\ ТОРГОВЫЕ СЕТИ \
Закон
какпредмет
торговли
Президиум правительства России одобрил проект закона «О торговле». В сентябре закон может быть окончательно принят Госдумой, а его вступление в силу назначено на 1 января 2010 года.
Иван ЯКУБОВ
О необходимости разработки законопроекта «О торговле» заговорили еще несколько лет назад. Тогда еще глава Минсельхоза Алексей Гордеев сетовал Владимиру Путину на торговые сети, которые притесняют отечественных сельхозпроизводителей. Президент поручил разработать проект закона, который бы регулировал отношения между представителями торговли и производителями.
«Разработка закона — это не объективная необходимость, а субъективный интерес одной из заинтересованных групп, а именно некоторой части поставщиков продукции, — уверен старший научный сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков. — Болезненные споры вокруг закона объясняются обострившейся конкуренцией между поставщиками, поскольку на каждое место на полке обычно есть несколько претендентов.
Жесткая конкуренция порождает естественное желание производителей каким-то образом ее уменьшить. Тем более можно использовать государство как инструмент в конкурентной борьбе с другими коллегами».
Тем не менее председатель Общественного совета при Минсельхозе России Надежда Школкина считает, что будущий закон должен стать основой для формирования единой нормативной правовой базы и устранить в ней существующие пробелы (те же ценовые сговоры розничных операторов или поставщиков товаров, дискриминацию отечественного производителя, возможность монополизации рынка, особенно в регионах). Кроме того, необходимо унифицировать нормы, так как
сейчас эту сферу регулирует более 600 нормативных и правовых актов, а также создать прозрачные и четкие «правила игры» для отрасли (в частности, определить регламент взаимодействия между властями и розницей, в том числе по открытию магазинов, проведению плановых проверок, сертификации продукции и розничных предприятий, регулированию/дерегулированию цен).
Разработку своих вариантов законопроекта одновременно вели Минпромторг России и Госдума РФ. Участники рынка их так и окрестили: вариант Христенко (глава Минпромторга), который поддерживал ретейл и проект Яровой (депутат Госдумы РФ Ирина Яровая), который во многом был написан под влиянием аграриев.
Сельхозпроизводители хотели убрать искусственные барьеры на пути реализации своей продукции в торговых сетях: «входные билеты» в наиболее востребованные розничные предприятия (их цена — от $500 до $500 тыс. в зависимости от вида товаров и аппетитов розничных операторов), отсрочки платежей за поставленную продукцию (доходило до 90 дней), премию за объем реализованной продукции. Входные билеты, бонусы за продажи, оплата продвижения и выкладки товаров снижают доход производителей в среднем на 10%.
Помимо того, сельхозпроизводители просили запретить сетям продавать товары ниже цены поставки на распродажах, чтобы таким образом не сбивать цены в целом на рынке. Так, сенатор Сергей Лисовский, занимающийся в Совете Федерации РФ аграрно-продовольственным сектором, глава компании ЗАО «Моссельпром» считает, что распродажами пользуются крупные торговые сети, чтобы уничтожить средний и малый бизнес. «Этот запрет нелепый, — считает президент Союза потребителей РФ Петр Шелищ. — Практика распродаж во всем мире свидетельствует о том, что для продавца такой прием порой бывает вынужденной мерой, чтобы спасти часть потраченных денег. Это обычная практика сетей — они заманивают низкой ценой на определенный товар, чтобы пришли люди и заодно купили еще что-нибудь по ценам, которые дают им основную прибыль».
Кроме того, аграрии требовали установить запрет на слишком длительные отсрочки платежа. «Но эти меры только повредят поставщикам, — уверен Вадим Новиков. — Если будет запрещено конкурировать за счет отсрочек, они будут более жестко конкурировать непосредственно за счет цены. Конкуренция поставщиков никуда не исчезнет, но они в ущерб себе лишаются гибкости в переговорах: отсрочка нередко менее болезненна, чем, например, прямая скидка».
«Когда мы говорим о том, что 5 руб. — закупочная цена молока у производителя, а в сетях оно стоит за 40 руб., то создается впечатление, что эти 35 руб.
52 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (88) 2009
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
РИА-НОВОСТИ
ПремьерВла- разницы остались в торговой сети. Конечно, это не димир Путин так, — убеждают в Ассоциации компаний розничной
лично посетил торговли (АКОРТ). — Во-первых, в 40 руб. примерно супермаркет 30% занимает стоимость тетрапаковской упаковки. Есть «Перекресток» еще стоимость услуг переработчиков. В этой связи счи-и убедился в ре- тать, что сетям достается сколько-нибудь значимая сум-альной накрутке ма из этих 40 руб., неправильно».
цен торговцами Представитель АКОРТ объясняет, что входные бонусы
на основные про- и отсрочки уже включены в цену поставщика и ту, что по-дукты питания. купатель видит на прилавке: «А если отпустить вниз все эти бонусы, то это приведет к недополученной прибыли производителя». Продавцы объясняют, что входной бонус — это плата за появление товара в престижной торговой сети, которая одновременно служит выставочным залом. Это дешевле прямой рекламы, а эффект и результат в несколько раз выше.
«Поэтому если кто-то из поставщиков хочет снизить цены и убрать бонусы, мы готовы обсудить, чтобы их не было и была просто более низкая цена, — продолжает представитель АКОРТ. — Но никто этого не хочет. Основная цель производителей, которые вовлечены в эту политическую игру, — чтобы цены остались на том же уровне, как они есть, но входных бонусов не было».
Чтобы разобраться с ситуацией, премьер Владимир Путин лично посетил супермаркет «Перекресток», убедился в реальной накрутке цен торговцами на основные продукты питания. В то же время он, проводя совещание по вопросам регулирования торговой сферы, признал, что ценообразование зависит от общего состояния экономики в стране, от объективных издержек, связанных с транспортом, с энергетикой, с платой за аренду, за «серую» ренту, кредитные ресурсы.
Премьер дал указания представить окончательный вариант законопроекта о торговле. Откровенно «ан-тиретейловский» проект закона, который подготовили
парламентарии под влиянием аграрного лобби, явно не устраивал Белый дом. Власть вовсе не заинтересована в полной и окончательной победе производителей над ретейлом — через сети реализуется не меньше трети всего продовольствия в нашей стране. И от потери такого рынка никто, включая покупателей, не выиграет.
В результате на недавнем заседании президиума правительства глава Минпромторга Виктор Христенко презентовал компромиссный вариант законопроекта. Так, стороны определились со сроками возврата денег торговыми сетями производителям. Для продуктов питания сроком годности до 10 дней, период возврата денег предлагается установить в 10 банковских дней с момента приемки товара. Для продуктов питания сроком годности до 30 дней — 30 рабочих дней. Для остальных продуктов питания, кроме алкоголя и табака, — 45 дней.
Закон может быть принят парламентом в сентябре, а в силу в этом случае он вступит с 1 января 2010 года. В доработанном варианте нет упоминания о прямом регулировании цен на продукты, ограничении наценок, пороге доминирования или преференциях для поставщиков отечественных товаров, отменены все премии и бонусы для торговых сетей. Единственное вознаграждение, которое по новому закону сеть может получить от поставщика — это премия за объем реализованной продукции, так называемая объемная скидка. Вместе с тем ретейлер может брать плату за рекламные, маркетинговые услуги, но договоры на их оказание должны заключаться отдельно. Сетям запрещается взимать плату «за вход» или изменение ассортимента и требовать сведения о договорах поставщика с другими торговыми компаниями.
Правительство решило отказаться от практики ограничения работы торговых сетей во времени, как и от предоставления права регионам ограничивать развитие торговых сетей на своих территориях — эти полномочия останутся только у федерального правительства. Вместе с тем торговые сети будет проверять ФАС на предмет доминирования в регионе. И такие проверки уже начались.
Явную победу сетей над аграриями в борьбе за «базовые договоренности» в торговле нельзя назвать окончательной. Парламентарии вполне могут вернуть в проект осенью 2009 года, по крайней мере, часть «антиретейло-вых» норм. Свои предложения, учитывающие интересы не только производителей и продавцов, но и покупателей, надеется внести и Петр Шелищ. «Не нужно забывать, что в первую очередь этот закон должен обеспечить соблюдение прав потребителя, — предупреждает Надежда Школ-кина. — Вопрос в том, получит ли он доступные цены, необходимый ассортимент как российской, так и импортной продукции, высокое качество товара и обслуживания».
Так, в частности, Союз потребителей России считает важным возложить на региональную власть обязанности по установлению норм территориальной доступности объектов розничной торговли. Подобное предприняли власти Санкт-Петербурга, которые озаботились присутствием основных продуктовых товаров в шаговой доступности от любого населенного пункта.
«Я также предлагаю обязывать изготовителей узкого ассортимента социально-значимых товаров указывать в маркировке свою отпускную цену. Это опять-таки усилит конкуренцию, так как потребитель будет понимать, сколько он переплачивает», — говорит Петр Шелищ.
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (88) 2009 53