Научная статья на тему 'ТОРГОВЫЙ ФЛОТ АСТРАХАНСКОГО ПЕРСИДСКОГО КУПЕЧЕСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА'

ТОРГОВЫЙ ФЛОТ АСТРАХАНСКОГО ПЕРСИДСКОГО КУПЕЧЕСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСИДСКОЕ КУПЕЧЕСТВО / PERSIAN MERCHANTS / РУССКО-АЗИАТСКАЯ ТОРГОВЛЯ / RUSSIAN-ASIAN TRADE / ТОРГОВЫЙ ФЛОТ / КОММЕРЧЕСКОЕ СУДОХОДСТВО / COMMERCIAL SHIPPING / СУДОВЛАДЕЛЕЦ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТОВАРЫ / INDUSTRIAL GOODS / MERCHANT NAVY / SHIPOWNER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пирова Рена Низамиевна

В статье, на основе анализа архивных источников анализируется структура, количественные характеристики, объемы коммерческих перевозок на торговых судах персидского купечества, проживавшего в Астрахани в первой половине XIX века. В силу ряда объективных причин экономического характера, в руках астраханского персидского купечества с 1790-х гг. сосредоточилась основная часть русско-азиатской торговли по Волжско-Каспийскому пути. Вследствие этого, персидское купечество стало сосредотачивать в своих руках торговый флот. И на протяжении всей первой половины XIX века оно прочно удерживало позиции в коммерческом судовладении в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MERCHANT NAVY OF ASTRAKHAN PERSIAN MERCHANTS IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

In the article, based on the analysis of archival sources analyzed the structure, quantitative characteristics, the volume of commercial traffics on merchant ships of the Persian merchants, who lived in Astrakhan in the first half of the XIX century. Due the number of objective reasons of economic nature, in the hands of the Astrakhan Persian merchants since the 1790-ies focused the main part of Russian-Asian trade along the Volga-Caspian way. Consequently, the Persian merchant became concentrated in the hands the merchant navy. And throughout the first half of the XIX century it is firmly held a positions in commercial ship-ownership in the region.

Текст научной работы на тему «ТОРГОВЫЙ ФЛОТ АСТРАХАНСКОГО ПЕРСИДСКОГО КУПЕЧЕСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

14. Illi. Geroiko-ehpicheskie pesni chechencev i ingushej / Otv. red. R.S. Ahmatova. - Groznyj: CHecheno-Ingushskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1979. - 238 s.

15. Karpov YU.YU. «Vol'nye» obshchestva Severnogo Kavkaza v XVIII - pervoj polovine XIX vekov (k voprosu o roli patriarhal'no-rodovyh i obshchinnyh institutov v processe formirovaniya ranneklassovyh otnoshenij). Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - L., 1984.

16. Kidirniyazov D.S., Rabadanova A.U. Social'nye otnosheniya u narodov Dagestana i CHechni vo vtoroj polovine HVIII - nachale XIX vv. // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - №1. - S.120-125.

17. Rabadanova A.U. Gosudarstvenno-politicheskij stroj feodal'nyh obrazovanij Dagestana v seredine HVIII - nachale HIH v. // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. - 2015. - T.7. - № 2. - S.73-79.

18. Fursov A.I. Korporaciya-gosudarstvo. Doklad na zasedanii kluba «Krasnaya ploshchad'» [EHlektronnyj resurs] URL: http://www.intelros.ru/engine/print.php?newsid=124&news_page=1 (data obrashcheniya 11.01.2018)

ДОБРЯКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет.

ЛОБАНОВ ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет.

ОВСЯННИКОВ ДМИТРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории народов стран СНГ, Санкт-Петербургский государственный университет.

DOBRYAKOVA, NATALIA A. - Ph.D. in History, Associate Professor, The Department of social-political Sciences, Saint-Petersburg state forest technical University (doby1954@yandex.ru).

LOBANOV, VLADIMIR B. - Ph.D. in History, Associate Professor, The Department of social-political Sciences, Saint-Petersburg state forest technical University (lobanov19772009@yandex.ru).

OVSJANNIKOV, DMITRY V. - Ph.D. in History, Associate Professor, The Department of history of the peoples of the CIS countries, Saint Petersburg state University (warg-d@yandex.ru)

УДК 94(470.46)«19»:656.612

ПИРОВА Р.Н.

ТОРГОВЫЙ ФЛОТ АСТРАХАНСКОГО ПЕРСИДСКОГО КУПЕЧЕСТВА В

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Ключевые слова: персидское купечество, русско-азиатская торговля, торговый флот, коммерческое судоходство, судовладелец, промышленные товары.

В статье, на основе анализа архивных источников анализируется структура, количественные характеристики, объемы коммерческих перевозок на торговых судах персидского купечества, проживавшего в Астрахани в первой половине XIX века. В силу ряда объективных причин экономического характера, в руках астраханского персидского купечества с 1790-х гг. сосредоточилась основная часть русско-азиатской торговли по Волжско-Каспийскому пути. Вследствие этого, персидское купечество стало сосредотачивать в своих руках торговый флот. И на протяжении всей первой половины XIX века оно прочно удерживало позиции в коммерческом судовладении в регионе.

PIROVA, R.N.

THE MERCHANT NAVY OF ASTRAKHAN PERSIAN MERCHANTS IN THE FIRST HALF

OF THE XIX CENTURY

Keywords: Persian merchants, the Russian-Asian trade, merchant navy, commercial shipping, ship-owner, industrial goods.

In the article, based on the analysis of archival sources analyzed the structure, quantitative characteristics, the volume of commercial traffics on merchant ships of the Persian merchants, who lived in Astrakhan in the first half of the XIX century. Due the number of objective reasons of economic nature, in the hands of the Astrakhan Persian merchants since the 1790-ies focused the main part of Russian-Asian trade along the Volga-Caspian way. Consequently, the Persian merchant became concentrated in the hands the merchant navy. And throughout the first half of the XIX century it is firmly held a positions in commercial ship-ownership in the region.

На протяжении столетий Астраханский торговый порт связывал Россию и азиатские государства и территории. Волжско-каспийский торговый путь являлся одной из главных торговых дорог России, и от эффективности торговых перевозок по нему во многом зависела российская промышленность. Привозимые через Астрахань сырье и полуфабрикаты -хлопчатник, шелк, красильные материалы нужны были русским мануфактуристам. А

вывозимые через Каспийское море русские промышленные товары (мануфактурные и металлические) находили емкий рынок сбыта [1].

В торговых отношениях с азиатскими странами через Астрахань, практически сразу же после ее основания в 1558 г., принимали участие русские и азиатские купцы. В течение XVIII века внешняя торговля со странами Востока через Астрахань находилась в руках астраханского русского купечества и армян, получивших права российского подданства и основавших в городе свою колонию.

В 1790-е гг. в торговом мореплавании на Каспийском море произошли существенные изменения в структуре коммерческого судовладения. Астраханское русское и армянское купечество переключили свои интересы на рыбопромышленность, которая оказалась на порядок более прибыльной, чем перевозка товаров по Каспийскому морю. В результате, коммерческое судоходство оказалось в руках персидских купцов. И на протяжении всей первой половины XIX века персияне уверенно удерживали свой приоритет, астраханская персидская купеческая община стала особо значимой [2].

Персидско-азербайджанская торговля в Астрахани, была неразрывно связана с персидскими рынками. Торгуя в городе, на Нижегородской и других ярмарках, в Москве и Санкт-Петербурге, персы неизменно поддерживали связь с родиной. И главной отраслью их торговли стал обмен товарами между Россией и Персией через Каспийское море [3].

Завоевав прочные позиции в торговле, персы весьма успешно стали решать для себя вопрос с перевозкой товаров. Аренда судов у русских и армянских судовладельцев практиковалась до конца 1780-х гг. Но уже в 1790-е персидские купцы в Астрахани стали покупать и строить собственные корабли.

Главное предназначение торгового флота персов, который был создан практически в течение десяти-пятнадцати лет [4] состояло в перевозке грузов по Каспийскому морю от персидского побережья, простиравшегося в начале XIX века от Закавказья на западе до туркменских владений на востоке.

Очень важной причиной, которая способствовала развитию персидского судовладения в Астрахани, была та, что подавляющее число торговцев осуществлявших торговлю с азиатскими странами и регионами через Астрахань, в том числе и сами персы, были мусульманами. Они охотнее доверяли перевозку груза своему единоверцу, считая это дополнительной гарантией того, что груз дойдет до адресата наверняка, в отличие от ситуации, когда бы перевозчиком выступал немусульманин - «кяфир», что могло навлечь недовольство высших сил и привести к порче товара или его утрате во время перевозки по морю. Во всяком, случае, астраханские таможенники так объясняли создавшуюся ситуацию

[5].

Осознав складывавшиеся реалии, в начале 1780-х гг. астраханские русские судовладельцы сами стали заключать договоры аренды с астраханскими персами, доверяя им свои торговые корабли. В свою очередь, последние очень быстро поняли выгодность коммерческих перевозок по морю. Как следствие: «...пользуясь расстроенным положением русских судохозяев, персияне нанимают у них суда даже без обязательства отвечать в случае потери оных, и на сих судах, как на собственных, отправляют также товары свои и чужие, получая за фрахт, сих последних, часто вдвое более против того, что за наем судна сами заплатили» [5].

В 1800-е гг. персидские купцы перешли от аренды к постройке и покупке судов. Причем даже русско-иранская война 1804-1813 гг. этот процесс не смогла затормозить. В ответ на свой запрос о ситуации, сложившейся в коммерческом судовладении, губернатор получил ответ из Городской Думы: «.многие торговцы из персиян, как российские подданные, так и персидские, начали не только приобретать покупкою и за долги большие мореходные суда, шкоутами именуемые, но и вновь при астраханской верфи строить и отправлять со своими собственными и фрахтовыми товарами в Персию» [5].

Основным видом торгового судна на Каспии в рассматриваемый период был шкоут [6, с. 148]. Правда в официальной переписке, документах торгового оборота они могли

именоваться кораблями, бригами, транспортами, бригантинами, расшивами и др. Паспортов у судов не существовало и сам хозяин, как правило, самостоятельно определял тип своего судна. Но на самом деле, все они были однотипными и известными в истории мореплавания как шкоуты [7]. Шкоуты имели хождение по всей акватории Каспийского моря и строились при всех портах его, вне зависимости от того, российским он был или нет. Грузоподъемность шкоутов составляла от 1,5 до 5 тысяч пудов, длина от 75 до 100 футов [8].

Очень быстро персы разобрались, что постройка судна из переправлявшегося с верховьев Волги строевого леса и разбитых крупных мачтовых судов, обходится гораздо дешевле покупки готовых в Астрахани.

К примеру, в 1822 г. персидский подданный, астраханский 2 гильдии купец и петербургский временный купец Али Медыев писал Министру финансов: «Находясь в России несколько уже лет для произведения торговли, полезной для государств российского и персидского, я, для скорейшего и удобнейшего доставления из Астрахани в Персию покупаемых мною на здешних мануфактурах произведений, а особенно на императорских стеклянном и фарфоровом заводах, изделий, оных ежегодно в значительном количестве, расположился иметь собственное мореходное свое судно. Вследствие чего, испрося надлежащее соизволение, я таковое судно на собственный мой счет нынешний год построил (затратил 2218 руб., оценено в 1600 руб.) собственное мое мореходное судно. Потом, следуя существующим на сей счет постановлениям, оное было по надлежащему освидетельствовано, оценено, уплачены за него установленные пошлины и получено на него мною узаконенное свидетельство, а для отправления в море надлежащие паспорты, с которыми отправил я оное с товарами российскими к персидским владениям» [9].

Согласно «Ведомости о количестве мореходных судов, имеющихся у жителей Астраханской губернии, о количестве судов, пропущенных в море в 1809-1811 гг.», в 1809 г. из Астраханского порта с товарами ушли в море 32 судна. Хозяевами 23 из них были персы. В 1810 г. было зафиксировано 45 судов, из которых 31 принадлежало персидским купцам, а в 1811 г. - 30 судов, 18 из них принадлежало персам [10].

Еще один факт, который следует из анализа этого источника: для российских властей каспийская морская торговля была одним из приоритетных направлений в политической и экономической стратегии государства. Несмотря на состояние войны, в которой находились Россия и Персия в 1804 г., у чиновников никакого удивления не вызывало участие в торговых операциях и персидского купечества, и принадлежащих им судов. При этом указанные выше сведения собирали для отправки в министерство финансов, а не для создания каких-либо препятствий в осуществлении торговых операций персиян или лишения их собственности.

В 1820 г. губернское правление решило провести опись судов и их владельцев, «в соответствие с Манифестом 1 января 1807 г., согласно которым иметь мореходные суда имели право только купцы 1 и 2 гильдии». В результате, правление выяснило, что 14 русским астраханским купцам принадлежало 43 судна. 10 армянам - жителям Астрахани - 11 судов. Мусульманам по этой описи принадлежали:

- Бухарского двора татарину Ашурали Баубекову - 1;

- Астраханскому из персиян купцу Ага Муталипу Мирзе Казимову - 4;

- Астраханскому из персиян купцу Агамиру Алиеву - 1;

Бакинским персиянам

- Мамет Салих Кадырову - 1,

- Аджи Мамет Аджи Абдуллаеву - 3;

- Сафару Нур Магомедову - 1;

- Сеитулле Арустамову - 1;

- Рза Сеитханову - 1;

- Мулле Зейнал Мирзе Салимову - 1;

- Ширванскому персиянину Раиму Шафиеву - 3;

- Ленкоранскому Мир Абуталиб Мир Багирову - 2;

- Ленкоранскому Мамеду Асану Алиеву - 1;

- Сальянскому Алиаскеру Асанбекову - 1.

То есть 13 хозяев-мусульман владели 21 судном [11].

В 1825 г. 19 судов принадлежали 11 судохозяевам-персиянам [12].

В канцелярии астраханского военного губернатора в 1835 г. торговлю персов и их судовладение в Астрахани обозначили как «важнейшие в отношении внешней торговли империи на сем направлении» [13]. Таким образом, осознавая доминирование персидского купечества в торговле на Каспии и ее необходимость для российской экономики, власти не препятствовали персам в создании ими своей торговой флотилии.

Торговый флот персиян увеличивался из года в год, от десятилетия, к десятилетию. К 1835 году создалось положение, когда собственно персидский (то есть, ходивший под флагом шаха) торговый флот на Каспии перестал существовать; но российские суда (под флагом империи), перевозившие товары Каспийскому морю в Персию и обратно, «принадлежат исключительно Астраханским персиянам, которые пользуются званием и правами российских подданных» [6, с. 150]. Чиновники МВД, в свою очередь, констатировали в своем официальном обозрении: «С тех пор, как Персидские купцы, поселившись в Астрахани стали записываться в гильдии, чрез что приобрели право иметь свои суда на Каспийском море, торговля наша мало по малу переходит в их руки, и ныне почти исключительно ими производится» [14].

К середине 1840-х гг., канцелярия астраханского губернатора отмечала, что персидские купцы в Астрахани являются владельцами не просто шкоутов, а больших трехмачтовых судов, которые были в состоянии поднять груз до 30 тысяч пудов [15]. Строительство новых судов-шкоутов и покупка их у русских судовладельцев также становились значительней из года в год. Так, например, из 44 выданных астраханским городовым магистратом в 1846 г. «паспортов» на новые суда при Астраханском торговом порте, 16 принадлежали персам [16]. Причем персы приобрели или выстроили самые большие и дорогие шкоуты, стоимостью в 2500-3500 рублей (при среднем значении в 15001800 руб.).

Самыми крупными персидскими судовладельцами в Астрахани в 1830-1840-е гг. стали купцы Абуталиб Мир Багиров, Алиакбер Аджи Усейнов, Рза Шафиев, Ады Медыев, Мирза Казимов. Совокупные обороты от перевозки товаров этих купцов в 1830-е гг. Министерство финансов оценивало до полумиллиона рублей ежегодно [17].

Впоследствии Мир Багиров и Усейнов смогли осесть в Астрахани, переключившись в 1850-е гг. на операции с недвижимостью и торговлю персидскими фруктами на Волжско-Каспийском пути, в том числе и крупными партиями на нижегородской ярмарке. Они стали основателями собственных купеческих династий в городе. Остальные так и не смогли освоить новые формы предпринимательства, и их финансовое благополучие закончилось вместе с эрой парусного флота. Упадок коммерческого торгового флота астраханских персиян был связан с геополитическими процессами в регионе, с одной стороны, и с техническим прогрессом, с другой.

Менялась и геополитическая ситуация. Успешное для Российской империи окончание русско-иранских войн 1804-1813 гг. и 1826-1828 гг. привело к включению в ее состав западного побережья Каспийского моря и его главного порта - Баку. Бакинские предприниматели издавна составляли конкуренцию астраханским. Ну а при равных социо-экономических условиях, созданных российским законодательством в 1830-е гг., бакинцы уверенно начали лидировать в торговле с Ираном и постепенно вытеснять астраханцев из каспийской акватории. В результате, к началу 1850-х гг. практически весь флот астраханских персиян оказался переписанным в Бакинский порт, который имел не только традиционные связи с Персией, но и более выгодную акваторию, более удобные дороги для осуществления торговли на Кавказе и в Северном Причерноморье [18].

Другим фактором, приведшим к исчезновению астраханского персидского судовладения, стало появление парового флота. Первые пароходы фирмы «Кавказ и

Меркурий» отправились с грузом к персидским берегам из Астрахани в 1852 г. Парусный торговый флот постепенно становился анахронизмом. Хотя в незначительном количестве шкоуты, принадлежавшие персиянам, продолжали курсировать по Каспию, перевозя незначительные грузы вплоть до начала ХХ века.

В целом, осуществляя в течение полувека посредническую торговлю между Россией и азиатскими странами и территориями на Каспии, персидское купечество, осевшее в Астрахани, играло важную роль в российско-персидской торговле. Снабжая молодую российскую мануфактурную и фабрично-заводскую промышленность необходимым сырьем, оно, безусловно, прямо и косвенно способствовало осуществлению промышленного переворота в России. Кроме того, персидское купечество способствовало формированию особой культуры межэтнических дружественных отношений в нижневолжском регионе, который и в настоящее время является одним из самых многонациональных в России. В этом отношении опыт прошлого бесценен и может быть востребован в современной системе экономических и политических связей между странами Прикаспия.

Литература и источники

1. Имашева М.М. Вопросы русско-азиатской торговли через Астрахань в первой половине XIX века. - Саратов: СГАУ, 2010. - С.88.

2. Гусарова Е.В. Астраханские находки: история, архитектура, градостроительство Астрахани XVI-XVIII вв. по документам из собраний Петербурга. - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2009. - С.112.

3. Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф.1. Оп.1. Д.1070. Л.25.

4. РябцевА.Л. Роль Ирана в восточной торговле России в XVIII в. - М.: Тип. Mill У 2002. - С.23.

5. ГААО. Ф.1. Оп.1. Д.1070. Л.26.

6. НебольсинГ.П. Статистические записки о внешней торговле России. - СПб.: Тип. Деп. Внеш. торговли, 1835.

7. Карелин Г.С. Путешествие Г.С. Карелина по Каспийскому морю в 1832-1836 гг. - СПб.: Тип. Имп. АН . -С.459.

8. Астраханские губернские ведомости. - 1839. - №44.

9. ГААО. Ф.1. Оп.6. Д.2416. Л.Л. 35-35об.

10. ГААО. Ф.1. Оп.9. Д.381. Л.25.

11. ГААО. Ф.13. Оп.1. Д.35201. Л.Л. 3-5.

12. ГААО. Ф.1. Оп.1. Д.1070. Л.78об.

13. ГААО. Ф.2. Оп.1. Д..182. Л.40.

14. Обозрение состояния городов Астраханской губернии в 1835 г. - СПб.: Изд. Статистического комитета, 1837. - С.13.

15. Астраханские губернские ведомости. - 1845. - №26.

16. ГААО. Ф.433. Оп.1. Д.181. Л.12-55об.

17. Государственная внешняя торговля Российской империи в разных ее видах. - СПб.: Департамент внеш. торг., 1831-1851.

18. Бутенко В.А. Краткий очерк истории русской торговли в связи с историей ее промышленности. - М.: Тип. тов. И.Д. Сытина, 1911. - С.92.

References and Sources

1. Imasheva M.M. Voprosy russko-aziatskoj torgovli cherez Astrahan' v pervoj polovine XIX veka. - Saratov: SGAU, 2010. - S.88.

2. Gusarova E.V. Astrahanskie nahodki: istoriya, arhitektura, gradostroitel'stvo Astrahani XVI-XVIII vv. po dokumentam iz sobranij Peterburga. - Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2009. - S.112.

3. Gosudarstvennyj arhiv Astrahanskoj oblasti (GAAO). F.1. Op.1. D.1070. L.25.

4. Ryabcev A.L. Rol' Irana v vostochnoj torgovle Rossii v XVIII v. - M.: Tip. MPGU, 2002. - S.23.

5. GAAO. F.1. Op.1. D.1070. L.26.

6. Nebol'sin G.P. Statisticheskie zapiski o vneshnej torgovle Rossii. - SPb.: Tip. Dep. Vnesh. torgovli, 1835.

7. Karelin G.S. Puteshestvie G.S. Karelina po Kaspijskomu moryu v 1832-1836 gg. - SPb.: Tip. Imp. AN . - S.459.

8. Astrahanskie gubernskie vedomosti. - 1839. - №44.

9. GAAO. F.1. Op.6. D.2416. L.L. 35-35ob.

10. GAAO. F.1. Op.9. D.381. L.25.

11. GAAO. F.13. Op.1. D.35201. L.L. 3-5.

12. GAAO. F.1. Op.1. D.1070. L.78ob.

13. GAAO. F.2. Op.1. D..182. L.40.

14. Obozrenie sostoyaniya gorodov Astrahanskoj gubernii v 1835 g. - SPb.: Izd. Statisticheskogo komiteta, 1837. - S.13.

15. Astrahanskie gubernskie vedomosti. - 1845. - №26.

16. GAAO. F.433. Op.1. D.181. L.12-55ob.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Gosudarstvennaya vneshnyaya torgovlya Rossijskoj imperii v raznyh ee vidah. - SPb.: Departament vnesh. torg., 1831-1851.

18. Butenko V.A. Kratkij ocherk istorii russkoj torgovli v svyazi s istoriej ee promyshlennosti. - M.: Tip. tov. I.D. Sytina, 1911. -S.92.

ПИРОВА РЕНА НИЗАМИЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры Государственно-правовых дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства (pirova1969@mail.ru)

PIROVA, RENA N. - Ph.D. in History, Associate Professor, Dagestan State University of National Economy (Mahachkala)

УДК 93/94

АЛЕШИН П.Н.

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗЕМСТВА И ОБЩЕСТВА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. В РОССИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ЗЕМСКОЙ СТАТИСТИКИ И УФИМСКОЙ ЗЕМСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)

Ключевые слова: земство, местное самоуправление, агрономия, статистика, справочник, исторический опыт.

Статья посвящена анализу исторического опыта земского самоуправления в области построения системы информационного взаимодействия с населением. По сведениям, полученным из губернских статистических комитетов, составлялись комплексные описания губерний или же отражались какие-либо отдельные отрасли их хозяйственной жизни. Результатом сбора данных сведений стала публикация соответствующих изданий, позволяющих проводить агрономическое консультирование, внедрять соответствующее профильное образование и наладить в регионе издательское дело. Показано, что важнейшим направлением деятельности местных земств явилась широкая просветительская работа, обеспечившая распространение среди населения сельскохозяйственных знаний.

ALESHIN, P.N.

FEATURES OF INFORMATION INTERACTION BETWEEN THE ZEMSTVO AND SOCIETY IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES. IN RUSSIA (ON THE MATERIAL OF ZEMSTVO STATISTICS AND THE UFA ZEMSTVO PERIODICALS)

Keywords: zemstvo, local government, agriculture, statistics, reference, historical experience.

This article analyzes the historical experience of territorial self-government in the field of construction of system of information interaction with the population. According to information obtained from the provincial statistical committees had compiled a comprehensive description of the provinces or reflect any particular industry of their economic life. The result of data collection information was the publication of the relevant publications that allow agronomic consulting, implementation of appropriate vocational education and to establish in the region, publishing. It is shown that the most important direction of activity of local zemstvos was wide educational work, which provided distribution of agricultural knowledge among the population.

Проблема становления и развития земского самоуправления в Российской империи в настоящее время находится в спектре актуальных научных интересов историков [3; 4; 5; 6; 7; 9]. Причины такого внимания кроются в том, что период деятельности этих органов местного самоуправления относится ко времени формирования в стране основ гражданского общества (со своими плюсами и минусами).

Перед образованными земскими единицами России возникли общие абсолютно для всех губернских земств вопросы: с чего начинать развитие экономики территории, в частности сельского хозяйства, как его организовать, какие меры требуются на определенной территории, чтобы получить максимальный результат, что даст модернизация аграрной сферы для экономического развития края. Такие вопросы поставили перед земствами задачу ближайшего знакомства с условиями, характерными для развития хозяйственной жизни своего региона, а также постоянного наблюдения за происходящими в нем жизненными явлениями. Прежде всего, земским учреждениям были нужны подробные статистические данные, необходимые для правильного проведения финансовых вложений, которые не были подготовлены государственной статистикой. Итогом этого стало то, что многие земства сами взялись за организацию своей собственной, местной статистики.

Исследование, проведенное профессором М.И. Родновым, показывает, что земские статистические исследования, в отличие от государственной статистики, проводились сравнительно по более узкой территории - уездам и волостям (Уфимская губерния), а это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.