© В.Л. Сабон, 2013
УДК 339.542 В.Л. Сабон
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РОССИЕЙ И ИНДОНЕЗИЕЙ
Разработаны рекомендации для стимулирования торгово-экономического сотрудничества между Россией - Индонезией.
Ключевые слова: торгово-экономическое сотрудничество, экспорт, импорт, товарооборот, доля, экономический рост, торговый баланс, экономический кризис.
Сотрудничество между Россией и Индонезией
развивается стабильно и имеет позитивную динамику. Индонезия, как и Российская Федерация, заинтересованы в его развитии. Это сотрудничество опирается на исторические корни. Индонезийский народ никогда не забудет неоценимой поддержки России (СССР) в годы становления Республики Индонезии, когда СССР не только одной из первых стран признала независимость Индонезии, но и сделала индонезийскую армию второй в Азии по боеспособности [3]. Поэтому современные двусторонние отношения демонстрируют высокую степень взаимопонимания и близость интересов народов России и Индонезии.
С 2000 по 2008 г. товарооборот достиг отметки в 1406 млн долл. - исторический максимум в торговле между двумя странами. В сравнении с 2000 г. товарооборот увеличился более чем в 10 раз. По индонезийским статистическим данным, общий объем двустороннего товарооборота между Индонезией и Россией в 2008 г.
впервые перевалил за миллиардную отметку, составив 1,667 млрд. долл. и увеличившись по сравнению с 2007 г. более чем вдвое - на 114,49%. [6]
Глобальный финансово-экономический кризис негативно отразился на двусторонней торговле, объем которой в 2009 г. сократился почти на 30% и составил 974 млн долл. В
2009 г. в связи с международным финансовым кризисом было зафиксировано падение товарооборота на 53,5% по сравнению с 2008 г. [6]. Однако, благодаря верно выбранной политике России и Индонезии, уже к
2010 г. удалось превысить докризисные показатели двусторонней торговли. В частности в России для поддержания банковской системы и экономики страны были использованы средства стабилизационного фонда РФ.
В период 2009-2011 гг. наблюдалась положительная динамика роста товарооборота между Россией и Индонезией, который в 2011 г. достиг, по данным Росстата, объема в 2166,6 млн долл., по сравнению с 1912,3 млн долл. в 2010 г. (рост на
13%), в т.ч., российский экспорт -635,9 млн долл. (сокращение на 26,6%), импорт - 1530,7 млн долл. (рост на 46,4%) [8].
Планируется, что в 2012 г. объем двустороннего товарооборота составит более 3 млн долл. [4].
За 2009-2011 гг. положительное сальдо торгового баланса Индонезии уменьшилось с 306 млн долл. в 2009 г. до 180,3 млн долл. в 2010 г. [5], что свидетельствовало об усилении экспортных потоков из Российской Федерации в Индонезию. Однако в 2011 г. имел место дальнейший рост индонезийского экспорта в Россию, и отрицательное сальдо России во взаимной торговле двух стран достигло 895,7 млн долл. [7].
Важной мерой по стимулированию, как экспортной промышленности Индонезии, так и российско-индонезийской торговли в период кризиса, стал призыв Министра торговли Индонезии Марии Элки Пан-гесту к расширению рынков сбыта ведущей отрасли индонезийской экономики — производства пальмового масла — в первую очередь, на Ближний Восток и в Россию [2]. Результатом этого предложения стало увеличения экспорта Индонезией пальмового масла в Россию с 7,8 млн долл. в 2008 г. до 321,6 млн долл. к 2011 г. [9].
Россия в целях развития взаимовыгодного сотрудничества с Индонезией выразила заинтересованность в возможном экспорте сельскохозяйственной продукции, в том числе пшеницы и муки [4].
Проблемы торгово-экономического сотрудничество между Россией и Индонезией. Торговые
связи России с Индонезией, как показывает наше исследование, имеют большие потенциальные возможности, однако по ряду объективных причин в полной мере они не реализуются. Развитие делового сотрудничества с Индонезией сдерживается, в частности, такими факторами, как острая конкуренция на региональном рынке, традиционные связи Индонезии с японскими, американскими, европейскими, китайскими, тайваньскими фирмами, ограниченностью экспортных ресурсов России, невысоким уровнем качества российских машин и оборудования, отсутствием у нас возможностей в проведении активной кредитной политики, государственной поддержки экспортеров и т.д.
Рекомендации для стимулирования торгово-экономического сотрудничества. Перечислим действия, которые должны быть осуществлены для того, чтобы воспользоваться рыночными возможностями для стимулирования двустороннего объема товарооборота России - Индонезии:
а) диверсификация и развитие экспортной продукции путем создания и продажи продуктов с добавленной стоимостью продукции, как чай, кофе, шоколад, который экспортируется в настоящее время только в виде сырья;
б) использование системы или распределительной сети через торговый дом, который был создан между Правительством Москвы и Правительством Джакарты;
в) индонезийским бизнесменам, редко участвующим в международных торговых выставках, проходящих в
течение всего года в Москве и в различных регионах России (такие, как Всемирная продовольственная выставка) [1], необходимо активизировать свои усилия по проникновению на российский рынок;
г) необходимо постоянно проводить оценки рыночных возможностей, и также строить отношения с представителями власти и бизнеса России путем организации бизнес-форумов, встреч с правительственными чиновниками, и в выступлениях в Торгово-промышленной палаты в Москве и других регионах России;
д) в целях реализации двустороннего сотрудничества в области торговли, русские бизнесмены, которые
часто посещают в рамках сотрудничества со своими партнерами Индонезию, необходимо удлинять многократной визовый въезд на 1 год;
е) использование организованной торговой миссии, которая совершенствуется в России и в Индонезии с каждым годом;
ж) введение в рейсовый график полетов самолета, предназначенного для прямых рейсов. Данный рейс может быть использован предпринимателями обеих стран;
Надеемся, что с реализацией данных мер, торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Индонезией будет количественно и качественно увеличено.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Indonesia to take part in the World Food Moscow, DEPDAG Publications, 2006.
2. Политика Индонезии, Обзор внеш-экономсвязи, 2010. — www.inosmi.ru.
3. Путин В.В. Россия-Индонезия: к новым горизонтам сотрудничества. // Российская газета. — 2007. — № 4459.
4. Россия и Индонезия расширят сотрудничество. // Эксперт. — 2011. № 10.
5. Сабон В.Ё., Шкваря Ё.В. Экономика Индонезии на современном этапе. / Актуальные проблемы глобальной экономики: Материалы XIII науч. конф. молод. ученых эконом. ф-та, 23 апреля 2011 г. — М.: Экон-Информ, 2011. — С. 296.
6. Сабон В.Ё, Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Индонезией. / Актуальные проблемы регулирования
внешнеэкономической деятельности в условиях Таможенного союза: Материалы меж-дунар. науч.-практ. конф. к 20-ти летию ФТС РФ, 21-22 апр. 2011 г. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. — С. 142.
7. Сабон В.Ё., Фомкина М. Российско-индонезийское взаимодействие в космической сфере. / Россия в постиндустриальном мире: Материалы научного семинара экономического факультета / отв. ред. Л. В. Шкваря. — М.: Экон-информ, 2012. — С. 155.
8. Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Индонезией, Минэкономразвития России, 2011. — http://www.economy.gov.ru.
9. Торгпредства РФ в Индонезии, 2011. ЕЕЗ
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
Сабон В.Ё. - Российский университет дружбы народов, [email protected]
_Д