Научная статья на тему 'Тоталитарность как порождение утопического сознания'

Тоталитарность как порождение утопического сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1085
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тоталитарность как порождение утопического сознания»

ББК 87.6

И.Н. Титаренко ТОТАЛИТАРНОСТЬ КАК ПОРОЖДЕНИЕ УТОПИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Тоталитаризм как тип цивилизации играет огромную роль в культуре XX века: слишком многие страны приобщились к опыту построения государства на принципах “власти, не знающей никакого “авторитета” кроме внешнего принуждения, прямого насилия” [1] (фашизм, сталинизм, режимы Пол Пота, Ким Ир Сена, Мао Цзедуна, Пиночета, “экспортированный социализм” в Восточной Европе), слишком многими жертвами человечество “обязано” тоталитаризму. Важное значение исследование истоков, сущности и последствий тоталитарности имеет и для современного российского общества, находящегося в периоде посттоталитарного развития, когда все отчетливее заметна “тоталитарная ностальгия” как стремление к порядку, полной определенности и единству.

Тоталитаризм как система насильственного политического господства характеризуется полным подчинением общества (включая экономическую, социальную, идеологическую, духовную, бытовую сферы) власти господствующей элиты, организованной в военно-бюрократический аппарат. Процесс формирования тоталитарного режима требует насильственной организации общественной жизни на принципах “чрезвычайного положения” и предполагает милитаризацию. Это, в свою очередь, достигается путем “террора, инициируемого сверху, поддреживаемого и осуществляемого люмпенизированной частью общества”[2]. Складывается политический строй, построенный на насилии, вероломстве, беззаконии, непримиримый к любому инакомыслию и беспощадный в преследовании как действительных, так и мнимых врагов. При этом, следует подчеркунуть, что признаки узурпации и монополизации власти в политической сфере достаточно хорошо изучены[3]. Причем принципиальная общность характеризует как левый социал-тоталитаризм (сталинизм), так и правый тоталитаризм (нацизм,

фашизм), хотя в их основах лежат различные идеологические, политические и экономические принципы.

Тоталитаризация общества оказывается возможной лишь там, где существуют культурные, социально-психологические, политические предпосылки для этого, складывавшиеся на протяжении национальной истории. Их легко можно проследить в политической культуре России: неограниченная власть русских самодержцев, государственная политика охраны догматов, преследования инакомыслящих на протяжении всей отечественной истории стали плодородной почвой, на которой вырос феномен сталинского тоталитаризма[4]. Подверженность русского сознания “болезни тоталитаризма” была замечена давно и стала своеобразным общим местом в исследованиях отечественной истории - от “любви россиян к самодержавию” Н. Карамзина до “склонности к тоталитарным учениям и тоталитарным миросозерцаниям” Н. Бердяева[5].

Сама же тоталитарность как заражающий общество “вирус” складывается тогда, когда по каким-либо причинам становятся весьма влиятельными утопические концепции, замыслы, идеи, направленные на коренную “переделку” общественных отношений по умозрительному образцу. Тоталитарное устройство государства и власти основывается на исходной теоретической доктрине, органически включающей в себя как непременный элемент чрезвычайные насильственные средства. На первое место в тоталитарной системе выдвигаются даже не политические атрибуты, а идеология, являющаяся необходимым условием возникновения и существования данной системы. Эта идеологическая доктрина распространяет свое влияние на все без искючения сферы как общественной, так и частной жизни, претендуя на полное воплощение истины. Важным ее моментом является отнесение осуществления блага и истины в “светлое будущее”, что приводит к невозможности доказательства, эмпирической проверки, наблюдения целей и планов постулированного идеального грядущего. Это ведет к тому, что идеологические лозунги, имиджи,

постулаты иррационализируются, приобретают характер культа: “учение, обосновывающее тоталитарную доктрину, охватывающую всю полноту жизни - не только политику, экономику, но и мысль, и сознание, и все творчество культуры - может быть лишь предметом веры”[6]. В тоталитарной идеологии заложена, таким образом, неосуществленная утопия как иррациональная цель.

В тоталитаризме идеология является первичной, политика - вторичной по отношению к идеологии, тогда как экономика, социальное устройство, право, культура в целом находятся в зависимости от политики, т.е. третичны. Следовательно, “все соотношение этажей социальной реальности

оказывается “перевернутым” с ног на голову. Отсюда историческая неизбежность крушения всех тоталитарных режимов, их изначальная непрочность, неустойчивость”[7].

Причины краха тоталитаризма заключаются в его ограниченных возможностях саморазвития, в недостаточно быстрой приспособляемости к меняющейся действительности. Однако, наряду с этим, существуют причины, которые значительно продляют жизнь тоталитарного режима. Прежде всего, это складывающаяся в тоталитарной стране особая ментальность, характеризующаяся иллюзорным видением мира, склонностью к выдаче желаемого за действительное, закрепленностью таких ментальных структур как “классовое сознание”, “национальное сознание” и т.п. Эта ментальность лишена самокритичности, не способна к самооценке, из которой была бы исключена идеализация, усматривает в тоталитарном обществе лишь то, что это общество провозгласило как идеальные цели и образцы “светлого будущего”. В результате, для людей, живущих в тоталитарном обществе, тоталитаризм, как правило, выглядит как социализм, национальный социализм, развитый социализм и т.п. В такой ментальности -главный исток устойчивого сопротивления переменам, ибо она требует тоталитарного единомыслия, казарменной дисциплины, полного единства общества. Всякий момент демократизации, возникающий в силу

определенных причин (вводимый вследствие давления “снизу”, допускаемый тоталитарной властью и т.п.) представляется хаосом, анархией, падением дисциплины. Отсюда проистекает борьба с любым инакомыслием как противоправным, подрывающим общественные устои началом.

Тем не менее, следует подчеркнуть, что в реально осуществившихся тоталитарных режимах, будь то фашизм или сталинизм, принципы тоталитарности не были реализованы абсолютно и полностью. Всегда остаются такие сферы общественной жизни, в которых есть место для антитоталитарных идей - семья, религия, искусство, наука. Именно благодаря этим “непокоренным оплотам” общество способно обновиться. Рано или поздно оно осознаёт, “что движение в русле тоталитарного мышления и культуры невозможно...”[8]

Тоталитаризм во многом является плодом превращенного сознания, воплощением отвлеченного утопического замысла, и от того, “насколько живучей окажется тоталитарная парадигма, зависит в конечном счете самая возможность общественного обновления, преодоления бремени тоталитарности во всех общественных отношениях, во всех сферах общественной жизни”[9]. При этом, следует учесть, что ментальность очень инертна, претерпевает изменения гораздо медленнее, чем происходят политические перемены.

1. Давыдов Ю.Н. Авторитаризм// Современная западная социология: Словарь. М., 1990, с.5.

2. Давыдов Ю.Н. Тоталитаризм// Современная западная социология: Словарь. М., 1990, с.351.

3. См. подробнее: Арендт Х. Вирус тоталитаризма// Новое время. 1991. №11; Одесский М.П., Фельдман Д.М. Поэтика террора// ОНС. 1992. №2; Природа тоталитарной власти: Обсуждение за “Круглым столом” редакции// Социс. 1989. №5; Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989 и др.

4. Фадин А. От конфликта к диалогу// Диалог в культуре. М., 1989, с.75.

5. Карамзин Н.М. История государства Российского, IX, 7 и Бердяев Н.А. Русская идея// О России и русской философской культуре. М., 1990, с.263 соотв.

6. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, с.100.

7. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997, с. 581.

8. Добренко Е. Сумерки или заря?// Лит. газ. 1990. 12 декабря. №50, с. 4.

9. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997, с. 584.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.