Научная статья на тему '\ торговые сети \ союзники по несчастью'

\ торговые сети \ союзники по несчастью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ торговые сети \ союзники по несчастью»

\ ТОРГОВЫЕ СЕТИ \

Союзники по несчастью

Чтобы добиться более выгодных цен от производителей, выдержать натиск столичных супермаркетов, небольшие региональные сети объединились в союз. Рассказывает Дмитрий Мельников, замдиректора по экономике и финансам крупнейшей в Республике Удмуртия торговой компании «Ижтрейдинг».

1

Дмитрий

МЕЛЬНИКОВ,

замдиректора по экономике и финансам торговой компании «Ижтрейдинг»

Максим

Акимов

— Дмитрий валентинович, каковы отличительные черты вашей торговой сети?

— В первую очередь «Ижтрейдинг» — учредитель и один из ведущих участников Союза малых сетей России (сейчас Союз независимых сетей России).

Во-вторых, мы работаем в разных форматах (магазин у дома, супермаркет, гипермаркет). Таких сетей немного в стране. С одной стороны, это наше конкурентное преимущество, которое позволяет обеспечить максимальный охват клиентов, с другой — недостаток. Достаточно сложно работать в разных торговых форматах. Но в результате по оборотам мы являемся ретейлеровыми лидерами в Ижевске.

— А чем плоха многоформатность?

— Она привносит дополнительные сложности в управлении. Сегодня мы представлены во всех городах Удмуртии, плюс есть магазины в Пермском крае (город Чайковский) и Башкортостане (Нефтекамск). Соответственно, существуют региональные особенности, которые надо учитывать при управлении разными категориями товаров. Есть исторически сложившиеся предпочтения людей. Например, население, живущее в небольших городах, любит продукцию своих пищекомбинатов, кондитерских фабрик и прочих производителей. С этим мы вынуждены считаться.

Плюс сеть «Ижтрейдинг» формировалась эволюционным путем. У нас достаточно разношерстный набор оборудования, который привносит свои сложности при формировании товарных матриц. В «Ижтрейдинге» завершается проект смены информационной платформы, и мы надеемся, что к концу года у нас заработает качественная система управления разными торговыми форматами.

— Предпочтения потребителей усложняют системы управления и логистики?

— Есть региональные особенности торговли в национальных республиках. Например, в Татарстане и Башкортостане алкогольное направление очень жестко регулируется местными властями. Там чужого алкоголя не признают.

— А каковы особенности торговли у вас в республике Удмуртия?

Объединение ретейлеров было основано в 2006 году как Союз малых сетей России. В ноябре 2007-го переименовано в Союз независимых сетей России. С 2007 года в интересах сетей-участников (союзников) начал работать

Федеральный закупочный союз ЗАО «Система «Т3С». На сегодня 46 сетей — участников Союза НСР представлены более 1370 торговыми точками различных форматов в 42 регионах шести федеральных округов России.

— В Приволжском регионе у нас традиционно низкая сумма чека, самые невысокие доходы населения. Долгое время сумма чека находилась на уровне 120-140 руб. В последние несколько лет эта величина стала расти, в среднем на 20 руб. в год. Сейчас мы вышли на 190-200 руб. — конечно, за счет магазинов крупных форматов (чек на уровне 400-500 рублей).

— За счет чего происходят изменения?

— В последние годы был ярко выражен рост предпочтений покупателей в пользу продукции местного производства. Кроме того, еще пять-шесть лет назад невозможно было поверить, что люди перестанут резать салаты дома и будут покупать готовые у нас. То же самое случилось с мясными полуфабрикатами. Но кризис эти процессы несколько затормозил и даже повернул вспять.

«не мешают — и это хорошо»

— Удмуртские власти каким-то образом оказывают содействие развитию республиканскому ретейлу?

— Открыто декларировалось, что региональное министерство торговли каким-то образом противодействует приходу в Удмуртию федеральных сетей. В чем оно выражалось, мы не знаем. Ярко выраженного протекционизма местным сетям мы не видим. Не мешают, во всяком случае, и это уже хорошо. А вообще, Ижевск входит в пятерку российских городов с самой высокой долей сетевой торговли. У нас есть конкурирующие между собой региональные компании. Это мы, «Айкай», «Столичный» и т.д. Соответственно, эта внутренняя конкуренция стимулировала к развитию. И Ижевск, где сотни разрозненных магазинов и индивидуальных предпринимателей, долгое время был не очень интересен федеральным ретейлерам, которые любят приходить в «чистое поле». С их появлением индивидуальные торговые точки фактически «умирают», это сейчас происходит у нас в райцентрах. Когда вторая по размеру в стране федеральная сеть «Магнит» открывает свой магазин, местная торговля загибается.

— Почему?

— У них другая стоимость логистики, иные закупочные цены, широта ассортимента. Ну и конечно, ценовая политика. А чем беднее город, тем более важна цена для потребителя.

— в тех же райцентрах открыты и ваши магазины. как конкурировать региональным сетям с федеральными и ставите ли вы такую задачу в долгосрочной перспективе?

— Задача такая есть. Прежде всего, нужна экономическая логика. Непонятно было, как собирается у нас существовать «Вестер» или «Мосмарт». Фактически это — одиночный гипермаркет на республику. С точки зрения операционной прибыли это невозможно. Ее даже в ноль очень сложно вывести. Да, за этими ретейлерами была крепкая

финансовая поддержка, и поначалу они вели себя очень

уверенно. Но этот «финансовый жирок» не навсегда, и, в конце концов, «Мосмарт» ушел, «Вестер» уходит.

В Ижевске достаточно серьезная конкуренция, все хорошие места давно распределены между местными сетями. «Магнит» ставит свои магазины в таких точках, где операционную эффективность свести к какому-то положительному результату крайне сложно. Они «взломали» цены по аренде (стоимость резко увеличилась), серьезно увеличилась

tASI NEWS

\ ТОРГОВЫЕ СЕТИ \

стоимость приобретения торговых объектов. Но чудес не бывает — все вернется на свои места тогда, когда федеральные сети будут «жить» на прибыль по операционной деятельности. Пока есть внешний приток дешевых ресурсов, будет происходить агрессивная экономически неоправданная экспансия.

С появлением федерального сетевого ретейлера индивидуальные торговые точки в небольших городах фактически «умирают».-'

— «Магнит» активно открывает магазины по всей стране.

— Они немало и закрывают. Это нормально, потому что из Москвы или из Краснодара не увидеть всей специфики конкретного места, но можно попробовать. Эти пробы, очевидно, у них заложены в бюджете. Плюс у них есть формат, который, действительно, мы считаем конкурентным для себя — большие супермаркеты и ги-пермаркеты. С приходом в республику «Магнита» резко подорожала рабочая сила. «Магниту» приходится давать высокие оклады персоналу, которые для Ижевска позволят оттянуть достаточно большое число хороших специалистов. Это отразилось непосредственно и на нас.

— возрастают ваши издержки?

— Естественно. Мы вынуждены людей удерживать. И все это происходит на фоне ужасной демографической ситуации. Трудовых ресурсов катастрофически не хватает. Но мы планируем, как и наши московские коллеги, воспользоваться ресурсами регионов с избытком рабочей силы, если этому процессу не будет противодействия со стороны региональных органов власти.

— Есть вариант прихода федеральных сетей через покупку местного ретейлера?

— Если кто-то из наших конкурентов будет продан — это худший для нас вариант. Он плох потому, что наши региональные конкуренты нам известны и понятны, мы

ТОРГОВАЯ ГРУППА «ИЖТРЕйДИНГ» начала свою деятельность в 1992 году по направлению «Оптовая торговля продовольственными продуктами» и стала дистрибьютором многих российских предприятий. В настоящее время торговая сеть «Ижтрейдинг» — это сеть продовольственных магазинов, супер- и ги-пермаркетов (всего 56 торговых точек), расположенных во всех городах Республики Удмуртия, в Пермском крае (город Чайковский) и Башкортостане (Нефтекамск), распределительно-складской центр, производство мясных полуфабри-

катов, кондитерское и кулинарное производства, пекарни (15 шт.), сеть кафе, салон красоты. Общая торговая площадь магазинов — свыше 50 тыс. кв. м. В компании работает около 4 тыс. сотрудников. В среднем в день компанию посещает около 100 тыс. человек. Среднемесячный оборот розничной сети составляет 613 млн руб. Рост среднемесячного оборота в I квартале 2011 года по сравнению с I кварталом 2010-го составил 108 млн руб. Консолидированная выручка за 2010 год — 7,1 млрд рублей.

знаем, как работать друг с другом, и только наша собственная эффективность и система управления позволяют добиваться лидерства. Проще говоря, все региональные сети работают в поле экономической логики и здравого смысла, ни одна из региональных сетей не имеет возможности (в отличие от некоторых федеральных коллег) достигать лидерства, или скорее квазилидерства, за счет взрывного роста затрат по стоимости приобретения объектов, за счет аренды торговых объектов со ставками аренды, в 1,5 раза превышающими сложившийся в регионе уровень, за счет организации перетока персонала путем увеличения затрат на персонал и т.д. Говоря о продаже «региональной сети», я имею в виду реализацию сети федеральной, что отнюдь не исключает процессов слияния-поглощения на региональном уровне. — А у вас не возникало желания увеличить капитализацию компании и подороже продаться?

— Есть четкое желание собственников — не продаваться. Наша цель — стать крупнейшей мультирегиональной сетью в Приволжско-Уральском регионе по капитализации и оборотам.

Покупки сообща

— Сопоставимы ли у вас условия по закупочным ценам с федеральными сетями?

— Однозначно хуже, по многим позициям. Например, отпускные цены Procter & Gamble для сетей среднего и малого формата выше, чем розничные цены в «Магните». Абсурдная ситуация, которая должна приводить к одному: раз конкурировать по данному товару невозможно, его нужно исключать из ассортиментной матрицы. Многие идут по этому пути.

Как мы этому противодействуем? Три года назад в рамках Союза независимых сетей России (СНСР) создан Федеральный закупочный союз «Система «Т3С». Его цель — добиваться для участников равных условий с федеральными сетями по федеральным контрактам. Понятно, что эти условия можно получить только одним путем — консолидацией закупок и сопоставимостью объемов с федеральными сетями. Решаются поставленные задачи не столь быстро, как хотелось бы, но развитие этой структуры идет. Во всяком случае, мы успешно начали справляться с поставками товара первой цены. То есть в каждой категории должен быть товар, абсолютно интересный для всех, например подсолнечное масло. И мы действительно имеем минимальную цену в городе по этому и ряду других знаковых товаров для населения.

— вернемся к Системе «Т3С». как технически осуществляются расчеты и поставки товаров у столь разных участников СМСр?

— Есть единая программа, доступ к которой дается сети-участнику. В этой программе осуществляется заказ товаров, отслеживается товародвижение, производятся расчеты. Выгода для поставщиков — единый центр расчетов, несмотря на то что снабжение идет по разным каналам, в том числе через региональных дистрибьюторов. Схемы поставок не менялись, но финансовые потоки на все 100% проходят через Систему «Т3С».

Плюс для поставщиков — это гарантия 100%-ной оплаты. Созданы резервные фонды, и если какая-то

ЗАО «СИСТЕМА «Т3С» — Федеральный закупочный союз, созданный Союзом Независимых Сетей России и рядом региональных розничных сетей. Осуществляет заключение договоров поставок и маркетинга с федеральными поставщиками, занимается координацией и консолидацией централизованных заказов, закупок и поставок продукции для розничных сетей, входящих в состав СНСР. В рамках Системы «Т3С» работает 29 сетей (по состоянию на ноябрь

2010 года) с общим числом магазинов более 850 и консолидированным торговым оборотом около $1,5 млрд (по итогам 2009 года). Учредителями Системы «Т3С» стали СМСР (Союз малых сетей России) и торговые сети «Городок» (Астрахань), «Альянс» (Архангельск), «Семья» (Магнитогорск и Калининград), «Ижтрейдинг» (Ижевск), «Любимый магазин» (Самара), «Макаровский» (Муром), «АБК» (Москва), «Эконом» (Волжский).

Сотрудничество ТГ «Ижтрейдинг» с Удмуртским отделением ОАО «Сбербанк России» осуществляется в рамках развития эквайринга. Сегодня в 37 торговых точках Ижевска установлено 208 электронных терминалов для совершения расчетов с использованием банковских карт. В Удмуртской Республике в восьми магазинах установлено 30 терминалов. Сумма среднего чека по карте на 20-25% выше среднего чека по продаже за наличные.

сеть-участница задерживает деньги, Система «Т3С» задолженности покрывает.

— В чем проблема развития этой формы закупок?

— Я считаю, что основные проблемы — узкая номенклатура закупаемых товарных позиций и логистические проблемы. Нет качественного логистического обслуживания (транспорта, складских помещений).

Есть и внутренние противоречия. Часть сетей на региональном уровне имеет условия по какому-то товару аналогичные или даже лучше, чем у Системы «Т3С». Понадобилось немало времени, чтобы не считать сиюминутной выгоды именно от поставок отдельного товара, а получить прибыль по группе товаров «завтра» через Систему «Т3С». Немногие сети на это шли, фактически мы там были паровозами, несли дополнительные издержки. Результат есть, но его масштаб еще далек от того, чтобы говорить, что мы серьезно сравнялись по ценовым условиям по крупным федеральным поставкам.

Закон в сетях

— Как вы оцениваете принятый в прошлом году «Закон о торговле»?

— Отменить его целиком — была бы самая эффективная вещь. Сначала ему аплодировали поставщики, но когда они увидели реальную ситуацию, то сложностей у них возникло не меньше, чем у нас. В законе прописаны условия оплаты за поставленную продукцию, но сегодня эта проблема не столь актуальна. За последний год поя-

вились качественные факторинговые схемы. Многие ими с удовольствием пользуются, уже не оглядываясь на нас. С другой стороны, диктат сетей отчасти все равно остался, и поставщики вряд ли будут ссориться с сетью по нарушениям сроков уплаты, если, конечно, совсем не надумают разорвать отношения с продавцами.

Более актуальна проблема с долей сети на рынке, особенно в свете роста числа слияний и поглощений, но расчетной методики от Минпромтор-га нет. Что и как там будет считаться, непонятно.

— То есть закон не работает?

— В какой-то части работает. Например, по дополнительным санкциям к сетям. У нас по Союзу

была распространена информация, что если на однотипные группы товаров действуют разные бонусные или какие-то маркетинговые условия независимо от объемов, то сеть за это накажут. Странное решение ФАС. Я у одного поставщика закупаю на 100 млн руб., у другого — на 1 млн. И если процент вознаграждения, который причитается за маркетинг, оказывается разный в этом случае, то это — наказуемое деяние.

— И почему же закон о торговле стоит отменить?

— Закон называется «О торговле», но почему-то в нем речь идет только о торговых сетях. Как будто остальной торговли не существует. Причем упор идет на продовольственные группы. Если уж это закон о торговле, надо, чтобы он был сквозной, всеобъемлющий, касающийся любой торговой оптовой и розничной деятельности.

— ваши пожелания к закону?

— Закон должен отвечать на простые вопросы — где и когда можно торговать, чем торговать, какие требования должны быть к продавцу, чем и как обеспечивается наличие конкуренции в торговле. Закон должен обеспечивать свободу торговли.

— Какова средняя наценка в вашей сети?

— 18%. Она была увеличена недавно, мы долгое время работали на 15%.

— Есть ли корреляция между ростом заработных плат различным категориям госслужащих, повышением пенсий и других социальных выплат и увеличением стоимости продуктов в рознице?

— Прямой зависимости, наверное, нет. Во всяком случае, мы наценку не увеличиваем. Но ясно, что рынок реагирует на новые возможности. Если есть повышение тех же пенсий, видно, что цены в течение двух-трех месяцев подтягиваются в сторону увеличения от производителей.

— Сети жалуются, что это производители увеличивают свои цены и, соответственно, они вынуждены переписывать ценники. Вы говорите о стабильной наценке в 15-20%. Откуда безумный рост на продовольственные продукты?

— На этот вопрос даже ФАС не ответил, проведя множество проверок. Я думаю, большая часть роста лежит на производителях. Когда мы говорим, что у нас 4% рентабельности, обычно производители реагируют так: зачем этим бизнесом заниматься?

— А разве рентабельность отечественных ретей-леров составляет 4%?

— Это практически базовый показатель отрасли. Лучшие сети имеют рентабельность 6,5-8%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.