Научная статья на тему 'Торговля и мир: политическая расстановка сил обусловлена экономической взаимосвязью'

Торговля и мир: политическая расстановка сил обусловлена экономической взаимосвязью Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СБЛИЖЕНИЕ СТРАН / СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL TRADE / REGIONAL INTEGRATION / RAPPROCHEMENT OF THE COUNTRIES / DECREASE IN TENSION / ECONOMIC INTERDEPENDENCE / DIPLOMATIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зенкина Елена Вячеславовна, Кутовой Владимир Михайлович

Показано, что усиление экономической взаимозависимости между торговыми партнерами способствует снижению напряженности между соседними государствами, а развитие свободы перемещения товаров, услуг, людей и капиталов может облегчить разрешение политических и территориальных споров. В частности, продолжение комплексной и системной работы государств партнеров по практическому сотрудничеству в сферах экономики произведет дополнительный политический эффект для государств-членов Евроазиатского экономического союза через развитие взаимной торговли. Отмечено, что в настоящее время государства и предпринимательское сообщество приходят к осознанию необходимости интеграционных преобразований Евразийского экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зенкина Елена Вячеславовна, Кутовой Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE AND PEACE: POLITICAL FORCES ARRANGEMENT IS DEFINED BY ECONOMIC INTERCONNECTION

In this article has revealed, that the strengthening of economic interdependence between trading partners promotes to decreasing in tension between neighbouring states, and development of freedom of movement of goods, services, people and the capitals can facilitate permission of political and territorial disputes. Particularly, continuation of partner states complex and system working on practical cooperation in spheres of economy, will undoubtedly render additional political effect on member states of the Eurasian economic union for the account of development of mutual trade. It has noted, that today both the states, and enterprise community come to awareness of need an integration transformations of the Eurasian economic space.

Текст научной работы на тему «Торговля и мир: политическая расстановка сил обусловлена экономической взаимосвязью»

УДК 339.5

JELF15

Зенкина Елена Вячеславовна

д-р экон. наук, Институт экономики Российской академии наук, r. Москва e-mail: evzenkina@mail.ru

Кутовой Владимир Михайлович

д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва e-mail: Kutovoi46@mail.ru

Zenkina Elena

Doctor of Economic Scienses, Institute of economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow e-mail: evzenkina@mail.ru

Kutovoi Vladimir

Doctor of Economic Scienses, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow e-mail: Kutovoi46@mail.ru

DOI10.26425/1816-4277-2018-10-93-97

ТОРГОВЛЯ И МИР: ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАССТАНОВКА СИЛ ОБУСЛОВЛЕНА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗЬЮ

Аннотация. Показано, что усиление экономической взаимозависимости между торговыми партнерами способствует снижению напряженности между соседними государствами, а развитие свободы перемещения товаров, услуг, людей и капиталов может облегчить разрешение политических и территориальных споров. В частности, продолжение комплексной и системной работы государств - партнеров по практическому сотрудничеству в сферах экономики произведет дополнительный политический эффект для государств-членов Евроазиатского экономического союза через развитие взаимной торговли. Отмечено, что в настоящее время государства и предпринимательское сообщество приходят к осознанию необходимости интеграционных преобразований Евразийского экономического пространства. Ключевые слова: международная торговля, региональная интеграция, сближение стран, снижение напряженности, экономическая взаимозависимость, дипломатические отношения.

TRADE AND PEACE: POLITICAL FORCES ARRANGEMENT IS DEFINED BY ECONOMIC INTERCONNECTION

Abstract. In this article has revealed, that the strengthening of economic interdependence between trading partners promotes to decreasing in tension between neighbouring states, and development offreedom of movement of goods, services, people and the capitals can facilitate permission of political and territorial disputes. Particularly, continuation of partner states complex and system working on practical cooperation in spheres of economy, will undoubtedly render additional political effect on member states of the Eurasian economic union for the account of development of mutual trade. It has noted, that today both the states, and enterprise community come to awareness of need an integration transformations of the Eurasian economic space.

Keywords: international trade, regional integration, rapprochement of the countries, decrease in tension, economic interdependence, diplomatic relations.

Мысль о том, что торговля может иметь важное значение для создания и поддержания мирных межгосударственных отношений, известна по крайней мере с XVIII в., а возможно, и гораздо раньше. Так как заключение региональных интеграционных соглашений практически всегда приводит к росту торговли между партнерами, весьма вероятно, что миротворческое воздействие торговли неизбежно является средством снижения трений между соседями-антогонистами.

Международную торговлю стали использовать для снятия напряженных отношений и сближения стран, начиная с даты издания в 1797 г. книги И. Канта под названием «Вечный мир» [11]. Кроме того, в XIX в. английский политический деятель Р. Кобден утверждал, что Англия должна расширять торговлю со странами - своими географическими соседями, с тем чтобы окончательно их утвердить в понимании выгод от свободной торговли и убедить в необходимости сообщества наций. Аналогичную точку зрения имел и К. Халл, госсекретарь США в 1933-1944 гг., считая, что при наличии вероятности роста международной торговли, при снижении торговых и таможенных барьеров и устраняя все препятствия на торговом пути, возможно решить проблему войн и кон-фронтаций. В частности, о Второй мировой войне он рассуждал, полагая, что, хотя начало войны произошло при наличии торговых соглашений, однако у Соединенных Штатов не зафиксировано войны ни с одним государством, с которым были договоренности о подписании торговых соглашений. По его мнению, всегда политическая расстановка сил в мире следует за экономической [9].

© Зенкина Е.В., Кутовой В.М., 2018

Неслучайно и дипломатические поводы были заложены в основу англо-французского торгового соглашения 1860 г., так называемого договора Кобдена-Шевалье [10]. Франция не хотела каким бы то ни было образом затронуть интересы сторонников протекционизма, однако Англия была неуверена заключая это соглашение, нарушавшее проводимую политику фритредерства. Вместе с тем, обе страны видели в договоре о взаимной торговле инструмент, устраняющий все острые углы в двусторонних отношениях и в целях укрепления дипломатических отношений приняли решение подписать этот документ. В XIX в. В. Парето говорил, что «таможенные союзы являются лучшим средством для налаживания политических и дипломатических отношений, а в результате - распространения мира» [12, с. 137].

В 1943 г. Ж. Монне, будучи одним из основателей Европейского экономического сообщества говорил, что: «В Европе не будет мира, если страны воссоздадут себя на основе национального суверенитета с его политикой престижа и экономического протекционизма... снова потребуется создание больших армий... Европа вновь будет воссоздана в страхе... если только государства Европы не объединятся в федерацию или «Европейскую общность», создание которой приведет к общему экономическому союзу» [14, с. 218]. Вместе со своим соотечественником Р. Шуманом, который также потратил много сил на создание Европейского экономического сообщества, они утверждали, что одной из целей Европейского объединения угля и стали, которое, как известно, было преобразовано в Европейское экономическое сообщество, развернуть военные действия между Францией и Германией не только немыслимо, но к тому невозможно с финансовой точки зрения [14].

В преамбуле Парижского договора от 1951 г., касающегося учреждения Европейского объединения угля и стали, отмечается «решимость заменить вековую вражду слиянием жизненно важных интересов [и] создать экономическое сообщество, основу более широкого и глубокого сообщества народов, которые долгое время были разделены кровавыми конфликтами» [14, с. 250].

Международная торговля способна повысить безопасность по следующим причинам [8].

1. Международная торговля ведет к взаимозависимости и расширению коммуникаций между странами [1; 3; 4]. Это обстоятельство укрепляет заинтересованность государств в поддержании мира с соседями, так как увеличивается число материально заинтересованных людей, которым важны миролюбивые отношения, так что усиливается и политическое давление населения этих стран против войны.

2. Расширение международной торговли ведет к росту сотрудничества и коммуникаций между странами и их правительствами, улучшению понимания функционирования политических, социальных и культурных институтов стран и это, в свою очередь, ведет к росту взаимного доверия между ними [1; 2; 7].

3. Стабильные внешнеэкономические связи снижают возможность войны еще и потому, что способствуют доступу к запасам стратегического сырья, имеющегося у партнера.

4. Рост доверия как следствие роста торговли по истечению какого-то времени (как «дивиденда мира»), может способствовать снижению оборонных расходов.

В любом случае, проявляется так называемый «круг добродетели», где увеличение роста торговли приводит к усилению интеграции, сначала из-за либерализации торговли, а потом благодаря экономической политике и/или глубокой интеграции, которые крепче связывают партнеров и ведут к дальнейшему росту торговли [1; 4]. Далее цикл повторяется.

Способность торговой дипломатии укреплять политические отношения между странами - членами торговых союзов, тем самым устраняя внутрисоюзные конфликты и регулируя их, как нами выше проанализировано, известна в истории экономической науки, дипломатии и международных отношений. Коммуникации между лидерами соседних стран, которые нужны для формирования и функционирования интеграционных соглашений в каком-либо регионе, как правило укрепляют взаимопонимание и доверие к действиям партнера по переговорам. Усиление экономической взаимозависимости способствует снижению напряженности, а развитие свободы для трансграничного движения товаров, услуг, капиталов и граждан в регионе способно упростить решение различного рода споров.

Региональные интеграционные соглашения могут использоваться как инструменты для улучшения работы политических институтов, потому что торговые блоки с жесткими клубными правилами способны на упрочение демократических реформ в государствах - членах торговых союзов. Членство в региональных интеграционных соглашениях может способствовать достижению или поддержанию демократии, особенно при наличии

в блоке развитых демократических стран. Тогда менее политически развитые страны выигрывают от членства в региональном интеграционном соглашении, если таковое является частью стратегии для реализации политико-, экономико-, социальных реформ (либо недопущения их отката), когда такие действия нельзя предпринять без соблюдения тех условий, которые содержатся в клубных правилах региональных интеграционных соглашений. Довольно широко распространено включение в такие правила принципов демократии и защиты прав человека. Хотя условия, касающиеся демократии и прав человека будут действительно эффективными только в том случае, если наказания за их нарушение будут суровыми, а надзор за их осуществлением эффективным.

Прения двух стран уменьшаются, если обе страны демократические. С. Полачек считает, что это возможное воздействие демократии на межгосударственную торговлю и отмечает, что, по наблюдениям за статистикой, демократические государства сотрудничают, и в плане торговли, друг с другом гораздо больше, чем с иными странами [13].

Использование торговой дипломатии в регионе, перспективы договоренностей могут помогать развитию политических отношений между странами - членами торговых союзов, упраздняя внутриблоко-вые конфликты и управляя ими. Как отмечено выше, переговоры глав близлежащих стран, направленные на необходимое оформление и функционирование региональных интеграционных соглашений, как правило, помогают сформировать доверие между ними.

Региональные интеграционные соглашения способны быть использованными для повышения эффективности деятельности политических институтов, но только: если наказание за их нарушение будет суровым и контроль за их исполнением - эффективным. В этом случае нужно для развивающихся стран крайне понятно и недвусмысленно сформулировать эти клубные правила, потому что в противном случае неясно, как достигать этих целей.

Региональная интеграция может оказывать влияние и на переговоры с внешним миром. Имеется в виду, что региональные союзы могут укрепить влияние малых стран.

Малые страны могут во много раз уменьшить стоимость переговоров и одновременно увеличить свои силу и престиж в ходе переговоров, если они соединят усилия и ресурсы и будут действовать сообща при отстаивании общих интересов [8]. Это может иметь место в следующих ситуациях:

- если у них сходные интересы;

- если высоки затраты на международные переговоры, что укрепляет стимулы к сотрудничеству;

- если рассматриваемые на переговорах вопросы дают возможность сформировать пакетные договоренности, когда могут получить преимущества все стороны.

Создание региональной группировки обычно связано с принципом «взаимности», значит, «я буду голосовать в твоих интересах, если ты проголосуешь в моих».

Следует отметить, что в настоящее время ощущается потребность во взаимопонимании среди стран постсоветского пространства. Отметим, что при обеспечении взаимной поддержки друг другу по обоюдно важным проблемам, страны смогут получать значительно больше преимуществ, чем при односторонних действиях. Хотя и при понимании и, даже с учетом этого, формирование подобной коалиции не является простым делом и не имеет широкого распространения.

Сотрудничество и контакты между правительствами евразийских государств хотя и увеличились в последнее время, но все еще носят ограниченный характер. Это, как видится, связано не только с неоднородностью интересов и предпочтений, но и специфическими факторами, присущими в целом Евразии: преобладанием недемократических режимов, масштабной экономической и политической разнородностью и прочее.

Однако сегодня и государства, и предпринимательское сообщество приходят к осознанию необходимости интеграционных преобразований Евразийского экономического пространства. Заметим, что предприниматели крайне заинтересованы в проекте Единого экономического пространства: объединение рынков труда, капитала, товаров с населением свыше 230 млн чел. способно дать мощнейший импульс развитию бизнеса.

Преимущества интеграции достаточно очевидны, если судить по итогам торгово-экономических отношений стран Единого экономического пространства. Наблюдавшийся последние годы спад взаимного товарооборота внутри Евразийского экономического пространства сменился в 2017 г. существенным ростом показателей по всем странам-партнерам (от 123,2 % до 133,9 % по итогам за январь-сентябрь 2017 г. согласно данным доклада «О состоянии взаимной торговли между государствами - членами Евразийского экономического союза

в 2017 г.», подготовленному Евразийской экономической комиссией в рамках исполнения поручения о ежегодном докладе Евразийскому межправительственному совету о состоянии взаимной торговли между государствами - членами Евразийского экономического союза в соответствии с Распоряжением Евразийского межправительственного совета от 7 марта 2017 г. № 1 [5; 6].

Продолжение комплексной и системной работы по практическому сотрудничеству в сферах экономики несомненно окажет дополнительный политический эффект для государств - членов Евроазиатского экономического союза за счет через развитие взаимной торговли. Состоявшееся в 2017 г. упрочение их торговых и экономических отношений между стало важным подтверждением долгосрочного взаимного интереса бизнеса данных стран и шанса для принятия решений по углублению интеграционного взаимодействия.

Рост торговли означает усиление экономической взаимозависимости между странами-участницами, а это в свою очередь увеличивает заинтересованность населения каждой страны в миролюбивых отношениях со странами интеграционного союза и повышает взаимное доверие. Безусловно одно: торговая дипломатия может содействовать политическим отношениям между странами - членами торговых союзов.

В любом случае, торговля оказывает на конфликты значительное сдерживающее воздействие. Конечно, нельзя сказать однозначно, что торговое сотрудничество всегда направлено на мирное сосуществование или что торговые коммуникации единственное необходимое для мира. К сожалению, торговые партнеры тоже воюют между собой. Вместе с тем, развитие торговли может упрочить мирные, или даже дружественные, отношения между государствами.

Библиографический список

1. Кутовой, В. М. Регулирование внешнеэкономической деятельности в современной России: монография. - М.: Научная книга, 2011. - С. 376.

2. Кутовой, В. М. Страны БРИКС и их роль в формировании многополярного мира // Экономика и предпринимательство. -2015. - № 11 (ч. 2). - С. 470-473.

3. Лапенкова, Н. В. Перспективы развития Евразийско-Евроатлантического интеграционного диалога [Текст] / Н. В. Лапенкова, Е. В. Малинина. - М.: Дипломатическая служба, 2013. - № 2. - С. 33-38.

4. Малинина, Е. В. Роль формирования единого валютного пространства на территории СНГ [Текст] / Е. В. Малинина. -М.: Финансы и кредит. - 2009. - № 6 (342). - С. 66-69.

5. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. eurasiancommission.org (дата обращения: 05.09.2018).

6. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 7.03.2017 г. № 1 «О состоянии взаимной торговли между государствами-членами Евразийского экономического союза в 2015-2016 годах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/17mr0001/ (дата обращения: 05.09.2018).

7. Стрельникова, Е. В. Упрощение процедур торговли в условиях современной мировой экономики [Текст] / Е. В. Стрельникова, Е. В. Зенкина. - М.: Известия МГТУ «МАМИ», 2015. - Т. 5. - № 3 (25). - C. 57-60.

8. Шифф, М., Уинтерс, Л. А. Региональная интеграция и развитие. - М.: Весь Мир, 2005. - С. 361.

9. Cordel H. The Memories of Cordell Hull. - New York: Macmillan, 1948. - 2 vols. - Pp. xii, 1804.

10. Irwin D. A. Multilateral and Bilateral Trade Policies in the World Trading System: A Historical Perspective / J. De Melo, A. Panagariya (eds.) // New Dimensions in Regional Integration. - New York, 1993, p.119.

11. Kant I. Perpetual Peace: A Philosophical Essay. Bristol, U.K.: Thoemmes, 1992. - P. 157.

12. Machlup, F. A history of Thought on Economic Integration. - New York: Columbia University Press, 1977. - Vol. 38, № 32. -Pp. xi, p.323.

13. Polachek, S. W. Conflict and Trade: An Economics Approach to Political Integration. W. Isard and C. H. Anderton (eds.) // Economics and Peace Process: Contributions from Peace Economics and Peace Science, 1992, рр. 89-120. Amsterdam: North-Holland.

14. Swann, D. The Economics of the Common Market. Harmondsworth, Middlesex. - U.K.: Pennguin. - p. 318.

References

1. Kutovoi V M. Regulirovanie vneshneekonomicheskoi deyatelnosti v sovremennoi Rossii: monografiya. [Regulation of foreign economic activity in modern Russia], M.: Scientific book, 2011, P. 376.

2. Kutovoi V M. Strany BRIKS i ikh rol' v formirovanii mnogopolyarnogo mira [The countries of BRICS and their role in formation of the multipolar world] // Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and business], I. 11 (p. 2), 2015, pp. 470-473.

3. Lapenkova N. V., Malinina E. V. Perspektivy razvitiya Evraziisko-Evroatlanticheskogo integracionnogo dialoga [Prospects of development of Euroasian and Euro-Atlantic integration dialogue]. Diplomaticheskaya sluzhba [Diplomatic service], 2013, I. 2, pp. 33-38.

4. Malinina E. V. Rol' formirovaniya edinogo valyutnogo prostranstva na territorii SNG [Role offormation of uniform currency space in the territory of the CIS]. Finansy i kredit [Finance and credit], 2009, I. 6 (342), pp. 66-69.

5. Ofitsialnyi sait Evraziiskoi economicheskoi komissii [Official website of the Eurasian economic union]. Available at: http://www. eurasiancommission.org (accessed 05.09.2018).

6. Rasporyazhenie Evraziiskogo mezhpravitel'stvennogo soveta ot 7.03.2017 g. № 1 «O sostoyanii vzaimnoi torgovli mezhdu gosudarstvami-chlenami Evraziiskogo economicheskogo soyuza v 2015-2016 godakh» [The Order of the Eurasian Intergovernmental Council of March 7, 2017, № 1 «On the state of mutual trade between the member states of the Eurasian Economic Union in 2015-2016»]. Available at: https://www.alta.ru/tamdoc/17mr0001/ (accessed 05.09.2018).

7. Strel'nikova E. V, Zenkina E. V. Uproshhenie procedur torgovli v usloviyakh sovremennoi mirovoi ekonomiki [Simplification of procedures of trade in the conditions of modern world economy]. M.: Izvestiya MGTU «MAMI», 2015, Vol. 5, I. 3 (25), pp. 57-60.

8. Schiff M., Uinters L. A. Regional'naya integratsiya i razvitie [Regional integration and development]. M.: The Whole World, 2005, p. 361.

9. Hull C. The Memories of Cordell Hull. New York: Macmillan, 1948, 2 vols. Pp. xii, 1804 p.

10. Irwin Douglas A. «Multilateral and Bilateral Trade Policies in the World Trading System: A Historical Perspective», In J. De Me-loand , A. Panagariya (eds.), New Dimensions in Regional Integration, New York, 1993, 119 p.

11. Kant I. Perpetual Peace: A Philosophical Essay. Bristol, U.K.: Thoemmes, 1992, 157 p.

12. Machlup F. 1977. A history of Thought on Economic Integration. New York: Columbia University Press, 1977, Vol. 38, I. 32, pp. xi, p. 323.

13. Polachek S. W. «Conflict and Trade: An Economics Approach to Political Integrations». In Walter Isard and Charles H. Anderton, eds., Economics and Peace Process: Contributions from Peace Economics and Peace Science, 1992. Amsterdam: North-Holland, pp. 89-120.

14. Swann, D. The Economics of the Common Market. Harmondsworth, Middlesex, U.K.: Pennguin, 1992, 318 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.