с посещением терема Снегурочки и Деда Мороза. Аниматоры перевоплощаются в сказочных героев и устраивают игры, конкурсы, кукольные представления, мастер-классы по ходу экскурсий.

Совершенно новым направлением экскурсионной деятельности являются QR-экскурсии, в организации которых используется инновационное средство маркировки - QR-коды. Основное достоинство QR-кода состоит в легком распознавании информации сканирующим оборудованием (в том числе и фотокамерой мобильного телефона) и возможность хранения большого объема информации. Это свойство QR-кода позволяет ему стать ценным ресурсом в разных сферах деятельности, в том числе и в экскурсионной.

Очень популярны в современной практике квест-экскурсии, представляющие собой нетрадиционную, познавательно-развлекательную форму экскурсионной деятельности. Слово «квест» («quest») имеет англоязычное происхождение и переводится как поиск. Принципиальное отличие экскурсионного квеста от классической экскурсии состоит в том, что знания об экскурсионных объектах экскурсантам приходится добывать самостоятельно. Важной особенностью квестов является наличие сюжетной линии, для прохождения которой необходимо решить несколько заданий. В Сочи, например, предлагается целая серия квестов от поиска выхода из избушки Бабы Яги до побега из тюрьмы. Это квест-игры, суть которых состоит в решении логических заданий. Экскурсионные квесты имеют общую природу с квест-играми, но главной целью экскурсионного квеста, так же как и в классической экскурсии, является знакомство с историческим фактами, персонажами, экскурсионными объектами, только в поисково-игровой форме.

Некоторые квест-экскурсии дополняются элементами театрализации, например, став участниками экскурсионной программы «Петербургская фантасмагория» экскурсанты вовлекаются в действо, которое разворачивается в декорациях исторического центра города - на парадных набережных, величественных площадях, у роскошных соборов и загадочных дворцов. Следуя по маршруту, туристы отвечают на вопросы и отгадывают пункты встречи и имена известных литературных и исторических персонажей, чьи имена тесно связаны с Санкт-Петербургом.

Не менее интересна квест-экскурсия по Петропавловской крепости «В поисках Грааля», похожая по формату на знаменитое телешоу «Форд Боярд». Команды отправляются на поиски старинного тайника, спрятанного много лет назад. Разгадывая загадки и выполняя технические задания, участники программы смогут по достоинству оценить всю грандиозность и великолепие Петропавловской крепости, стать свидетелями исторических событий.

Квест-экскурсии могут быть прекрасным объединяющим началом для посещения нескольких предприятий сферы гостеприимства, культуры и досуга. Примером может служить квест «Музейный дозор», в рамках которого туристы получают возможность посетить 14 значимых объектов Углича, в числе которых: Богоявленский женский монастырь, памятники архитектуры, гончарная мастерская; арсенал необычных велосипедов «Самокатъ», Арт-галерея «Арка»; и несколько музеев (Музей городского быта XIX в., Музей свистульки; Музей тюремного искусства; Музей-галерея кукол; Музей истории русской водки; Музей народной игрушки; Музей ремёсел и творчества «Дом с наличниками»). В процессе прохождения экскурсионного квеста продолжительностью около 5 часов туристы получают возможность познакомиться с историей и культурой древнего русского города. Квест позволяет совместить исторические реалии и новеллы о людях, создававших биографию города, с увлекательными загадками и головоломками, почувствовать себя соучастниками событий и творцами экскурсионного маршрута. В данном случае квест объединил несколько небольших городских музеев. В тоже время экскурсионный квест может объединять музеи, рекреационные зоны, предприятия общепита и т. д. Кроме того, квест может составляться не только для команд из нескольких человек, но и для индивидуалов.

Одной из интереснейших интерактивных экскурсионных форм является экскурсия - ролевая игра. В сценарии ролевой игры прописаны только первоначальные ситуации, а все остальное оставлено на отыгрыш участникам-игрокам. В пример можно привести экскурсию в Палаты бояр Романовых в Заря-дье «В гостях у боярина». Эта экскурсия-игра, основанная на русских обычаях, традициях, преданиях, проводится при активном участии детей. Их ждет встреча с боярином и боярыней, знакомство с русским средневековым бытом. Дети одеваются в народные костюмы, учат песни и танцы того времени. В конце экскурсии проводится мастер-класс по изготовлению лоскутной куклы-оберега. Используя ролевую игру в экскурсионной деятельности, процесс восприятия исторических и культурных событий становится более живым и интересным.

Интерактивы стали применяться даже в экскурсиях с героико-патриотической тематикой. Например, экскурсия для школьников «Этих дней не смолкнет слава» в Усадьбу Измайлово представляет собой военно-патриотическую программу о жизни Измайловского острова в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Экскурсанты совершают путешествие по территории, посещают выставку «Они победили», смотрят документальный фильм о войне. Кроме того, участникам экскурсии предлагается пройти курс молодого бойца: уложить вещмешок, скатать шинель, собрать плащ-палатку.

В музее-панораме «Бородинская битва» детям предлагается интерактивная программа «Солдатская сказка», когда школьники могут примерить на себя военную форму, изучат оружейные приемы, будут маршировать под барабанную дробь и споют солдатские песни.

Таким образом, изменения в общественной жизни, связанные с началом информационной эпохи, привели к необходимости внедрения инновационных форм экскурсионной деятельности. Информационная революция происходит на фоне постоянного роста благосостояния населения и насыщения потребителя различными услугами, экскурсионные учреждения вступают в жестокую конкурентную борьбу за потребителя, поэтому, вынуждены не только усовершенствовать качество, но также искать способы произвести впечатление на своих потребителей. Современные экскурсоводы вынуждены учитывать реалии сегодняшнего дня и ориентироваться на изменившиеся потребности экскурсантов. Вместо групповых экскурсий все чаще приходится проводить индивидуальные, вместо классических - интерактивные. Подачу материала приходится сокращать и видоизменять. Экскурсовод из человека, обладающего определенной суммой знаний переходит в разряд менеджеров (не смотря на всю неприязнь российской интеллигенции к этому пришлому слову), организующих по сути самостоятельный процесс ознакомления экскурсантов с объектами туристского интереса.

Список литературы

1. Булыгина, И. И. Патриотический туризм как эффективное средство воспитания / И. И. Булыгина // Профессиональное образование в России и за рубежом : материалы Межрегион. молодеж. науч.-образ. форума «Патриотизм, образование, студенчество». Кемерово, 2 нояб. 2016 г. - Кемерово : Кузбасский рег. ин-т развития профес. образования, 2016. - № 4 (24). - С. 22-25.

2. Дворниченко В. В. Развитие туризма в СССР (1917-1983 гг. ) : учеб. пособие / В. В. Дворниченко. -Москва, 1985.

3. Булыгина, И. И. Развитие туризма в Саратовской области в ХХ веке / И. И. Булыгина // Приволжский торгово-экономический журнал. - 2014. - № 5 (39). - С. 86-97.

4. Пекар, В. Введение в экономику впечатлений [Электронный ресурс] / В. Пекар. - Режим доступа: http://www.pekar.in.ua/ExperienceEconomics.htm (дата обращения: 13.04.2017).

5. Семеновских, Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] / Т. В. Семеновских // Науковедение. - 2014. - Вып 5. - С. 1-10. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 13.04.2017).

УДК 338.482.22(571.150)

Л. И. Донскова Алтайский государственный университет,

Барнаул, Россия

СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

(НА РЕГИОНАЛЬНОМ ПРИМЕРЕ)

Разработаны основные теоретические положения и концепции социального туризма, рассматриваемого как часть внутреннего туризма, при этом подчеркивается социальная значимость и специфические особенности в современных рыночных условиях. Исследование социального туризма: правовые, экономические, социальные вопросы, анализ современного состояния, статистическое наблюдение социального туризма на примере Алтайского края позволяют выявить разноплановые тенденции, проблемы и сформировать перспективные направления.

Ключевые слова: социальный туризм, сущность и виды, основные тенденции, социально-экономическая система, статистическое наблюдение (социологическое исследование на местном уровне).

L. I. Donskova Altai State University, Barnaul: Russia

SOCIAL TOURISM IN RUSSIA: TODAY'S STATE, PROSPECTS (REGIONAL CASE)

The basic theoretical positions and the concept of social tourism considered as part of domestic tourism are developed. The social significance and specifics in modern market conditions are emphasized. The investigation of social tourism: the legal, economic, social issues, the analysis of the contemporary state of statistical observation, social tourism based on the example of the Altai region reveal different trends, problems and generate prospective directions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.