Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы борьбы с транснациональной преступностью в международных операциях по поддержанию мира'

Организационно-правовые основы борьбы с транснациональной преступностью в международных операциях по поддержанию мира Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
430
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / КОРРУПЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОПЕРАЦИЯ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА (МОПМ) / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЛИЦИЯ ООН / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL PEACEKEEPING OPERATIONS (PKO) / TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME / TRAFFICKING IN HUMAN BEINGS / CORRUPTION / UN CIVILIAN POLICE / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS ON PREVENTION OF CRIME / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудой Екатерина Николаевна

В статье рассматриваются особенности борьбы с незаконным оборотом наркотиков и оружия, торговлей людьми, принуждаемой проституцией в зонах международных операций по поддержанию мира (МОПМ). Предлагаются организационные и международно-правовые меры для повышения эффективности деятельности полиции ООН в борьбе с этим видом преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses peculiarities of fight against human trafficking in the areas of international peacekeeping operations (AIPO). Organizational and international legal measures to enhance the efficiency of the UN civilian police in confronting this type of crime are suggested.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы борьбы с транснациональной преступностью в международных операциях по поддержанию мира»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОПЕРАЦИЯХ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА

РУДОЙ Екатерина Николаевна

Аннотация: в статье рассматриваются особенности борьбы с незаконным оборотом наркотиков и оружия, торговлей людьми, принуждаемой проституцией в зонах международных операций по поддержанию мира (МОПМ). Предлагаются организационные и международноправовые меры для повышения эффективности деятельности полиции ООН в борьбе с этим видом преступлений.

Annotation: the article discusses peculiarities of fight against human trafficking in the areas of international peacekeeping operations (AIPO). Organizational and international legal measures to enhance the efficiency of the UN civilian police in confronting this type of crime are suggested.

Ключевые слова: транснациональная организованная преступность, торговля людьми, коррупция, международная операция по поддержанию мира (МОПМ), гражданская полиция ООН, международные организации по предупреждению преступлений, неправительственные организации.

Key words: transnational organized crime, trafficking in human beings, corruption, international peacekeeping operations (PKO), UN civilian police, international organizations on prevention of crime, non-governmental organizations.

Организация и проведение новых операций по поддержанию мира является стратегической задачей мирового сообщества1. В условиях внутригосударственных вооруженных конфликтов в качестве основной силы разрешения конфликта является международная гражданская полиция. Локальные конфликты не только несут страдания местному населению и дестабилизируют обстановку в странах ближайшего окружения. Тяжелым эхом они отзываются даже на других континентах -в странах, куда потоки беженцев несут с собой отголоски своих гражданских войн, а также эмиссаров организованной преступности, которая зародилась и окрепла в условиях ослабленного или утраченного правопорядка и в ходе своего развития стремится приобрести международный характер. Одним из самых жестоких и опасных видов такой преступности в зонах МОПМ является торговля оружием, наркотиками и людьми2. В странах СНГ за последнее время завершены диссертационные исследования по релевантным направлениям.

В области защиты прав человека и международного гуманитарного права - это работы следущих авторов: А.А. Маевская (2002), Мохаммад Абдель Карим Мусса Аль-Нсур (2002), Н.В. Плахотнюк (2002), Ю.В. Климчук (2003), Л.В. Пастухова (2003), В.И. Дяченко (2003), В.Х. Ярмаки (2003), П.Г. Зверев (2005), С.В. Бух-мин (2005), Л.Н. Тарасова (2007). В области применения международного права в разрешении вооруженных конфликтов - это работы О.€. Болгова (1999), С.А. Егорова (1999), О.О. Хохлышевой (2000), Кебеде Гобена Гел-лан (2001), Ю.В. Земскова (2003). В области деятельности международных организаций по сохранению мира - работы А.А. Делинского (2003), В.С. Ржевской (2003), С.С. Новикова

(2003), О.О. Хохлышевой (2003), Ю.В. Запарий

(2004), С.Н. Снегиной (2006), И.М. Крупянко (2008), Е.В. Годованик (2011). Обеспечение подготовки и участия персонала национальных правоохранительных органов в международных ОПМ исследовались в работах А.А. Теличкина (2004)3, А.А. Гридчина (2009)4, В.А. За-

1 Про рішення Ради національної безпеки і оборони України від 24 квітня 2009 року «Про Стратегію міжнародної миротворчої діяльності України» // Указ Президента України № 435/2009. URL: http://www.president.gov.ua/documents/9454.html

2 Human Trafficking and Peacekeeping Operations // Center for Strategic and International Studies. Washington, DC. 2013. Access mode: http://csis.org/program/human-trafficking-and-peacekee-ping-operations

3 Телічкін О.О. Правоохоронна діяльність у сфері забезпечення міжнародного миру і безпеки: організаційно-правові засади : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.07. Харків, 2004. 428 с.

4 Гридчин А.А. Повышение готовности персонала миротворческих организаций к регулированию региональных конфликтов : автореф. дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.08. Орел, 2009. 43 с. URL: http://www.dissers.ru/avtoreferati-dissertatsiisotsi-о^їуа/а72^р

росило (2009)5. Самая значительная из украинских работ, посвященных борьбе с торговлей женщинами и принуждаемой проституцией -это докторское диссертационное исследование Е.Б. Левченко6.

Однако актуальными для науки на сегодняшний день остаются вопросы, связанные с повышением эффективности борьбы полиции с торговлей оружием, наркотиками и людьми в зонах международных операций по поддержанию мира, а также разработка предложений по организационным и международно-правовым мерам для их преодоления. Поскольку даже в условиях мира борьба с транснациональными преступлениями представляет значительные сложности перед правоохранительными органами любого государства, то в зонах операций по поддержанию мира миротворческим подразделениям необходимы особые навыки и опыт.

Во-первых, территория вооруженного конфликта - зона правового нигилизма. Взрыв вооруженного конфликта ликвидирует единую систему правопорядка в зоне. Отрицание прежних систем, с одной стороны - защиты, с другой - сдерживания - разрушило былые нормы поведения, привело к массовому правовому нигилизму, попранию человеческого достоинства и основных прав человека.

Во-вторых, пренебрежение к судьбам и жизни лиц, не принадлежащих к «своей» стороне конфликта. Культивирование во всех отношениях превосходства представителей «своей» стороны конфликта над антагонистами и ненависти к ним приводят к тенденциям, согласно которым геноцид является лучшим разрешениям всех проблем. В этих условиях бесчеловечная эксплуатация, наказания вплоть до смертной казни 7, а впоследствии продажа человека по частям на органы не вызывает естественного неприятия у значительной части населения.

В-третьих, коррупция в местных территориальных общинах. Проблема не только в при-

5 Заросило В.О. Адміністративно-правове забезпечення участі працівників органів внутрішніх справ України у міжнародній миротворчій діяльності : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.07. К. : ДКС Центр, 2009. 40 с.

6 Левченко К.Б. Управління процесами формування ґендерної політики в Україні (організаційно-правові аспекти) : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.07. Харків, 2003. 432 с.

7 Protecting the human rights of women and girls trafficked

for forced prostitution in Kosovo // Amnesty International. Interna-

tional Secretariat, Peter Benenson House, 1 Easton Street, London

Wclx 0dw, United Kingdom. Access mode: http://www.aieu.be/sta-

tic/documents/Kosovo_summary.doc

вычной для зоны вооруженного конфликта жестокости и жажды доходов. В условиях вооруженных конфликтов на смену существовавшей системе правопорядка в качестве хоть какого-то защитника населения от полного беззакония естественным путем выдвигается руководство местных кланов, в частности бывшие полевые командиры. С размещением международной операции по поддержанию мира негласная власть неформального руководства территориальной общины сохраняется.

Следует особо отметить, что в процессе конфликта преступники ведут себя весьма активно, максимально провоцирую беспорядки, с тем, чтобы под лозунгами национальной (религиозной и т.п. борьбы) обеспечить себе условия для мародерства, грабежей и насилия. Ощутив выгоду пребывания во власти во время конфликта, по мере его видимого угасания, вызванного внешними и внутренними причинами, они всеми силами стремятся проникнуть во власть гражданскую: и вовсе не для того, чтобы обеспечить скорейшее процветание края, а для всемерной эксплуатации своих новых возможностей чиновника в корыстных целях, не гнушаясь при этом всеми видами преступной деятельности, всецело защищая ее от правоохранительных и судебных органов. Имели место случаи, когда их защитники (адвокаты) внушали жертвам торговли людьми целесообразность отказаться от показаний против преступников.

Кроме прочих проблем, существует неготовность жертв торговли людьми сотрудничать, в частности, с представителями полиции из состава МОПМ.

К настоящему времени руководством ООН принято ряд мер в борьбе с указанными пре-ступлениями8. Усилены подразделения внутренних расследований. Но неразрешенной проблемой остается предусмотренная правовой базой деятельности МОПМ передача преступников из интернационального состава миссий под юрисдикцию их национальных стран, что в подавляющем числе случаев приводит к безнаказанности, тем более, что система внутренних расследований ОПМ авторизована для осуществления расследований лишь по

8 Annan K.A. Letter dated 9 February 2005 from the Secretary-General addressed to the President of the Security Council // United Nations Security Council. Distr.: General. 2005. 9 February. 4 p. Access mode: http://cdu.unlb.org/Policy/ReformstoEliminateSexual ExploitationandAbuse.aspx

административным правонарушениям, но не по уголовным преступлениям9.

Кроме этого, необходимо разрешить проблемы в борьбе с транснациональной преступностью: как правило, жертвам этого вида преступлений с помощью современных телеком-муникативных систем внушают, что их родственники и близкие, находясь на родине, доступны международным преступным сетям для возможного возмездия в случае побега жертвы и утечки от нее информации о преступниках и их деятельности. Именно это в первую очередь не позволяет освободившимся жертвам подобных преступлений давать показания.

Также следует отметить, что необходимость взаимодействия полиции из состава МОПМ с полициями суверенных государств ярко проявилась еще в 1997 году в намерениях о контактах между Департаментом операций по поддержанию мира и Интерполом с целью борьбы с транснациональной преступностью10. В составе Временной международной администрации Косово даже создано подобие Национального бюро Интерпола11. Однако есть основания полагать, что эффективность взаимодействия через данную организацию все же ниже, чем непосредственное взаимодействие с полицией отдельно взятой страны на основании специального международного договора. Это связано с тем, что в состав полиции МОПМ могут быть приглашены представители соответствующего подразделения полиции из необходимой страны - для службы в гражданской полиции на определенный период (при условии, разумеется, что они удовлетворяют требованиям, предъявляемым к служащим гражданской полиции ООН). Указанное взаимодействие между полициями значительно облегчит взятие под контроль преступных транснациональных связей.

9 O’Brien M. Sexual Exploitation and Beyond: Using the Rome Statute of the International Criminal Court to Prosecute UN Peacekeepers for Gender-based Crimes // International Criminal Law Review. Martinus Nijhoff Publishers. 2011. № 11. P. 803-827. Access mode: http://griffith.academia.edu/Melanie0Brien/Papers/850002/ Sexual_Exploitation_and_Beyond_Using_the_Rome_Statute_of_the_ International_Criminal_Court_to_Prosecute_UN_Peacekeepers_for_ Gender-based_Crimes

10 Cooperation agreement between the United Nations and the International Criminal Police Organization-Interpol // (Interpol. Cooperation Agreements). Access mode: http://www.interpol.int/Pub-lic/ICPO/LegalMaterials/cooperation/agreements/UN1997.asp

11 Memorandum of understanding between the International Criminal Police Organization-Interpol and the United Nations Interim Administration mission in Kosovo on Cooperation in crime prevention and criminal justice // Interpol 8 Dec 2005. Access mode: http://www.interpol.int/Public/ICPO/LegalMaterials/cooperation/agre ements/UNMIK.asp

С целью обеспечения оперативности борьбы полиции с торговлей людьми в зоне МОПМ следует вспомнить о сети так называемых «международных организаций предупреждения преступлений», которые позиционируют себя как информационные организации. Сегодня их деятельность состоит в основном в проведении лекций, семинаров, круглых столов и прочего по тематике предупреждения преступлений в регионах - для учреждений, которые в этом нуждаются. На этапах планирования и развертывания МОПМ должна обязательно использоваться информация от этих организаций касательно транснациональной преступности, которая имеет связи с зоной, в которой предполагается развернуть МОПМ. Это позволит заранее готовиться к взаимодействию с полициями стран, в которых действуют преступные эмиссары из зоны конфликта. В частности, такое взаимодействие должно начинаться с приглашения в состав МОПМ представителей из соответствующих подразделений полиции указанных стран, что способствует ускорению процесса эффективного взаимодействия.

Сегодня во всех странах мира борьбу против торговли людьми связывают с неправительственными организациями12, начиная с организаций оказания помощи женщинам, как, например, ”La Strada”13, организаций по борьбе за права человека ’’Amnesty International”14, и заканчивая организациями защиты детей ”Save the Children”15, результатом работы которых явилось начало самоочистительной деятельности ООН от недостойных представителей, состоящей в активизации деятельности подразделений внутренних расследований в составе каждой МОПМ16, а также в создании подразделений по борьбе с торговлей людьми и проституцией17. В силу своего нейтрального

12 Non-Governmental Organizations and Academic Institutions. Access mode: http://www.summit-americas.org/ngolist2.htm

13 La Strada International - European Network Against Trafficking in Human Beings. Access mode: http://lastradainternati-onal. org/?main=home

14 Amnesty International. Access mode: http://www.amnesty.

org/

15 Save the Children. Access mode: http://www.savethechild-ren.org/site/c.8rKLIXMGIpI4E/b.6115947/k.8D6E/0fficial_Site.htm

16 Criminal accountability of United Nations officials and experts on mission // General Assembly of the United Nations Sixty-fourth session. United Nations, Department of Public Information. 2007. Agenda item 78. 3 p. Access mode: http://www.un.org/en/ ga/sixth/64/CrimAcc.shtml

17 Fletcher B. Formation of UNMIK Anti-Prostitution Unit // Press Release. 29 October, 2000. UNMIK Police Press Office. UNMIK Police MHQ. Access mode: http://www.unmikonline.org/ civpol/archive/pr251002.htm

статуса в отношении сторон вооруженного конфликта, команды неправительственных организаций имеют большую осведомленность о событиях. Именно поэтому взаимодействие с ними полиции, в частности международной, представляет, с одной стороны, большой интерес, но с другой - весьма проблематично: контакты с международной полицией, особенно в условиях, когда последняя поддерживает сторону правительства, подрывают уверенность второй стороны конфликта в беспристрастности неправительственной организации. В этом случае не только для деятельности команды неправительственной организации, но и для жизни ее членов возникает смертельная опасность. И вообще, в условиях массовых преступлений, связанных с угнетением и даже убийствами между сторонами конфликта, деятельность по своей сути незащищенных неправительтвенных организаций, направленная на защиту прав человека, в глазах представителей сторон конфликта ставит их в один ряд с противниками и соответственно подвергает представителей этих организаций смертельной опасности. Кроме того, в условиях правового нигилизма и пренебрежения к жизни людей как таковой имеют место случаи, когда команды неправительственных организаций просто подвергаются атакам со стороны бандформирований: грабежам, насилию, убийствам.

Сегодня вопрос о том, как обеспечить деликатное взаимодействие гражданской полиции в зонах МОПМ с неправительственными организациями, чтобы не навредить последним, формально остается открытым. Следует отметить, что самые современные инструкции по созданию неправительственных организаций, в свою очередь, не содержат информации о правилах взаимодействия с полицией18. Принимая во внимание, с одной стороны, исключительную полезность деятельности этих организаций, с другой - их полную незащищенность в зонах МОПМ, считается, что международная гражданская полиция во всех случаях обязана изыскать средства и способы для обмена информацией с неправительственными организациями и для обеспечения надлежащей защиты их штаб-квартир и полевых команд.

18 The NGO Handbook // The U.S. Department of State. 26 October 2012. Access mode: http://iipdigital.usembassy.gov/st/english/ publication/2012/09/20120907135600.html#axzz2Xhiux0Qu

Остается важной проблемой для обеспечения эффективности международных операций по поддержанию мира языковой барьер как препятствие для получения конфиденциальной информации международной гражданской полицией от местного населения. Потерпевшие от преступлений в зонах МОПМ большей частью доверяют дознавателям и следователям только из международного состава, поскольку местные полицейские и переводчики могут быть в контакте с местными преступниками. Однако прямое общение между ними часто невозможно из-за проблемы языкового барьера, которая неизбежно возникает в тех МОПМ, где язык местного населения не совпадает с официальным языком миссии - одним из официальных языков международного общения (до сих пор - только английский, французский или испанский). Последнее указывает на необходимость принятия мер для привлечения в состав гражданской полиции МОПМ определенного числа лиц (профессиональных полицейских из зарубежных по отношению к МОПМ стран), владеющих, кроме официального языка миссии, - языком территории МОПМ.

Основным международно-правовым актом, закрепляющим организационно-правовые основы борьбы с транснациональной преступностью, является Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, в частности ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми. Правовым пробелом являются приговоры для осуждения преступников в зоне МОПМ, которые выносятся на основании нормативно-правовой базы, действующей в зоне МОПМ еще до развития вооруженного конфликта, в связи с тем, что до наличия преступлений, связанных с торговлей людьми, массового и жестокого характера, законодательство не предусматривает соответствующих санкций, что требует систематизации законодательной базы на территории каждой МОПМ с момента ее планирования и организации.

Таким образом, для успешной борьбы с транснациональными преступлениями в международных операциях по поддержанию мира необходимо взаимодействие с полициями отдельных национальных государств, а также с международными организациями предупреждения преступлений. Большую помощь в выявлении последних могут оказывать неправительственные организации, действующие в зоне

МОПМ. Важными качествами сотрудников полиции, которые осуществляют международные операции по поддержанию мира, являются специальные знания, опыт и владение языками, распространенными в зоне МОПМ. Для предотвращения преступлений со сторо-

ны международного персонала МОПМ необходимо отказаться от практики передачи подозреваемых под юрисдикцию стран, гражданами или подданными которых они являются, и осуществлять контроль за их передачей в Международный суд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.