Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ И СУРРОГАТНОГО МАТЕРНСТВА'

ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ И СУРРОГАТНОГО МАТЕРНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
809
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО / ОТГРАНИЧЕНИЕ / УМЫСЕЛ / ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ловчикова Юлия Владимировна

В статье рассматривается разграничение торговли людьми (сфера уголовного права) и суррогатного материнства (сфера гражданского права). Особо отмечено, что проблема разграничения суррогатного материнства и торговли людьми является актуальной как на национальном уровне, так и международном. Она заключается в том, что правоприменителю при разграничении торговли людьми и суррогатного материнства необходимо установить следующий критерий: на что именно был направлен умысел. Так желание передать ребенка за денежное вознаграждение свидетельствует об умысле на торговлю людьми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CORRELATION OF HUMAN TRAFFICKING AND SURROGACY

The article discusses the distinction between human trafficking (the area of criminal law) and surrogate motherhood (the area of civil law). It was especially noted that the problem of distinguishing between surrogate motherhood and human trafficking is relevant both at the national level and internationally. It lies in the fact that when distinguishing between human trafficking and surrogate motherhood, the law enforcement officer must establish the following criterion: what exactly was the intent aimed at. So the desire to transfer the child for a monetary reward indicates the intent to traffic in human beings

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ И СУРРОГАТНОГО МАТЕРНСТВА»



УДК 343.431

Ловчикова Юлия Владимировна

Российский государственный университет правосудия

Очный юридический факультет

Россия, Москва ylovchikovau@mail .ш

Lovchikova Yulia Vladimirovna Russian State University of Justice

Full-time Law Faculty Russia, Moscow

ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ И СУРРОГАТНОГО МАТЕРНСТВА Аннотация: в статье рассматривается разграничение торговли людьми (сфера уголовного права) и суррогатного материнства (сфера гражданского права). Особо отмечено, что проблема разграничения суррогатного материнства и торговли людьми является актуальной как на национальном уровне, так и международном. Она заключается в том, что правоприменителю при разграничении торговли людьми и суррогатного материнства необходимо установить следующий критерий: на что именно был направлен умысел. Так желание передать ребенка за денежное вознаграждение свидетельствует об умысле на торговлю людьми.

Ключевые слова: торговля людьми, суррогатное материнство, отграничение, умысел, денежное вознаграждение.

PROBLEMS OF CORRELATION OF HUMAN TRAFFICKING AND

SURROGACY

Annotation: the article discusses the distinction between human trafficking (the area of criminal law) and surrogate motherhood (the area of civil law). It was especially noted that the problem of distinguishing between surrogate motherhood and human trafficking is relevant both at the national level and internationally. It lies in the fact that when distinguishing between human trafficking and surrogate motherhood, the law enforcement officer must establish the following criterion: what exactly was the intent aimed at. So the desire to transfer the child for a monetary reward indicates the intent to traffic in human beings.

Key words: human trafficking, surrogate motherhood, delimitation, intent, monetary reward.

Согласно части 9 статьи 55 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», суррогатное материнство -вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям [1]. Получается, что уголовный закон запрещает торговлю людьми (статья 127.1 УК РФ [2]), однако суррогатное материнство - это не преступление, поскольку изначально законом оно разрешено. В тоже время для разграничения торговли людьми и суррогатного материнства необходимо четко определить критерии их разграничения.

Интересно, что в 2017 году в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект о запрете суррогатного материнства. Причинами данной инициативы стали:

1. нарушение прав ребенка;

2. превращение ребенка в товар (вещь);

3. конфликты между суррогатными матерями и генетическими родителями (отказ суррогатных матерей от передачи ребенка заказчикам и отказ заказчиков от получения ребенка);

4. отрицательное отношение к суррогатному материнству со стороны основных религиозных конфессий [3, с. 104].

В пояснительной записке к данному законопроекту было отмечено, что в некоторых европейских странах (например, Германия) суррогатное материнство полностью запрещено, а в других (например, Великобритания) запрещено суррогатное материнство на коммерческой основе. Данный законопроект не был принят, и на то есть множество причин: плохая экология, которая влияет в том числе и на репродуктивную функцию женщины, демографические проблемы и

Критерии разграничения торговли людьми и суррогатного материнства являются проблемой не только для отечественного уголовного законодательства, но и для международного права в целом. Так статья 35 Конвенции о правах ребенка 1989 г. призывает государства принимать все меры на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях для предотвращения торговли детьми в любых целях и в любой форме [4]. Согласно пункту «а» статьи 2 Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 г., торговля детьми означает любой акт или сделку, посредством которых ребенок передается любым лицом или любой группой лиц другому лицу или группе лиц за вознаграждение или любое иное возмещение [5]. Данные международные нормы разделили ученых на две группы:

1. первая группа ученых считают, что обстоятельства, при которых можно говорить о торговле людьми, в Конвенции о правах ребенка 1989 г. и Факультативном протоколе к ней 2000 г. установлены верно.

др.

2. вторая группа ученых отмечает, что статья 35 Конвенции о правах ребенка 1989 г. запрещает торговлю детьми в любых целях и любой форме, из чего следует вывод, что Конвенция о правах ребенка и Факультативный протокол 2000 г. не делают никаких исключений для суррогатного материнства [6, с. 336], а отсутствие прямого запрета суррогатного материнства в данных документах объясняется тем, что в тот период, когда их разрабатывали, суррогатное материнство не имело столь широкое распространение.

Дискуссия среди обеих групп ученых существует до сих пор. Данную проблему смог бы разрешить Комитет по правам ребенка, однако он до настоящего времени не сформировал свою позицию по поводу соотношения торговли детьми и суррогатного материнства [3, с. 106].

Вернемся к разграничению торговли людьми (сфера уголовного права) и суррогатного материнства (сфера гражданского права). Ключевым для разграничения является определение следующего факта: является ли передача суррогатной матерью рожденного ею ребенка генетическим родителям куплей-продажей. Для этого необходимо определить за что именно передавались денежные средства генетическими родителями суррогатной матери: за вынашивание и рождение ребенка (тогда это не купля-продажа) или за саму передачу ребенка (тогда это купля-продажа). Более того, при суррогатном материнстве решение суррогатной матери после рождения ребенка юридически и физически передать ребенка будущим родителям должно быть безвозмездным актом, основанным на ее собственном желании после родов, а не каких-либо юридических или договорных обязательствах [7]. Получается, что при отграничении суррогатного материнства от торговли людьми необходимо смотреть на умысел, т.е. на что или с какой целью генетические родители передавали денежные средства суррогатной матери.

В этой связи нельзя не отметить слова профессора В. В. Момотова о том, что преимуществом Российской Федерации по отношению к другим

правопорядкам, допускающим применение суррогатного материнства, является наличие крайне подробного регулирования его применения, содержащегося в актах федерального законодательства и подзаконных актах [8, с. 38]. Однако именно слабый контроль в этой сфере приводит к появлению в ней торговли людьми.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что проблема разграничения суррогатного материнства и торговли людьми является актуальной как на национальном уровне, так и международном. С одной стороны, в законодательстве Российской Федерации нет прямого запрета суррогатного материнства, однако, с другой стороны, с учетом конструкции состава статьи 127.1 УК РФ совершение любой сделки с ребенком независимо от цели может быть квалифицировано как торговля людьми.

Правоприменителю при разграничении торговли людьми и суррогатного материнства необходимо установить на что именно был направлен умысел. Так желание передать ребенка за денежное вознаграждение свидетельствует об умысле на торговлю людьми.

1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Лапин И. В. Торговля людьми и суррогатное материнство: проблема разграничения // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. - 2021. -№ 4. - С. 103-115.

4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.

Список литературы

5. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Нью-Йорк, 25 мая 2000 г.) (подписан Российской Федерацией 26 сентября 2012 г., ратифицирован Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 75-ФЗ) // Бюллетень международных договоров. 2014. № 6.

6. Tobin J. To Prohibit or Permit: What is the (Human) Rights Response to the Practice of International Commercial Surrogacy? // Melbourne Legal Stud. Res. Paper. 2014. N 689. 317 - 352 pp.

7. Доклад Специального докладчика по вопросу о торговле детьми и сексуальной эксплуатации детей, включая детскую проституцию, детскую порнографию и изготовление прочих материалов о сексуальных надругательствах над детьми (A/HRC/37/60). - URL: https://undocs.org/ru/A/HR£/37/60 (дата обращения: 28.01.2022).

8. Момотов В. В. Биоэтика в контексте законодательства и правоприменения (суррогатное материнство) // Lex russica. - 2019. - №2 1. - С. 2939.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.