Научная статья на тему 'Основные направления внешнеэкономических связей Малайзии'

Основные направления внешнеэкономических связей Малайзии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2179
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКСПОРТ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ИМПОРТ / КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ECONOMIC DEVELOPMENT / EXPORT / FOREIGN ECONOMIC POLICY / FOREIGN TRADE / IMPORT / COMPETITION / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исламов Э.

В статье рассматривается одна из процветающих и быстро развивающихся стран Восточной Азии и Ассоциации Наций Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Малайзия. Приведены свежие статистические материалы по внешнеэкономической деятельности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF MALASIA FOREIGN ECONOMIC RELATIONS

The articles views one of the most prosperous and rapidly developing countries of Eastern Asia and of Association of South-Eastern Asia Nations. It present the modern statistical data on this country's foreign economic activity.

Текст научной работы на тему «Основные направления внешнеэкономических связей Малайзии»

УДК 334 (Мал)

Э. ИСЛАМОВ, аспирант

Институт Востоковедения РАН (г. Москва)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ МАЛАЙЗИИ

В статье рассматривается одна из процветающих и быстро развивающихся стран Восточной Азии и Ассоциации Наций Юго-Восточной Азии (А СЕАН) - Малайзия. Приведены свежие статистические материалы по внешнеэкономической деятельности страны.

Современная Малайзия является наиболее динамично развивающейся страной АСЕАН и всей восточной Азии. В последние годы, как и многие другие страны мира, Малайзия столкнулась с глобальными проблемами перестройки мировой экономики. В настоящее время Малайзия активно занимается поисками оптимальных путей экономического развития. При этом Куала-Лумпур уделяет большое внимание активизации внешнеэкономических факторов. Об успехах в этом направлении свидетельствует тот факт, что с 1980 по 1995 гг. объем иностранных капиталовложений возрос в пять раз.

По оценкам ООН, Малайзия до недавнего времени входила в первую десятку экспортеров продукции обрабатывающей промышленности наряду с такими странами, как Бразилия, Мексика и Южная Корея. К середине 90-х гг. в результате резкого роста отношение объема внешней торговли к ВВП Малайзии составило почти 200%. Как представляется автору, в Куала-Лумпуре четко понимают, что активное вовлечение экономики страны в мировое хозяйство при всех своих достоинствах таит и немалые угрозы. Если в середине 90-х гг. ежегодные поступления прямых иностранных инвестиций в экономику Малайзии составляли 6-7 миллиардов долларов, то в последние годы они не превышают 1 миллиарда. В то же время экономика Малайзии сохранила относительно устойчивое развитие. Темпы прироста ВВП за последние годы составили около 4%. Золотовалютные ре-

зервы страны составляют около 30 миллиардов долларов.

Важным направлением в поисках новой экономической стратегии является увеличение внимания к традиционным статьям малазийского экспорта - каучуку, пальмовому маслу, нефти и проч., тем более что конъюнктура цен на эти товары на мировом рынке складывается весьма благоприятно. Так, цена на пальмовое масло за последние несколько лет удвоилась. В определенной степени это относится и к ценам на натуральный каучук. В стране активизировались работы по обновлению посадок гевеи и масличной пальмы.

Весьма перспективными становятся услуги в сфере высоких технологий. Созданный в непосредственной близости от Куала-Лумпура «мультимедийный супер-коридор» (МСК) представляет собой мультимедийную зону шириной 15 км, протянувшуюся на расстояние 50 км. Вся территория пронизана плотной сетью высокоскоростной оптико-волоконной связи, которая обеспечивает прямое соединение МСК со странами АСЕАН, Европы, Америки и Японии. В центре этого коридора находится гигантский электронный бизнес-парк Сайберджая, спроектированный по образцу калифорнийской силиконовой долины.

Многие крупнейшие мировые компании и транснациональные корпорации уже приобрели «МСК-статус», избрав Сайберджаю одним из пяти наиболее приемлемых в мире мест для

создания офисных филиалов и представительств. Среди них крупнейшие транснациональные компании (ТНК), такие как Эриксон, Фуджитсу, Ди Эйч Эл, Ситибэнк, Нокиа, Вестрн Юнион, БМВ и др.

Цель настоящей статьи - попытка проанализировать основные направления внешнеэкономической политики современной Малайзии в увязке с социально-экономической политикой государства. Ведущими экономическими партнерами Куала-Лумпура являются США и Япония, страны АСЕАН и Южной Азии, Китай. Полагая, что международные финансовые отношения Малайзии с Московским банком реконструкции и развития (МБРР), Международным валютным фондом (МВФ) и другими крупными финансовыми международными организациями требуют отдельного детального рассмотрения, автор счел нецелесообразным осветить их в этой работе.

При написании этой работы наряду с официальными источниками малазийских государственных органов использованы также публикации российских ученых, экономических обозревателей других стран, появившиеся за последние годы в Интернете.

Малайзия в системе АСЕАН. В 90-х гг. в регионе Юго-Восточной Азии действовало более 15 государственных и частных организаций интеграционного типа. Елавная из них - АСЕАН. Это субрегиональная организация, охватывающая зону десяти стран Юго-Восточной Азии (ЮВА). Одна из ее основных задач - создание к 2008 г. зоны свободной торговли в ЮВА. Учредители АСЕАН - Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур и Филиппины. В 1984 г. в АСЕАН вступил Бруней, в 1995 г. - Вьетнам, в 1997 г. -Лаос и Мьянма, а в 1999 г. - Камбоджа.

По прошествии почти 6 лет с момента вступления Мьянмы, Лаоса, Камбоджи, Вьетнама в АСЕАН Малайзии приходится считаться с реальным фактом: серьезных успехов в решении главной задачи «десятки» - выравнивания экономического уровня развития государств-членов Ассоциации - по существу не достигнуто. Малазийцы, как известно, были активными сторонниками расширения АСЕАН за счет

стран индокитайского полуострова. Куала-Лумпур выступил с многочисленными обещаниями о предоставлении помощи по реализации ряда крупных экономических проектов.

С учетом известных заявлений малазийского руководства о необходимости большей концентрации региональной группировки на экономических интеграционных процессах, повышения хозяйственной независимости АСЕАН и снижения ее зависимости в первую очередь от Запада (основанием для подобных призывов послужил острый финансово-экономический кризис в регионе в 1997-1998 гг.), новые члены АСЕАН надеялись на то, что Куала-Лумпур способен сыграть одну из ключевых ролей в достижении поставленной «десяткой» цели - преодолении разрыва в социально-экономическом уровне развития между «основателями и новичками» Ассоциации. При этом «новички» исходили из того, что малазийцы, воспользовавшись относительной слабостью Джакарты, Бангкока, Манилы (увязших в своих внутриполитических неурядицах и экономических проблемах, вызванных сложными внутренними политическими и экономическими проблемами), смогут занять лидирующие позиции в регионе. При этом Куала-Лумпур смог бы рассчитывать на поддержку новых членов АСЕАН.

Однако к 2003 г. Куала-Лумпур вынужден был все больше обращать внимание на глобальные проблемы мировой политики и экономики, на первый план стали выдвигаться вопросы взаимоотношений с США, Западной Европой, Китаем, Японией и Индией. В свою очередь лаосцы, вьетнамцы, камбоджийцы, мьян-манцы восприняли это с пониманием, полагая, что экономические отношения с Китаем, США и странами ЕС требуют особого отношения к ним со стороны Куала-Лумпура, поскольку они занимают доминирующее место в системе внешнеэкономических связей Малайзии.

Все это оказало заметное отрицательное воздействие на реальные перспективы хозяйственной деятельности и инвестиционных возможностей малайзийских государственных и частных компаний в странах «северного крыла АСЕАН». В частности объем товарооборота

Малайзии с Вьетнамом в 2002 г. по сравнению с 2000 г. сократился на 15%, с Мьянмой - на 8,4%, с Камбоджей - на 10%. А товарооборот с Лаосом в 2002 г. снизился почти до нулевой отметки1 .

Все большую остроту в отношениях Индокитай - Малайзия начинает приобретать проблема найма рабочей силы из четырех государств для малазийской экономики. При высоком уровне безработицы в упомянутых странах расчеты на обещания Куала-Лумпура о подписании межправительственных соглашений по найму рабочей силы не подтвердились. Больше всех на это надеялись вьетнамцы, планировавшие сюда направить до 250 тыс. своих граждан. Малайзийцы приняли лишь 40 тыс. человек и отказываются от подписания правительственных соглашений, ссылаясь на «появившиеся объективные сложности» (хотя ранее именно малайзийцы рассматривали соглашения как необходимое условие приема рабочих). В то же время в последние годы малазийцы предприняли ряд действий для расширения экономического сотрудничества с упомянутыми странами.

Куала-Лумпур поддерживал их участие в форумах ДН2, АТЭС3, АРФ4, ЕС-АСЕАН, в диалогах формата АСЕАН+3. Малайзийцы последовательно выступают за то, чтобы Запад смягчил позиции по отношению к политическим режимам не только в Мьянме, но и в Лаосе, и Вьетнаме. Высока была роль Малайзии в преодолении кризиса в камбоджийско-таиландских отношениях. Достаточно активную позицию Малайзия занимает и в привлечении международных финансовых средств к освоению экономики стран индокитайского полуострова.

При помощи малайзийцев Лаосу, Вьетнаму и Камбодже нередко удается решать довольно сложные организационно-технические и финансовые вопросы, особенно при проведении в столицах этих стран крупных региональных и

1 Министерство внешней торговли и промышленности Малайзии, статистика по торговле // http://www.miti.gov.my/ asean-matterl .html

2Движение неприсоединения.

3 Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество.

4Асеановский региональный форум.

международных форумов по линии АРФ, АСЕАН и АТЭС. Куала-Лумпур довольно активно финансирует эти мероприятия.

Продолжение процесса интегрированного объединения участников в сообщество АСЕАН на основе триединого принципа - экономического, социально-культурного и обеспечения безопасности, по оценкам Куала-Лумпура, имеет важное перспективное значение для всего сообщества. Как подчеркнул премьер-министр Малайзии А. Бадави на втором Восточно-Азиатском форуме в декабре 2004 г. в Куала-Лумпуре, единое пространство АСЕАН должно стать ядром, вокруг которого будет эволюционно формироваться новая мощная межгосударственная структура - Восточно-Азиатское Сообщество (ВАС).

Малайзийское руководство исходит из того, что главные цели АСЕАН и ВАС состоят в том, чтобы гарантировать политическую и экономическую независимость государств АСЕАН. Необходимо также кардинально изменить ситуацию в решении «пробуксовывающих» проблем, в первую очередь, обеспечить выравнивание уровней социально-экономического развития государств-членов АСЕАН, совместно определить формат координированного регионального взаимодействия по уменьшению риска и снижению потерь от возможных финансовых потрясений.

Ключевым моментом интеграции АСЕАН, по мнению Куала-Лумпура, является экономика. В этой связи большие надежды возлагают на скорейшее формирование Асеановской зоны свободной торговли. Малайзия, являющаяся одним из самых развитых государств АСЕАН, активно предлагает свои возможности и территорию для учреждения крупных региональных центров в разных областях. Преимущества Куала-Лумпура, по сравнению с другими странами, входящими в АСЕАН, очевидны: политическая стабильность, высокоразвитая информационно-коммуникационная инфраструктура, наличие высококвалифицированных кадров, хорошо налаженные связи с крупными американскими, европейскими компаниями - потенциальными инвесторами и потребителями общерегиональных экономических проектов [1].

Малайзия поддерживает довольно активные торгово-экономические отношения со всеми странами АСЕАН. В 2003 г. общий товарооборот Малайзии со странами АСЕАН составил 46,2 млрд долл. При этом общее положительное сальдо Малайзии составило 5,8 млрд долл. Объем торговли в 2005 г. составил 64,8 млрд долл. В 2005 г. объем торговли вырос на 13,8%. В экспорте Малайзии на страны АСЕАН приходится 26,1%. С 2002 г. экспорт в страны АСЕАН растет в среднем на 13,6% в год.

Внешняя торговля Малайзии в 2006 году. Торговля Малайзии со странами АСЕАН составляет 25,3% от общей торговли Малайзии со всеми странами мира. Среди стран АСЕАН Сингапур является крупнейшим торговым партнером Малайзии, на который приходится 54,2% от общей торговли. Затем следуют Таиланд (21,2%), Индонезия (12,2%), Филиппины (6,9%) и Вьетнам (4,3%).

В 2006 г. экспорт в страны АСЕАН вырос на 10,3% и составил 41,7 млрд долл., что составляет 26,1% от общего экспорта Малайзии. Для Малайзии самыми быстро растущими рынками в АСЕАН являются Вьетнам и Индонезия.

Экспорт во Вьетнам вырос на 46,9%, а в Индонезию - на 18,6%. Тремя основными рынками в АСЕАН в 2006 г. для Малайзии были Сингапур, Таиланд и Индонезия, составляющие 89,1% от общего экспорта в страны АСЕАН (табл. 1).

Электронная и электротехническая продукция остаются главной статьей экспорта Малайзии в страны АСЕАН, имеющие долю в 39,6% от общего экспорта. Экспорт этих товаров за год вырос на 2% и составил 16 млрд долл. в 2006 г. От общего экспорта электронной и электротехнической продукции 46,1 % составляют полупроводниковые приборы, ПЛИС (проектируемые логические интегральные схемы), микроконтроллеры, транзисторы и электронные лампы.

Другими важными экспортными статьями являются: нефтепродукты (4,3 млрд долл.); сырая нефть (3,2 млрд долл.); химикаты и продукты химической промышленности (2,6 млрд долл.); машинное оборудование, приборы и запасные части (2,2 млрд долл.). Также был зафиксирован значительный рост в экспорте следующих отраслей: транспортное оборудование (на 62,4%); нефтепродукты (на 32,7%), продукты металлургии (26,5%); изделия из металла (24,7%).

2006 г. 2005 г.

Страны Объем, млрд долл. США Доля (%) Изменения (%) Объем, млрд долл. США Доля (%)

Все страны АСЕАН 160,8 100,0 10,3 140,9 100,0

Сингапур 24,7 59,1 8,9 22 59,9

Таиланд 8,5 20,3 8,5 7,6 20,6

Индонезия 4 9,7 18,6 3,3 9,0

Филиппины 2,2 5,2 6,7 1,9 5,4

Вьетнам 1,7 4,2 46,9 1,1 3,2

Бруней 0,345 0,8 -5,5 0,353 1,0

Мьянма 0,165 0,4 -34,8 0,245 0,7

Камбоджа 0,108 0,3 -4,0 0,109 0,3

Лаос 0,0056 - -12,6 0,0064 -

Таблица 1

Экспорт Малайзии в страны АСЕАН (2005-2006 гг.) [2, р. 14]

Импорт Малайзии из стран АСЕАН в 2006

году вырос на 9,7% и составил 31,1 млрд долл., по сравнению с 2005 г. (28,3 млрд долл.). Елав-ные импортеры Малайзии среди стран АСЕАН: Сингапур (15,33 млрд долл.), Таиланд (7,1 млрд), Индонезия (4,95 млрд) и Филиппины (2,9 млрд). Эти страны составляют 94,8% Малайзийского импорта из АСЕАН.

На электронную и электротехническую продукцию приходится 36,2% всего импорта Малайзии из АСЕАН, что составляет 11,5 млрд долл. В основном импортируются полупроводниковые приборы, ПЛИС, микроконтроллеры, транзисторы и электронные лампы, которые составляют 52,8% (6 млрд долл.) от всего импорта электронной и электротехнической продукции из АСЕАН. Немалое место в импорте занимают: нефтепродукты (4,2 млрд); химикаты и продукты химической промышленности (2,7 млрд); машинное оборудование, приборы и запасные части (1,58 млрд); продукция из металлов (1,47 млрд) [2, р. 13-18].

Общая оценка внешнеэкономической политики Малайзии. За последние годы мир стал свидетелем крупных глобальных изменений, а также экономических потрясений. Запуск многогранных процессов либерализации в сфере торговли и инвестиций, открытие рынков стран тихоокеанского региона, вошедших в ВТО, создают волну конкуренции нового формата. Происходящие в мире слияния и создание новых транснациональных компаний оказывают существенное влияние на характер международного сотрудничества и диктуют изменения правил игры, поднятие их на более качественный уровень, требуют более осмысленного подхода к планированию дальнейшего развития экономики.

Для деловых кругов всего региона становится понятно, что принятие Китая в ВТО и последующие за этим преобразования в его экономической и деловой сферах станут немаловажным и даже ключевым фактором, влияющим на экономическое развитие региона. Китай одновременно является емким рынком и мощной производственной базой, это двойное преимущество и создает так называемый «китайский фактор», который уже сейчас меняет направле-

ние потоков инвестиций и более того - характер самой конкурентной борьбы в регионе ЮВА.

Китай затрагивает реальные интересы Малайзии по многим направлениям, особенно это касается привлечения инвестиций в обрабатывающую промышленность, так как КНР имеет ряд преимуществ перед другими партнерами, например, дешевизну рабочей силы, что заставляет малазийцев всерьез задумываться над совершенствованием краткосрочной и долгосрочной стратегии развития.

В этой связи перед Малайзией возникают задачи выработки дальнейшей стратегии развития, завоевания собственной ниши в новых условиях, постановки новых целей. В 19992000 гг. с завершением финансового кризиса предыдущих лет в Малайзии начался рост экономической активности и расширение внешнеэкономических связей.

Ужесточение конкурентной борьбы вынуждает малазийских экспортеров перейти на технологии более высокого уровня. Особенно это касается проблем автоматизации малых и средних предприятий страны.

Помимо создания программы развития экономики, основанной на знаниях (K-based economy), руководство Малайзии призывает менеджеров и предпринимателей к большей гибкости, более глубокому изучению динамики рынка, с тем чтобы быть максимально готовыми к любым изменениям ситуации на рынке. Здесь нужно более тесное сотрудничество между высшими учебными заведениями, бизнес-школами и предпринимателями в целях повышения квалификации. Министерство внешней торговли и промышленности регулярно проводят тренинги в национальных университетах с тем, чтобы студенты смогли лучше прочувствовать реальную ситуацию в экономике и могли быстро адаптироваться.

Внешняя торговля. Помимо традиционных видов электронной продукции, таких как офисная техника, кондиционеры, плазменные телевизоры и т.д., большой упор делается на производство наукоемкой продукции. Малайзия начала производить программные обеспечения для наукоемких отраслей, например, Silverlake

Integrated Banking System для работы в банковской системе и Procure Flow. Последняя завоевала награду Microsoft Solution Provider Asia and South Pacific Partner of the Year в июле 2000 г.

Как известно, с 2000 по 2002 гг. произошло некоторое сокращение объемов внешней торговли Малайзии с 180,2 до 173,2 млрд долл. Однако в 2002 г. благодаря оживлению экономики в США и Японии спрос на электронную и электротехническую продукцию начал восстанавливаться (табл. 2).

Таблица 2

Внешняя торговля Малайзии 1996-2006 гг. (млрд долл. США)5

Годы Экспорт Импорт Товарооборот Сальдо

1996 78,3 78,4 156,7 -0,1

1997 78,51 78,53 157,0 -0,02

1998 73,0 58,1 131,2 14,9

1999 84,6 65,3 150,0 19,3

2000 98,2 81,9 180,1 16,3

2001 87,9 73,7 161,7 14,2

2002 94,0 79,7 173,8 14,3

2003 104,7 83,2 188,0 21,5

2004 126,6 105,1 231,8 21,5

2005 140,9 114,6 255,5 26,4

2006 160,5 131,0 291,6 30,5

Начиная с 2003 г., происходит неуклонный рост общего объема товарооборота, в 2006 г. объем внешней торговли достиг наивысшей точки, составив 292 млрд долл., что почти в 2 раза превышает уровень 1996 г. Все эти годы Малайзия имеет положительное сальдо, которое в 2006 г. составило около 30 млрд долл. [2, р. 3].

Поддержанию высокого уровня внешней торговли Малайзии способствовали, на взгляд

5 Составлено и рассчитано по Malaysian Trade Development Organization, Statistics on trade, Kuala Lumpur, 2002 и Департамент статистики Малайзии // www.statistics.gov.my

автора, следующие мероприятия, проведенные Куала-Лумпуром:

- укрепление позиций малазийских компаний в условиях дальнейшей либерализации торговых отношений в регионе;

- дальнейшая либерализация внешней торговли в соответствии с условиями ВТО и региональными требованиями;

- поддержка экспортных усилий и оказание содействия малазийским компаниям со стороны Малазийской внешнеторговой государственной корпорации (Malaysia External Trade Development Corporation);

- снижение ставок пошлин с 9% в 1996 г. до 8,5% в 2004 г. для стран, входящих в режим наибольшего благоприятствования (Most favored nation treatment). Тарифные льготы предоставляются в рамках Зоны свободной торговли АСЕАН и других региональных соглашений о свободной торговле.

По оценкам малазийских официальных кругов, следующие 10 стран также относятся к перспективным регионам, экспорт с которыми значительно растет и в 2005 г. составил: Финляндия - 500 млн долл., Турция - 520 млн, Мьянма - 245 млн, Южная Африка - 579, Ирландия -480, Египет - 460, Судан - 128, Украина - 147, Россия - 5706.

Примечательно и то, что в 2006 г. объем внешней торговли достиг наивысшего уровня за всю историю страны, составив один триллион ринггитов (260 млрд долл.). При этом объем экспорта составил 155 млрд долл., а импорта - 126 млрд долл. По сравнению с предыдущим годом, объем торговли вырос на 10,5%.

В 2006 г. пять стран - США, Сингапур, Еон-конг, Китай, Япония - заняли 2/3 объема внешней торговли Малайзии (67% всего объема экспорта и 61% импорта). Активно развиваются внешнеторговые связи Малайзии со странами ЕС, торговля с которыми достигла в 2006 году 19,7 млрд долл., что означает 25% роста по сравнению с предыдущим годом.

6 MATRADE - Malaysia External Trade Development

Corporation (Malaysia's Trade performance in 2005) // www.matrade.gov.my/matrade/matradeMedia122005.htm

Другие

26%

США

19%

Австралия

Индия

Голландия

Г H 1

L A

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сингапур

15%

Япония

Рис. Основные направления экспорта Малайзии в 2006 году [2, p. 6]

Если рассматривать в региональном отношении, то самыми крупными партнерами Малайзии в 2006 г. были Северо-Восточная Азия (95 млрд долл.), АСЕАН (73 млрд долл.), Северная Америка (47,8 млрд) и Европейский Союз (35 млрд).

Экспорт Малайзии за год вырос на 10,3% и составил 160 млрд долл. (сравните с 2005 годом - 140,9 млрд долл.). Импорт в 2006 году вырос на 10,7% и составил 131 млрд долл. Еото-вая продукция продолжает доминировать в экспорте Малайзии и составляет 76,7% от общего экспорта, затем следуют полезные ископаемые и природные источники энергии (13,5%) и сельскохозяйственная продукция (7,9%) [2, р. 5]7.

Если рассматривать основные направления внешней торговли Малайзии по странам, то в десятку крупнейших партнеров входят США, Сингапур, Япония, КНР, Таиланд, Еонконг, Еол-ландия, Южная Корея, Индия и Австралия. Экспорт в десятку этих стран в 2006 г. составил 73,8% от общего объема Малазийского экспорта (см. рис.).

7 Структура экспорта.

Все более крупным торговым партнером Малайзии становится Китай, объем малазийского экспорта вырос за год на 22% и составил в 2006 г. 11,3 млрд долл. По объему импорта Китай и США по существу поравнялись - около 16 млрд долл. На третьем месте по-прежнему Сингапур - около 15 млрд долл.8

Анализ экономических связей Малайзии за последние 5-6 лет показывает, что страна в своем развитии набрала хорошие темпы и практически по росту упомянутых показателей идет в ряду таких быстроразвивающихся стран Азии, как Китай и Индия. Ееография внешней торговли Малайзии охватывает крупные мировые рынки и развитые страны - от Японии до США и от Австралии до скандинавских стран. Последние 10 лет Малайзия постепенно становится одним из заметных экономических партнеров России в Юго-Восточной Азии, о чем свидетельствуют многомиллионные межправительственные контракты на постав-

8 Внешнеторговая статистика Малайзии за 2005-2006 гг. (составлено по данным Malaysia External Trade Development Corporation) // www.matrade.gov.my/matrade/matrademedia 122005.htm

ку российской авиационной техники в эту страну. Как представляется автору, у Татарстана также имеются определенные возможности по развитию прямых торговых экономических связей с этой быстро развивающейся мусульманской страной.

Список литературы

1. International business: An Asian Perspective. Oxford Fajar Sdn., 2007. - P. 103.

2. Malaysia's trade performance 2006, released on 9 February.

3. Malaysia's foreign policy: Continuity & Change; edited by Abdul Razak Baginda. - Malaysia: Marshall Cavendish Editions, 2007. - P. 186.

4. Министерство промышленности и торговли Малайзии, статистика по торговле и инвестициям // http:// www.miti.gov.my

5. Ассоциация по торговле и развитию Малайзии, статистика по торговле // http://www.matrade.gov.my

6. Ассоциация промышленного развития Малайзии // www.mida.gov.my

7. Японская организация внешней торговли, статистические данные // http://www.jetro.go.jp

8. Секретариат АСЕАН // http://www.aseansec.org

9. Департамент статистики Малайзии // http:// www.statistics.gov.my

10. Фонд сотрудничества Россия-Асеан // http:// www.asean-russia.ru

11. Kompas (1998-2005 гг.).

12. Far Eastern Economic Review (1998-2005 гг.) // http:// www.feer.com/

В редакцию материал поступил 18.03.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.