Научная статья на тему 'Традиции и инновации в динамике культуры на примере протогорода Аркаим'

Традиции и инновации в динамике культуры на примере протогорода Аркаим Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
183
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / КУЛЬТ / CULT / ОБРЯД / RITUAL / МИФ / СИМВОЛ / SYMBOL / АРКАИМ / ARKAIM / MYTHS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лобанкова И.П.

В условиях глобализации современного мира, когда встаёт дилемма традиций и социокультурных инноваций, возникает интерес к традиции и к её возможностям в сфере социального конструирования и идеологического обоснования выбора пути развития. Исторический опыт традиционной культуры несёт выверенные тысячелетиями ценности и опыт социального взаимодействия. Ценностно-смысловой потенциал культуры зашифрован в системе традиций прошлого и нуждается в переосмыслении. Традиция формирует духовный мир субъекта. В статье рассматривается археологический памятник Аркаим как место концентрации опредмеченных социальных норм и традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions and innovations in dinamic of culture in example of prototown Arkaim

In conditions of a modern world globalization when a dilemma of traditions and social-cultural innovations interest to the tradition and to its possibilities in a sphere of the social constructing and an ideological base of development way search appears. A historical experience of traditional culture carries values checked by millenniums and an experience of a social interaction. The value-cense potential is coded in the system of traditions of past and is needed by resense. The tradition forms the spiritual world of the subject. The archeological monument Arkaim as the place of the concentration of subjecting social norms and traditions is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Традиции и инновации в динамике культуры на примере протогорода Аркаим»

И.П. ЛОБАНКОВА доцент кафедры философии, политологии и права

*

Уфимский государственный университет экономики и сервиса

Традиции и инновации в динамике культуры на примере протогорода Аркаим

Русская культура больше тяготеет к традиционализму (берегущему устои в культурных традициях, нормах, смысложизненных ценностях, принадлежащих роду), чем к цивилизованности (востребованность индивидуальности). Традиционная культура связана с культом.

Понятие «культ» рождено в недрах онтологической концепции культуры. Основной вклад в разработку проблемы культа внёс П.А. Флоренский, понимая его как первоакт жизни, предопределяющий и направляющий совокупность практических и теоретических действий человека. А процесс генезиса культуры - сначала культ, затем миф, словесно объясняющий действие и необходимость культа и выражающийся в совокупности понятий, формул, терминов, а впоследствии возникают философия, наука, литература.

Культура - причастное культу по генезису образование, культурные ценности - производные от культа. Культ - начало и ядро культуры, определяющее её содержание. Вне культового основания культура утрачивает объективную реальность. По Флоренскому, опыт исторического развития культур показывает, что в силу нарушения обществом закономерностей связи культа и культуры происходит разрушение последней, а культ вырождается в обря-дово-ритуальные действия или в теоретико-схематизаторское производство'.

* Лобанкова И.П., e-mail: izar77@mail.ru

1 Флоренский, П.А. Из богословского наследия. М., 1977; Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

Попытка современной культуры решать проблемы социально-культурного развития через диалог с традиционными культурами выявляет сущностное единство культурных традиций, смысло-образующая деятельность которых осуществляется на основе универсальной культурной модели восприятия мира. Опыт мировосприятия закрепляется в культуре через системы символов, формирующих структуру традиционной культуры; через них транслируются культурные нормы и ценности. Символы составляют язык мифов, основу ритуалов, они представлены в орнаментах, одежде, утвари, передаются в традициях2.

Традиции сопровождают человечество на протяжении всей истории. Они являются элементами его онтогенеза и филогенеза. Роль традиций в обществе - показатель культурного развития, социальных, политических, идеологических ориентаций общества.

Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в сообществах в течение длительного времени. Традиции охватывают объекты наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы наследования. В качестве традиций выступают культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах. Широка их сфера в архаических обществах и в религии. Заимствуемые элементы культурного наследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии традиционализируются в ней, становясь частью культурного традиционного комплекса. Традиции образуют «коллективную память» обществ и социальных групп. Каждое поколение, получая традиционные образцы, осуще-

2 Петров, Ф.Н. Традиционное мировосприятие народов степной Евразии. Челябинск, 2006.

ствляет их собственную интерпретацию и выбор, выбирая тем са-

о

мым и будущее, и прошлое3.

Рассмотрим оппозицию «традиционность - инновации» культуры протогорода Аркаим в соотношении с современной культурой. Вопрос традиций и новаций - проблема соотношения прошлого и настоящего. Аркаим, где сосредоточены истоки евразийских культур, выступил катализатором диалога современных мировых культур, традиционных культур евразийских народов и древних культур, возрождающихся в результате археологических исследований. В диалоге настоящего с прошлым присутствует сторона будущего, в нём заключён поиск единого ядра цивилизаций прошлого, настоящего, будущего4.

В III тыс. до н.э. в степной зоне Евразии в результате технологических, культурных, идеологических инноваций сложился тип культуры - степная цивилизация. Процесс урбанизации в условиях степной цивилизации Южного Зауралья эпохи бронзы (ХУ111-ХУ1 вв. до н.э.) привёл к возникновению поселений протогородского типа, одно из них - Аркаим. Аркаим связывают с индоиранцами. На Южном Урале открыта цепь городов подобного типа, названная «Страна городов»5. «Страна городов» соответствует категории бесписьменных цивилизаций, особенностью которых была колоссальная архитектура, богатая ритуальная практика, мощный погребальный обряд (Ю.М. Лотман)6. Это локальный социокультурный мир, уникальный исторический тип культуры общества традиционного типа.

3 Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

4 См.: Зданович, Г.Б. Аркаим и «Страна городов»: диалог культур // Аркаим. Челябинск, 2004; Лобанкова, И.П., Истамгалин, Р.С. Историко-археологический памятник Аркаим в контексте философии истории евразийства // Региональные аспекты общих и уникальных проблем развития современной России. Саратов, 2014, с. 9-36.

5 Зданович, Г.Б., Батанина, И.М. «Страна городов» - укреплённые поселения эпохи бронзы ХУШ-ХУ1 вв. до н.э. на Южном Урале // Аркаим. Челябинск: Каменный пояс, 1995.

6 Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М, 1999.

Дописьменные культуры относятся к разряду традиционных. Традиционная культура - способ бытия общества, в котором трансляция ценностно-смысловых структур преобладает над передачей культурных технологий. Культурные смыслы - это категория цели действия, а технология - способа действия. Ядро традиционной культуры имеет аксиологический характер. Ценности формируют социальные установки, мотивационную сферу, отношение к миру, когнитивные эталоны, стереотипы сознания, национальный характер7. Традиция - это уровень прошлого, живущий в вечном настоящем, вневременное явление, характеризующее устойчивость бытия; элементы социального бытия, сохраняющиеся на протяжении истории. Передача традиции - воспроизведение себя в другом8. Религия - основа традиции, гарант непрерывности исторического процесса. Сущность религиозной традиции для самых ранних форм религии, представляющих обрядово-культовую систему, выражена в отправлении обряда.

Но традиции существовали и в повседневном культурно-хозяйственном быту. Регулирование социальной деятельности коллектива социальными средствами формируется вместе со становлением труда, общественных отношений и сознания. Принципы регуляции поддерживают общественные отношения, осуществляясь в форме традиций. В соответствии с различными задачами складываются принципы организации производственных процессов в форме производственных трудовых традиций, появляются средства упорядочения в жилой среде (семейно-бытовые традиции), возникают социально-регулятивные традиции как способ организации единства общности (этнической, этнополитической),

7 Тимощук, А.С. Традиционная культура: сущность и существование: Автореф. дисс. ра философских наук. Нижний Новгород, 2007.

8 Медведев, А.В. Сакральное как причастность к абсолютному. Екатеринбург, 1999.

докто-

формируются традиции духовной жизни, отражающие бытие об-

9

щества9.

Традиции как совокупность принципов жизнедеятельности и воспроизводства общности имели форму реализации. Этнография к структурным единицам бытия традиционного относит обряды, праздники. Им присущи: многокомпонентность (единство деятельности, общения, сознания), коллективный общеобязательный характер, нормативность, деятельная регламентация, закрепление общественным мнением, выражение в единой знаковой системе, опосредованность предметно-вещной средой10. Обычаи и обряды были переплетены в жизни. Но во временном ряду бытия коллектива они выполняли разные функции: обычаи регулировали повседневное воспроизводство жизнедеятельности, обряды фиксировали общезначимые события, циклы жизнедеятельности в производственной сфере (посевная, сбор урожая), в социально-индивидуальном бытии (рождение, смерть).

Обряды - это формализованные обычаи, публичные действия, имеющие высокий знаковый статус в обществе и совершающиеся по специальным поводам. Суть обряда - проверка соответствия между сакральным образцом и эмпирическим фактом. Особо значимые ситуации - события календарного и жизненного циклов человека - порядок космоса и общества требовали периодического подтверждения соответствия11.

Традиционная картина мира является функцией самосознания, определением места человека в мире. Мифы, ритуалы, традиции - это различные реализации картины мира.

9 Викторова, В.Д., Кемеров, В.Е. Направленность исторической реконструкции как методологическая проблема. Препринт. Свердловск: УНЦ АН СССР. Инст. экономики, 1985.

10 Викторова, В.Д. Традиции, обряды и обычаи как формы деятельности и общественных отношений первобытного общества // Археологические исследования Севера Евразии. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1982.

11 Байбурин, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

П ^ __V

В традиционной культуре труд, затраченный при изготовлении вещи, переплетённый с мифом, верованием, магическим действом, - это физический и духовный акт, где природный мир переходит в социальный. Сфера практических нужд через вещь «перетекает» в мир духовных сущностей. Роль вещного мира в процессе антропогенеза и социогенеза осмыслена традиционной культурой.

Л О

Человек, мифологизируя вещь, признавал её живым существом'2. Так, сакральные нарративы выступают опорными точками духовно-символического пространства традиционной культуры.

В традиционной культуре невозможно разделить культурную деятельность на духовную и материальную, сакральную и про-фанную. Быт и ритуал - это осмысленная, причастная к смыслам бытия деятельность. Производство сосуда, строительство дома, изготовление костюма - повторение в микрокосме акта творения вселенной - сопровождаются ритуалами13. Так, традиционная культура - это диалог смыслов. Но центром её аксиологии, её сущностью выступает идея трансценденции, выхода на эстетические (духовные) потребности человека. Она находит своё отражение в нарративах и социальных отношениях.

На приобщение индивидов к социальному этническому целому, создающему культурное пространство Аркаима, направлены обряды, отразившиеся на формообразовании предметов и пространства социальной, производственной и жилой среды и зафиксированные в местах производственной деятельности, площади, могильнике. В домах обнаружены остатки металлургических печей, прокалы, капли меди, кусочки руды, шлака. Погребальный обряд -курган, устройство погребальной камеры, кости человека, жерт-

V Л V V

венных животных, вещевой комплекс. С конной колесницей в индоиранской и аркаимской традиции связаны обряды, институты,

12 Зданович, Д.Г. Искусство вещи // Древности Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 1991.

13 Петров, Ф.Н. Традиционное мировосприятие народов степной Евразии. Челябинск, 2006.

лежащие в основе общих социально-политических и мифологических представлений, образов. Орнамент керамики указывает на солнцепоклонничество и огнепоклонничество. «Однотипная планировка жилищ, где каждая деталь имеет место, но не всегда понятное значение (палеолитические изделия из кварцита на возвышении у очага; кусочки медной руды у левой стены дома всегда в одном месте, факт нескольких возвращений людей после сожжения города, знавших планировку дома и восстанавливающих его до деталей)»14. Так, социальное памятование в традиционной культуре носит корпоративно-иерархический, ассоциативно-кластерный характер. Этническая память в многополярной традиционной культуре выражена слабо.

Перерыв традиций и распространения инноваций на материалах археологии устанавливают на основе анализа источников (керамики, орудий производства, металлических изделий, погребальных обрядов). Взаимодействие традиций и инноваций отражает сложный диалектический характер культурогенеза. Реконструкция социальной дифференциации в соционормативной сфере культуры Аркаима произведена по артефактам в знаково-престижном комплексе (булава, ритуальный топор и др.), отразившим перемены материальной культуры в связи с культурными инновациями, выделением военной аристократии и идеологических лидеров - особой подсистемы элитарной субкультуры15.

Таким образом, Аркаим - центральное сакральное место повышенной концентрации опредмеченных социальных норм и традиций.

Религиозная составляющая аркаимской традиции. На Ар-каиме развит эзотерический туризм как форма современного паломничества неоязычников, святыни которых часто представлены

14 Зданович, Г.Б. Аркаим и «Страна городов»: диалог культур // Аркаим. Челябинск, 2004.

15Массон, В.М. Первые цивилизации. Л.: Наука, 1989, с. 20.

археологическими памятниками древнейших эпох. Культовая деятельность неоязычников на Аркаиме ориентирована на природный цикл времени. Главное событие - летнее солнцестояние.

Отличие традиционной языческой религиозности от ортодоксальной религии - в ориентации на собственный, а не чужой духовный опыт. Неоязычники используют идеи панпсихизма (присутствие в природе бога, духов), живут в гармонии с природой и видят причину отчуждения современного человека в техногенном развитии человечества и отделении от природы. Способ преодоления отчуждения - ритуал, направленный на взаимодействие с природными силами. Неоязычники рассматривают веру как опыт освоения законов мироздания, способ обретения равновесия интересов человека, общества и природы16.

В современном язычестве традиция - это средоточие символов и культурных установок, посредством которых человек осмысляет мир и выстраивает свою деятельность. Восстанавливая бытие по законам и традициям предков, неоязычники обращаются к текстам, совершают обряды, ритуалы, строят социальные, духовные отношения согласно традиции. Ценности и инновации современного социума оцениваются сквозь призму ценностей человека из прошлого - духовный мир предков рисуется чище и богаче, чем духовность современников. Не все неоязычники порицают настоящее за техногенность, отступление от традиции, многие творчески переосмысляют его, как исторический опыт.

Для архаического человека традиция - это культурная норма, архетип, веками складывающаяся религиозно-мифологическая система, квинтэссенция исторического опыта социума. Современная традиция неоязычников не имеет глубоких исторических корней, не все неоязычники обращаются к научно-историческим фак-

16 Петров, Ф.Н. Традиционное мировосприятие народов степной Евразии. Челябинск, 2006.

там. Традиции как структурообразующие концепты для построения проекта бытия неоязычника творятся людьми в зависимости от их современных потребностей, они пластичны, могут изменяться. Этим определяется содержание традиции: в ней большой компонент экологического мышления, стремление удалиться от совре-

Л 7

менного социума и «удлинить» историю России1'

Для неоязычников в понятии «традиция» заключается не только культурный, но и онтологический смысл (предвечность традиции, её бытование вне времени и постоянная историческая незавершённость). Поэтому неоязычество в большей мере готово к переменам, чем ортодоксальные конфессии мировых религий. Перемены позволят приблизиться к неизменному онтологическому 18

основанию10.

Так, современное неоязычество позволяет человеку искать аксиологические ориентиры своего существования. Неоязычество как религиозно-мифологическая система обеспечивает человеку связь с сакральным, трансцендентным через понятие божественного, но ценности неоязычника, вносимые в картину мира, современные. С одной стороны, неоязычники стремятся возрождать традицию, с другой - традиция создаётся здесь и сейчас. Современный человек находится в кризисе, т.к. традиции уже не говорят ему, что делать. Но человек стремится вернуться к традиции, сотворив её заново, более гибкую, нежели традиция предка. Традиция, освящённая прошлым, имеющая продолжение в будущем, даёт человеку полноценный проект собственного существования.

Культурная составляющая аркаимской традиции. Аркаим-ский Музей под открытым небом - очаг традиционной культуры, которую пытаются сохранить. В историческом парке планируется

17 Соловова, В.О. Ценности прошлого, настоящего и будущего в современном российском неоязычестве // Система ценностей современного общества: Сб. науч. тр. Новосибирск, 2008.

18 Петров, Ф.Н. Традиционное мировосприятие народов степной Евразии. Челябинск, 2006.

представить всю историю Южного Урала. Проведение в Аркаиме фестивалей ремёсел, ярмарок мастеров, мастеровых площадок, мастер-классов по древним и современным ремёслам - продолжение древних традиций. В целях сохранения элементов традиционной культуры в современной жизни проводятся фольклорные праздники, этнографические фестивали разных культур (индоиранской, славянской, тюркской).

Сегодня необходимо возрождение духовных традиций, поиск единых истоков, общих культурных корней всех народов, учёт исторического опыта формирования устойчивых социальных систем традиционных культур в природной и культурной среде в соответствии с принципами ноосферного мышления и неразрушающей эксплуатации ландшафтов. В Аркаиме реализуется научный подход, в соответствии с которым рассмотрение традиционных культур осуществляется сквозь призму природного контекста их развития.

Таким образом, реформированное традирование - вариант соотношения традиции и новации, наиболее аутентичное направление по сохранению традиционной культуры, и будущее России зависит от преодоления крайностей оппозиции «традиционность -инновации» в диалоге с традиционными культурами, как пути преодоления духовного кризиса.

Лобанкова И.П. Традиции и инновации в динамике культуры на примере протогорода Аркаим. В условиях глобализации современного мира, когда встаёт дилемма традиций и социокультурных инноваций, возникает интерес к традиции и к её возможностям в сфере социального конструирования и идеологического обоснования выбора пути развития. Исторический опыт традиционной культуры несёт выверенные тысячелетиями ценности и опыт социального взаимодействия. Ценностно-смысловой потенциал культуры зашифрован в системе традиций прошлого и нуждается в переосмыслении. Традиция формирует духовный мир субъекта. В статье рассматривается археологический памятник Аркаим как место концентрации опредмеченных социальных норм и традиций.

Ключевые слова: традиция, инновация, культура, культ, обряд, миф, символ, Аркаим.

Lobankova I.P. Traditions and innovations in dinamic of culture in example of prototown Arkaim. In conditions of a modern world globalization when a dilemma of traditions and social-cultural innovations interest to the tradition and to its possibilities in a sphere of the social constructing and an ideological base of development way search appears. A historical experience of traditional culture carries values checked by millenniums and an experience of a social interaction. The value-cense potential is coded in the system of traditions of past and is needed by resense. The tradition forms the spiritual world of the subject. The archeological monument Arkaim as the place of the concentration of subjecting social norms and traditions is considered in the article.

Keywords: tradition, innovation, culture, cult, ritual, myths, symbol, Arkaim.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.