Научная статья на тему 'Торгово-экономические отношения между Арменией и Россией в постсоветский период'

Торгово-экономические отношения между Арменией и Россией в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российско-армянские торгово-экономические отношения / постсоветская интеграция / членство Армении в ЕАЭС / Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС / национальная безопасность / Russian-Armenian trade and economic relations / post-Soviet integration / Armenia’s membership in the EAEU / Comprehensive and Expanded Partnership Agreement with the EU / national security

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чолахян Вачаган Альбертович

В статье исследованы проблемы и перспективы постсоветской интеграции на примере торгово-экономических отношений между Арменией и Россией. Анализируются причины вступления Армении в ЕАЭС и подписания Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС, которое рассматривается как облегченная версия Соглашения об ассоциации. Изучены новые векторы развития Республики Армения после смены политического руководства в результате «бархатной революции» 2018 г. как проявления большего прагматизма в интеграционном взаимодействии со странами ЕАЭС и защиты национальных интересов при проведении многовекторной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trade and economic relations between Armenia and Russia in the post-Soviet period

The article examines the problems and prospects of post-Soviet integration on the example of trade and economic relations between Armenia and Russia. The reasons for Armenia’s accession to the EAEU and at the same time the signing of the Comprehensive and Expanded Partnership Agreement with the EU, which is considered a simplified version of the Association Agreement are analyzed. The author studies new vectors of development of the Republic of Armenia after the change of political leadership as a result of the “velvet revolution” of 2018 as a manifestation of greater pragmatism in integration cooperation with the EAEU countries and protection of national interests in the conduct of a multi-vector policy.

Текст научной работы на тему «Торгово-экономические отношения между Арменией и Россией в постсоветский период»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 200-209 Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 200-209

https://imo.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-4907-2024-24-2-200-209, EDN: YUAWHC

Научная статья

УДК 339.9(470+571:479.25)|20|

Торгово-экономические отношения между Арменией и Россией в постсоветский период

В. А. Чолахян

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Чолахян Вачаган Альбертович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры отечественной истории и историографии, vcholakhyan@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3474-5214, AurhorID: 474841

Аннотация. В статье исследованы проблемы и перспективы постсоветской интеграции на примере торгово-экономических отношений между Арменией и Россией. Анализируются причины вступления Армении в ЕАЭС и подписания Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС, которое рассматривается как облегченная версия Соглашения об ассоциации. Изучены новые векторы развития Республики Армения после смены политического руководства в результате «бархатной революции» 2018 г. как проявления большего прагматизма в интеграционном взаимодействии со странами ЕАЭС и защиты национальных интересов при проведении многовекторной политики.

Ключевые слова: российско-армянские торгово-экономические отношения, постсоветская интеграция, членство Армении в ЕАЭС, Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС, национальная безопасность

Для цитирования: Чолахян В. А. Торгово-экономические отношения между Арменией и Россией в постсоветский период // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 200-209. https://doi. org/10.18500/1819-4907-2024-24-2-200-209, EDN: YUAWHC

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Trade and economic relations between Armenia and Russia in the post-Soviet period V. A. Cholakhyan

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Vachagan A. Cholakhyan, vcholakhyan@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3474-5214, AurhorID: 474841

Abstract. The article examines the problems and prospects of post-Soviet integration on the example of trade and economic relations between Armenia and Russia. The reasons for Armenia's accession to the EAEU and at the same time the signing of the Comprehensive and Expanded Partnership Agreement with the EU, which is considered a simplified version of the Association Agreement are analyzed. The author studies new vectors of development of the Republic of Armenia after the change of political leadership as a result of the "velvet revolution" of 2018 as a manifestation of greater pragmatism in integration cooperation with the EAEU countries and protection of national interests in the conduct of a multi-vector policy.

Keywords: Russian-Armenian trade and economic relations, post-Soviet integration, Armenia's membership in the EAEU, Comprehensive and Expanded Partnership Agreement with the EU, national security

For citation: Cholakhyan V. A. Trade and economic relations between Armenia and Russia in the post-Soviet period. Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2024, vol. 24, iss. 2, рр. 200-209 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-4907-2024-24-2-200-209, EDN: YUAWHC

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

На протяжении всего постсоветского периода российско-армянские торгово-экономические отношения развивались достаточно стабильно. Между странами сохраняются тесные исторические, экономические, культурные и социальные

связи. Экономические отношения между Арменией и Россией можно характеризовать в категориях прагматизма, обусловленного фактором географии. Отсутствие прямой географической или коммуникационной связи Армении с Росси-

ей не мешает прагматическому сотрудничеству между двумя странами.

В начале 1990-х гг. на динамику и направления этого процесса влияли два вида факторов -внутренние и внешние. Внутренними факторами являлись внутриполитические и экономические проблемы Армении и Российской Федерации, а внешними - ситуация в кавказском регионе и двусторонние отношения Армении и России со странами региона. Трудности Армении усугублялись чрезвычайно сложной политической и экономической ситуацией на Южном Кавказе (конфликт в Нагорном Карабахе, политическая ситуация в Грузии и т. д.), что привело к полной транспортной изоляции Республики Армения (РА).

Первым официальным документом, подписанным между Арменией и Россией, стало соглашение от 3 декабря 1991 г. «О принципах торгово-экономического сотрудничества между РА и РСФСР на 1992 г.». Менее чем через год, 30 сентября 1992 г., в Ереване было подписано межправительственное Соглашение о свободной торговле между РФ и РА, а для координации внешнеэкономических отношений стороны приняли решение о взаимном учреждении торговых представительств [1].

24 сентября 1993 г. в Москве был подписан Договор о создании Экономического союза, а 15 апреля 1994 г. - соглашение о создании зоны свободной торговли [2]. В марте 1994 г. Правительству РА удалось подписать Соглашение с Правительством РФ о расконсервации и возобновлении промышленной эксплуатации Армянской атомной электростанции [3]. В том же году 21 октября был образован Платежный союз государств-участниц СНГ [4].

Эти и другие соглашения начала 1990-х гг. были призваны стать инструментом сдерживания распада единого экономического пространства бывшего СССР. Однако в условиях доминирования противоречивых настроений на пространстве СНГ они оказались малоэффективными.

В сентябре 1995 г. Указом президента РФ Б. Н. Ельцина был утвержден «Стратегический курс России с государствами-участниками СНГ», в котором отношения со странами СНГ признавались важным фактором включения РФ в мировые политические и экономические структуры [5]. Указ стал предпосылкой развития торгово-экономических отношений в рамках СНГ, в том числе между Арменией и Россией.

Уже в ноябре 1995 г. при содействии РФ был восстановлен и введен в эксплуатацию 2-й блок Армянской АЭС, что имело важное социальное, экономическое и экологическое значение для Республики Армения [3]. 16 марта 1995 г. был подписан договор между РФ и РА о российской военной базе на территории Республики Армения [6]. В мае 1996 г. в Москве было подписано межправительственное соглашение о торгово-

экономическом сотрудничестве на 1996-1997 гг. [7], в рамках которого стала работать постоянная комиссия по экономическому сотрудничеству в сфере транспорта, сельского хозяйства, промышленности и энергетики [8].

В августе 1997 г. в ходе визита президента Л. Тер-Петросяна в Москву был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения [9]. Тогда же стороны договорились о строительстве газопровода через Грузию в Армению [10, с. 296]. В 1997 г. была учреждена первая крупная компания с иностранным участием ЗАО «АрмРосгазпром». Ее крупнейшим акционером стал российский Газпром.

Взаимовыгодное экономическое сотрудничество между РФ и РА позволило в 1998 г. довести взаимный товарооборот до $167,5 млн, что на 7,5% превосходило показатели 1997 г. В экспортно-импортных операциях с Республикой Армения участвовали 66 субъектов РФ [8].

Таким образом, к началу 2000-х гг. между Арменией и Россией в целом была сформирована договорно-правовая база торгово-экономических отношений. К этому времени в обеих странах произошла смена власти: в Армении Л. Тер-Петросяна на посту президента заменил Р. С. Ко-чарян, а в России В. В. Путин стал премьер-министром, а затем и президентом. Между двумя президентами стали налаживаться доверительные отношения. Во время визита президента РФ В. В. Путина в Ереван 14-15 сентября 2001 г. был подписан основополагающий договор «О долгосрочном экономическом сотрудничестве между РФ и РА до 2010 года», предусматривавший согласование основных направлений социально-экономических преобразований и гармонизацию нормативно-правовой базы в области регулирования хозяйственной деятельности между двумя государствами. В Приложении к Договору содержалась Программа долгосрочного торгово-экономического сотрудничества между администрациями областей Армении и субъектов России и поощрения взаимных капиталовложений [11].

Российский капитал постепенно стал проявлять интерес к сотрудничеству с Арменией: на 1 сентября 2002 г. в РА уже действовали 439 юридических лиц из России [12, с. 55]. Однако полноценному развитию российско-армянских торгово-экономических мешала значительная задолженность ($16 млн) Армении за российский газ и топливо для АЭС. Предложения армянской стороны создать совместное предприятие на базе крупнейшей в стране Раз-данской ГРЭС в счет списания долгов успеха не имели.

Общая задолженность армянских потребителей «голубого топлива» перед Международной группой компаний (МГК) «ИТЕРА», которая

с 1996 г. полностью обеспечивала потребности Армении в природном газе, на 1 декабря 2001 г. составляла свыше $36 млн. По этой причине МГК «ИТЕРА» в декабре 2001 г. сократила на 50% объемы поставляемого в Армению природного газа, что стало предметом переговоров в Москве 17 декабря того же года между президентом Армении Робертом Кочаряном и президентом МГК «ИТЕРА» Игорем Макаровым. Стороны смогли договориться о возобновлении в полном объеме поставок газа в Армению -до 5,2 млн куб. м в сутки [13].

Со своей стороны руководство Армении заявило о намерении прекратить ретрансляцию в республике российского телеканала РТР ввиду его задолженности (около 6 млн руб.) министерству транспорта и связи РА. Телеканал ОТР был отключен по той же причине и даже предполагалось перевести российские компании на вещание в дециметровом диапазоне с ограниченным радиусом действия, что грозило привести к сокращению российского информационного присутствия в Армении [12, с. 57].

Решение проблемы внешней задолженности РФ стало одним из ключевых положений в документе, составленном Советом по внешней и оборонной политике «Стратегия для России -Повестка дня для Президента - 2000», подготовленном Советом по внешней и оборонной политике. В частности, предлагалось отказаться от устаревшего принципа интеграции и перейти к принципу «избирательной вовлеченности», а именно «к созданию транснациональных финансово-промышленных групп (отечественных ТНК с участием предприятий стран бывшего СССР) и обмену долгов на собственность» [14, с. 24].

По состоянию на 1 апреля 1997 г. общая задолженность стран СНГ перед Россией составляла 35 трлн руб. Причем многие страны СНГ не осуществляли соответствующие платежи российским партнерам, надеясь на реструктуризацию своего долга. Внешний долг Армении перед Россией к 2001 г. составлял $98 млн. Проблема задолженности Армении перед Россией была урегулирована в соответствии с новой «Стратегией» в ходе официального визита премьер-министра РФ М. Касьянова в Ереван 4-5 ноября 2002 г. В счет погашения долга Армения передала России контрольные пакеты акций пяти армянских предприятий: Севано-Разданский каскад, включающий в себя семь гидроэлектростанций, расположенных на р. Раздан в Армении, ЗАО «Марс» и три научно-исследовательских института - «ПП материаловедения», ЗАО «Ереванский НИИ математических машин», ЗАО «Ереванский НИИ АСУ» на общую сумму около $100 млн. [15, с. 2].

Подписание межправительственного соглашения «Имущество за долги» привело не только к снижению политического доверия между

двумя странами, но и вызвало определенный общественный резонанс, связанный с несоответствием размера госдолга и реальной стоимости переданных предприятий [1б, с. 121]. Оппозиционные армянские политики предлагали найти другие способы погашения долга во избежание усиления экономического влияния России на Армению [17].

Сложной проблемой оставалась транспортная блокада Армении. В целях улучшения транспортного сообщения между Россией и Арменией 10 января 2005 г. в Тбилиси было подписано соглашение между Минтрансом России и министерством экономического развития Грузии об организации прямого паромно-железнодорож-ного сообщения через порты «Кавказ» (Россия) и Поти (Грузия) [18]. В 2005 г. паром совершил всего три рейса - в марте, апреле и июле и перевез 5,7 тыс. т груза. Одна из причин столь слабой востребованности парома, по мнению министра транспорта РФ И. Левитина, заключалась «в высоких тарифах на Грузинской и Армянской железных дорогах» [19].

Экономическое сотрудничество между РА и РФ развивалось по трем основным направлениям: государственный уровень сотрудничества (передача РФ четырех энергоблоков «Разданской ТЭЦ», научно-исследовательских институтов, предприятий «Алмаст», «Марс»); крупное частное партнерство (приобретение «Русалом» акций «Арменала», «Внешторгбанком» - акций «Армсбербанка») и, наконец, инвестиции представителей малого и среднего бизнеса. По данным Московской бизнес-ассоциации, в Армении к февралю 2006 г. действовали 19 крупных или средних компаний и около 600 малых предприятий с участием российского капитала. Общая сумма российских инвестиций в экономику Армении в период с 1991-го по 2005 г. составила почти $430 млн [20].

В 2005 г. ЗАО «Электрические сети Армении» - компания-оператор электрических сетей РА - перешло под контроль группы ИНТЕР РАО ЕЭС (100,0% российский капитал). В 2012 г. компания инвестировала в поддержание и развитие электросетей Армении $20,0 млн, а с сентября 2015 г. 100% акций компании контролируются «Группой Ташир» [12, с. 60].

Начало 2006 г. ознаменовалось «газовой атакой» на Армению: Россия настояла на переводе газовых отношений на рыночную основу и повысила цены на поставляемый газ вдвое (с $54 до $110 за тысячу кубометров). Согласно данным газеты «Коммерсант», «вопрос был поставлен ребром: или Армения будет покупать газ по новой цене, или отдаст в счет оплаты за него два ключевых промышленных объекта - пятый энергоблок Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики» [21].

Результатом активных переговоров стало подписание в апреле 2006 г. долгосрочного со-

глашения между «Газпромом» и правительством Армении сроком на 25 лет. В пресс-релизе российской компании отмечалось, что «АрмРос-газпром» «приобретет у правительства Армении 5-й недостроенный энергоблок Разданской ТЭС (Раздан-5) и первый, 40-километровый участок строящегося газопровода Иран-Армения». Это позволяло «Газпрому» получить квалифицированное большинство в уставном капитале «АрмРосгазпром», а цена на российский газ устанавливалась в размере $110 за 1000 куб. м до 1 января 2009 г.

В свою очередь правительство Армении выступило 6 апреля со своим пресс-релизом, в котором говорилось, что Раздан-5 будет продан за $248,8 млн и, помимо этого, «Газпром» инвестирует $140 млн для модернизации энергоблока [22].

По мнению директора Института Кавказа А. Искандаряна, «газ, являясь достаточно мощным инструментом в руках России, не оказал особо сильного давления на экономику Армении, повлияв на общественный дискурс армян» [23].

Проблема «предательства» России по отношению к своему стратегическому союзнику на некоторое время стала одной из ведущих в армянском экспертном сообществе и в СМИ. Однако при сравнении с ценами на российский газ в Грузии ($230) и Азербайджане ($235) обвинения со стороны оппозиции в адрес властей в «распродаже страны и отдаче стратегических сфер экономики в руки иностранцев» разбивались огромным потоком инвестиций в Армению. По сравнению с 2006 г., в 2007 г. общий объем российских инвестиций возрос в 5 раз и составил 32,6% всех зарубежных вложений в экономику республики. Товарооборот Армении с Россией возрос на 68,2% и составил $632,1 млн [24, с. 24-25].

Важнейшими событиями в экономической сфере в 2007 г. стали открытие 19 марта газопровода Иран-Армения и победа «Российские железные дороги» ОАО «РЖД» в тендере на концессионное управление ЗАО «Армянские железные дороги» [12, с. 62]. Договор РА с ОАО «РЖД» заключен на 30 лет с правом пролонгации на 20 лет после первых 20 лет работы. Объем инвестиций ОАО «РЖД» в ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» за период 2008-2013 гг. составил $267 млн [25].

По итогам 2008 г. объем товарооборота между Россией и Арменией составил $900 млн, а в целом за период 2001-2008 гг. вырос в 9 раз. Общий объем российских инвестиций с 2001-го по 2010 г. превысил $4,5 млрд, что составило 46% всех совокупных вложения в экономику РА [26]. Фактически Россия из страны кредитора Армении превратилась в ее основного инвестора. Столь значительный объем российских инвестиций в Армению можно объяснить не только

экономическими, но и геополитическими причинами: Россия укрепляла свои позиции на Южном Кавказе, а Армения не только становилась ее важнейшим форпостом, но и получала новые возможности для экономического развития и упрочения своей национальной безопасности.

Политика армяно-российского стратегического сотрудничества получила дальнейшее развитие во время визита Президента РФ Д. А. Медведева в Ереван в 2010 г. Стороны подписали соглашение о продлении срока пребывания российской военной базы в Армении и о строительстве на армянской территории новых энергоблоков АЭС с водо-водяным ядерным реактором мощностью 1060 МВт [27]. Эти соглашения закрепили за Россией роль гаранта национальной и энергетической безопасности Армении.

В 2012 г. общий объем российско-армянского товарооборота достиг $1,2 млрд, а экспорт армянской продукции в Россию вырос на 43,6%. Наиболее крупными российскими кампаниями в Армении являлись «Газпром», «Интер РАО ЕЭС», «Банк ВТБ», РЖД, «Российский алюминий», АФК «Система», ОАО «Мобильные телесистемы» МТС (торговая марка Vivacell) и др. В частности, российская компания «РУ-САЛ» вложила в завод «Арменал» более $70 млн, модернизировала производство, на котором ежегодно производилось 25 тыс. т алюминиевой фольги, или 7% ее мирового производства [28]. В целом количество предприятий с российским капиталом в 2012 г. составляло более четверти всех компаний республики с участием иностранного капитала [29].

С самого начала обретения независимости правительство Армении в своей внешней, в том числе и экономической, политике стремилось проводить линию комлементаризма (взаимодополняемости) и вовлеченности (интегрирован-ности), т. е. пыталось развивать отношения не только с Россией, но и США, а также странами Западной Европы. Однако по мере усиления противостояния России и США Армении приходилось принимать судьбоносные для себя решения. В 2012-2013 гг. речь шла, прежде всего, о выборе между Западом и Россией, а точнее, между ЕС и ЕАЭС.

К 2012 г. внешнеэкономическая политика Армении, основанная на комлементаризме, стала колебаться в сторону проевропейского вектора развития. Это вызвало обоснованное беспокойство в России и выразилось в приглашении Армении присоединиться к Таможенному союзу. Об этом заявил президент РФ Д. А. Медведев в марте 2012 г. на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС, предупредив о возможных трудностях у государств, которые не станут членами Таможенного союза [30].

В апреле 2012 г. министр иностранных дел России С. В. Лавров в ходе встречи с президентом

Армении С. А. Саргсяном сделал армянской стороне приглашение в Таможенный союз. Наконец, в июле того же года спикер Государственной Думы РФ С. Е. Нарышкин, выступая перед научной общественностью в Национальной Академии наук, прямо заявил о привилегиях Армении при вступлении ее в Таможенный союз [31].

Армянская сторона всячески затягивала переговорный процесс по этому вопросу, мотивируя это отсутствием у страны общих границ со странами Таможенного союза. Более того, руководство Армении, получив финансовую помощь от ЕС, проводило активную работу по реформированию отечественного законодательства в соответствии с европейскими стандартами и было готово заключить Ассоциативное соглашение по созданию всеобъемлющей и глубокой зоны свободной торговли [32]. В июле 2013 г. переговоры между Арменией и Европейским Союзом по соглашению «О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли» вступили в завершающую фазу.

Таким образом, до осени 2013 г. интеграционная политика РА в русле комлементаризма исходила из возможности одновременного участия в «Зоне Свободной Торговли» со странами СНГ и ЕС. Однако в сентябре 2013 г. руководство Армении приостановило процесс создания ассоциации с ЕС и заявило о намерении вступить в Таможенный союз и впоследствии участвовать в формировании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [33].

Выбор в пользу евразийских интеграционных процессов объяснялся комплексом причин и соответствовал стратегическим интересам Армении. Руководство РА во главу угла всех интеграционных процессов поставило проблемы обеспечения национальной безопасности страны. Президент РА С. А. Саргсян высоко оценил роль России как гаранта мира и безопасности Республики Армения: Находясь в одной системе военной безопасности (ОДКБ), невозможно и неэффективно изолироваться от соответствующего геоэкономического пространства [34]. Подписание Договора о присоединении Армении к ЕАЭС произошло 10 октября 2014 г. в рамках заседания Высшего Евразийского экономического совета в Минске, а с января 2015 г. РА стала полноправным членом ЕАЭС.

По мнению директора института стран СНГ К. Затулина, «ассоциация с ЕС предполагает координацию не только таможенной и экономической политики, но и совместные планы в сфере обороны и безопасности. А это противоречило бы обязательствам Армении, которая вместе с Россией является членом военно-политического союза - Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ)» [35]. Кроме того, РФ являлась основным инвестором в армянскую экономику - прямые иностранные инвестиции

(ПИИ) оценивались в половину от всех накоплений РА.

Членство в ЕАЭС обеспечивало Армении энергетическую безопасность, преимущества в торговле, привилегии в ценах на российские энергоносители. В частности, после резкого увеличения цены на газ в начале 2013 г. Россия и Армения договорились о новой формуле цены на поставки российского топлива: вместо $270 за 1000 куб. м - $189 [36]. Вступление в Таможенный союз давало надежды Армении на восстановление железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию. Весомым аргументом в пользу ЕАЭС являлась зависимость экономики Армении от объема денежных переводов трудовых мигрантов, находящихся на заработках в России - в разные годы от 10 до 20% ВВП Армении формировался за счет частных валютных трансфертов [37, с. 65]. Как показали социологические исследования, проводимые в Армении в октябре 2013 г., 67% населения республики поддержало вступление в Таможенный союз [38]. По мнению заведующего кафедрой экономико-математических методов Государственного экономического университета Армении, доктора экономических наук А. Тава-дяна, ущерб от невступления Армении в ЕАЭС составил бы примерно $1 млрд, т. е. одну треть от суммы годового бюджета страны [39].

Для России включение Армении в единое евразийское экономическое пространство имело не только экономическое, но и геополитическое значение: она получала дополнительные возможности упрочения своего присутствия на Южном Кавказе. В ходе официально визита Президента РФ в РА в декабре 2013 г. правительство Армении безвозмездно предоставило российской военной базе в Гюмри дополнительные территории и отказалось от своих 20% акций в Армросгазпроме в пользу Газпрома [40].

Процесс согласования условий вступления РА в ЕАЭС с Белоруссией и Казахстаном длился до октября 2014 г. В ходе переговорного процесса президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев предложил Армении присоединиться к ЕАЭС в рамках границ, признанных Организацией Объединенных Наций, т. е. без территории Нагорного Карабаха [41, с. 33-34].

Официальное вступление Армении в ЕА-ЭС произошло 2 января 2015 г. [42, с. 72]. Это совпало по времени с введением экономических санкций в отношении России из-за украинского кризиса и снижением мировых цен на нефть. Девальвация российской валюты, уменьшение объема инвестиций и потока трансфертов из РФ в Армению привели к снижению экономической активности в республике. Рост ВВП в РА в 2016 г. составил всего 0,5%, товарооборот между двумя странами в 2015 г. сократился почти на треть, а в 2016 г. вырос на 10% [38].

Параллельно евразийскому экономическому направлению внешней политики руководство РА не переставало участвовать и в интеграционных процессах с ЕС в целях сохранения преемственности политики баланса. В русле политики комплементаризма Армения подписала 24 ноября 2017 г. в Брюсселе Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве с Европейским союзом. Формат соглашения имеет символическое, уникальное значение как в экономической плоскости, так и политической: вместо «или - или» появился подхода «и - и» к сочетанию европейского и евразийского векторов интеграции. Соглашение о партнерстве 2017 г. представляло собой облегченную версию «Соглашения об ассоциации с ЕС» 2013 г., поскольку исключало положения о зоне свободной торговли между Арменией и Европейским Союзом. Несмотря на это, даже после вступления Армении в ЕАЭС, ЕС оставался важным партнером Еревана. В январе - октябре 2017 г. доля стран ЕС во внешнеторговом обороте Армении составляла 24,1%, лишь незначительно уступая РФ (26,8%) [43].

В отличие от 2013 г. Москва в 2017 г. не возражала против подписания Ереваном Соглашения о партнерстве с ЕС. Нейтральная позиция России объяснялась ее стратегической, безальтернативной ролью в вопросе военной безопасности Армении и доминирующим положением в экономике республики. К тому же данное Соглашение не противоречило участию Армении в ЕАЭС. Наконец, в условиях санкци-онной политики Запада, Соглашение Армении о партнерстве с Европейским Союзом могло стать площадкой для развития взаимоотношений ЕС - ЕАЭС.

В 2018 г. отношения между РФ и РА подверглись серьезному испытанию. Смена власти в Армении в результате «бархатной революции» сопровождалась усиленной информационной кампанией, направленной на снижение реального влияния России в стране и усиление многовекторной политики. На ключевых должностях в правительстве Армении оказались люди, связанные с Западом либо учебой в европейских или американских вузах, либо работой на западные структуры. Они заявили о необходимости отстаивания национальных интересов и достоинства армянского народа. Новую внешнеэкономическую политику правительства Армении во главе с премьер-министром Н. В. Пашиняном можно охарактеризовать как «оптимистичный прагматизм», основанный на реализации своего суверенитета как в отношениях с Россией, так и во взаимодействии с Западом.

Прежде всего, правительство страны подтвердило заинтересованность Армении в развитии взаимной торговли и совместных инвестиционных проектов с Россией и ЕАЭС в целом. Это способствовало укреплению сотрудничества

на корпоративном уровне и усилению интеграционных тенденций в рамках ЕАЭС. После паузы, вызванной некоторой неопределенностью в выборе вектора развития Армении, многие российские крупные инвесторы заявили о намерении возобновить инвестиционные проекты при условии соблюдения верховенства закона [44].

Однако пандемия СОVID-19, вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе в сентябре 2020 г. и последовавший внутриполитический кризис в РА существенно повлияли на развитие торгово-экономических связей между Россией и Арменией. Товарооборот между двумя странами в 2020 г. сократился на 3,5%, а за 7 месяцев 2021 г. вырос на 17,2%, достигнув $1,3 млрд [45]. В структуре импорта из России в 2021 г. преобладали природный газ (24,3%), нефтепродукты (13,9%), продовольственные товары и с/х сырье (18,8%), машины, оборудование и транспортные средства (9,9%), металлы и изделия из них (9,2%), драгоценные камни, драгметаллы и изделия из них (7,8%), а также продукция химической промышленности (7,6%) [46].

В армянском экспорте в Россию основу составляют алкогольные напитки, фрукты и овощи. В частности, около 80% экспорта армянской коньячной продукции приходится на Россию. Высока доля текстиля, текстильных изделий и обуви. Далее следуют машины, оборудование и транспортные средства, а также драгоценные камни, драгметаллы и изделия из них. Таким образом, российские поставки в РА представляют собой начальные звенья трансграничных цепочек добавленной стоимости, а армянские поставки в РФ - финальные [29, с. 24].

В октябре 2021 г. в Ереване была подписана Межправительственная программа по развитию российско-армянского межрегионального сотрудничества на 2022-2027 гг., в которой определялись новые направления сотрудничества, выделялись области привлечения взаимных инвестиций. Уже в первом полугодии 2022 г. взаимный товарооборот между двумя странами составил более $2 млрд. При этом экспорт Армении увеличился на 66,3%, составив $633,4 млн, а импорт вырос на 40,5%, достигнув почти $1,4 млрд [47].

По итогам 2022 г. совокупный товарооборот между двумя странами достиг рекордных $5,3 млрд. Фактическое удвоение объемов двусторонней торговли за один год объясняется четырехкратным ростом экспорта из Армении в Россию при незначительном росте импорта товаров из России в Армению. Это позволило Армении впервые во внешнеторговых отношениях с Россией получить практический паритет. На этом фоне армянская экономика в 2022 г. продемонстрировала невиданный рост в 12,6% [48].

По мнению экспертов, резкий рост армянского экспорта в основном обусловлен реэкспортом в размере $1,3 млрд, который вызван по-

следствиями российско-украинского конфликта, в частности санкциями, примененными против России. Аналитики выявили значительные отклонения по числу произведенных в Армении компьютеров, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и прочих товаров и количеству экспортированной в Россию продукции [49].

Министр экономики Армении В. Керобян в интервью газете «Ведомости» не отрицал роль реэкспорта в росте товарооборота с Россией. «Конечно, реэкспорт тоже сыграл свою роль, но это обеспечило лишь часть прироста, хотя и значительную. Уход западных компаний с российского рынка дал возможность армянским поставщикам расширить бизнес. Армения реэкспортирует в Россию товары, но не санкционные: правительство следит за этим, чтобы не попасть под вторичные санкции» [50].

Армения не только не присоединилась к западным санкциям против России, но полностью отказалась от расчетов в торговле с ней в долларах и евро. Армянские банки обслуживают российские платежные карты «Мир». Во внешнеторговом обороте Армении Россия занимает первое место. Ее доля в 2022 г. увеличилась в годовом разрезе с 31,6% до 34,3%. Аналогичная ситуация сложилась и в инвестиционном сотрудничестве двух стран: общий объем российских инвестиций составляет почти 40% ($ 2 млрд) от суммы иностранных инвестиций в экономику Армении. При этом примерно четверть всех инвестиций приходится на диаспоральный капитал, который в основном вкладывается в 1Т-сек-тор, ювелирный, туристический и строительный бизнес, сельское хозяйство и легкую промышленность [51].

Составной частью общих инвестиций являются частные трансферты из России в Армению. По официальным данным ЦБ РА, если в 2021 г. частные переводы из РФ составляли около $1,8 млрд (17% ВВП страны), то в 2022 г. сумма денежных переводов физических лиц между российскими и армянскими банками выросла в 2 раза и составила $3,6 млрд. За тот же период примерно 110 тыс. граждан РФ приехали в Армению и остались на постоянное проживание (релокация). Они открыли около 2500 предприятий и более 4 тыс. бизнесов в форме ИП. Все эти факторы обеспечили примерно четверть всего прироста ВВП. По расчетам министерства экономики Армении из 12,6% прироста ВВП ре-локация создала более 3% роста [50].

В настоящее время в развитии двусторонней торговли остаются серьезные логистические проблемы. Наземное транспортное сообщение между двумя странами осуществляется через единственный КПП Верхний Ларс на российско-грузинской границе. Несмотря на проводимые там работы по реконструкции и расширению

полос, он остается самым загруженным пунктом пропуска международного транспортного коридора «Север-Юг» и к тому же зависит от климатических условий. В 2022 г. армянские экспортеры понесли огромные потери из-за логистического коллапса и роста стоимости перевозок. Сохраняются сложности и с запуском паромного сообщения Поти - Кавказ из-за политических и бюрократических проволочек действующего оператора порта - голландской компании APM Terminals. Поэтому в условиях западных санкций Армения стала регулярно использовать новый трансконтинентальный торговый маршрут через Каспий и Иран до Индийского океана, недоступный для любого иностранного вмешательства [52].

Таким образом, торгово-экономические отношения между Арменией и Россией прошли несколько этапов. В 1990-е гг. происходило становление торгово-экономических отношений между двумя странами. Интеграционное взаимодействие базировалось не только на солидной правовой базе, но и на политическом сотрудничестве и общей истории. Проблема обеспечения национальной безопасности и нерешенность на-горно-карабахской проблемы подтолкнули руководство Армении к выстраиванию долгосрочных, стратегических и союзных отношений с Россией.

В 2000-2010 гг. Россия значительно укрепила свои позиции в экономике Армении. Вся энергетическая сфера РА (Мецаморская АЭС и Разданская ГРЭС, распределительные электрические сети, газ и газораспределительные линии) оказалась монополизированной российским капиталом. Железнодорожная сеть Армении, которая так и не реализовала проект железнодорожного маршрута в главный порт Ирана Бандар-Аббас, перешла в концессионное управление РЖД. Наконец, крупные предприятия военно-промышленного комплекса бывшей Армянской ССР также стали российской собственностью. Благодаря этому руководству Армении удалось фактически «обменять долги на инвестиции» -общий объем российских инвестиций с 2001 по 2010 г. превысил $4,5 млрд, что составило 46% всех совокупных вложений в экономику РА.

Параллельно правительство РА в своей внешнеэкономической политике стремилось проводить линию комлементаризма. Армения стала полноправным членом Совета Европы и начала процесс гармонизации своего законодательства с европейским с целью дальнейшей экономической интеграции. В 2012 г. ускоренный процесс евроинтеграции Армении вызвал обеспокоенность России, что выразилось в неоднократных предложениях высшему руководству РА присоединиться к Таможенному союзу Казахстана, Белоруссии и России, и даже привело к общению с Арменией на сугубо прагматичной основе: резкому повышению цены на импортируемый в республику российский газ.

Только после встречи президентов двух стран 3 сентября 2013 г. руководство РА заявило о выборе в пользу будущего «проросийского» Евразийского экономического союза. Главным аргументом такого поворота внешнеэкономической политики РА от ЕС к ЕАЭС вне зависимости от интерпретации идеи о давлении России на Армению стало осознание ее руководством необходимости укрепления военной безопасности страны, обеспечением которой после распада СССР занималась Россия и возглавляемый ею военно-политический институт ОДКБ.

«Экономическое воссоединение» Армении и России в рамках ЕАЭС открыло новые возможности для развития торгово-экономических отношений. В настоящее время Россия остается ведущим прямым инвестором в экономику Армении, чему способствует довольно либеральный режим предпринимательской деятельности в РА. Вместе с тем высокие инвестиционные риски связаны с нарастанием геополитической напряженности на Южном Кавказе из-за армяно-азербайджанских противоречий, а также с транспортными ограничениями и неустойчивым финансовым положением.

В настоящее время руководство РА, де-юре и де-факто оставаясь верным стратегическим, союзническим отношениям с Россией, стремится отстаивать собственные национальные интересы и проводит политику комлементаризма. Армения не присоединилась к западным санкциям против России и стремительно наращивает торгово-экономические отношения с ней. По итогам 2022 г. совокупный товарооборот между двумя странами достиг рекордных $5,3 млрд, а РА впервые во внешнеторговых отношениях с РФ достигла практического паритета. Значительные успехи в развитии армяно-российских торгово-экономических отношений в 2023 г. позволяют надеяться на дальнейшую полноценную интеграцию, которая может стать основой для преодоления любых препятствий в отношениях между двумя странами.

Список литературы

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о свободной торговле (Ереван, 30 сентября 1992 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/901912731 (дата обращения: 19.10.2023).

2. Договор о создании Экономического союза (Москва, 24 сентября 1993 г.). URL: https://docs.cntd.ru/ document/1900462 (дата обращения: 19.10.2023).

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о расконсервации и возобновлении промышленной эксплуатации Армянской атомной электростанции (Москва, 17 марта 1994 г.) // Информационно-справочный бюллетень Министерства Российской Федерации по делам СНГ. 1999. № 3, июль.

4. Соглашение о создании Платежного союза государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 21 октября 1994 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/1900221 (дата обращения: 19.10.2023).

5. Стратегический курс России с государствами -участниками Содружества Независимых Государств. Утвержден 14 сентября 1995 г. URL: http://www.mid. ru. (дата обращения: 14.09.2023).

6. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения. URL: https://uic.am/wp-content/uploads/2015/01/paym-razmabaza- 1995-rus.pdf (дата обращения: 14.09.2023).

7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о торгово-экономическом сотрудничестве на 19961997 годы // Официальный сайт МИД РФ. URL: www.mid.ru (дата обращения: 14.09.2023).

8. Информационно-справочный бюллетень Министерства Российской Федерации по делам СНГ. 1999. № 3, июль.

9. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения. URL: https://docs.cntd.ru/document/8306454 (дата обращения: 14.09.2023).

10. Иванов Э. М. Экономическое сотрудничество Армении с Россией // Армения: Проблемы независимого развития / под общ. ред. Е. М. Кожокина. М. : РИСИ, 1998. С. 290-312.

11. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 года // Официальный сайт МИД РФ. URL: www.mid.ru. (дата обращения: 08.09.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Григорян Г. Торгово-экономические отношения между Арменией и Россией (1991-2016 гг.) // Россия и новые государства Евразии. 2017. № 2. С. 49-68.

13. Международная группа компаний «ИТЕРА» возобновила в полном объеме поставки газа Армении. URL: https://ria.ru/20011221/39761.html (дата обращения: 08.09.2023).

14. Стратегия для России - Повестка дня для Президента - 2000 / Совет по внешней и оборонной политике (СВОП). М. : Вагриус, 2000. 351 с.

15. Короп Е. Касьянов привез домой армянские акции // Новое время. 2002. 9 нояб. С. 2.

16. Агаджанян Г. Г. Становление и развитие внешней политики Республики Армения в 1991-2003 гг. : дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2004. 214 с.

17. Хачатрян А. Договор Между Ереваном и Москвой о погашении долга расширяет влияние России на Кавказе. URL: https://russian.eurasianet.org/node/ 54690 (дата обращения: 06.10.2023).

18. Соглашение между Минтрансом и Грузией от 10 января 2005 г. URL: https://cssrzd.ru/orders/orders-77. php (дата обращения: 08.09.2023).

19. Для возобновления и регулярного функционирования. URL: https://portnews.ru/digest/print/1008/ ?backurl=/digest/ (дата обращения: 08.09.2023).

20. В Армении действуют 19 крупных или средних компаний с российским капиталом. URL: https:// armenpress.am/rus/news/549258/ (дата обращения: 14.09.2023).

21. «Газовая атака» российского премьера в Армении. URL: https://forum.hayastan.com/ (дата обращения: 08.09.2023).

22. История газопровода Иран - Армения. URL: https:// modernarmenia.mediamax.am/ru/story/ (дата обращения: 13.09.2023).

23. 2006 год стал скачком в дистанциировании России от Южного Кавказа - политолог. URL: https://newsarmenia.am/news/politics/arm1- 2006122641622485/ (дата обращения: 08.09.2023).

24. Искандарян А. Армения-2007: Публичность против элитности // Кавказ-2007. Ежегодник Института Кавказа / ред. А. Искандарян. Ереван : Луйс, 2009. С. 18-31.

25. Соловьев В., Гукасян В. Армяно-российские отношения в период независимости. Краткая хронология. Ереван : Паст, 2018. 39 с.

26. Статистические базы данных, Иностранные инвестиции, Национальная статистическая служба Республики Армения. URL: www.armstat.am/ (дата обращения: 13.09.2023).

27. Итоги переговоров РФ и Армении: военная база, мирный атом и инвестиции. URL: (http://rian.ru/politics/20100820/267238963.html) (дата обращения: 14.09.2023).

28. Вардомский Л. Б., Пылин А. Г., Ильина М. Ю. Экономика Армении: идеи, модели и результаты развития: научный доклад / под общ. ред. Л. Б. Вардомского. М. : Институт экономики РАН, 2016. 59 с.

29. Рейтинг крупнейших коммерческих компаний Армении. 20.09.2012. URL: http://news.am/rus/news/121627. html (дата обращения: 15.09.2023).

30. Заявление для прессы по итогам заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества Высшего Евразийского экономического совета // Президент РФ (Официальный сайт). 2012. 19 марта. URL: http://kremlin.ru/events/president/ transcripts/press_conferences/14807 (дата обращения: 15.09.2023).

31. Нарышкин: Армения может стать членом Таможенного союза. URL: http://duma.gov.ru/news/7136/ (дата обращения: 15.09.2023).

32. В Армении пройдет очередная неофициальная встреча глав МИД стран «Восточного партнерства». URL: https://regnum.ru/news/1624626 (дата обращения: 21.09.2023).

33. Совместное заявление по итогам визита Президента Республики Армения в Российскую Федерацию // Президент РФ (Официальный сайт). 2013. 3 сент. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1517 (дата обращения: 28.09.2023).

34. Александров М. Вступление Армении в Таможенный союз - это рациональное решение. REGNUM. 09.09.2013. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/ 1704889.html (дата обращения: 28.09.2023).

35. Показательное выступление. URL: https://www. gazeta.ru/business/2013/11/28/5774957.shtml (дата обращения: 29.09.2023).

36. Путин: Российский газ для Армении подешевеет до $189 за тысячу кубов. URL: https://ria.ru/20131202/ 981349883.html (дата обращения: 28.09.2023).

37. Федоровская И. М. Армения и Таможенный союз // Россия и новые государства Евразии. 2014. № 1. С. 62-67.

38. Манукян С. А., Арутюнян Г. А., Сафарян А. В. Социологическое исследование «Отношение армянского общества к евразийской и европейской интеграции» // Исследовательско-аналитическая общественная организация «Интеграция и развитие». 2013. URL: http:// www. noravank. am/rus/books/detail. php ? ELEMENT_ID=12503 (дата обращения: 29.09.2023).

39. Мартиросян С. Два года Армении в ЕАЭС: позитива больше // Ритм Евразии. 16.01.2017. URL: http://www.ritmeurasia.org/news- 2017- 01-16- dva-goda-armenii-v-eaes-pozitiva-bolshe27852. (дата обращения: 06.10.2023).

40. Визит Путина в Армению укрепил выбор Еревана. URL: https://russian.rt.com/inotv/2013-12-03/ Vizit- Putina-v-Armeniyu-ukrepil (дата обращения: 29.09.2023).

41. Назарбаев приглашает Армению в ЕАЭС без Нагорного Карабаха. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=31559851& pos = 4; - 88#pos = 4; - 88 (дата обращения: 06.10.2023).

42. Минасян С. Армения-2014: между Европейским и Евразийским шюзами // Кавказ-2014. Ежегодник Института Кавказа / ред. А. Искандарян. Ереван : Институт Кавказа, 2016. С. 64-75.

43. Айвазян А. С. Новое измерение европейской политики соседства (на примере соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве ЕС и Армении). Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n / novoe - izmerenie - evropeyskoy - politiki - sosedstva -na - primere - soglasheniya - o - vseobemlyuschem - i -rasshirennom-partnerstve-es-i-armenii (дата обращения: 11.10.2023).

44. Абрамов В. Л. Республика Армения в Евразийском экономическом союзе: новые векторы развития. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/respublika- armeniya-v-evraziyskom- ekonomicheskom- soyuze- novye- vektory-razvitiya (дата обращения: 11.10.2023).

45. Россия и Армения договорились развивать новые совместные проекты. URL: https://regruss.ru/rossija-i-armenija-dogovorilis-razvivat-novie-proects/ (дата обращения: 11.10.2023).

46. Пылин А. Г. Проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества Армении и России в современных условиях. URL: https:// cyberleninka . ru / article / n / problemy - i - perspektivy -torgovo - ekonomicheskogo - sotrudnichestva - armenii -i-rossii-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 11.10.2023).

47. Россия и Армения подписали План мероприятий по развитию межрегионального сотрудничества

на 2022-2027 гг. URL: https://www.economy.gov. ru / material / news / rossiya _ i _ armeniya _ podpisali _ plan _ meropriyatiy _ po _ razvitiyu _ mezhregionalnogo _ sotrudnichestva_na_2022_2027_gg.html (дата обращения: 12.10.2023).

48. Армения со многими странами ЕС в разы укрупнила объемы внешней торговли, стремительно нарастив обороты и в направлении США, ОАЭ, Японии, Великобритании и Канады. URL: https://finport.am/full_ news.php?id=48561 (дата обращения: 12.10.2023).

49. Значительную часть экспорта из Армении в 2022 году составлял реэкспорт объемом более $1,3 млрд. URL: https://arka.am/ru/news/economy/znachitelnuyu_ chast_eksporta_iz_armenii_v_2022_godu_sostavlyal_ reeksport_obemom_bolee_1_3_mlrd_fond (дата обращения: 12.10.2023).

50. Россия и Армения полностью отказались от расчетов в долларах и евро. URL: https://www.vedomosti. ru/economics/characters/2023/03/16/966716- rossiya- i-armeniya- otkazalis- ot- raschetov- v- dollarah- i- evro (дата обращения: 13.10.2023).

51. Россия и Армения подвели итоги двустороннего сотрудничества за 2022 год. URL: https://www.economy. gov. ru / material / news / rossiya _i _ armeniya _ podveli _ itogi _ dvustoronnego _ sotrudnichestva _ za _ 2022 _ god. html (дата обращения: 12.10.2023).

52. Международный транспортный коридор «Север-Юг» и его значение для Ирана. URL: https:// russiancouncil. ru / analytics - and - comments / analytics / mezhdunarodnyy - transportnyy - koridor - sever - yug -i - ego - znachenie - dlya - irana/ (дата обращения: 14.10.2023).

Поступила в редакцию 01.11.2023; одобрена после рецензирования 12.11.2023; принята к публикации 10.02.2024 The article was submitted 01.11.2023; approved after reviewing 12.11.2023; accepted for publication 10.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.