Научная статья на тему 'Традиции физического воспитания в алтайской семье'

Традиции физического воспитания в алтайской семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ НАРОДА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / СЕМЬЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФАКТОРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / НАРОДНЫЕ ИГРЫ / ТРАДИЦИОННОЕ ПИТАНИЕ / НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА / NATIONAL TRADITIONS / FOLK PEDAGOGICS / FAMILY / PHYSICAL DEVELOPMENT OF A CHILD / PHYSICAL UPBRINGING / FACTORS OF PHYSICAL UPBRINGING / METHODS AND TOOLS OF PHYSICAL UPBRINGING / NATIONAL GAMES / NATIONAL MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екеева Эмма Васильевна

Рассмотрены традиции физического воспитания в алтайской семье, включающие в себя разумное питание, использование природных факторов, игр и посильного труда, которые направлены на формирование здорового и сильного потомства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions of physical upbringing in an Altai family

Traditions of physical upbringing in an Altai family including rational nutrition, nature factors usage, games and work that are directed to formation of healthy and strong generation are observed.

Текст научной работы на тему «Традиции физического воспитания в алтайской семье»

УДК 37.01:39

Э. В. Екеева

ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В АЛТАЙСКОЙ СЕМЬЕ

Рассмотрены традиции физического воспитания в алтайской семье, включающие в себя разумное питание, использование природных факторов, игр и посильного труда, которые направлены на формирование здорового и сильного потомства.

Ключевые слова: традиции народа, народная педагогика, семья, физическое развитие ребенка, физическое воспитание, факторы физического воспитания, приемы и средства физического воспитания, народные игры, традиционное питание, народная медицина.

E. V Ekeeva

Traditions of physical upbringing in an Altai family

Traditions of physical upbringing in an Altai family including rational nutrition, nature factors usage, games and work that are directed to formation of healthy and strong generation are observed.

Key words: national traditions, folk pedagogics, family, physical development of a child, physical upbringing, factors of physical upbringing, methods and tools of physical upbringing, national games, national medicine.

О физическом развитии детей алтайцы начинают заботиться очень рано, с момента создания семьи, когда родители, дедушки и бабушки выясняют родственные отношения жениха и невесты. Запрещаются браки, если молодые относятся к одному роду, так как у них могут родиться дети с физическими и умственными дефектами. Родители советуют сыновьям и дочерям, чтобы они при знакомстве с девушками и парнями спрашивали родовую принадлежность, обращали внимание на их здоровье, работоспособность и ум [ПМА-1].

Желание иметь здоровое потомство родители выражают во время свадьбы, когда молодоженов поздравляют и произносят благопожелания:

Одырган одыгар чокту болзын, Орында балдар ойнозын.

Кабайда бала экчелзин,

Казанар кайнап турзын.

Jаш агашты ]ара тарткадый,

Jакшы, кадык ]адыгар!

Как агашты кастай тарткадый,

Кадык, ]акшы ]адыгар!

[1, с. 87].

Пусть всегда горит ваш очаг, Пусть на вашей кровати играют дети.

Пусть всегда в колыбели будет ребёнок,

Пусть всегда кипит ваш котёл. Чтобы могли разорвать молодое деревцо,

Живите хорошо, здорово! Чтобы могли расколоть сухое дерево,

Живите здорово, хорошо!

[Пер. автора - Э.Е.].

ЕКЕЕВА Эмма Васильевна - к. п. н., доцент кафедры экономической и социальной географии ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет».

E-mail: etno_konf@mail.ru

Большое значение имеет физическое состояние беременной невестки. Родители молодого супруга понимают, что ее состояние может отразиться на здоровье ребенка, поэтому заботятся об улучшении ее питания, о разгрузке ее от тяжелых работ в домашнем хозяйстве. Считается, что если молодая супруга наделена крепким здоровьем, то у неё родятся здоровые дети.

В алтайской семье стремятся иметь много детей, к ним относятся с трепетом и любовью. Раньше при родах пуповину новорожденного ребенка перевязывали ниткой, «присыпку пуповины делали из сожженных волос матери», а также «в последующие дни к пупку ребенка прикладывали кусок бараньего нутряного жира, сала с курдюка, закрепляя путем опоясывания тканью» [1, с. 424; 2, с. 142]. Затем женщина, принявшая роды (кин эне), обмывала ребенка крепким заваренным чаем с добавлением соли, мясного бульона. В дальнейшем изредка повторялись обмывания до исполнения младенцу 2 месяцев [2, с. 142, 144]. По мнению С. П. Тюхтеневой, «в теплое время года, раз в несколько дней, ребенка купали в подсоленной воде для того, чтобы он быстрее окреп. Буквально это называется баланын эди бышсын деп («чтобы мясо или тело ребенка быстрее созрело»), так как в первый месяц жизни ребенок су]аш бала («совсем маленький») [3, с. 424-425].

Для утепления пупка на живот ребенка накладывали шкурку ягненка, а ноги заворачивали в козий пух (таакы) или в овечью шерсть (]айлык тек), пеленали «в шкурку козленка (ягненка) мягкой выделки или в тонкокатаный войлок (эне чуу -пеленка матери)» [2, с. 142, 144]. Вместо клеенки под

ребенка подстилали сухие листья бадана (кылбыш) или загад (чолбык елеу) [4]. В настоящее время эти традиции соблюдают редко, их придерживаются лишь кош-агачские теленгиты (алтайский субэтнос).

Детям, желая видеть их здоровыми, сильными и смелыми, дают имена, имеющие символическое значение: Баадай (крепыш), Балбан (силач), Баатыр (богатырь), Болот (стальной), Дьалтанбас (храбрый, отважный), Ийделу (выносливый), Кезер-уул (воин), Темир (железный). Этими именами нарекают мальчиков [5].

Ребенка от рождения до того времени, когда он начинает ходить и говорить (примерно до 3 лет), любя называют: «су ]аш бала - новорожденный, совсем маленький; эмчек бала - грудной младенец; эумек бала - ползающий младенец; тиш чыккан бала

- ребенок, у которого появились первые молочные зубы; базып баштаган бала - ребенок, начавший ходить, и тил чыккан бала - ребенок, начавший говорить» [3, с. 425].

Своеобразны формы и приемы физического воспитания в первое время после рождения ребенка. Особенность их в том, что до года ребенок не может участвовать в физическом самовоспитании, заботу о нем выполняет мать: содержит тело ребенка в чистоте, вовремя кормит, учит ходить.

Чтобы ребенок вырос здоровым, мать кормит его грудным молоком, в случае необходимости подкармливает коровьим. Согласно сведениям информантов, раньше малышам давали мягкие сыры (быштак), сливки (каймак), мясной бульон (мен), кашеобразное блюдо из толокна (талкан), приготовленного из поджаренного и размолотого ячменя, разведенного чаем с молоком [ПМА-2]. Эта традиция сохранилась в питании детей у алтайцев, живущих в сельской местности. Традиционно детей кормят грудью до 2-3 лет, редко до 5-7 лет. Кормящая мать для улучшения лактации пьет чай с молоком, солью и талканом.

Довольно рано детей приобщают к гигиене, туалету: с 2-3 месяцев держат на весу над тазом, пока он не справит нужду. Поэтому ребенок практически всегда в колыбели лежит сухим.

Благотворно на здоровье младенца влияет укачивание его в колыбели или на руках матери, бабушки, которые, усыпляя, напевают песню:

Эне-адау азырарыу Бай-бай, ой, балам. [6, с. 55].

Маму с отцом будешь кормить, Бай-бай, ой, мой малыш.

[Пер. автора - Э. Е.].

Бай-бай-бай,

Балам, ыйлаба, Бай-бай-бай, балам, Ыйлабазау качанда. Jакшы ]адып уйуктазау. Чыдап алзау, эр болорыу. Бай-бай-бай, балам,

Эр ]ажына ]акшы ]ереп,

Бай-бай-бай,

Не плачь, мой малыш, Бай-бай-бай, мой малыш,

Не плачь никогда.

Ложись хорошенько и засыпай. Вырастешь - мужчиной станешь. Бай-бай-бай, мой малыш. Достигнув совершеннолетия,

В укреплении здоровья ребенка важная роль отводится массажу, который сопровождается особыми приговорами - пестушками (эркеледер сестер), например, проснувшегося малыша мать распеленывает, поглаживает его голову и тельце, вытягивает и распрямляет руки и ноги и приговаривает:

0с, балам, ©с, Керилип туруп ©с! Мынау узун бол! Мынау чыйрак бол! 0с, балам, ©с,

0с, балам, ©с!

[6, с. 66].

Расти, моё дитя, расти, Потягиваясь, расти!

Будь выше, чем (какой) есть! Будь крепче, чем (какой) есть! Расти, моё дитя, расти,

Расти, моё дитя, расти!

Мама наносит легкие удары ребром ладони по ручкам и телу ребенка, разводит в стороны руки и ноги малыша, держа его за обе руки, делает круговые движения, хлопает в ладоши, а также загибает по очереди пальчики [ПМА-3]. Прикасаясь к волосам, ко лбу, носу, груди, животу ребенка, мама играет с ним, произнося слова:

Мында чач, Тут волосы,

Мында маудай, Тут лоб,

Мында тумчук, Тут нос,

Мында т©ш, Тут грудь,

Мында ич. Тут живот.

[ПМА-3].

Ребенок на 5-6 месяце пытается сесть, на 7-8 месяце - сидеть самостоятельно, на 9-10 месяце

- вставать на ноги, в 11-12 месяцев - ходить, берясь за опору, самостоятельно ходить начинают в 14-18 месячном возрасте [ПМА-2-4].

Мать, опасаясь повредить позвоночник малыша, в 5-6 месяцев от рождения сажает его, обкладывая подушками, а на 9-10 месяце - берет за ручки и помогает приседать или подпрыгивать на ножках и при этом приговаривает:

Б©©л, б©©л, балам, Б©©л, б©©л, балам, Бек тур, балам, Бас, балам!

Б©©л, б©©л.

[6, с. 68].

Боол, боол, моё дитя, Боол, боол, моё дитя, Стой крепко, моё дитя, Ходи, моё дитя,

Боол, боол.

Родители сажают ребенка к себе на колени, раскачивают в разные стороны, как будто он едет на лошади или сажают его на колени, берут

за ручки, наклоняют в разные стороны. Отцы и дедушки любят качать малыша на ноге, положив ногу на ногу и посадив или поставив его на носок своего сапога, а также подкидывать его в воздух [ПМА-1, 5-6].

К концу колыбельного периода (14-18-месячный возраст) ребенок начинает самостоятельно двигаться, обладает определенным словарным запасом, понимает мимику, реагирует на интонацию голоса родителей [ПМА-3]. В этом возрасте любимой игрой детей является игра на пальчиках, когда сначала пальцы сгибают и произносят их названия:

Башпарак, Бажы-кырлу, Орто-Мерген, Кичибий, Кичибий. [ПМА-3].

Большой палец, Указательный, Средний, Мизинец.

В последующем наиболее распространенными средствами физического воспитания детей у алтайцев, как и у других народов, становятся игры и пребывание детей на свежем воздухе. О положительной роли игр в физическом развитии детей свидетельствует тот факт, что дети, воспитанные на открытом воздухе и на подвижных играх, вырастают здоровыми, сильными и выносливыми.

Раньше трехлетнего мальчика алтайцы сажали на жеребенка, к 6-7 годам ему изготовляли седло, так как он уже сидел в седле, хорошо ездил на лошади, а в 14-15 лет участвовал в конных скачках [ПМА-1]. Сейчас крайне редко мальчикам дарят седло, но по-прежнему они хорошо сидят в седле, участвуют в конных скачках, например, на празднике «Эл Ойын» (народные игры), где также устраиваются другие спортивные состязания и хороводы с песнями и танцами.

У детей 6-7-летнего возраста сейчас, как и раньше, распространены состязания в беге (тоужан }егереш), игры в мяч (тебек), упражнения с тяжестями (таш кедерери), стрельба из лука (ок-]а адары), борьба кереш, которая была самым любимым спортом у алтайских детей. Борьба снимает у детей и подростков напряжение и злобность, их характер становится спокойным и терпеливым. Взрослые всячески поощряют физические упражнения детей, способствующие развитию у них навыков борьбы, например, детей учат играть в альчики (кажык). В качестве игральных костей используются астрагалы, которые подбрасываются вверх и ловятся на ходу. Данная игра способствует развитию ловкости рук (колы бек), цепкости взгляда (кергир), концентрации внимания (а]арыукай). Игра в кости, безусловно, является хорошим тренировочным упражнением для обучения кереш [7, 8].

Подвижные игры помогают развитию физической

силы и разнообразных психических качеств, выработке быстроты реакции, сообразительности, выносливости, внимания, памяти, смелости, ловкости, терпимости. В игре происходит эмоциональная разрядка и обогащение.

Физическими упражнениями для детей служат различные виды работы по дому и занятия по хозяйству. Мальчиков обучают упорству и настойчивости в промысловой деятельности; быстрой и бесшумной ходьбе, бегу с различной скоростью и на большие расстояния, меткой стрельбе из ружья из любых положений и даже на бегу, учат скользить на коротких лыжах, уверенно спускаться на санках во время охоты, лазать на кедровую сосну за шишками, управлению лошадью, терпению во время весенних и осенних кочевок на стойбища [ПМА-1, 5-6]. У подростков взрослые мужчины развивают умения в течение длительного времени преследовать добычу, быстро и решительно действовать в условиях единоборства со зверем, выживать в суровых климатических условиях (терпеть холод и голод, часто на длительное время - до нескольких недель) [ПМА-1, 5-6].

Родителям известны различные способы закаливания детей с самого раннего возраста: грудного ребенка ненадолго оставляют раздетым, в теплую погоду с ним гуляют на улице, подростков приучают ходить босиком, купаться в горных речках, зимой чаще находиться на открытом воздухе [ПМА-1-6].

Заботясь о здоровье детей, матери умеют использовать лекарственные растения для приготовления отваров, чаев в пищевых и лечебных целях (бадан -при расстройстве кишечника, чабрец и мяту - при кашле, чистотел - при болезнях кожи и т. д.).

Таким образом, алтайцы стремятся к идеалу физического воспитания детей - развитию здорового и сильного потомства. Основными факторами, приемами и средствами физического воспитания детей являются разумное питание, массаж, игры, посильный труд и др.

Полевые материалы авторов (ПМА)

1. Ечешев Е.А., 1929 г.р., кегел майман, с. Кулада. Запись 2011 г.

2. Екеева В. К., 1940 г.р., кегел майман, г. Горно-Алтайск. Запись 2010 г.

3. Екеева С. И., 1917 г.р., сары чапты, с. Купчегень. Запись 1995 г.

4. Тижинова К. Т., 1942 г.р., кара тодош, с. Сугаш. Запись 2012 г.

5. Тойдонов М. Л., 1939 г.р., оргончы, с. Балыктуюль. Запись 2010 г.

6. Сомоев Т. А., котон кыпчак, 1929 г.р., с. Ело. Запись 2012 г.

Л и т е р а т у р а

1. Алтай алкыштар [Алтайские благопожелания] / сост.

К. Е. Укачина, Е. Е. Ямаева. - Горно-Алтайск, 1993. - 144 с.

2. Дьяконова В. П. Алтайцы (Материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). - Горно-Алтайск, 2001. - 223 с.

3. Тюркские народы Сибири / отв. ред. Д. А. Функ, Н. А. Томилов. - М.: Наука, 2006. - 678 с.

4. Шатинова Н. И. Семья у алтайцев. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного изд-ва, 1981.

- 182 с.

5. Екеева Э. В. Традиции семейного воспитания у алтайцев // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. - 2011. - Том 8. - № 3.

- С. 103-106.

6. Чочкина М. П. Алтайский детский фольклор: Научное издание. - Горно-Алтайск, 2003. - 156 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Алтай ойындар (Алтайские народные игры) / сост.

В. П. Ойношев, М.П. Чочкина. - Горно-Алтайск: ЧП Орехов А.В., 2006. - 72 с.

8. Ямаева Е. Е. Национальная борьба кереш: традиционные методы физического воспитания детей у алтайцев // Этнопедагогика: теория и практика. Мат. научно-практ. конф. / отв. ред. Э. В. Екеева. - Горно-Алтайск, 2007. - С.257-260.

9. Алтайские пословицы и поговорки (Алтай кеп ле укаа сестер) / сост. Н. Р. Ойноткинова. - Новосибирск, 2010. -268 с.

10. Анохин А. В. Лекции по алтаеведению / подг. текста и предисл. А. В. Малинова. - Бийск: ООО Издательский дом «Бия», 2011. - 152 с.

11. Бурулова М. М. Народные традиции воспитания в алтайской национальной школе. Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 165 с.

12. Вербицкий В. И. Алтайские инородцы. Сборник этнографических статей и исследований. - Горно-Алтайск:

изд-во Ак-Чечек, 1993. - 269 с.

13. Горохов А. М. Краткое этнографическое описание Бийских или Алтайских калмыков // Журнал Министерства внутренних дел. - СПб., 1840. - Ч. 38. - Кн. 10. -

С. 201-228.

14. Каруновская Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком // Сборник Музея антропологии и этнографии. - Л., 1927. - Т. 6. - С. 19-36.

15. Ойротско-русский словарь / сост. Н. А. Баскаков, Т. М. Тощакова; под ред. Н. А. Баскакова. - М., 1947. - 312 с.

16. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии; 2-е изд. - Горно-Алтайск, 2005. - Вып. 4. - 1026 с.

17. Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев; 2-е изд.

- М.-Л., 1953.

- 442 с.

18. Радлов В. В. Из Сибири / пер. К. Д. Цивиной и Б. Е. Чистовой; коммент., послесл., ред. С. И. Вайнштейна..

- М., 1989. - 750 с.

19. Русско-алтайский словарь / сост. под рук. Н. А. Кучигашевой; под ред. Н. А. Баскакова. - М., 1964. - 875 с.

20. Санабасова Р. К. Народная педагогика алтайцев. Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1993. - 217 с.

21. Содоноков Н. А. Этнокультурные традиции воспитания в современной алтайской национальной школе. Дис. ...канд. пед. наук. - М., 1997. - 141 с.

22. Тадина Н. А. Алтайская традиция воспитания детей // Эл Алтай.- Горно-Алтайск, 1994. - № 2. - С. 143-146.

23. Тощакова Е. М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX - начало XX вв.). - Новосибирск: Наука, 1978. - 158 с.

24. Тюхтенева С. П. Земля. Вода. Хан Алтай: этническая культура алтайцев в XX веке. - Элиста, 2009. - 169 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.