Научная статья на тему 'Реконструкция аркаимского мифа как фактор развития познавательного и духовного туризма (часть II)'

Реконструкция аркаимского мифа как фактор развития познавательного и духовного туризма (часть II) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
222
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / РИТУАЛ / МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / MYTH / RITUAL / MODEL OF CULTURE / RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лобанкова Инна Петровна

Культурологическая мысль позволяет рассматривать археологию в широком социальном контексте, заостряя внимание на ее идеологических и символических параметрах. Она помогает создать антропологически ориентированную картину мира, необходимую для понимания жизни наших предков и успешного развития познавательного и духовного туризма в Уральском регионе. Через экологический, познавательный и духовный туризм Аркаим возвращает нам основы бытия традиционной культуры ощущение единства с природой, космосом. Возрождение духовных традиций идет с учетом исторического опыта формирования социальных систем в природной и культурной среде в соответствии с принципами ноосферного мышления и неразрушающей эксплуатации ландшафтов. В общении человека и природы лежат основания единства культурного и природного наследия, к которым обращает нас Аркаим. Изучение древних мифов в историческом контексте позволяет расширить представления о культуре протогородской степной цивилизации и становится фактором развития познавательного и духовного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reconstruction of the Arkaim’s myth as a factor of a development of the cognitive and spirit tourism (Part 2)

Culturological thought to consider archaeology in the broader social context, focusing on its ideological and symbolic parameters. It helps to create the anthropologically-oriented view of the world needed to understand the lives of our ancestors and the successful development of cognitive and spiritual tourism in the Urals region. Through environmental, cognitive, and spiritual tourism Arkaim gets us the basics of being a traditional culture is a sense of unity with nature and the cosmos. The revival of spiritual traditions are based on the historical experience of social systems in the natural and cultural environment in accordance with the principles of the noosphere thinking and non-destructive exploitation of the landscape. In communion of man and nature are the Foundation of unity of the cultural and natural heritage, which drew us Arkaim. Explore ancient myths in a historical context allows to expand your view on the culture of the prototown steppe civilization and becomes a factor in the development of cognitive and spiritual tourism.

Текст научной работы на тему «Реконструкция аркаимского мифа как фактор развития познавательного и духовного туризма (часть II)»

Лобанкова И.П.

кандидат культурологии,

доцент кафедры «Философия, политология и право» ФГБОУВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

j ^ша

I^^^BLx. l"

УДК 39 (470.5)

РЕКОНСТРУКЦИЯ АРКАИМСКОГО МИФА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ДУХОВНОГО ТУРИЗМА

(ЧАСТЬ II)

Культурологическая мысль позволяет рассматривать археологию в широком социальном контексте, заостряя внимание на ее идеологических и символических параметрах. Она помогает создать антропологически ориентированную картину мира, необходимую для понимания жизни наших предков и успешного развития познавательного и духовного туризма в Уральском регионе.

Через экологический, познавательный и духовный туризм Аркаим возвращает нам основы бытия традиционной культуры - ощущение единства с природой, космосом.

Возрождение духовных традиций идет с учетом исторического опыта формирования социальных систем в природной и культурной среде в соответствии с принципами ноосферного мышления и неразрушаю-щей эксплуатации ландшафтов.

В общении человека и природы лежат основания единства культурного и природного наследия, к которым обращает нас Аркаим.

Изучение древних мифов в историческом контексте позволяет расширить представления о культуре про-тогородской степной цивилизации и становится фактором развития познавательного и духовного туризма.

Ключевые слова: миф, ритуал, модель культуры, реконструкция.

THE RECONSTRUCTION OF THE ARKAIM'S MYTH AS A FACTOR OF A DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE AND SPIRIT TOURISM

(PART II)

Culturological thought to consider archaeology in the broader social context, focusing on its ideological and symbolic parameters. It helps to create the anthropologically-oriented view of the world needed to understand the lives of our ancestors and the successful development of cognitive and spiritual tourism in the Urals region.

Through environmental, cognitive, and spiritual tourism Arkaim gets us the basics of being a traditional culture is a sense of unity with nature and the cosmos.

The revival of spiritual traditions are based on the historical experience of social systems in the natural and cultural environment in accordance with the principles of the noosphere thinking and non-destructive exploitation of the landscape. In communion of man and nature are the Foundation of unity of the cultural and natural heritage, which drew us Arkaim.

Explore ancient myths in a historical context allows to expand your view on the culture of the prototown steppe civilization and becomes a factor in the development of cognitive and spiritual tourism.

Key words: myth, ritual, model of culture, reconstruction.

В I части статьи [8, с. 99-103] была представлена реконструкция культуры протогорода Аркаим, расположенного в Зауральской степи в эпоху бронзы (рубеж III-II тыс. до н. э. - начало II тыс. до н. э.).

Реконструкция Аркаимской культуры осуществлена методом моделирования на основе геокультур-

ного, деятельностного, цивилизационного, семиотического, феноменологического подходов.

В основе модели культуры Аркаима - целостное восприятие мира его жителями, отражающее систему взаимоотношений человека с миром, мифологическое мировоззрение, закрепленное в культуре через символы.

Мифологическое мировоззрение жителей Арка-има ориентировано на вчувствование в имманентную мерность бытия. Их боги - персонификации стихий (Агни) - воплощение мерности космического равновесия, гармонии и порядка, подчинены своим функциям и не трансцендентны. Характерна теофания -явленность богов, вмешательство их в земную жизнь.

В ранних гимнах Ригведы Агни - пламень жертвенного костра, бог ритуала, посредник между людьми и богами - воплощает нравственные устои мира. К Агни - «пастырю Закона» обращаются с просьбами морального характера: «Отврати от нас грех, сбивающий с пути» (Ригведа Мандала I, 189). В поздних гимнах Агни - Золотой Зародыш, из которого возникает все сущее - изначальная сила мира. Духовная природа Агни обнаружена в мольбе: «Раздуй проникновенную силу духа» (Ригведа Мандала VII, 3).

Аркаимские печи-колодцы связаны с обрядом в металлургии. В них плавили металл и переживали общение с трансцендентным уровнем в ритуале поклонения богу Агни, участвовавшему в демиургиче-ском процессе творения металла из руды. На дне их - остатки жертвоприношений богу Агни - иллюстрация индоевропейского мифа рождения огня.

«В мифе Агни рожден в водах: «Бог Агни родился из воды темной и таинственной (Ригведа)». Подземные воды колодца способствуют печной тяге, которая раздувает огонь и родит Агни, плавящего металл. Это модель творения космоса. Зачатки индоиранской религии в устной форме существовали в Ар-каиме до фиксации в Ригведе и Авесте. В Ригведе Ин-дра, творя мир, создал Агни из воды: «Агни родился сначала в водных потоках, на дне великого пространства, в его лоне» (Ригведа Мандала IV)» [2, с. 38].

Почитание огня можно наблюдать в аркаимском неокульте в ритуальных кострах и танцах с огнями в день летнего солнцестояния, в прыганье через костер во время славянского праздника Ивана Купалы.

Аркаимский миф отражен в архитектуре. Такой сложной архитектуры в степной Евразии нет. Это взлет мифологического мышления, развитие культа. Строя поселения по сюжету мифа человек сооружает Космос, осознает себя моделью вселенной. Внешнее кольцо жилищ Аркаима, разделенное радиальными оборонительными стенами на четыре сектора по сторонам света, образует свастику, нанизанную на ось цитадели, в нее вкладывался вселенский смысл [3, с. 57]. Самая ранняя форма укреплений в «Стране городов» овал, затем появились круги, позже квадраты. По индоевропейскому мифу первоначально был хаос. Начало творению дали воды, из них оформилось яйцо (символ космогенеза), расколовшееся на две половины - небо и землю. Космическое яйцо - символ, из которого возникает вселенная, бог-творец, культурный герой-демиург. Островное положение Аркаима, окру-

женного речками (символ мировых вод) - структура Вселенной. По индоевропейской мифологии круг -космическая модель, мандала, женское начало. С женским началом связан Запад и левая сторона (выходы в круглых поселениях обращены на запад - налево). Здесь женщина играет жреческую мировоззренческую роль - высокий статус и почитание женского начала в мифоритуальной сфере.

В аркаимских могильниках отмечены захоронения жриц, служивших женскому божеству, его культ занимал важное место в синташтинской культуре, в богатом убранстве с предметами магии: наборы «гадательных камушков», кристаллы хрусталя, булава, иногда захоронения «в позе объятий» - символ-архетип священного небесного брака с богиней [7, с. 119]. Возможно, это ранний культ разнополой близнечной пары в индоевропейской мифологии, где «первоначальный» андрогин соединял в себе мужское и женское (индийские Яма - Ями, иранские Йима - Йимак), что указывает на равновесие мужского и женского начал, затем он разрушается в пользу мужского начала и становятся номинальным (греки, ведические арии).

Квадрат - мужское начало (в квадратных сооружениях выходы обращены на восток - направо). Постепенно женское начало утрачивало позиции, и этап хтонической мифологии, связанный с аграрными культами плодородия эпохи матриархата, где центральная мифологема Великая Мать, сменился этапом эпической мифологии, где в эпоху патриархата индивид выделяется из рода и развивается ремесло. В центре мифологии - образ культурного героя-цивилизатора (Йима, Индра) - громовержец - персо-нификатор мужского начала (стрела - фаллический знак). В хтонической мифологии космогенез - рождение Космоса (миф о сакральном браке), в эпосе -креация (ремесленный миф космотворения).

Так, создавая города в форме кругов и квадратов, люди эпохи бронзы моделировали структуру Вселенной и общества, в котором жили, повторяя этапы становления Космоса, как в мифические времена, проделывая то, что делал Йима, отождествляясь с героем мифа.

Соотношение реалий Аркаима с мифами о культурном герое - первопредке, царе индоиранского мира, названном в Авесте Йима, в Ригведе Яма, у нуристан-ских кафиров Имра, позволяет реконструировать религиозную жизнь аркаимцев. Ученые (И.М. Стеблин-Каменский, А.П. Медведев, И.В. Пьянков) выдвинули гипотезу о связи конструкции Аркаима с авестийской варой - обителью праведников, построенной Йимой по указанию Ахура-Мазды для спасения от стихийных бедствий [9; 10; 11]. Вара - мифический образ, он начинается с космогонии (строительство вары - города-архетипа) и заканчивается эсха-

тологией (история о конце Света, Всемирном потопе, спасении праведников, уничтожении грешников).

Вара находится в стране Арианам-Вэйджа, прародине ариев и их предка царя Йимы. Авеста содержит детали ее строительной «технологии» - глинобитная крепость круглой формы с тремя кругами укреплений [Видевдат 11, 33-38]. Форма позволяет сравнить ее с архитектурной планировкой Аркаима. По мнению ученых, архетип вары сформирован в эпоху бронзы, сюжеты мифа могли возникнуть в «Стране городов». Так, мифологическая реконструкция связывает Аркаим с авестийской варой и позволяет сравнить скрытые за мифом археологические факты, понять и восстановить историческую действительность.

«Аркаимцы совершали сезонные обряды почитания предков и обновления жизненного цикла - «богослужение» в процессе трапезы из забитых животных, сопровождаемой декламацией гимнов в погребальных комплексах. Южное расположение поминально-родовых жертвенников на могильнике Аркаим позволяет предположить, что страна предков, как и царство мертвых Ямы в Ригведе, находились на юге. Все поминально-родовые жертвенники сооружены в весенний период и связаны с сезонными обрядами почитания предков и обновления жизненного цикла в день весеннего равноденствия, что указывает на их индоиранское происхождение» [4, с. 51]. Аркаимцы принося жертвоприношения богам и предкам в момент смены циклов, соблюдали ведический закон рита - цикличность космических явлений и ритуала, высшая справедливость для природы и человека.

Обряды, лежащие в основе общих мифологических представлений аркаимцев и индоиранцев, связаны с конной колесницей. Культ коня имел большое значение в индоевропейской культуре, его распространение фиксируется в степях Евразии с IV тыс. до н. э. [6, с.188].

Избыточно использование лошади в синташтин-ском погребальном обряде в начале II тыс. до н. э. В захоронениях костяки лошадей, лошадиные головы, их каменные изображения. В могиле, на глиняной площадке над перекрытием головами на запад положены кони, обычно парами, головами друг другу навстречу или один за другим; или по этому принципу помещены только шкуры с головами и ногами или черепа лошадей [1, с. 135]. При захоронении лошадь была проводником человека в иной мир.

Отождествление мифических близнецов-колесничих и пары коней - специфика индоевропейской мифологии. Парные ритуальные захоронения коней в Евразии (особенно в синаштинской культуре) - индоевропейский индикатор. В Ригведе бог солнца Сурья - как конь, или бог на колеснице,

Ашвины - солнечные боги-близнецы в облике коней. С помощью языка, лошади, мифа индоевропейцы осваивали Евразию в эпоху бронзы [5, с. 154].

Экологичность жизнедеятельности аркаимцев связана с протоиндоиранской верой в сознательную жизнь стихий и почитание духов-божеств огня, воды, земли, растений, мифической реки Харахвати-Ардви-Сура. В Авесте сказано: «Прежде, чем омыть грязную вещь в воде, подумай о чистоте воды». Археологический слой культурных остатков «Страны городов» не содержит мусора. Такая чистота не встречалась на поселениях раннего и позднего бронзового века. Аркаимцы считали себя частью природы.

Это актуально и для наших современников. Через экологический, познавательный и духовный туризм Аркаим возвращает нам основы бытия традиционной культуры - ощущение единства с природой, космосом. При возрождении духовных традиций учитывается исторический опыт формирования социальных систем в природной и культурной среде в соответствии с принципами ноосферного мышления и неразрушения ландшафтов. В общении человека и природы лежат основания единства культурного и природного наследия, к которым обращает нас Аркаим.

Конструктивная сила мифотворческого сознания, основанная на осознании себя частью космического мироздания, вносит свои символические структуры в реальность, воплощая в моделях городов, могильников, очагов, обрядах и ритуалах свое представление о мире.

Так, культурологическая мысль, проникая в археологию, позволяет рассматривать ее в широком социальном контексте, и, заостряя внимание на ее идеологических и символических параметрах, помогает создать антропологически ориентированную картину мира, которая необходима для более полного понимания жизни наших предков и успешного развития познавательного и духовного туризма в Уральском регионе.

Современный Аркаим - университетский центр образования, просвещения, туризма, региональный символ, место паломничества неоязычников и людей верующих. Аркаим - центр традиционной культуры. В Аркаиме наука сочетается с туризмом, направленным на общественное звучание археологии. В Арка-име встречаются представители разных национальностей, религий, и каждый считает его местом происхождения своей культуры и истоков вероисповеданий. Все религии объявляются равноценными, в пространстве царит веротерпимость, единение, любовь. В сознании общественности Аркаим - духовный образ-архетип, святыня.

Пространственно-временной континуум религии (не исключая нетрадиционные) включает сакральное пространство. Святыни неоязычников часто

представлены древними археологическими памятниками. Культовая деятельность паломников на Аркаиме ориентирована на природный цикл времени. Ключевое событие годового цикла - летнее солнцестояние.

В язычестве (в отличие от теизма) проблема веры как интимно сокровенного состояния души не является центральной. Отличие языческой религиозности от ортодоксальной религии в ориентации на собственный, а не чужой духовный опыт. Для неоязычника вера - это опыт освоения законов мироздания, способ обретения равновесия интересов человека, общества и природы. Семантический центр язычества - отправление культа, ритуалов, участие в мистериях. Для неоязычников, живущих в гармонии с природой и использующих идеи панпсихизма (присутствие в природе жизненной энергии, духов), ритуал, направленный на взаимодействие с природными силами является основой культа и способом преодоления отчуждения, причину которого они видят в техногенном развитии человечества и отделении его от природы. Ритуальными практиками пронизано бытие древних ар-каимцев, с ритуалами связан неокульт современных паломников Аркаима. Эмоциональная тональность язычества и неоязычества мажорна.

Все теистические религии несут следы восходящего к тотемизму языческого фетишизма (крест христиан восходит к символике архаических солярных культов). Фетишизм аркаимского неокульта (завязывание ленточек на кустах, сооружения сакральных каменных лабиринтов) - это потребность вступать в символические отношения с миром сакрального. В неоязычестве традиция - это культурные установки, символы для осмысления мира и выстраивания социальных и духовных отношений; поиск способа жить в гармонии с природой, корневой силы в завете предков, своего места во вселенной, духовного богатства, истоков своей культуры. В традиции заключен онтологический смысл. Традиция архаики - религиозно-мифологическая система, квинтэссенция исторического опыта социума. Традиция неоязычников более гибкая. Ведические обряды утратили сакральное содержание, потаенные смыслы и выступают как фон (современные обряды праздника Ивана Купалы), но они интересны туристам.

Так, в Аркаиме человек пытается найти свое место в мире, связь с природой. Неоязычество как религиозно-мифологическая система обеспечивает человеку связь с сакральным и позволяет искать аксиологические ориентиры существования. Для аркаимских неоязычников человек - часть природы, мироздания, космоса. Он предопределен мыслить космически.

Вписывание себя в природу, космос, ощущение единым с мирозданием - положительное качество мировосприятия аркаимских неоязычников, поскольку среди ожесточающей нас окружающей агрессии

современного мира мы забыли, что мы - часть космоса, а каждый человек - модель вселенной. И чтобы спасти землю, необходимо вернуться к мифологии космоса, где человек своими действиями отвечает за весь мир, и, соединив древние основы и настоящее, взять все лучшее. Так, древние символы могут превратиться в научные формулы, и миф о едином человечестве может стать реальностью, а поможет этому просветительский и духовный туризм.

Так, образовательный и научный туризм - это слияние экономических интересов региона и духовного пространства человека. Поскольку посещение памятников древней истории - это паломничество, необходим синтез научно-культурной и туристической деятельности, расширяющий духовные горизонты туризма и направленный на популяризацию научных знаний и единение народов на основе культуры.

Список литературы:

1. Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташ-та: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей / УрО РАН. - Челябинск, 1992.

2. Зданович Г.Б. Аркаим: Арии на Урале, или Несостоявшаяся цивилизация // Аркаим. - Челябинск, 1995.- С. 21-42.

3. Зданович Г.Б. Аркаим и «Страна городов»: диалог культур // Аркаим. - Челябинск, 2004. - С. 49-66.

4. Зданович Д.Г. Могильник Большекараганский (Аркаим) и мир древних индоевропейцев // Аркаим. -Челябинск, 1995.- С. 43-53.

5. Зданович Д.Г, Куприянова Е.В. Лошади и близнецы: к археологии ритуала Центральной Евразии эпохи бронзы // Аркаим-Синташта: древнее наследие Южного Урала. - Челябинск, 2010. - С. 130-161.

6. Кузьмина Е.Е. Арии - путь на юг. - М.: Летний сад, 2008.

7. Куприянова Е.В. Мир синташтинской культуры: мужчины, женщины, дети //Аркаим. - Челябинск, 2004. - С. 119-121.

8. Лобанкова И.П. Реконструкция Аркаимского мифа как фактор развития познавательного и духовного туризма. Ч. I // Вестник УГУЭС: Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. - № 2 (8). - 2014. - С. 99-103.

9. Стеблин-Каменский И.М. Арийско-Уральские связи мифа об авестийском царе Йиме и индоиранской варе // Россия и Восток: проблемы взаимодействия / Матер. конф. - Челябинск, 1995. - Кн. 1. - С. 166-167.

10. Medvedev A.P. The Avestan «Yima's Town» in Historical and Ar-chaeological Perspective // Complex Societies of Central Eurasia from the 3-rd to 1-st Millennium BC. Vol. I. - Washington D.C., 2002. - Р. 53-67.

11. PynkovI.V. Arkaim and the Indo-Iranian Var / Complex Societies of Central Eurasia from the 3-rd to 1-st M. BC. - Washington D.C., 2002. - Р. 42-52.

List of literature:

1. Gening V.F., Zdanovich G.B., Gening V.V. Sintashta: archaeological site of Aryan tribes Uralo-Kazakh steppe / UR O RAN - Chelyabinsk, 1992.

2. Zdanovich G.B. Arkaim: Arias in the Urals or full-fledged civilization // Arkaim. - Chelyabinsk, 1995. - P. 21-42.

3. Zdanovich G.B. Arkaim and «Country cities»: dialogue of cultures// Arkaim.- Chelyabinsk, 2004. - P. 49-66.

4. Zdanovich D.G. The Bolsekaraganskij burial ground (Arkaim), and the world of the ancient Indo-Europeans// Arkaim - Chelyabinsk, 1995. P. 43-53.

5. Zdanovich, D.G, Kupriyanova E.V. Horses and twins: the archaeology of ritual of Central Eurasia from the bronze age // Sintashta - Arkaim: the ancient heritage of the Southern Urals. - Chelyabinsk, 2010. - P. 130-161.

6. Kuzmina E.E. Arias: heading south. - M.: Summer garden, 2008.

7. Kupriyanova E.V. The world of Sintashta culture: man, woman, children // Arkaim. - Chelyabinsk, 2004. - P. 119-121.

8. Lobankova I.P. The reconstruction of the Arkaim's myth as a factor of a development of the cognitive and spirit tourism. - P. I. / Bulletin USUES: Science. Education. Economy. Series: Economy. - № 2 (8) 2014. - P. 99-103.

9. Steblin-Kamensky I.M. Aryan-Ural connections of the myth about the Avestan King Yima and the Indo-Iranian var // Russia and East: problems of interaction / Conference materials - Chelyabinsk, 1995. - Book 1 - P. 166-167.

10. Medvedev A.P. The Avestan «Yima's Town» in Historical and Archaeological Perspective // Complex Societies of Central Eurasia from the 3-rd to 1-st Millennium BC. Volume I. - Washington D.C., 2002. - Р. 53-67.

11. Pynkov I.V. Arkaim and the Indo-Iranian Var / Complex So-cieties of Central Eurasia from the 3-rd to 1-st M. BC. - Washington D.C., 2002. - Р. 42-52.

Шеин Ю.П.

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Туризм и гостеприимство» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Сафарова Б.А.

студентка выпускного курса СД-5т факультета туризма и коммуникаций ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 1:796.51

ПРОСТРАНСТВО ТУРИЗМА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Статья представляет исследование социально-философских аспектов динамики социального пространства и социального времени туризма.

Теоретически разрабатывается актуальная проблематика сжатия социального пространства и социального времени в контексте туризма.

На основе этого теоретического исследования динамики социального пространства и социального времени актуализируется и разрабатывается актуальная проблематика ресурсов развития социального пространства туризма в регионах России.

Прикладные технологические аспекты развития туризма в регионах России предполагают комплексное рассмотрение и системный подход к этой проблематике.

Ключевые слова: физическое пространство, социальное пространство, физическое время, социальное время, таксономия, туризм, циклы, социальные общности, мотивы туров, факторы туризма, технологии туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.