Научная статья на тему 'Торговля людьми в европейском Союзе и превентивные меры по борьбе с ней'

Торговля людьми в европейском Союзе и превентивные меры по борьбе с ней Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1037
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / РАБСТВО / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / HUMAN TRAFFICKING / EUROPEAN UNION POLICY / SLAVERY / FORCED LABOUR / TRANSNATIONAL ORGANIZEDCRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крутиков Я.О., Браницкий А.Г.

В данной статье на уровне Евросоюза анализируется одна из глобальных проблем современности торговля людьми. Рассматриваются ее причины, факторы, способствующие росту числа жертв, и механизмы взаимодействия государств Евросоюза в решении проблемы. Анализируется структура и основные направления в деятельности институтов интеграционного объединения в борьбе с торговлей людьми. Особое внимание уделено борьбе с данным явлением на законодательном уровне, при этом авторы пытаются оценить эффективность принятых законодательных актов. В итоге авторами вносятся предложения по совершенствованию проводимой политики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article one of the global problems of contemporaneity human trafficking at European Union level is analyzed. Its reasons, factors that contribute to further increase of victims and the collaborative mechanism of member states in dealing with a problem are considered. The structure, main trends in functioning of the institutes of the integration association in the struggle with human trafficking are analyzed and reasons that cause difficulties of the realization of the policy of the EU countries in this area are also touched upon. A special attention is paid to the struggle with this phenomenon at the legislative level, at that the authors attempt to evaluate the effectiveness of the adopted legislative acts. Whereupon the authors make a suggestion on perfecting of the pursued policy.

Текст научной работы на тему «Торговля людьми в европейском Союзе и превентивные меры по борьбе с ней»

200

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 13 (210). Выпуск 35

УДК 326(061.1ЕС)

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С НЕЙ

HUMAN TRAFFICKING IN THE EUROPEAN UNION AND PREVENTIVE MEASURES OF FIGHTING WITH IT

Я.О. Крутиков, А.Г. Браницкий Y.O. Krutikov, A.G. Branitskiy

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,

Россия, 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23

Lobachevsky Nizhni Novgorod State University, 23 Gagarin Pr., Nizhni Novgorod, 603950, Russia E-mail: yankrutikov@gmail.com, abranitskiy@yandex.ru.

Ключевые слова: торговля людьми, политика Европейского Союза, рабство, принудительный труд, транснациональная организованная преступность.

Key words: human trafficking, European Union policy, slavery, forced labour, transnational organized

crime.

Аннотация. В данной статье на уровне Евросоюза анализируется одна из глобальных проблем современности - торговля людьми. Рассматриваются ее причины, факторы, способствующие росту числа жертв, и механизмы взаимодействия государств Евросоюза в решении проблемы. Анализируется структура и основные направления в деятельности институтов интеграционного объединения в борьбе с торговлей людьми. Особое внимание уделено борьбе с данным явлением на законодательном уровне, при этом авторы пытаются оценить эффективность принятых законодательных актов. В итоге авторами вносятся предложения по совершенствованию проводимой политики.

Resume. In this article one of the global problems of contemporaneity - human trafficking at European Union level - is analyzed. Its reasons, factors that contribute to further increase of victims and the collaborative mechanism of member states in dealing with a problem are considered. The structure, main trends in functioning of the institutes of the integration association in the struggle with human trafficking are analyzed and reasons that cause difficulties of the realization of the policy of the EU countries in this area are also touched upon. A special attention is paid to the struggle with this phenomenon at the legislative level, at that the authors attempt to evaluate the effectiveness of the adopted legislative acts. Whereupon the authors make a suggestion on perfecting of the pursued policy.

В настоящее время наблюдаются беспрецедентные потоки нелегальных мигрантов, направляющиеся в страны ЕС. «По направлениям незаконной миграции можно проследить характерную тенденцию для этого явления: нелегалы перемещаются из стран третьего мира в экономически развитые государства, в которых существует потребность в дешевом труде»1. В результате существования данной потребности с одной стороны и законодательств, ограничивающих количество трудовых мигрантов, въезжающих в страны-члены, с другой наблюдается противоречие, которое содействует увеличению потоков нелегальных иммигрантов, и, как правило, их незаконных перевозок, в результате которых, они нередко становятся жертвами торговли людьми. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что транспортировка жертв торговли, равно как и незаконная миграция в целом, формируется из потребности и способности рынка труда.

До недавнего времени в ЕС между двумя данными феноменами не существовало разграничений на законодательном уровне, по этой причине не все страны-члены имеют

1 Господынько Н.Е. Нелегальная миграция из стран Северной Африки в ЕС: количественные и качественные характеристики / / Проблемы современной экономики. 2010. № 4 (28). C. 169- 173.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 13 (210). Выпуск 35

201

информационные базы о жертвах торговли и торговцах. Значительная же часть стран, имеющих подобные базы, вносит в них данные как о жертвах торговли, так и о незаконных иммигрантах. В результате этого, имеющаяся информация о количестве лиц, ставших жертвами торговли, довольно условна. К тому же, некоторые государства-члены не открывают доступ к данным, связанным с торговлей людьми из-за ограничений, накладываемых законодательством страны. Помимо этого, трудности оценки числа жертв торговли людьми связаны с отсутствием методологии исследования проблемы.

Ситуация изменилась только в 2002 г. с принятием «Комплексного плана по борьбе с незаконной миграцией и торговлей людьми в ЕС». В соответствии с данным планом между выражениями «smuggling» - незаконный ввоз, провоз контрабандным путем и «trafficking» - незаконная перевозка, использовавшимися ранее в качестве синонимов, были проведены различия. Согласно вышеуказанному плану, незаконный ввоз (smuggling) «означает помощь в нелегальном пересечении и незаконном въезде»2. Поэтому понятие «smuggling» «имеет транснациональный элемент. Это необязательно попытка незаконной перевозки (trafficking), где ключевой элемент носит эксплуатационную цель»3 4.

Несмотря на принятие «Комплексного плана по борьбе с незаконной миграцией и торговлей людьми в ЕС», облегчающего сбор данных о числе жертв торговли, точных сведений относительно ее объемов не существует. Тем не менее, опираясь на имеющиеся данные, можно сделать вывод о том, что такого числа жертв торговли, как в настоящее время, не наблюдалось никогда в современной истории. Основная причина этого заключается в том, что за последние 20 лет использование цифровых технологий, в частности сети интернет, значительно расширило возможности преступных организаций 4. По приблизительным сведениям в мире в подневольном положении находятся 27 млн. человек, пятая часть из которых дети. При этом ежегодно жертвами становятся от половины до трех миллионов человек, значительную часть которых составляют женщины. В процентном соотношении ситуация выглядит следующим образом: 66% жертв торговли - женщины, 13% - девочки, 12% - мужчины и 9% - мальчики5.

В Евросоюзе складывается аналогичная ситуация. Из числа пострадавших 75% -жертвы сексуальной эксплуатации, 14% - жертвы принудительного труда, 3% -принудительного собирания милостыни и 1% - жертвы домашнего рабства6.

Только за период с 2008 по 2010 гг. жертв торговли людьми было зафиксировано более 30 тысяч, значительную часть из которых составили выходцы из Румынии, Болгарии, Бразилии, Китая и России, при этом осуждено было 1 тыс. 200 человек7. Лишь за 2009 г. доходы вовлеченных преступных организаций составили 2.5 млрд. евро8. В 2012 г. в странах ЕС было выявлено 9 тыс. 710 пострадавших9. В период с 2011 по 2014 гг. их число повысилось на 18%, при том, что число осужденных уменьшилось на 13%10.

Рассматривая процессы торговли людьми и их незаконной перевозки, необходимо понимать, что нередко они являются результатом низкого экономического развития государств, а также следствием международных и межнациональных конфликтов. Подтверждением этому может служить ситуация, складывающаяся в ЕС, где вследствие увеличения потоков нелегальных мигрантов из таких конфликтных зон, как Ближний

2 The European Council, 2002, Proposal for a comprehensive plan to combat illegal immigration and

trafficking of human beings in the European Union (2002/C142/02). URL: http://

www.eurlex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/?uri=CELEX:52002XG0614(02)

3 The European Council, 2002, Proposal for a comprehensive plan to combat illegal immigration and trafficking of human beings in the European Union (2002/C142/02)

4 Latonero, M., Berhane, G., Law Fellow, J.D., Hernandez, A., Mohebi, T. and Movius. L., 2011, Human Trafficking Online. The Role of Social Networking Sites and Online Classifieds, University of Southern California, Los Angeles. URL: http://www.technologyandtrafficking.usc.edu/files/2011/09/HumanTrafficking_FINAL

5 The official site of the United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC), 2014. “Global Report on in Persons”. URL: http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/glotip/GLOTIP_2014_full_report.pdf

6 Там же.

7 Eurostat. Annual Report on trafficking in human beings. 2015. P. 17

8 The official site of the United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC). 2009. “Global Report on Trafficking in Persons”. URL: http://www.unodc.org/documents/human-trafficking/Global_Report_on_TIP.pdf

9 Eurostat. 2015. Annual Report on trafficking in human beings. P. 28.

10 Там же.

202

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 13 (210). Выпуск 35

Восток и ряд стран Африканского континента, возрастает и число жертв торговли людьми. По причине увеличения числа предполагаемых, равно как и уже идентифицированных лиц, ставших жертвами торговли, противостояние данному вызову в ЕС является одной из главных составляющих внутренней и внешней политик Евросоюза. С этой целью государства-члены направляют свои усилия на устранение факторов, способствующих данному явлению (нищета, низкий уровень образования и занятости населения, недостаточная социальная интеграция, дискриминация, вооруженные противоборства и другие). Наряду с этим принимаются программы, в рамках которых проводится подготовка кадров, взаимообмен сотрудниками и информацией. Именно благодаря взаимодействию с благотворительной организацией «Freedom Charity», известившей полицию Лондона о звонке женщины, находившейся в подневольном состоянии, удалось раскрыть преступление беспрецедентного характера, когда 3 женщины, гражданки Великобритании, Малайзии и Ирландии, были в рабстве в течение 30 лет.

Помимо этого в рамках борьбы с торговлей людьми государствами - членами реализуется «Европейский политический цикл», рассчитанный на период до 2017 г. В мае 2015 г. Евросоюзом было принято решение о реализации военной операции ЕС EUNAVFOR Med, в задачи которой входит борьба с перевозчиками и торговцами людьми в Средиземном море11.

Кроме того, формируются локальные отделы полиции, ответственные за выявление и арест торговцев, подразделения по финансовой оперативной информации, противостоящие отмыванию денежных средств. Планируется финансирование экспериментального проекта по интенсификации взаимодействия на региональном уровне против торговли людьми.

Также упраздняются институты и обычаи, схожие с рабством, такие как долговая кабала и крепостная зависимость, осуществляется поддержка беспрепятственного волеизъявления брачующихся посредством принятия различного рода программ и проведения различных компаний, в том числе, по осведомленности населения на различных уровнях. Но, воздействие таких программ с точки зрения исполнения поставленных целей еще не было оценено в полной мере.

Еще одним значимым этапом в противостоянии торговле людьми стало создание европейской системы оповещения в случае кражи ребенка и введение единого номера, 116 000, по которому можно звонить в подобных случаях.

Вышеприведенные инициативы являются неотъемлемыми от точной реализации политики Евросоюза на национальном уровне. Иначе говоря, сотрудничество и согласованность действий между государствами-членами с одной стороны и институтами ЕС с другой гарантируют имплементацию правовых норм ЕС, в частности по противостоянию торговле людьми, в национальные правовые системы.

Результаты принятия вышеназванных мер и осуществление Европейского политического цикла свидетельствуют об определенных достижениях в деятельности стран ЕС. После возведения данного преступления в разряд серьезных правонарушений увеличились права жертв торговли. Теперь пострадавшие могут рассчитывать на социальные выплаты и вид на жительство. О значимости данного преступления также говорит его внесение в договоры ЕС, в частности, в Амстердамский, Ниццский и Лиссабонский.

Помимо основополагающих договоров ЕС, затрагивающих проблему торговли людьми, к превентивным мерам по борьбе с данным явлением, принимаемым на законодательном уровне, можно отнести еще ряд документов. Во-первых, Рамочное решение Совета ЕС по борьбе с торговлей людьми в ЕС, после имплементации которого торговля людьми в ЕС становится преступлением. Во-вторых, директива «О предупреждении и противодействии торговле людьми и о защите пострадавших». Одной из основных ее задач является противостояние последним достижениям в области торговли людьми. В-третьих, директива «О снижении риска незаконного въезда,

11 Интерфакс, 2015, ЕС создаст военную миссию для борьбы с торговлей людьми в Средиземном море. URL: http://www.interfax.ru/world/442359

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 13 (210). Выпуск 35

203

транзита и пребывания». В-четвертых, директива «О борьбе с сексуальным насилием и сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографии». В-пятых, «Стратегия ЕС по ликвидации торговли людьми», принятая на период 2012-2016 гг. В ней представлен ряд практических мер, нацеленных на предотвращение торговли людьми и на оказание содействия пострадавшим. И, наконец, хартию по правам человека. Данным документом законодательно запрещается «использование человеческого тела и его частей ради получения финансовой выгоды»12.

В целом, законодательство ЕС в сфере борьбы с торговлей людьми располагает «эффективным сводом норм, которые позволяют преследовать и наказывать преступников, обеспечивая при этом большую защиту жертвам»13. Однако, первостепенные обязательства по противостоянию торговле людьми возложены не на интеграционное объединение, а на государства-члены, которые, несмотря на принятие на наднациональном уровне необходимых законов, не исполняют их на должном уровне.

Ситуация также осложняется еще целым рядом факторов: во-первых,

децентрализованностью современных преступных группировок и, как следствие, значительным усложнением процесса их идентификации; во-вторых, недостаточным уровнем финансирования; в-третьих, незначительным наказанием за работорговлю по причине её связи с проституцией, которая в определенной степени остается легальной; в-четвертых, отсутствием единого определения преступления для всех государств ЕС; и, наконец, отсутствием пограничного контроля внутри Евросоюза, который, усложняет борьбу с подобными преступлениями.

Торговля людьми вызывает опасение, в том числе, и по причине недостаточной разработанности на законодательном уровне ряда государств-членов. В семейном кодексе Болгарии, например, все права на ребенка имеет человек, записавший его на свое имя. Это положение может быть использовано контрабандистами, которые обладая официальным разрешением, получают возможность вывозить детей за границу. В Германии же ввиду отсутствия минимального уровня зарплаты нередки случаи нарушения трудового законодательства по отношению к мигрантам, труд которых зачастую практически не оплачивается. В Греции жертвы торговли нередко обвиняют в нарушении визового законодательства страны. Вследствие этого можно прийти к выводу о расхождении правоприменительной практики с имеющимся законодательством в области борьбы с торговлей людьми. При повышении числа жертв торговли в целом по Евросоюзу судебная практика показывает, что количество случаев вынесения приговоров, которое и так слишком мало, чтобы говорить о надлежащем противодействии преступным группировкам, снижается: в 2010 г. было вынесено около полутора тысяч приговоров, в 2011 г. - уже 1450, а в 2012 г. - 114414. В то время как число жертв торговли возрастает. В 2010 г. их было зафиксировано 5 136 человек, в 2011 - 5 263, а в 2012 - 6 505 человек15.

Большая часть жертв торговли не были признаны таковыми, вследствие чего им не была оказана какая-либо поддержка. Все это свидетельствует о неэффективности реализуемой политики, одной из основных причин которой является принятие Евросоюзом чрезмерно мягких директив. К тому же противодействие торговле осуществляется хоть и последовательно, но крайне медленно, в отличие от действий преступников16.

К иным причинам, вызывающим трудности проведения политики государств Евросоюза в области торговли людьми, относится не ратификация некоторыми странами ЕС основополагающих документов в данной сфере, что затрудняет коллаборацию

12 EU Charter of Fundamental Rights, 2015, Article 3.

13 Euronews. 2013, Europe’s response to Human Trafficking. URL: http://www.euronews.com/ 2013/04/12/europe-s-response-to-human-trafficking/

14 Ibid.

15 Eurostat. 2015. Annual Report on trafficking in human beings. P. 93.

16 Радио Польша, 2013, Европейская комиссия приняла директиву против торговли людьми. URL: http://www.radюpolsha.pl/6/l74/.Artykul/l33594,Европейская-комиссия-приняла-директиву-против-торговли-

людьми

204

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 13 (210). Выпуск 35

государств-членов. Примером служит не введение Италией, Испанией, Люксембургом и Кипром правил Евросоюза по противодействию торговле людьми.

Еще один фактор заключается в том, что только незначительная часть стран Евросоюза инкорпорировала директиву о предупреждении и борьбе с похищениями людей и защите потерпевших. К тому же, модели, тенденции и приемы преступников меняются, приспосабливаясь к изменчивому характеру спроса и предложения. Разнообразные типы эксплуатации нередко объединяются и переплетаются, что осложняет определение ее формы, а, как следствие, и ее жертвы. Таким образом, необходимо быть в курсе последних тенденций и обеспечивать действенный ответ на вызовы со стороны преступников.

Сложности проведения политики обусловлены и трудностью выявления подобных правонарушений по причине их транснационального характера. Кроме того затруднительно преследовать правонарушителей, вовлеченных в процесс торговли людьми. Возможно, вопрос можно будет решить после принятия директивы, включающей единую трактовку данного правонарушения для всех государств Евросоюза. Таким образом, очевидны недостатки проводимых государствами-членами политик в области противостояния торговле людьми.

Для проведения более успешной политики в борьбе с торговлей людьми необходимо «приспособить общеевропейские законы к конкретным условиям с учетом национальных особенностей и заставить эти законы работать»17. Для усиления борьбы с транснациональной организованной преступностью Евросоюзу необходимо принять единое законодательство в данной сфере, ибо государства - члены используют различные подходы и предписания закона в противостоянии торговле людьми. Существование различий в законодательной базе лишь затрудняет кооперацию стран и делает ее менее действенной. При принятии единого законодательства особое внимание должно быть уделено Итальянской республике, как одной из самых опытных с точки зрения борьбы с организованной преступностью.

Также крайне важно повысить уровень противодействия отмыванию денежных средств и иного имущества. Именно борьба с легализацией незаконно полученных финансов - одна из самых уязвимых составляющих в борьбе с организованной преступностью. По статистике отслеживается менее 1% от числа всех незаконно получаемых финансов18.

Необходимо вовлечение более широкого круга неправительственных, правозащитных и гуманитарных организаций в формирование действенной и многоуровневой системы, способствующей снижению преступной активности. Необходимо донести данную проблему широким кругам общественности и задействовать их в ее решении.

И, наконец, для решения вопроса необходимо создать такое правовое поле, при котором торговля людьми стала бы малоприбыльным, рискованным предприятием.

17 Euronews, 2014, Europe’s sex slave shame: is enough being done to fight human trafficking? URL: http://www.euronews.com/2014/n/l2/europe-s-sex-slave-shame-is-enough-being-done-to-fight-human-trafficking-

18 Euronews, 2012, Taking on organized crime. URL: http://www.euronews.com/2012/04/01/taking-on-the-mafLa/

across/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.