Научная статья на тему 'ТОРГОВОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЯПОНИИ С ЕВРАЗИЙСКИМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОЮЗОМ'

ТОРГОВОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЯПОНИИ С ЕВРАЗИЙСКИМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОЮЗОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Япония / Евразийский экономический союз / торгово-экономические отношения / геополитические аспекты / Japan / the Eurasian Economic Union / trade and economic relations / geopolitical aspects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнеев Константин Анатольевич

Рассмотрены некоторые аспекты японской эконо мической политики в направлении стран, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Данная политика не является одно родной, поскольку в составе ЕАЭС собраны страны с различными экономической спецификой и потенциалом, но однозначно может рассматриваться как весомая часть долгосрочных интересов Японии на пространстве Большой Евразии. Необходимо отметить, что Евра зийский экономический союз — достаточно молодое объединение (в текущем виде оно существует с 2015 г.), однако планы и конкрет ные шаги по развитию ЕАЭС носят довольно интенсивный харак тер, таким образом, усиливая его значимость среди прочих азиат ских экономических объединений. Япония пока не выстраивает чёткой политики по отношению к ЕАЭС как единой структуре, в большей степени сотрудничая с отдельными государствамчленами ЕАЭС, но всётаки просматривается и ряд общих тенденций, обу словленных практикой японского экспорта/импорта. Уже не первое десятилетие перед Японией стоит сложная задача выхода из продол жительной экономической рецессии не только с помощью внутрен них реформ, но и через расширение географии своей внешнеторго вой деятельности, и страны ЕАЭС с их ёмкими внутренними рынка ми, испытывающими недостаток высокотехнологичной продукции, сегодня входят в число перспективных направлений для японского экспорта. Есть и геополитические аспекты, связанные с поэтапным укреплением позиций Китая в ЦентральноАзиатском регионе. По этому значительный научный интерес представляет актуальное со держание японской внешнеэкономической политики на простран стве ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japan’s Trade and Economic Relations with the Eurasian Economic Union (EAEU)

The article focuses on some aspects of Japanese economic policy in the direction of the countries that are members of the Eurasian Economic Union (EAEU). This policy is not homogeneous, since the EAEU includes countries with different economic specifics and potential, but it can definitely be considered as a significant part of Japan’s longterm interests in the Greater Eurasia. It should be noted that the Eurasian Economic Union is a fairly young integration association (in its current form it has existed since 2015); however, plans and certain steps for its development are quite intensive, thus enhancing its importance among other Asian economic associations. Japan is not yet building a cle ar policy towards the EAEU as a single structure, cooperating more with individual EAEU member states, but still there are a number of general trends due to the current structure of Japanese exports/imports. For more than a decade, Japan has been facing the difficult task of overcoming a prolonged economic recession not only through internal reforms, but also through expanding the geography of its foreign trade activities, and the EAEU countries with their capacious domestic markets experiencing a shortage of hightech products are now among the promising areas for Ja panese exports. There are also geopolitical aspects related to the gradual strengthening of China’s position in the Central Asian region. Therefore, the urgent content of Japanese foreign economic policy in the EAEU spa ce is of considerable scientific interest.

Текст научной работы на тему «ТОРГОВОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЯПОНИИ С ЕВРАЗИЙСКИМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОЮЗОМ»

Б01: 10.48647/1ССА.2022.70.70.039

К.А. Корнеев

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЯПОНИИ С ЕВРАЗИЙСКИМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОЮЗОМ

Аннотация. Рассмотрены некоторые аспекты японской экономической политики в направлении стран, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Данная политика не является однородной, поскольку в составе ЕАЭС собраны страны с различными экономической спецификой и потенциалом, но однозначно может рассматриваться как весомая часть долгосрочных интересов Японии на пространстве Большой Евразии. Необходимо отметить, что Евразийский экономический союз — достаточно молодое объединение (в текущем виде оно существует с 2015 г.), однако планы и конкретные шаги по развитию ЕАЭС носят довольно интенсивный характер, таким образом, усиливая его значимость среди прочих азиатских экономических объединений. Япония пока не выстраивает чёткой политики по отношению к ЕАЭС как единой структуре, в большей степени сотрудничая с отдельными государствам-членами ЕАЭС, но всё-таки просматривается и ряд общих тенденций, обусловленных практикой японского экспорта/импорта. Уже не первое десятилетие перед Японией стоит сложная задача выхода из продолжительной экономической рецессии не только с помощью внутренних реформ, но и через расширение географии своей внешнеторговой деятельности, и страны ЕАЭС с их ёмкими внутренними рынками, испытывающими недостаток высокотехнологичной продукции, сегодня входят в число перспективных направлений для японского

142

Экономика

экспорта. Есть и геополитические аспекты, связанные с поэтапным укреплением позиций Китая в Центрально-Азиатском регионе. Поэтому значительный научный интерес представляет актуальное содержание японской внешнеэкономической политики на пространстве ЕАЭС.

Ключевые слова: Япония, Евразийский экономический союз, торгово-экономические отношения, геополитические аспекты.

Автор: Корнеев Константин Анатольевич, к.и.н., с.н.с. Центра японских исследований, Институт Китая и современной Азии РАН. ORCID: 0000-0003-3930-6309. E-mail: korneev@ifes-ras.ru

Korneev K.A.

Japan's Trade and Economic Relations with the Eurasian Economic Union (EAEU)

Abstract. The article focuses on some aspects of Japanese economic policy in the direction of the countries that are members of the Eurasian Economic Union (EAEU). This policy is not homogeneous, since the EAEU includes countries with different economic specifics and potential, but it can definitely be considered as a significant part of Japan's long-term interests in the Greater Eurasia. It should be noted that the Eurasian Economic Union is a fairly young integration association (in its current form it has existed since 2015); however, plans and certain steps for its development are quite intensive, thus enhancing its importance among other Asian economic associations. Japan is not yet building a clear policy towards the EAEU as a single structure, cooperating more with individual EAEU member states, but still there are a number of general trends due to the current structure of Japanese exports/imports. For more than a decade, Japan has been facing the difficult task of overcoming a prolonged economic recession not only through internal reforms, but also through expanding the geography of its foreign trade activities, and the EAEU countries with their capacious domestic markets experiencing a shortage of high-tech products are now among the promising areas for Japanese exports. There are also geopolitical aspects related to the gradual strengthening of China's position in the Central Asian region. Therefore, the urgent content of Japanese foreign economic policy in the EAEU space is of considerable scientific interest.

Keywords: Japan, the Eurasian Economic Union, trade and economic relations, geopolitical aspects.

Author: Konstantin A. KORNEEV, Candidate of Sciences (History), Senior Researcher, Center for Japanese Studies, Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences. ORCID: 0000-0003-3930-6309 (e-mail: korneev@ifes-ras.ru).

Экономика

143

Введение

В рамках настоящей статьи оцениваются основные направления торгово-экономического сотрудничества между Японией и странами-членами ЕАЭС и также кратко рассматриваются факторы, влияющие на их текущее состояние. Японская продукция, поставляемая в отдельные страны Союза, может потом перемещаться как часть потоков трансграничной торговли в рамках ЕАЭС, естественно, с учётом того, что государства — члены этого объединения имеют соглашения о свободной торговле. Евразийский экономический союз стремится к снижению средневзвешенного импортного тарифа, но это касается только товаров и услуг, произведённых на территории данного объединения.

Базовые принципы внешнеторговой политики Японии в отношении ЕАЭС имеют особенности, существующие в настоящий момент и заключающие в себе потенциал к реализации в среднесрочной перспективе. Значительную роль здесь играет внешнеторговая специализация рассматриваемых государств, или, другими словами, их место в структуре международного разделения труда. Это определяет характер экспорта/импорта и позволяет объяснить многие текущие закономерности, а также обозначить возможные перспективы. Помимо стимулирующих взаимную торговлю условий, существуют и серьёзные барьеры для расширения торгово-экономического сотрудничества между Японией и ЕАЭС, связанные преимущественно с различным видением будущего экономического и энергетического ландшафта на пространстве Большой Евразии, а также постоянно растущими противоречиями в сфере геополитики и стратегических инициатив.

Япония и ЕАЭС:

краткое сравнение экономического потенциала

По размеру ВВП (рассчитанному на основе паритета покупательной способности — ППС) Япония занимает 4-е место в мире после США, ЕС и Китая. Население страны составляет около 127 млн человек (126,7 млн чел. в 2019 г.), что соответствует 10-му месту в мире. Основной удельный вес в структуре ВВП приходится на сектор (сферу) услуг — 71,6 %, промышленность занимает порядка 26,6 %. На протяжении последних десятилетий снижается доля сельского хозяйства в структуре ВВП: в 2019 г. на него пришлось около 1,2 %, тогда как в 1995 г. — 1,7 %. В сельском хозяйстве занято всего около 0,6 % от общего количества трудоспособного населения страны [Japan

144

Экономика

Indicators]. По данным Всемирного банка на 2019 г., объем ВВП составил 5,3 трлн долл (это 4,5 % мирового ВВП); на душу населения приходится около 38,5 тыс долл., что является достаточно высоким показателям. Также Япония — один из мировых лидеров по вывозу прямых иностранных инвестиций [World Development Indicators Database].

Соглашение о ЕАЭС было подписано в 2014 г. (вступило в силу 1 января 2015 г.). Страны-члены: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Армения. С 2016 г. действует соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, с 2018 г. — соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем, а с 2019 г. — с Сербией. Также в 2018 г. государством-наблюдателем при ЕАЭС стала Молдова, в 2020 г. к ней присоединились Узбекистан и Куба. С 2019 г. идёт согласование деталей торговой сделки между ЕАЭС и республикой Сингапур, а в 2022 г. вероятно вступление в организацию Ирана [Зоны свободной торговли]. Суммарный ВВП по ППС Евразийского экономического союза составил около 5 трлн долл. в 2019 г. (что меньше японского), это примерно 4 % общемирового ВВП. Объём взаимной торговли внутри ЕАЭС — 61 млрд долл, а средневзвешенный импортный тариф (пошлина) на большинство товарных групп находится в диапазоне 5— 6 % [Основные социально-экономические показатели]. Главным двигателем и реципиентом товарно-денежных потоков в структуре ЕЭАС является Россия; от состояния её экономики зависят и объёмы торговли в рамках ЕАЭС.

Тем не менее следует признать, что Евразийский экономический союз — второе после ЕС экономическое объединение на пространстве Большой Евразии с достаточно высоким уровнем институционали-зации и развитыми мирохозяйственными связями. 74 % взаимной торговли в рамках ЕАЭС осуществляется в национальных валютах через сложную систему конвертации практически без участия доллара США, но с привязкой к рублю. Страны ЕАЭС входят в немногочисленный список государств, которые активно закупают российскую высокотехнологическую продукцию (помимо продукции оборонного комплекса) — машины, промышленное и транспортное оборудование, химическую продукцию, медицинскую технику, программное обеспечение и так далее. Таким образом в структуре торговли с ЕАЭС российский сырьевой экспорт составляет в процентном соотношении меньшую величину, чем экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью (40 % против 60 % в среднем за 2017—2020 гг.) [Основные социально-экономические показатели].

Экономика

145

Но у этой стабильной системы есть серьёзные уязвимости. Слаборазвитые и ресурсо-ориентированные экономики бывшего СССР, за исключением Белоруссии, пока не способны взять на себя функции субрегиональных центров притяжения торгово-инвестиционных потоков и движутся в экономическом фарватере России, в значительной мере отставая от неё в инновационных секторах. Учитывая сложившуюся динамику, к 2025 г. объём взаимной торговли внутри ЕАЭС составит не более 65 млрд долл, а к 2030 г. будет колебаться в рамках коридора 65—68 млрд долл. Снижение тарифных и нетарифных барьеров в среднем до 2—3 % может способствовать увеличению показателей торгового оборота до 70 млрд долл к 2030 г., однако дальнейший рост вряд ли возможен без серьёзных структурных реформ самой организации и общей тенденции к увеличению вклада стран-членов ЕАЭС в глобальный ВВП [Долгосрочный прогноз].

В данном контексте расширение торгово-экономического сотрудничества с Японией (которая с начала 2000-х гг. заключила соглашения о свободной торговле с 21 государством) может оказаться важным подспорьем для усиления динамики роста совокупного валового продукта ЕАЭС, особенно в ситуации, когда взаимный товарооборот примет более сбалансированный характер, сопровождаемый общим снижением объёмов сырьевого экспорта из ЕАЭС в Японию и его замещением товарами со средней/высокой добавленной стоимостью. Однако для реализации такого сценария на горизонте планирования в 10—15 лет со стороны стран-членов ЕАЭС потребуются большие инвестиции в производственную инфраструктуру при неочевидных перспективах её окупаемости, поскольку та же Япония по-прежнему рассматривает импорт сырья из стран ЕАЭС в качестве среднесрочного приоритета.

Япония и ЕАЭС:

показатели внешнеторгового оборота по странам

Армения и Киргизия не входят в число важных торговых партнёров Японии. Эти две страны поставляют в Японию в малых объёмах минералы, продукцию сельского хозяйства, животноводства и текстильного производства. Из Японии ввозятся в небольших количествах электроника, цифровая и медицинская техника, машины, оборудование, телекоммуникационные системы. Такой расклад понятен — внутренние рынки Армении и Киргизии не обладают достаточной ёмкостью для японских компаний-экспортёров, в основном по причине невысокого уровня жизни населения и технико-экономи-

146

Экономика

ческой неготовности к покупке товаров и услуг, определяющих основные статьи японского экспорта. Несмотря на некоторый интерес со стороны японских компаний к перспективам строительства солнечных и ветроэлектростанций в Киргизии и Армении, обладающих подходящими природно-климатическими ресурсами для этого, никакие контракты пока не заключены. Ежегодно Япония оказывает Армении и Киргизии помощь в целях развития в размере нескольких миллионов долларов по линии ООН и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подтверждая таким образом своё присутствие в экономике этих стран [Murashkin].

Гораздо более предметный интерес у Токио вызывает сотрудничество с Казахстаном. Эта страна проводит вполне самостоятельную внешнюю политику и также обладает существенными запасами первичных энергоресурсов — нефти и природного газа. Основное экспортное направление для Казахстана — Китай, но значение этой страны как поставщика ископаемых топлив постепенно растёт и для Японии. В отношении Нурсултана Токио активно применяет принцип «ресурсной дипломатии», когда из Японии экспортируются товары с высокой добавленной стоимостью, такие как машины и оборудование, а импортируются товары широкого потребления и природные ресурсы: металлические руды, минералы, древесина и т. д.

У Казахстана положительное сальдо торгового баланса с Японией — то есть экспорт в стоимостном выражении ощутимо превышает импорт. Основные статьи экспорта из Казахстана — ферросплавы и сырая нефть (обеспечивает примерно 2 % потребности Японии). Поскольку Казахстан не имеет выхода к Тихому океану, нефть сначала транспортируется Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК) в порт Новороссийск и только потом танкерами в Японию [Economic cooperation].

Постепенно растут и объёмы взаимной торговли между Японией и Республикой Беларусь. Страны увеличили товарооборот в 2018— 2019 гг. на 16,7 % по сравнению с 2017 г. до 49 млн долл против 42 млн долл. Тем не менее, несмотря на значительный рост показателей товарооборота, потенциал в сфере торгово-экономического сотрудничества во многом еще не реализован, что связано с малой заинтересованностью бизнеса в развитии совместных проектов преимущественно по причине устойчивой многолетней ориентации белорусских производителей на географически близкие рынки России и стран ЕС. Япония стандартно экспортирует в Беларусь различное промышленное оборудование, автомобили и запчасти к ним, продукцию химической промышленности. Основными статьями белорусского экспорта

Экономика

147

в Японию являются калийные удобрения, стекловолокно, алюминий и медицинское оборудование. В 2018 г. прошли белорусско-японский и японско-белорусский экономические форумы, в рамках которых обсуждались возможные совместные проекты, однако до их практической реализации дело пока не дошло [Беларусь и Япония увеличили...]. В целом же двусторонняя экономическая кооперация серьёзно сдерживается и геополитическими причинами, связанными с периодическим санкционными решениями в отношении Беларуси со стороны Европейского союза — одного из главных торговых партнёров Японии.

Структура российско-японских торгово-экономических отношений практически не меняется на протяжении 15 лет. Многие эксперты считают, что сдерживающим фактором расширения сотрудничества являются территориальные претензии со стороны Японии, но это далеко не главная проблема. Главнее — сырьевой характер отечественной экономики и сложная внешнеполитическая обстановка вокруг России. К тому же российское правительство недостаточно внимания уделяет развитию дальневосточных территорий страны, которые могли бы привлечь японские инвестиции неэнергетического характера.

Если подробнее осветить структуру взаимного товарооборота, то, по состоянию на декабрь 2019 г., он составил чуть более 20 млрд долл., причём экспорт из России в Японию составил около 11 млрд долл., а импорт — порядка 9 млрд долл. Доля Японии во внешнеторговом обороте России составляет всего 3 % и 9-е место в числе основных зарубежных торговых партнёров. Россия же не входит и в десятку подобного списка для Японии. В 2019 г. Россия продала Японии нефти и природного газа на сумму порядка 8,5 млрд долл. США. Также существенными статьями экспорта являются рыба и морепродукты (288 млн долл), разнообразная химическая продукция (более 100 млн долл.), чёрные и цветные металлы (350 млн долл.), алюминий (510 млн долл.), драгоценные и полудрагоценные камни (почти 900 млн долл.), древесина и изделия из неё (470 млн долл.).

Для сравнения необходимо привести наиболее значимые статьи японского экспорта в Россию в 2019 г. Это различные транспортные средства (на сумму около 4 млрд долл.), энергетическое оборудование (около 2 млрд долл.), готовые изделия из чёрных и цветных металлов (порядка 200 млн долл.), электрооборудование, инструменты, цифровая техника и медицинские принадлежности (более 1,2 млрд долл.), каучук, резина, пластмассы (порядка 700 млн долл.) [Отчёт о внешней торговле].

148

Экономика

Очевидно, что основу сотрудничества между странами составляет энергетика (до 80 % товарооборота в стоимостном выражении). Японское правительство стремится диверсифицировать направления поставок энергоресурсов. Страны Персидского залива, где закупается более 80 % нефти и до 30 % природного газа для нужд японской энергетики, не самый геополитически стабильный регион. Поэтому японские компании всё больше интересуются логистическими возможностями Северного морского пути и вообще новыми энергетическими проектами на территории России. Например, в 2019 г. консорциум японских компаний приобрёл 10 % проекта «Арктик СПГ-2» на сумму более 3 млрд долл (разработку ведёт ПАО «Новатэк»). Предполагается строительство трех линий мощностью 19,6 млн т СПГ в год, а первые поставки в Японию запланированы на 2023 г. Существует и проект сооружения газопровода по дну пролива Лаперуза мощностью до 20 млрд куб. м в год, но для этого надо решить множество политических, технических и экологических проблем [Komeev, Pechishcheva].

Таким образом, рассмотрение торгово-экономического сотрудничества Японии с отдельными странами — членами Евразийского экономического союза позволяет сделать определённые выводы и в целом по Организации (табл. 1).

Таблица 1. Экспорт стран ЕАЭС в Японию в 2019 г.

Армения Беларусь Казахстан Киргизия Россия

Экспорт в Японию, млн долл. 0,3 17 1042 0,3 14311

Позиция Японии в экспорте 50 65 9 40 12

Доля Японии в экспорте, % 0,02 0,2 0,8 0,02 2,2

Составлено по: [Japan External Trade Organization].

Так, на Россию приходится 89 % экспорта ЕАЭС в Японию и чуть меньшая доля импорта из Японии; еще порядка 10 % экспорта и 8,5 % импорта обеспечивает Казахстан. На Беларусь, Армению и Киргизию сегодня приходится не более 1 % совокупного экспорта Евразийского экономического союза и порядка 2 % импорта. Естественно, без участия России торгово-экономические отношения ЕАЭС с Японией, по сути, потеряют наполнение, в то время как для России роль ЕАЭС как площадки расширения сотрудничества с Японией также не представляет заметного интереса. Фактически ЕАЭС необходимо выравнивать торговый потенциал стран-членов если не в абсолютных объёмах (что нереально), то хотя бы по части смещения

Экономика

149

структуры экспорта в сторону товаров с высокой добавленной стоимостью с целью привлечь японского потребителя (табл. 2).

Таблица 2. Японский импорт в страны ЕАЭС в 2019 г.

Армения Беларусь Казахстан Киргизия Россия

Импорт из Японии, млн долл. 0,4 22 400 0,4 7173

Позиция Японии в импорте 46 60 16 38 8

Доля Японии в импорте, % 0,02 0,3 0,6 0,02 1,3

Составлено по: [Japan External Trade Organization].

Сальдо торгового баланса ЕАЭС с Японией остается стабильно положительным с середины 2010-х гг. благодаря России и Казахстану, которые обеспечивают поставки в Японию первичных энергоресурсов (нефть, уголь, природный газ, металлы). У остальных стран-членов ЕАЭС сальдо отрицательное и каких-либо перспектив изменения сложившейся парадигмы пока не просматривается. Иное развитие событий вероятно в случае значительного роста торгового оборота как внутри ЕАЭС, так и с внешними партнёрами, что может произойти в результате практического воплощения подписанных (и планируемых) соглашений о свободной торговле (ССТ) с Китаем, Вьетнамом, Сербией, Сингапуром и так далее.

Заключение

ССТ между Евразийским экономическим союзом и Японией, если и будет когда-нибудь подписано, то упростит импорт из Японии и удешевит японские товары для потребителей на территории ЕАЭС, но нанесёт удар по конкурирующим отраслям — прежде всего, производству автомобилей в России и Беларуси. Следует отметить, что с позиций улучшения условий доступа товаров стран — членов ЕАЭС на рынки Японии, соглашение о свободной торговле не имеет значимого эффекта. Принципиальным ограничителем расширения торгово-экономического сотрудничества являются геополитические аспекты — это не только санкции в отношении России со стороны США и Европейского союза, но и растущее влияние Китае в Азии и постепенное закрепление его в качестве главного торгового партнёра стран — членов ЕАЭС (и не только — успехи КНР в Юго-Восточной Азии более чувствительны для Японии), чему Токио пытается противостоять, реализуя, например, концепцию «открытого регионализма» с активным вовлечением в повестку стратегическо-

150

Экономика

го развития Азиатского макрорегиона США, Индии и Австралии, но без особого успеха.

С экономической точки зрения, для Японии важнее развитие отношений со странами — членами ЕАЭС в двустороннем формате, нежели выстраивание общей конструкции с ЕАЭС как единой организацией, что обусловлено текущим характером и базовыми целями внешнеэкономической политики Токио.

Библиографический список

Беларусь и Япония увеличили товарооборот в 2018 г. // Портал Export.by. 08.02.2019. URL: https://export.by/news/belarus-i-yaponiya-uvelichili-tovarooborot-v-2018-g-na-167-do-49-mln-doll (дата обращения: 11.01.2022).

Долгосрочный прогноз экономического развития Евразийского экономического союза до 2030 г. М: Евразийская экономическая комиссия, 2015. 216 с.

Зоны свободной торговли между ЕАЭС и другими странами. Министерство экономики Республики Беларусь. URL: https://economy.gov.by/ru/zst-pergovory-ru/ (дата обращения: 11.01.2022).

Основные социально-экономические показатели ЕАЭС. Данные ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/ osnsocec.aspx (дата обращения: 12.01.2022).

Отчёт о внешней торговле между Россией и Японией в 2019 г. URL: https:// russian-trade.com/reports-and-reviews/2020-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-yaponiey-v-2019-g/ (дата обращения: 12.01.2022).

Economic cooperation. Embassy of the Republic of Kazakhstan in Japan. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/mfa-tokyo/activities/1993?lang=en (дата обращения: 13.01.2022).

Japan External Trade Organization. Japanese Trade and Investment Statistics. URL: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics.html (дата обращения: 13.01.2022).

Japan Indicators. Trading Economics. URL: https://tradingeconomics.com/japan/ indicators (дата обращения: 14.01.2022).

Korneev, Konstantin; Pechishcheva, Liudmila. Japan's Energy Policy toward SCO Members: Current Situation and the Perspective // "ENERGY-21: Sustainable Development & Smart Management" Conference Proceedings, E3S Web Conferences, 2020, Vol. 209. P. 1—6.

Murashkin, Nikolai. Japan and Central Asia. Do Diplomacy and Business Go Hand-in-Hand? Paris: IFRI Centre for Asian Studies, 2019. 49 p.

World Development Indicators Database, World Bank. Eurostat-OECD PPP. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.PP.CD (дата обращения: 14.01.2022).

Экономика

151

References

Belarus i Yaponiya uvelichili tovarooborot v 2018 godu [Belarus and Japan increased trade turnover in 2018]. URL: https://export.by/news/belarus-i-yaponiya-uvelichili-tova rooborot-v-2018-g-na-167-do-49-mln-doll (accessed: January 11, 2022). (In Russian)

Dolgosrochnyi prognoz ekonomicheskogo razvitiya Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza do 2030 goda [Long-term forecast of economic development of the Eurasian Economic Union until 2030]. Moscow: Eurasian Economic Commission, 216 p. (In Russian)

Economic cooperation. Embassy of the Republic of Kazakhstan in Japan. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/mfa-tokyo/activities/1993?lang=en (accessed: January 13, 2022).

Japan External Trade Organization. Japanese Trade and Investment Statistics. URL: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics.html (accessed: January 13, 2022).

Japan Indicators. Trading Economics. URL: https://tradingeconomics.com/japan/ indicators (accessed: January 14, 2022).

Korneev, Konstantin; Pechishcheva, Liudmila (2020). Japan's Energy Policy toward SCO Members: Current Situation and the Perspective, "ENERGY-21: Sustainable Development & Smart Management" Conference Proceedings, E3S Web Conferences, Vol. 209: 1—6.

Murashkin, Nikolai (2019). Japan and Central Asia. Do Diplomacy and Business Go Hand-in-Hand? Paris: IFRI Centre for Asian Studies, 49 p.

Osnovnye sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli EAES. Dannye EEK [The main socio-economic indicators of the EAEU. Eurasian Economic Commission data]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/ osnsocec.aspx (accessed: January 12, 2022). (In Russian)

Otchet o vneshnei torgovle mezhdu Rossiei i Yaponiei v 2019 godu [Report on foreign trade between Russia and Japan in 2019]. URL: https://russian-trade.com/ reports-and-reviews/2020-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-yaponiey-v-2019-g/ (accessed: January 12, 2022). (In Russian)

World Development Indicators Database, World Bank. Eurostat-OECD PPP. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.PP.CD (accessed: January 14, 2022).

Zony svobodnoi torgovli mezhdu EAES i drugimi stranami. Ministerstvo ekonomiki Respubliki Belarus [Free trade zones between the EAEU and other countries. Ministry of Economy of the Republic of Belarus]. URL: https://economy.gov.by/ru/zst-pergovory-ru/ (accessed: January 11, 2022). (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.