Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА У АЛТАЙЦЕВ'

ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА У АЛТАЙЦЕВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
833
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙЦЫ / ГОСТЕПРИИМСТВО / СЕМЕЙНАЯ ОБРЯДНОСТЬ / СВАДЬБА / ПОХОРОНЫ / РОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Янковская О.В.

В статье рассматриваются традиционные обряды гостеприимства у алтайцев, включающие обязательные визиты на свадьбу, рождение ребенка и похороны, а также произвольные посещения. Приводится информация об обязательной встрече и одаривании гостей, угощении. Материалы статьи будут полезны всем интересующимся культурой коренных народов, населяющих Республику Алтай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADITION OF HOSPITALITY OF ALTAI

The article discusses the traditional rites of hospitality among the Altaians, including mandatory visits to the wedding, birth and funeral, as well as arbitrary visits. Provides information about the mandatory meeting and giving a treat. The materials of the article will be useful to all interested in the culture of indigenous peoples living in the Republic of Altai.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА У АЛТАЙЦЕВ»

УДК 394.9

Янковская О.В., к.филол.н.

доцент

кафедра народного художественного творчества Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Россия, Республика Хакасия, г. Абакан ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА У АЛТАЙЦЕВ

Аннотация: В статье рассматриваются традиционные обряды гостеприимства у алтайцев, включающие обязательные визиты на свадьбу, рождение ребенка и похороны, а также произвольные посещения. Приводится информация об обязательной встрече и одаривании гостей, угощении. Материалы статьи будут полезны всем интересующимся культурой коренных народов, населяющих Республику Алтай.

Ключевые слова: алтайцы, гостеприимство, семейная обрядность, свадьба, похороны, рождение.

Jankovska, O.V., Cand.Philol.sciences' associate Professor of folk art Khakass state University. N. F. Katanova Russia, Republic of Khakassia, Abakan THE TRADITION OF HOSPITALITY OF ALTAI

Abstract: the article discusses the traditional rites of hospitality among the Altaians, including mandatory visits to the wedding, birth and funeral, as well as arbitrary visits. Provides information about the mandatory meeting and giving a treat. The materials of the article will be useful to all interested in the culture of indigenous peoples living in the Republic of Altai.

Key words: Altaians, hospitality, family ritual, wedding, funeral, birth.

Алтайцы - тюркоязычная народность, проживающая в Республике Алтай, представители которой исследователями В.И. Вербицким и В.В. Радловым были разделены на северных и южных. Это - общепринятое на сегодняшний день - деление выглядит следующим образом: «северные алтайцы - кумандинцы, челканцы, тубалары; южные - алтай-кижи (собственно алтайцы), теленгиты, телёсы, телеуты» [цит. по 4, с. 375], хотя обычно алтайцами называют всех представителей коренных народностей Республики.

Изучение культуры алтайцев началось сравнительно недавно - в XVIII веке были предприняты первые академические экспедиции Г. Миллера, П. Палласа, И. Георги, и др.

К началу XIX века относятся фрагментарные исследования и статьи А. Бунге, К. Ледебура, Г.И. Спасского, только к концу столетия появляются имеющие огромное значение и для современной науки труды Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина.

Следующий этап исследований начался с основанием Алтайской

духовной миссии (1828 г.) и состоит он в основном из работ миссионеров, среди которых особняком стоят труды протоиерея В.И. Вербицкого, «собравшего богатейший материал по традиционной культуре, мифологии и религии всех этнических групп Горного Алтая. Указанные труды Вербицкого по-настоящему уникальны, ибо в них наглядно проявился синкретизм традиционной религиозно-мифологической системы алтайцев» [4, с. 377].

Конец XIX - начало XX вв. ознаменованы появлением трудов ученых, не ставивших специальной цели описать особенности культуры и жизни народов Алтая, но параллельно своими исследованиям подобные описания сделавшие. Это такие ученые как ученый-статистик С.П. Швецов, фитогеограф В.В. Сапожников, историк П.М. Головачев, ботаник В.И. Верещагин и др. Одним из последних исследователей дореволюционного периода, собравшим уникальные сведения по алтайскому музыкальному и устному народному творчеству, а также верованиям и шаманизму, был А.В. Анохин.

В советский период этнографическими исследованиями на Алтае занимались Л.Э. Каруновская, Н.П. Дыренкова, Л.П. Потапов и др., особое внимание различным аспектам культуры уделяют этнографы А.М. Сагалаев, Н.А. Алексеев, И.В. Октябрьская и др. В конце XX в. появляются исследования по этнографии алтай-кижи, созданные представителями алтайского народа: Н.А. Тадиной, Е.М. Тощаковой, В.А. Клешевым, С.П. Тюхтеневой и др.

В исследования ученых-этнографов утверждается, что алтайцы всегда были рады гостям и радушно встречали их. В.И. Вербицкий описывает подобный прием следующим образом: «Всякий вошедший в юрту человек признается как бы семьянином этой юрты. Если хозяева едят, ест и он; если пьют — пьет и он без всякого различия, а если гость из другого аила снабжается притом и запасом (азык); у алтайцев-скотоводов — бараниной, у северных - талканом» [1, с. 79].

У алтайцев существовали обязательные дни гостевания, приуроченные к обрядам семейного цикла - рождению, свадьбе и похоронам.

Больше всего обязательных визитов включал в себя свадебный обряд. Исследователь Н.И. Шатинова насчитывает до семи «приездов» сватов, каждый из которых имел свое значение и свою «программу», к сожалению, информаторы полностью описать смогли только шесть из них. Первый раз сваты должны были привезти и подарить хозяевам аила кожаный сосуд для молочной водки - араки, который назывался тажуур (по-русски ташаур), второй визит наносился уже родителям невесты с поднесением «кадакту (кадак - ткань) тажуур — «ташаур с кадаком»: на горловине этого ташаура привязывался кусок синего шелка» [5, с. 50]. И только в третий приезд сватов «бала сурап» свершается главное - «звучит» просьба отдать девушку. Н.И. Шатинова описывает это следующим образом: «Сват подносил ташаур родственникам невесты, начиная с родителей, но все они отсылали его от

себя к другому. Приходилось подносить его, обходя всех присутствующих раза по три, пока кто-нибудь не решался его принять. Принятие ташаура означало согласие родителей и родственников выдать девушку замуж. Принять могли лишь самые близкие и авторитетные родственники. Сват вместе с кадакту ташауром подносил отрез ткани кому-либо из родителей невесты: матери на платье, отцу или кому-нибудь из уважаемых родственников ткань белого или красного цвета на рубашку. Потом сват обходил очаг пять-шесть раз, благославлял огонь. Этого свата сажали на почетное место в аиле» [5, с. 50]. Четвертый визит - jодо кийдирери (внесение (в аил) голени) осуществлялся только в случае благоприятного исхода третьего. Название визита определялось ритуальным сожжением женихом голени овцы, тушу которой он предварительно должен был правильно разделать опалить и сварить. Вареным мясом жених угощал присутствующих, а мать девушки - прибывших с женихом гостей. Оставшийся жир жених должен был вылить в огонь - по поверью - чем выше пламя, тем удачнее будет жизнь молодых. После мать девушки должна была подарить ему шубу, шапку и пояс (обувь дарить было строго запрещено). Этот же визит включает еще один обычай - эмчек каргыш, сут эмчек или эмчектин суди - возмещение матери невесты грудного молока, съеденного девушкой в младенчестве. Обычно подарком была кобылица. Пятый и шестой визит были посвящены переговорам о сроке свадьбы и размере калыма.

Традиции гостеприимства алтайцев включали в себя и обязательную встречу родственников невесты родственниками жениха за один-два километра до места празднования свадьбы. Как правило, встреча включала в себя угощение вареным мясом и аракой, игры, кропление сквашенным молоком.

Сигналом к началу свадебного пира было появление невесты после обряда заплетания кос. Угощение гостей (сурум) предварялось произнесением благопожеланий, произносившихся по очереди каждым из особо уважаемых гостей. «Главным блюдом на всех праздниках было кочо, отварное мясо. Гостей угощали быштаком, курутом - кислым сыром, каймаком - сметаной, снятой с кипяченого молока, талканом - толокном из поджаренного ячменя, аракой и кумысом» [5, с. 57].

К числу обязательных обычаев относится также доставка в день свадьбы родителям невесты араки, уча (задняя часть туши лошади) или белкенчека (задняя часть туши овцы) для угощения гостей и родственников невесты, которые не смогли присутствовать на свадьбе. По мнению Н.А. Тадиной: «Ритуальное угощение выражает сакральность события. На поминках, связанных с миром умерших, не принято угощать кониной, как это происходит на свадебном пиру. Мясом лошади как «небесно сотворенного» животного, мифологически осмысливаемого с положительным значением, принято угощать в честь живущих. Причем ритуал подношения мяса с определенной части туши и его очередность

выражает степень родства и сватовской статус угощаемого. Так, на свадебном пиру угощают сначала сватов и родственников по линии матери как наиболее почитаемых родственников. Обычно мясо кости голени преподносят мужчинам, а мясо грудины - женщинам» [2].

Рождение ребенка также требовало обязательных визитов и соблюдения гостевого этикета. Например, если хозяева замечали, что гостья беременна, предлагали ей «все продукты и блюда, которые есть в доме, чтобы не оставить голодным ее дитя. В противном случае находящийся в утробе ребенок мог обидеться и проклясть жадных хозяев, если те утаили какое-нибудь блюдо» [4, с. 423]. Молодые родители должны были в первый выход из дома посетить повитуху для того, чтобы «золотить» ей руки, а во второй - родителей роженицы. Если рождался мальчик, мать должна была обязательно показать его своему брату.

При знакомстве с новорожденным полагалось чем-то его одаривать, более того, в аил, где появился новый житель, не следовало входить без подарка. Гости и родственники несли продукты и выделанные шкурки ягнят (в качестве одеяла или пеленок). Исследователи объясняют подобные правила необходимостью взаимопомощи в суровых условиях кочевой жизни.

Гости должны были в обязательном порядке подарить что-то ребенку (подвесить над колыбелью), без этого посмотреть на дитя им не разрешалось. Мальчикам дарились «мужские» подарки: ружье, нож, пули, седло и др., а девочке - женские: посуда, бисер, раковины и т.д. Н.И. Шатинова описывает процесс дарения так: «Подарки ребенку сопровождались благопожеланиями, а в подарки вкладывался особый смысл, в чем нашла отражение народная символика. Ложку дарили, чтобы аппетит у ребенка был всегда хороший, чтобы любил поесть, чтобы в доме была еда, пулю - чтобы мальчик стал метким охотником. Так, например, при дарении ложки высказывали благопожелания: Пусть твой дом будет всегда полон богатства, Пусть твоя чаша всегда будет полна похлебки! Пусть в твой дом люди приходят. Пусть тебя конь носит, Пусть народ тебе продуктами помогает!» [5, с. 72].

Гостям также полагалось дарить новорожденному апагаш (беленькое) - пуговицу (либо раковину каури, бисер), который вешался на ремни колыбели. Если человек зашел в гости случайно, не зная о ребенке, он мог оторвать пуговицу от своей одежды, либо снять ремень.

Появление нового члена общества было для алтайцев важным событием, в честь которого после выздоровления матери устраивали праздник, резали овец, и, как правило, у представителей всех народностей Алтая было принято готовить ийт-мун (собачий бульон) - суп с бараниной -специальное ритуальное блюдо, предназначенное для роженицы. Блюдо готовилось пожилой женщиной, которая должна была сначала отлить приготовленного бульона собаке и только потом дать ее роженице, а та, в свою очередь, делилась им с молодыми девушками, в случае, если роды у

нее проходили без осложнений.

Еще один обязательный визит, который должен нанести каждый алтаец - это «коллективная трапеза всех пришедших проводить умершего в последний путь. Традиционно алтайцы устраивали такие трапезы три раза -в день похорон, это был третий день со дня смерти, затем в седьмой и 40-й (фактически 39-й) день со дня смерти.

По мнению алтайцев, можно было при отсутствии возможности не посещать первых два тоя - в честь рождения и женитьбы. Но третий, последний той, следовало посетить обязательно, несмотря ни на что» [4, с. 426-427].

До седьмого дня в доме покойного обязательно круглосуточно поддерживали огонь родные, друзья, соседи и просто знакомые. Особенно важно было их присутствие ночью, причем следовало пить, есть, рассказывать байки и играть в карты, шахматы и т.д. Веселье, по верованиям алтайцев, было необходимо, поскольку слезы могли задержать душу на пути в иной мир, превращаясь в болота.

Перейдем к описанию произвольных визитов.

Если гость предупреждал о приезде, то его ждали, резали скот и обязательно выходили встречать. Гостю помогали спешиться и под руки вели в аил, где сажали на почетное место. Важность и священность этого места в аиле описывает Е.М. Тощакова: «Места для членов семьи в юрте отводились по традиции, нарушать которую не допускалось. Так, место между очагом и чакы, называемое тор дьер, принадлежало всегда старейшему в семье мужчине - деду (улдам, тада), отцу (ада) или брату (ака). Если приходил почетный гость, это место уступалось ему» [3, с. 102].

Затем следовало угощение, причем сначала гостя угощали чем-нибудь молочным (молоко, кумыс, чегень, арака), затем хозяин набивал и раскуривал трубку, гость (даже если был некурящим) должен был сделать то же самое, и обменяться трубками с хозяином. Если гость был в аиле первый раз, его нос мазали сажей, чтобы приобщить его к огню этого дома.

Обычно гость одаривал хозяев продуктами питания - «чегенем, кумысом, аракой, маслом, быштаком и курутом - сырами из коровьего молока, жиром и арчыном. Гость открывал ташаур с аракой, приседал на одно колено и подавал хозяину. Хозяин принимал ташаур, переливал араку в другую посуду и ставил подогреть на огонь. Гость клал арчын в огонь, хозяин совершал кропление аракой в огонь. Хозяйка угощала гостя сначала чаем, потом отваривала мясо. После того, как распивалась арака, привезенная гостем, хозяин угощал своей» [5, с. 119].

Гость также получал от хозяев подарок. Например, существовал обычай айылчыга кур курчаары - повязывание гостю пояса (кур) до шести метров длиной. Наматывался пояс с произнесением благопожелания: «Белинг бек болзын! (Пусть твоя поясница будет крепкой!)» [5, с. 119]. Поясом одаривался каждый из гостей, мужчины - одноцветными, а женщины - цветными.

Итак, невзирая на существование многочисленных вариантов традиций гостеприимства у алтайцев, общими являются: одаривание и угощение гостя, предоставление ему самого почетного места в аиле, закалывание в его честь овцы, а также наличие развитой системы обязательных визитов в рамках семейной обрядности.

Использованные источники:

1. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы: сборник этнографических статей и исследований алтайского миссионера, протоиерея В.И. Вербицкого / под ред. А. А. Ивановского. - М.: Т-во скоропечатни А. А. Левенсон, 1893. [Электронный ресурс]. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000410272 (дата обращения: 19.08.2018).

2. Тадина Н.А. Лошадь как сакральный дар с «теплым дыханием» в ритуальной практике алтайцев [Электронный ресурс]. URL: http://historyHb.org/historybooks/pod-red--A-A--Tishkma_Drevme-i-srednevekovye-kochevniki-TSentralnoy-Azii/46 (дата обращения: 10.08.2018).

3. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX -начало XX в.). - Новосибирск: Изд-во «Наука» Сибирское отделение, 1987. -160 с.

4. Тюркские народы Сибири / отв. ред. Д.А. Функ, Н.А. Томилов; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН. - М.: Наука, 2006. - 678 с.

5. Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1981. - 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.