Социокультурные характеристики - это качества, черты и свойства студентов, выражающие степень их осознанной и неосознанной взаимозависимости (взаимоориентированности), взаимосвязи с обществом. Отсюда необходимо зафиксировать характеристики студентов, формирующиеся под влиянием их связи с социальным окружением и одновременно способные изменить качество этого окружения, делая действительными те отношения, которые являются желательными с точки зрения сегодняшнего студенчества.
В этом плане важнейшая характеристика проявляется в процессе проектирования жизненной программы. Такое проектирование предполагает следующий выбор: будущей профессии, образовательного учреждения, модели поведения в ходе учебы, объекта для подражания, самоидентификационного образца.
Различаются ли социокультурные характеристики студентов разных типов вузов? Для ответа на этот вопрос проанализируем результаты социологических исследований студентов трех типов вузов, выделенных по предметному принципу: естественно-гуманитарные, инженерно-технические и сельскохозяйственные, - и двух типов, выделенных по учредителю: государственные и коммерческие. Исследования проводились в 2006 и 2011 гг.
Мы отметили некоторые различия в мотивах выбора профессии между студентами разных типов вузов. Для студентов естественно-гуманитарных вузов приоритеты распределились следующим образом: 1-е место (со значительным отрывом от других мотивов) - «удовлетворение собственных интересов, развитие способностей и самосовершенствование» (68,9 %), 2-е - престиж профессии (44,2 %), 3-е - большой спрос на избранную профессию на рынке труда (27,1 %), 4-е - рекомендации родителей (26,8 %), 5-е - высокая степень оплаты (25,2 %). Студенты вузов данного типа не рассматривают обучение в вузе как средство «избежать службы в армии» (1,9 и 3,0 %). Это точно воспроизводит иерархию мотивов по вузам в целом.
Студенты инженерно-технических и сельскохозяйственных вузов практически демонстрируют эту же иерархию мотивов с тем лишь отличием, что «спрос» и «престиж» профессии меняются местами. Необходимо отметить, что у студентов инженерно-технических вузов разрыв между мотивом самосовершенствования и мотивом ориентации исходя из спроса на данную профессию в количественном отношении невелик (46,5 и 41,4 %). Разница состоит также в том, что в инженерно-технических вузах несколько больше студентов, пытающихся с помощью вуза «избежать службы в армии» (3,9 и 3,0 %).
Студенты (и абитуриенты) чутко реагируют на динамику популярности своих будущих специальностей. Рост востребованности профессии на рынке труда, расширение ее содержательных возможностей и стратификационного потенциала обусловливают повышение внимания к ней (и наоборот).
При этом результаты исследования 2011 г. несколько отличаются от аналогичных показателей 2006 г.: в 2006 г. на 1-м месте среди мотивов был спрос на профессию (36,5 %), на 2-м - находились удовлетворение собственных интересов, развитие способностей и самосовершенствование (28,0 %), 3-е - занимал престиж профессии (19,8 %), 4-е - отводилось оплате труда (9,2 %).
Как видим, иерархия мотивов в 2011 г. по сравнению с 2006 г. изменилась: в 2 раза увеличилось количество студентов, первостепенным мотивом для которых выступают удовлетворение собственных интересов, развитие способностей и самосовершенствование. После 2006 г. можно выделить усиление двух тенденций: ориентации на «постматериалистические ценности» и понимания того, что диплом как таковой не гарантирует получения желаемой работы. Возрос процент студентов, ориентирующихся на престиж профессии (19,8 % в 2006 г. и 39,9 % в 2011 г.). Несколько снизилась ориентация исходя из спроса на профессию на рынке труда (36,5 % в 2006 г. и 35,7 % в 2011 г.), что вполне объяснимо начавшимся в 2008 г. кризисом. О некоторой растерянности свидетельствует возрастание более чем в 7 раз количества студентов, в силу недостаточности собственного опыта выбирающих профессию по совету родителей (4,1 % в 2006 г. и 30,1 % в 2011 г.).
В 2011 г. иерархия мотивов выбора профессии у студентов естественно-научных и гуманитарных вузов (объединенных в одну группу) совпадает с той картиной, которая наблюдалась в 2006 г. (самосовершенствование - престиж - спрос - рекомендации родителей - оплата), но изменилось
число студентов, разделяющих эти мотивы: в 2011 г. на 5,9 % возросла доля тех из них, кто стремится к самосовершенствованию (68,9 % в 2011 г., 63,0 % в 2006 г.). Ориентация на престиж профессии в 2011 г. несколько возросла (от 41,9 % в 2006 г. до 44,2 % в 2011 г.), а связанная со спросом на рынке труда - практически не изменилась. Несколько снизилась ориентация на мнение родителей, на 6,3 % возрос интерес к уровню оплаты в профессии.
Произошли изменения и в мотивах выбора профессии студентов сельскохозяйственных вузов: в 2011 г. на 11,6 % по сравнению с 2006 г. возросло число студентов, для которых более всего ценно самосовершенствование; ориентация на спрос, увеличившись в 1,8 раза, заняла 2-е место в иерархии мотивов, потеснив ориентацию на престиж, который, впрочем, также оценивается выше по сравнению с 2006 г. более чем в 2 раза; несколько возросла ориентация на высокую оплату; рекомендации родителей стали менее значимыми; в 5,2 раза уменьшилось количество тех, кто стремится с помощью учебы избежать службы в армии.
Для студентов инженерно-технических вузов на 1-м месте по-прежнему осталось стремление к самосовершенствованию; спрос на профессию поменялся местами с престижем; ориентация на оплату и рекомендации родителей возросла незначительно; в 2,4 раза уменьшилось количество тех, кто стремится с помощью учебы избежать службы в армии.
Как же различаются ответы студентов, обучающихся в разных типах вузов, выделенных по учредителю, - государственных и коммерческих?
Для студентов государственных вузов в 2006 г. практически одинаково значимыми мотивами при выборе профессии являлись спрос на профессию и стремление к самосовершенствованию, тогда как лишь 8 % студентов коммерческих вузов ориентировались на самосовершенствование и развитие способностей: для них прежде всего были важны спрос на профессию и ее престиж. На престиж профессии в 2006 г. практически в равной мере ориентировались студенты и государственных, и коммерческих вузов. Это же можно сказать и о мотиве оплаты на рынке труда. Несмотря на то, что, как правило, учебу в коммерческих вузах оплачивают родители студентов, они почти в два раза реже ориентировались на рекомендации своих родителей.
В 2011 г. ситуация выглядела следующим образом: стремление к самосовершенствованию для студентов коммерческих вузов сделалось более значимым в 7,2 раза и тем самым практически сравнялось по значимости с этим же мотивом у студентов государственных вузов; ориентация на престиж профессии возросла более чем в 5 раз, что значительно больше, чем у студентов государственных вузов; в 2 раза чаще студенты коммерческих вузов стали ориентироваться на спрос, хотя это и меньше, чем у студентов государственных вузов.
Выбор профессии, основанный на приоритете развития собственных способностей, ее престижа и спроса на нее, предполагает, что студенты будут добросовестно учиться. И действительно, 72,2 % студентов естественно-гуманитарных вузов, 63,6 % студентов инженерно-технических вузов и 71,5 % студентов сельскохозяйственных вузов посещают занятия, чтобы получить качественные знания, усвоить что-то новое для себя.
Как же соотносится выбор профессии, специальности с добросовестностью в учебе? Выбор модели поведения в процессе учебы может быть выявлен при анализе ответов на вопрос: «Как Вы в целом оцениваете свое отношение к учебе?».
Учеба «с полной отдачей сил» более характерна для студентов инженерно-технических вузов (29,7 %), затем следуют студенты сельскохозяйственных вузов (28,3 %, что несколько меньше среднего показателя по вузам в целом - 28,5 %), и лишь 26,8 % студентов естественно-гуманитарных вузов так же высоко оценивают свои усилия в учебе. Более спокойное, «без особого напряжения», отношение к учебе присуще студентам естественно-гуманитарных (67,5 %) и сельскохозяйственных вузов (67,4 %). Студенты же инженерно-технических вузов несколько отстают от среднего показателя по этой позиции (62,5 и 65,0 %). Для некоторой части студентов инженерно-технических вузов в большей степени, чем для других, характерно формальное отношение к учебе (5,8 и 4,6 % в среднем по вузам).
Количество студентов, полностью отдающих свои силы учебе, в 2011 г. по сравнению с 2006 г. в естественно-гуманитарных вузах снизилось (с 30,5 % до 26,8 %), тогда как в инженерно-технических
и сельскохозяйственных - существенно возросло (на 12,5 и 16,8 %, соответственно). Формально относящихся к учебе стало меньше среди студентов естественно-гуманитарных вузов в 4,3 раза, инженерно-технических - в 2,3, сельскохозяйственных - в 6,5. Таким образом, студенты инженерно-технических и сельскохозяйственных вузов значительно улучшили свое отношение к учебе, а в среднем - и студенты естественно-гуманитарных вузов. Вероятно, студенты ощущают увеличивающуюся конкуренцию, опасаются возможной безработицы, испытывают, как писал З. Бауман, возрастающую неопределенность и прогрессирующую незащищенность личности перед лицом неконтролируемых ею перемен. Это заставляет студентов более ответственно относиться к учебе. Уменьшение количества студентов естественно-гуманитарных вузов, полностью отдающих свои силы учебе, выступает признаком перераспределения этих сил на какие-то иные виды деятельности, а также может свидетельствовать о формировании у студентов данных вузов определенной избыточности их образования.
Выбор объекта для подражания является важным элементом механизма социализации. Насколько значимы преподаватели вузов в качестве объекта для подражания у своих студентов? По этому показателю преподаватели сельскохозяйственных вузов лидируют (90,6 % студентов данных вузов считают своих преподавателей примером для подражания), на 2-м месте - преподаватели естественно-гуманитарных вузов (85,9 %), преподаватели инженерно-технических вузов - на 3-м (77,7 %).
Среди тех, кто находит в своих преподавателях объекты для подражания, 82,3 % студентов государственных вузов и 82,8 % - коммерческих. Незначительность различия между этими цифрами можно проинтерпретировать следующим образом: квалификация преподавателей в обоих типах вузов достаточно высока, что положительно оценивается студентами, ориентирующимися на профессию. Однако настораживает тот факт, что 17,7 % студентов государственных вузов и 17,2 % -коммерческих не могут найти среди преподавателей тех, кого они могли бы назвать авторитетной личностью, образцом для себя. Некоторые причины такого положения лежат на поверхности: низкая оплата труда преподавателей вузов расценивается как признак жизненного неуспеха, разрыва между уровнем притязаний и реальностью.
Следующим показателем социокультурных характеристик студентов выступает выбор самоидентификационного образца. Самоидентификационный образец складывается из нескольких элементов, одним из которых выступают содержательные моменты, составляющие в представлении студентов авторитет личности.
Более всего значимыми для студентов всех типов вузов оказались высокие моральные качества сокурсников. Превосходят средний показатель по этой позиции студенты сельскохозяйственных вузов. На 2-м месте по значимости - успехи в учебе. Эта составляющая авторитета ценится прежде всего студентами естественно-гуманитарных и инженерно-технических вузов (58,2 и 54,4 %, соответственно). Оригинальность и непохожесть на других тоже играет немалую роль в составляющих авторитета современного студента. Наиболее ценимо это свойство студентами естественно-гуманитарных и сельскохозяйственных вузов (41,8 и 41,1 %, соответственно, что выше среднего показателя по вузам в целом). Наличие широкого круга знакомств, связей за пределами университета также ценится студентами - прежде всего инженерно-технических вузов (20,5 %). Вместе с тем студенты этих вузов меньше, чем студенты других, ценят «активную деятельность во внеучебное время» (16,8 %) и «высокую культуру, эрудицию в области литературы, искусства» (14,9 %). Впрочем, последнее качество характерно и для студентов сельскохозяйственных вузов (11,8 %).
Отрадно, что «имущественное положение, финансовые возможности, времяпрепровождение, наличие дорогих и элитных вещей» в наименьшей степени ценится студентами всех типов вузов, особенно сельскохозяйственных.
В 2006 г. также задавался вопрос: «От чего зависит престиж студента?». Проанализируем динамику ответов на этот вопрос. Для студентов всех трех типов вузов в 2011 г. успехи в учебе оказались более существенными, тогда как наличие высоких моральных качеств студентами естественно-гуманитарных вузов стало цениться меньше (хотя и незначительно - на 0,4 %),
студентами инженерно-технических и сельскохозяйственных вузов - несколько больше (хотя тоже незначительно - на 0,5 и 1,6 %, соответственно). Роль имущественного положения сокурсников снизилась (особенно среди студентов сельскохозяйственных вузов), эрудиция и высокая культура приобрели большую значимость для студентов инженерно-технических и сельскохозяйственных вузов. Оригинальность, наличие широкого круга знакомств, связей за пределами университета также сделались менее значимыми качествами в глазах студентов: особенно резко изменилось отношение к оригинальности у студентов естественно-гуманитарных вузов (на 9,2 % в сторону понижения) и к наличию знакомств и связей - у студентов инженерно-технических и сельскохозяйственных вузов (на 10,4 и 9,5 %, соответственно).
Происходит ли, по мнению студентов, их социокультурная дифференциация? Факт наличия социокультурной дифференциации студенты естественно-гуманитарных вузов признают в большей мере, а инженерно-технических - в меньшей, чем в среднем по вузам, за исключением дифференциации по национальному признаку: здесь средний показатель превосходит и у студентов инженерно-технических вузов. Студенты же сельскохозяйственных вузов меньше фиксируют дифференциацию по материальному положению и национальному признаку, но в большей степени -по культурным интересам и социально-профессиональному положению родителей, чем в среднем по вузам.
В наибольшей мере отмечается студентами дифференциация по культурным интересам, а затем (с большим отрывом) следуют различия по национальному признаку, материальному положению и социально-профессиональному положению родителей.
Студенты естественно-гуманитарных вузов в 2011 г. по сравнению с 2006 г. меньше ощущают различие по материальному положению, культурным интересам, социально-профессиональному положению родителей, но больше (на 2,8 %) - по национальному признаку, землячеству. Студенты инженерно-технических вузов меньше ощущают дифференциацию по материальному положению, но возрастает (хотя и незначительно), по их мнению, разделение по культурным интересам, социально-профессиональному положению родителей, а по национальному признаку - снижается (также незначительно). Для студентов сельскохозяйственных вузов возрастает разграничение по культурным интересам и снижается по материальному положению, социально-профессиональному положению родителей и по национальному признаку.
Является ли образование, с точки зрения студентов, средством достижения экономического успеха? Об этом мы можем судить по ответам на вопрос о дипломе как средстве «занять достойное место в жизни» и о зависимости будущей профессиональной деятельности от качества учебы.
Диплом рассматривается как одно из средств «легко занять достойное место в жизни» 45,6 % студентов сельскохозяйственных вузов и 45,2 % - инженерно-технических, что выше среднего показателя. Студенты же естественно-гуманитарных вузов в меньшей степени «надеются» на диплом как таковой (40,8 %).
Зависимость будущей профессиональной деятельности от качества учебы, по мнению студентов, выглядит следующим образом: согласны с этим утверждением прежде всего студенты сельскохозяйственных (62,7 %) и естественно-гуманитарных вузов (58,4 %).
Таким образом, качество обучения рассматривается как необходимое условие подъема по социальной лестнице (в частности, карьерного роста), а также выступает признаком индивидуальных достижений.
Какие коррективы в «биографическое планирование», выбор «жизненной программы» собираются внести студенты после окончания вуза?
Студенты инженерно-технических вузов наиболее прагматичны: они прежде всего будут «искать место, где хорошо платят, и не обязательно по специальности» (53,7 %), хотя именно они в наибольшей мере готовы «работать по полученной специальности» (52,7 %), тогда как лишь 11,9 % выпускников сельскохозяйственных вузов собираются использовать полученные знания в соответствующей профессии. Выпускники сельскохозяйственных вузов надеются поступить в аспирантуру (18,9 %) или предполагают «жить, как получится, как позволят обстоятельства» (15,0 %).
Подобная «покорность» обстоятельствам не свойственна студентам естественно-гуманитарных и инженерно-технических вузов. Студенты сельскохозяйственных вузов примерно в равной мере готовы как иметь собственное дело (11,5 %), так и работать по полученной специальности (11,9 %).
В целом студенты естественно-гуманитарных вузов расчитывают или получить другую специальность (52,5 %), или уехать за границу и работать там (46,1 %). Так же как и студенты инженерно-технических вузов, они предполагают иметь собственное дело или будут стремиться к этому (41,8 и 46,7 %, соответственно). Студенты естественно-гуманитарных вузов более других ориентированы на создание семьи и рождение детей (50 %).
Удовлетворенность своим вузом продемонстрировали студенты всех трех типов вузов. Однако настораживает тот факт, что 47,3 % опрошенных студентов инженерно-технических вузов, если представилась бы такая возможность, стали поступать в другой вуз и на другой факультет; близки к этой доле и студенты естественно-гуманитарных вузов (41,6 %). Еще тревожнее то обстоятельство, что 53,6 % студентов инженерно-технических вузов близки к решению об ошибочности получения высшего образования.
Следует проанализировать и выбор гражданской идентификационной модели. Идентификация себя как гражданина Российской Федерации характерна для всех студентов: для большинства сельскохозяйственных (71,8 %) и естественно-гуманитарных (63,5 %) вузов. Для студентов инженерно-технических вузов значимым также является ощущение «жителем своей области, республики, края» (20,3 %). Национальная принадлежность менее значима, особенно для студентов сельскохозяйственных вузов. Космополитические тенденции наличествуют у студентов естественно-гуманитарных (8,3 %) и в меньшей степени - инженерно-технических (5,7 %) и сельскохозяйственных вузов (2,3 %).
Моральный облик студентов складывается при ответе на вопрос о допустимых и недопустимых, с их точки зрения, действиях. Студенты в подавляющем большинстве (70,8 % респондентов в инженерно-технических, 74,4 % - в естественно-гуманитарных и 75,2 % - в сельскохозяйственных вузах) считают недопустимым «покупать» диплом или водительские права.
В то же время на нарушение закона (если это экономически выгодно) способны пойти 13,2 % опрошенных студентов сельскохозяйственных вузов, 16,1 % - естественно-гуманитарных и 19,6 % -инженерно-технических.
Вызывает удивление тот факт, что некоторые студенты готовы брать и давать взятки (18,0 % и 24,6 % студентов естественно-гуманитарных, 19,8 % и 25,6 % - инженерно-технических, 13,7 и 15,4 % - сельскохозяйственных вузов считают допустимым брать и давать взятки, соответственно), однако в каждом типе вузов фиксируется разрыв между готовностью брать и давать взятки. Помимо общего снижения моральных устоев зафиксированный факт свидетельствует об ощущении зависимости, беспомощности при решении студентами некоторых жизненных проблем: их пытаются преодолеть с помощью взяток.
На этом фоне более чем противоречивой выглядит приведенная выше оценка авторитета студента его одногруппниками на основе высоких моральных качеств: принципиальность явно сдает свои позиции.
Таким образом, можно сформулировать ряд выводов.
1. «Идеальный», с точки зрения студентов, портрет студента инженерно-технического вуза -прагматичный молодой человек, который после окончания вуза прежде всего будет искать место, где хорошо платят, и не обязательно по специальности, хотя он готов работать и по профессии. Это ориентирующийся некоторым образом на моральные ценности, хорошо успевающий в учебе и оригинальный человек, стремящийся «обрасти» широким кругом знакомств, связей за пределами университета и не тратящий собственное время и силы на различные общественные мероприятия во внеучебное время. Знания, которыми он обладает, относятся к его профессиональной деятельности, но общий кругозор узок, эрудиция не широка. Он готов уехать работать за границу или открыть собственное дело.
«Идеальный» портрет студента естественно-гуманитарного вуза выглядит следующим образом. Это человек, ответственно и неформально относящийся к учебе, но и не отдающийся ей безраздельно, ориентирующийся на моральные ценности, стремящийся быть непохожим на других, самобытный, оригинальный, активно участвующий во внеучебной деятельности своего вуза, имеющий широкую эрудицию в области литературы и искусства. Он не против обретения круга знакомств, связей за пределами университета, желательно для него и обладание определенными финансовыми возможностями. Он также готов уехать работать за границу или открыть собственное дело. Более других студент естественно-гуманитарного профиля ориентирован на создание семьи.
«Идеальный» студент сельскохозяйственного вуза высокоморален и оригинален, у него не обязательно высокие успехи в учебе, но учится он достаточно стабильно. Он обладает определенным кругом знакомств и умеренно деятелен во внеучебное время. Широкой эрудицией в области литературы и искусства он не отличается. Но этот студент ориентирован на работу по специальности или на открытие собственного дела.
2. Для студентов всех трех типов вузов характерна индивидуалистическая ориентация. Индивидуализм студентов проявляется как в направленности их на удовлетворение собственных интересов, развитие способностей и самосовершенствование, так и в высокой ценности качества оригинальности и непохожести на других. Этот индивидуализм, однако, ограничен, о чем свидетельствует признание зависимости студентов от круга знакомств.
Студенты всех трех типов вузов ощущают себя прежде всего гражданами Российской Федерации.
3. Качество обучения рассматривается студентами как необходимое условие подъема по социальной лестнице (в частности, карьерного роста), а также выступает признаком индивидуальных достижений.
4. Зафиксировано явное противоречие между системой мотивов при выборе будущей профессии и вуза для ее получения, когда мотив высокой оплаты находится на 5-м месте, и готовностью после окончания вуза искать место, где хорошо платят, и не обязательно по специальности. Можно предположить, что оплата труда по профессии выглядела отдаленной перспективой при выборе вуза, однако за годы учебы студенты пересматривают собственное отношение к оплате за свою работу, становятся более прагматичными.
5. Зафиксирована динамика в мотивах обучения у студентов коммерческих вузов в 2011 г. по сравнению с 2006 г.: стремление к самосовершенствованию сделалось более значимым (в 7,2 раза) и тем самым практически сравнялось по значимости с этим же мотивом у студентов государственных вузов; ориентация на престиж профессии возросла более чем в 5 раз, что больше, чем у студентов государственных вузов; в 2 раза чаще студенты коммерческих вузов стали ориентироваться на спрос, хотя это и меньше, чем у студентов государственных вузов.
6. Существенных различий в оценке преподавателей как авторитетных личностей между студентами государственных и коммерческих вузов не обнаружено: в обоих видах вузов преподаватели выступают образцом для своих студентов (более чем для 82 %).