ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ XVII ВЕКА
Л.А. МУРАВЬЕВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации
РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ
Расширение промышленного производства и появление первых мануфактур создавали условия для изготовления избытка товаров, которые шли на продажу, т. е. на рынок. Наполнение рынка разнообразными товарами усиливало производственные, экономические и коммерческие отношения, а также расширяло торговые связи между различными областями государства. Оживлению рыночной торговли способствовала промысловая, ремесленная и производственная специализация, значительно усилившаяся в XVII столетии. Некоторые областные рынки имели свою торговую специфику: Поморье славилось изделиями из дерева и солью; Поволжье и Вологда - обработкой кож; Новгород и Псков - льняным полотном; Москва и Ярославль — текстильным производством; Тула, Кашира и Онежский край
— производством железа. Специализация затронула и сельское хозяйство. Главными районами товарного производства хлеба стало Среднее Поволжье и Верхнее Приднепровье, товарного производства льна и пеньки
- район Новгорода и Пскова. Конечно, районная специализация XVII в. носила относительный характер. Речь можно было вести только о преобладании определенной группы товаров. Тем не менее даже такая ограниченная специализация создавала условия для товарного взаимодействия отдельных районов страны, приводя к формированию всероссийского рынка.
Однако связи между отдельными районами развивались пока слабо и не отличались регулярностью. Это обстоятельство было во многом выгодно торговцам и значительно их обогащало. Большой разброс цен на одни и те же товары в различных регионах страны приносил купцам невиданные прибыли — до 100% на вложенный капитал. Многочисленная и достаточно разветвленная сеть сухопутных и речных путей, имевших как местное, так и общегосударственное значение, позволяла иметь сезонные торговые связи между изолированными друг от друга местными рынками. Заметными центрами оптовой внутри- и межобластной
торговли являлись ярмарки. Наиболее крупные из них приобрели всероссийское значение. Макарьев-ская близ Нижнего Новгорода ярмарка собиралась ежегодно в июле под монастырем святого Макария Желтоводского. Выгодное географическое положение сделало эту ярмарку связующим пунктом в торговле северных и центральных городов с Сибирью и низовыми городами европейской части государства. На главном торжище страны бойко сбывались зерно, крупы, рыба, металл и изделия из него. Но главными видами товаров, привлекавшими купцов не только из разных уголков нашей страны, но и из-за границы, оставались меха и ткани. Работала ярмарка в течение двух недель и пользовалась привилегиями царского правительства. При царе Алексее Михайловиче разрешалось в течение пяти дней торговать на ярмарке беспошлинно. По истечении пятидневного срока торговые операции начинали облагать налогами. Торговый оборот ярмарки составлял более 80 тыс. руб. [1].
С 1643 г. была узаконена Ирбитская ярмарка (на Урале), через которую товары попадали в Сибирь. Несмотря на ее большую популярность среди русских и иностранных торговых людей, до 1680-х гг. постоянных торговых помещений на ярмарке не было. Только с 1686 г. по челобитью верхотурского воеводы здесь начинается строительство торговых мест и казенного гостиного двора. Ирбитская ярмарка проходила в январе и собирала до нескольких тысяч человек. [2] В марте начинала действовать многолюдная северная Благовещенская ярмарка (на реке Ваге), на которую съезжались крестьяне и торговцы северных и многих других городов. Крупнейшей ярмаркой юго-западного края стала Свен-ская (у Брянска), игравшая важную роль в торговле России с Украиной. Обширную торговлю вели Нежинская и Тихвинская ярмарки. Прокопьевс-кая ярмарка (Сольвычегодск) стала своеобразным «смотром невест» и местом найма на работу перед уборкой урожая. Три месяца в году была открыта Архангельская ярмарка, одна из самых крупных в стране. Вместе с тем некоторые узловые пункты
общерусской торговли, известные в предыдущие века, потеряли прежнее значение. Смутное время нанесло окончательный удар по знаменитой ярмарке на Мологе у Холопьего городка.
Ключевыми торговыми центрами выступали многие российские города. Главенствующее положение оставалось за Москвой — центра как оптовой, так и розничной внутренней и внешней торговли. По всей Москве были рассредоточены торговые ряды и рынки. На Болотной площади торговли хлебом, на Трубной площади — лесом, на Моросейке — посудой и т.д. Широко была распространена мелкая торговля со скамьи, с саней, с кади, в шалашах и погребах, просто с рук под открытым небом. Всего в Москве насчитывалось около 4 тыс. различных торговых помещений и до 150 торговых рядов. Такого количества не встречалось ни в одном другом городе страны [3]
Главный торговый пульс столицы находился в Китай-городе, в котором было сосредоточено до 120 торговых рядов. Жилых домов здесь становилось все меньше, а торговых помещений, расположенных правильными рядами, все больше. Лавки были как деревянные, так и каменные. Каменные торговые ряды были построены впервые в 1596 г. после сильного пожара и впоследствии не раз перестраивались и увеличивались количественно. Из деревянных сооружений в Китай-городе остались бревенчатые мостовые и деревянные бочки с водой по углам улиц на случай пожара. Торговые ряды носили название по предметам торговли: рыбный, хрустальный, золотой, иконный, свечной, восковой, медовый, ореховый, кафтанный и пр. Ктомуже отличались узкой специализацией, впрочем, нередко нарушаемой. Разделение лавок на ряды по специальностям сохранялось вплоть до середины XIX в. В настоящее время названия некоторых из этих рядов сохранились в наименовании переулков: Рыбный, Хрустальный, Ветошный. Китай-город вместе с Красной площадью насчитывал до 680 мест торговли. Власти в фискальных целях строго регламентировали характер торговли, расположение рядов и величину лавок. Полная лавка была невелика и достигала площади 20 квадратных метров. При этом различались еще полулавки, 1 /4 и 1/8 лавки. При такой мелкой торговле весь товар в лавке иногда стоил 5-10 руб. [4]. Отмечая разумность и рациональность московской торговли по специализированным рядам, иностранцы нередко удивлялись многочисленности лавок и их мелким размерам. Кильбургер, посетивший Москву в составе шведского посольства в царствование Алексея Михайловича, писал: «...В городе Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя
бы в ином целом княжестве... Всякий без сомнения должен признать славу города Москвы и согласиться, что в ней ... много лавок, хотя большая часть из них так малы и узки, что купец едва может надлежащим образом повернуться между своими товарами» [5].
Но это совсем не означает, что в Китай-городе не велась крупная оптовая торговля. В старину название торговых помещений строго определяло и вид торговли. По Соборному Уложению 1649 г. и более поздним указам вторговых рядах должна производиться только розничная торговля, а на гостиных дворах — оптовая, а «врозь никаких товаров на гостиныхдворах не продавать», говорилось в указе от 4 сентября 1676 г. Строился Гостиный двор «царскою казной». Она же и собирала доход от его работы, сдавая в наем казенные лавки и палатки. Впоследствии, в Гостином дворе появились постройки, принадлежащие ведомствам (приказам), церквям, частным лицам. В 1626 г. Гостиный двор, по всей видимости, сгорел и в 1641 г. был сооружен новый, каменный. При Алексее Михайловиче возвели еще одно новое здание. Гостиный двор разделился на Старый (1641 г.) и Новый (1654 г.), названный шведом Кильбур-гером «наилучшим зданием в Москве».
Оптовыми покупателями внутри страны были исключительно царский двор, патриарх и состоятельные горожане, коих было немного. Они делали большие продовольственные запасы, храня их в кладовых и подвалах. За этим исключением основными оптовыми покупателями выступали иностранные купцы, в особенности англичане, пользовавшиеся большими привилегиями. Главным предметом их закупок была пушнина. До основания европейцами колоний в Канаде Московское государство было единственным поставщиком мехов в Западную Европу. Товары, шедшие за границу (меха, воск, медь, кожи), не выставлялись в лавках, а продавались оптом в Гостиныхдворах. При этом оптовые продажи на деньги производились в редких случаях. Имел место бартер - обмен российского товара на большие партии иностранной продукции. Новый Гостиный двор скорее выполнял функции торговой биржи по международным сделкам. Коммерческие сделки иногда заключались на иностранных гостиных дворах, в изобилии имеющихся в Москве. Так, английский двор располагался на Варварке, греческий — на Никольской улице, персидский - около старого Гостиного двора.
Ширятся и стабилизируются экономические связи Москвы с другими районами страны, начиная от подмосковных городов и кончая сибирскими городами и острогами. Московский рынок поражал разнообразием товаров — от съестных припасов до тончайших ювелирных изделий. О московском
торге сохранилось большое количество записок иностранцев, приезжавших в Россию. Австрийский посланник А. Мейерберг писал: «В Москве такое изобилие всех вещей, необходимых для жизни, удобства и роскоши, да еще покупаемых по сходной цене, что ей нечего завидовать никакой стране в мире» [1]. Описание московских рынков оставил также иностранец Г.А. Шлейссингер, посетивший ее в 1680-х гг. Особенно впечатляет описание рынка, «где по местному обычаю всегда лежит много тысяч готовых домов со всем необходимым, что к ним относится; и эти дома можно купить по самой сходной цене» [6]. Разнообразие торговых связей Москвы и изобилие товаров обеспечивали работой действующие таможенные учреждения. Московская таможня имела в своем распоряжении Мытную, По-мерную и Посольскую избы. В последней собирали пошлины с иностранных торговцев. О больших объемах продукции, поступавшей на столичный рынок, свидетельствуют размеры таможенных пошлин. В 1662-1663 гг. они составили почти 34 тыс. руб. [3].
Торговые дни и часы строго регламентировались указами царя. Так, в субботу торговые ряды, как и бани, должны были затворяться за три часа до вечерней службы. В воскресенье торговля прекращалась с пяти часов дня. Исключение составляли овес, сено и прочий корм для скота, которым разрешалось торговать во все дни и часы. Такие же запреты распространялись на все престольные праздники. Нарушителей царского указа привозили в съезжую избу, взимали штраф в размере 2 руб. и записывали в книгу. При повторном нарушении штраф увеличивали до 4 руб. и на неделю сажали в тюрьму [7].
В Москве на Ильинке издавна существовали подворья двух других не менее значимых торговых городов - Новгорода и Пскова. Новгород располагал несколькими торговыми площадями с десятками торговых рядов и несколькими большими гостиными дворами, где заключались крупные коммерческие сделки. Имелось несколько иностранных гостиных дворов и контор. Новгородские купцы часто выступали связующим звеном во внешней торговле, поставляя на внутренние рынки страны иноземные товары.
Репутация Пскова как важного центра оживленной торговли поддерживалась географическим положением двух рубежей: литовским и «свейским», или шведским. Литовские купцы часто наведывались в Псков дця продажи пеньки, сала, воска и сукна на немецком гостином дворе, находившемся в Завели-чье. К середине века торговля с литовскими купцами перешла во второстепенный ряд и сосредоточилась на связях с Ливонией и Швецией. Удобный торговый
путь в Ливонию привлекал не только псковских, но и новгородских купцов. Главными объектами псковской торговли выступали лен, пенька, сало, кожи, а также лес, сухие снетки и рыба. Ливонские и шведские купцы привозили ткани, железные и медные изделия, предметы роскоши. В переговорах Швеции и Москвы вопрос о псковской торговле занимал не последнее место. Шведское правительство, стремясь укрепить свое торговое положение в Пскове, требовало ряда льгот и переноса шведского торгового двора в центр города. Они получили только право подавать челобитья. Псковские торговцы также умели создавать прочные деловые связи и вели значительную заграничную торговлю в Риге, Ревеле и Стокгольме. Отличительной чертой псковской торговли был ее транзитный и посреднический характер. Противоречия псковских и иностранных купцов нередко вытекали изтого, что Псков был не только торговым, но и важным военным пунктом с многолюдным и значительным посадским населением.
Заметная часть иностранных товаров ввозилась в Россию через Архангельск, торговое значение которого неуклонно росло в XVII в. Как отмечал иностранец И. Давид: «Этот порт очень знаменит и весьма доходен для царской казны. От него ежегодно в казну прибывает больше ста тысяч золотых» [8].
Крупнейшим промышленным и торговым городом, упоминавшимся на третьем месте после Москвы и Казани по сборам пятинных денег, был Ярославль. Он находился на пересечении оживленных торговых путей, связывая Москву с северными городами, в частности с Архангельском, и контролируя волжский торговый путь, обеспечивал взаимодействие центра страны с сибирскими городами. Рынки Поморья и Сибири были просто наводнены разнообразными ярославскими товарами, но главными среди них выступали кожа и кожаные изделия, а также лен и рыба. В Ярославле была сосредоточена шестая часть наиболее влиятельного купечества страны. Именитые ярославские купцы имели свои конторы в Москве и во многих городах России, атакже вели бойкую торговлю с иностранцами. В самом Ярославле располагались гостиные дворы английских, голландских и немецких торговцев, описавших напряженную и разнообразную торговую жизнь этого города.
Во второй половине XVII в. заметно усилилось торговое значение Устюга. Росту торговых помещений в городе способствовали развитие ремесленного производства и поступление на рынок богатого ассортимента металлических изделий хозяйственного назначения, а также украшений,
дорогой домашней утвари и предметов церковного обихода из серебра и золота. Устюг обеспечивал ремесленными изделиями значительную по масштабам округу. В свою очередь сельские районы снабжали город продовольствием. Постепенно торговые связи разрастались, и в их орбиту уже входило около 100 городов и 15 уездов. Наиболее активно велась торговля с поморскими городами, а также через Устюг проходил торговый путь в Сибирь, куда поступал поток товаров из Центра, а в обратном направлении — большие партии сибирской пушнины. Поддерживал Устюг экономические связи с зарубежными странами, а торг города был заполнен импортными товарами из Англии, Голландии и Индии. Превращение города в оживленный узловой торговый пункт обусловило его переименование в Великий Устюг.
Основными воротами на Восток в XVII вв., как и в прежние времена, оставалась Астрахань. В пеструю картину городского торга активно внедрился колорит индийских купцов, бухарских, крымских и ногайских татар. Одних только пошлин в Астрахани собирали на 12 тыс. руб. Наряду с крупными центрами по всей стране насчитывалось множество мелких и средних торговых городов. В царствование Алексея Михайловича заметно оживились и окрепли торговые связи европейской части страны с Сибирью. Из центра страны в Сибирь доставлялись промышленные изделия и хлеб, а из Сибири — продукты различных промыслов, прежде всего пушнина. Через Сибирь начала налаживаться торговля с Китаем. Сибирские города заметно меняли свой облик и из военно-стратегических пунктов превращались в торгово-ремесленные центры. Большое торговое значение имели Томск, Енисейск, Верхотурье. Нов самый заметный торговый центр, насчитывающий 264 торговых помещения и обширный гостиный двор площадью 2000 кв. сажен с десятками лавок, погребов и таможней, превратился Тобольск. Активизировались межобластные и междугородние торговые связи в сибирском регионе [9].
Состав людей, занимающихся торговлей в рассматриваемое столетие, был очень пестрым и разнообразным. К стационарной и розничной торговле приобщались лица разных званий и общественного состояния — от бояр до посадских людей и крестьян. Упомянутый Кильбургер считал занятие торговлей национальной чертой московитов [5]. Крупнейшим торговцем в государстве был сам царь. В обширных царских вотчинах очень внимательно следили за конъюнктурой рынка — условиями сбыта и состоянием цен. Из дворцового хозяйства на рынок поступали хлеб, лен,
конопляное и льняное масло, соль, а также часть продукции царских заводов. В московском Гостином дворе в отдельном «шалаше» шла бойкая торговля государевой стеклянной посудой. Но главную статью дохода приносила царская торговля вином. Под пристальным вниманием царя находилась внешняя торговля. Иностранные коммерсанты, прежде чем начать торговлю, предъявляли свой товар для составления описи. Должностные лица отбирали все необходимое для царской казны, уплачивая за товар по себестоимости или ниже, а не по ценам рынка. Этими товарами одаривали приближенных и иностранных послов, но чаще перепродавали посредством сдачи на откуп торговым людям. Иногда с коммерческой целью снаряжались специальные торговые экспедиции. Например, в 1663 г. по указу царя Алексея Михайловича была отправлена торговая экспедиция в Персию. Она располагала товарами (соболь, сукно, медь) на 77 тыс. руб. и продолжалась 3 года. На вырученные деньги в разных городах Персии были закуплены дорогие ткани (бархат, парча, шелк, камка) и ковры. Часть товаров пошла на царский обиход, а другая продавалась в Гостином дворе. Выполнял данное поручение гость И. Панкратов [13].
Активно занимались торговлей и ростовщическими операциями представители знатных боярских семей: князья Я.К. Черкасский, Н.И. Одоевский, Ю.И. Ромодановский, боярин И.Д. Милославский и многие другие. Воспитатель и свояк царя боярин Б.И. Морозов промышленное предпринимательство успешно сочетал с оптовой торговлей. Он торговал хлебом, продукцией своих железоделательных заводов, вел экспортную торговлю поташом и кожею. Он же выступал скупщиком и ростовщиком. После его смерти в кабалах, т.е. розданными в долг под проценты, осталось около 80 тыс. руб. (1,4 млн руб. на деньги начала XX в.). [11]. В городских торговых рядах можно было встретить разнообразный посадский люд. Розничной торговлей занимались стрельцы, пушкари, церковные служители, ремесленники разных специальностей. Нередко ремесленники занимались не только производством изделий, но и их продажей. Для удобства организации дела мастерская часто находилась в торговой лавке ремесленника, т. е. изготовление продукции происходило непосредственно на торге. Ремесленнику приходилось заключать сделки со старостой торгового ряда и уже работать «в ряд». Однако при большом количестве работы ремесленникам было все труднее сочетать производство с торговлей. Они передавали эти функции скупщикам, которые
становились все более заметной фигурой на рынке. Скупщики предпочитали делать оптовые закупки у ремесленников и крестьян, а затем продавать разнообразную продукцию в рядах в розницу.
Заметную роль в торговле играли крестьяне. Они поставляли на рынок разнообразную сельскохозяйственную продукцию, прежде всего хлеб и изделия различных промыслов, изготовленные из дерева, кожи, тканей. Свою продукцию крестьяне продавали на сельских базарах, ярмарках или в соседних городах. К понятию торговые крестьяне относились как черносошные (впоследствии — государственные), так и частновладельческие и патриаршие. Крепостные крестьяне нередко получали кредиты от своих владельцев, заинтересованных в расширении торговых операций. Успешный торговый крестьянин платил большой оброк в пользу своего хозяина.
Основательными торговцами на рынках рассматриваемого периода выступали многочисленные монастыри. Архангельский, Гледенский, Кирилло-Белозерский вели обширную торговлю хлебом (рожь, овес, ячмень), крупами и толокном. Крупнейшим поставщиком соли на рынках Севера был Соловецкий монастырь. Причем 100 тыс. пудов в год ему по грамоте 1614 г. разрешалось продавать беспошлинно. Во второй половине века монастырь продавал до 130 тыс. пудов соли из своих варниц, платя за это пошлины 658 руб. Кроме того, со своих вотчин, рыбных ловель и других угодий монастырь платил в казну до 4 тыс. рублей оброка и других царских сборов. На деньги, вырученные за соль, монахи покупали 20 пудов воска и 8 тыс. четвертей ржи. В трудные минуты монастырь оказывал помощь государству. Например, при Алексее Михайловиче он выслал в Москву на жалованье ратным людям 41 414 руб. и 200 золотых. [12].
ФОРМИРОВАНИЕ КУПЕЧЕСКОГО СОСЛОВИЯ
Середина XVII в. характеризовалась быстрым формированием сословия профессиональных торговых людей — купцов. Этот социальный слой пополнялся за счет торговых крестьян, посадского населения городов, в том числе ремесленников. Такое обстоятельство было ярким свидетельством медленного, но устойчивого процесса создания единого торгово-предпринима-тельского слоя. Частенько от профессиональных торговцев раздавались жалобы на конкуренцию со стороны других сословий, так как обширный разряд непрофессиональных торговцев сбивал цены на рынке.
Купеческое сословие не было единым и монолитным, а имело свою строгую иерархию и градацию, как и все российское общество. Интересы купечества защищались юридически статьями главного документа эпохи — Соборного Уложения 1649 г. Вершиной торгово-промышленной пирамиды выступали именитые люди семейства Строгановых. Об этом свидетельствует особая плата за «бесчестье», которая взималась за оскорбление словом или делом кого-нибудь из Строгановых и составляла 100 руб. Следующее высшее и почетное место принадлежало гостям, плата за бесчестье которых составляла 50 руб. Почетное звание «государев гость» давалось купцам за заслуги перед государством в коммерческих делах. Группа гостей была малочисленна и к концу века не превышала 34 человека. Звание гостя получали самые крупные предприниматели с торговым оборотом от 20 до 100 тыс. руб. Им выдавалась специальная грамота, по которой предоставлялись большие привилегии. Гости и не отделенные от них члены семьи подлежали только царскому суду, освобождались от общинных служб, пошлин и повинностей; свободно выезжали за границу с товарами; занимали высшие финансовые должности. Подобно дворянскому сословию гости имели право владеть вотчинами и получать поместья. Многие подмосковные села до сих пор носят названия своих первых владельцев-купцов — Ховрино, Тропарево, Софрино.
Вслед за гостями шла другая привилегированная группа торговых людей — членов Гостиной и Суконной сотен, численность которых к концу века достигла 400 человек. Они состояли из богатых купцов, добровольно избранных или переведенных из посадских людей по распоряжению правительства. Полученное звание передавалось по наследству вместе с капиталами и товарами. Купцы этих сотен также пользовались большими привилегиями, занимали видное место в финансовых кругах, но уступали гостям в «чести». Гостиная и Суконная сотни имели самоуправление. Из числа членов сотен выбирались должностные лица: головы, старосты и старшины. Гостиная сотня была почетнее Суконной. В зависимости от значительности торговых оборотов Гостиная и Суконная сотни делились на три статьи - большую, среднюю и меньшую с соответствующей платой за «бесчестье» в 20, 15 и 10 руб. у Гостиной сотни и 15, 10 и 5 руб. у Суконной сотни.
Низший разряд купечества представляли жители слобод и черных сотен, состоящие из посадского тяглого люда, делившихся на «лутших», средних и «молодших». Самоуправляющиеся общины
и ■ раппцо! пи I ирии
28 (196)-2005
посадских людей составляли мелкие торговцы. В черные сотни объединялись малоимущие жители города, крестьяне, живущие на городской земле, дети бедных священников.
Цвет купечества Российского государства составляли московские купцы. На протяжении веков эта группа торговых людей формировалась за счет добровольного или указного приезда торговых представителей других городов России, прежде всего Новгорода, Пскова, Казани. За счет этого в Москве аккумулировался предпринимательский опыт, торговые навыки и традиции, свойственные разным областям Русского государства. Параллельно идет складывание и развитие характерных черт московского и в целом русского купечества, таких как ловкость, хитрость, смекалка, знание рынка, умение торговаться и защищать свои коммерческие интересы. Именно в XVII в. начинается бурное и активное заселение Замоскворечья, которое надва с лишним века превратится в основное поселение московских купцов с типичным для них укладом жизни.
В экономической жизни государства важную роль играла не только внутренняя, но и внешняя торговля, которой занимались гости и иностранные купцы. Русское купечество в процессе своего становления имело мощного конкурента в лице иностранного капитала на внутреннем и внешнем рынках. Слабо организованное, не обладающее достаточными капиталами, русское купечество обращалось к правительству с многочисленными челобитьями, в которых жаловалось на свое «оскудение», просило защитить их права и интересы и ограничить льготы иноземных торговцев в России. Тем более русские купцы за рубежом были поставлены в очень тяжелые условия при уплате таможенных сборов, на размер которых не распространялось никаких установок в то время как способы продажи товаров были строго регламентированы. Русское правительство, нуждающееся в иностранных товарах, вводило незначительные ограничения и длительное время сохраняло льготы многочисленным категориям иностранных купцов. По мере роста богатства и увеличения влияния торговцев в экономической и политической жизни страны правительство усилило протекционистские тенденции по отношению к российским купцам. В 1646 г. были отменены привилегии иностранным купцам, ограничена их торговля во внутренних городах, отменена беспошлинная торговля для английских компаний. Соборное Уложение 1649 г. также защищало интересы купцов и ограничивало крестьянскую торговлю в городах.
Реформы 1650-1660-х гг. отразили новую правительственную позицию в области торговли и предпринимательства. В заслугу правительства Алексея Михайловича можно поставить создание четкой таможенной системы вместо взимания случайных таможенных пошлин и предоставления разнообразных льгот. В 1653 г. был введен единый Таможенный устав, отменявший многочисленные таможенные сборы и заменивший их единой рублевой пошлиной. Для иностранцев в среднем таможенная пошлина составляла 12-13% со стоимости товара, для русских, вывозивших товары за границу, — 4-5% . Тенденциями протекционизма и защитой прав отечественных торговых предпринимателей проникнута и «Торговая уставная грамота» от апреля 1654 г. Однако сложное международное положение и неспокойная обстановка внутри страны обусловили некоторую нерешительность властей в проведении покровительственной политики.
Наиболее дальновидные представители правящего класса понимали необходимость осуществления кардинальных мер. Инициатором нововведений в торговой политике стал псковский воевода А.Л. Ордин-Нащокин, проведший ряд преобразований в Пскове и его окрестностях. Позднее реформаторская деятельность Ордин-На-щокина была расширена до общегосударственных масштабов. В 1667 г. по его инициативе и при непосредственном участии был принят Новоторговый устав, регулировавший вопросы внутренней торговли, уточняющий позиции иностранных купцов, развивающий идеи меркантилизма применительно к русским условиям. Устав заметно упростил таможенную систему, стимулируя дальнейшее формирование всероссийского рынка и промышленного предпринимательства. Однако проведенная унификация допускала многочисленные исключения, охранявшие интересы казны и привилегированных торговцев, сохраняла опеку над купечеством и мелочную регламентацию торговли, а также барьер между Сибирью и европейской частью страны. Иностранцам под угрозой конфискации товара запрещалась розничная торговля, разрешалась только оптовая, да и то в окраинных городах: Архангельске, Пскове и Новгороде. На торговлю за пределами этих городов требовалось особое разрешение. Дифференцированные пошлины с иностранцев достигали 22% стоимости товара и складывались из 6% при ввозе в Россию, 10% при провозе внутрь страны и 6% при продаже. Предметы роскоши облагались еще более высоким сбором, а на вино и сахар пошлина устанавливалась от 50 до 100%. С фискальными целями Устав
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
77
предусматривал взимание с иностранцев пошлин только золотом и серебром в иностранной валюте, чем закреплялись на практике идеи монетаризма. Официально золотой оценивался в один рубль, а серебряный иоахимсталер (ефимок) - в полтину. При выезде из страны иностранным купцам предписывалось свои деньги обменивать на русские монеты. От такой операции казна имела очевидную выгоду, так как при перечеканке иноземных монет в русские деньги прибыль достигала от 14 до 21 копейки с каждого талера. В целом таможенные пошлины с иностранцев в 3-4 раза превосходили сборы с русских купцов [1]. Новоторговый устав реально защищал интересы русских торговых предпринимателей, создавал для их деятельности режим благоприятных возможностей и одновременно увеличивал валютные поступления в казну.
ФОРМЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Большая часть средних и мелких торговцев предпочитали действовать в одиночку и тяготели к индивидуальной форме деятельности. Наряду с ними шло активное формирование торгово-пред-принимательской верхушки, имевшей деловые интересы на необъятных просторах всего Российского государства и за его пределами. К числу таких предпринимателей относились гости, члены Гостиной и Суконной сотен, а также состоятельная прослойка посадских людей. Для совершения больших коммерческих сделок и операций требовались значительные средства, которыми не всегда располагал один человек, поэтому нередко наблюдалось объединение капиталов. В XVII в. происходили образование и становление крупных торговых фирм по типу торговых домов. Самым крупным среди них был основанный еще в XVI в. торговый дом Строгановых, заметно преумноживший свое могущество и богатство на протяжении XVII в. Строгановские люди вели обширную внутреннюю и внешнюю торговлю. Главными узловыми пунктами их торговли выступали Архангельск и Калуга. Основную статью дохода получали от продажи пушнины и бухарских товаров.
Процесс создания торговых предприятий в рассматриваемом веке продолжили представители таких славных фамилий, как Светешниковы, Никитниковы и Гурьевы. Все они вышли из посадских людей города Ярославля. Никитниковы вели широкую торговлю по всей европейской России, а также в Средней Азии и Иране. Основу бизнеса составляла торговля сибирской пушниной. В своем
завещании глава дома Г.Л. Никитников предлагал не дробить капитал, а передать в совместное и нераздельное владение двум внукам. Светешниковы также занимались торговлей пушниной, ростовщичеством, вкладывали капитал в солепромышленность. Их богатство оценивалось в 35,5 тыс. руб., что составляло около 500 тыс. руб. на золотые деньги. [13]. Столь крупный торговый капитал Светешниковы начали вкладывать в развитие промышленности. Гурьевы, имея рыбные промыслы в устье реки Яик, вели обширную торговлю рыбой. Из черносошных крестьян вышли известные купцы Г.Р. Никитин, Босовы, Федотовы-Гусельниковы.
Перечисленные торговые дома строились по семейному принципу. Они объединяли достаточно близких родственников - родителей, детей, племянников. Во главе торгового дома стоял его основатель и главный распорядитель капиталов - «большак». Он решал все организационные и финансовые вопросы, управляя нераздельным капиталом и отвечая за свою деятельность исключительно перед правительством. Объединения капиталов и их товарищеского использования в такой фирме не предполагалось. Члены семьи занимали в торговой фирме разное положение в зависимости от степени родства. На сыновей глава торгового дома смотрел как на потенциальных наследников и продолжателей его дела. Их рано начинали приобщать к работе, ведению деловых операций и поездкам по стране в целях приобретения необходимых знаний, опыта и навыков. Члены семьи более отдаленного родства, например племянники, ставились в полную материальную зависимость и занимали незначительные должности.
По мере развития и расширения торговых операций, увеличения оборотного капитала торговой фирме все трудней было обходиться силами только своей семьи. Приходилось нанимать дополнительную рабочую силу для выполнения разного рода поручений и функций. Среди нанимаемых агентов торговых людей можно выделить такую категорию, как приказчики. Их нанимали для выполнения определенного рода торгового поручения. Чаще всего приказчикам приходилось совершать дальние поездки по делам торгового дома, имея на руках в качестве документа царскую грамоту. Приказчик трудился за положенное ему определенное годовое жалование или за часть прибыли от предприятия. Взаимные отношения приказчика и работодателя регулировались специальным документом — «наемной записью» или «распиской», в которой обязательно имелся пункт, призванный оградить предпринимателя от злоупотреблений, нарушений и подрыва коммерческих ин-
тересов со стороны работника. В случае нарушения приказчиком своих обязательств по наемной записи он расплачивался имуществом.
Другую важную категорию торговых людей составляли сидельцы. Если приказчики заключали равноправный договор с хозяином и оставались при этом свободными людьми, то сидельцы оказывались во временной личной зависимости от предпринимателя. Их положение фиксировалось в «жилой записи». В таком документе обозначался срок службы работного человека, как правило, 5 лет, и его основные обязанности. Чаще всего им предписывалось сидеть в лавке по распоряжению работодателя и регулярно отчитываться перед ним о проделанной работе по специальным книгам и записям в ней. Подобный статус сидельца превращал его в орудие исполнения воли хозяина и практически лишал всякой самостоятельности. Правда, встречались сидельцы, сумевшие зарекомендовать себя с лучшей стороны и вызвать особое доверие у нанимателя. В таком случае им поручались более сложные дела, связанные с поездками.
Наконец, третью категорию составляли «люди». Они попадали в услужение не добровольно, как приказчики и сидельцы, а принудительно, поэтому находились в полной зависимости от хозяина. Такая ситуация могла возникнуть вследствие неуплаты долга по суду, и тогда человек вынужден был прожить «урочные годы» в работниках. Иногда родители в счет уплаты своего долга отдавали детей в «люди» к кредитору. Порой хозяин просто покупал работника, в основном из иноверцев. По истечении долгового срока и в случае проявления способностей и рвения к работе хозяин мог изменить статус работника и сделать его своим доверенным лицом, переведя в сидельцы и даже в приказчики. Таким образом, грани между перечисленными тремя категориями агентов торговых людей были весьма размытыми и подвижными, что давало возможность нанятым работникам улучшать свое социальное и материальное положение.
Наряду с торговыми домами семейного типа в XVII в. начали создаваться товарищества и компании на основе соединения деловой и коммерческой активности, не связанные родственными узами. В создании таких компаний принимали участие гости, члены Гостиной и Суконной сотен. Каждый из компаньонов вносил определенный пай и после успешной реализации товара получал часть прибыли. Торговые ассоциации возникали в Москве, например при торговле москательными товарами. Известна торговая компания, которая действовала в Астрахани. Она включала в себя 14 человек
и имела оборотный капитал в размере 7 тыс. руб. В Нижнем Новгороде действовало винокуренное торговое товарищество. Иногда товарищества образовывали торговые крестьяне и посадские люди. Это давало возможность организации торговли в кредит. Товарищества объединяли от 3 до 9 человек. Объединения могли создавать купцы и их приказчики. Они объединяли свои капиталы, а по завершении торговой операции возвращали свой пай, а прибыль делили пополам. [1]. Создание товариществ и торговых ассоциаций требовало разработки соответствующего делопроизводства по ведению паевых записей, степени участия каждого члена в складном капитале и нормы прибыли. Такая новаторская деятельность купечества была поддержана статьями Новоторгового устава.
Правительство Алексея Михайловича понимало необходимость развития отечественной торговли и многими разумными мерами поддерживало ее. Вместе с тем русские купцы были поставлены в затруднительное положение существованием монопольных и заповедных товаров. На целый ряддоходных товаров существовала царская и государственная монополия. Главным действующим лицом торговли оставалось государство. Сбор прямых налогов с населения в условиях натурального хозяйства обеспечивал только 44 % поступлений в казну. Все остальное приходилось изыскивать в сфере денежного обращения. Именно торговля обеспечивала надежные и постоянные денежные поступления, способные удовлетворить государственные потребности. В силу этого обстоятельства главным торговым предпринимателем оставалось государство. Высокодоходные товары изымались из частного торгового оборота и объявлялись казенной монополией. К числу таких товаров в XVII в. относились соль, поташ, пушнина, хлебное вино. Существовали два пути организации торговых операций от имени государства. Объявленный государственной монополией товар сдавался в казну по заранее установленной цене, а затем продавался от имени государства по более высокой цене. Товаром, представлявшим особенно большую ценность в конце века, стал поташ. Другой вариант предусматривал сдачу государством на откуп торговлю тем или иным товаром. Частное лицо платило откуп в казну, а взамен получало право реализовывать товар по своей цене и присваивать прибыль. Если поташ и пушнина составляли главную статью экспорта, то соль и хлебное вино реализовывались на внутреннем рынке. На откуп внутри страны отдавалась также продажа кваса, конопляного масла, дегтя, свечей, рогож и пр.
Организация государственной монополии и
поддержание в должном порядке откупной системы требовали солидного бюрократического аппарата, заметное увеличение которого как раз и произошло к концу века. Очень часто выполнение контрольных функций за закупкой и продажей товара поручалось представителям высшей категории купечества — гостям. Торговых предпринимателей прежде всего интересовали деловые связи с заграницей. Они скупали пушнину в Сибири и в таких городах, как Архангельск, Новгород и Псков, перепродавали ее европейским купцам. Поскольку гости были единственной категорией, кому разрешалась внешняя торговля, то нередко свою коммерческую деятельность они совмещали
с выполнением дипломатической миссии.
* * *
Таким образом, можно выделить ряд особенностей, присущих российскому торговому предпринимательству.
Средневековая Россия не знала цеховой и гильдейской организации, поэтому торговлей в России занимались представители почти всех социальных слоев населения. Очень часто посадские и крестьянские люди занимались торговлей как побочным занятием. Это делалось потому, что основное занятие —ремесло, земледелие или скотоводство — не давало достаточных средств на жизнь. Торговля выступала необходимым подспорьем. Иногда совмещение занятий практиковалось в целях сохранения единого капитала в одних руках в условиях отсутствия четко выписанных юридических норм и гарантии их соблюдения.
Другой особенностью русской торговли являлось наличие мелких лавок с товаром на небольшую сумму. Это объяснялось привычкой к специализированной торговле одним видом товара, низкой покупательной способностью населения в силу его бедности, а также в условиях господства натурального хозяйства. Надо иметь в виду, что в старину четко разделялись понятия «торговые ряды» и «гостиный двор». В торговых рядах разрешалась только розничная торговля, а в гостиных дворах - оптовая.
В то же время в русском обществе уже выделилась прослойка людей, профессионально занимавшихся торговлей и торговым предпринимательством. Это было купечество, которое в XVII в. заметно увеличилось численно, окрепло и во всеуслышание заявило о своих правах и интересах.
В условиях формирования всероссийского рынка междугородняя российская торговля переживала период становления. Главную роль продолжали играть внешние связи. Российское купечество формировалось в условиях жесткой конкуренции с иностранными торговцами, имевшими вековые связи, привилегии, преимущества и большие капиталы. Заметную роль в укреплении позиций отечественных купцов сыграл Новоторговый устав 1667 г., увеличивший пошлины и ограничивший торговлю иностранцев. Заметным фактором хозяйственной жизни становится появление семейных торговых домов и паевых товариществ. Наиболее зажиточные купцы начали сочетать торговое предпринимательство с промышленным производством. Однако позиция государства в вопросах развития торговли отличалась двойственностью. С одной стороны, царь и его окружение прислушивались к жалобам и просьбам людей торгово-промышленного мира и во многих вопросах осуществляли протекционистскую политику. С другой стороны, жесткий контроль, высокое налогообложение и сохранение государственной монополии на многие высокодоходные товары сдерживали развитие предпринимательской активности и рост отечественных капиталов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Думный В.В. История предпринимательства в России.-М., 1995. Вып 1. С. 91.
2. Александров В.А. Начало Ирбитской ярмарки // История СССР. -1974. -№6.-С. 37-39.
3. Тверская Д. И. Москва второй половины XVII века - центр складывающегося всероссийского рынка. -М., 1959. -С. 44-46.
4. По старой Москве. Переработанное издание М. и С. Сабашниковых. -М., -1997. С. 28-31.
5. Кури, Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. -Киев, 1915. -С. 88, 172.
6. Шлейссингер Г.А. Полное описание России // Вопросы истории. -1970. -№ 1. -С. 108, 109.
7. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. -М., 1996. -С. 227 -228.
8. Давид Иржи. Современное состояние Великой России, или Московии // Вопросы истории. -1968. -№ 4. -С. 139.
9. Ковригина В.А., Марасинова J1.M. Торговля, пути и средства передвижения. //Очерки истории русской культуры XVII века. Ч. 1. -М., 1979. -С. 127.
10. Заозерский А.И. Царская вотчина XVII в. -М., 1937. -С. 220, 226, 232.
11. Сметанин С. И. История предпринимательства в России. -М., 2004. -С. 38.
12. Ключевский В.О. Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае // В.О. Ключевский История России. Статьи. -М„ 2003. -С. 31.
13. 1000 лет русского предпринимательства.-М., 1995.-С. 15.