21 См.: Упанишады. - М. : Восточ. лит. ; РАН, 2000. - С. 651.
22 См.: там же. - С. 131.
23 См.: там же. - С. 95.
24 Дхаммапада // Антология мировой философии. - М. : Мысль, 1969. - Т. 1. -Ч. 1. - С. 130.
25 Ясна // История Древнего Востока. Тексты и документы. - М. : Высш. шк., 2002.
- С. 422.
26 Чжуан-цзы // Древнекитайская философия... Т. 2. - С. 286.
27 См.: Лунь юй // Древнекитайская философия. Т. 1. - С. 146.
28 Там же. - С. 158.
29 Люй-ши чунь цю // Древнекитайская философия. Т. 2. - С. 292.
30 См.: Ли цзы // Древнекитайская философия. - М. : ПринТ, 1994. - Т. 2. - С. 102.
31 См.: Сыма, Цянь. Исторические записки / Цянь Сыма. - М. : Восточ. лит. ; РАН,
1996. - Т. VII. - С. 38.
32 Чжуан-цзы // Древнекитайская философия. Т. 2. - С. 282.
33 Ян Чжу // Древнекитайская философия. Т. 1. - С. 216.
34 См.: Мо-цзы // Древнекитайская философия. Т. 1. - С. 177.
35 Люй-ши чунь цю // Древнекитайская философия. Т. 2. - С . 292.
И. П. Лобанкова МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ ФЕНОМЕНА АРКАИМ
Тема позволяет исследовать явление «материализация Ар-каимского мифа» (проявление мифа в поселенческой архитектуре, фортификациях, погребальных сооружениях, ритуале). Изучение древних мифов в историческом контексте - тенденция современной науки. Ученые пытаются найти связь между мифом и реальным человеческим существованием. Этот подход позволяет точно определить, когда, где, как появилось конкретное мифологическое понятие, какие преобразования оно испытало в ходе исторического развития. В интерпретации культурологического содержания феномена Аркаим проводятся параллели с индоиранскими мифами.
Ключевые слова: Аркаим, миф, космогония, ритуал, символ, культура.
Аркаим - историко-археологический памятник эпохи средней бронзы XVIII-XVI вв. до н. э. в Южном Зауралье. Это укрепленное поселение общей площадью 20000 м2. Основа планировки - два концентрических кольца оборонительных сооружений из грунта, сырцовых блоков и дерева, два кольца жилищ, расположенных по принципу спиц в колесе, круговая улица, в центре - площадь. Город опоясан внешним обводным рвом, соединенным каналом с рекой. В городе
4 входа, ориентированных по сторонам света. Вслед за Аркаимом открыт 21 центр подобного типа, (территория условно названа «Страна городов»). Эти укрепленные поселения в форме круга, овала, квадрата, производственные площадки, рудники, некрополи, гробницы знати с захоронением колесниц, лошадей - надкуль-турное явление в евразийской Степи1.
Аркаим относят к синташтинской культуре (название дано по памятнику подобного типа Синташта, открытому ранее на территории «Страны городов»), которую большинство исследователей связывают с ранними индоиранцами2 -степными скотоводами, использовавшими земледельческий опыт в подсобном хозяйстве. Индоиранцы создали памятники «Ригведа» и «Авеста». Эти племена называли себя арии. Существуют разные точки зрения на место зарождения, пути расселения индоиранских племен до их разделения. Согласно гипотезам языковедов, историков, локализующих прародину индоиранцев «к востоку от Волги» в степях, лесостепях, примыкающих к северным границам Средней Азии, эту территорию во II тыс. до н. э. населяли андроновцы . Эта гипотеза аргументирована Е. Е. Кузьминой4. Э. А. Грантовский считает прародиной арийских племен севе-ро-евразийские степи5. Открытие Синташты и Аркаима подтвердило культурный облик арийских племен, воссозданный на базе данных лингвистики и письменных источников. Согласно гипотезе Г. Б. Здановича прародина ариев - Южный Урал6.
В интерпретации культурологического содержания феномена Аркаим проводятся параллели с мифами, отраженными в индоиранских текстах Ригведа и Авеста. Одним из аспектов культурологического анализа Аркаима является описание закрепленных в культурной памяти образов мира, отражающих мифологическое мировосприятие аркаимцев (пространство, мифические герои, почитаемые на данной территории), проявленных в пространственно-планировочном решении городища, курганных захоронениях и связанных с ними погребальных обрядах.
Для обоснования применимости косвенных источников Ригведа и Авеста к исследованию аркаимской культуры, отраженной в вещественных источниках -археологических памятниках, применен компаративный подход, позволяющий по аналогии выявить общие черты в развитии народов, реконструировать древние общества.
Культурный облик аркаимцев, воссозданный по археологическим и письменным источникам, указывает на форму их исторического сознания: мифологизирование истории, основанное на мифологическом миропонимании, раскрывающее содержание посредством мифа, которое начинается из космогонических мифов и в силу синкретизма архаичного мышления не отделено от древних теогоний, космологических моделей становления и разрушения.
Субъект исторического действия - фигура героя, творящая историю и личность, сообщество - объект ее волеизъявления. Характерна идея «мистической партиципации»7 - сверхъестественное соучастие мифических героев прошлого (богов, предков) в их жизни. Идея опирается на концепцию последовательности «первого» времени творцов истории, времени жизни потомков и параллельность этих временных пластов, где героическое прошлое вторгается в настоящее. Лейтмотив - «священная история» творения, пересотворение судьбы сообщества мифическими героями. Тема спасения избранных придает характер сотериологии. Текстом является ритуал, разыгрывающий сюжет мифа; ландшафт в контексте мифологического мышления - знаки исторических деяний героев прошлого8.
Архетипы основных мифов уходят корнями в глубокую древность. Ритуал для древнего человека - не театральное действо, а начало упорядочения жизни, средство спасения от зла, хаоса. Миф, закрепленный ритуалом, не символ, а реальность мира, жизнь, отправная точка отсчета. Через ритуал человек воспроизводил заданный архетип, канон своей судьбы. Архаичный человек не знает действия, которое не было бы произведено ранее кем-то другим, притом не человеком. Его жизнь - непрерывное сознательное повторение действий, открытых другими.
Действие обретает смысл по мере возобновления некоего прадействия. М. Элиаде раскрывает структуру архаической мифологии:
1. элементы, реальность которых есть функция повторения имитации небесного (сакрального) архетипа;
2. элементы: города, храмы - составная часть символики Надземного Центра, который преображает их в «центры мира»;
3. значимые мирские действия, ритуалы, повторяющие то, что было совершено от основания мира богами, героями, предками9.
В иранской космогонии каждое земное явление соответствует трансцендентному образу. Царские города древности построены по мифическому образцу небесного города, где в Золотом веке обитал Владыка Вселенной. Окультуренный человеком мир обладает действительной ценностью благодаря внеземному прототипу-модели, архетипу. Невозделанные земли мифологическое мышление уподобляет хаосу, предшествующему сотворению. Вступая во владение территорией, люди совершают обряды, символически повторяя акт творения. Обоснование в невозделанном крае, сооружение, жертвоприношение равносильны акту творения, повторению деяния богов, превращению хаоса в космос с помощью божественного акта творения, наделение его формами, законами.
Космос - доминирующее начало в жизни древнего человека. Все события осмыслялись через уподобление акту космогонии. В вечном космосе архаический человек мог существовать в настоящем, независимом от прошлого и не влекущем будущего. Строительство города - космогония древних. Города строились согласно представлениям об устройстве Вселенной. В основе города - космическая модель. Человек жил в этой Вселенной, взаимодействуя с ней через ритуал, производство предметов быта, украшений, архитектуры, формы которой несли семантическую нагрузку. «Человек мыслил себя микромоделью мира, находясь с миром в постоянном взаимодействии, создавая модели мира в геометрических символах городов, жилищ, орнаментов на сосудах, обеспечивая стабильность, точность в моделировании мировых сил и структур»10.
Конструктивная сила творческого воображения людей, живущих в единстве с природой, космосом, вносила символические структуры в реальность, воплощая в моделях городов представление о мире. Мышление древнего человека было очень конкретно. Созданная им картина мира распространялась не на абстрактную далекую Вселенную, а воплощалась в виде реальной модели, человек жил в ее космических кругах и квадратах. Поселения аркаимского типа расположены в поймах рек и окружены водой. Самые ранние имеют форму овала или яйца. Затем возникают круговые и квадратные фортификационные конструкции.
Согласно ведийскому мифу, первоначально был хаос, элементы во Вселенной отсутствовали. Начало творению дали воды, из которых оформилось яйцо и раскололось на две половины: небо, землю. Самая древняя форма укреплений в «Стране городов» - яйцевидный овал. Затем появились круги и квадраты. По индоевропейской мифологии круг - небесное начало, квадрат - земное. Из яйца рождается небо и земля. Из хаоса среди вод рождается Вселенная.
Создавая города в форме овалов, кругов, квадратов люди бронзового века заново моделировали Вселенную, отождествляя себя с персонажем мифа Йимой. Строительство Аркаима - это особый ритуал, необходимый акт творения Космоса как в мифические времена. В Аркаиме все одухотворено, сакрально, всюду отражено мифологизированное мировоззрение его создателей. Архитектоническая символика Центра в аркаимском мифе: священные гора, город, площадь - место
встречи Неба и Земли в Центре, Оси Мира. Стремление определить место жизни в центре мира характерно для любого локального сообщества: чтобы обрести устойчивость, реальность, место должно быть спроецировано на Центр Мира.
Любое понятие у древних людей предстает в абстрактном и конкретном аспектах. На Аркаиме особое место уделено площади. Она выровнена, уплотнена, в центре ее зафиксированы следы прокалов. Вероятно, здесь длительное время горел огонь в дни ритуальных праздников. Предназначение Аркаимской площади в конкретном аспекте - место социальных контактов; в абстрактном - место ритуальных действ - «центр», прорыв уровней, сакральное пространство, где происходит иерофания, проявляются реальности (силы, образы), идущие с Неба. В архаических культурах сообщение между Небом и Землей используется для жертвоприношений богам. Аркаимцы были огнепоклонниками. Бог огня Агни - посредник между людьми и богами - доставлял жертвы богам. Идея, связанная с верой в возможность общения с Небом в плане макрокосмическом обозначается центральным столбом жилища. Жилище человека проецируется в Центр Мира. Жертвенник, дом делают возможным прорыв уровня, восхождение на Небо.
В мифологии иранцев мир делился на 7 кругов. Самый большой - Хвани-рата - в центре населен людьми. Шесть других кругов отделены друг от друга водами, лесами (представление о мире у жителей евразийских степей). В центре Хванираты - гора Хара, с нее стекает река Харахвати, вокруг нее по закону рта вращается солнце, происходит смена времен года, обеспечивается порядок в мире. Подобная модель мира в аркаимской культуре (идея центричности в основе округа - «Арийский простор», архитектурно-планировочного решения городища, могильника; образ горы Хара в центре Арийского простора - обязательный элемент, организующий ландшафт мифологического пространства укрепленных центров Аркаима и «Страны городов»).
Сооружение кургана над могилой, помещение умершего внутри горы как гаранта незыблемости вселенского порядка - символ преодоления смерти, хаоса, через утверждение космического закона, охраняющего жизнь. Образ горы включается в культурный обиход ритуалом, жертвоприношением. Гора в центре мира
- модель Вселенной, через нее проходит ось, соединяющая Полярную звезду и подземный мир. Основание горы - связь трех миров: неба, земли, подземного царства. Зафиксированные на ярусных уступах погребально-храмового комплекса Синташты мощные прокалы - следы огня, горевшего длительное время в дни ритуальных праздников, остатки вертикально поставленных столбов - вписываются в мифологему горы как огненного начала, древа жизни. Огонь - бог Агни ведийской мифологии - приводит богов на жертвоприношение. Жертвенный огонь и столб - священное место, центр-опора вселенной, мировое древо, место перво-творения, где совершается обряд, освобождающий человека от времени, перенося его в самое начало, где он с богами совершает акт творения Вселенной11.
В каждом жилище Аркаима обнаружены несколько печей, имеющих разное назначение: плавка руды, обжиг керамики, жертвенник. Среди них печи-колодцы, соединенные каналом-поддувом и содержащие остатки металлургических плавок. Разница в температурных режимах и влажности позволяли выплавлять медь из руды без использования мехов. На дне колодца найдены останки жертвоприношений животных богу огня Агни, иллюстрирующие индоевропейский миф о рож-
12
дении огня: «Бог Агни родился из воды темной и таинственной» . По археологическим свидетельствам, бог Агни родился из подземных вод колодца. Благодаря колодцу в печи возникает тяга, рождающая бога Агни, который плавит металл13.
Миф о царях-кузнецах индоиранского мира имеет параллели в аркаимской культуре. У древних народов ремесло кузнеца по значимости идет за призванием шамана. Оба - «хозяева огня». «Власть над огнем», особенно магия металлов, создала кузнецам репутацию колдунов. Отношение к ним двойственно: их боятся и почитают.
Существует гипотеза, согласно которой курган - образ примитивной, купольной металлургической печи, наложенный на мифологическое пространство14. В процессе формирования курганного погребального обряда идея кургана имеет много общего с конструкцией медеплавильной печи - прототипом кургана. Оба иллюстрируют процесс преобразования исходного объекта: в металлургическом процессе один материал перерождается в другой; в погребальном обряде умерший преображается из одного состояния в другое, процессы эти не видны15.
Ключевое понятие ведийской модели мира - «рита» (Ма) - космический закон, истина, принцип организации вселенной, цикличность космических явлений и ритуала для поддержания порядка в космосе и обществе. В момент завершения цикла Космоса необходим новый акт творения. Закона рита придерживались аркаимцы, соблюдая цикличность ритуала в момент смены циклов, принося жертвоприношения арийским богам. Все поминально-родовые жертвенники были сооружены в весенний период, связаны с сезонными обрядами почитания предков, характерными для древних индоевропейцев. Судя по расположению поминальных родовых жертвенников на могильниках, аркаимцы помещали «страну предков» на юге16. В Ригведе царство мертвых Ямы находилось также на юге.
Соотношение реалий Аркаима и памятников «Страны городов» с мифами о Йиме/Яме/Имре (культурном герое, первопредке, царе индоиранского мира, названном в иранской Авесте Йима, в индийской Ригведе Яма, известного как Имра у современных нуристанских кафиров) и культовыми традициями поклонения ему дает возможности для реконструкции религиозной жизни аркаимцев.
Ряд ученых (И. М. Стеблин-Каменский, И. В. Пьянков, А. П. Медведев, Н. Д. Членова) выдвигают гипотезу о связи конструкции Аркаима с авестийской варой - обителью праведников, построенною Йимой по указанию Бога - Ахура-Мазды - для спасения людей и скота от стихийных бедствий17. Авестийская вара
- глинобитная крепость круглой формы с тремя концентрическими кругами укреплений. Форма позволяет сравнивать ее с укрепленными поселениями эпохи средней бронзы Синташта и Аркаим. Архетип вары был сформирован в эпоху бронзы. Аркаим - самый близкий аналог авестийской вары. Его архитектурнопланировочное решение дает представление того, как был построен город Йимы.
В «Авесте» вара Йимы - мифологический образ, введен в пределы эсхатологического мифа. Местоположение вары - страна Арианам - Вейджа, в авестийской традиции эту страну считали прародиной ариев, дом Йимы - первопредка ариев расположен там же. Легенда о Йиме намного старше, чем упоминание об Арианам-Вейджа как прародине. В авестийские времена (7-6 вв. до н. э.) Арианам-Вейджа - реальная страна в Средней Азии (бассейн Верхней Амударьи), в поздней авестийской традиции она приобрела мифологическое значение, и воспоминания об этой стране были объединены с мифом об Йиме. Этот миф начинается с космогонии (строительство вары - реального города по заданному свыше архетипу), заканчивается эсхатологией - историей о конце Света, Всемирном потопе, спасении праведников, уничтожении грешников. Йима с варой имеет отношение к культам предков, смерти и возрождения, обрядам похорон, жертвоприношений.
Изучение синташтинских памятников в связи с мифом об Йиме использо-
вано при реконструкции социальной жизни индоиранцев. Согласно Авесте, Йима установил 4 сословия. На Аркаиме четко выделены две социальные страты: священники, воины. Материальный комплекс воина-колесничего: колесница с лошадьми, боевые топоры, копья с металлическими, каменными наконечниками. Это первоначальный слой общества в протоиндоиранское время18.
Аркаимские захоронения воинов-колесничих находят параллели в индоиранском мифе. Они содержат такой же набор оружия из бронзы, который описан в Ригведе и Авесте. Митра - бог договора - впоследствии стал богом войны, судьей. После изобретения колесницы иранцы вообразили Митру на колеснице сопровождавшим солнце, с оружием эпохи бронзы: булава, «отлитая из желтого металла», копье, лук, стрелы, клинок, праща. Вэрэтрагна - бог Победы, воплощенный в вепря, сокрушающего нарушителей договора. Характерная особенность синташ-тинских жертвоприношений в погребальных обрядах - наличие свиньи, что можно соотнести с культом поклонения индоиранскому Вэрэтрагне. Ведические ин-доарийцы почитали Индру - храброго в бою, упивающегося сомой, щедрого за приношения. Прототип Индры: храбрый воитель-вождь.
Неизвестно, Митре, Вэрэтрагне или Индре поклонялись аркаимцы, но поклонялись уже не мирному богу, а воителю-вождю, что подтверждают курганы в синташтинском могильнике с захоронением воинов-колесничих, погребенных с колесницами, парами упряжных коней, псалиями для их запряжки, набором вооружения. Большая роль конных колесниц и выделение социальной группы вои-нов-колесничих у индоиранцев. Изобретатель колесницы бог-творец Тваштар; божественный создатель Вишвакарман и небесные мастера Рибпху - плотники; в Ригведе изготовление колесницы сопоставлено с творчеством поэта-риши; идентичный набор вооружения колесничих описан в Ведах, Авесте (поздний Михр-Яшт отражает индоиранский культ Митры) и в тексте из Нузи в Митанни19.
Синташтинские захоронения воинов-колесничих сопровождают инструменты кузнеца, кусочки руды. В Аркаиме и его окрестностях обнаружены следы металлургического производства (шахты, печи). Металлургия у индоиранцев носила характер культового действа и связана с Йимой. Кузнецы имели высокий социальный статус воинской касты, царской власти. В Иранском эпосе Ямшид учил людей «плавить металл из руды, ковать оружие, доспехи».
Структура архаической мифологии в феномене Аркаима:
1) строительство города по архетипу «индоиранской вары»;
2) город, площадь, гора - символы Надземного Центра Мира;
3) ритуалы, повторяющие совершенное от основания мира богами, героями: образ горы - включается в культурный обиход ритуалом, жертвоприношением; обряд у жертвенного столба Синташтинского кургана в дни ритуальных празднеств связан с богом огня Агни, приводящим богов на жертвоприношение; металлургия у аркаимцев - культовое действо, связанное с Йимой, Агни.
Вывод: Выявлены параллели в интерпретации культурологического содержания феномена Аркаима и архаической мифологии. Найдена связь между индоиранскими мифами и вещественными свидетельствами, полученными с помощью археологических исследований Аркаима и «Страны городов» (пространственно-планировочное решение городища; культовые памятники архитектуры -храмовый комплекс Большой Синташтинский Курган; реконструкция погребального обряда, металлургии), что дает возможность использования Ригведы и Авесты в качестве косвенных источников для исследования культуры Аркаима. Выявлена связь мифологических представлений аркаимцев, отраженных в ритуаль-
ных практиках (поклонение огню, солнцу, предкам, индоиранским богам Агни, Индре, Митре, Вэрэтрагне) и индоиранских мифов. Выявлены формы мифологического освоения мира, характеризующие самосознание жителей Аркаима. Установлена структурообразующая роль мифов о культурных героях (миф об авестийском царе Йиме, построившем по указанию Бога Ахура-Мазды вару - обитель праведников - гипотетический архетип конструкции городища Аркаим).
Примечания
1 См.: Масон, В. М. Народы Евроазийских степей в эпоху палеометалла и Син-таштинский пик культурогенеза / В. М. Масон // Россия и Восток : проблемы взаимодействия. - Челябинск, 1995. - С. 108.
2 См.: Кузьмина, Е. Е. Откуда пришли индоарии? / Е. Е. Кузьмина. - М., 1994. - С. 7.
3 См.: Зданович, Г. Б. Аркаим : Арии на Урале или несостоявшаяся цивилизация / Г. Б. Зданович // Аркаим. - Челябинск, 1995. - С. 36.
4 См.: Кузьмина, Е. Е. Откуда пришли индоарии?..
5 См.: Грантовский, Э. А. Иран и Иранцы до Ахменидов / Э. А. Грантовский. - М., 1998.
6 См.: Зданович, Г. Б. Арии // Энциклопедия «Челябинская область» / Г. Б. Зданович. - Челябинск, 2003.
7 Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль. - М., 1930.
8 См.: Забияко, А. П. Мифологизирование истории / А. П. Забияко // Культурология. XX век : энц. - СПб, 1998. - С. 55.
9 См.: Элиаде, М. Космос и история / М. Элиаде. - М., 1987. - С. 33.
10 Петров, Ф. Н. Геометрические орнаменты и символы «Страны городов» как универсальный язык описания мира / Ф. Н. Петров // Аркаим. - Челябинск, 2004. 1-1 С. 106.
11 См.: Зданович, Г. Б. Могила «Учителя» или образ горы в культуре «Страны городов» / Г. Б. Зданович // Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала.
- Челябинск, 2004. - С. 76.
12 Топоров, В. Н. Агни / В. Н. Топоров // Мифы народов мира : энц. : в 2 т. Т. 1. -М., 1991.
13
См.: Зданович, Г. Б. Аркаим : Арии на Урале. С. 38.
14 См.: Мацына, А. И. Идея кургана : к вопросу о смысловой основе / А. И. Мацына, А. Ю. Никитин, И. А. Русанов // Вестн. Челяб. ун-та. Серия 1, История. - 2002. - № 1. - С. 6-9.
15 См.: Русанов, И. А. Роль металлургии в становлении идеологии древних обществ Евразийских Степей / И. А. Русанов // Аркаим : тез. докл. ; Челяб. гос. ун-т.
- Челябинск, 2003.
16 См.: Зданович, Д. Г. Могильник Большекараганский (Аркаим) / Д. Г. Зданович.
- Челябинск, 1995. - С. 45-46.
17 См.: Стеблин-Каменский, И. М. Арийско-Уральские связи мифа об авестийском царе Йиме и индоиранской варе // Россия и Восток. С. 166; Pynkov, I. V. Arkaim and the Indo-Iranian Var / I. V. Pynkov. - Аркаим. - Челябинск, 2002; Medvedev, A. P. The Avestan “Yima's Town” in Historical and Archaeological Perspective // The collected reports “Complex Societies of Central Eurasia from the 3-d to 1-st Millennium BC”. Regional Specifics in Light of Global Models. Edited by Karlene Jones-Bley,
D. G. Zdanovich. Volume I. Ethnos, Language, Culture; General Problems; Studying
Sintashta; The Eneolithic and Bronze Ages. Institute for the Study of Man; Washington
D.C. 2002; Членова, Н. Д. Проблема прародины иранцев и древнейшие городища Южного Урала и сопредельных территорий / Н. Д. Членова // Россия и Восток. С. 179.
18 См.: Зданович, Г. Б. Аркаим - культурный комплекс эпохи средней бронзы Юж. Зауралья / Г. Б. Зданович // Рос. археол. - 1997. - № 2. - С. 49.
19 См.: Кузьмина, Е. Е. Первая волна миграции индоиранцев на юг /
E. Е. Кузьмина // Вестн. древ. истории. - 2000. - № 4. - С. б.