Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ'

ТРАДИЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ИСКУССТВО / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКА / ТЕАТР / ЛИТЕРАТУРА / АРМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липский Владимир Николаевич

На материале опыта образования и воспитания в военно-учебных заведениях дореволюционной России в статье рассматривается место и значение эстетического отношения человека к миру для формирования будущих офицерских кадров. Показывается роль различных видов искусства в практике воспитательной работы, в первую очередь, кадетских корпусов императорской России. Базой для анализа являлись различного рода документы и наставления тех лет. Рассмотрены направления эстетического воспитания в кадетских корпусах, приёмы и методы, использованные воспитателями для вовлечения обучающихся в деятельность, связанную с эстетическим формированием личности. В статье показано, что следствием анализируемой практики воспитательной работы тех лет стала подготовка образованных кадров для армии и флота, что, представляется, может быть использовано в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF AESTHETIC EDUCATION IN MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

The place and significance of a person’s aesthetic attitude to the world for the formation of future officers based on the experience of education and upbringing in military educational institutions of pre-revolutionary Russia are considered in the article. The role of various types of art in the practice of educational work, primarily in the cadet corps of imperial Russia, is shown. Various types of documents and instructions of those years have become the basis for the analysis. The directions of the aesthetic education in cadet corps, techniques and methods used by mentors for involving students in the activities related to the personality aesthetic formation are regarded. The article shows that the result of the analyzed practice of the educational work of those years was training educated personnel for the army and navy, which can be used in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ»

DOI 10.25257/^.2021.3.5-10 УДК 7.01

ТРАДИЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

ЛИПСКИЙ Владимир Николаевич

Доктор философских наук, профессор Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

На материале опыта образования и воспитания в военно-учебных заведениях дореволюционной России в статье рассматривается место и значение эстетического отношения человека к миру для формирования будущих офицерских кадров. Показывается роль различных видов искусства в практике воспитательной работы, в первую очередь, кадетских корпусов императорской России. Базой для анализа являлись различного рода документы и наставления тех лет. Рассмотрены направления эстетического воспитания в кадетских корпусах, приёмы и методы, использованные воспитателями для вовлечения обучающихся в деятельность, связанную с эстетическим формированием личности. В статье показано, что следствием анализируемой практики воспитательной работы тех лет стала подготовка образованных кадров для армии и флота, что, представляется, может быть использовано в современных условиях.

Ключевые слова: кадетский корпус, искусство, эстетическое воспитание, музыка, театр, литература, армия.

Система подготовки офицерских кадров в России структурно и организационно менялась в процессе своего становления в зависимости от положения страны в мире и экономических возможностей государства. Созданная при Петре I система подготовки военных для армии и флота со временем вызвала необходимость организационных изменений в профессиональной подготовке военных кадров. Ей на смену приходят кадетские корпуса, и в 1732 г. открывается 1-й кадетский корпус, затем Морской (1752) и далее был открыт целый ряд военно-учебных заведений, которые дифференцировались по 3 классам: 1 — губернские кадетские корпуса, в которых обучались юноши соответствующего возраста; 2 класс — Пажеский корпус, школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, московские и другие кадетские корпуса; 3 класс — Императорская военная академия, различные военные училища. В кадетских корпусах готовились не только офицерские кадры, но и кадры для чиновничьей службы. Корпуса были наиболее многочисленной структурой, осуществлявшей подготовку будущих офицеров для российской армии и флота. Юнкерские училища, в свою очередь, создавались при окружных штабах и появились значительно позже кадетских корпусов (почти через 130 лет).

Обучение будущих офицеров в разные периоды развития военно-учебных заведений менялось, но неизменно кадетские корпуса, а позднее и юнкерские училища призваны были обеспечить армию и флот хорошо образованными офицерами, а получение военного образования в них рассматривалось как первый шаг к успешной военной карьере. Необходимо отметить, что наряду с военным образованием, в этих военных учебных заведениях были серьёзно озабочены формированием личности будущих офицеров, так как высокие моральные качества и образованность всегда отличали российский офицерский корпус и были залогом военных успехов российской армии.

В немалой степени этому способствовала и система эстетического образования и воспитания, существовавшая в кадетских корпусах и юнкерских училищах. Обращает на себя внимание тот факт, что подход к эстетическому

образованию и воспитанию в этих учебных заведениях охватывал все стороны жизни обучающихся, распространялся на их учёбу и быт. Так, например, в «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» (1886) указывалось, что «не должно упускать из виду, что эстетическое образование составляет неотъемлемый элемент правильного воспитания, а потому заведение, пользуясь зависимыми от него средствами, содействует возможному развитию в воспитанниках, соответственно возрасту их, любви и вкуса к прекрасному и возвышенному (курсив мой — В. Л.) в природе и искусстве» [3, с. 9]. В соответствии с «Инструкцией...» и практикой воспитательного процесса в плане эстетического отношения человека к миру в кадетских и юнкерских военных учебных заведениях можно выделить следующие направления эстетического воспитания:

— эстетизация предметной среды и быта воспитанников;

— эстетическое воспитание средствами искусства. Этот вид воспитания был самым объёмным, так как дифференцировался по видам искусства, интерес к которому всячески развивался у обучающихся: литература, музыка (практически в каждом военном учебном заведении были струнные и духовые оркестры, состоящие из кадет и юнкеров), формировался интерес к театру (некоторые корпуса имели свои любительские театры), культивировалось танцевальное искусство;

— эстетическое воспитание средствами городской среды, в которой располагались корпус или училище;

— эстетическое воспитание средствами природной среды;

— эстетическое отношение к воинскому и светскому поведению, воинскому мундиру.

Такую объёмность эстетического отношения человека к миру, которую прививали воспитатели своим подопечным, исследователи впоследствии определят понятием «эстетическая культура»: это когда оценка бытия с точки зрения законов красоты распространяется на: «1) эстетические объекты и явления, эстетические стороны культурных ценностей; 2) эстетические представления и предпочтения людей,

эстетические стороны их деятельности; 3) эстетическое воспитание» [5, с. 224].

В дальнейшем изложении мы тезисно охарактеризуем ряд направлений эстетического воздействия, распространённых в военно-учебных заведениях императорской России. Первое военно-учебное заведение в России появилось при императрице Анне Иоановне в 1732 г. по инициативе генерал-фельдмаршала Миниха. При этом, как отмечалось, образовательный процесс в военно-учебных заведениях периодически реформировался. К примеру, когда шефом Сухопутного Шляхетского корпуса (корпуса, положившего начало кадетскому образованию) стал личный секретарь Екатерины II И. И. Бецкой, в образовательной и воспитательной практике корпуса произошли серьёзные изменения. Движимый либеральными идеями, Бецкой полагал, что в первую очередь будущий офицер должен быть образованным человеком, а во вторую очередь военным. Главное назначение обучения и воспитания в Сухопутном Шляхетском корпусе, считал Бецкой, состоит в том, что корпус должен служить «рассадником великих русских людей. В реализации этой цели первое место отводилось воспитанию» [8, с. 81]. Можно спорить с И. Бецким по поводу того, что для будущего офицера должно быть на первом месте, но и по прошествии 150 лет непреложным в образовании остаётся его единство с воспитанием. Современные дискуссии о том, что в век цифры воспитание не имеет для образования прежнего значения — излишни, так как образование будет качественным только если традиция и новация будут в нём взаимодействовать. Понятно, что при этом любая традиция не может быть застывшей. К слову, многие выпускники Сухопутного Шляхетского корпуса впоследствии были храбрыми офицерами и стали крупными военачальниками (например, А. А. Прозоровский, герой русско-турецкой войны, ставший впоследствии генерал-фельдмаршалом), общественными деятелями (М. М. Херасков, руководивший Московским университетом) и др.

Линию Бецкого в Сухопутном Шляхетском корпусе продолжил руководивший этим военным заведением граф Ф. Е. Ангальт (1786—1794).

Как и Бецкой, он был сторонником военного либерального образования. Ангальт заложил важнейшие принципы воспитания будущих офицеров в корпусе, которые в дальнейшем в той или иной мере были распространены и на другие кадетские корпуса: «В основу воспитания было положено чтение художественной литературы, трактатов по истории, философии, праву с выписыванием цитат и их последующим совместным обсуждением...» [2, с. 77]. Нужно сказать, что чтению книг будущими офицерами уделялось много внимания. В упомянутой «Инструкции по воспитательной части...» отмечалось, что «внеклассное чтение книг кадетами как самостоятельное, так и с воспитателями имеет первенствующее, после учебной работы, значение в ряду образовательных средств учреждения.» [1, с. 105], так как оказывает существенное влияние на воспитание детей и юношей.

В каждом кадетском корпусе существовала достаточно обширная библиотека, а нередко «корпусные библиотеки соперничали с университетскими по качеству книг» [11, с. 107]. При этом выбор для чтения кадетами книг строго контролировался корпусным руководством. Например, для чтения кадетам младших классов рекомендовалось исключить французскую беллетристику, а также произведения «обличительной» литературы, в которой изображалась пошлость. Таким образом, процесс чтения художественной литературы приобретал нравственно-эстетическую направленность.

Организаторы военного образования дореволюционной России осознавали, что всё богатство русской литературы может быть раскрыто только юноше, владеющему на должном уровне родным языком, кроме того, умелое владение русским необходимо будущему офицеру, чтобы грамотно и чётко в любой ситуации довести свои установки и приказы вышестоящих начальников до подчинённых. Помимо прочего, очевидно, что искусное владение родным языком весьма значимо для любого образованного человека. Поэтому в «Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений» отмечалась важность владения для юноши родным языком, причём полагалось,

что в ряду изучавшихся в учебном заведении предметов родной язык считался самым важным: «Если другие предметы он (воспитанник — В. Л.) должен знать удовлетворительно, то русский язык он должен знать в совершенстве... Воспитанникам военно-учебных заведений должно быть раскрыто всё его богатство: и грамматическое, и лексическое» [9, с. 25].

На уроках русского языка и литературы требовалось не только знание произведений Гоголя, Фонвизина, Карамзина, Грибоедова и других классиков русской литературы, запоминание значительных по объёму отрывков, но и умение их продекламировать. С сожалением нужно констатировать, что в нынешнем поколении русских офицеров оказалась в немалой степени утраченной норма искусного владения родным языком. Более того, в интер-нетно-блогерском поколении своеобразным образом культивируются всевозможного рода деформации русского языка.

Значительное место в военно-учебных заведениях отводилось музыкальным и хоровым занятиям с воспитанниками. В «Наставлении для ведения внеклассных занятий» отмечается, что «общее хоровое пение, в связи с первоначальной теоретической подготовкой по музыке, установлены в корпусах как обязательные для всех кадет занятия» [1, с. 21]. Выше отмечалось, что практически в каждом кадетском корпусе и юнкерском училище были свои духовые и струнные оркестры. Эти коллективы формировались на базе «музыкальных классов», в которых занятия проводились как дополнительные к основным. Зачисление в такие классы проводилось на основе выявленных у кадет способностей и с учётом успеваемости, а «исполнение на оркестровых инструментах являлось неотъемлемой частью музыкального образования в кадетских корпусах императорской России» [12, с. 102]. Кроме того, в военно-учебных заведениях имелись оркестры, состоящие из профессиональных музыкантов, и эти оркестры в жизни будущих офицеров занимали значительное место. В свободное от занятий время оркестры помогали создавать эстетическую среду, умелым подбором музыкального репертуара помогали формированию вкусов:

«По четвергам оркестр давал концерты и этих концертов юнкера ждали с нетерпением, — пишет А. Куприн. В репертуар входили Штраус, Шуман, Шуберт, Мендельсон, Вагнер. В состав оркестра входили прекрасные музыканты...». Оркестром дирижировал «старый Крейнбринг, которого помнят древнейшие поколения алек-сандровцев...» [4, с. 177].

Однако важно было не только развитие слуха и музыкального вкуса у будущих офицеров, что являлось показателем воспитанности. Помимо этого музыкальные занятия имели и практический смысл. Придя в полки, офицеры сами становились воспитателями подчинённых и должны были следить не только за состоянием их боевой готовности и физической выносливости, но и за состоянием духа подчинённых. Так, ротным командирам вменялось в обязанность добиваться, чтобы в казармах не было скуки, уныния в душах солдат. С этой целью им было рекомендовано устраивать хоры песенников, оркестры балалаечников, спектакли и пр. [7, с. 153, 155, 168, 302].

Анализ вопросов эстетического воспитания в военно-учебных заведениях дореволюционной России будет неполным, если не отметить ту роль, которую выполняло обучение воспитанников танцевальному искусству. Занятия танцами давали возможность приобретать правильную осанку, чёткость движений, умение вести себя в обществе. Сошлёмся в связи с этим на одно известное свидетельство маршала М. Шапошникова, окончившего московское юнкерское училище. Маршал пишет о том, что танцам их учил бывший танцор Большого театра Ершов, и отношение к ним было таким, что «без умения танцевать вальс в отпуск не пускали» [13, с. 67].

Ещё одно направление эстетического воспитания и образования в кадетских корпусах связано с уроками рисования, на которых кадетам вначале рассказывали о том или ином деятеле или историческом событии, а затем воспитанников приводили в музей, где было выставлено произведение живописи, посвящён-ное данному событию или персонажу. Таким образом, формирование эстетических вкусов у обучающихся отличалось многогранностью

и всесторонностью, и не удивительно, что в общей своей массе офицерский корпус царской России отличала образованность, нравственное достоинство, хорошие манеры.

Наконец, завершая постановку вопроса эстетического воспитания в военно-учебных заведениях императорской России нужно упомянуть о том, что в целом ряде корпусов и училищ были организованы любительские театры, причём существование театров, как и в случае с музыкальным воспитанием, имело своей целью не только развитие художественных вкусов обучающихся, но и функциональное значение. В частности, в Сухопутном Шляхетском корпусе и Морском Шляхетском корпусе при организации таких театров начальники учебных заведений руководствовались в первую очередь, практическими целями, связанными с преподаванием иностранных языков этих корпусах. Дело в том, что, к примеру, в Морском корпусе преподавались французский, немецкий, английский, шведский и датский языки [10, с. 52—61], и на этих языках кадеты играли спектакли, что выполняло, по замыслу воспитателей, роль своеобразного тренинга.

Само существование любительских театров в кадетских корпусах указывало, с одной стороны, на серьёзное отношение к эстетическому воспитанию со стороны руководителей кадетских корпусов, с другой — потенциальная возможность играть спектакли на иностранных языках свидетельствовала о высоком уровне подготовки в такого рода учебных заведениях. При этом очевидно, что уровень преподавания в региональных военно-учебных заведениях был в целом не на таком уровне, как в столичных, но и в них подготовка будущих офицеров для императорской армии и флота была на должной высоте. По свидетельству выпускника Воронежского Михайловского кадетского корпуса А. Маркова, «образовательный и культурный уровень корпусов был выше средне-учебных заведений гражданского ведомства, что имело результатом тот факт, что на протяжении двух столетий Россия знала кроме военных героев и славных полководцев целый сонм учёных, писателей, художников... даже духовных подвижников

и пастырей, вышедших из кадетской среды, то есть людей, которые являлись творцами и участниками великой и бессмертной русской культуры» [6, с. 9]. В подтверждение слов А. Маркова достаточно назвать лишь несколько имён: художник В. В. Верещагин, композитор Н. А. Римский-Корсаков, автор «Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даль — выпускники Петербургского Морского кадетского корпуса; композитор А. Н. Скрябин и писатель А. И. Куприн — выпускники 2-го Московского кадетского корпуса; художник-портретист Н. А. Ярошенко — выпускник Петровского Полтавского кадетского корпуса и немало других, которых, как и названных, без тени сомнения можно назвать выдающимися.

Автор далёк от мысли проводить прямые параллели, связанные с подготовкой кадров в военно-учебных заведениях дореволюционной России и под готовкой будущих офицерских кадров в России современной, однако имеется твёрдая убеждённость в том, что как в прошлом, так и в настоящем времени офицер являлся и является представителем большого и мощного государства, и в этом качестве он всем своим поведением, внешним видом, уровнем образования и культуры должен такому государству соответствовать, а поэтому вполне разумно изучать и рационально использовать сегодня всё лучшее из опыта воспитательной работы в военно-учебных заведениях дореволюционной России. Проверенным опытом не стоит пренебрегать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Цит. по: Адищев В. И. Музыкальное воспитание в кадетских корпусах России (конец XIX - начало ХХ века). М.: Сфера, 2000, 96 с.

2. Глинка С. Н. (1776-1847). Записки. М.: Захаров, 2004. 456 с.

3. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1886. 134 с.

4. Куприн А. И. Собр. соч. В 6 т. М.: Художественная литература, 1958. Т. 5. 830 с.

5. Липский В. Н. Трансформации эстетической культуры в социально-политическом контексте // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 4. С. 224-229.

6. Марков А. Кадеты и юнкера. Русские кадеты и юнкера в мирное время и на войне. М.: Воениздат, 2001. 270 с.

7. Микерина А. Л. Реализация передовых педагогических идей И. И. Бецкого

в организации учебно-воспитательной работы Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 10. С. 78-82.

8. О долге и чести воинской в Российской армии / Сост. Ю. А. Галушке, А. А. Колесников. М.: Воениздат, 1990. 369 с.

9. Ростовцев Я. И. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. СПб: Тип. военно-учебных заведений, 1849. 185 с.

10. Руднев Д,. В. Деятельность любительского театра в Морском кадетском корпусе

в 1770-е годы // Чтения Отдела русской литературы XVIII века. 2006. № 4. С. 52-61.

11. Седова Е. Е, Пономарёва С. В. Чтение в системе воспитания кадетских корпусов // Историко-педагогический журнал. 2014. № 4. С. 103-113.

12. Филаретова С. М. Оркестровое исполнительство в кадетских корпусах императорской России // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 2. С. 102-105.

13. Шапошников Б. М. Воспоминания. Военно-научные труды. М.: Воениздат, 1982. 558 с.

TRADITIONS OF AESTHETIC EDUCATION IN MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

LIPSKY Vladimir

Grand Doctor in Philosophy, Professor

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Abstract: The place and significance of a person's aesthetic attitude to the world for the formation of future officers based on the experience of education and upbringing in military educational institutions of pre-revolutionary Russia are considered in the article. The role of various types of art in the practice of educational work, primarily in the cadet corps of imperial Russia, is shown. Various types of documents and instructions of those years have become the basis for the analysis. The directions of the aesthetic education in cadet corps, techniques and methods used by mentors for involving students in the activities related to the personality aesthetic formation are regarded. The article shows that the result of the analyzed practice of the educational work of those years was training educated personnel for the army and navy, which can be used in modern conditions.

Key words: cadet corps, art, aesthetic education, music, theater, literature, army.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.