Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.
2024. № 54. С. 113-124. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 54. pp. 113-124
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Научная статья УДК 7.036
doi: 10.17223/22220836/54/10
ТОПОСЫ ВИДЕНИЯ И НАРРАТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ (П. АРСЕНЬЕВА, М. БЕЗЫДЕЙНОГО, С. МОТОЛЯНЦА, В. ЧТАКА)
Ирина Анатольевна Афанасьева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вербально-визуальные репрезентации в актуальных практиках российских художников XXI века - П. Арсеньева, М. Безыдейного, С. Мотолянца, В. Чтака. В центре внимания автора оказывается творчество современных мастеров, интегрирующее вербальное и визуальное начало в искусстве. Анализируются причины неожиданного появления художественных образов и идей в вербаль-но-визуальных репрезентациях, аспекты межкультурного и междисциплинарного взаимодействия произведений искусства.
Ключевые слова: визуальная риторика, современное российское искусство, мотив эпохи, визуальная метафора
Благодарности: Статья выполнена в рамках работ, поддержанных ЦФИ НИУ ВШЭ.
Для цитирования: Афанасьева И.А. Топосы видения и нарративы в творчестве современных российских художников (П. Арсеньева, М. Безыдейного, С. Мотолянца, В. Чтака) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 54. С. 113-124. doi: 10.17223/22220836/54/10
ART HISTORY
Original article
THE TOPOSES OF VISION AND NARRATIVES IN THE ARTWORKS OF CONTEMPORARY RUSSIAN ARTISTS P. ARSENIEV, M. BEZIDEINY, S. MOTOLYANTS, V. CHTAK
Irina A. Afanaseva
National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation,
afanaseva-i1 @yandex. ru
Abstract. The article deals with verbal-visual representations in the actual practices of Russian artists at the beginning of the 21st century - Pavel Arseniev, Mitya Bezideiny, Semyon Motolyants, Valery Chtak. The author focuses on the favorite motifs of contemporary artists which integrate verbal and visual elements in art. Inspired by images of
© И.А. Афанасьева, 2024
urban environment and the sphere of everyday life, the followers of conceptualists actively use iso-verbal techniques. The transemiotic zone of the intersection of two languages -verbal and visual - allows the creation of two-level constructions in which verbal and visual languages merge, forming a synthetic text of culture. To understand the specificity of verbal (implicit and explicit) component in contemporary art, as well as the principles of its existence, the author conducts research, revealing the relationship between the creative practice of Russian contemporary art in 2010-2021 and the rhetoric of the era and the different spheres of spiritual culture. The article analyzes the reasons of unexpected appearance of artistic images, motifs, and ideas in verbal and visual representations of contemporary Russian artists, the aspects of intercultural and interdisciplinary interaction between artworks - classical in contemporary, contemporary in classical. Using semiotics, poststructuralism, morphology, iconographic, and historical-comparative approaches the author considers the topos of the city (synthesis of the real and ideal), attributes of scholarship and knowledge (dialogues beyond time), technical utensils and everyday objects in the context of everyday culture and comes to the conclusion that the specificity of verbal-visual representation in contemporary Russian art is determined by the macrocontext of culture, not only domestic but also European as a whole. A study of visual rhetoric in the current practices of Russian artists, 2010-2021, might be an important step in the history of art in the general situation of lack of theoretical understanding of Russian art. The present study reveals new points of view in the analysis of verbal and visual representations of contemporary Russian artists, as well as actual cultural policy, which may serve as a basis for further theoretical developments in this area. The positions, conclusions, and materials of the article can be used for contemporary interpretation of Russian art, in the development of lecture and training programs, and in the creation of exhibition projects.
Keywords: visual rhetoric, contemporary Russian art, era motif, visual metaphor
Acknowledgments: The article was prepared within the framework of the Center for Fundamental Research of the HSE University.
For citation: Afanaseva, I.A. (2024) The toposes of vision and narratives in the artworks of contemporary russian artists P. Arseniev, M. Bezideiny, S. Motolyants, V. Chtak. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 54. pp. 113-124. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/54/10
Введение
Состояние актуального художественного процесса обращает внимание современного исследователя на аспекты взаимодействия искусств. Проблема соотношения изображения и слова имеет богатую историю и восходит ко временам возникновения письменности. Приобретая особое значение в экспериментах авангарда и достигнув наивысшей точки развития в концептуализме - включение вербального текста в живопись не теряет актуальности в современном российском искусстве.
Представитель московской концептуальной школы И.И. Кабаков еще в 70-х гг. прошлого века описывал советскую действительность в терминах витгенштейновской концепции «языковых игр»: «Мы как бы все живем внутри единого Текста. Поэтому вербальность у нас на первом месте в сфере социального, наружного бытия, и все у нас становится „языком", многими звучащими, пересекающимися в разных уровнях языками» [1. С. 161]. Наследуя традиции визуальной поэзии, не только классики московского концептуализма (И. Кабаков, А. Монастырский, Э. Булатов, Д. Пригов) и постконцептуализма (Л. Тишков, МишМаш и др.), но и художники 2010-х гг. в своем творчестве рассматривают вопросы взаимосвязи слова и изображения. В настоящее время большинство современных российских художников рабо-
тают с текстом1. В связи с изменением актуальных социально-экономических условий происходит формирование новых ценностей. Вербально-визуальное искусство наиболее динамично реагирует на изменения общественной жизни и метко отражает тенденции развития социума. Этим обусловлена актуальность настоящей работы.
В научной статье впервые анализируются произведения современного российского вербально-визуального искусства в контексте трансдисциплинарного направления исследований Visual Studies - критического проекта, который должен преодолеть разрыв между дисциплинарным и методологическим подходами к искусству. На сегодняшний день в рамках академического дискурса взаимодействие между дисциплинами и областями знаний зачастую минимально. Подобные представления о методологической чистоте и соблюдении дисциплинарных стандартов часто являются средствами сохранения проверенных временем традиций. Научное направление «визуальных исследований» позволяет создавать яркую форму идейного обмена между представителями различных наук, реагируя на вызовы и сложности XXI в.
На сегодняшний день междисциплинарная среда, которую можно связать с вербально-визуальными исследованиями, включена в сложный философ-ско-культурный дискурс и имеет поливалентную структуру. Для решения проблем визуальной риторики очень многое сделал американский теоретик медиа, искусства и литературы У.Дж.Т. Митчелл [2]. Его термины «визуальный поворот», «визуальный нарратив», «риторика образности» с успехом используются в современных исследованиях визуального искусства. Митчелл пишет о том, что открытия перспективы, станковой живописи, фотографии воспринимались человечеством как одновременно заманчивые и пугающие визуальные повороты. Настоящему времени свойствен новый поворот: образ и метафора стали основной темой как в истории искусства, так и в политике, психологии, социологии и в самой культуре знаний.
Важную роль в изучении концепции «визуального поворота» сыграли Р. Барт, В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, М. Фуко, У. Эко. Используя методологический аппарат, опирающийся на семиотику, психоанализ и постструктурализм, они убедительно показали связь изобразительного искусства с идеологией, политикой и экономическими условиями.
В российской художественной сфере вопросам изучения современных изовербальных текстов посвящены немногочисленные исследования. Отечественные ученые часто обращаются к терминам «поликодовый» текст и «изовербальный». К поликодовым текстам в широком смысле относят варианты сочетания естественного языка с кодом другой семиотической системы (живопись, музыка, театр и т.д.) [3. C. 107]. К примеру, исследователи Л.М. Большиянова [4], М.В. Вербицкая [5], А.Г. Сонин [6] упоминают это понятие для описания газетных текстов, сопровождаемых фотоизображением. Термин «изовербальный текст» как транссемиотическая область перекрестка двух языков: словесного и изобразительного - активно используется
1 За последнее десятилетие в России с успехом прошли выставки «Между строк. Текстуальное в визуальном» (2022, галерея «Триумф»), «Архитектура слова» (2022, ЦСИ «Винзавод»), «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» (2021, Государственный Русский музей), «Чуть больше привычного» (2021, Syntax gallery), «Введите свой текст...» (2017, Бертгольд Центр), «Интертекст» (2015-2016, Эрарта), «Изображение как слово. Медиапоэзия как метод» (2016, проект «Этажи») и др.
в работах искусствоведа И.М. Сахно [7]. Изовербальный текст здесь рассматривается как междисциплинарная область, двухуровневая конструкция, в которой сливаются вербальный и визуальный языки.
Научная новизна настоящей статьи заключается в междисциплинарном исследовании изовербальных практик современного российского искусства -особого варианта творчества, в котором доминирует визуальный нарратив. На данный момент не существует полномасштабных исследований визуальной риторики в актуальных художественных практиках и их роли в современной действительности. Для понимания специфики вербального (имплицитного и эксплицитного) компонента в современном отечественном искусстве, а также принципов его существования представляется важным провести исследование, раскрывающее взаимосвязь творческой практики российского современного искусства 2010-2021 гг. (на примере произведений П. Арсеньева, М. Безыдейного, С. Мотолянца, В. Чтака) с риторикой эпохи и различными сферами духовной культуры.
Образ города: синтез реального и идеального
В числе мотивов, интегрирующих вербальные и визуальные смыслы в искусстве 2010-х гг., одно из важных мест занимает мотив города. Образ городской среды можно считать даже особым кодом, эксплицирующим специфику осмысления современными художниками категорий времени и пространства. Художественный интерес к городу может проявляться как исследование элементов городской среды: общие виды города, его фрагменты, эпизоды городской жизни, горожане. Каждый из таких аспектов дает свою интерпретацию, причем сами образы весьма архаичны по своей природе и в этой архаичности весьма устойчивы [8. С. 6].
Художник Валерий Чтак (род. 1981) - номинант Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Новая генерация» (проект «Только правда», 2011) - создал целые серии произведений, связанные с темой урбанизации и трансформации городской среды. Так, на персональной выставке художника «Города РФ» (5-9 октября 2016, VLADEY Space, Винзавод, Москва) было представлено более 40 монохромных холстов, представляющих минималистические изображения городских ландшафтов России. В центре каждой работы заглавными печатными неровными буквами, написанными от руки, указано название города. Все произведения этой серии похожи по формату, композиции, колористическому решению, точно так же, как похожи друг на друга спальные районы крупных городов с панельными домами на территории всей страны. Городом, который помог В. Чтаку выработать эту лаконичную структуру, стал Владивосток. Об этом художник рассказывал так: «Я гулял по городу и увидел невероятно красивую бухту, в которой стоял целый флот кораблей. А потом я повернулся -за моей спиной был обычный совок, серые панельные девятиэтажки! Тогда я понял: в каком бы городе России ты не оказался, везде найдешь этот панельный вид. Эти домики можно изобразить только схематично, совершенно одинаково, и никак иначе» [9]. Исследуя образ типичного российского города, В. Чтак обращает внимание зрителя на особенности застройки: по-разному выстроены интервалы между домами, различаются этажность, формат зданий (вертикальный, горизонтальный), типы окон.
Важной чертой произведений В. Чтака является работа с вербальным контентом, которую известный искусствовед Е.Ю. Деготь назвала «инсталлированием нарратива или поэтической фразы» [10]. В картинах «Мгла, тьма и мрак» (2020), «Дальше. Ближе» (2020), «Приблизительно то же самое» (2018) художник использует лаконичную палитру, состоящую из двух-трех цветов. Завершенные образы не привлекают внимания мастера, в каждой работе чувствуется пустое пространство, в котором формы могут свободно развиваться. Особую роль во всех этих произведениях играет «бледное пятно» -луна, которая дает представление об организации объектов, форм, отдельных элементов. В произведениях В. Чтака, как и в работах многих современных российских художников, текст как завершенное целое может существовать только в сочетании вербального и визуального компонентов (в отличие, например, от текста, где изображение исключительно выполняет функцию иллюстрации). Изовербальные тексты В. Чтака могут «считываться» различными способами. Так, в картине «Дальше. Ближе» (рис. 1), с одной стороны, представлено близкое и дальнее расположение изображений многоэтажных домов: по законам линейной перспективы размеры предметов по мере их удаления уменьшаются. С другой стороны, сочетание антонимов «дальше -ближе» может апеллировать к психологическому приему, известной поговорке, компьютерной игре и т.д.
■ ■it ■ ■ ■■
■ ■ ■•
ДАЛЬШЕ
БЛИЖЕ
■ III
■ III
■ III
■ ■II
■ ■■■
Рис. 1. В. Чтак. Дальше. Ближе. 2020. Холст, акрил. 120 х 100 Fig. 1. V. Chtak Farther. Closer. 2020. Acrylic on canvas. 120 x 100
Жизнь города занимает особое место в творчестве лауреата премии «Ин-новация-2009» в номинации «Новая генерация» С. Мотолянца (род. 1982). Во многих его полотнах поверх изображения сцен городской жизни написаны реплики, фразы, обескураживающие возгласы. Художник фиксирует мысль,
которая рождается у зрителя практически одновременно с впечатлением от живописного мотива. Мастер переводит идеи в текст, который он помещает в пространство полотна. В результате возникает ощущение, что сами картины произносят эти слова, фразы, выражения и вступают не только в визуальную, но и вербальную коммуникацию со зрителем.
Метафоричная природа материала иногда приводит к неожиданным решениям. Показательно, что название произведения не всегда совпадает со словесными элементами. Так, в работе «Одетая, поднимающаяся на эскалаторе» (2015) (рис. 2) на фоне обычной сценки в метро размещен текст «Я -картина, осознаю свою функцию и иллюзий на свой счет не строю». Название этого произведения напрямую апеллирует к названию одного из самых противоречивых полотен известнейшего французского художника Марселя Дюшана «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912). Сочетая в себе элементы кубизма и футуризма, это полотно французского мастера стало известно не благодаря выдающимся художественным качествам работы, но вследствие бурных споров, критики и обсуждений современниками. Перед первым публичным показом на парижском Салоне Независимых в марте 1912 г. «Обнаженная» М. Дюшана была отвергнута как кубистами, так и футуристами [11. Р. 44]. С. Мотолянец, создавая образ «одетой, поднимающейся на эскалаторе», метко встраивает произведение в традицию европейского искусства. Выстраивая комментарий по антонимичному принципу, художник продолжает поиски новых концепций, утверждая, что «открытая картина» «осознает свою функцию» - она находится постоянно «в диалоге со зрителем» и «с другими картинами-текстами» [12. С. 67].
Рис. 2. С. Мотолянец. Одетая, поднимающаяся на эскалаторе. 2015. Холст, акрил. 160 х 120 Fig. 2. S. Motolyanets. Dressed woman, climbing the escalator. 2015. Acrylic on canvas. 160x120
Атрибуты учености и знаний: диалоги вне времени
Атрибуты учености и знаний - книги, рукописи, географические карты -относятся к числу самых излюбленных мотивов мастеров Фландрии и Нидерландов XVI-XVII вв. Изображая книгу, художник отнюдь не только демонстрирует свои литературные вкусы - он рассуждает о категориях времени и пространства, описывает человеческие пороки, рассказывает истории.
Художник из Краснодара Митя Безыдейный в своем творчестве зачастую продолжает традицию натюрморта «ванитас» (лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие»). Произведения этого жанра в аллегорической форме символизируют быстротечность человеческой жизни, тщетность любых удовольствий и неизбежность смерти. В натюрмортах М. Безыдейного встречаются традиционные символы «ванитас»: книги - символы наук, человеческий череп -напоминание о неизбежности смерти, горящие свечи - символы человеческой души, увядшие цветы - олицетворения смертных грехов и т.д. (рис. 3). Для усиления эмоционального воздействия на современного зрителя живописец привносит в работы актуальные атрибуты. Художник затрагивает глобальные проблемы человечества, такие как истощение невозобновляемых энергоресурсов, катастрофическое загрязнение окружающей среды и глобальное потепление. Диалоги различных культур и эпох позволяют представить во всей широте основные вызовы времени, которые являются следствием противостояния человеческой культуры и природы. Единство и разнообразие временных и географических традицией понимаются не как взаимодополняющие понятия, но как отличительные характеристики и возможности.
Рис. 3. М. Безыдейный. Books. 2010 Fig 3. M. Bezideiny. Books. 2010
Сакрализованное отношение художника к образам «ванитас» подчеркивают надписи на книгах (рис. 4). На многих картинах в натюрмортах XVII в. можно отчетливо рассмотреть философские фразы на латыни, в том числе: memento morí - «помни о смерти»; tempus fugit - «время быстротечно»; sic transit gloria mundi - «так проходит земная слава». М. Безыдейный на корешке книг помещает разговорное слово «ладно». Включая несколько семантических свойств, таких как «хорошо», «мирно», «успешно», «пусть будет так», и в это же время «хватит», «надо прекратить», слово «ладно» акцентирует определенные вопросы, на которые интуитивно или рассудочно ищет ответ живописец. Здесь можно проследить параллель с Лианозовской группой (1958-1965). «Лианозовцы», как и М. Безыдейный, в своем творчестве обратили внимание на поэтичность повседневной русской речи и противопоставили ее идеалу поэзии как чистого языка.
Рис. 4. Ф. Гийсбрехтс. Ванитас. 1б74. Холст, масло. 115 х 134. Fig. 4. F. Gijsbrechts. Vanitas. 1б74. Oil on canvas. 115 х 134.
Поэт, художник и теоретик искусства из Санкт-Петербурга, лауреат премии Андрея Белого (2012) Павел Арсеньев (род. 1986) в своем творчестве нередко затрагивает тему источника познания. В цикле объектов «Материальная поэзия» он делает акцент на исчезновении медиума письменного носителя - книги, листка бумаги. Идея проекта заключается в представлении «значащего истлевания» клочка бумаги - речевой катастрофы, иллюстрирующей этап утраты («разобретения») языка с целью поиска поэтической энергии, субстанции, остающейся после сгорания объекта. Предметом изображения здесь служит нематериальная среда. «Поэзия противостоит коммуникации и нуждается в молчании. Ситуация смерти языка кажется как нельзя подходящей для этого», - пишет П. Арсеньев [13]. Мотивы «Материальной поэзии» П. Арсеньева иллюстрируют теорию У.Дж.Т. Митчелла, который считает, что нет никаких исключительно визуальных медиа [14]. Литератур-
ное произведение не исключительно вербально, являясь написанным или напечатанным, оно неизбежно содержит визуальный компонент. Открытие общей области вербально-визуальных исследований не отменяет различий между словом и изображением, но делает их доступным для изучения.
«Техницизированная» утварь и предметы быта в контексте культуры повседневности
Сфера повседневности, предметы домашнего обихода являются той средой, где активно проявляются черты традиционного мифологического сознания. «Техницизированная» утварь выступает сферой бытовой эмпирии, где наложение сакрализации проявляется в наиболее очевидной форме. Телесность бытовой утвари прослеживается с древнейших времен. Ритуальные сосуды участвовали в погребальных обрядах еще задолго до изобретения гончарного круга. Показательно, что архаические смыслы действий, связанные с посудой и утварью, распространяются на народно-мифологические представления, дошедшие до нашего времени [15. C. 128].
Серия фэнтези-гаджетов «Интерфейсы» уже упоминаемого нами художника М. Безыдейного продолжает традиции изображения предметов быта. Художник вдохновился советской бытовой техникой и придумал несуществующие гаджеты для жизни в российской действительности: «Это что-то вроде устройств дополненной реальности, которые оказывают влияние на душевное состояние, - говорит он. - И результат моего восприятия окружающей действительности» [16]. Выбор серии был обусловлен увлечением автора модульными синтезаторами. Используя программы для моделирования Cinema 4D и Octane, художник попробовал соединить визуальную поэзию с техническим языком машин. Каждый объект рождает у зрителя личные переживания и образы. Желтое радио «ГВ-2» («Голос вождя») с регулятором патриотичности позволяет переключать режимы «бормотание», «шепот», «бодро», «певуче», «неразборчиво». Подобная радиоточка висела у бабушки художника на кухне [16]. Умная колонка «Эмби-1» помогает везде чувствовать себя как дома. Достаточно настроить нужные параметры, и пространство наполнится звуками и запахами, знакомыми любому человеку, проживающему в панельном доме: звуком строительных работ, шумом машин, «запахом борща и курочки» и т.д. Житейско-метафизический аппарат «Все будет хорошо-2020» дает возможность настроить частоту повторений, продемонстрировать «как было раньше»: «у них», «у нас», «у тебя», а прибор «Выбор-2» - «визуальное стихотворение», которое регулирует безвозвратность (рис. 5). Подобную необратимость корректируют два режима - «усилие» и «бездействие». Советская повседневность рассматривается художником как язык, материал фрейдистско-этнографического анализа. Техника в творческом видении С. Мотолянца формирует стереотипы и манипулирует настроениями общества.
Показательно, что подобные приемы активно использовались в практике концептуалистов. Художник, поэт, один из самых ярких представителей русского концептуализма Д. Пригов в 1994 г. представил неожиданною серию фотографий «Компьютер в русской семье», где при свете пустого монитора герой читает старую книгу; девушка, как в зеркало, смотрится в экран компьютера; компьютер окружили продуктами, салфетками и декоративными слониками так, что он стал «членом семьи» или частью натюрморта.
В этой серии работ Д. Пригов выдвигает теорию о том, что известная языческая традиция фетишизации - принципы оберегов - находит свое воплощение в мифологеме компьютера: «И вот когда я вешал вот эти платочки или занавесочки - это тоже принцип приобщения к нормальной бытовой культуре, на самом деле, обереги от того пространства, которое неведомо какое» [17]. М. Безыдейный, точно так же, как и Д. Пригов, становится визионером, он конструирует образы из «общих мест» советского быта, русской культуры и идеологии.
В итоге многие современные российские художники активно интегрируют вербальное и визуальное начало в искусстве. Транссемиотическая зона перекрестка двух языков - словесного и изобразительного - позволяет создавать двухуровневые конструкции, в которых сливаются вербальный и визуальный языки, образуя синтетический текст культуры. Аспекты межкультурного и междисциплинарного взаимодействия - классического в современном, современного в классическом - обнаруживаются на разных уровнях анализа произведений искусства.
В настоящей статье впервые были выделены наиболее часто встречаемые темы в творчестве современных российских художников (мотивы города, учености, знаний, «техницизированной» утвари, домашнего обихода и повседневности) и проанализированы причины неожиданного появления художественных образов и идей. Настойчивость, с которой эти мотивы обнаруживают себя в вербальных и визуальных образах, обусловлена макроконтекстом культуры - не только отечественной, но и европейской в целом. Внутренняя структура визуальных метафор универсальна для многих дискурсов современности.
Список источников
1. Кабаков И.И. 60-70-е... Записки о неофициальной жизни в Москве. М. : НЛО, 2008.
368 с.
Рис. 5. М. Безыдейный. Выбор-2. 2020. Серия «Интерфейсы» Fig. 5. M. Bezideiny. Choice-2. 2020. Series Interfaces
Заключение
2. Митчелл У.Дж.Т. Иконология. Образ. Текст. Идеология. М. : Кабинетный ученый, 2017. 240 с.
3. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и культурная коммуникация (на материале креоли-зованных текстов). М. : Академия, 2003. 128 с.
4. Большиянова Л.М. Внешняя организация газетного текста поликодового характера // Типы коммуникации и содержательный аспект языка. М. : Институт языкознания, 1987. С. 5056.
5. Вербицкая М.В. К обоснованию теории «вторичных текстов» // Филологические науки. 1989. № 1. С. 30-36.
6. Сонин А.Г. Моделирование механизмов понимания поликодовох текстов: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2006. 323 с.
7. Сахно И.М. Рецепции символизма в авангардистской поэзии: формирование новой оптики слова // Связь времен: история искусств в контексте символизма : в 3 кн. / НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Государственный институт искусствознания; отв.ред. и авт.-сост. О.С. Давыдова. М. : БуксМАрт, 2021. С. 233-251.
8. Каганов Г.З. Образы городской среды в массовом сознании и в искусстве : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М., 1999. 73 с.
9. Валерий Чтак. Серия «Города РФ». URL: https://vladey.net/ru/artwork/3890 (дата обращения: 19.01.2022).
10. Радлова А. С чего начать собственную коллекцию современного искусства? Выбор Маргариты Пушкиной (2020). URL: https://www.buro247.ru/culture/arts/15-jul-2020-cosmoscow-teo.html (дата обращения: 19.01.2022).
11. Cabanne P. Dialogues with Marcel Duchamp. Boston, Mass : Da Capo Press, 1987. 136 p.
12. Словарь терминов московской концептуальной школы / сост. и автор пред. А. Монастырский. М. : Ad Marginem, 1999. 221 с.
13. Арсеньев П. Материальная поэзия (цикл объектов) (2015). URL: http://arsenev.trans-lit.info/?p=316&lang=ru_RU
14. Mitchell W.J.T. Showing seeing: a critique of visual culture // Journal of visual culture. 2002. Vol. 1, № 2. P. 165-181.
15. Злыднева Н.В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М. : Ин-дрик, 2008. 304 с.
16. УдинцевН. Эти фэнтези-гаджеты пригодятся для жизни в любой панельке (2019). URL: https://daily.afisha.ru/infoporn/13119-eti-fentezi-gadzhety-prigodyatsya-dlya-zhizni-v-lyuboy-panelke/ (дата обращения: 21.01.2022).
17. Пригов Д.А. Интервью (2003). URL: https://www.tema.ru/rrr/litcafe/prigov/ (дата обращения: 19.01.2022).
References
1. Kabakov, I.I. (2008) 60-70-e... Zapiski o neofitsial'noy zhizni v Moskve [The 1960-70s... Notes on unofficial life in Moscow]. Moscow: NLO.
2. Mitchell, W.J.T. (2017) Ikonologiya. Obraz. Tekst. Ideologiya [Iconology. Image. Text. Ideology]. Translated from English. Moscow: Kabinetnyy uchenyy.
3. Anisimova, E.E. (2003) Lingvistika teksta i kul'turnaya kommunikatsiya (na materiale kreo-linnoykh tekstov) [Text linguistics and cultural communication (based on creolized texts)]. Moscow: Akademiya.
4. Bolshiyanova, L.M. (1987) Vneshnyaya organizatsiya gazetnogo teksta polikodovogo kharaktera [External organization of a polycode newspaper text]. In: Ionesiyan, E.R. (ed.) Tipy kommunikatsii i soderzhatel'nyy aspekt yazyka [Types of Communication and the Content Aspect of Language]. Moscow: Institut yazykoznaniya. pp. 50-56.
5. Verbitskaya, M.V. (1989) K obosnovaniyu teorii "vtorichnykh testov" [Towards the substantiation of the theory of "secondary tests"]. Filologicheskie nauki. 1. pp. 30-36.
6. Conin, A.G. (2006) Modelirovanie mekhanizmovponimaniyapolikodovokh tekstov [Modeling mechanisms for understanding polycode texts]. Philology Dr. Diss. Moscow.
7. Sakhno, I.M. (2021) Retseptsii simvolizma v avangardistskoy poezii: formirovanie novoy optiki slova [Receptions of symbolism in avant-garde poetry: The formation of a new optics of the word]. In: Davydova, O.S. (ed.) Svyaz' vremen: istoriya iskusstv v kontekste simvolizma [Link of Times: History of Arts in the Context of Symbolism]. Moscow: BuksMArt. pp. 233-251.
8. Kaganov, G.Z. (1999) Obrazy gorodskoy sredy v massovom soznanii i v iskusstve [Images of the Urban Environment in Mass Consciousness and in Art]. Abstract of Art History Dr. Diss. Moscow.
9. Valeriy Chtak. (n.d.) Seriya "GorodaRF" [Cities of the Russian Federation Series]. [Online] Available from: https://vladey.net/ru/artwork/3890 (Accessed: 19th January 2022).
10. Radlova, A. (2020) S chego nachat' sobstvennuyu kollektsiyu sovremennogo iskusstva? Vybor Margarity Pushkinoy [Where to start your own collection of contemporary art? Choice of Margarita Pushkina]. [Online] Available from: https://www.buro247.ru/culture/arts/15-jul-2020-cosmoscow-teo.html (Accessed: 19th January 2022).
11. Cabanne, P. (1987) Dialogues with MarcelDuchamp. Boston, Mass.: Da Capo Press.
12. Monastyrskiy, A. (ed.) (1999) Slovar' terminov moskovskoy kontseptual'noy shkoly [Dictionary of Terms of the Moscow Conceptual School]. Moscow: Ad Marginem.
13. Arseniev, P. (2015) Material'naya poeziya (tsikl ob"ektov) [Material poetry (a cycle of objects)]. [Online] Available from: http://arsenev.trans-lit.info/?p=316&lang=ru_RU
14. Mitchell, W.J.T. (2002) Showing seeing: a critique of visual culture. Journal of Visual Culture. 1(2). pp. 165-181.
15. Zlydneva, N.V. (2008) Izobrazhenie i slovo v ritorike russkoy kul'tury XX veka [Image and Word in the rhetoric of Russian Culture of the Twentieth Century]. Moscow: Indrik.
16. Udintsev, N. (2019) Eti fentezi-gadzhety prigodyatsya dlya zhizni v lyuboy panel'ke [These fantasy gadgets will be useful for life in any panel building]. [Online] Available from: https://daily.afisha.ru/infoporn/13119-eti-fentezi-gadzhety-prigodyatsya-dlya-zhizni-v-lyuboy-panelke/ (Accessed: 21st January 2022).
17. Prigov, D.A. (2003) Interv'yu [Interview]. [Online] Available from: https://www.te-ma.ru/rrr/litcafe/prigov/ (Accessed: 19th January 2022).
Сведения об авторе:
Афанасьева И.А. - аспирант Аспирантской школы по искусству и дизайну, мл. научный сотрудник Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:
Afanaseva I.A. - PhD student of the Graduate School of Art and Design, researcher of the Laboratory for Human Capital and Education Research, HSE University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 05.02.2022; одобрена после рецензирования 17.10.2022; принята к публикации 15.05.2024.
The article was submitted 05.02.2022; approved after reviewing 17.10.2022; accepted for publication 15.05.2024.