Научная статья
Original article
УДК 332.871 + 332.812
doi: 10.55186/2413046X_2022_7_12_748
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ FUEL AND ENERGY COMPLEX OF RUSSIA UNDER SANCTIONS
Ь й московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Л ЖУРНАЛ
Пыхов Павел Аркадьевич, кандидат экономических наук, начальник сектора, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Центр экономической безопасности, г. Екатеринбург
Pykhov Pavel, PHD, Head of the sector, Institute of economics, Ural branch of Russian Academy of Sciences, Center for Economic Security, Ekaterinburg
Аннотация. В статье рассматривается влияние санкционных ограничений стран Запада на топливно-энергетический комплекс России. Приведен краткий исторический обзор введения различных ограничительных мер в отношении России, рассмотрено влияние актуальных санкций на ключевые отрасли топливно-энергетического комплекса, введенных в 2022 г. На примере электроэнергетики, газовой, нефтяной и угольной отраслей сделан обзор основных производственных показателей за первые три квартала 2022г, выполнен качественный анализ негативного воздействия введенных ограничений, определены основные угрозы для работы и перспективного развития вышеуказанных отраслей. Предложены мероприятия по уменьшению воздействия санкционных угроз предприятиям топливно-энергетического комплекса.
Abstract. The article examines the impact of sanctions restrictions of Western countries on the fuel and energy complex of Russia. A brief historical overview of the introduction of various restrictive measures against Russia is given, the impact of current sanctions on key sectors of the fuel and energy complex introduced in 2022 is considered. Using the example of the electric power industry, gas, oil and coal industries, a qualitative analysis of the negative impact of the imposed restrictions is made, the main threats are identified for the work and prospective
development of the above industries. Measures are proposed to reduce the impact of sanctions threats to enterprises of the fuel and energy complex.
Ключевые слова: санкции, ограничения, топливно-энергетический комплекс, угрозы Keywords: sanctions, restrictions, fuel and energy complex, threats
Санкционные ограничения против нашей страны применяются более тысячи лет. Со времен первых торговых отношений с иностранцами, каждая из сторон пыталась выстроить систему ограничений и привилегий для себя, повышая свою выгоду [1]. Письменные свидетельства о введении ограничений по типу торговое эмбарго относятся к XI-XIII векам [2], в основном, они были направлены на ограничение поставок продовольствия. В дальнейшем, по мере повышения нашими предками продовольственной безопасности, спектр санкций начал расширятся. На основе сложившегося в XIII-XIV веках Ганзейского союза, имевшего при создании сугубо миролюбивые цели, такие как организация и выработка правил торговли и расчетов, обеспечение беспрепятственного мореплавания, возврат утраченных товаров собственнику и т.д., стали вырабатываться элементы протекционизма для своих членов [3]. Например, русским купцам запрещалось использование собственного флота для внешней торговли, имелся ограниченный список доступных для торговли портов в Европе. Для объективности отметим, что ограничения были взаимными и симметричные санкции для иностранных купцов действовали и на территории Новгородской земли.
Дальнейшее расширение применяемых типов санкций можно отметить в средневековом периоде. Например, стремления Ивана Грозного, направленные на найм и перевоз в Россию передовых мастеров-ремесленников, сдерживались усилиями западных стран [4]. Европейские страны опасались импорта технологий и знаний, в основном военного характера.
В дальнейшем, новый виток санкций странами Европы был наложен в 1917 году в виде полного запрета на экономические отношения с СССР [5], что повлекло крах внешнеторговой деятельности и практически полное обнуление экспорта молодого СССР в 1918-1922 гг. Окончательно данная экономическая блокада была прекращена в 1925 г. В 30-е и 40-е годы были различные виды ограничений на внешнюю торговлю с СССР: отказ от расчетов в золоте и денежных единицах, а использование поставок зерна и др. вида сырья для оплаты приобретаемого оборудования и технологий [5]; введение специальных пошлин в США, Франции и Великобритании на асбест, марганец и пиломатериалы [6]. В последующие после Второй мировой войны годы США ограничили поставки
стратегических материалов, оборудования, вооружения в СССР. Помимо этого, США, Европейские страны, Австралия, Япония и д.р. в 1949 г. создали Координационный комитет по экспортному контролю и разработали перечень товаров и технологий, запрещенных к экспорту в СССР и другие соцстраны [6].
В дальнейшем, из-за ограничений на эмиграцию из СССР и вторжение в Афганистан, США и Великобритания применили к СССР новые санкции: ограничили культурный и экономический обмен, запретили экспорт товаров ряда товаров.
После распада СССР значительная часть санкций была снята, однако в первой половине 90-х годов оставались ограничения на поставку в Россию электронных систем, оптических волокон, аэронавигационной техники, реактивных двигателей [7]. В дальнейшем, большинство ограничений было отменено, однако с начала 2000-х санкционное давление стало оказывать на определенные предприятия. Например, в санкционный список попали предприятия, строящие АЭС в Иране, компании Рособоронэкспорта.
Новая волна санкций была наложена в 2014 г., поводом стал конфликт на востоке Украины и присоединение Крыма к РФ. В ответ на эти действия США, ЕС и ряд других стран ввели различные санкции против России [7-9].
В целом, введенные санкции можно квалифицировать по следующим видам:
1. Персональные санкции;
2. Секторальные санкции на отдельные отрасли экономики;
3. Крымский санкционный пакет;
4. Ограничения для физических и юридических лиц, помогающих обходить санкционное давление;
5. Иные ограничения в межгосударственном взаимодействии и социокультурном общении.
По первому пункту санкционные ограничения накладывались на российских политиков; представителей различных органов государственной власти России, Луганской и Донецкой народных республик; отдельных бизнесменов, связанных, по мнению коллективного Запада, с Российской государственной властью. Результатом таких ограничений явилась заморозка активов и собственности включенных в станционный перечень лиц, отказ в выдаче въездных виз и др.
Секторальные санкции на отдельные отрасли экономики имели в основном финансово-технологический характер. Финансовые санкции вылились в сокращение и
последующий запрет кредитования ряда банков и крупных корпораций (например, Газпром, Лукойл, Роснефть и др.), предприятий оборонно-промышленного комплекса России. Также был запрещен оборот ценных бумаг и облигаций подсанкционных предприятий и корпораций на американском рынке, было наложено торговое эмбарго на продукцию ряда предприятий оборонно-промышленного комплекса. Технологический характер санкций накладывал запрет на передачу оборудования и технологий, в основном, для топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России. По мнению авторов, это было должно существенно затормозить развитие ТЭК РФ. Запрещались поставки оборудования и услуг для глубоководной добычи нефти и газа, разведки запасов полезных ископаемых, оборудования и технологий нетрадиционной добычи углеводородов (морские буровые платформы, системы горизонтального бурения, подводное оборудование и др.).Помимо этого, было введено эмбарго на поставки в РФ товаров и технологий двойного назначения, тем самым сделана попытка понизить производственные возможности отечественного ВПК.
Крымский санкционный пакет в основном заключается в запрете инвестиций в проекты на Крымском полуострове, запрет поставок ряда оборудования (для ТЭК, транспорта, телекоммуникаций, добычи природных ископаемых), оказания финансовых, страховых и других видов услуг, запрет выдачи населению въездных виз в США и ЕС.
Четвертый пункт классификации, такой как санкционная пенализация лиц, причастных к обходу санкций, направлен на принуждение соблюдения предыдущих ограничений. Под него попадают различные юридические и физические лица, нарушающие ограничительную политику западных стран, в том числе не являющиеся их резидентами.
Иные ограничения различного рода взаимодействия вылились в отмену участия России в различных международных мероприятиях, временную отмену права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы, отказа от проведения совместных военных учений, сокращение взаимодействия спец. служб и многое другое.
В результате воздействия вышеуказанных санкций в России были отмечены следующие негативные явления. Наблюдался значительный отток капитала, снизились иностранные инвестиции, международными рейтинговыми агентствами были понижены рейтинги страны до негативных значений. В 2014 г. произошла сильная девальвация национальной валюты, резко увеличилась инфляция.
Оценочные результаты действия санкций от экспертов МВФ заключались в падении роста ВВП России на 1-1,5% в 2014-2015 гг., а в среднесрочной перспективе суммарно до 9%. Возникли трудности и с исполнением федерального бюджета, в который пришлось вносить корректировки, привлекать финансирование из Фонда национального благосостояния.
В секторе реальной экономики правительство РФ было вынуждено выделять средства для поддержки предприятий, существенно пострадавших от санкционного давления. Практически все предприятия ТЭК были вынуждены секвестировать свои инвестиционные программы, пересматривать бюджеты. Однако, это нельзя списывать только на последствия санкций - параллельно в это же время отмечалось сильное и продолжительное падение цен на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР), и, следовательно, некоторое ухудшение финансово-экономического положения предприятий ТЭК было обусловлено негативной динамикой на мировых сырьевых рынках.
В целом, влияние санкций 2014 г. можно оценивать двояко. С одной стороны, они, несомненно, замедлили экономический рост России, заставили вводить меры поддержки предприятий, использовать резервы Фонда национального благосостояния и т.д. Однако спустя восемь лет можно отметить и положительные стороны этого процесса: сократился государственный и корпоративный долг, пришло понимание необходимости импортозамещения во многих отраслях, создания суверенной банковской системы, появился драйвер развития отечественного сельского хозяйства и др.
В феврале 2022 г. после признания Россией независимости ЛНР и ДНР и начала специальной военной операции на Украине, США, ЕС и ряд других стран вновь прибегли к санкционному давлению на Россию. Введенные странами Запада рестрикции затрудняют экономическое взаимодействие с РФ и нацелены на разрушение производственных цепочек, финансовой стабильности нашей страны [10, 11]. Для промышленности и населения России возникли новые угрозы, в первую очередь под удар попали предприятия ТЭК, потерявшие годами сформированный и выстроенный рынок сбыта своей продукции.
ТЭК является одной из базовых отраслей РФ. Он является одним из основных источников валютных поступлений в страну, отчисления от работы предприятий ТЭК являются важнейшим источников формирования федерального бюджета РФ и составляют до 40% в общем объеме. Следовательно, важность надёжного и устойчивого функционирования ТЭК необходима как с точки зрения сохранения финансовой
безопасности государства, так и обеспечения социально-экономического развития и жизнедеятельности населения регионов РФ.
На отдельных отраслях, формирующих ТЭК, рассмотрим воздействие введенных в 2022 г. санкций и качественно оценим возможные последствия и перспективы развития ситуации.
Электроэнергетика страны, в основном, не подверглась быстрому влиянию от санкций. Электропотребление в России и регионах в целом демонстрирует тенденцию к росту. Рост потребления за январь-сентябрь в РФ составил 1,8% и составил 806,83 млрд. кВт*ч против 792,31 млрд. кВт*ч за аналогичный период прошлого года. По изменению электропотребления можно проследить экономические проблемы экономики отдельных регионов: отмечается падение электропотребления в Вологодской (-2,9%), Нижегородской (-2,4%), Самарской (-2,9%) и Челябинской областях (0,8) [12]. Смена тренда произошла из-за уменьшения загрузки металлургических заводов и автомобильной промышленности в результате воздействия санкций, а также из-за относительно прохладного лета.
В газовой отрасли наблюдается снижение добычи и экспортных поставок природного газа. За январь-сентябрь 2022 г. добыча природного газа в РФ снизилась на 10,3% и составила 502,8 млрд. кубометров. В основном, падение сформировано за счет ПАО «Газпром» - сокращение добычи составило 17,1%, за первые три квартала 2022 г. добыто 313,3 млрд. кубометров газа. Поставки на экспорт за этот период сократились на 40,4% и составили 86,9 млрд. кубометров газа [13, 14]. В основном падение добычи обусловлено снижением и последующей остановкой поставок по газопроводу «Северный поток», падением объемов прокачки через территорию Украины до 40% от законтрактованных объемов.
Добыча нефти и газового конденсата в РФ за первые девять месяцев увеличилась на 2,8% и составила 397,9 млн.т. [15]. Соответственно, можно сделать вывод, что санкции, ограничивающие морские поставки нефти в ЕС и Британию частично обходятся различными способами, оставшиеся объемы нефти перенаправлены другим потребителям, в основном в Азию.
Добыча угля в РФ за первые девять месяцев сократилась на 1,5% и составила 313 млн.т. [16]. Экспорт угля за первые три квартала составил 147,7 млн.т., что на 9% ниже показателей прошлого года. В основном такая ситуация связана с отказом стран ЕС от закупок отечественного угля с 10 августа 2022г.
Основными ограничениями в ТЭК видятся санкции, затрудняющие функционирование и развитие предприятий отрасли [10, 11]. Большей угрозой видится снижение и остановка поставок нефти трубопроводным транспортом. И хотя объемы экспорта таким способом составляют 1/3 общих поставок в ЕС (остальные 2/3 приходятся на морские перевозки), видится значительно негативное влияние от этого ограничения. Поставки нефти по нефтепроводу Дружба осуществляются в Польшу (276 тыс. б/с), Германию (460 тыс. б/с), Венгрию (162 тыс. б/с), Словакию (124 тыс. б/с), Чехию (100 тыс. б/с). Желание отказаться от российской нефти в декабре 2022 г. декларировали Германия и Польша. Очевидно, что в результате этого объемы прокачки нефти сократятся на 65,5%, что является весьма существенным значением. Перенаправить эти объемы другим потребителям довольно сложно, поскольку портовая инфраструктура и провозные возможности флота все же имеют свои пределы. Поставки нефти, уходившие в ЕС морским путем, возможно относительно легко перенаправить в те страны мира, которые не присоединились к санкциям ЕС, США и других недружественных стран -логистические цепочки поставок нефти на экспорт морским путем относительно простые. В настоящее время отмечается рост поставок российской нефти в Индию, Китай и др. страны Юго-Восточной Азии. Здесь видится проблемой лишь недостаток собственного танкерного флота, а также неразвитость некоторых институциональных составляющих морских перевозок, таких как страхование. Западные страны отказываются страховать танкеры с российским сырьем, поэтому необоримо расширять отечественный рынок подобных услуг.
Большей угрозой экономической безопасности видится планируемое наступление в феврале 2023 г. эмбарго на экспорт в Европу российских нефтепродуктов [10]. Отечественная нефтепереработка в основном была нацелена на этот рынок, до 10% производимого в стране бензина и 50% дизельного топлива поставлялось на эти рынки. Также страны ЕС и США являлись основным потребителем мазута. Здесь ситуация выглядит более пугающей, поскольку заместить такие объемы нефтепродуктов на иных рынках довольно трудно. Страны Юго-Восточной Азии, Китай и др., приобретающие выпадающие поставки нефти, в полной мере обеспечены собственными мощностями нефтепереработки и, следовательно, наше топливо на этих рынках будет востребовано только при значительных дисконтах.
Также существенными видятся ограничения стран ЕС на покупку российского угольного топлива [10], вступившее в действие в августе 2022 г. Относительно неплохие
итоги угольной отрасли по первым трем кварталам сформированы исключительно тем, что европейские потребители делали максимальные запасы до вступления в силу торгового эмбарго. С августа отгрузки в ЕС остановлены и эти объемы угля переправляются другим потребителям. К сожалению, тут основной проблемой оказывается неспособность железнодорожного транспорта обеспечить перевозку грузов на восточном направлении. Сроки реализации мероприятий, направленных на ликвидацию «узких» мест и совершенствование транспортной сети, заложенных в стратегических документах развития отрасли [17, 18], к сожалению, не выполняются.
В общем, если считать, что перед ТЭК стоит задача сохранить объемы экспорта топливно-энергетических ресурсов, то следует развивать внутреннюю инфраструктуру для поставок данной продукции, т.е. увеличивать провозные мощности железной дороги, погрузочные мощности портов, пропускную способность трубопроводного транспорта в направлении новых точек отгрузки, а также фактически создавать с нуля институциональные составляющие элементы обеспечения внешнеторговой деятельности (страхование и т.д.), в частности судоходства.
В случае рассмотрения вариантов переработки нефтегазового сырья внутри РФ и поставок на экспорт уже продуктов высокого передела, то здесь видятся проблемы со строительством соответствующих производств. К сожалению, в ряде технологий отечественная промышленность имеет сильную зависимость от импортных комплектующих, на поставку которых в настоящее время наложены санкции [10, 11]. Введенные во втором, третьем, пятом и шестом пакете санкций ограничения на экспорт в Россию оборудования и технологий для добычи нефти и газа, а также нефтепереработки существенно отражаются на развивающейся в России отрасли производства сниженного природного газа (СПГ). Здесь, к сожалению, санкции бьют по больному месту: у РФ имеется критическая зависимость от оборудования для крупнотоннажных линий производства СПГ. В УрФО на ЯМАЛ СПГ и строящемся Арктик СПГ 2 применяются компрессоры Siemens, турбины Baker Hughes, теплообменники Linde и др., у которых нет пока российских аналогов. Уход данных производителей из РФ поставил вопросы сервиса старых и строительства новых крупнотоннажных линий производства СПГ. УрФО здесь не уникален, в России на технологиях этих производителей строятся Балтийский СПГ в Усть-Луге, Амурский ГХК и ряде других проектов, все из них сейчас испытывают трудности. Согласно Энергетической стратегии [19] к 2035 г. РФ должна начать производить 140 млн. тонн СПГ в год. Очевидно, что данные амбициозные планы сейчас
под угрозой. Невозможность строительства заводов по производству СПГ существенно снижает возможность диверсификации экспортных поставок природного газа, в условиях, когда Европа декларирует отказ от закупок в ближайшие годы.
Также возникают угрозы воспроизводства и поддержания в рабочем состоянии и обновление основных фондов в ТЭК. В предыдущие годы предприятиями ТЭК было приобретено и установлено значительное количество оборудования их недружественных стран. В связи с обострившейся геополитической обстановкой возможны проблемы с обслуживанием и ремонтом данного импортного оборудования. Например, в электроэнергетике нет отечественных образцов газовых турбин большой мощности, поэтому устанавливались импортные агрегаты, их доля в производстве электроэнергии составляет около 15% [20]. Отечественные производители турбин малой и средней мощности также зависят от критически важных импортных комплектующих - объемы импорта частей и компонентов для газовых турбин составляют свыше 250 млн. долл. в год [20]. Соответственно, насыщение отечественной энергосистемы импортными компонентами и агрегатами создало угрозу надёжному и безотказному энергоснабжению в текущих условиях.
В нефтедобыче доля импортного оборудования также довольно велика. Однако, надо отметить, за последние годы отмечается снижение доли зарубежного оборудования с 57% в 2014 г. до 49% в 2020 г. [21]. Наиболее кризисно выглядела нефтегазовая сфера в предыдущее десятилетие, когда по отдельным категориям продукции зависимость достигала 100%. В основном импортируется не освоенное отечественной промышленностью оборудование, либо решения, имеющие лучшие технико-экономические характеристики, нежели отечественные образцы. Угрозой видится уход нефтесервисных западных компаний, таких как Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes и Weatherford. Их доля на рынке была довольно высока, особенно при работах на шельфе, где достигала 85% [22]. В среднесрочной перспективе это создаст определенные затруднения из-за отсутствия современных технологий и приведет к росту себестоимости добычи на некоторых месторождениях, проблемах с освоением трудноизвлекаемых запасов. Однако, не следует воспринимать ситуацию как критическую. В РФ существуют совместные предприятия с данными компаниями, часть оборудования была локализована, имеются отечественные специалисты в данной сфере. Вдобавок, с 2014 года на этот рынок заходят другие производители, например, китайская компания Hilong Group открыла производство в Тюменской и Свердловской областях. Правительство РФ всерьёз занялось
проблемой импортозамещения в экономике и нефтесервисной отрасли, в частности, с 2014-2015 гг., есть определенные результаты.
Выводы: Актуальная социально-экономическая ситуация в России и мире сложилась чрезвычайно напряжённой. Санкции, введенные странами Запада, ограничивают экономическое взаимодействие с РФ, нацелены на разрушение производственных цепочек и финансовой стабильности нашей страны. Мировой энергетический кризис, возникший в результате зеленого перехода, усугубляется введенным эмбарго на российские топливно-энергетические ресурсы. Сформированная десятилетиями успешной работы существующая система энергообеспечения Европы и ряда стран, в настоящее время претерпевает серьезную трансформацию. Стремление европейских стран обеспечить энергетическую безопасность, декарбонизацию и самодостаточность посредством возобновляемых источников энергии, на сегодняшний день не реализовалось в должной мере. В результате разрыва большей части энергетических, логистических и финансовых связей стран Запада и России, отмечается высокая волатильность мировых цен на ТЭР и ряд производных товаров, дестабилизация рынков, кризисные явления в энергоемких отраслях экономики, социальная напряженность. Для промышленности и населения России также возникли новые угрозы, обусловленные санкционным давлением на нашу страну. В первую очередь, под удар попали предприятия ТЭК, потерявшие годами сформированный и выстроенный рынок сбыта своей продукции.
Для нашей страны на сегодняшний день сформирован беспрецедентный пакет санкций. Преодоление имеющихся экономических и институциональных ограничений ТЭК РФ видится большим вызовом на ближайшую перспективу. Полный уход России с мирового рынка ТЭР невыгоден как нам, так и остальным участникам рынка, поэтому следует максимально быстро организовать поставку попавших под действие санкционных ограничений объемов газа, угля и нефти на рынки дружественных стран. Возникшие логистические ограничения на транспортировку ТЭР необходимо последовательно решать преимущественно собственными силами. Развитие судостроительных заводов для создания собственного флота позволило бы поддержать отечественную экономику, положительно сказалось на металлургической и иных смежных отраслях, способствовало снижению безработицы.
Ограничение странами коллективного Запада доступа к технике и технологиям также не является существенным. Имевшаяся в последние годы тенденция к насыщению отечественного производства импортным оборудованием в некоторой части была
сформирована выбором лучшего из возможных вариантов, а также особенностями тендерных закупок. В ближайшем будущем отрасль ожидает использование хорошего отечественного оборудования, совершенствование его до состояния лучшего. Для этого необходимо отслеживать и прогнозировать потребности предприятий ТЭК, реализовывать меры господдержки отечественного машиностроительного комплекса в направлении импортозамещения производственного оборудования, особенно критически важных технологий, например сжижения природного газа, производства газовых турбин и т.д.
Так же для недопущения ситуаций блокирования определенных видов продукции ТЭК впредь, следует решить вопрос глубокой переработки и поставки на экспорт продукции высоких переделов нефте- и газохимии, что даст диверсификацию как предлагаемой к экспорту продукции, так и расширит круг покупателей.
Статья выполнена в соответствии с планом НИР ФГБУН Института экономики УрО РАН.
Список источников
1. Войнов Д.А. Экономические интересы Западной Европы и России: опыт конкурентного противостояния Ганзы и Новгорода // Электронный научный журнал «Век качества». 2015. №3. С. 14-33. [Электронный ресурс]. URL: http://www.agequal.ru/pdf/2015/315002.pdf (дата обращения 23.12.2022).
2. Лаптева Е. В. Средневековые антироссийские санкции к истории вопроса // Актуальные проблемы российского права. - 2015. № 6. С. 22-27.
3. Кулишер, И. М. История русского народного хозяйства / Кулишер И. М. — 3-е изд. — Москва ; Челябинск : Социум, 2020. - 758 с.
4. Фречнер Р. Новые источники о миссии Г. Шлитте // Репрезентация власти в посольском церемониале и дипломатический диалог в XV - первой трети XVIII века. Третья международная научная конференция цикла «Иноземцы в Московском государстве» 19-21 октября 2006 года: тезисы докладов. - М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2006. - С. 144-146.
5. Ханина А.В. Ретроспективный анализ влияния санкций на экономику СССР и российской федерации // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Материалы XXIII национальной научной конференции (с международным участием). Таганрог, 2022 г. с. 215-218.
6. Фомина Э.А. Экономические санкции стран запада по отношению к СССР / Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке: научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2016 год. Апрель-май 2017г. Факультет экономики и финансов. Отделение национальной экономики / под ред. д-ра экон. наук, проф. Т.А. Селищевой. - СПб. Изд-во СПбГЭУ. 2018. - 318 с. с.192-196.
7. Шепелев И.Г., Морозов С.Г. Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом // Экономика, управление, инвестиции. - 2014. - №2(4). - С. 3.
8. Вертакова Ю. В., Положенцева Ю. С., Клевцова М. Г. Санкции в условиях глобализации и их влияние на экономическое развитие России // Экономика и управление. - 2015. - № 10 (120). - с. 24-32. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25448016_44114968.pdf (дата обращения 23.12.2022).
9. Гайсумов А.С., Вазаев Ш.А., Алиев Р.Р. Проблемы, возникшие перед российскими компаниями, против которых были введены санкции 2014 года // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. №29(3). с.124-128.
10. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Информация о введенных санкциях в отношении Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://uslugi.tpprf.ru/ru/sanctions_2022/ (дата обращения 24.11.2022).
11. Путеводитель по санкциям и ограничениям против Российской Федерации (после 22 февраля 2022 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/57750632/ (дата обращения 24.11.2022).
12. Системный оператор Единой энергетической системы, Информационный обзор «Единая энергетическая система России: промежуточные итоги» (оперативные данные) Сентябрь 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.so-ups.ru/fileadmin/files/company/reports/ups-review/2022/ups_review_0922.pdf (дата обращения 24.11.2022).
13. Добыча и поставки газа: итоги девяти месяцев. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazprom.ru/press/news/2022/october/article557276/ (дата обращения 10.12.2022).
14. Добыча газа независимых производителей в России за девять месяцев выросла на 4%. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/10/10/944816-dobicha-gaza-nezavisimih-proizvoditelei (дата обращения 28.11.2022).
15. Росстат. О рынке нефти в январе-сентябре 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/192_23-11-2022.html (дата обращения 27.11.2022).
16. Росстат. Динамика промышленного производства в сентябре 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/185226 (дата обращения 10.12.2022).
17. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035. Утверждена Распоряжением правительства РФ от 27.2021 N3363.
18. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р.
19. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р.
20. Зайцев А.А., Шевко А.А., Малютин П.Н., Сиротин Э.Ю. Энергетическое машиностроение и атомная промышленность России в условиях санкций - возможности переориентации импортных поставщиков и перспективы сотрудничества с Китаем. Отраслевое исследование 01/07/2022. Центр комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://cceis.hse.ru/data/2022/08/01/1675791985/%D0%9E%D 1 %82%D1%80%D0%B0%D1% 81%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D10/o810/oD1%81%D0%B B%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%A 6%D0%9A%D0%95%D0%9C%D0%98%20%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3 %D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B.%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2020 22%20%D0%97%D0%B0%D0%B9%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%B8%20%D0%B4 %D1%80.%2001%2008%2022.pdf с.11-12. (дата обращения 22.12.2022).
21. Основные результаты деятельности Минпромторга России за 2019 и 2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs//otchet_19_20.pdf (дата обращения 24.11.2022).
22. Не забуреть. Западные нефтесервисные компании уходят с рынка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.finam.ru/publications/item/ne-zaburet-zapadnye-nefteservisnye-kompanii-uxodyat-s-rynka-20220321 -203000/ (дата обращения 23.12.2022).
References
1. Vojnov D.A. E'konomicheskie interesy' Zapadnoj Evropy' i Rossii: opy't konkurentnogo protivostoyaniya Ganzy' i Novgoroda // Rlektronny'j nauchny'j zhurnal «Vek kachestva». 2015. №3. S. 14-33. [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.agequal.ru/pdf/2015/315002.pdf (data obrashheniya 23.12.2022).
2. Lapteva E. V. Srednevekovy'e antirossijskie sankcii k istorii voprosa // Aktual'ny'e problemy' rossijskogo prava. - 2015. № 6. S. 22-27.
3. Kulisher, I. M. Istoriya russkogo narodnogo xozyajstva / Kulisher I. M. — 3-e izd. — Moskva ; Chelyabinsk : Socium, 2020. - 758 s.
4. Frechner R. Novy'e istochniki o missii G. Shlitte // Reprezentaciya vlasti v posol'skom ceremoniale i diplomaticheskij dialog v XV - pervoj treti XVIII veka. Tret'ya mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya cikla «Inozemcy v Moskovskom gosudarstve» 19-21 oktyabrya 2006 goda: tezisy' dokladov. - M.: Gos. istoriko-kul'turny'j muzej-zapovednik «Moskovskij Kremf», 2006. - S. 144-146.
5. Xanina A.V. Retrospektivny'j analiz vliyaniya sankcij na e'konomiku SSSR i rossijskoj federacii // Modernizaciya rossijskogo obshhestva i obrazovaniya: novy'e e'konomicheskie orientiry', strategii upravleniya, voprosy' pravoprimeneniya i podgotovki kadrov. Materialy' XXIII nacional'noj nauchnoj konferencii (s mezhdunarodny'm uchastiem). Taganrog, 2022 g. s. 215-218.
6. Fomina E'.A. E'konomicheskie sankcii stran zapada po otnosheniyu k SSSR / Rossiya i Sankt-Peterburg: e'konomika i obrazovanie v XXI veke: nauchnaya sessiya professorsko-prepodavatel'skogo sostava, nauchny'x sotrudnikov i aspirantov po itogam NIR za 2016 god. Aprel'-maj 2017g. Fakul'tet e'konomiki i finansov. Otdelenie nacional'noj e'konomiki / pod red. d-ra e'kon. nauk, prof. T.A. Selishhevoj. - SPb. Izd-vo SPbGE'U. 2018. - 318 s. s.192-196.
7. Shepelev I.G., Morozov S.G. Analiz sankcij protiv Rossii, opredelenie vozmozhnogo ix vliyaniya na razvitie otechestvennogo oboronno-promy'shlennogo kompleksa i promy'shlennosti v celom // E'konomika, upravlenie, investicii. - 2014. - №2(4). - S. 3.
8. Vertakova Yu. V., Polozhenceva Yu. S., Klevczova M. G. Sankcii v usloviyax globalizacii i ix vliyanie na e'konomicheskoe razvitie Rossii // E'konomika i upravlenie. - 2015. - № 10 (120). - s. 24-32. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25448016_44114968.pdf (data obrashheniya 23.12.2022).
9. Gajsumov A.S., Vazaev Sh.A., Aliev R.R. Problemy', voznikshie pered rossijskimi kompaniyami, protiv kotory'x by'li vvedeny' sankcii 2014 goda // Estestvenno-gumanitarny'e issledovaniya. - 2020. №29(3). s.124-128.
10. Torgovo-promy'shlennaya palata Rossijskoj Federacii. Informaciya o vvedenny'x sankciyax v otnoshenii Rossijskoj Federacii. [Rlektronny'j resurs]. URL: https://uslugi.tpprf.ru/ru/sanctions_2022/ (data obrashheniya 24.11.2022).
11. Putevoditef po sankciyam i ogranicheniyam protiv Rossijskoj Federacii (posle 22 fevralya 2022 g.). [Rlektronny'j resurs]. URL: https://base.garant.ru/57750632/ (data obrashheniya 24.11.2022).
12. Sistemny'j operator Edinoj e'nergeticheskoj sistemy\ Informacionnyj obzor «Edinaya e'nergeticheskaya sistema Rossii: promezhutochny'e itogi» (operativny'e danny'e) Sentyabr 2022 goda. [Rlektronny'j resurs]. URL: https://www.so-ups.ru/fileadmin/files/company/reports/ups-review/2022/ups_review_0922.pdf (data obrashheniya 24.11.2022).
13. Dobycha i postavki gaza: itogi devyati mesyacev. [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.gazprom.ru/press/news/2022/october/article557276/ (data obrashheniya 10.12.2022).
14. Dobycha gaza nezavisimy'x proizvoditelej v Rossii za devyaf mesyacev vy'rosla na 4%. [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/10/10/944816-dobicha-gaza-nezavisimih-proizvoditelei (data obrashheniya 28.11.2022).
15. Rosstat. O ry'nke nefti v yanvare-sentyabre 2022 goda. [E'lektronny'j resurs]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/192_23-11-2022.html (data obrashheniya 27.11.2022).
16. Rosstat. Dinamika promy'shlennogo proizvodstva v sentyabre 2022 goda. [Rlektronny'j resurs]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/185226 (data obrashheniya 10.12.2022).
17. Transportnaya strategiya Rossijskoj Federacii do 2030 goda s prognozom na period do 2035. Utverzhdena Rasporyazheniem pravitekstva RF ot 27.2021 N3363.
18. Strategiya razvitiya zheleznodorozhnogo transporta v RF do 2030 goda. Utverzhdena Rasporyazheniem Pravitefstva RF ot 17 iyunya 2008 g. № 877-r.
19. E'nergeticheskaya strategiya Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda. Utverzhdena Rasporyazheniem Pravitefstva RF ot 09.06.2020 N 1523-r.
20. Zajcev A.A., Shevko A.A., Malyutin P.N., Sirotin E\Yu. Knergeticheskoe mashinostroenie i atomnaya promy'shlennosf Rossii v usloviyax sankcij - vozmozhnosti pereorientacii importny'x postavshhikov i perspektivy' sotrudnichestva s Kitaem. Otraslevoe issledovanie 01/07/2022. Centr kompleksny'x evropejskix i mezhdunarodny'x issledovanij NIU
VShE\ [Rlektronny'j resurs]. URL:
https://cceis.hse.ru/data/2022/08/01/1675791985/%D0%9E%D1%82%D1 %80%D0%B0%D1 % 81%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B B%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%A 6%D0%9A%D0%95%D0%9C%D0%98%20%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3 %D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5..%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20 2022%20%D0%97%D0%B0%D0%B9%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%B8%20%D0% B4%D1%80.%2001%2008%2022.pdf s.11-12. (data obrashheniya 22.12.2022).
21. Osnovny'e rezuftaty' deyatefnosti Minpromtorga Rossii za 2019 i 2020 gody\ [Elektronny'j resurs]. URL: https://minpromtorg.gov.rU/common/upload/files/docs//otchet_19_20.pdf (data obrashheniya 24.11.2022).
22. Ne zaburef. Zapadny'e nefteservisny'e kompanii uxodyat s ry'nka. [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.finam.ru/publications/item/ne-zaburet-zapadnye-nefteservisnye-kompanii-uxodyat-s-rynka-20220321 -203000/ (data obrashheniya 23.12.2022).
Для цитирования: Пыхов П.А. Топливно-энергетический комплекс России в условиях санкционных ограничений // Московский экономический журнал. 2022. № 12. URL: https://qie.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskii-ekonomicheskij-zhurnal-12-2022-51/
© Пыхов П.А, 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 12.