очевидными: «Почему он не любит меня? Почему он любит тех? Разве я не красивее, не лучше, не сильнее их? Разве не я спас ему жизнь, пока те бежали, согнувшись, как трусливые собаки? <... > Почему он не с Иудой, а с теми, кто его не любит? Иоанн принес ему ящерицу - я принес бы ему ядовитую змею. Петр бросал камни - я гору бы повернул для него! <... > Я дал бы ему Иуду, смелого, прекрасного Иуду! А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда» [1; 23].
То же самое и с Иудой, созданным Алексеем Ремизовым - к предательству его приводит именно любовь: «С горящим взором ожиданья, // как к сыну мать, // алканье к звону, // к Христу подходит // Иуда верный. // И, припадая к устам любимым, // любви устами // путь открывает // к победе горней... » [6; 124].
Таким образом, двух предателей, созданных авторами-«еретиками», различает лишь наличие портретной характеристики в первом случае и отсутствие таковой во втором - в остальном же эти образы объединяет множество схожих характерных черт, среди которых и мотив предательства Иуды, и отношение к нему Иисуса.
Использованные источники:
1. Андреев Л.Н. Иуда Искариот: сборник / Леонид Андреев. - М., 2011. -442 с.
2. Грачева A.M. Жизнь и творчество Алексея Ремизова / A.M. Грачева // Ремизов A.M. Собр. соч.: В 10-и т. Т. 1. - М., 2000. - С. 8-30.
3. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв. [Электронный ресурс]. URL: http://sv-scena.ru/
4. Иезуитова Л.А. Три Иуды в русской литературе Серебряного века: Л. Андреев, М. Волошин, А. Ремизов / Л.А. Иезуитова // Алексей Ремизов: исследования и материалы. - СПб.: Салерно, 2003. - С. 55-68.
5. Крючков В. П. «Еретики» в литературе: Л. Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков. - Саратов, 2003. - 245 с.
6. Ремизов А. М. Собр. соч. Т. 3. - М., 2000-2003. - 549 с.
Буянкина А. С. магистрант
программа «Литературное образование» институт филологического образования и межкультурных коммуникаций ФГБОУВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»
Россия, г. Уфа
ТРАДИЦИИ АЛЕКСЕЯ РЕМИЗОВА В СЦЕНИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. Аннотация: в статье рассматривается образ Иуды в рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда». Пристальное внимание уделено традициям, проявившимся в поэме Алексея Ремизова «Иуда». Выявляются общие черты, характерные для обеих трактовок образа.
Ключевые слова: Иуда Искариот, рок-опера, библейские образы, персонаж, анализ текста.
ALEXEY REMIZOV'S TRADITIONS IN ART STAGE OF SECOND HALF OF THE XX C.
Abstract: in the article discusses the image of Judas in the rock opera «Jesus Christ superstar». Close attention is paid to traditions, manifested in the poem of Alexey Remizov «Judas». Identified similarities in the both interpretations of the image.
Keywords: Judas Iscariot, rock opera, biblical images, personage, analysis of text.
Образ Иуды становится по-настоящему известным массовому читателю и зрителю только во второй половине двадцатого столетия. Связано это с тем, что оборот набирают и другие виды искусства, до определённого времени неизвестные.
Развитие получают, к примеру, традиции Алексея Ремизова, чья поэма «Иуда», вышедшая также под названием «Иуда-предатель», является одним из самых ярких произведений об Иуде, которые были созданы в начале двадцатого столетия. Взгляд Ремизова кардинально отличается от тех трактовок образа Иуды, которые были распространены в литературе до появления его поэмы.
Иуда Ремизова прежде всего - представитель рода человеческого, поэтому и значение для него в первую очередь имеет человеческая природа. Он отказывается видеть в Иисусе Христе дитя божественного происхождения и пытается стать любимым учеником Христа-человека, а не Мессии. Не случайно Ремизов говорит в своей поэме о том, что «человека предал человек».
Итак, традиции Алексея Ремизова получают новое, сценическое воплощение. Образ Иуды в сценическом искусстве второй половины двадцатого столетия очень схож с образом, который можно видеть на страницах поэмы «Иуда».
Вторая половина двадцатого столетия отмечена появлением рок-оперы, совершенно особенного жанра. В произведениях, которые можно к нему отнести, музыка отличается от привычного сопровождения оперных арий - она гораздо «тяжелее», и, помимо прочего, исполняющие её музыканты могут, по аналогии с рок-концертами, присутствовать на сцене. Рок-опера может оставаться записью на диске, а может и получить сценическое воплощение, как и произошло с произведением, о котором пойдёт речь чуть ниже.
Этот жанр возник в 1960-х годах, и всего лишь десять лет первые рок-оперы появились и в СССР. К примеру, уже в 1975 году появилась рок-опера Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Однако в центре внимания сейчас находится совсем иное произведение, неразрывно
связанное с темой данной выпускной квалификационной работы.
Речь идёт о рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда», принадлежащей перу Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса. Она была написана в 1970 году, а всего через год уже была поставлена на сцене. Эта рок-опера кардинально отличается от всех тех, что были написаны до неё.
«Иисус Христос - суперзвезда» - это первая рок-опера, в основе которой лежат евангельские тексты. И необходимо отметить, что Тим Райс в либретто следует им в большинстве случаев дословно, хотя и по-своему пересматривает многие моменты библейской истории. К примеру, можно предположить, что ведущая роль в этой рок-опере принадлежит вовсе не Иисусу Христу, а его ученику Иуде Искариоту. На протяжении всего произведения неоднократно подчёркивается, что Иисус «человек, только человек», Иуде же принадлежат первая и последняя арии - не считая слов Христа, умирающего на кресте.
Более того, в опере Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса Иуда, если ознакомиться с либретто, производит впечатление сильной, разумно мыслящей и волевой личности, в то время как Иисус Христос слабо осознаёт последствия собственных действий, чрезмерно эмоционален и в какой-то мере даже инфантилен. Сам же Тим Райс, дав интервью журналу «Лайф», утверждал следующее: «В Евангелии Иуда представлен карикатурной фигурой и каждое упоминание о нём сопровождается уничижительным замечанием. Я считаю, что он был самым мыслящим из апостолов, поэтому и попал в такую ситуацию» [1].
С самого начала Иуда постоянно критикует Иисуса, обвиняя его то в растрате драгоценного мира, то за отношения Христа и толпы - Иисус идёт у неё на поводу, не отрицая её утверждений о его божественной силе. Иуда лучше других знает, что Иисус поначалу считал себя обычным человеком, и лишь потом, не сопротивляясь толпе, признал собственную божественную природу.
Иуда Тима Райса прекрасно осведомлён о том, чем может всё закончится и, боясь грядущего кровопролитного бунта, предаёт своего учителя. Вместе с тем в либретто постоянно подчёркивается, что Иисус предугадал свою участь. «Ты сам хочешь, чтобы я сделал это!» - бросает ему Иуда и получает в ответ лишь: «Иди, что же ты медлишь!» [2].
При этом Иуда, обнаружив, что Иисусу всё известно, объявляет себя жертвой, вопрошая, зачем же он «избрал его для этого кровавого преступления». Иуда полагает, что в том случае, если Иисус действительно является сыном Бога, значит, он сам просчитал все ходы до последнего и лично избрал Иуду на роль «проклятого на все времена». Иисус же будто и не отрицает своей осведомлённости.
Что касается постановки рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда» на территории нашей страны, то впервые она была поставлена Санкт-Петербургским театром «Рок-опера» в феврале 1990 года. Над русским текстом работали Григорий Кружков и Марина Бородицкая.
Русская постановка была приурочена к тысячелетию Православной Церкви, поскольку даты практически совпали. Первый же исполнитель роли Иисуса Христа, заслуженный артист РФ Владимир Дяденистов получил благословение на роль. Иуду Искариота же играл заслуженный артист РФ Рафик Кашапов.
Первая же постановка поражала, согласно мнениям очевидцев, силой воздействия. Один из священнослужителей, присутствовавших тогда на спектакле, в восхищении проговорил, обращаясь к артистам: «Мы не можем заставить молодёжь ходить в церковь, но вы можете вернуть им Веру!» И действительно, если сравнивать либретто оригинала и русское переложение текста, то оказывается, что русская версия намного ближе к евангельским текстам, чем зарубежная. Это обусловлено в первую очередь тем, что постановка с самого начала выпускалась под покровительством Православной Церкви.
Чем же отличается трактовка образа Иуды в русской версии знаменитой рок-оперы?
Как видно, Иуда Искариот действительно является в произведении центральным персонажем - спектакль начинается с арии Иуды, названной также «Рождение толпы», и с первых же строк Иуда резко и бескомпромиссно обвиняет Иисуса в том, что он идёт на поводу у толпы: «Ты сам поверил в то, что говорят кругом, // И, кажется, готов назваться божеством. // И всё, чего достиг, // Тогда погубишь вмиг. // Сам ты стал для них важнее // И дел, и слов своих» [2]. В сравнении с Иудой, который остаётся трезво мыслящим человеком и осознаёт нынешнее положение вещей, Иисус предстаёт перед зрителем как некий символ, образ, которым толпа вдохновляется.
Иуда же в первую очередь пытается воззвать к Иисусу-человеку, к тому человеку, которого он когда-то знал, пытается пробудить человеческую природу Христа: «Помню, как всё начиналось встарь - // Ты человек был! Не Бог и не царь! <.. .> // Назарет, зачем твой сын // Знаменитым стать решил? // Лучше б встал он за верстак, // Разве не так?..» [2].
Иисус остаётся глухим к мольбам Иуды и будто бы не замечает никого, кроме Марии Магдалины, утверждая: «Лишь она меня понять смогла.» Иуду же появление блудницы в близком кругу возмущает, и, несмотря на обвинения Иисуса в том, что он пытается опорочить Марию, он остаётся при своём мнении: «Я знаю, знаю, что говорю.»
Вместе с тем необходимо обратить внимание на ключевой момент, когда проявляется инфантильность и человеческий эгоизм Иисуса. Мария Магдалина смазывает ему лоб благословенным миром, в то время как Иуда уповает на то, что «этот сосуд с миром стоит больших денег» и требует, чтобы его учитель прекратил «переводить добро». Некогда кроткий и готовый на всё ради окружающих Иисус же отвечает: «Нищих бы ты, Джудас, этой подачкой не спас, // Бедность и нищета будут вокруг вечно, // Я же покину всех вас» [2].
Иуду возмущает такое отношение, и, чем дальше заходит в своём эгоизме Иисус, тем яснее Иуда понимает, что в итоге ему придётся предать своего учителя, лишь бы предотвратить возможный бунт. И потому, решившись на этот отчаянный шаг, он до последнего пытается предоставить Каиафе и Анне рациональное объяснение: «Я к вам пришёл, желая прекратить разброд. // Джизус не способен удержать народ! <...> Анна, я уверен, ты меня поймёшь! // Ты, Каиафа, знаешь, где гнездится ложь!..».
Однако ни Анна, ни Каиафа не желают выслушивать оправдания Иуды, а лишь вынуждают его принять деньги. Предательство совершено. Иуда произносит: «Он будет в ночь на пятницу один, // Вдали от толп, в долине Гефсиманской...».
Тайная вечеря становится кульминацией рок-оперы. Иисус заявляет, что Пётр трижды отречётся от него, Иуда же зло бросает ему: «Слушай, кончай сцену! // Знаешь - скажи прямо! <...> // Ты был моим Богом, ты мне теперь жалок!..» Иисус не отрицает того, что осведомлён о действиях Иуды, однако в последний момент всё же пытается остановить его: «Отступник, покайся!..» [2].
Иуда по-прежнему мыслит трезво, он расчётлив, но уже не так хладнокровен, как в самом начале постановки. Неспособность Иисуса принимать решения и его зависимость от восхваляющей толпы раздражают его и злят: «Я устал смотреть сквозь пальцы, полон я зла! // Как нелепо ты ведёшь все наши дела! // Неужели рассчитать не можешь вперёд хоть на ход!..» [2]. Апостолы, в данной сцене целиком и полностью поддерживающие Иисуса, будто и не обращают никакого внимания на реакцию Иуды, продолжая пировать и пить вино, и он, разгневанный, уходит. Несмотря на то, что Иуда практически прямо заявляет о том, что готов совершить предательство, он по-прежнему остаётся в тени - и это, если вспомнить «Иуду Искариота» Леонида Андреева, является одной из причин, по которым это предательство и произошло.
Неизбежно и то, что случается после - раскаяние Иуды. Глядя на то, в каком состоянии находится избитый стражниками Иисус, Искариот горько жалеет о содеянном: «Я не хотел такого, я хотел добра! // Я сделал только то, что должен сделать друг! // Если бы я мог его спасти от мук!..» [2].
Вместе с тем Иуда, утвержая, что не врёт Иисусу, обманывает самого себя: «Я лгать ему не смею, - говорит он, - а любить не умею». При этом сразу же после этого он вопрошает, сможет ли Христос после этого полюбить его - значит, всё же любит своего учителя, но до последнего момента отрицает это, будто бы не понимая, за что можно любить Иисуса. «И за что? Ведь он - не Бог, // Не царь земной! // Он - человек! // Такой, как все вокруг!..» [2] - кричит Иуда, продолжая верить в Христа-человека, но никак не в Мессию.
После же слов умирающего на кресте Иисуса, согласно либретто, должна следовать ещё одна ария Иуды, «Superstar» («Суперзвезда»), которая, однако, не вошла в русскую постановку и существует только в печатной
версии. Причины, по которым эта ария так и не стала частью спектакля, вполне понятны. Слова Иисуса органично вписываются в финал, ария Иуды же - нововведение Тима Райса, который хотел совершенно по-другому взглянуть на библейскую историю. Иуда задаёт абсолютно логичный, по его мнению, вопрос: «Джизус Крайст! Кем ты был? // Что ты нам жертвой своей открыл? <.. .> // Что ты нам жертвой своей сказал?..» [2].
До последнего момента Иуда не перестаёт верить в то, что Иисус Христос был человеком, но вместе с тем теперь не может отрицать, что ему не чуждо было и божественное начало. Именно поэтому ария была вычеркнута из спектакля: она оставляет вопрос о происхождении Иисуса Христа открытым, а Православная Церковь ни в коем разе не могла этого допустить.
Что касается реакции, с которой публика встретила подобную трактовку библейских образов, в том числе и образа Иуды, то постановка получила множество как положительных, так и отрицательных отзывов. Помимо прочего, обратили на неё внимание и священнослужители, и их мнения тоже были самыми разнообразными.
К примеру, протоиерей Сергий Лепин высказался о рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда» так: «Во-первых, как это уже было сказано, в опере Христос - «человек, только человек». Богочеловечество Христа не утверждается, хотя признается Его Богосыновство (если так можно понять уклончивый ответ Пилату). Говорится о смерти Христа, но не говорится о Его Воскресении - хотя возможность веры в такой исход сюжетом не отметается явно.
Во-вторых, <...> Евангельские события в «Мастере и Маргарите» излагаются сквозь призму взгляда Воланда. В принципе, изложение того же, но уже в рассматриваемой нами опере, может быть осознано нами как взгляд Иуды Искариота, который выступает здесь едва ли не как главный герой.
Иуда не верит в Божественность Иисуса. В любви Марии Магдалины он видит только похоть, в помазании Иисуса драгоценным миром -бессмысленную растрату, в готовности Христа умереть - неоправданно рискованную меру увеличения популярности, в бурно развивающихся событиях - Его неумение управлять ситуацией и т.д. Автор также не оригинален тогда, когда размышляет над «обреченностью» Иуды на предательство: у предавшего неповинную кровь виноватым оказывается Христос, который «знал все с самого начала» и использовал его в своих планах. Образ Иуды в опере - это образ очень сложного и умного человека.
Автор делает всё, чтобы зритель не подумал, что Иуда предал Христа по глупости. Но, собственно, никто и не утверждает, что он был дураком. Иуда - «самый умный»? Ну, даже если! От этого его грех становится только больше.
В принципе, волей-неволей автор достаточно красноречиво показал, что вера в «исторического Иисуса» как «просто человека» представляет собой не что иное, как веру Иуды-предателя, ведущую не к вечной жизни, а
к вечной погибели и целому вороху вопросов, оставшихся без ответа. Взгляды автора, его веру в этом произведении выражает Иуда Искариот» [3].
Как видно, и от священнослужителей не укрылось то, что Тим Райс сделал главным героем всё-таки Иуду Искариота, пусть даже рок-опера и называется «Иисус Христос - суперзвезда». Это не могло не повлечь за собой осуждение произведения церковью. Так, протоиерей Сергий Лепин вообще видит эту рок-оперу как взгляд на мир через призму восприятия Иуды Искариота.
Что касается трактовки образа Иуды в этой рок-опере, то, как и было сказано в начале, она явно перекликается с поэмой Алексея Ремизова «Иуда» - по крайней мере, это очевидно, если ознакомиться с русской версией либретто. Подобно тому, как Иуда в рок-опере постоянно пытается достучаться до Иисуса-человека, Иуда Алексея Ремизова поступает точно таким же образом, волей автора становясь равным Иисусу: «Христос Иуде равен - // в Нём человек посеян - // И человека предал человек» [4; 198].
Использованные источники:
1. Worldwide success of "Jesus Christ Superstar" / Life Magazine, May 28, 1971.
2. Бородицкая М., Кружков Г. Иисус Христос - суперзвезда. Либретто [Электронный ресурс]. URL: http://rock-opera.ru/jcs-libr. html#superstar
3. Климкович А. Вера в Иисуса как «просто человека» представляет собой веру Иуды-предателя [Электронный ресурс]. URL: http: //borisov- spas .by/
4. Ремизов А. М. Собр. соч. Т. 3. - М., 2000-2003. - 549 с.
Ван Цзылян магистрант Авдокушин Е.Ф., д.э.н. научный руководитель, профессор ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Россия, г. Москва
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ИНОСТРАННЫХ
КОМПАНИЯХ
Аннотация: в статье проведён детальный сравнительный анализ японской и американской моделей управления персоналом. Исследуются различия в подходах к управлению персоналом в российских и зарубежных компаниях. Рассматривается роль, функции и особенности деятельности HR-менеджера в иностранных компаниях. Даётся сравнительная характеристика культурным особенностям управления персонала в России и в других странах.
Ключевые слова: управление персоналом, HR-менеджмент, HR-менеджер, менеджер по управлению персоналом, японская модель управления персоналом, американская модель управления персоналом