Научная статья на тему 'Сущностная характеристика тоталитаризма и тоталитарной культуры в контексте культурологического знания'

Сущностная характеристика тоталитаризма и тоталитарной культуры в контексте культурологического знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1103
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОТАЛИТАРИЗМ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / МАРКСИЗМ / ВЛАСТЬ / МАССЫ / TOTALITARIANISM / CULTURE / CULTUROLOGY / MARXISM / THE POWER OF THE MASSES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Архангельский Юрий Евгеньевич, Горлова Ирина Ивановна

В статье, посвященной сущностной характеристике тоталитаризма и тоталитарной культуры, автором отмечается, что указанные дефиниции в контексте культурологического знания исследуются впервые, в чем и заключается научная новизна публикации. Прототалитарные культурологические концепции появились в России задолго до эпохи тоталитаризма. Их главной целью, кроме всего прочего, было создание культурно однородного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essential characteristic of totalitarianism and totalitarian culture in the context of culturological knowledge

In the article, devoted to the essential characteristics of totalitarianism and totalitarian culture, the author notes that the definitions in the context of culturological knowledge are analyzed for the first time, that is the scientific novelty of publication. Post totalitarian culturological concepts have appeared in Russia long before the era of totalitarianism. In addition, their main aim was to create cultural homogeneous society.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика тоталитаризма и тоталитарной культуры в контексте культурологического знания»

УДК 008

А872

Г695

Архангельский Юрий Евгеньевич

кандидат культурологии, доцент, докторант кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств

тел. (906) 433-94-56

Горлова Ирина Ивановна

доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств

тел. (988) 242-28-25

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОТАЛИТАРИЗМА И ТОТАЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Аннотация:

В статье, посвященной сущностной характеристике тоталитаризма и тоталитарной культуры, автором отмечается, что указанные дефиниции в контексте культурологического знания исследуются впервые, в чем и заключается научная новизна публикации. Прототалитарные культурологические концепции появились в России задолго до эпохи тоталитаризма. Их главной целью, кроме всего прочего, было создание культурно однородного общества.

Ключевые слова: тоталитаризм, культура, культурология, марксизм, власть, массы.

Тоталитаризм как феномен утопического сознания появился в недрах марксизма, который сам сформулировал свои ключевые политические категории и принципы. Осмысливать особенности названного явления отечественные ученые начали лишь в 90-е гг. XX в. В аспекте культурологии таких исследований нет.

Анализ источников и литературы показал, что марксизм, воспринятый вне линии его преемственности с немецкой классической философией Шеллинга, Фихте, Канта и Гегеля, не стал «сосредоточием всей европейской культуры». Маргинальные, в лучшем случае, боковые линии развития общественной мысли, к примеру, социалистическая, возводились в ранг центрального столпа культуры, а генеральные, сквозные, как философия бытия жизни человека, отбрасывались за ненадобностью. На магистраль общественного развития выходил «духовный и интеллектуальный максимализм», «глобализм», «революционный терроризм», становившиеся главным средством преобразования мира в соответствии с революционным планом, замыслом, мечтой. Претворение в жизнь, материальное воплощение идеалов оказалось, в конечном счете, возможным лишь в результате систематического и непримиримого насилия, этой, по словам Маркса, «повивальной бабки истории» [1, с. 12,193, 196, 197].

Во многом бессознательно марксизм скрыто от самих теоретиков вел к тоталитаризму, а не просто к авторитаризму. Это относится не только к политическому строю, основанному по преимуществу на авторитете власти как таковой, но именно к власти, не знающей никакого иного авторитета, кроме внешнего принуждения, прямого насилия, приводящего к анархическому экстремизму, понимающему под борьбой с тоталитаризмом «тотальную войну» со всеми и всякими авторитетами [2, с. 9-10; 27-37; 186-191].

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, совокупный) - система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый лидером. Основной социальной силой, на которую опирается тоталитаризм, является люмпенство города и деревни (люмпен - пролетариат, люмпенизированный слой крестьянства и люмпен-интеллигенция), отличающееся социальной аморфностью, дезориентированностью, ненавистью ко всем остальным общественным слоям и группам ввиду наличия у них стабильности жизненного уклада, определенности этических принципов, собственности и т.д. [3, с. 5].

Тоталитарное общественное устройство государства, общества, власти во многом базируется на исходной теоретической доктрине, внедряемой затем в жизнь средствами неограниченного насилия, террора, милитаризации и бюрократизации всех общественных структур и отношений; более того, на доктрине, органически включающей в себя как свой необходимый, исходный компонент. Именно эти, чрезвычайные средства, тем самым, возводят их в ранг «директивного принципа». Сами политические, социальные, правовые формы оказываются в зависимости от «доктринальных», идеологических истоков [4].

На первое место в тоталитаризме выдвигается пронизывающая все политические атрибуты системы особого рода идеология, то есть комплексы идей, обосновывающие право этих режимов на существование. Это - обязательное условие. Оно связывает между собой власть и массы, трансформирует общественную психологию и массовое сознание в сторону целостного нерасчленимого единства.

Прототалитарные культурологические концепции появились в России задолго до эпохи тоталитаризма в трудах ученых второй половины XIX века Вл. Соловьева, К. Леонтьева и

H. Данилевского. Они обосновали идеократический характер идеального государства, создание которого возможно и необходимо в России, ибо подготовлено всей предшествующей русской социальной и культурной историей.

Особое внимание уделяли социокультурному генезису российско-советского тоталитаризма его непосредственные теоретики-основоположники В. Ленин, А. Богданов, Троцкий, Бухарин, Луначарский, Сталин и другие. Кроме того, идеи социалистической «культурной революции» и новой социалистической культуры, а также идеи революционного преобразования мира по законам красоты и высшей духовности вынашивали русские символисты, а идеи революционного разрушения старого мира и культуры прошлого несли русские футуристы. Свою лепту в концепцию революционного обновления России внесли бывшие «легальные марксисты», а позднее авторы сборника «Вехи» П. Струве, Н. Бердяев, Булгаков, Франк, А. Изгоев, а также русские либералы, не принимавшие буржуазную цивилизацию Запада и вслед за Герценом и русскими народниками искавшие для России особый, некапиталистический путь развития.

Так, Н. Бердяев в своих работах «Истоки и смысл русского коммунизма» и «Русская идея» шел в осмыслении генезиса отечественного тоталитаризма ещё дальше: он усматривал среди оснований тоталитарной культуры: традиции русского деспотического государства, восходящие к московским государям XVI в. и Петру Великому; изначальный синкретизм национального мировоззрения, сохраняющего целостность и неразделимость всех аспектов картины мира в религиозной идее; коллективизм и общежительность русского народа, выделяющие его из других народов, преодолевших рецидивы общинного образа жизни и, конечно, русскую мессианскую идею, принимающую различные исторические формы («Москва - Третий Рим», «Москва - Третий Интернационал»).

Несмотря на чрезмерную абсолютизацию общей логики исторического развития «русского коммунизма», у Бердяева, в его концепции коммунистической «запрограммированности» русской истории есть глубокий культурофилософский смысл.

Таким образом, тоталитарная культура фактически имманентна русской социокультурной истории и органически соответствует самому менталитету русского народа, то есть составляет метафизический фундамент русской истории, обуславливающий «судьбу России» в прошлом и будущем.

Вслед за Н. Бердяевым феномен «светской религиозности», объясняющий генезис тоталитарной культуры, нашел отражение в исследованиях Ю. Карякина, А. Меня, Э. Баталова, Ю. Давыдова, З. Файнбурга, В. Чаликова и других. Развернутый анализ феномена тоталитарного сознания как архаического в своей основе содержится в статье Л. Гозмана и А. Эткинда [5].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что для России генезис феноменов «тоталитаризм» и «тоталитарная культура» имеет глубокие исторические корни, которые можно подвергнуть культурологическому осмыслению.

Ссылки:

I. См.: Ципко А. Хороши ли наши принципы? // Новый мир. 1990. № 10. С. 193, 196, 197; Бутрин Ю.Г. Ахиллесова пята исторической теории Маркса // Октябрь. 1989. № 12. С. 12.

2. См.: Буртин Ю. Ахиллесова пята исторической теории Маркса // Октябрь. 1989. С. 9-10; Капустин С.М. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М., 1990. С. 27-37, 106-111; Ципко А. Хороши ли наши принципы? // Новый мир. 1990. № 10. С. 186-191.

3. Давыдов Ю. Авторитаризм // Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

4. См.: Ципко А. Истоки сталинизма // Вождь. Хозяин. Диктатор. М., 1990; Его же. О зонах, закрытых для мысли // Суровая драма народа. М., 1989; Его же. Противоречия учения К. Маркса // Через тернии. М., 1990 и др.

5. Гозман Л., Эткинд А. Культ власти. Структура тоталитарного сознания // Осмыслить культ Сталина. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.