Научная статья на тему 'ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ И СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО: ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ'

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ И СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО: ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ТОРГОВЛЯ ДЕТЬМИ / КОММЕРЧЕСКОЕ СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО / АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапин Игорь Вячеславович

В статье на примере уголовного дела по обвинению сотрудников Европейского центра суррогатного материнства в торговле людьми поднимается проблема разграничения торговли людьми и суррогатного материнства. Исследуется практика ЕСПЧ и Комитета по правам ребенка. Анализируются положения Конвенции о правах ребенка и Факультативного протокола, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Анализируется понятие торговли людьми в Палермском протоколе и УК РФ. Автор приходит к выводу о том, что разграничение торговли людьми и суррогатного материнства является актуальной проблемой не только на национальном, но и на международном уровне. С учетом рекомендаций, приведенных в докладе Специального докладчика ООН по вопросу о торговле детьми, приводится перечень обстоятельств, свидетельствующих о наличии умысла на торговлю людьми. Особое внимание правоприменителю необходимо обращать на то, была ли выплата денежных средств суррогатной матери обусловлена передачей ребенка. На это могут указывать отказ суррогатной матери от родительских прав и обязанностей в пользу заказчиков до рождения ребенка, а также включение в договор суррогатного материнства условий относительно обязательной передачи сурмамой ребенка и получении сурмамой денежных средств только после передачи ребенка. В статье предлагаются варианты изменения действующего нормативного правового регулирования в сфере суррогатного материнства в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN TRAFFICKING AND SURROGACY: THE PROBLEM OF DIFFERENTIATION

The article uses the example of a criminal case against the employees of the European Surrogacy Center for human trafcking to raise the problem of distinguishing between human trafcking and surrogacy. The article examines the practice of the ECHR and the UN Committee on the Rights of the Child. The article analyzes the provisions of the Convention on the Rights of the Child and the Optional Protocol on the sale of children, child prostitution and child pornography. The article analyzes the concept of human trafcking in the Palermo Protocol and the Criminal Code of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that the distinction between human trafcking and surrogacy is an urgent problem not only at the national, but also at the international level. Taking into account the recommendations made in the report of the UN Special Rapporteur on trafcking in children, a list of circumstances indicating the existence of intent to trafc in persons is provided. The law enforcement ofcer should pay special attention to whether the payment of funds to the surrogate mother was due to the transfer of the child. This may be indicated by the refusal of the surrogate mother from parental rights and obligations in favor of the customers before the birth of the child, as well as the inclusion in the surrogacy agreement of conditions regarding the mandatory transfer of the child by the surrogate mother and the receipt of funds by the surrogate mother only after the transfer of the child. The article ofers options for changing the current regulatory legal regulation in the feld of surrogacy in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ И СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО: ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2021. № 4

и. в. лапин*

Торговля людьми и суррогатное материнство: проблема разграничения

В статье на примере уголовного дела по обвинению сотрудников Европейского центра суррогатного материнства в торговле людьми поднимается проблема разграничения торговли людьми и суррогатного материнства. Исследуется практика ЕСПЧ и Комитета по правам ребенка. Анализируются положения Конвенции о правах ребенка и Факультативного протокола, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Анализируется понятие торговли людьми в Палермском протоколе и УК РФ. Автор приходит к выводу о том, что разграничение торговли людьми и суррогатного материнства является актуальной проблемой не только на национальном, но и на международном уровне. С учетом рекомендаций, приведенных в докладе Специального докладчика ООН по вопросу о торговле детьми, приводится перечень обстоятельств, свидетельствующих о наличии умысла на торговлю людьми. Особое внимание правоприменителю необходимо обращать на то, была ли выплата денежных средств суррогатной матери обусловлена передачей ребенка. На это могут указывать отказ суррогатной матери от родительских прав и обязанностей в пользу заказчиков до рождения ребенка, а также включение в договор суррогатного материнства условий относительно обязательной передачи сурмамой ребенка и получении сурмамой денежных средств только после передачи ребенка. В статье предлагаются варианты изменения действующего нормативного правового регулирования в сфере суррогатного материнства в РФ.

Ключевые слова: уголовный закон, уголовная ответственность, торговля людьми, торговля детьми, коммерческое суррогатное материнство, альтруистическое суррогатное материнство, вспомогательные репродуктивные технологии.

введение. Согласно ч. 9 ст. 55 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» 2011 г.1, суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались

* Игорь Вячеславович Лапин — аспирант кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ (e-mail: [email protected]).

1 Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

На сегодняшний день использование вспомогательных репродуктивных технологий (в том числе и суррогатное материнство) подробно регламентируется приказом Минздрава России от 31.07.2020 г. № 803н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их примене-нию2». Суррогатное материнство в РФ не запрещено3.

Вместе с тем в РФ установлен уголовно-правовой запрет торговли людьми (ст. 127.1 УК РФ).

Таким образом, в отечественной правовой системе складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, в законодательстве об охране здоровья граждан и семейном законодательстве установлен порядок использования технологий суррогатного материнства, закреплены требования к суррогатной матери, определяется круг субъектов договора суррогатного материнства, порядок их записи в качестве отца и матери ребенка. С другой стороны, действия сторон договора суррогатного материнства формально могут быть квалифицированы по ст. 127.1 УК РФ как торговля людьми.

Для того чтобы разрешить данную проблему необходимо, во-первых, ответить на вопрос о том, является ли суррогатное материнство торговлей людьми и если нет, то каковы критерии разграничения суррогатного материнства и торговли людьми?

Указанная проблема носит сугубо теоретический характер только на первый взгляд. Возбуждение уголовного дела против сотрудников Европейского центра суррогатного материнства показывает практическое значение рассматриваемого вопроса4.

2 Приказ Минздрава России от 31.07.2020 г. № 803н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 19.10.2020).

3 В Государственную Думу РФ в 2017 г. был внесен законопроект о запрете суррогатного материнства, который так и не был принят. В качестве причин запрета указывалось нарушение прав ребенка, превращение ребенка в товар (вещь), конфликты между суррогатными матерями и генетическими родителями (отказ суррогатных матерей от передачи ребенка заказчикам и отказ заказчиков от получения ребенка), отрицательное отношение к суррогатному материнству со стороны основных религиозных конфессий. В пояснительной записке к этому законопроекту указывалось, что в одних европейских странах (Германия, Франция, Швеция, Норвегия) суррогатное материнство полностью запрещено, а в других (Великобритания, Швейцария) запрещено суррогатное материнство на коммерческой основе (см.: Официальный сайт Государственной Думы РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/133590-7 (дата обращения 30.03.2021)).

4 Согласно официальному пресс-релизу СК РФ «следственными органами Следственного комитета России по Московской области по факту обнаружения в одной из квартир в пос. ВНИИССОК тела новорожденного мальчика возбуждено уголовное

Исходя из имеющейся информации в СМИ, фабула обвинения заключается в том, что медицинские работники Европейского центра суррогатного материнства проводили процедуру ЭКО с использованием мужских половых клеток неустановленных лиц и донорских женских клеток, а затем, после рождения детей у суррогатных матерей, продавали их за границу неустановленным лицам (предварительно записав в качестве отцов заказчиков по договорам суррогатного материнства)5.

международно-правовое регулирование суррогатного материнства. Проблема соотношения торговли людьми и суррогатного материнства стоит не только перед Россией. Отметим, что на уровне международного права как в доктрине, так и в практике международных органов в сфере защиты прав человека и международных судов не сложился консенсус относительно того, признавать суррогатное материнство разновидностью торговли людьми (торговли детьми) или нет.

Ст. 35 Конвенции о правах ребенка 1989 г.6 обязывает все государства принимать все меры на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях для предотвращения торговли детьми в любых целях и в любой форме.

Согласно п. «а» ст. 2 Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 г.7, торговля детьми означает любой акт или сделку, посредством которых ребенок передается любым лицом или любой группой лиц другому лицу или группе лиц за вознаграждение или любое иное возмещение.

Ряд специалистов в области международного права указывают, что Конвенция о правах ребенка и Факультативный протокол 2000 г.

дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) и пп. «б», «г», «з» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми). По предварительным данным следствия, мальчик, рожденный суррогатной матерью в декабре 2019 г., находился под присмотром няни в квартире, где также проживали еще трое младенцев, рожденных аналогичным способом. Новорожденные находились там до тех пор, пока их биологические родители — граждане иностранных государств — занимались оформлением всех необходимых на детей документов, в том числе для дальнейшего вывоза их за рубеж» (см.: Официальный сайт СК РФ: URL: https://sledcom.ru/ news/item/1428434/ (дата обращения 30.03.2021)).

5 См.: Латынина Ю.Л. Избиение суррогатных младенцев // Новая газета. 2020. 15 окт. Если исходить из того, что обстоятельства дела установлены верно, то в данном случае квалификация содеянного как торговля людьми является обоснованной. Гораздо более сложной для квалификации выглядела бы ситуация, при которой дети были бы благополучно переданы заказчикам (генетическим родителям).

6 Официальный сайт ООН: URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/childcon.shtml (дата обращения 30.03.2021).

7 Там же. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/rightsch-ild_protocol2.shtml (дата обращения 30.03.2021).

не запрещают суррогатное материнство8. Кроме того, по их мнению, суррогатное материнство не является формой эксплуатации9.

Их оппоненты отмечают, что ст. 35 Конвенции о правах ребенка запрещает торговлю детьми в любых целях и любой форме, из чего следует вывод, что Конвенция о правах ребенка и Факультативный протокол 2000 г. не делают никаких исключений для суррогатного материнства10. Отсутствие прямого запрета суррогатного материнства в вышеуказанных международных документах объясняется тем, что в период их разработки суррогатное материнство еще не получило широкого распространения.

Также высказывается мнение, согласно которому нужно не запрещать суррогатное материнство, а ужесточить его правовое регулирование, чтобы обеспечить права и законные интересы детей11.

Комитет по правам ребенка до настоящего времени не сформировал свою позицию по поводу соотношения торговли детьми и суррогатного материнства.

Так, в п. 22 Заключительных замечаний по докладу, представленному РФ в соответствии с п. 1 ст. 12 Факультативного протокола 2000 г., Комитет по правам ребенка рекомендовал РФ ужесточить свое законодательство с целью не допускать договоренности о суррогатном материнстве, которые могут привести к торговле детьми12. На основании данного замечания Комитета можно сделать вывод, что суррогатное материнство может перерастать в торговлю детьми. Вместе с тем в рекомендациях Комитета нет указания на необходимость запрета суррогатного материнства.

В 2019 г. ЕСПЧ вынес консультативное заключение по запросу Кассационного суда Франции. Запрос касался дела семьи Меннесон.

Супруги Меннесон воспользовались услугами суррогатной матери в штате Калифорния (США), которая родила и выносила им двоих девочек. Власти Калифорнии выдали чете Меннесон свидетельства о рождении, однако власти Франции, подозревая применение суррогатных методик, отказались внести свидетельства о рождении во французский реестр рождений, браков и смертей.

8 Baird N. Commercial surrogacy and the sale of children: a call to action for the committee on the rights of the child // Perspectives on Commercial Surrogacy in New Zealand: Ethics, Law, Policy and Rights / Ed. by A. Masselot, R. Powell. Christchurch, 2019. P. 119.

9 Ibid.

10 Tobin J. To Prohibit or Permit: What is the (Human) Rights Response to the Practice of International Commercial Surrogacy? // Melbourne Legal Stud. Res. Paper. 2014. N 689. P. 20.

11 Baird N. Op. cit. P. 123.

12 Заключительные замечания по докладу, представленному Российской Федерацией в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (CRC/C/OPSC/RUS/CO/1).

Супруги обратились в ЕСПЧ, который в 2014 г. вынес постановление, где указал, что право на уважение личной жизни детей, предполагавшее, что каждый должен иметь возможность установления существа своей идентичности, включая родительство, было серьезно затронуто и отказ в регистрации не соответствовал наилучшим интересам детей (возникла неопределенность по поводу получения французского гражданства и проблема с осуществлением наследственных прав)13.

Далее супруги Меннесон продолжили защищать свои интересы в национальных судах. Их дело дошло до Кассационного суда Франции, который и обратился с запросом в ЕСПЧ.

В консультативном заключении ЕСПЧ пришел к выводу, что свобода усмотрения государств по вопросу о признании юридической связи между детьми, рожденными от суррогатной матери за рубежом, и предполагаемыми родителями является ограниченной, поскольку затрагиваются индивидуальная идентичность детей и другие аспекты их частной жизни14.

Т. М. Храмова отмечает, что ЕСПЧ, «легализуя» последствия трансграничного суррогатного материнства, фактически сводит на нет его законодательный запрет15. Вместе с тем консультативное заключение ЕСПЧ не является обязательным для государств. Только по прошествии определенного времени, как справедливо замечает Т. М. Храмова, станет ясно, повлияло ли указанное консультативное заключение ЕСПЧ на законодательство государств Европы в сфере суррогатного материнства16.

позиция Специального докладчика ооН по вопросу о торговле людьми. В 2018 г. был подготовлен доклад Специального докладчика ООН по вопросу о торговле детьми и сексуальной эксплуатации детей, включая детскую проституцию, детскую порнографию и изготовление прочих материалов о сексуальных надругательствах над детьми. Мы полагаем, что указанный доклад может быть полезен для отечественного законодателя и правоприменителя при разрешении вопроса о соотношении торговли людьми и суррогатного материнства.

13 Информация о Постановлениях ЕСПЧ от 26.06.2014 г. по делу «Лабассе (La-bassee) против Франции» (жалоба № 65941/11), по делу «Маннессон (Mennesson) против Франции» (жалоба № 65192/11): Доступ из СПС «Консультант Плюс».

14 Advisory Opinion concerning the recognition in domestic law of a legal parent-child relationship between a child born through a gestational surrogacy arrangement abroad and the intended mother. April 10, 2019. Request no. P16—2018—001: Официальный сайт ЕСПЧ: URL: https://hudoc.echr.coe.int/spa#{«itemid>>:[«003-6380464-8364383>>]} (дата обращения 30.03.2021).

15 Храмова Т. М. Проблемы суррогатного материнства в формате «суррогатного права»: комментарий к консультативному заключению ЕСПЧ от 10 апреля 2019 г. // Международное правосудие. 2019. № 3 (31). С. 53.

16 Там же. С. 55.

В п. 42 данного доклада указывается, что в соответствии с п. «а» ст. 2 Факультативного протокола 2000 г. суррогатное материнство квалифицируется как торговля детьми, если суррогатная мать или третья сторона получает «вознаграждение или любое иное возмещение» в обмен на передачу ребенка. Таким образом, при наличии трех элементов, а именно: вознаграждения (или любого иного возмещения), передачи ребенка (или обещания передачи17), а также обусловленности оплаты передачей ребенка (оплата происходит за передачу ребенка), в содеянном наличествуют признаки торговли детьми18.

Что же касается некоммерческого (альтруистического) суррогатного материнства, то в докладе Специального докладчика ООН (п. 69) обоснованно отмечается, что такая форма суррогатного материнства может по факту являться коммерческой (в связи с достаточно большими выплатами суррогатным матерям под видом расходов и посредникам)19.

Понятие торговли людьми в УК РФ и Палермском протоколе. Обратимся теперь к анализу состава торговли людьми в том виде, в каком состав данного преступления сформулирован в УК РФ.

Торговля людьми является конвенционным преступлением. Статья 127.1 УК РФ была введена в отечественный уголовный закон в связи с имплементацией РФ в свое законодательство положений Па-лермского протокола, содержащего международно-правовое определение торговли людьми.

Согласно подп. «а» ст. 3 Палермского протокола термин «торговля людьми» означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо20. Эксплуатация включает как минимум эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов. При-

17 Передача ребенка может быть как юридической (передача родительских прав и обязанностей), так и фактической.

18 Доклад Специального докладчика ООН по вопросу о торговле детьми и сексуальной эксплуатации детей, включая детскую проституцию, детскую порнографию и изготовление прочих материалов о сексуальных надругательствах над детьми (А/ HRC/37/60). 2018: Официальный сайт Комитета по правам ребенка (https://undocs.org/ ru/A/HRC/37/60 (дата обращения 30.03.2021)).

19 Там же.

20 Официальный сайт ООН: URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/protocol1.shtml (дата обращения 30.03.2021).

менительно к лицам, не достигшим 18 лет, применение каких-либо средств воздействия на потерпевших не имеет значения.

При этом в упоминавшемся выше Факультативном протоколе 2000 г. есть такое понятие, как торговля детьми.

Термины «торговля детьми» и «торговля людьми» — это пересекающиеся, но не совпадающие понятия. Если, например, мать продает своего ребенка другим лицам не «с целью эксплуатации» (одного из ключевых элементов понятия торговли людьми согласно Палерм-скому протоколу), а «с целью усыновления ими ее ребенка», то содеянное охватывается понятием «торговля детьми».

В отличие от Палермского протокола, отечественный законодатель при конструировании состава торговли людьми включил в диспозицию ч. 1 ст. 127.1 УК РФ в дополнение к вербовке, перевозке, передаче, получению и укрывательству куплю-продажу и иные сделки в отношении человека.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 13 Постановлении от 24.12.2019 г. № 58 «О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми»21 разъяснил, что под куплей-продажей человека понимается совершение действий, состоящих в передаче человека одним лицом другому лицу (лицам) за денежное вознаграждение. При этом совершение купли-продажи и иных сделок в отношении потерпевшего считается оконченным с момента фактической передачи и получения потерпевшего (п. 14 указанного Постановления)22.

При совершении купли-продажи или иных сделок цель эксплуатации человека не является обязательной. Это обстоятельство и создает возможность квалифицировать передачу ребенка по договору суррогатного материнства по ст. 127.1 УК РФ.

Критерии разграничения торговли людьми и суррогатного материнства. По каким же признакам разграничить исполнение обязательств по договору суррогатного материнства от торговли людьми, в более широком смысле — как разграничить сферы действия семейного (гражданского) и уголовного права?

Аналогичная проблема разграничения сфер действия уголовного и гражданского права возникает при квалификации мошенничества,

21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 г. № 58 «О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми» // Бюл. ВС РФ. 2020. № 3.

22 Следуя данным разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, в деле работников Европейского центра суррогатного материнства содеянное, исходя из установленных на момент возбуждения уголовного дела обстоятельств (по информации, предоставленной СК РФ), было бы обоснованным квалифицировать как приготовление к торговле людьми, поскольку передача детей не начиналась.

сопряженного с преднамеренным неисполнением обязательств в сфере предпринимательской деятельности (ч. 5 ст. 159 УК РФ). Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 Постановления от 15.11.2016 г. № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности»23 разрешает этот вопрос, указывая, что о наличии у лица прямого умысла на совершение мошенничества должны свидетельствовать имеющиеся по делу доказательства. В указанном Постановлении приведен примерный перечень данных обстоятельств.

В условиях действующего законодательства при квалификации торговли людьми ключевым моментом является определение того, является ли передача сурмамой рожденного ею ребенка генетическим родителям куплей-продажей. Для этого необходимо устанавливать, передавались ли денежные средства генетическими родителями сур-маме за вынашивание и рождение ребенка (тогда это не купля-продажа) или же деньги передавались именно за передачу ребенка. На это обстоятельство обращается внимание в п. 73 доклада Специального докладчика ООН: «Коммерческие услуги суррогатного материнства могут оказываться таким образом, который не представляет собой торговлю детьми, если очевидно, что суррогатная мать получает плату лишь за гестационные услуги, а не за передачу ребенка ... Решение суррогатной матери после рождения ребенка юридически и физически передать ребенка будущим родителям должно быть безвозмездным актом, основанным на ее собственном желании после родов, а не каких-либо юридических или договорных обязательствах»24. В договоре купли-продажи обязательству передать товар в собственность корреспондирует обязательство оплатить товар.

О том, что выплата денежных средств была обусловлена именно передачей ребенка, могут свидетельствовать следующие обстоятельства: отказ суррогатной матери от родительских прав и обязанностей в пользу заказчиков до рождения ребенка, включение в договор суррогатного материнства условий относительно обязательной передачи сурмамой ребенка и получении сурмамой денежных средств только после передачи ребенка.

Кроме того, необходимо учитывать и дополнительные обстоятельства, подтверждающие наличие умысла на торговлю людьми, в

23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2016 г. № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» // Бюл. ВС РФ. 2017. № 1.

24 Доклад Специального докладчика по вопросу о торговле детьми и сексуальной эксплуатации детей.

частности: ограничение прав суррогатной матери (например, на свободу передвижения), явно завышенный (или заниженный) размер выплат, производимых суррогатной матери, отсутствие у медицинской организации лицензии на вспомогательные репродуктивные технологии, использование сотрудниками медицинской организации и лицами, оказывающими юридическое сопровождение, одних и тех же суррогатных матерей, которые неоднократно через короткие промежутки времени привлекаются для процедуры суррогатного материнства, отсутствие у генетических родителей показаний к суррогатному материнству, отсутствие (или ненадлежащее оформление) должного медицинского сопровождения и ухода за суррогатными матерями, содержание нескольких суррогатных матерей в одном помещении, отсутствие необходимой медицинской документации, использование поддельных документов. При этом указанные обстоятельства необходимо оценивать в их совокупности.

Полагаем, что в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 г. необходимо разъяснить вопрос, как отграничить торговлю людьми от неисполнения обязательств по договору суррогатного материнства.

модели законодательного регулирования суррогатного материнства. Что же касается законодательного регулирования суррогатного материнства, то у отечественного законодателя здесь есть несколько вариантов.

Во-первых, это введение полного запрета на суррогатное материнство. Возможным минусом такого варианта будет появление на территории РФ репродуктивных центров, действующих нелегально. Вместе с тем следует учесть, что для реализации программ суррогатного материнства необходимо наличие специалистов с медицинским образованием соответствующего профиля, дорогостоящего медицинского оборудования, лекарств. Мы считаем маловероятным, что медицинские работники согласятся участвовать в нелегальных медицинских процедурах, рискуя своей репутацией и карьерой. Поэтому, по нашему мнению, риск того, что после запрета суррогатного материнства в нашей стране будут массово создаваться нелегальные репродуктивные центры, невелик. Нельзя исключать, что после введения запрета на суррогатное материнство граждане РФ будут обращаться к услугам репродуктивных центров за рубежом, однако это потребует достаточно больших денежных средств. Кроме того, в этом случае для заказчиков (генетических родителей) будут очень высоки риски выявления и раскрытия их действий правоохранительными органами.

Второй вариант законодательного регулирования — это отказ от коммерческого суррогатного материнства. Возможным негативным

последствием в этом случае может стать распространение практики заключения притворных сделок, где стороны под видом возмещения расходов суррогатной матери (например, на лекарства) будут включать в договор условие о фактической оплате передачи ребенка. При этом формально (по договору) стороны будут действовать безвозмездно.

Третий вариант — это сохранение и коммерческого, и некоммерческого суррогатного материнства при устранении существующих законодательных пробелов. При этом целесообразно следовать рекомендациям Специального докладчика ООН, согласно которым в области коммерческого суррогатного материнства государства должны гарантировать: во-первых, у суррогатной матери сохраняются родительские права и обязанности при рождении ребенка, во-вторых, осуществление платежей суррогатной матери производится безвозвратно до юридической и фактической передачи ребенка, и в-третьих, данные платежи по договору не должны отменять обязательное исполнение условий договора о родительских правах и обязанностях, ограничивать права суррогатной матери25. В сфере альтруистического суррогатного материнства государства должны обеспечить сохранение у суррогатной матери родительских прав и обязанностей при рождении ребенка, а также контроль со стороны судов или других компетентных органов за суммами возмещения и платежами суррогатным матерям26.

Представляется, что основная проблема заключается не в процедуре суррогатного материнства как таковой. Суррогатное материнство является лишь одной из вспомогательных репродуктивных технологий и должна применяться лишь по медицинским показаниям. В. В. Момотов справедливо замечает, что преимуществом Российской Федерации по отношению к другим правопорядкам, допускающим применение суррогатного материнства, является наличие крайне подробного регулирования его применения, содержащегося в актах федерального законодательства и подзаконных актах27. Однако слабый контроль в этой сфере способствует злоупотреблениям.

Исходя из всего вышесказанного, по нашему мнению, для отечественного законодателя целесообразно избрать последний предлагаемый вариант законодательного регулирования сурмате-ринства. С целью ужесточения контроля в данной сфере полагаем

25 Доклад Специального докладчика ООН по вопросу о торговле детьми и сексуальной эксплуатации детей...

26 Там же.

27 Момотов В. В. Биоэтика в контексте законодательства и правоприменения (суррогатное материнство) // Lex russica. 2019. № 1. С. 38.

необходимым ввести реестр медицинских центров суррогатного материнства, а также общефедеральный банк данных суррогатных матерей и генетических родителей. Также считаем, что для суррогатного материнства необходима судебная санкция (аналогично процедуре усыновления). Суд по заявлению генетических родителей в судебном заседании с участием прокурора, генетических родителей, суррогатной матери, представителя медицинского центра суррогатного материнства должен разрешить вопрос о законности и обоснованности проведения данной вспомогательной репродуктивной технологии.

заключение. Проблема разграничения суррогатного материнства и торговли людьми является актуальной как на международном, так и на национальном уровне. С одной стороны, в законодательстве РФ не имеется прямого запрета суррогатного материнства, однако, с другой стороны, из-за особенностей конструкции состава ст. 127.1 УК РФ совершение любой сделки с ребенком (независимо от цели, которую эта сделка преследовала) может быть квалифицировано как торговля людьми.

В международном праве также не сформировался консенсус относительно запрета суррогатного материнства и соотношения его с торговлей людьми. Позиция ЕСПЧ, выраженная в консультативном заключении 2019 г., состоит в том, что государствам в целях защиты интересов детей и установления их идентичности, необходимо признавать юридическую силу трансграничных соглашений о суррогатном материнстве, что делает бессмысленным запрет суррогатного материнства. Вместе с тем сохраняются сомнения относительно того, что государства изменят свое законодательство под влиянием указанного заключения ЕСПЧ, которое не является обязательным.

В условиях отсутствия внятного решения рассматриваемой проблемы в международном праве полагаем, что для отечественного законодателя в настоящее время наилучшим вариантом является ужесточение правового регулирования в сфере суррогатного материнства. Целесообразно установить, помимо прочего, судебный контроль над данной процедурой. В противном случае РФ останется одним из мировых центров «репродуктивного туризма».

De lege lata правоприменителю при разграничении торговли людьми и суррогатного материнства необходимо устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о наличии умысла на торговлю людьми, ключевым из которых является обусловленность передачи ребенка денежным вознаграждением. Соответствующие разъяснения необходимо включить в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 г. № 58.

Список литературы

1. Момотов В. В. Биоэтика в контексте законодательства и правоприменения (суррогатное материнство) // Lex russica. 2019. № 1.

2. Храмова Т. М. Проблемы суррогатного материнства в формате «суррогатного права»: комментарий к консультативному заключению ЕСПЧ от 10 апреля 2019 года // Международное правосудие. 2019. № 3 (31).

3. Baird N. Сommercial surrogacy and the sale of children: a call to action for the committee on the rights of the child // Perspectives on Commercial Surrogacy in New Zealand: Ethics, Law, Policy and Rights / Ed. by A. Masselot, R. Powell. Christchurch, 2019.

4. Tobin J. To Prohibit or Permit: What is the (Human) Rights Response to the Practice of International Commercial Surrogacy? // Melbourne Legal Stud. Res. Paper. 2014. N 689.

I. У. Lapin, PhD student, Criminal Law Dep., Law Faculty, Lomonosov MSU

human TRAFFICKING AND SURROGACY: THE PROBLEM OF DIFFERENTIATION

The article uses the example of a criminal case against the employees of the European Surrogacy Center for human trafficking to raise the problem of distinguishing between human trafficking and surrogacy. The article examines the practice of the ECHR and the UN Committee on the Rights of the Child. The article analyzes the provisions of the Convention on the Rights of the Child and the Optional Protocol on the sale of children, child prostitution and child pornography. The article analyzes the concept of human trafficking in the Palermo Protocol and the Criminal Code of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that the distinction between human trafficking and surrogacy is an urgent problem not only at the national, but also at the international level. Taking into account the recommendations made in the report of the UN Special Rapporteur on trafficking in children, a list of circumstances indicating the existence of intent to traffic in persons is provided. The law enforcement officer should pay special attention to whether the payment of funds to the surrogate mother was due to the transfer of the child. This may be indicated by the refusal of the surrogate mother from parental rights and obligations in favor of the customers before the birth of the child, as well as the inclusion in the surrogacy agreement of conditions regarding the mandatory transfer of the child by the surrogate mother and the receipt of funds by the surrogate mother only after the transfer of the child. The article offers options for changing the current regulatory legal regulation in the field of surrogacy in the Russian Federation.

Keywords: criminal law, criminal liability, human trafficking, sale of children, сommercial surrogacy, altruistic surrogacy, assisted reproductive technologies.

Bibliography

1. Momotov V. V. Bioethics in the context of legislation and law enforcement (surrogate motherhood) // Lex russica. 2019. N1 (in rus.).

2. Khramova T. M. Problems of surrogate motherhood in the format of "surrogate law": commentary to the advisory opinion of the ECHR of April 10, 2019 // International Justice. 2019. N 3 (31) (in rus.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 28.01.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.