Научная статья на тему 'Торговля Азербайджана продовольственными товарами и регулирование этой отрасли'

Торговля Азербайджана продовольственными товарами и регулирование этой отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экспорт / импорт / торговля / производство / регулирование торговли / сельское хозяйство / Export / import / trade / production / trade regulation / agriculture

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Шахла

С 2004 года и по сей день торговый оборот Азербайджана постоянно обладал положительным сальдо, что нельзя сказать относительно торговли продовольственными товарами. Хотя высокие нефтяные доходы и увеличивают общий экспорт, развитие сельского хозяйства и связанных с ним отраслей переработки не были приоритетами на этом фоне. В итоге, в стране всё ещё высоким является доля импорта продуктов, производство и переработка которых возможна в Азербайджане, одновременно, доля экспортируемых первичных и обработанных пищевых продуктов является незначительной, которые могут быть основной экспортной продукцией. В данной статье ставится целью анализ торговли продовольственными товарами и регулирование их государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE OF AZERBAIJAN BY FOOD PRODUCTS AND REGULATION OF THIS SECTOR

Since 2004, to this day, Azerbaijan's trade turnover has always had a positive balance, which cannot be said about the trade in food products. Although high oil revenues increase overall exports, the development of agriculture and related processing industries was not a priority. As a result, in the country the share of import of products which production and processing it is possible in Azerbaijan is still high, at the same time, the share of exported primary and processed food products is insignificant, which may be the main export production. This article aims to analyze the trade in food products and their regulation by the state.

Текст научной работы на тему «Торговля Азербайджана продовольственными товарами и регулирование этой отрасли»

DOI https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-06.08

ТОРГОВЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭТОЙ ОТРАСЛИ

TRADE OF AZERBAIJAN BY FOOD PRODUCTS AND REGULATION OF THIS SECTOR

Ибрагимова Шахла, кандидат географических наук, докторант Ibrahimova Shahla, Candidate of Geographical Sciences, Doctoral Student Институт экономики Национальной академии наук Азербайджана,

Баку, Азербайджан

The Institute of Economics of the Azerbaijan National Academy of Sciences,

Baku, Azerbaijan E-mail: shahla-ibrahim@rambler.ru

АННОТАЦИЯ

С 2004 года и по сей день торговый оборот Азербайджана постоянно обладал положительным сальдо, что нельзя сказать относительно торговли продовольственными товарами. Хотя высокие нефтяные доходы и увеличивают общий экспорт, развитие сельского хозяйства и связанных с ним отраслей переработки не были приоритетами на этом фоне. В итоге, в стране всё ещё высоким является доля импорта продуктов, производство и переработка которых возможна в Азербайджане, одновременно, доля экспортируемых первичных и обработанных пищевых продуктов является незначительной, которые могут быть основной экспортной продукцией. В данной статье ставится целью анализ торговли продовольственными товарами и регулирование их государством.

ABSTRACT

Since 2004, to this day, Azerbaijan's trade turnover has always had a positive balance, which cannot be said about the trade in food products. Although high oil revenues increase overall exports, the development of agriculture and related processing industries was not a priority. As a result, in the country the share of import of products which production and processing it is possible in Azerbaijan is still high, at the same time, the share of exported primary and processed food products is insignificant, which may be the main export production. This article aims to analyze the trade in food products and their regulation by the state.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экспорт, импорт, торговля, производство, регулирование торговли, сельское хозяйство.

KEY WORDS

Export, import, trade, production, trade regulation, agriculture.

После обретения Азербайджаном независимости произошел разрыв экономических отношений, как и во всех бывших советских республиках, создались сложности во всех отраслях. Обычно, в первую очередь, такого рода сложности проявляются в продовольственном секторе. Ввиду централизованного снабжения и обеспечения в прошлом, в нашей стране отсутствовал опыт в создании внешнеэкономических отношений напрямую, т.е. самостоятельно. Этот факт на длительное время замедлил создание торговых отношений не только между республиками, бывшими в составе СССР и получившими свою независимость, но и с ближайшими соседями. В итоге, в первые годы независимости Азербайджана, страна столкнулась с острой нехваткой продуктов, централизованно поставляемых (например, мука и сахар), а также с проблемой, когда продукты, производимые в стране, не продавались. В данный период с изменением специализации сельского хозяйства приоритетным считалось обеспечение потребности страны продовольственными

продуктами, в том числе, зерном и сахаром. Но низкая урожайность и экстенсивные хозяйственные условия препятствовали достижению всего этого. В итоге постепенно налаженных экономических отношений, вначале, с близкими соседями, а затем и с дальними странами была решена проблема обеспечения страны продовольствием за счет импорта; развитие сельского хозяйства было не столь приоритетным. Как правило, этот фактор наблюдается в странах с высокой прибылью от продажи нефти. Но, с другой стороны, учитывая, что цена нефти колеблется в зависимости не только от экономических, но и политических факторов, следует отметить, что такое направление представляет собой опасность для стабильного развития. В общем, как в нефтяной отрасли, где цена колеблется, так и в других отраслях, например, в производстве и экспорте других продуктов, необходима диверсификация. Резкое уменьшение нефтяной прибыли в последние годы ещё раз доказывает то, что необходимо было ускорить развитие ненефтяного сектора в стране еще 10-15 лет тому назад.

В настоящее время, во внешней торговле многих развитых стран широко используется укрепление экономической мощи путём ограничения импорта с помощью рычагов государства и стимулируется экспорт, что составляет основу экономической теории меркантилистов. На самом деле, неоспорим факт, что увеличение зависимости от импорта мешает экономическому росту развивающихся стран, способствуя лишь подъёму экономической мощи развитых стран. Хотя меркантилисты и выдвигают идею о том, что торговля является посредством для накопления капитала, в то же время оценивают сельское хозяйство, как начало всех богатств [2,с.81], считают, что именно в сельском хозяйстве накапливается первичный капитал [7,с.99], что труд и земля являются источником богатства [8], отводят особое место и придают огромное значение роли сельского хозяйства в торговле [10,с.25]. Начиная от представителей физеократов [4,с.3;3,с.46], классической школы [11;12] до представителей теории устойчивого экономического роста [5,с.52-53], экономисты придавали сельскому хозяйству огромное значение, как в торговле, так и в общем экономическом развитии. Как составная часть экономической безопасности любой страны, основы продовольственной безопасности закладываются в сельском хозяйстве, но и меры по регулированию внешней торговли играют огромное значение.

В настоящее время сельское хозяйство Азербайджана сравнительно с кризисом первых лет независимости не только сильно развивается, но и во много раз превысило уровень советского периода в производстве некоторых товаров. Продовольственное самообеспечение страны с 2000 года по сегодняшний день улучшилось, хотя доля продовольственных продуктов в абсолютных цифрах в общем импорте не уменьшилась, но в общем относительном весе - уменьшилась. Это можно ясно проследить в нижеследующей таблице 1. Меры, направленные на увеличение роста многих сельскохозяйственных продуктов начиная с 2000 года, положительно повлияли на уменьшение импорта продовольственных товаров. Как видно из таблицы 1, в 1995 году, в общем импорте продовольственные товары составляют 41,5%, тогда как в 2000 году эта цифра составляет 19%, а в 2015 году - 14,9%. Но Азербайджан шел по пути экстенсивного развития сельского хозяйства, не была обеспечена безопасность некоторых продовольственных товаров, сельское хозяйство практически развивалось на уровне обеспечения внутренних потребностей, производство ранее вывозимых за пределы республики продуктов резко уменьшилось, недостаточно использован экспортный потенциал сельскохозяйственных продуктов и т.д. подобного рода проблемы всё ещё ждут своего разрешения.

Обычно, в торговом обороте какой-либо страны, в первую очередь, обращают внимание на то что, торговый баланс является отрицательным или положительным. В этом отношении, начиная с 2004 года, увеличение нефтяного экспорта и высокая цена на нефть стали причиной многократного увеличения экспорта в сравнении с импортом. Подобный высокий положительный торговый баланс получает одобрение среди населения. Но специалисты указывают на важность двух основных показателей качества экспорта. Это следующие: 1) Составляющую основу экспорта должно

составлять не сырьё, а обработанный продукт; 2) Добившись разнообразия в составе экспортированных товаров, используя в полной мере потенциал всех отраслей страны, можно достичь его устойчивого развития, а также можно застраховаться от отрицательного влияния на мировом рынке. Отсутствие именно этих двух показателей качества на протяжении многих лет стали препятствием на пути положительного развития торговли в Азербайджане, на что ясно указывают эти статистические материалы (Рисунок 1).

Таблица 1 - Импорт основных продовольственных товаров в Азербайджане, млн. долл. США

По группам продуктов Годы

1995 2000 2005 2010 2015

Общий импорт 667,7 1172,1 4211,2 6600,6 9221,4

Живые животные и продуктов животного происхождения 74,3 31,6 44,9 86, 2 136,0

Продукты растительного происхождения 51,5 119,5 171,9 437,4 457,4

Жиры и масла растительного и животного происхождения 54,5 11,2 36,1 93,7 83,8

Готовые продукты питания, спиртные и безалкогольные напитки, уксус, табак 96,8 59,5 194,5 616,4 688,8

Итого 277,1 221,8 447,5 1233,7 1366,1

Источник: Государственный комитет статистики Азербайджана [1].

120 100 80 60 40 20

# ^ <# # с?4 # с^ с^ С?'3 # с^ # # с^ О

^ Л*

^ ^ ^

Рисунок 1 - Доля минерального топлива, нефти и продуктов нефтепереработки в экспорте, % Источник: Государственный комитет статистики Азербайджана [1].

Как видно из диаграммы, с 2000 года по сегодняшний день, исключая 2005 год, процентный показатель экспорта нефтепродуктов был выше 80%, а в 2008 году даже достигал 97,1%. С другой стороны, основной частью экспортируемых нефтепродуктов было нефтяное сырьё, что, как мы отметили, характеризует экспорт вовсе не с положительной стороны. Так как нашей целью является исследование торговли продуктами питания, мы считаем достаточными эти сведения для представления общего торгового оборота.

Торговля продовольственными товарами, наряду с зависимостью от выпуска и переработки сельскохозяйственных продуктов, формируется под влиянием курса национальной денежной единицы - маната. Так, в течение 2005-2014гг. курс маната был выше курса доллара, что, в свою очередь, стимулировало импорт, и местные сельскохозяйственные производители не смогли конкурировать с субсидированным импортом других стран.

Как видно из таблицы 2, в советское время, по причине того, что пшеница в основном ввозилась из других республик, её мало сеяли, взамен, больше потребности внутреннего рынка производились такие продукты, как табак, овощи, фрукты и ягоды,

0

виноград, которые вывозились из республики. Кризис в 1995 году привел к сокращению производства всех продуктов. В 2000 году, в сравнении с 1995 годом, ощущался рост производительности, с 2005 года производство многих продуктов (за исключением табака, винограда и чая) опередило показатель 1985 года. К сожалению этого нельзя сказать о чае, табаке и винограде. Таким образом, в настоящее время, предприятия по производству этих продуктов импортируют сырье из-за границы. Из-за того, что прежние рынки экспорта были заняты, сложно было вновь наладить производство и вновь организовать их экспорт, что не позволяет этим отраслям дойти до уровня хотя бы 1995 года.

Таблица 2 - Производства основных сельскохозяйственных продуктов (тысяча тонн)

Продукты Годы

1985 1995 2000 2005 2015

Зерновые и зернобобовые 1297,9 921,4 1540,2 2126,7 2999,4

Табак 60,0 11,7 17,3 7,1 3,5

Картофель 219,7 155,5 469,0 1083,1 839,8

Овощи 872,2 424,1 780,8 1127,3 1275,3

Бахчевые 48,6 41,9 261,0 363,8 484,5

Фрукты и ягоды 346,4 324,4 477,0 625,7 888,4

Виноград 1789,6 308,7 76,9 79,7 157,1

Чай 31,7 9,4 1,1 0,7 0,6

Мясо 168,0 109,4 153,6 198,0 298,6

Молоко 951,0 826,5 1031,1 1251,8 1924,5

Яйца, млн. штук 947,7 455,8 542,6 874,6 1178,6

Источник: Государственный комитет статистики Азербайджана [6].

Импорт и экспорт продовольственных продуктов. Импорт в группе живых животных и животноводческих продуктов в 1995 году составлял 74,3 млн. доллара1, что составило 11,1% общего ввоза (таблица 1). Среди этих товаров основное место занимают молочные продукты, яйца птиц, натуральный мёд и др. продукты животного происхождения, объём которых составляет 6,2%, а также мясо и другая дополнительная мясная продукция-с объемом 4,8%.

В связи с увеличением внутреннего производства в 2000 г. и в 2005г. уменьшается импорт продуктов этой группы и, соответственно, составляет 2,7 и 1,1%. Но, начиная с 2010 года, вновь начинается повышение импорта продуктов этой группы, который составил в 2010 году 86,2 млн. доллара, в 2015 году - 136,0 млн. доллара. Повышение импорта этих видов продукции не был отражён в удельном весе. Так, это было связано с увеличением общего объёма импорта от 667,7 млн. долларов в 1995 году до 9. 221,4 млн. долларов в 2015 году. Иными словами, увеличение общего объема предотвратило увеличение относительных цифр и, соответственно, составило 1,3 и 1,5%. Если одной причиной увеличения импорта продовольственных продуктов по сравнению с прошлыми годами является увеличение численности населения и увеличение его покупательной способности, то, другой причиной, как мы отмечали, является курс маната, что стимулировало дешёвый импорт. В 2010 г. и 2015 г. опять среди продуктов этой группы молоко, молочные продукты, натуральный мёд, яйца птиц и другие продукты животного происхождения, занимали основную часть импорта и соответственно, составляли 59,2 и 57,2 млн. долларов. В 2015 году увеличился импорт живых животных и составил 51,7 млн. долларов, что связано с политикой улучшения состава животноводческих пород, с завозом из-за границы породистого крупного рогатого скота. В общем, животноводство в стране ещё не развито на должном уровне. Если сравнить распределение этих продуктов на душу населения в развитых странах, то в Азербайджане этот показатель вдвое или даже намного ниже. В настоящее время годовая норма мяса и мясопродуктов, в среднем берётся 31 кг на душу населения, тогда как в 2015 году показатель потребления составлял 33 кг на душу населения, что

1 Здесь и в последующем цифры будут показаны в долларах США.

создает впечатление отсутствия недостатка в этой отрасли. Но, на самом деле, в стране норма количества мяса и мясопродуктов, взятая на душу населения низкая, к тому же эти продукты из-за высокой цены и, соответственно, низкой покупательской способности, мало потребляются. Иными словами, производство продуктов этой отрасли нельзя считать удовлетворительным.

В группе продуктов растительного происхождения в 1995 году было импортировано товара всего на 51,5 млн. долларов, которые составляют 7,7% от общего объема импорта. Хотя удельный вес продуктов этой группы к 2015 году и уменьшился, в абсолютных цифрах сумма повысилась и в 2015 году достигла 457,4 млн. доллара. И в 1995 году и в последующие годы, среди этой группы продуктов самое большое место принадлежало импорту зерновых культур. Так, если в 1995 году зерновых было завезено на 20,1 млн. доллара, эта цифра в 2015 году стала 343,4 млн. доллара. Первой причиной все еще высокой доли импорта зерновых в Азербайджане является наличие высокого уровня потребления хлеба и хлебобулочных изделий в рационе населения. Второй причиной явилось то, что хотя, в сравнении с 1995 годом, было посажено зерновых культур больше в двойном размере, но это не привело к импортозамещению Экстенсивное развитие производства зерновых культур, низкая урожайность по сравнению с развитыми странами (в среднем 31 ц/га), в результате все еще сохраняют высокую долю импорта этих продуктов (т.е. зависимость от импорта 35,5%). Если Азербайджан при сохранении нынешней территории посева и сможет увеличить производительность вдвое, то сможет обеспечить потребность пищевых продуктов и кормов на зерновые культуры в стране в условиях нынешней численности населения и экономического уровня. Но реализации этого плана препятствует несколько причин: малоземелье, несоблюдение правильных агротехнических норм и неиспользование производителями высокоурожайных сортов зерновых культур и т.д., что является темой отдельной статьи. Хотелось бы отметить, что по мере повышения покупательной способности населения, с развитием отрасли птицеводства, повышается объем импорта зерновых, который в настоящее время составляет приблизительно 1,6 млн. тонн. Но в этой группе ввоз овощей и фруктов, тоже велик, хотя в сравнении с 1995 годом производство стало выше чем потребление, но сумма, потраченная на них, увеличилась с 7,8 млн. долларов до 58,0 млн. долларов. Несмотря на то, что страна обеспечивает потребность в этих продовольственных товарах, показатель импорта остается очень высоким. Это связано, с одной стороны, как с потребностью в импорте тропических и цитрусовых культур, так и, с неусовершенствованной системой хранения и упаковки, которая приводит к необходимости импорта в зимний период. Другая причина же исходит из собственных монопольных интересов продавцов на рынке сбыта. Увеличение ввоза в страну, из года в год, ещё одного продукта из этой группы причинило большой урон местным производителям и создало условия для обеспечения внутреннего рынка, в основном, за счёт ввоза. Это относится к производству чая. Производство 0,6 тысяч тонн этого продукта в 2015 году (в 1985 году 31,7 тыс.тонн) подняло процент зависимости страны от импорта чая до 87,6,%, и не ожидается в ближайшее время уменьшение импорта этого продукта, занимающего в рационе населения значительное место. Так как, если начать в прежнем объеме посев площадей чая, сократившихся более, чем в десятикратном размере и, принимая во внимание, что урожай будет получен через 6 лет, то прогресса в этой области в ближайшем будущем не предвидится. В то же время, больший объём импорта уменьшает интерес местных производителей, чтобы заниматься этой отраслью. По статистическим данным, в 2015 году Азербайджан импортировал 7,5 тыс. тонн чая на 16,3 млн. доллара. То же самое можно сказать о масличных семенах и плодах, других семенах, лекарственных растениях. Малая доля посевных площадей растений, предназначенных для производства растительных масел, создаёт в этой отрасли почву для ввоза сырья, их стоимость в 2015 году составляла 10,5 млн. долларов. В том числе, в группе жиров растительного и животного происхождения отмечается большой объём импорта, в 2015 году на 83,8 млн. долларов, что показывает импорт большого количества сырья для производства

растительных масел. Из них в 2015 год объем сливочного масла составлял сумму 22,4 млн. доллара, а зависимость от импорта этого продукта в стране была 31,5%. Но, если учитывать пищевой рацион населения Азербайджана, на самом деле, низкое потребление сливочного масла объясняется тем, что цены на масло выше, чем покупательская способность населения. Иными словами, если цены будут доступными, то потребление станет намного выше.

В группе готовых продуктов питания, спиртных и безалкогольных напитков, уксуса, табака доля импорта самая большая. Это, в свою очередь, должно объясняться тем, что переработка сельскохозяйственных продуктов в стране находится на очень низком уровне. Если учесть, что импорт продовольственных товаров в 2015 году составлял 14,9%, из которых - 7,5% или 688,8 млн. долларов приходится на долю этих продуктов. Из продуктов в этой группе табак и промышленные заменители табака составляют самую большую часть - 297,6 млн. долларов. Из них- 10,3 млн. долларов приходится на табачное сырьё. В Азербайджане в 1985 году было произведено 60 тыс. тонн табака, тогда как производство в 2015 году всего 3,5 тыс. тонн способствовало зависимости перерабатывающих предприятий от импортного сырья, а также создало условия для импорта на большие суммы табачных изделий. В этой группе, вторая большая сумма выделена на импорт сахара и других сахаросодержащих кондитерских продуктов. Здесь основное место занимает не сахар, а импорт сырья для его производства, потому что в 2015 году зависимость сахарного сырья от импорта составила 96,4%, а готового сахара- 37,2%. В первые годы независимости Азербайджана по причине дефицита таких продуктов как пшеница, сахар, в стране появился стимул для начала засевания сахарной свёклы, которая ранее не засевалась. Однако, открытие завода по производству сахара в 2008 году с мощностью производства в 700 тыс. тонн, не стало толчком для развития этой отрасли. Причиной этого является то, что завод работает, в основном, с привозным сырьём. Это, в свою очередь, указывает на то, что импорт не регулируется в соответствии с интересами местных производителей.

Импорт в 2015 году готовых зерновых, мучных, молочных продуктов и мучных кондитерских изделий на 58 млн. долларов доказывает то, что местные производители в этой отрасли не выдерживает конкуренции. В общем, в 2015 году импорт продуктов питания составил 1,4 млрд. долларов. Для Азербайджана - это большая цифра, и производство большей части этих импортируемых продуктов возможно в стране. Мы отмечали, что высокий курс маната до 2014 года стимулировал импорт. Этот фактор уже повлиял на некоторое снижение импорта продукции в 2015 году, привозимых в больших суммах. К этой теме мы вернёмся позже. Пока рассмотрим структуру экспортируемых из Азербайджана продуктов питания (таблица 3).

Таблица 3 - Экспорт основных продовольственных товаров в Азербайджане, млн. долл. США

По группам продуктов Годы

1995 2000 2005 2010 2015

Общий экспорт 637,2 1745,2 4347,2 21360,2 11424,5

Живые животные и продуктов животного происхождения 0,6 0,5 1,5 0,5 2,3

Продукты растительного происхождения 13,3 28,5 193,6 190,3 335 ,9

Жиры и масла растительного и животного происхождения 0,3 3, 6 68,4 188,3 153,3

Готовые продукты питания, спиртные и безалкогольные напитки, уксус, табак 24,4 24,2 63,5 214,2 278,9

Итого 38,5 56,7 326,9 593,3 770,5

Источник: Государственный комитет статистики Азербайджана [1].

В группе живые животные и продуктов животного происхождения не стоит ожидать экспорта на большие суммы. Как мы уже отмечали, в Азербайджане животноводство в сравнении с растениеводством развито слабее. В 2015 году, в этой группе основные места занимают молочные продукты, яйца птиц, натуральный мёд и другие продукты животного происхождения на самую крупную сумму в 1,6 млн.

долларов. В общем, продукты этой группы составили всего 2,3 млн. долларов и не заняли в экспорте никаких процентов.

Продукты растительного происхождения в 2015 году среди экспортируемых товаров, имели самую высокую сумму в 335,9 млн. долларов, что составляет 2,9% от общего экспорта. В этой группе основное место занимают фрукты- 220,2 млн. долларов. Следует отметить, что экспорт свежих фруктов с 2005 года по сей день постоянно занимал в экспорте Азербайджана особое место. В этой группе второе основное место занимают овощи. Эти продукты экспортировались на 91,7 млн. долларов. В подгруппе - кофе, чай и специи экспортировалось продукции на 19,5 млн. долларов. Так как, эти продукты, в основном, импортировались в Азербайджан, то следует отметить, что на экспортированных после упаковочного процесса этих продуктах неправильно указывать Азербайджан как страну-производитель.

В группе жиры и масла растительного и животного происхождения в 2015 году экспорт был осуществлён на 153,3 млн. долларов, что не даёт нам права думать о высоком уровне производства в стране. Так, в этом же году было импортировано растительных масел на 70,3 млн. долларов и статистические данные говорят о самообеспечении этими продуктами на 60,5%. Но, в то же время, уровень зависимости от импорта составляет 73,3%, т.е. в стране сырьё для производства растительных масел, в основном, импортируется.

Также состав экспортируемых товаров в группе готовые продукты питания, спиртные и безалкогольные напитки, уксус, табак показывает, что экспорт формируется не за счёт производителей сельскохозяйственных продуктов. Так, в группе в 2015 году экспорт осуществлён всего на 278,9 млн. долларов. 212,1 млн. доллара из этой суммы приходится на долю сахара, так как мы отметили выше, сырьё в производстве сахара, в основном, зависит от импорта. В группе, по объёму суммы, второе место заняли спиртные и безалкогольные напитки, уксус на 25,8 млн. долларов. Но, к сожалению, сумма экспорта виноградного сорта вина, которое Азербайджан может, в основном, экспортировать, составил всего 3,8 млн. долларов. Причиной этого, как указано в таблице 2 является то, что эта отрасль до сих пор находится в кризисе. В этой группе продукты, переработанные из овощей и фруктов, занимают сравнительно крупную сумму. Эта сумма составляет 10,9 млн. долларов, в основном, формируется за счёт фруктовых соков. Но, конечно, выпуск фруктовых и овощных консервов намного отстаёт от сельскохозяйственного потенциала страны, а ведь экспорт этих продуктов мог бы принести немалый доход. В группе табак и промышленные заменители табака экспорт по объему отличается от других, но сказанное о чае и сахаре можно отнести и к ним. Нами был отмечен тот факт, что по сравнению с 1985 годом нынешнее производство табака намного снизилось. Если в 2015 году в страну было импортировано 3 тыс. тонн табака, то экспортировано было 1,9 тыс. тонн или на 7,4 млн. долларов. Это показывает, что даже часть внутренней потребности происходит за счёт импортируемого табака. В общем, в 2015 году из Азербайджана экспортировано продовольственных товаров на 770,5 млн. долларов, что почти вдвое меньше импортируемого. В то же время, эта цифра меньше объема экспорта в 20122014 гг., что объясняется повышением курса доллара. Доля экспортируемых продовольственных продуктов по сравнению с предыдущими годами в 2015 году стала выше (6,6%), это объясняется тем, что цена на нефть упала, и сумма общего экспорта стала почти в два раза меньше. Например, в 2013 и 2014 гг. экспорт продовольственных товаров соответственно составил 3,7 и 3,8%.

Регулирование торговли продовольственными товарами в Азербайджане. После обретения независимости в Азербайджане по мере перемен национальных интересов, структура внешнеэкономической деятельности и методы регулирования периодически менялись и улучшались. Регулирование государством внешнеэкономической деятельности претворяется в жизнь экономическими, административными, тарифными и нетарифными методами. К экономическим методам относят: таможенные платежи, налоги (НДС, акцизы и т.д.), таможенные сборы. К административным относятся: административные правила, запреты и нормативы.

Тарифные методы в современную эпоху выступают как регулирование экономической основы внешнеэкономической деятельности. Нетарифные регуляторы - это группа ограничивающих мер. Хотя таможенный тарифы выполняет разнообразные функции, но его основными функциями являются протекционистская и фискальная. Тем не менее, таможенные тарифы остаются основным инструментом в регулировании государством внешней торговли в защите местных производителей от иностранной конкуренции. Между уровнем развития страны и степенями таможенных тарифов существует некая зависимость. Таким образом, в стране с развитым хозяйством степени таможенных пошлин бывают низкими. В высокоразвитых странах производится достаточно конкурентоспособные товары, и, поэтому, нет необходимости в защите внутреннего рынка с помощью высоких тарифов и в стимулировании экспорта дополнительными мерами и заполнении бюджетной прибыли за счёт таможенных уплат. В настоящее время в нашей стране таможенные пошлины, в основном, варьируются от 0 до 15%, НДС 18%, акцизы же относятся из продовольственных товаров только к спиртным напиткам (за 1 литр - между 1-6 манат) и к табачным изделиям (на 1000 штук между 4-10 манат). По нашему мнению, вследствие продвижения в развитии сельского хозяйства, начиная с 2000 года, было необходимо действовать на цены продовольственных товаров через таможенные тарифы, стимулировать и защитить местное производство. Но в Азербайджане, до 2016 года, для защиты внутреннего рынка практически не применялись ни тарифные, и ни нетарифные методы. С одной стороны, высокие тарифы поднимают цены на внутреннем рынке, оказывают отрицательное влияние на социальное положение населения. Однако, как мы уже отметили, основной причиной была большая нефтяная прибыль, проблемы в развитии сельского хозяйства и связанных с ним перерабатывающих предприятий не давали возможности увеличения производства продовольственных товаров. Одновременно, позиция монополистов-импортеров мешала предпринимать серьёзные шаги. Анализ действующих в нашей стране таможенных тарифов показывает необходимость повышения импортных тарифов на продукты, которые производятся местными прозводительями а также на продукты, у которых есть потенциал для производства в стране, в частности, на фрукты и овощи, и их переработанные продукты.

Начиная с 2014 года, резкое понижение нефтяной прибыли и увеличение обменного курса доллара в несколько раз, стало наглядным доказательством необходимости ускоренного развития ненефтяного сектора, в том числе и сельского хозяйства. В итоге, с 2016 года в этой области, по сравнению с предыдущими годами, произошло сравнительное оживление. Так, в апреле 2016 года было создано Открытое Акционерное Общество «Заготовка и обеспечение продовольственной продукцией» в подчинении Министерства Сельского Хозяйства АР. Цель этого общества -стимулирование производства и переработки сельскохозяйственных продуктов, обеспечение развития производителей сельскохозяйственных продуктов, повышения качества продовольственной продукции, обеспечение рационального использования государственных средств, создание основ для улучшения социального положения населения, занимающегося сельским хозяйством в регионах страны, обеспечения централизованного осуществления закупки продовольственной продукции по государственному заказу2.

Вторая мера была осуществлена в сентябре 2016 года. Были подняты тарифы на импорт на некоторые свежие и переработанные продовольственные продукты3. Например, тарифы на импорт мяса и дополнительных мясопродуктов настоящее время составляет на 1кг 1 доллар (прежний тариф составлял 15%). В том числе были установлены новые тарифы для следующих продуктов: яйца птиц на 1000 штук 100 долларов (15%); из овощей: помидоры и огурцы на каждый кг 0,4 доллара (0,1 доллара),на1 кг лука 0,2 долл. (0,1 долл.), орехи и фундука на каждый кг 1,5 доллара

2 Официальный сайт ОАО, http://www.tedaruk.az/other/legislation

3 Решение (№367) Кабинета Министров АР , 23.09.2016: http://www.cabmin.gov.az/?/az/pressreliz/view/2038/

(15%), свежий виноград и изюм на каждый кг 0,4 доллара(15%), из фрукты яблоко, груша, айва и хурма - на каждый 1 кг- 0,3 доллара (0,1 доллара); консервы, джемы, соки из овощей и фруктов и минеральные воды 15% или не менее чем 0,7 доллара за 1 литр (раньше для консервов, джемов и соков составляли 15%,а для минеральных вод- 0,2 доллара 1 литр).

Тем не менее, можно было этот список расширить. Так, сюда можно было отнести живую рыбу (в настоящее время тариф 0,5%), замороженную рыбу (15%), молочные продукты, натуральный мёд и другие продукты животного происхождения (15%), другие овощи (15%), в том числе баклажаны (на 1кг - 0,1кг), свежие, законсервированные, сушеные и другие фрукты (15%), в том числе свежий и сушеный инжир, мандарин, арбуз (на 1 кг - 0,9 долларов ), абрикос, черешня и другие косточковые фрукты (на 1 кг 0,15 долл.) и сухофрукты (на 1 кг - 0,25 доллара), чёрный чай, тмин, анис, и др., пряности, масличные семена производящиеся в нашей стране (15%), жиры и масла растительного и животного происхождения (15%), в том числе оливковое, подсолнечное, кукурузное масла (0,5%), мясные и рыбные консервы, колбасы и т.д. (15%), сахарное сырьё, получаемое из сахарной свёклы (0%), макароны и мучные изделия (15%), вина виноградные (на 1 литр 1,4 доллара), табачное сырьё (15%), сигареты (на 1000 штук 0,5%), соль пищевую (15%).

В том числе, в октябре 2016 года Кабинет Министров АР принял решение предоставить субсидии на ряд экспортируемых продуктов ненефтяного сектора с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2020 года4. Этот закон охватывает 25 товарных позиций, из них лишь 6 (кроме нафталановой мази) - продукты лёгкой промышленности остальные продовольственные товары. В товары, на которые предусмотрены субсидии, входят: натуральный мёд, сухофрукты, национальные сладости, пряности, фруктовые и овощные соки, консервы, свежие фрукты, минеральные воды, виноградные сорта вин, и др. спиртные и безалкогольные напитки. Эти субсидии дают надежду на то, что они явятся стимулом для повышения развития производства в сельском хозяйстве и связанных с ним перерабатывающих предприятиях. Базовая сумма экспортного поощрения составляет 3% от таможенной ценности экспортируемого товара. Оплата за продукты будет подсчитываться на основе применения коэффициента (между 1-2) на базовую цену.

Субсидии на экспорт могут осуществляться напрямую (оплата дотации при выходе производителя на внешний рынок) и непосредственно (льготное налогообложение, кредитование, страхование и т.д.). Пока что, в Азербайджане косвенные субсидии не применяется. Также возможно помочь экспорту продуктов национальных предприятий путём применения различных форм информационного и организационного воздействия на экспорт. В связи с этим, следует отметить, что, в 2003 году Министерством Экономики был создан «AZPROMO» - Фонд Поощрения Экспорта и Инвестиций в Азербайджане. Наряду с привлечением в страну инвестиций, в функции этого фонда входит создание информационной базы по возможностям экспорта и инвестиций, расследование возможностей региональной торговли (экспорта) для азербайджанского бизнеса, консультационные услуги компаниям-экспортерам, исследования рынка и пропагандирование торговой марки «Произведено в Азербайджане» на международном уровне5. Но, анализ экспортного состава, выявляет, что до 2016 года деятельность фонда не являлась удовлетворительной.

Подготовка 11 стратегического плана развития, охватывающего основные экономические отрасли также нужно оценить как важный шаг со стороны правительства Азербайджана. Так, два документа из них, называемые «стратегические дорожные карты» относятся к развитию логистики и торговли и к производству и переработке сельскохозяйственных продуктов. Дорожные карты состоят из стратегического видения до 2020 года, долгосрочного видения на период до 2025 года

4 Решение (№401) Кабинета Министров АР , 06.10.2016: http://www.cabmin.gov.az/?/az/pressreliz/view/2071/

5 Официальный сайт Azerbaijan Export and Investments Promotion Foundation (AZPROMO): http://www.azpromo.az/1/en/5#!lb=http://www.azpromo.az/1/en/51

и стратегического целевого видения на период после 2025 года. В этих «дорожных картах» придается большое значение экспорту первичных и переработанных продуктов питания.

В странах мира как метод регулирования внешней торговли широко применяются нетарифные ограничения. Нетарифное регулирование является различным экономическим, политическим и административным методом прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности. Такие мероприятия служат не только для усиления конкурентоспособности импортирующей страны, но и для защиты национальной промышленности, служит сохранению жизненного уровня и здоровья населения, национальной безопасности.

Согласно схеме классификации нетарифных методов, выработанной в начале 70-х гг. Секретариатом ГАТТ, в настоящее время существует более 800 нетарифных методов, объединённых в 5 категорий. Это нижеследующие методы: меры по ограничению количества импорта и экспорта; таможенная и административная формальности по экспорту и импорту; стандарты и требования к качеству финансов и услуг; ограничения в ведении счётов и взаимных выплат; участие государства напрямую или косвенно в операциях внешней торговли [9].

В общем, по своей функции нетарифные методы - это скрытые протекционистские меры. В настоящее время в Азербайджане не претворяется в жизнь никакая протекционистская политика. Без этого же ожидать уменьшения импорта бесполезно.

Подводя итоги, следует отметить, что большой объем импорта при одинаковых условиях отрицательно сказывается на объёме выпускаемой в стране продукции, продовольственной безопасности, и, в итоге, на социальном положении общества. Большой объём импорта - это утерянная экономическая выгода, вследствие уменьшения производства. Увеличение импорта приводит к потере рабочих мест в результате уменьшения производства, в целом, к снижению уровня жизни. Увеличение импорта - это также снижение эффективного использования почвы, техники, снижение темпа модернизации производства, уменьшение источников внутренней инвестиции. Увеличение импорта становится причиной действий, угрожающих национальной безопасности, как вывоз валюты за граничу, скрытые операции с ценами и т. д. Увеличение экспорта ненефтяного сектора приводит к диверсификации экспорта, и наряду с уменьшением зависимости от нефтяной прибыли, приводит к устойчивости экономики, играет значимую роль в стимулировании населения в увеличении производства продуктов. Чтобы достичь этих целей, необходимо постепенно повысить тарифы на импорт большинства продовольственных продуктов, использовать нетарифные ограничения для защиты внутреннего рынка.

Заключение. Большая прибыль, полученная от нефтяного сектора, препятствовала полному использованию потенциала, как сельского хозяйства, так и других отраслей. Хотя сельское хозяйство и развивалось по сравнению с 90-ми годами прошлого столетия, но серьёзные проблемы в этом секторе всё ещё препятствуют обеспечению продовольственной безопасности;

Всё ещё высока доля импорта сельскохозяйственных продуктов, выращивание которых возможно в стране. Азербайджан может не только сам производить многие импортируемые пищевые продукты, но и может, организовать их продажу;

До уменьшения нефтяной прибыли в стране, практически, не проводились серьёзные меры по регулированию торговли продовольственными продуктами.

БИБЛИОГРАФИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Внешняя торговля Азербайджана 2016, официальное издание, статистический ежегодник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.gov.az

2. Gray A. The Development of Economic Doctrine: An Introductory Survey: (New impr.). Ludwig von Mises Institute, 1948. - 384 pp.

3. Groenewegen P. The Economics of A. R. J. Turgot. The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff. 1977. - 216 pp.

4. Higgs H., Cantillion R. Essay on the Nature of Commerce in General. London: Franck Cass and Co., Ltd. 1959.

5. Nurkse R. Problems of Capital Formation in Underdeveloped Countries. New York: Oxford University Press, 1966. - 163 pp.

6. Официальный сайт Азербайджанского Государственного Статистического Комитета. [Электронный ресурс]. // The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. - Режим доступа: http://www.stat.gov.az/source/agriculture/

7. Perlman M. The Pillars of Economic Understanding: Ideas and Traditions. The University of Michigan Press, 1998. - 639 pp.

8. Petty W. A Treatise of Taxes and Contributions. London, Ch. 4. Printed for N. Brooke, at the Angel in Cornhill, 1662.

9. Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация. Внешнеторговый практикум.М., ИНФРА-М, 1996, c.326.

10. Steuart J. An Inquiry into the Principles of Political Economy. Dublin, 1767. Vol. I.

11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов Переводчик: Петр Клюкин. - Москва: Эксмо, 2016. - 1056 с.

12. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения М., Госполитиздат, 1955. - 539 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.