ПУТЬ К ЧИТАТЕЛЮ
и реализующего свой потенциал в социально приемлемых формах.
Библиографический список
1. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1990.
2. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.
3. Ожегов С. И. Словарь русск. яз. Изд. 12-е, стереотип. М.: Русск. яз., 1978.
4. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.
5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Петроград: Изд-во акционерного общ-ва «Издательское дело, бывшее Брокгауз и Ефрон», Кноррь-Котораль, 1916. Т. 22.
Berman M. I., Musarsky M. M.
PROFESSIONAL AND SOCIAL COMPETENCE OF SHOTS OF THE TOP SKILLS AS INDICATORS OF REGIONAL DEVELOPMENT
In article possibilities of application of an indicative method of planning of regional development are investigated.
Keywords: top skills Shots, regional development, professional and social competence.
УДК 330 Суслова Е. М.
ТОРГУЮЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ*
В данной статье рассмотрено понятие торгующего населения, основные черты отношений, возникающих при реализации данной связи, а также специфика данной формы розничной торговли. Предлагается трактовка торгующего населения как экономической категории.
Ключевые слова: розничной городской рынок, торгующее население, розничная торговля.
Вопрос об участниках рыночных отношений и формах розничной торговли в достаточной степени разработан в рамках экономической теории и отдельных прикладных дисциплин, однако существуют формы розничной торговли, недостаточно представленные в рамках теоретического подхода. Формулирование категорий неизбежно требует опоры на чистые понятия, рассуждения в абстрактно - логическом ключе. При этом, безусловно, не следует забывать о том, что абстрактные, теоретические понятия должны базироваться на эмпирическом материале, позволяющем выявить существенные связи и свойства явлений. Собственно категория - предельно широкое понятие. В нем отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективной реальности. Экономическая категория - обобщенное абстрактное (теоретическое) выражение объективно существующих производ-
ственных отношений (объективно складывающихся отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ), их различных проявлений, сторон и черт.
Формулирование категории «торгующего населения» базируется, с одной стороны, на изучении отношений, возникающих у населения в процессе торговой деятельности, с другой стороны, опирается на эмпирические данные, полученные в результате обследования Шуйского городского рынка и социологического опроса различных категорий граждан, вовлекаемых в торговлю.
Рассматривая вопрос об участниках рыночных отношений, следует учитывать, что в торговлю вовлекается значительная часть населения малых городов как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Как правило, спрос олицетворяют частные лица, представители домашних
* Исследование выполнено в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
106
© Суслова Е. М., 2009
хозяйств, индивиды, преследующие реализацию своих индивидуальных интересов.
Степень вовлеченности населения в базарную торговлю в известной мере определяет роль и значение розничных рынков в жизни малого города. С целью реализации поставленной задачи проводился опрос различных категорий граждан, предполагающий формирование представлений о том месте, которое занимает рыночная торговля в системе местного воспроизводства. Объектом изучения была совокупность граждан, являющихся представителями различных слоев населения, как по уровню дохода, так и по видам занятости. При этом обеспечена репрезентативность выборки путем приближения ее структурных показателей к значениям однородных показателей, отражающих ситуацию в целом по городу. В качестве однородных показателей выступают сведения о распределении численности работников по размерам зарплаты.
По результатам опроса всего 7,7% респондентов не являются покупателями товаров на рынке, в то время как 92,3% наоборот предпочитают приобретать товары исключительно на городских рынках. Относительно граждан, избегающих покупок на городских рынках, подавляющее большинство указывает на отсутствие времени для похода на рынок, известную «толкучку» в базарные дни, недостатки инфраструктуры рынка, а также на достаточно высокие цены рыночных товаров, по их мнению, практически не отличающиеся от магазинных, 90% из них предпочитают отовариваться только в магазинах розничной торговли, при этом 70% из них не устраивает качество обслуживания.
Главными аргументами в пользу покупок на рынке являются возможность торга (58,1% респондентов) и скидки постоянным покупателям (44,9%) , относительно низкие цены по сравнению с ценами в магазинах розничной торговли (26,5%), при этом почти все респонденты отметили, что поход на рынок для них является устоявшейся привычной практикой, своеобразной традицией, позволяющей значительно расширить круг удовлетворяемых потребностей. Значительную роль здесь играет и место расположения рынка. Жители малого города имеют возможность экономить на транспортных расходах (17,3%) , возможность привоза отдельных видов товара на заказ, наличие дружеских либо просто хороших отношений с продавцом, свежая и качественная продукция, наличие потребностей, которые мож-
но удовлетворить только на местном рынке, возможность дополнительного общения, возможность встречи со знакомыми и друзьями.
Таким образом, представители домашних хозяйств вступают в торговые отношения на рынке, торгуются, ведут торг с продавцами. Еще одной стороной торговых отношений являются непосредственные работники рынка, продавцы.
В начале 1990-х годов в России постепенно начал формироваться новый класс предпринимателей, складывающийся из торгового люда, городских рынков и челночной торговли. Чтобы получить представление о работниках современного городского рынка в сентябре - октябре 2009 г. на городском рынке г. Шуи Ивановской области был проведен социологический опрос 450 человек.
Из опрошенных респондентов 85,2% составили женщины, 14,8% - мужчины. Возраст респондентов: до 20 лет - 1,5%, 20-29 лет - 18,5%, 30-39 лет - 34,9%, 40-49 лет - 29,8, 50 лет и выше -15,3 %. Материалы опроса показали, что работники городского рынка достаточно образованны: 69,8 % имеют высшее профессиональное образование, 25,2% - среднее специальное профессиональное, 5% - прочее. По национальности в основном преобладают русские, на Шуйском городском рынке заняты в торговле 8 человек - родом из Афганистана, 4 - азербайджанцы и 3 - вьетнамцы.
Шуйский городской рынок содержит 738 торговых мест, включая торговые палатки, прилавки, торговые места в Крытом рынке. При этом 290 торговых мест располагаются на примыкающей к рынку территории только в выходные (базарные) дни, т. е. в субботу и воскресенье. Здесь сосредоточены торговые палатки, осуществляется челночная торговля. Все торговцы, осуществляющие торговую деятельность на этой территории, зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, все они являются налогоплательщиками. Подавляющее большинство торговцев, являются собственниками, среди которых 61,5% составляет население г. о. Шуи, 17,9% - жители г. Иваново, 16,5% - г. Коврова, и 12 человек - из г. Кохмы, г. Вичуги, г. Тейкова и г. Владимира. По результатам опроса, для 88% индивидуальных предпринимателей торговля на городском рынке является основным видом деятельности, для 12% - источником дополнительного дохода, в том числе 5% - пенсионеры. Следует отметить, что к началу 2009 г., 50 индивидуальных предпринимателей оставили свои торговые места, покинули Шуйский городской рынок в связи с увеличением затрат на
ПУТЬ К ЧИТАТЕЛЮ
осуществление торговой деятельности, налогового бремени и низкой доходностью торговли. Пенсионеры, оказавшись в тяжелом материальном положении с выходом на пенсию, вынуждены торговать на рынке с целью получения дополнительного дохода. Как уже было отмечено, пенсионеры составляют 5% из 240 опрошенных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в выходные дни на территории, примыкающей к рыночной площади. Они также имеют статус индивидуальных предпринимателей. В торговлю на Шуйском городском рынке вовлечены представители различных социальных слоев населения. Непосредственно на рыночной площади осуществляют торговую деятельность наряду с индивидуальными предпринимателями физические лица. Здесь в основном идет торговля с прилавка, предлагают самые разнообразные товары, как новые, так и бывшие в употреблении вещи. Ежедневно на рыночной площади торговую деятельность осуществляют более 200 физических лиц. Это люди, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, реализующие продукцию собственного производства (либо ее излишки). При этом, подавляющее большинство из торговцев сельскохозяйственной продукцией реализуют продукты, специально произведенные для продажи на городском рынке. В основном это овощи, в летнее время ягоды и фрукты. Среди этой категории работников городского рынка можно встретить и представителей молодого поколения. Большой интерес вызывают ремесленники, предлагающие на рынке результаты своего ремесла.
Изначально, городские рынки существовали как базары, участниками обменных отношений здесь выступали торговцы, олицетворяющие предложение, и непосредственные покупатели товара. В исторических условиях в структуру базара неизбежно встраиваются предприниматели (представители торгового капитала), и базарная торговля приобретает специфические черты организованной торговли, меняя свою форму но, не изменяя сути. Торговый капитал, вытесняя торгующее население с рыночной площади может оказывать влияние на динамику и масштабы его деятельности, но вряд ли способен привести к ликвидации базарной торговли, причины существования которой носят более объективный нежели субъективный характер. Таким образом, можно говорить о двух основных категориях участников торговых отношений в современных условиях, представителях торгового капитала и торгующем населении.
Мотивы торгующего населения существенно отличаются от мотивов представителей торгового капитала. Торговый капитал в системе экономических отношений связан с прибылью. Прибыль здесь понимается как основная цель, устойчивый мотив. Отсутствие прибыли может привести к ликвидации торгового капитала в рамках организованной торговли. Для торгующего населения в условиях базарной торговли экономическая активность, как правило, представляет собой дополнительный вид занятости побочную деятельность. Население ориентировано на удовлетворение личных потребностей (даже в процессе продуктообмена), отсутствие прибыли не может влиять на ликвидацию домашнего хозяйства, как основного субъекта рынка.
В рамках неорганизованной торговли удовлетворение личных, семейных и прочих потребностей может быть связано с получением дохода, либо с обменом. Следовательно, речь идет о выгоде, которая не может быть трактуема как прибыль в чистом виде. Проводя различие (в рамках теоретического подхода) между торговым капиталом и торгующим населением отметим, что деятельность представителей торгового капитала в значительной степени регулируется законодательством, и систематические убытки неизбежно приведут к его разорению, тогда как торгующее население на базаре осуществляет свободную торговлю, убыток от которой можно трактовать как потери, которые не являются для домашнего хозяйства непоправимыми.
Вообще торговля на городском рынке в современных условиях, приобретает достаточно актуальное значение для местного населения и приезжих, являясь в известной степени альтернативой занятости в условиях нарастающей безработицы. Выпускники высших и средних учебных заведений в настоящее время в большинстве случаев имеют сложности с трудоустройством, особенно по специальности. Вчерашних выпускников можно встретить среди торговцев сельскохозяйственной продукции. Следует отметить, что торговцы сельскохозяйственной продукции, в основном все пенсионеры. Таким образом, рассмотрены основные категории граждан, являющихся работниками городского рынка, проблемы и мотивы их деятельности. В действительности местный рынок более колоритен и многообразен. Тем не менее, по результатам опроса, с одной стороны, налицо тенденция спада торговли в результате низкой покупательной способности населе-
ния, с другой стороны, рынок по-прежнему является источником дохода для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, все более вовлекая в торговлю последних. Как видно из материалов исследования, современный городской рынок представлен как профессиональными торговцами, так и местным населением, торгующим в основном по необходимости. Современные условия дали толчок к возрождению ремесленничества и домашнего производства; активно участвуют на рынке представители личных подсобных хозяйств и огородничества, наряду с фермерскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями. В торговлю вовлечены различные категории граждан, и молодое поколение и пенсионеры, осуществляющие свою деятельность с целью дополнительного дохода, а также решения проблем трудовой занятости.
Абстрагируясь от современных форм торговли на рынке, можно отметить, что специфика рыночных отношений в том, что и покупатель и продавец выступают здесь как частное лицо, выполняя свои цели (обмен, покупка или продажа товара). При этом население эпизодически выступает в качестве продавцов и покупателей, каждый торгующий в качестве продавца, затем может выступить в качестве покупателя.
Таким образом, частные обособленные субъекты, представители домашнего хозяйства, вовлеченные в обменные процессы в условиях неорганизованной торговли как формы обмена, в своей совокупности представляют собой торгующее население.
В системе отношений торгующее население объединено основной целью - удовлетворение потребностей (в основном личных, непроизводственных потребностей домашнего хозяйства, связанных с его жизнедеятельностью). Потребности, удовлетворяемые посредством базарной торговли носят преимущественно личный, семейный характер, хотя существует возможность приобретения средств производства для домашнего производства. Таким образом, пред-
метами оборота здесь являются предметы непроизводственного потребления и предметы потребления для домашнего производства.
Безусловно, современный рынок наряду с торгующим населением заполняют мелкие формы торгового капитала, можно говорить о трансформации рыночной площади, и при этом исследование системы социально-экономических отношений в рамках розничного рынка малого города неизбежно связано с учетом среды функционирования системы продовольственных, смешанных и вещевых рынков.
Торгующее население как категория выражает объективно существующие отношения между людьми в процессе обмена, раскрывая основные стороны отношений и специфику их проявления и представляет собой совокупность частных обособленных субъектов, представителей домашнего хозяйства, вовлекаемых в обменные процессы в условиях неорганизованной торговли как формы обмена и систему отношений по поводу удовлетворения личных, непроизводственных потребностей, либо для домашнего производства.
Библиографический список
1. Бабаев Б. Д. Торговля как важнейшая отрасль сферы товарного обращения. Потенциал сферы услуг // Экономика Ивановской области: состояние, проблемы, развитие / Редколл. Б. Д. Бабаев, В. И. Тихонов и др. Иваново: Издательство «Иваново-Воз-несенск», 2002. 464 с.
2. РозенбергД. И. Комментарии к «Капиталу» К. Маркса. М.: Экономика, 1983. 720 с.
3. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. - 5-е изд., переаб.и доп. М.: Дело, 2003. 520 с. // http://slovari.yandex.ru/dict/lopatnicov
4. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 2. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. Кн. 5. Гл. 1. С. 6
5. Кутяшова Е. В. Региональный рынок потребительских товаров и услуг: экономическая диагностика развития и совершенствование региональной политики: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 Ижевск, 2004, 175 с.
Suslova E. M.
THE TRADING POPULATION AS THE ECONOMIC CATEGORY
In given article the concept of the trading population, the basic lines of the relations arising at realisation of given communication, and also specificity of the given form of retail trade is considered. The treatment of the trading population as Is offered to an economic category.
Keywords: the retail city market, the trading population, retail trade.