уктовыи переполох
Ускоренное торможение
Начиная с октября 2008 года, большинство продуктовых сетей столкнулись с серьезными проблемами, возникшими с изменением экономического климата в стране. Правительство России рекомендовало ВТБ и Сбербанку открыть социально ориентированным торговым сетям кредитные линии на рефинансирование долгов и пополнение оборотных средств. Заявки на средства для пополнения оборотного капитала на общую сумму 50 млрд. руб. сети подали в октябре 2008 года. Кредиты уже предоставлены X5 Retail Group (7 млрд. руб.),
«Магниту» (2,5 млрд. руб.), «Седьмому континенту» (2,5 млрд. руб.), «Мосмарту» (1,5 млрд. рублей).
По данным Минэкономразвития, оборот розничной торговли в 2007 году составил 116,1% по отношению к предыдущему году, в 2008-м — 114,8%, по прогнозам на 2009 год, он достигнет 113,2%. По мнению же аналитика инвестиционной компании «Юникредит Атон» Анны Кочкиной, размер российского розничного рынка продуктов питания в этом году останется на уровне прошлого ($240 млрд.), а его рост возобновится лишь в 2010-м.
По словам директора саратовского магазина «Социализм» Татьяны Вьюновой,
в первой половине 2008 года магазин перевыполнял план прироста, но, начиная с III, а тем более в IV квартале общая выручка во всей сети снизилась на 20%. За девять месяцев прошлого года прибыль сократилась в магазинах «Седьмого континента» (на 25%, до$51,3 млн.), хотя чистая выручка увеличилась на 34% — до $1,18 млрд.
По мнению экспертов, самым тяжелым для продуктового ретейла станет I квартал этого года: спрос упадет, сократится предложение. Уже в ноябре 2008 года, по данным
Анна
ТИХОМИРОВА
Росстата, рост потребительского спроса составил 8% по сравнению с 12,3% увеличением месяцем ранее и 16,4% — в ноябре прошлого года.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин считает, что в 2009 году мы уже не увидим годовых темпов роста выручки на уровне 40—50% и более, который ранее демонстрировали ведущие игроки, заметно опережая рынок. Даже для крупных компаний этот показатель может снизиться примерно в 1,5—2 раза. Объемы продаж продуктов питания в целом по отрасли упадут на 15—25%.
Проигрыш середняков
Стоит отметить, что с сентября 2008 года началось перераспределение долей рынка продуктовой розницы от более дорогих супермаркетов в пользу дискаунтеров. На такой формат магазинов в основном переключились покупатели, которые до кризиса ходили в сети, работающие в среднем ценовом сегменте. Например, с начала нынешнего года в Саратове закрылись крупные сети «В Яблочко» и «Смарткауфф». В результате большая часть постоянных покупателей этих сетей перешли в магазины дискаунтеров, что, безусловно, закрепило позиции последних.
По мнению аналитика инвестиционной компании «Финам» Сергея Фильченко, доля дискаунтеров растет — с начала осени 2008-го она увеличилась на 7—10%. И этот процесс продолжится, поскольку потребитель начал искать магазины с более выгодной ценой. Об этом косвенно свидетельствует то, что среднее количество магазинов, которые посещает семья, увеличилось с 6,5 (на конец лета этого года) до 7,5. Люди посещают большее число магазинов в поисках более дешевых.
По данным Сергея Фильченко, отток посетителей порядка 3% наблюдается в магазинах «Седьмого континента» (1,8%), сети «Магнит» (3,16%) и в гипермаркетах «Карусель» (входит в Х5 Retail Group). Кроме того, на рынке заметно смещение спроса в сегменте среднего класса в пользу более дешевых продуктов. По словам Максима Клягина, выиграют те сети, у которых было развито сразу несколько форматов. Это, например, X5 Retail Group, «Магнит» и «Дикси». Как утверждает руководитель отдела PR компании «Дикси» Ярослав Греков, сегодня покупатели отовариваются в магазинах с более низкими ценами, большинство идут в супермаркеты «Дикси», поэтому спада покупательского спроса ре-тейлер пока не зафиксировал.
Не наблюдается оттока клиентов и в магазинах премиум-класса. Пресс-секретарь продуктовой сети «Азбука вкуса» Андрей Голубков полагает, что люди, которые традиционно ходят в супермаркеты премиум-кпасса, не склонны экономить на продуктах. Они привыкли к высокому уровню сервиса и определенному ассортименту, поэтому спада продаж в абсолютных цифрах нет.
Работа над спросом
В условиях финансовой нестабильности ре-тейлеры всеми силами стараются снизить издержки, и одним из способов экономии может стать существенное сокращение ассортимента товаров, в целях оптимизации накладных расходов. Причем, по мнению аналитиков, уменьшится только ассорти-
ментная линейка. Если до кризиса на полках было 20 сортов подсолнечного масла, то теперь останется 5 или 10 видов. О сокращении своего ассортимента первым объявил один из крупнейших ретейлеров страны — X5 Retail Group, объединяющий сети «Пятерочка» и «Перекресток». Наименований продуктов на прилавках этих магазинов станет в два раза меньше, причем это коснется всех категорий товаров, от мяса до напитков.
Основным направлением развития продовольственного ретейла станет увеличение доли дешевых продуктов. По словам Татьяны Вьюновой, покупатели стали более избирательны, в результате чего какие-то группы товаров просто зря занимают место на прилавке. По словам представителя хабаровской сети «НК «24 часа», покупатели переходят к менее дорогим сортам пива, сигарет, крепкого алкоголя. Зато на 20% вырос спрос на консервы. На 15% — снизился на минеральную и питьевую воду. И многие представители продуктовых ре-тейлов будут минимизировать торговую наценку, что должно привлечь покупателей в магазины.
Что касается работы премиальных супермаркетов, то и здесь руководители стараются вести комфортную ценовую политику. Андрей Голубков говорит, что супермаркет будет отказываться от работы с теми поставщиками, которые начнут повышать цены из-за роста курса евро и доллара к рублю или повышения себестоимости товара из-за удорожания сырья. Их продукция будет заменена на альтернативную.
Есть и другие маленькие хитрости, способные сохранить покупательский спрос. Так, в екатеринбургской сети «Кировский» на продукты вернулась цена 99,99 руб., конфеты и кондитерские изделия фасуют более мелкими порциями, молоко своего производства планируют упаковывать объемом не 1 л, а 990 г, при этом цена становится ниже на 15%.
В период экономического кризиса более крупные и прочные в финансовом отношении компании должны вытеснить с рынка менее стабильные сети. По мнению Максима Клягина, одним из результатов кризиса может стать весьма существенная консолидация продуктового ретейла и розничного рынка в целом. Если сегодня доля 10 крупнейших продовольственных ретейлеров не превышает 10—12% рынка, то за 1—2 года эта цифра может значительно вырасти. В 2009 году на продажу пойдут компании, которые из-за кризиса стали банкротами. Одним из консолидаторов, по мнению многих экспертов, будет Х5 Retail Group, опирающаяся на поддержку государства и обладающая достаточными собственными финансовыми ресурсами. Ш
|прямые инвестиции / №Qg (8g) £009 | реальный сектор
торговые сети