труда участников разработки от заданной длительности и коэффициента сокращения срока создания изделий.
При выходе по срокам создания изделия за пределы Т1 (Тр < Т1) единый процесс НИР заменяется параллельной разработкой альтернативных НИР, дублирующих друг друга по конечному результату [5-7].
Количество увеличения вариантов В выражается степенной функцией от коэффициента сокращения сроков (К1с) К1с = Т1/Тр, т.е. В = (К1с^, где q > 0. Отсюда стоимость создания изделия за время Тр можно определить как
S2 = S1*B = S1(К1с)q,
где S1 - стоимость создания изделия за время Тр, рассчитанная без увеличения числа разрабатываемых вариантов (для приближенных расчетов q = 1).
Соотношение между Т0 и Т1 выводится из следующих соображений: при уменьшении Т0 разрыв между Т0 и Т1 сокращается, в пределе Т0 = 0, Т1 = Т0. Для проектов с Т0 = 20 лет Т1 < 5 лет, Т0 = 10 лет Т1 < 3 года. Тогда имеем:
Т1 = [0,2(Т0 - 10) + 3]*(1 - е-То),
где Т1 и Т0 исчисляются в годах (при Т0 > 4 второй сомножитель равен 1).
Проведем расчет создания изделия при следующих исходных данных: Т0 = 6 лет; S0 = 10 млн. руб.; к1 = 0,7; N0 = 25 чел.; Тр = 1,5 года.
Применив вышеуказанные формулы, имеем: Кред = Т0/ Тр = 6/1,5 = 4.
По номограмме или данным приложения 4 [1] получаем: сav = 0,424.
Подставляя cav в формулу исходные данные, получаем:
51 = k1S0/cav + S0(1 - kl) = S0[1 + k1(1 - cav) / cav] =
= 10[1 + 0,7(1 - 0,424)/0,424] = 19,7 млн. руб.
По формуле Ш^реал = cav/K ред имеем численность персонала:
^еал= Ш*Кред^= 25*4/0,424 = 238 чел.
По формуле f1(T0) = Т1 = 0,2(T0 - 10) +3]*(1 - e-To) = 0,2(6 - 10) + 3 = 2,2 года. Так как Тр < Т1, то следует учесть рост числа разработки вариантов.
К1с = Т1/Тр = 2,2/1,5 = 1,45;
52 = S1*B = S1(K1^q = 19,7*1,45 = 28,5 млн. руб.;
^еал = N1(K1^q = 238*1,45 = 345 чел.
Отсюда вытекает, что сокращение времени создания изделия вчетверо потребует увеличения затрат примерно втрое, а трудоемкости - в 3,5 раза.
Сравнивая экономический эффект от ускорения создания изделия с затратами на его разработку в разные временные сроки, можно находить экономически целесообразную границу сокращения сроков создания изделия.
Литература
1. Сторожук А.В. Моделирование и вариантное прогнозирование развития техники. - М.: Машиностроение, 2005. - 252 с.
2. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Системы гибридного интеллекта. Экономика. Управление. Образование. - М.: Высшая школа, 2008. - 546 с.
ДУАЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЛИЯНИЯ САНКЦИИ НА РАЗВИТИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Исмагилова Л.А.
Уфимский государственный авиационный технический университет, Профессор, заведующий кафедрой экономики
предпринимательства
Будник Е.Е.
Филиал Уфимского государственного авиационного техническиого университета, к.э.н., доцент
Россия
THE DUALISTIC ASPECT OF THE IMPACT OF SANCTIONS ON THE DEVELOPMENT OF FUEL AND ENERGY COMPLEX OF RUSSIA
Ismagilova L.A., Ufa State Aviation Technical University, Professor, Head of Department of Business Economy Budnik E.E., Ufa State Aviation Technical University branch in Ishimbay, Assistant professor
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности функционирования топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Российской Федерации в условиях санкционных возмущений. Комплексная оценка экономических результатов деятельности ТЭК представлена с позиций системной значимости ТЭК для экономики страны и регионов. Выдвигается и обсуждается положение о двойственном (дуалистическом) эффекте санкционных возмущений, который вызывает не только отрицательные последствия, но и создает побудительные мотивы реструктуризации экономики.
ABSTRACT
The article discusses the features of the functioning of the fuel and energy complex (FEC) of the Russian Federation in the conditions of sanctions. Energy Integrated assessment of economic performance is presented from the Sandpoint of sy^emic importance for the economy of fuel and energy complex of the country and regions. It is put forward and discussed the situation on the dual (duaMic) effect of sanctions, which not only causes negative effects, but also creates motives of economic reflructuring.
Ключевые слова: Россия, ТЭК, дуалистический эффект, импортозамещение
Keywords: Russia, FEC, duali^ic effect, import sud^itution.
Введение
В современных экономических условиях, когда развитие России происходит под влиянием санкций, возникает необходимость внесения изменений в систему управления российской экономикой. В период действия санкций экономика
страны - объекта санкционного давления - это совершенно иная система, которая нуждается в четких методах регулирования и предсказуемых результатах управления. Традиционные программные подходы к управлению экономикой в условиях экономики санкций не могут решить проблему ку-
пирования их отрицательных последствий. При этом особое значение приобретают санкции, введенные в отношении топливно-энергетического комплекса России как связующей отрасли экономики, в значительной степени определяющей возможности будущего развития России. Системный анализ влияния санкций в отношении ТЭК, проведенный в настоящей работе, позволяет оценить последствия санкционного воздействия как на экономику России в целом, так и на страны - санкционеры.
Проблеме оценки влияния санкций на экономику стран посвящено значительное количество трудов как российских, так и зарубежных авторов, в которых представлен, главным образом, ретроспективный анализ практики их применения в различных странах. Систематизация и анализ научной литературы позволил выявить, что в исследованиях последних лет не уделяется должного внимание вопросам системного отражения характера действия санкций на ключевые виды экономической деятельности. При этом следует отметить, что в трудах российских и зарубежных ученых экономические санкции рассматриваются как факторы формирования кризисных явлений и ограничений, выступающих источниками и предпосылками деформации и разрушения экономических систем. Возникновение возмущений положительной направленности и формирование позитивных эффектов, как правило, находится вне поля зрения авторов.
В отличие от общепринятой трактовки в настоящем исследовании выдвигается тезис о дуалистическом характере санкций, и делается попытка рассмотрения управленческих решений по их задействованию в практике управления. Санкции рассматриваются не только с позиций ограничений и дисбалансов в экономических системах, но и в большей степени с мотивационных и стимулирующих позиций.
Цель работы - исследовать многофакторное отрицательное влияние санкций, введенных в отношении ТЭК, на экономику России в целом, а также выявить факторы парирования возмущений. Для этого необходимо:
- выявить направления влияния энергетических санкций на другие сферы экономики России;
- определить способы описания и формализации дуалистического характера санкций и их последствий в энергетическом секторе, как РФ, так и странах - инициаторах санкционных воздействий.
Исторический анализ санкций в СССР
Как отмечалось выше, в соответствии с наиболее распространенной трактовкой, санкция - это действие одного субъекта, который намерен оказать влияние на поведение другого субъекта путем увеличения или уменьшения его ценностных показателей [21, с.890]. Существуют несколько иных подходов к трактовке понятия «санкция». В юридической трактовке санкции представляют собой меру ответственности субъектов за нарушение установленных норм и правил [12, с.9]. С экономической точки зрения, санкции являются «элементами нетарифных барьеров в торговле», применяются для дестабилизации финансово-экономической системы и ориентированы на достижение определенных политических целей [30]. С позиции международных экономических отношений, санкции вводятся с целью ослабления позиций правительства страны - объекта санкци-онного давления в связи с растущим недовольством среди населения [23,24]. Санкции могут проявляться в форме эмбарго, бойкота, блокады [8]. Кроме того, Аа1Ю Р. и Forsberg Т. считают, что международные санкции формируют не
только ограничения, но и возможности геополитического развития [20].
Если обратиться к истории вопроса, то первые санкци-онные решения были приняты в 30х годах 20 века в отношении СССР в части запрета на ввоз советских товаров на западный рынок (лес, пиломатериалы, нефть и проч.). Также была введена так называемая «золотая блокада», означающая запрет на прием золота из СССР как средство оплаты импорта. В 80х годах 20 века были введены технологические и финансовые ограничения в СССР [8].
В настоящее время санкции являются инструментом политической борьбы и ориентированы на смену политических режимов в странах, а также превращаются в экономическую войну между странами [27]. Так на сегодняшний день сформировались новые экономические центры, расположенные в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ряд стран Латинской Америки. России в последнее время также приобретает геополитическую значимость. В этих условиях США и присоединившиеся страны ЕС ведут конкурентную борьбу за лидерство на мировой арене.
Первые санкционные решения против РФ весной 2014 г. были введены по инициативе США после проведения референдума в Крыму. Официально причиной продления действия санкций является, как считают эксперты в США и ЕС, эскалация вооруженного конфликта на востоке Украины [7,28]. Первоначально санкции распространялись только на физических лиц, входящих в состав правящих и бизнес-элит, а позже были ведены так называемые секторальные санкции. В этих условиях важно исследовать влияние санкций на экономику страны - объекта санкционного воздействия, ее субъектов, что позволит выработать управленческие решения и обеспечить их экономическую безопасность.
Особо значимым является исследованию санкций против энергетического сектора, так как ТЭК - это системно связующее звено в цепи межотраслевых взаимодействий в экономике любой страны. ТЭК обеспечивает энергетическими ресурсами потребности всех отраслей экономики России, а также удовлетворяет потребности зарубежных покупателей. Поэтому создание условий для поддержания экономической безопасности страны в условиях действия санкций в энергетическом секторе является приоритетной задачей государства
Характеристика топливно-энергетического комплекса РФ
Доля ТЭК в ВВП за 2015 г. составляет 27%, доля ТЭК в экспорте - 63%, доля нефтегазовых доходов в бюджете составляет 43%, доля занятых в ТЭК - 3,6% от общей численности занятых [5]. В ТЭК сосредоточена значительная масса инновационных разработок и проектов.
ТЭК России представлен следующими отраслями:
- газовая промышленность - 266 предприятий;
- нефтяная промышленность - 292 компании;
- атомная промышленность - 10 АЭС;
- угольная промышленность - 249 предприятий
-электроэнергетическая промышленность - (37 тепловых
электростанций и 9 мини-ТЭЦ, 13 гидроэлектростанций, 2 ветропарка).
О динамичности развития топливно-энергетического комплекса России свидетельствуют последние статистические данные в части динамики производства и экспорта основных видов энергоресурсов - нефти, газа, угля (таблица 1).
Добыча и экспорт сырой нефти имеет положительную динамику. Так за 2015 г. темп роста добычи сырой нефти по сравнению с 2013 г. составил 2%. Низкие темпы роста показателей обусловлены действием макроэкономических
Динамика показател
факторов (инфляция, динамика курса доллара, ценами на нефть) и осложнением внешнеполитической обстановки. В целом Россия сохраняет свои позиции на уровне 12% мировой добычи нефти [17].
Таблица 1
й развития ТЭК России
Показатель 2013 2014 2015
Добыча нефти, млн. т. 523,4 526,7 534
Экспорт нефти, млн.т. 235,0 221,3 241,8
Добыча газа, млрд. куб.м. 668,2 641,9 635,5
Добыча угля, млн.т. 352,1 358,2 373,4
Экспорт угля, млн.т. 140,0 154,8 156
Source: MiniSry of Energy (2015a)
За последние года себестоимость добычи нефти возросла, что связано с затратами в самом технологическом процессе извлечения сырья, увеличением налоговой нагрузки и пошлин, повышением затрат на транспортировку и общим инфляционным ростом цен. В результате в условиях действия санкций высокая себестоимость и низкие цены на нефть снижают эффективность добычи, переработки и экспорта нефтяного сырья.
Доля России по добыче газа, занимаемая на мировом рынке, сократилась вдвое по причине открытия новых месторождений в Иране, Катаре, Туркменистане. В развитии экспортных поставок угля преобладает «восточный вектор»: Корея, Китай, Япония. Доля российского экспорта угля в мировом объеме по данным за 2014г. составляет 11%, что соответствует третьей позиции после Индонезии и Австралии [17, с.49].
В соответствии с энергетической стратегией России на период до 2035 года должны быть реализованы такие энергетические проекты как:
- строительство нефтетрубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан»;
- освоение газовых ресурсов и формирование газотранспортной системы на Востоке России (проекты «Северный поток», «Северный поток -2»;
- запуск Ванкорского нефтегазового месторождения и Бованенковского газового месторождения;
- выход российского сжиженного природного газа новые продуктовые рынки, а именно на азиатские рынки.
Несмотря на установленные в стратегии амбициозные цели, в отрасли имеется ряд «хронических» проблем, сдерживающих ее развитие. Во-первых, требуется обновление изношенных основных производственных фондов ТЭК с целью их замены на новые, обеспечивающие повышение энергоэффективности производства. Во-вторых, проведение всесторонней модернизации, способствующей сокращению технологического отставания и развитию производства продукции с высокой долей добавленной стоимости. В-третьих, ускорение сроков отдачи инвестиций в ТЭК, которые характеризуются длительным сроком окупаемости от 8 до 15 лет.
Мощная ресурсная база на востоке России открывает возможности для расширения взаимоотношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Россия планирует к 2035 г. увеличить экспорт нефти и нефтепродуктов в страны АТР в два раза, газа - в 6-8 раз [19]. Россия сегодня ориентирована на поставки энергоресурсов на восток, но проевропейские связи также входят в круг интересов энергетиков, хотя объемы поставок Европу сокращаются в связи
с нарушением договорных отношений. Развитию восточного направления способствует реализация «Энергетической стратегии», в которой заложены принципы и мероприятия по развитию энергетического сектора страны в целях обеспечения устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения и содействия укреплению внешнеэкономических позиций страны
Россия - единственная из крупнейших субъектов глобального энергетического рынка имеет существенный избыток производства энергоресурсов над потреблением, который по итогам 2014г. составил 624 млн.тонн энергоресурсов (в 2004г. - 535 млн.тн.э.), что в 1,5 раза больше, чем аналогичный показатель ведущего производителя нефти -Саудовской Аравии [2,с.8]. Существует мнение, что энергетическая мощь России представляет угрозу для государств, которые являются покупателями ее нефти и газа, особенно для стран бывшего СССР [26, с.142]. В этом свете введение санкций может способствовать дестабилизации энергетического сектора России, как опорного для развития экономики страны и, как следствие, ослаблению ее геополитического положения.
Санкции топливно-энергетического комплекса России
Функционирование ТЭК России происходит в динамичных экономических условиях, нестабильной внешнеполитической обстановке, при которой угрозы экономических санкций затрудняют реализацию энергетических проектов и разработку стратегических планов развития. Реализуемые в настоящее время экономические санкции имеют четко выраженную отраслевую ориентацию, что «свидетельствует об их направленности на ключевые отрасли российской экономики - нефтегазовую, атомную промышленность, ВПК и банковский сектор» [3, с.32].
Основные санкционные ограничения в российской экономике, в том числе в ТЭК, введенные в 2014г. [15,16]:
- запрет на совершение долгосрочных операций с ценными бумагами компаний, оказавшихся в санкционных списках, и ограничение доступа к рынкам капитала;
- запрет на оказание услуг по разработке и добыче нефти на глубоководье, морских и арктических месторождениях. Перечень запретов конкретизируется буровыми, геофизическими, геологическими, логистическими и управленческими услугами;
- запрет на поставку компьютерных и современных картографических технологий, которые могут быть использованы как в гражданской, так и в оборонной промышленности (технологий двойного назначения);
- ограничения на поставку технологий и оборудования, которые предназначены для освоения шельфовых месторождений.
Экономические санкции в целом негативно воздействуют на экономику страны. Следует согласиться с мнением многих экспертов, что наиболее сильное влияние на технологическое развитие России оказывают трудности в энергетическом взаимодействии со странами ЕС и США [6,30]. «Эта угроза, при всей её серьёзности, может быть преодолена за счет активизации технической и промышленной политики России» [1, c.9].
Влияние энергетических санкций в настоящем исследовании рассматривается в трех плоскостях:
1) непосредственное влияние на ТЭК, так как они затрудняют внутреннее развитие энергетические предприятий и осложняют имеющиеся проблемы;
2) косвенное влияние на все другие виды экономической деятельности и предприятия, являющиеся потребителями продукции ТЭК;
3) внешнее влияние, проявляющееся в ответных реакциях на действия стран - инициаторов санкций.
Изучение многоаспектности санкционных решений и их последствий позволяет сформировать системные представления о характере влияния санкций в отношении ТЭК на экономику России. Это способствует выработке научно-обоснованных решений по регулированию экономики, выявлению болевых точек и купированию действия санкций.
Непосредственное влияние энергетических санкций ощущают на себе такие компании ТЭК как «Газпром», «Газпромнефть», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Транснефть» и «Сургутнефтегаз». Из-за запрета поставок оборудования «Газпром-бурение» прекратило разведку новых месторождений. Особенно сильно почувствовали на себе влияние ограничений новые проекты по освоению Арктики [9]. Технология добычи нефти и газа в России сложная, ресурсы трудноизвлекаемы, и поэтому без специального оборудования практически невозможно обеспечивать большие объемы добычи. А в условиях ограничений по импорту технологий и оборудования процесс еще усложняется, некоторые проекты по разработке шельфов приостанавливаются, откладываются на неопределенный срок.
Одно из главных последствий экономических санкций это недостаток финансовых ресурсов компаний ТЭК, что вызывает торможение и свертывание новых приоритетных инвестиционных проектов, направленных на развитие и модернизацию производства. Так, иностранные инвесторы ограничены в своих возможностях по размещению средств в России, а у отечественных банков нет возможности привлечь европейские кредитные ресурсы. Приостановлены совместные проекты по разведке шельфовых месторождений с американской компанией ExxonMobil, норвежской компанией NorthAtlanticDrilling и проч.
ТЭК является энергетическим локомотивом страны, поскольку снабжает энергоресурсами всю промышленность страны, а также социально-экономическую сферу экономики. Энергоресурсы потребляются всеми объектами промышленного и непромышленного назначения, поэтому их бесперебойная поставка является важной задачей в обеспечении экономической и национальной безопасности страны. В таком ключе ограничения в ТЭК могут негативно отразиться на развитии рынков других видов экономической деятельности. Как было отмечено выше, в последние годы
производство энергоресурсов в России превышает их потребление, поэтому имеется некоторый запас, позволяющий нивелировать конъюнктурные колебания, вызванные негативными последствиями санкционных ограничений. Но без активных и обоснованных решений по развитию ТЭК и управлению экономикой данный запас не способен парировать влиянию санкций.
Внешнее влияние энергетических санкций проявляется в нарушении экономических связей с зарубежными партнерами. Зарубежные компании, такие как «Halliburton», «Shell», «Schlumberger», «Baker Hughes» и др., работающие в России и оказывающие сервисные услуги отечественным нефтяным компаниям, вынуждены сворачивать свою деятельность, получая при этом убытки. Так, на основе анализа динамики роста экспорта ЕС в различные страны подтверждает то, что из-за нарушения отношений с Россией у стран ЕС возникли трудности во внешней торговле и они вынуждены изменять структуру экспортного рынка [29]. Аналогичные по характеру потери несет и Россия, поскольку услуги зарубежных сервисных компаний позволяют снижать затраты и использовать новейшие технологии добычи сырья.
Например, Германия зависит от импортных поставок газа. Только на 14% собственная добыча обеспечивает потребности страны в данном виде сырья. Главными экспортерами газа и нефти в Германию являются: Россия, доля поставок которой составляет около 40% по каждому виду топлива; Норвегия - 35% по газу и 10% по нефти. Ответной реакцией на ущемление интересов российского ТЭК является сокращение экспорта углеводородов в ЕС, что формирует угрозы энергетической безопасности как для России, так и для стран ЕС. Это подчеркивает двойственный характер энергетических санкций, когда страны - санкционеры сами страдают от принятых ограничительных мер в отношении страны - адресата.
Для преодоления санкционных ограничений в текущий момент российские компании выходят на новые азиатские рынки, прежде всего китайские. С учетом сохранения санкций в будущем правительством запущена программа им-портозамещения, которая стимулирует производство собственных разработок и отечественных аналогов импортных технологий и оборудования, положительные результаты которой могут быть достигнуты уже в ближайшие 2-3 года.
Дуалистический характер санкций и политика импорто-замещения
Мнения относительно характера и эффективности влияния санкций на экономику России различны. Несомненно, что компании, попавшие в санкционные списки, непосредственно ощущают на себе негативный эффект санкций. В целом же, на неблагоприятное развитие экономики России оказали влияние не столько сами санкции, сколько неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках нефти, курс валюты и внутренние факторы развития экономики [30,c.4]. Санкции позволили высветить проблемные зоны в отечественной промышленной и инновационной политике. Критической зоной оказалась зависимость от импорта технологий в ряде отраслей экономики, таких как, ТЭК, машиностроение, приборостроение, добывающая промышленность.
Для решения данных проблем разработана программа импортозамещения, ориентированная на стимулирование развития науки, собственного производства санкционной продукции с высокой добавленной стоимостью. Задача им-
потозамещения не ориентирована на замену любыми способами импортных товаров отечественными, ее основное назначение состоит в том, чтобы «наладить массовый выпуск именно качественной российской продукции, причём по приемлемой, экономически обоснованной цене, способной на равных конкурировать с зарубежными аналогами, как на внутреннем, так и на внешнем рынках» [13].
На развитие импортозамещения в целом крупнейшими отечественными энергетическими компаниями будет потрачено к 2020 г. 8-10 млрд. руб. В Энергетической стратегии - 2035 установлено, что доля импорта в закупках предприятий ТЭК к 2035 г. должна составлять не более 15% [19, с.44]. Следовательно, увеличение доли отечественных технологий и оборудования обеспечит повышение качества конечной продукции ТЭК, создание рабочих мест, поступление налогов в бюджет.
Министерство энергетики РФ начало разработку автоматизированной информационной системы «Технологии и проекты импортозамещения». Данная система предназначена для оперативного мониторинга процесса импото-замещения в ТЭК в части отслеживания состояния рынка оборудования, технических устройств, комплектующих технологических процессов и принятия управленческих решений [11].
Оценка
На Национальном нефтегазовом форуме (март, 2015 г.) было озвучено 12 направлений по импортозамещению в ТЭК, среди которых [10]:
-технологии наклонно-направленного бурения, гидроразрыва пласта;
- производство насосно-компрессорного оборудования;
- шельфовые проекты,
- гибкие насосно-компрессорные трубы и ряд других.
Из этого следует, что особенностью антироссийских
санкций является их двойственный или дуалистический эффект. Дело в том, что в настоящее время складывается ситуация, когда введенные ограничения, с одной стороны, вызывают нестабильность в экономике и ее ведущих отраслях, а с другой - формируют условия для быстрого решения выявленных проблем. Российским нефтяным компаниям удалось задействовать снижение курса рубля для наращивания объемов производства в сентябре 2015 г. до рекордных за весь постсоветский период 10,74 млн. бочек в сутки (+0,4% по сравнению с августом 2014 г.) [14]. В таком ключе санкции выступают «как мотиваторы зарождения положительных эффектов», для развития предприятий, других отраслей экономики [3, с.32].
Аналитическая оценка дуалистического эффекта санкций в ТЭК основана на сопоставлении потерь, вызванных прямым влиянием ограничений и получаемых преимуществ (выгод) от их действия.
Таблица 2
эффекта санкций в ТЭК
Наименование 2014 2015 Изменение
Прирост Темп роста %
Нефтяная отрасль
Добыча нефти и га- 526,7 534,1 7,4 1,4
зового конденсата,
млн.т.
Поставка нефти на 221,3 241,8 20,5 9,3
экспорт, млн.т.
Капитальные вложе- 986 1081 95 9,6
ния в нефтедобычу,
млрд. руб.
Инвестиции в нефте- 823,1 1037,1 214 26,0
переработку, млрд.
руб.
Проходка в бурении: 19825 22152 2327 11,7
эксплуатационное,
тыс.м.
Проходка в бурении: 994 818 -176 -7,7
разведочное, тыс.м.
Добыча на шельфах
Шельф Балтийского 427 394 -33 -7,7
моря, тыс.т.
Шельф Черного моря, 61 51 -10 -6,4
тыс.т.
Шельф Печерского 263 870 607 230,8
моря, тыс.т.
Шельф Каспийского 1460 1662 202 13,8
моря, тыс.т.
Шельф Охотского 13960 16062 2102 15,1
моря, тыс.т.
Континентальный 16,2 19 2,8 17,3
шельф, тыс.т.
Количество вводимых 13 27 14 107,7
и реконструируемых
установок, ед.
Газовая отрасль
Добыча газа, млрд. 641,9 635,5 -6,4 -1,0
куб.м.
Экспорт газа, млрд. 181,1 192,5 11,4 6,3
куб.м.
Производство нефте- 40,6 44,1 3,5 8,6
газохимического
сырья, млн.т.
Переработка нефте- 9,5 10,9 1,4 14,7
химического сырья,
млн.т.
Чистый импорт круп- 0,9 0,2 -0,7 -77,8
нотоннажных полиме-
ров, млн.т.
Инвестиции в модер- 439,4 608,4 169 38,5
низацию газонефте-
химических про-
изводств, млрд.руб.
Угольная отрасль
Добыча угля, млн.т. 358,2 373,4 15,2 4,2
Экспорт угля, млн.т. 154,8 156 1,2 0,8
Электро энергетика
Установленная мощ- 240,3 243,2 2,9 1,2
ность, ГВт
Электропотребление, 1040,4 1036,4 -4 -0,4
млрд.кВт/ч
Выработка электроэ- 1047,4 1049,9 2,5 0,2
нергии, млрд.кВт/ч
Источник: [17]
Согласно данным Министерства энергетики РФ за 2015 г. (таблица 2) основными потерями в ТЭК, которые связаны с действием санкций, являются:
- замораживание проектов по освоению новых нефтяных месторождений, что проявляется в снижении прохождения разведочного бурения на 176 тыс. м;
- сокращение добычи по некоторым шельфовым проектам на 43 тыс. т. по причине действия технологических ограничений.
Задачей правительства является купирование отрицательных эффектов санкций и развитие положительных результатов их влияния. Изучение особенностей функционирования экономики в условиях санкций, оценка их дуалистических эффектов и принятия обоснованных решений по конвертации их действия, должна поддерживаться использованием специального инструментария моделирования [4].
Выводы и предложения
В настоящее время экономическая система России развивается в условиях разнонаправленного характера влияния санкций: от выявления потерь до формирования положительных эффектов. Применение инструментария когнитивного системного моделирования является науч-
но-обоснованной базой для выработки решений по управлению экономикой в условиях действия санкций.
Краткосрочное влияние санкций на экономику оценивается прогнозом Мирового банка по снижению ВВП на 2015 и 2016 гг., соответственно, на 3,8% и 0,7%. [31]. Введенные санкции формируют систему ответных реакций, которые ориентированы на адаптацию, защиту и в некоторых случаях на приспособление к новым экономическим условиям [8, с.149].
Статистические данные подтверждают наличие положительного дуалистического эффекта санкций в отраслях ТЭК. Ключевые параметры развития ТЭК за время действия санкций находятся в положительной зоне и превышают имеющиеся потери. Поэтому настоящий анализ подтверждает тот факт, что, «технологические санкции на экономике пока не сказались: они были направлены на сокращение потенциала добычи трудно извлекаемой нефти, а не против текущей добычи, которая находится на рекордном уровне» [16].
Проведенный анализ особенностей функционирования экономики в условиях санкций позволил выявить двойственный характер санкций и определить возможности развития ТЭК и экономики России в целом.
Литература
1. Aalto, P., & Forsberg, T. (2015). The Sructuration of Russia's geo-economy under economic sanctions. Asia Europe Journal, pp.1-17.
2. Baldwin, D. (2015). Sanctions in Political Science. International Encyclopedia of the Social &Behavioral Sciences (Second Edition), pp. 890-892.
3. Kim, Y., & Blank, S. (2015). US shale revolution and Russia: shifting geopolitics of energy in Europe and Asia. Asia Europe Journal, №13(1), pp.95-112.
4. Kuvalin, D., & Moiseev, A. (2015). Russian enterprises at the end of 2014: Adju^ment to crisis developments in the national economy and views on the consequences of economic sanctions // Economy and Enterprises Studies on Russian Economic Development , № 26(3), pp. 295-315.
5. Naghavi, A., & Pignataro, G. (2015). Theocracy and resilience again& economic sanctions. Journal of Economic Behavior and Organization, №111, pp.1-12.
6. Neuenkirch, M. & Neumeier, F. (2015). The impact of UN and US economic sanctions on GDP growth. European Journal of Political Economy, №40, pp.110-125.
7. Newnham, R. (2011). Oil, carrots, and Sicks: Russia's energy resources as a foreign policy tool. Journal of Eurasian Studies, № 2(2), pp.134-143.
8. Newnham, R. E. (2013). Pipeline politics: Russian energy sanctions and the 2010 Ukrainian elections. Journal of Eurasian Studies, №4(2), pp.115-122.
9. OxenSierna, S. (2014). Russia's defense spending and the economic decline. Journal of Eurasian Studies. Journal of Eurasian Studies Volume 7, Issue 1, January 2016, pp. 60-70.
10. Priede, J., & Pereira, T. (2015).European Union's Competitiveness and Export Performance in Context of EU -Russia Political and Economic Sanctions. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 207, pp. 680-689 URL:http://www. sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815052714
11. Shirov, A. , Yantovskii, A. , & Potapenko V. (2015). Evaluation of the potential effect of sanctions on the economic development of Russia and the European Union. Studies on Russian Economic Development, 26(4), pp. 317-326.
12. World Bank. The World Bank Commodity markets outlook. URL: http://pubdocs.worldbank.org/pubdocs/public doc/2016/1/874761453766994105/CM0-Jan-2016-Special-Focus.pdf (дата обращения 26.08.2016).
13. Глобальная энергетика и геополитика (Россия и мир) /под ред. д.э.н. Шафраника Ю.К. - М.: ИД «Энергия», 2015 - 88 с.
14. Иванов А.С. Мировая энергетика на пороге 2016 года - в эпицентре политических осложнений и экономических неурядиц / А.С. Иванов, И.Е. Матвеев // Журнал Бурение и нефть. - 2016. №1. - с.8-12.
15. Исмагилова Л.А. Дуалистичность эффектов санк-ционных воздействий на экономику России /Л.А. Исмаги-лова, Л.В. Ситникова // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7-9. С. 32-35.
16. Исмагилова Л.А. Системное моделирование экономики региона в условиях принудительных возмущений /Л.А. Исмагилова, Е.Е. Будник // Управление экономикой: методы, модели, технологии: материалы XV Международной научной конференции. В 2 т. Т.2. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 2015. - 243 с.
17. Итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2015 году. Задачи на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс] // Министерство энергетики России URL: http://minenergo.gov.ru/ node/4436 (дата обращения 24.07.16.)
18. Карамян О.Ю. Технологическое развитие российского топливно-энергетического комплекса под влиянием экономических санкций / О.Ю. Карамян, К.А.Чебанов, Ж.А. Соловьева // Современные проблемы науки и образования.-2015.-№1.- с. 326.
19. Коломейцева А.А. Возможные последствия экономических санкций ес и сша для энергетической отрасли России/ А.А. Коломейцева //Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 8.- С. 104-116.
20. Машкин Н.П. Антироссийские торгово-экономические санкции Запада как средство конкурентной борьбы США против России / Н.П. Машкин // Сибирский международный. - 2015. - №17.- с.142-158
21. Международные санкции ударят по российской энергетике [Электронный ресурс] //Независимая газета. 2014. 12 сентября. URL: http://www.ng.ru/ideas/2014-09-12/5_ sanktsii.html (дата обращения 12.08.16).
22. Минпромторг и Минэнерго определили 12 приоритетных направлений по импортозамещению в ТЭК [Электронный ресурс] // МИНПРОМТОРГ России URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!minpromtorg_i_ minenergo_opredelili_12_prioritetnyh_napravleniy_po_ importozameshheniyu_v_tek (дата обращения 24.08.16.)
23. Минэнерго России приступило к созданию автоматизированной информационной системы «Технологии и проекты импортозамещения» [Электронный ресурс] // Министерство энергетики России URL: http://minenergo.gov.ru/ node/3793 (дата обращения 24.07.16.)
24. Мусаткина А.А. Понятие и виды санкций правовых норм // Общество и человек.- 2010.- № 1 (1). С. 9-14.
25. Путин разъяснил смысл импортозамещения [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. 2015. 25 ноября. URL: http://regnum.ru/news/economy/2020104.html (дата обращения: 14.08.2016).
26. Рынок нефти: сирийский синдром [Электронный ресурс] // Нефтегазовая вертикаль URL: http://www.ngv.ru/ ngv-technology/rynok-nefti-siriyskiy-sindrom (дата обращения 19.08.16).
27. Санкции против России. Список [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. 2014. 29 апреля. URL: http:// www.aif.ru/dontknows/actual/1159761 (дата обращения: 12.08.2016).
28. Счет на миллиарды: что произошло с экономикой за два года санкций [Электронный ресурс] // РБК. 2016. 20 января. URL:
http://www.rbc.ru/economics/20/03/2016/56eeb0869a79476 3d60f8dfb (дата обращения 24.08.16.)
29. ТЭК-2014. [Электронный ресурс] // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a75451.pdf (дата обращения: 12.08.2016).
30. Фальцман В.К. Импортозамещение в ТЭК и ОПК // Вопросы экономики. 2015. -№1 - С. 116-124.
31. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года [Электронный ресурс] // Министерство энергетики России URL: http://minenergo.gov.ru/node/1920 (дата обращения 24.07.16.)