Научная статья на тему 'Аркаим как Евразийская национально-культурная ценность России: философский аспект'

Аркаим как Евразийская национально-культурная ценность России: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / NATIONAL CULTURAL VALUES / ДУХОВНОАРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / SPIRITUAL AND ARCHETYPIC BASES / СИМВОЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ / SYMBOLICAL FORMS OF CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лобанкова Инна Петровна

Статья посвящена философскому осмыслению историко-археологического памятника Аркаим как евразийской национально-культурной ценности России. Аркаим рассмотрен с помощью феноменологического подхода в контексте философии культуры евразийского учения и концепции символических форм Э. Кассирера. Внимание уделено уникальности историко-культурного заповедника «Аркаим», где миф как часть сущности человека, актуален и сейчас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to philosophical judgment of the historical and archaeological monument Arkaim as a Euroasian national cultural value of Russia. Arkaim is regarded by means of a phenomenological approach in the context of philosophy of culture of the Euroasian doctrine and the concept of E. Kassirera's symbolical forms. The attention is paid to the uniqueness of the historical and cultural reserve «Arkaim» where the myth is actual and now as a part of an essence of the person.

Текст научной работы на тему «Аркаим как Евразийская национально-культурная ценность России: философский аспект»

АРКАИМ КАК ЕВРАЗИИСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ РОССИИ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Лобанкова Инна Петровна

Доцент, канд. культурологии, доцент кафедры философии, социологии и социально-коммуникационных технологий, г. Уфа

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена философскому осмыслению историко-археологического памятника Аркаим как евразийской национально-культурной ценности России. Аркаим рассмотрен с помощью феноменологического подхода в контексте философии культуры евразийского учения и концепции символических форм Э. Кассирера. Внимание уделено уникальности историко-культурного заповедника «Аркаим», где миф как часть сущности человека, актуален и сейчас.

ABSTRACT

The article is devoted to philosophical judgment of the historical and archaeological monument Arkaim as a Eurasian national cultural value of Russia. Arkaim is regarded by means of a phenomenological approach in the context of philosophy of culture of the Euroasian doctrine and the concept of E. Kassirera's symbolical forms. The attention is paid to the uniqueness of the historical and cultural reserve «Arkaim» where the myth is actual and now as a part of an essence of the person.

Ключевые слова: национально-культурные ценности, духовно- архетипические основы, символические формы культуры.

Keywords: national cultural values, spiritual and archetypic bases, symbolical forms of culture.

Российский кризис национального самосознания, утрата гордости за свою страну, конфликты на национальной почве после распада СССР способствовали выработке объединяющей философской концепции и социокультурной модели, которая помогла бы снять геополитическое напряжение, интегрировать образованные государства и этнические общности на территории бывшего Советского Союза, способствуя их социокультурному единству. Поиск духовно-нравственных парадигм в постсоветской России обратил страну к философскому наследию евразийства. В основе этой концепции лежат общие культурные ценности народов России - Евразии - многонародной нации, населяющей единое пространство. Осознание единства исторических судеб древних народов Евразии способствует формированию общих ценностей современных народов.

Истоки культурно-исторической памяти восходят к «первичному ланд-шафту бытия» - географическому пространству, в пределах которого формировались, соединялись, изменялись сообщества людей, спустя столетия ставшие народами и нациями, осознавшими это пространство своей «исторической колыбелью». Для народов Российской Федерации, такой «колыбелью» стало евразийское пространство - огромный природно-ландшафтный «плавильный котел», вмещавший культурные ценности многих народов.

Ценности - феномены, в которых интересы и потребности переведены на язык идеального, мыслимого, модельного и знакового формообразования, т.е. выражены словом, представлены знаком, составляют совместное знание людей, их общественное сознание.

Общественное сознание, мироощущение и в целом культурное бытие эт-носа определяют этнолингвистические, территориальные, хозяйственные факторы (раса, язык, территория, тип государственного устройства), а также духов-но-архетипические основы общества - культурные архетипы, скрыто влияющие на культуру и идентичность народа.

К духовно-архетипическим основам общества можно отнести культурные мифы, создающие картину внеистори-ческого бытия человека в вечности и свободу отношений с

Вселенной, примиряя сознание с реальностью. М.К. Мамар-дашвили писал о непротиворечивости культуры и истории в мифологическом мышлении: «Миф и ритуал отличаются от философии и науки тем, что мир мифа и ритуала есть мир, в котором нет непонятного, нет проблем. А когда появляются проблемы и непонятное - появляются философия и наука» [5, с. 113].

К таким духовным основам общества, позволяющим нам прикоснуться к мифологической вечности, можно отнести и такой архетипический образ, как древний протогород Аркаим, обнаруженный в Челябинской области в 1987 году и сразу же ставший феноменом и национально-культурной ценностью не только регионального значения, но и международного уровня.

Аркаим - протогород Зауральской степной цивилизации эпохи бронзы (ХХ1-ХУШ в.в. до н.э.) укрепленное поселение площадью 20000 м2. Основа планировки - два кольца оборонительных сооружений из грунта, сырцовых блоков и дерева, два кольца жилищ, расположенных по принципу спиц в колесе, круговая улица, в центре - площадь. Город опоясан внешним рвом, соединенным каналом с рекой. В городе 4 входа, ориентированных по сторонам света. На Южном Урале обнаружено около двух десятков таких про-тогородов. Территория их распространения условно названа «Страна городов».

Аркаим относят к синташтинской археологической культуре, которая характеризуется городищами овальной, круглой, прямоугольной форм с развитой фортификацией, курганными могильниками, отражающими социальную стратификацию общества, захоронением колесниц, лошадей, металлургией бронзы. Её связывают с ранними индо-иранцами - степными скотоводами, использовавшими и земледелие [1, с. 56]. Поселения «Страны городов» с правильной планировкой, хорошо сохранены, вписаны в природный ландшафт.

Существуют разные теории о месте зарождения, времени разделения, пути расселения индоиранцев с территории их предков. В науке общепризнана степная теория - это ло-

кализация прародины индоиранцев в евразийских степях и их миграция в Среднюю Азию, Индию и Иран с севера. Решающим аргументом в пользу связи культуры Аркаима и индоиранцев (ариев) явилось комплексное исследование проблемы происхождения ариев проведенное Е.Е. Кузьминой, реконструировавшей культуру ариев на основе анализа текстов Ригведы и Авесты. Е.Е. Кузьмина пишет: «сопоставление индоиранских источников с археологическими культурами Древнего мира II тыс. до н.э. позволяет считать наиболее вероятными предками ариев создателей памятников Синташта - Аркаим на Урале XXI-XVШ в.в. до н. э.» [4, с. 4].

«Аркаим - это истоки индоиранской цивилизации в центре всего индоев-ропейского мира, протянувшегося от Китая до Дуная. Этот древний индоиранский пласт сыграл большое значение в формировании славянских, тюркских, угорских народов. Это то объединяющее начало, которое своей древностью и бесспорностью роднит почти все население России... Аркаим играет роль катализатора развития диалога современных мировых культур, традиционных культур евразийских народов и древних культур» [2, с. 305].

Этот диалог древних мифов и современного носферно-го мышления включает рефлексию ценностей, резонирует с представлением о связи истинности и нравственности, свойственным традиционным и восточным культурам.

Мифологическое сознание жителей общины скотоводов-металлургов, обитающих на освоенной ими территории «Страны городов» представляет эмоционально-ценностную картину мира, отражающую природно-социальную среду в знаковой системе. Развитие аркаимской культуры связано со становлением символизирующего мышления.

Согласно Э. Кассиреру, бытие человека протекает в символических фор-мах. Человек использует символы как материальное выражение духовного мира или «символические формы» культуры (мифологию, искусство, религию, язык), структурирующие жизнь этноса. Символ - это форма проявления духа, движение от чувственного восприятия к абстрактному знаку. Мифологическое сознание моделирует объект в соответствии с общими представлениями о мире, идеальный образ объекта берет верх над его материальной формой. Символ в ритуале порождает миф. Таким символом и является протогород Аркаим.

В качестве символа аркаимской культуры может выступить архитектурно-планировочное решение городища в форме индоарийской мандалы или иранской вары, предметы быта, искусства, мифологические образы, ритуалы, поскольку в эпоху бронзы каждая вещь имела культурный смысл и представляла символ, связанный с предельными основаниями культурной экзистенции.

В аркаимской архитектуре поселения строились согласно представлениям об устройстве Вселенной в форме круга, квадрата, символизируя акт космогонии. В основе плана Аркаима - космическая модель, вара, мандала, Вселенная. Круг - символ целостности мироздания, граница между Космосом и Хаосом.

Аркаимские символы - средство объединения людей в социальные груп-пы; способ идентификации (фиксация социальных статусов - гробницы военно-жреческой элиты с погребением лошадей, колесниц, культовых предметов из металла); межкультурной коммуникации; постижения идей, ценностей, принятых в культуре в процессе социализации,

а толкующие их традиции закреплены в мифах Ригведы и Авесты и ландшафтном символизме Аркаима.

Аркаимские символы способствуют решению философ-ско- антропологи-ческих проблем - духовности, целостности человеческого бытия и преображение его природы, поиска трансцендентных основ бытия.

Рассматривая Аркаим в контексте философско-антропо-логических и культур-философских аспектов евразийского наследия, можно отметить, что и в основе аркаимской культуры и в основе «России-Евразии» положен антропологический принцип первичности субъекта - творящей личности, связанной со своей культурной средой. И в основании индоиранской культуры Аркаима и в основании историко-культурного мира «Россия-Евразия» находится творящая личность, созидающая культуру. Личность может развиваться только в культуре, и каждая личность должна созидать эту культуру и культурные ценности.

Культура евразийцев, понимаемая как личность, наделяется духовностью, симфоничностью, самобытностью, в культуре-личности есть душа, содержащая ценности и идеалы народа, идея-правительница, выражающая национальную идею в этнокультурных мифологических представлениях, архетипах культуры. Культура творится личностью-народом, поэтому культура должна быть аутентичной психотипу и «месторазвитию» народа, тогда она будет стабильной. Культурная самобытность должна стать законом выживания и сохранения национальной культуры. При внесении чужеродных элементов других культур стабильность нарушается, теряется самобытность, меняется оценка собствен-ной культуры народом-личностью. И чтобы Россия-Евразия получила развитие как «симфоническая куль-туроличность», объединившая разные этносы, необходимо обеспечить культурный расцвет народов через самораскрытие культурного потенциала России-Евразии как всеединства и соборной личности [3].

Индоиранская культура жителей Аркаима также духовна и самобытна. Жители Аркаима, создав в степях Евразии основу для коммуникаций и трансляции культурных ценностей, реализовали идеи, рожденные в степи в высоких достижениях культуры на территории Индии и Ирана, сохранив традиции, ритуалы, мифы, символы культуры при миграции в другую экологическую нишу.

Итак, идея единого евразийского пространства - культурно-историческая перспектива единения народов и их культур может стать важнейшим основанием российской идентичности, адекватной реалиям XXI века. А осознание глубинного метафизического смысла аркаимского феномена - еще один шаг на пути развития и подтверждения евразийских корней этой идентичности.

Аркаим в контексте евразийского учения ещё раз доказывает неразрывную связь человеческой истории, наличие в ней невидимых духовных потоков, несущих народы, страны, цивилизации, где каждый человек - неповторимое звено в бесконечной цепи эволюции духа.

Символизирующее мышление древних народов находит отклик в совре-менном Аркаиме - историко-культурном заповеднике, университетском центре образования, просвещения и туризма. Передача культурно-исторического наследия в Аркаиме связана с новым подходом к пониманию роли музея, где акцент сделан на мировоззренческое понимание этой территории и памятника, и древность естественным образом входит в наше жизненное пространство. Аркаим-

ский музей под открытым небом - живой музей осознаваемого пространства, а не отчужденный показ набора предметов. Его задача - предать артефакту и стоящему за ним обществу смысл, показать миропонимание человека через вещь и архитектуру. Рядом с артефактом - рабочие копии (металлургическая печь, гончарное производство). Человек, сделавший своими руками вещь, может лучше понять ее предназначение, после чего он уходит другим, с другими жизненными смыслами и другим отношением к духовным ценностям.

Аркаим - состоявшийся факт современной культуры, его уникальность в общедоступности и популяризации научных знаний. Аркаим стал одним из знаковых мест культурного пространства России, региональным символом, куда стекаются паломники разных религиозных конфессий, неоязычники, и представители каждой национальной культуры видят в нем свои истоки.

Аркаим объединяет деятелей науки и культуры, представителей религиозных конфессий и неокульта, любителей природы и паломников в поисках Бога. В духовном пространстве Аркаима царит всеобщее единение и поиски высшего смысла бытия. Ситуация сложившаяся вокруг Ар-каима характерна для многих археологических памятников. Очередной виток религиозной активности связан с потерей устойчивости в результате кризиса в социальной сфере, разрушения идеологии, подменой духовных ценностей материальными.

Неокульт Аркаима (коллективные моления, встречи солнца, празднование летнего солнцестояния) связан с потребностью символического общения с миром сакрального. Ритуальные практики, как форма психотерапии, сплачивают, поддерживают и санкционируют социальные отношения, т.к. ритуал есть социальная связь, любовь, дружба, духовная самореализация, проработка психологических комплексов, связанных с агрессией, вызванной страхом.

В общественном сознании сложился устойчивый образ Аркаима как ду-ховный символ-архетип и сакральное пространство. Как для людей древних обществ священное - это могущество, реальность, незыблемость и эффектив-ность, так и в неокульте Аркаима природа способна проявляться как космическое священное пространство. Участники ритуала погружаются в сакральное пространство Аркаима, растворяются в нем, вбирая в себя его «энергии, силы и былое могущество», и всей душой существуют в нем, участвуя в реальности, сбрасывая с себя налет суеты современного мира, социальных стереотипов, устремляются к духовным ценностям. Приобщаясь к космической иерофании звездного неба, спроецированного в степное пространство Аркаима, встречая Солнце на священных горах предков, люди возвращаются к своим истокам.

Природно-космическая уникальность и провиденциальная избранность Аркаима объяснима тем, что стремление определить место жизни в центре мира характерно для любого локального сообщества. Мифологизируя место своей жизни, приписывая ему свойства уникальности и избранности в отношении к высшей реальности, человек ощущает связь с этим местом. Архаическая инстанция места жизни для человека значительна и действенна на уровне персональной идентичности. Мы осознаем себя в связи с местом жизни, и эта единственная точка пространства - символ -основа самосознания и деятельности.

Аркаим предрасполагает к философско-антропологиче-ским поискам смысла бытия, его трансцендентных основ, целостности, духовного преображения его природы, поскольку связь человека с Вселенной - единство макрокосма и микрокосма - ощущается здесь особенно ярко. Первооткрыватель Аркаима Г.Б. Зданович верит, что «в Аркаиме может родиться новая система взаимодействия человека и мира, которая сведет в одном понимании человека, мир и Бога; возродит эмоциональный и ритуальный контакт человека с природой. Именно в ритуале, с осознанием сакраль-ности степных пространств, возродится их почитание, т.к. в ритуале человек и мир живут единой жизнью» [2, с. 314].

Ценности единой культуры охватывают духовную жизнь древнего и со-временного общества. К. Уисслер, Д. Мёрдок, Б. Малиновский указывали на универсальную модель культуры, ее основа - в биологической природе человека и условиях его существования. Индийский философ Радхакриш-нан, основываясь на идее о единстве базовых принципов мышления, развивал тему всемирной цивилизации и отношений культуры Востока Запада. Он видел мир интегрально, как единый, общий дом человечества, живущего как единая семья в одном пространстве. Он рассматривал человечество как единую целостность. Мир функционирует как целое, а разделенность возникает в сфере мировоззрения. И трансформация должна происходить в сфере мировоззрения, т.к. наш мир - это наше мировоззрение, сознание, культура. Сегодняшняя тенденция, связанная с поисками культурной и национальной самоидентификации, скорее направлена на разъединение народов, чем на общечеловеческую целостность.

Универсализация культуры - тенденция нашего времени. Но для рождения планетарной цивилизации нужны усилия всего человечества: модернизация Запада сочетается с древними традициями Востока, а Россия - мост между Западом и Востоком, в центре которого Аркаим - точка соединения древних и современных культур, способствующая объединению человечества.

Аркаим дает поток энергии культуры и энергии любви (определения введены П.А. Сорокиным) [7, с. 21]. Этот импульс энергий, обладая огромной силой, умножает духовный потенциал человека, раскрывает его возможности, способствует сплочению, единению и согласию социальных групп и народов.

Аркаим созвучен концепции ноосферы. Геологический, биохимический подход В.И. Вернадского и теологический, палеонтологический Тейяра де Шардена способствовали обоснованию концепции ноосферы - сферы разума, когда решающее значение приобретает область культуры, духовное творчество человечества, всеединство мира и возвышение поколений, что приведет людей к сверхчеловеческому состоянию. Это учение об эволюции космического вещества Вселенной от косного состояния материи к его высшей форме, когда материальная природа вещества становится менее значимым фактором и первостепенное значение приобретает трансформация вещества в мысль (у Вернадского), далее у Шардена - в Дух - «универсальную энергию любви», ее идеализированную форму, далее «во вспышку экстаза бытия Духа, мощную фокусировку энергии любви (предметную захваченность), идентичность с которым радикально преобразует личность, персональную идентичность человека» [6, с. 33].

Аркаим вмещает в свое вневременное пространство тысячи паломников, ищущих духовного пути, раскрывает их сердца друг другу, миру и Космосу. Человек здесь пребывает как место Бытия, Блага, Истины, Красоты, Духа в состоянии полноты любви и высшего согласия. И не пришло ли то время, когда древние символы должны превратиться в научные формулы, а человек пройдя эволюционный путь от мифологического мировосприятия до космического мышления, свяжет воедино прошлое и будущее, пространство и время, Землю и Космос в спирали беспредельного развития.

Список литературы:

1. Зданович, Г.Б, Батанина И.М. «Страна городов» -укрепленные поселения эпохи бронзы XVШ-XVI вв. до н.э. на Южном Урале // Аркаим. Исследования. Поиски. Открытия. Челябинск: Каменный пояс, 1995. - С. 54-62.

2. Зданович, Г.Б., Петров Ф.Н. Аркаим: исследования прошлого в поисках будущего [Текст] / Г.Б. Зданович, Ф.Н Петров // Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала. Челябинск: Крокус, 2004. - С. 305-316.

3. Костюкович, Н.В. Антропологический смысл философии культуры Н.С. Трубецкого: авторефер. канд. филос. наук, - СПб, 2006.

4. Кузьмина, Е.Е. Арии - путь на юг [Текст] / Е.Е. Кузьмина / Российский институт культурологии. М.: Летний сад, 2008. - 558 с.

5. Мамардашвили, М. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Аd Ма^шет, 1995. - С. 113.

6. Невелев, А.Б. Бытие человека: диалектика предметности и энергийности // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2012. № 15 (269). Вып. 24. - С. 30-34.

7. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. - С. 21.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Орлова Татьяна Степановна

Д.ф.н., профессор кафедры Экономики Уральского государственного экономического университета,

г. Екатеринбург

Шарова Екатерина Николаевна

старший преподаватель кафедры Иностранного языка Уральского государственного экономического университета,

г. Екатеринбург

АННОТАЦИЯ

В данной статье феномен социального партнерства рассматривается в качестве важнейшего элемента современной общественной системы, как специфический социальный институт. Социальное партнерство представлено авторами как фактор преодоления социальной нестабильности и неопределенности.

ABSTRACT

This article examines the phenomenon of social partnership as an essential element of the modern social system as a specific social institution. Social partnership represented by the authors as a factor for social instability and uncertainty.

Ключевые слова: социальный институт, социальное партнерство, социальная нестабильность.

Keywords: social institution, social partnership, social instability.

Феномен социального партнерства является одним из нестабильности. Однако, для эффективной организации

важнейших элементов современной общественной систе- социального партнерства необходима выработка общей

мы. Эффективное функционирование системы социального стратегии и идеологии его развития. Совершенствование

партнерства позволяет снять многие противоречия между отношений социального партнерства способствует укре-

различными социальными группами и добиться более ди- плению общественной солидарности, развитию институтов

намичного и поступательного развития российской соци- гражданского общества и правового государства. Теорети-

ально-экономической и социально-политической системы. ческое осмысление культурных и ценностных факторов, де-

Социальное партнерство представляет собой специфиче- терминирующих формирование системы социального пар-

ский социальный институт, характеризующийся всеми не- тнерства, позволит разработать необходимую идеологию и

обходимыми атрибутивными качествами [2]. стратегию долгосрочного развития партнерских отношений

Безусловно, формирование современного российского в обществе, совершенствования всего социально-культур-

общества требует совместного участия и взаимодействия ного пространства.

разных социальных образований и субъектов в их решении. Большинство современных исследователей феномена

Специфика развития современного российского общества социального партнерства анализируют формы взаимодей-

такова, что именно социальное партнерство выступает ствия государственных органов, административных инсти-

одним из важнейших фактором преодоления социальной тутов, негосударственных некоммерческих организаций,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.