Научная статья на тему 'Торговля в средневековой Руси: динамика ценностных принципов (социологический анализ)'

Торговля в средневековой Руси: динамика ценностных принципов (социологический анализ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1244
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ / БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОРГОВЛЯ / ПРИНЦИПЫ ПОЛЕЗНОСТИ / СВОБОДЫ / СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузеванова Ангелина Леонидовна

В статье с позиций экономической социологии анализируется развитие отечественной торговли в период средневековья. Автор описывает комплекс ценностных принципов, на основе которых осуществлялась профессиональная деятельность русских купцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торговля в средневековой Руси: динамика ценностных принципов (социологический анализ)»

УДК 316.334.2:316.343.34:316.752:94(47).02

КУЗЕВАНОВА А.Л. Торговля в средневековой

Руси: динамика ценностных принципов

(социологический анализ)

В статье с позиций экономической социологии анализируется развитие отечественной торговли в период средневековья. Автор описывает комплекс ценностных принципов, на основе которых осуществлялась профессиональная деятельность русских купцов.

Ключевые слова: ценности, ценностные принципы, бизнес-деятельность, торговля, принципы полезности, свободы, состязательности.

Динамичное развитие бизнес-деятельности в современной России, влияние ее ценностей на культуру других профессиональных групп и на общественное сознание в целом актуализируют проблему изучения ценностных оснований отечественной торговли в историческом аспекте. Анализ динамики ценностных принципов коммерческой деятельности, осуществлявшейся в прошлом, дает основания для выявления социокультурных основ бизнеса на современном этапе.

История коммерции в средневековой Руси неразрывно связана с деловой активностью русских купцов, занимавшихся как внешними, так внутрироссийскими торговыми операциями. В «Книге путей и государства», написанной арабским географом Ибн Хордадбехом в конце IX в., мы находим одно из древнейших описаний торговых экспедиций русских торговцев в Константинополь и на Восток: «Русы-купцы - один из разделов славян; они возят меха белок, черно-бурых лисиц и мечи из крайних пределов славянства к Румынскому морю, и берет с них десятину румский властелин, а то они отправляются по Танаису - славянской реке - проходят до Хамлиджа, хазарской столицы, и берет с них десятину ее властелин, затем они едут к Джурджанскому морю... иногда они перевозят свои товары из Джурджана на верблюдах в Багдад.»1 Весы и меч стали символами торговой деятельности куп-

цов-воинов, о чем, в частности, свидетельствует описание их внешнего облика, составленное арабским писателем Ахмедом Ибн-Фадланом, который отмечал: «Я видел руссов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл... И при каждом из них имеется топор, меч и нож, причем со всем этим он никогда не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские»2. Торговые экспедиции, организованные средневековыми купцами-воинами, нередко приобретали характер военных действий. Таким образом, исторические источники свидетельствуют о том, что этические принципы торговой деятельности первых русских купцов-воинов были далеки от высоких нравственных стандартов. Очевидно, что ведущим для их деловой активности был ценностный принцип извлечения максимального дохода вне зависимости от характера и способа его получения.

В середине XI века купцы утрачивают воинские черты, хотя организация караванной торговли и в этот период оставалась крайне рискованным и опасным занятием. Купеческий слой пополняется за счет представителей крестьянства, городских ремесленников, княжеских и боярских холопов. Облик купца становится более мирным, а меч перестает быть одним из символов торговли. Таким образом, мы можем зафиксировать динамику ценностного принципа извлечения максимально-

го дохода вне зависимости от характера и способа его получения: в XI веке он утрачивает свое значение, трансформируясь в принцип максимизации дохода без использования насильственных действий.

Одним из основополагающих в торговой деятельности купечества стал принцип полезности, заключающийся в соблюдении правила извлечения выгоды в той или иной форме. Нередко действие этого принципа приводило к этическим девиациям в профессиональном поведении купцов. В условиях дефицита необходимых товаров цены, складывавшиеся на рынке, нередко определялись степенью алчности перекупщиков. Так, в годы междоусобиц конца XI века, в период торговой блокады Киева, оставшегося без подвоза соли, местные торговцы, имевшие запасы этого продукта, установили цены, в пять раз превышавшие его реальную стоимость. Спекулятивную торговлю солью поощрял князь Святополк Изяславич, получивший благодаря связям с недобросовестными купцами значительные денежные средства. Летописные источники свидетельствуют о том, что русские хлеботорговцы, стремившиеся к максимальной выгоде, завышали цены на хлеб в условиях чрезвычайных ситуаций, например, при неурожае. В новгородских летописях неоднократно сообщается о значительном повышении цен на хлеб, что пагубно сказывалось на благосостоянии городской бедноты. В первой половине XIII века спекуляции хлебом приводили к голоду и даже к случаям каннибализма и продажи детей родителями, не имевшими возможности их прокормить. Однако в письменных источниках того периода нет упоминаний о том, что купцы проявляли милосердие и снижали цены, учитывая бедственное положение горожан. В период нашествия на русские земли в 1408 году полчищ Едигея простые люди голодали, не имея возможности купить рожь и пшеницу по ценам, искусственно завышенным торговцами, желавшими обогатиться, пользуясь сложившейся ситуацией3. Стремление к выгоде побуждало некоторых русских торговцев к неблаговидным поступкам по отношению к собратьям по профессии. Так, в

исторических источниках зафиксирован случай, произошедший в Кафе с московским купцом Иваном Весяковым, поселившимся после приезда у Данилы Селянина, который, воспользовавшись болезнью гостя, выслал его из города, вероломно захватив все привезенное им имущество4. Реализация принципа полезности приводила к тому, что купцов, осуществлявших торговые операции в Византии и на Востоке, не останавливали ни уплата больших пошлин при переезде из одной страны в другую, ни реальная опасность для жизни, которая всегда присутствовала во время длительных сухопутных и морских экспедиций. Значительная выгода, получаемая купцами в результате ведения внешней торговли, заставляла русских торговцев смириться с 20% пошлинами, которые взимались в византийских и хазарских землях, с огромными денежными сборами в Багдаде и Константинополе.

Стремление к выгодным торговым сделкам побуждало русских купцов принимать участие в работорговле, игнорировать принцип уважения человеческого достоинства. «Живой» товар наряду с пушниной и воском был традиционной составляющей отечественного экспорта вплоть до конца XIV века. Славянские рабы, привезенные торговцами на Восток, использовались местными жителями в качестве переводчиков с арабского языка во время деловых переговоров и при подписании документов. В Византии средства, вырученные при продаже невольников, доставленных из Руси, использовались купцами для приобретения шелка, ювелирных изделий, пряностей и вина. В тексте сочинения императора Византии Константина Багрянородного «Об управлении империей» (X в.) мы находим упоминание о том, что русы, преодолевая один из днепровских порогов под названием «Неасит», выгружали из лодок все товары, в том числе и рабов, которые были закованы в цепи5. Об игнорировании русскими купцами принципа уважения человеческого достоинства свидетельствует и запись в «Повести временных лет», в которой приводятся слова князя Святослава, произнесенные им в 969 г. после Балканского похода: «Не любо ми есть в Киеве быти, хочу житии в Переяславци на Дунай, яко то

есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: от Грек злато, поволоки, вина и овощеве разноличныя, из Чех же, из Угорь сребро и комони, из Руси же скора и воск, мед и челядь»6. Как видно из приведенного текста, челядь (рабы) рассматривались русскими торговцами в качестве товара наряду с мехом, воском и медом. Однако к XV веку отечественные купцы постепенно прекращают работорговлю. Более того, в этот период в исторических источниках зафиксированы факты, свидетельствующие о том, что русские послы и торговые люди выкупали и возвращали на родину своих соотечественников, оказавшихся в плену. Иными словами, наблюдалась динамика в реализации ценностного принципа уважения человеческого достоинства: если в IX - XIV вв. этот принцип в осуществлении отечественной бизнес-деятельности игнорировался, то с XV века его значимость возросла, что привело к постепенному прекращению торговли «живым» товаром. Социокультурными истоками подобной ценностной трансформации следует, на наш взгляд, считать процессы создания единого государства, способствовавшие укреплению патриотических чувств в купеческой среде, а также рост влияния православного учения, пропагандировавшего проявление сострадания к ближнему.

Активизация внешнеторговых связей детерминировала формирование ценностного принципа мирных взаимоотношений с иноземцами, в основе которого лежит купеческая логика: торговля гораздо выгоднее, чем война. Так, в целях облегчения условий торговли с верхнедунайскими городами в начале XII века киевские купцы преподнесли аббату монастыря св. Якова в Регенсбурге меха на сумму в 100 фунтов серебра. В ответ на такой богатый дар отец Маврикий пообещал торговцам дать разрешение на хранение наиболее ценных товаров в пределах монастырских стен. Сохранились сведения о пожертвовании этому же монастырю 18 талантов серебра, поступивших от купца, находившегося в Киеве7. Распространение этого принципа в среде русского купечества в определенной степени способствовало тому, что великие князья использовали наиболее видных купцов на дипломатическом поприще. Так, о событиях начала XI века в

Никоновской летописи XVI века написано: «Того же лета посла Володимер гостей свих аки в послех в Рим, а других в Иерусалим и в Египет, и в Вавилон, соглядати земель их и обычаев их»8. Документально доказано участие русских купцов в разработке и подписании русско-византийских договоров X века. Летописные источники повествуют о том, что в 1184 году во время похода Святослава Всеволодовича против половцев русские войска встретили «гость идущь против себе ис По-ловець, и поведеша им, яко Половци стоять на Хороле»9. В литературном памятнике XVI века «Сказание о Мамаевом побоище» отмечается, что в 1380 году князь Дмитрий отправился к Куликову полю в сопровождении десяти купцов-сурожан, которые были использованы им в качестве послов и инфор-маторов10.

Организация заграничных торговых экспедиций была сопряжена с трудностями и опасностью для жизни, а коммерческий успех предприятия не всегда был гарантирован. В связи с этим одним из основных для бизнес-деятельности становится ценностный принцип моральной выносливости, реализация которого связана особенностями профессионального поведения купца, руководствующегося в своих действиях силой воли. Ярким свидетельством реализации указанного принципа можно считать организацию торговых экспедиций по пути «из варяг в греки», на преодоление которого затрачивалось 3-4 месяца, две недели из которых суда тащили волоком по суше, и где опасности в лице разбойников преследовали русских негоциантов. В упоминавшемся выше сочинении императора Византии Константина Багрянородного «Об управлении империей» мы находим описание условий путешествия русских торговых людей в Царьград11. По словам царственной особы, плавание росов было мучительным, страшным, тяжким и невыносимым. Именно моральная выносливость помогала купцам преодолевать семь днепровских порогов, одерживать победы в столкновениях с печенегами, сохранять привезенный товар во время штормов в открытом море.

Следование императивам изучаемого принципа позволяло купцам-«гречникам» стойко переносить и другие невзгоды путешествия в Константинополь: в древнерусских летописях XI века содержатся сведения о морских пиратах, половцах, сменивших печенегов, о нападениях князей во время междоусобиц. К примеру, Ипатьевская и Радзивиловская летописи сообщают об ограблении купцов волынским князем Давыдом Игоревичем, напавшим на «гречников» в Олешье. Другим примером реализации указанного принципа может служить описанная в «Житии Дмитрия При-луцкого» (XIV в.) история жизни переяславского купца, совершившего несколько небезопасных путешествий на Север для закупки ценных мехов соболя, лисицы и горностая. Первая поездка на Печору и в Югру позволила ему расплатиться с долгами, вторая - стать богатым человеком в своем городе, а третья - стоила жизни.

Реализация ценностного принципа состязательности, являющегося одним из основных в бизнес-деятельности, способствовала усилению конкурентной борьбы между российскими и иностранными купцами. На западных рынках новгородские торговые люди оказывались в неравных условиях по сравнению с ганзейцами, имевшими монопольные права на посредническую торговлю между западноевропейскими странами и Новгородом. Об остроте конфликта между русскими и иноземными торговцами, возникавшего на основе реализации принципа состязательности, свидетельствует и тот факт, что в смоленско-риж-ском торговом договоре специально обговаривались условия, на которых осуществлялась поочередная перевозка товаров между Западной Двиной и Днепром. Во избежание лишних конфликтов русским и немецким купцам предписывалось определять эту очередность по жребию.

В среде купечества сформировался и действовал ценностный принцип свободы, предусматривавший неограниченную реализацию самостоятельной инициативы торгового человека в деятельности, направленной на получение прибыли. Однако идеи экономической свободы, возникшие в деловой среде рассматриваемого

периода, вызывали неоднозначную реакцию со стороны властей, стремившихся к ограничению независимости купцов. Детальное изучение свода законов «Русская правда» позволяет сделать вывод о том, что свобода бизнес-деятельности рассматриваемого исторического периода всячески ограничивалась, что находило свое выражение в мелочной регламентации торговли, обложении ее тяжелыми таможенными пошлинами и сборами. С IX века в источниках упоминаются различные виды пошлин: «мыто», «головщина», «мос-товщина»; число различных проездных сборов значительно возросло во второй половине XIII века, что было связано с процессами феодальной раздробленности.

В купеческой среде высокую степень значимости имел ценностный принцип связи торговой деятельности с церковной жизнью. Так, в дохристианский период воины-купцы, прибыв к месту назначения, в первую очередь посещали языческие святилища, принося жертвы идолам. По словам упоминавшегося выше арабского писателя Ахмеда Ибн-Фадлана, русы обращались к богам со словами: «Я желаю, чтоб ты пожаловал мне купца, имеющего многочисленные динары и дирхемы, чтобы он покупал у меня в соответствии с тем, что я пожелаю, и не прекословил бы мне ни в чем, что я говорю»12. Как в случае неудачной торговли, так и в ситуациях успеха русские купцы прибегали к помощи жертвоприношений, надеясь на содействие языческих богов. В более поздний период купцы в православных храмах обращались к Всевышнему с молитвами об удаче в торговых делах. На стенах Софийского собора в Киеве сохранилась надпись, сделанная в XII веке одним из купцов: «Господи, по-мози рабу своему Дмитру, и святая София, гостя-странника». В средневековом Киеве активизация торговли, как правило, приходилась на время религиозных праздников и церковных служб в выходные дни, когда большое скопление людей обеспечивало наилучшие условия для продажи товаров. Отметим, что первоначально купля-продажа велась прямо в храмах, а затем была перенесена на площади, находившиеся перед ними. Духовными центрами купечества были церкви. Новгородские торговые люди, занимавшие-

ся продажей мяса, объединились в XIII-XV вв. вокруг храма, возведенного в честь Бориса и Глеба в Старой Руссе. На средства псковских купцов была возведена каменная церковь в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви. Православные храмы в Вильно (Покровская, Успенская церкви, Пречистенский собор) играли роль не только религиозных центров, но и предоставляли складские помещения для хранения купеческих товаров и ценностей. Проведение ежегодных ярмарок было непосредственно связано с православными праздниками, а торговая территория прилегала к монастырям.

Исторические данные свидетельствуют о том, что купечество, осуществляя свою профессиональную деятельность, строило взаимоотношения с властью, основываясь на принципе политической активности. Реализация принципа политической активности осуществлялась посредством участия купеческой верхушки в решении значимых государственных дел. Так, во время конфликтной ситуации между Новгородом и князем Всеволодом Мстиславичем у сторонников последнего изъяли значительную денежную сумму, отданную впоследствии купцам для покупки военного снаряжения. В 1141 году лучшие представители купеческого сословия были приглашены для участия в работе дипломатической миссии, отправленной новгородцами к князю Всеволоду Ольго-вичу. В 60-е гг. XII века киевский князь Ростислав Мстиславич созывал совет, в заседаниях которого участвовали наиболее влиятельные новгородские купцы. Торговые люди были в числе приглашенных на обсуждение вопроса о престолонаследии, инициированное Всеволодом Большое Гнездо в 1212 году. Будучи политически активным сословием, купцы, преследуя свои цели, принимали участие в княжеских междоусобицах второй четверти XV века. К примеру, зажиточные торговцы стали союзниками князя Юрия Галицко-го, выступившего против Василия II Темного в борьбе за великокняжеский престол. Именно «гости и суконники» оказали финансовую поддержку князю Юрию Дмитриевичу, которому необходимы были деньги для уплаты ордынского долга.

Игнорирование купцами принципа соблюдения законности, которое проявлялось в попытках уйти от налогообложения, обусловливалось, во-первых, нежеланием ограничивать свободу своей торговой деятельности и делиться с властями частью дохода, а во-вторых, произволом со стороны представителей администрации. Ярким примером последнего может служить эпизод из жизни московского гостя Степана Дмитриева, который, возвращаясь в 1488 году из заморской торговой экспедиции, оказался в Чернигове, чей наместник, движимый алчностью, взял с купца не только положенные пошлины, но и изъял ряд ценных товаров. Таким же способом пополнил свою казну мценский князь Дмитрий Путятич, заставивший торговца заплатить неустановленные сборы. Одним из вариантов уклонения от уплаты налогов заграницей был контрабандный провоз товаров под дипломатическим прикрытием. Так, в конце XV века русские купчины, сопровождавшие посла М.А. Плещеева в Стамбул, пытались обмануть турецких таможенников, утверждая, что находящиеся при них товары являются личными вещами, а не предметами торговли.

Успешность деятельности русского купечества во многом основывалась на соблюдении принципа гибкого реагирования на изменяющиеся внешние условия. Представляется возможным сослаться на ряд исторических примеров, подтверждающих действие этого принципа в русской деловой среде изучаемого периода. В конце 60-х - начале 80-х гг. IX в. после похода князей Аскольда и Дира на Царьград военно-торговая прослойка Руси сочла необходимым перейти в христианство, поскольку это способствовало упрочению ее позиций в Византии. Положение русских торговцев в имперской столице значительно укрепилось благодаря их христианизации. Иными словами, смена вероисповедания в целях улучшения условий осуществления бизнес-деятельности стала своеобразной реакцией на изменившиеся внешние условия (то есть на иную, чем на Руси, социокультурную ситуацию). Одним из вариантов реализации принципа гибкого реагирования на изменяющиеся

внешние условия можно считать процесс формирования товарного ассортимента, привозимого русскими купцами из-за границы. Рост спроса на венгерских скакунов и серебро обусловил их активную закупку в X-XI вв.; появление устойчивого покупательского интереса к бронзовой утвари стало основанием для соответствующих торговых операций в германских городах (Эрфурте, Магдебурге, Кельне и др.); мода на лиможскую эмаль и испанский шелк заставила русских купцов налаживать контакты с производителями этих товаров в Лотарингии и Испании.

Утверждение ценностного принципа профессионализма в купеческой среде способствовало появлению сословно-кор-поративных объединений, организованных по определенному иерархическому принципу. С XII века в Новгороде действовал устав Ивановской общины, которая объединяла оптовых торговцев, занимавшихся продажей воска в странах Западной и Северной Европы. Подчеркнем, что члены Ивановской общины придерживались в своей профессиональной деятельности ценностного принципа взаимопомощи, действие которого обеспечивало им в случае финансовых проблем предоставление кредита и даже безвозмездной денежной поддержки, а также при необходимости получение вооруженного отряда, выполнявшего охранные функции во время опасных торговых экспедиций. Анализ данных исторических источников приводит нас к выводу о том, что иногда в рамках средневековых торговых объединений наблюдались девиации в профессиональном поведении купцов, связанные с несоблюдением ценностного принципа взаимопомощи. Так, в частности, члены корпорации новгородских купцов «Югорщина», торговавших пушниной и объединившихся в связи с огромными трудностями в организации северных экспедиций, допускали иногда применение оружия друг против друга в случае возникновения конфликтных ситуаций. Вероятно, подобное поведение объяснялось спецификой северной торговли, вели которую, как правило, люди авантюристического склада, которые в погоне за прибылью притесняли аборигенов, осу-

ществляя неравноценный обмен. Однако подобные проявления девиации были скорее исключением из общего правила, поскольку следование принципу взаимопомощи стало жизненно необходимым для русских купцов, осуществлявших торговую деятельность в весьма сложных условиях, практически исключавших возможность справиться с трудностями в одиночку.

Таким образом, торговая деятельность русских купцов в средневековой Руси основывалась на ценностных принципах максимизации дохода, полезности, свободы, мирных взаимоотношений с иноземцами, моральной выносливости, состязательности, связи с церковной жизнью, политической активности, гибкого реагирования на изменяющиеся внешние условия, взаимопомощи. Проведенный анализ позволил нам зафиксировать динамику ряда ценностных принципов: в XI веке утрачивает свое значение принцип извлечения максимального дохода вне зависимости от характера и способа его получения, трансформируясь в принцип максимизации дохода без использования насильственных действий; с XV века значимость принципа уважения человеческого достоинства возросла, что привело к постепенному прекращению работорговли.

1 Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1967. Т. 2. С. 84-85.

2 Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фад-лана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956. С. 141-146.

3 Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. II. С. 209.

4 Перхавко В.Б. История русского купечества. М.: Вече, 2008. С. 127.

5 Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. С. 45-51.

6 Полное собрание русских летописей. М.,

1997. Т. I. Стб. 67.

7 Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. Середина XII-сере-дина XIII вв. М.-Л., 1990. С. 338-343.

8 Полное собрание русских летописей. М., 2000. Т. IX . С. 68.

9 Полное собрание русских летописей. М.,

1998. Т. II. Стб. 635.

10 Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998. С. 157, 209-210, 234, 271.

11 Константин Багрянородный. Указ.соч. С. 45-51.

12 Ковалевский А.П. Указ.соч. С. 141-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.