Научная статья на тему 'Томск - счастливый город'

Томск - счастливый город Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Псахье Сергей Григорьевич

Об инновационной деятельности Томского научного центра РАН рассказывает председатель президиума Псахье С.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Псахье Сергей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tomsk is the happy city

Chairman of the presidium Psakhie S.G. Says about innovation of Tomsk Scientific Center RAS.

Текст научной работы на тему «Томск - счастливый город»

ТОМСК — с ПСАХЬЕ >>

счастливый город

Интервью с Сергеем Псахье, председателем президиума томского научного центра со ран

— сергей Григорьевич, расскажите об инновационной деятельности Томского научного центра ран.

— главная задача этой деятельности — вовлечение результатов научных исследований в хозяйственный оборот. В прежнее время с этой функцией справлялся Бэсплан. Теперь же административных мотиваций для внедрения новой техники нет. Административный ресурс сохранился по оборонной тематике, где он действует из соображений целесообразности. Все иное, что напрямую не связано с обороной, рассчитывает, в основном, на собственное силы.

Помогает общий инновационный климат Томской области. Администрация, в частности, выделила средства на создания при университетах офисов трансфера технологий, и теперь на эти структуры можно опираться. С учетом американского опыта — мне довелось поработать около года в университете Северной Каролины — мы выстраиваем «инновационную лестницу», которая поднимает на рынок результаты фундаментальных и прикладных исследований. Этот вывод требует ресурсов — интеллектуальных, финансовых, человеческих — какие в структуре академических институтов не предусмотрены. На первой ступеньке эти работы поддерживают гранты — в том числе областной администрации и Фонда Бортника — фонда поддержки малых предприятий научно-технической сферы. Программа «Старт» фонда сыграла и играет большую роль в развитии российских технологий. Дело не только в деньгах гранта, позволя-

ющих провести целый комплекс необходимых работ: защитить интеллектуальную собственность, создать или подойти к созданию опытного образца, обучить персонал, спланировать мелкосерийное производство — дело в своеобразном бизнес-ликбезе для разработчиков. Отрабатывая гранты, они знакомятся с законами рынка, правилами отчетности. При этом начинается активный поиск инвесторов и партнеров.

Если же этот этап успешно пройден, мы выходим на горизонт федеральной целевой программы. Ее средства уже позволяют перейти от опытно-промышленного производства к малой серии. На этой стадии уже необходимо привлечение людей из бизнеса.

В федеральной программе, в которой инвестиции бюджета и бизнеса составляют 50 на 50%, совершается следующий шаг по инновационной лестнице — шаг к крупному производству в масштабах страны.

И наконец, чтобы выйти на международной рынок, нужны уже сотни миллионов рублей, сильные предпринимательские качества и маркетинговый опыт.

— Каковы основные риски?

— Просто показать товар и не занять с ним ниши на рынке — в этом случае идею продукта просто перехватят. Появление на рынке перспективного товара обычно означает некоторый прорыв, создание бренда, захват своей рыночной ниши в короткие сроки. В кооперации с «Роснанотехом» такое в принципе возможно.

— Расскажите о ваших нанопроектах.

— Переход от любых НИР в любой сфере производства представляет собой системную проблему, которою нельзя разрешить без помощи государства. Инвестиции бюджета в подобных случаях возвращаются в виде рабочих мест, налоговых поступлений, увеличения экспортного потенциала региона. Все это особенно справедливо для нанотехнологий, поскольку ситуация с ними сложнее. Наноиндустрия находится в процессе становления и сегодня еще не имеет развитого рынка — как, скажем, химические технологии.

Несколько наших проектов находятся в середине «лестницы», к завершению близок один, над которым сегодня работаем с «Роснанотехом». Работа с госкорпорацией отлична от работы по федеральной целевой программе, поскольку корпорация отчетливо ориентируется на создание высококонкурентного продукта с крупной рыночной нишей. При этом акцент делается прежде всего на правильную организацию бизнеса. В рассматриваемом проекте — запуске микробиологического фильтра для воды — «Роснанотех» выступает основным инвестором и организатором бизнеса. Проект развивается с той ступени, до которой мы дошли со своими идеями, наработками, кадрами и первоначальными инвестициями компании «Сибстрой».

— Пожалуйста, краткий SWOT-анализ академических проектов...

— Их сильная сторона — хорошая фундаментальная база. Она дает

запас прочности, возможность совершенствовать предложенные продукты, развивать новые приложения, не позволяя конкурентам перехватить инициативу на рынке. Слабая сторона — недостаточное чувство отрасли. В прежние времена в работе ученого был такой этап — взаимодействие с отраслевыми институтами, знакомство с отраслевыми регламентами. Сегодня сфера отраслевой науки резко сократилась. В результате неоправданно много времени тратится на адаптацию разработки к возможностям производителя и запросам рынка. Высок риск недооценки какого-либо фактора. Нефтегазовые корпорации или, например, РЖД свои отраслевые институты имеют, «Роснанотех» — нет.

К факторам риска можно отнести отсутствие системы выхода на рынок и нехватку ресурсов для этого важнейшего шага. Причем одними деньгами, даже большими, задачу не решить, а у «Сименса», нашего конкурента, есть и система выхода, и ресурсы...

Мы можем сделать рыночный продукт, обозначить нишу, и остаться ни с чем. Помимо продукта нужен и сопровождающий его сервис. Хочу подчеркнуть — если каждый проект будет выводить свои продукты «с нуля», скорость вывода будет низкой. И низкая скорость предопределит неудачу.

— сегодня страны Общего рынка сшА и япония имеют бюджеты исследовательских программ по нанотехнологиям в диапазоне от двух до трех миллиардов евро. можно ли уйти в отрыв при относительном равенстве бюджетов и человеческих ресурсов?

— Это ведь интегральные деньги, которые относятся к разным исследованиям, к проектам разной степени разработки. Поэтому прорывы на отдельных проработках возможны. Если же у вас денег меньше, их надо вкладывать в перспективные направления, где уже есть заделы, и надо помнить, что наш капитализм — просто мальчик по сравнению с капитализмом наших конкурентов! Поэтому пре-

жде всего — концентрация на прорывных направлениях, а уже потом на деньги, заработанные там, можно будет поднимать предприятия второго эшелона.

— каким вам видится взаимодействие регионов в инновационной сфере?

— Семилетний опыт Томской области в целом положителен и может быть востребован в других российских регионах. Его результаты испытаны временем. Мне кажется, мы можем «поставлять на экспорт» и томскую систему подготовки кадров для инновационной деятельности. Накоплен опыт взаимодействия академической и вузовской науки, опыт взаимодействия академических институтов и университетов с предпринимательской средой. крупные компании действительно взаимодействуют с академическими институтами и вузами — и дело не только в размещении заказов на исследования, а в формировании общих интересов, общности целей.

Что еще есть в Томске по нанотехнологиям? Можно сказать об электронных устройствах сверхвысоких частот, о проекте по созданию отечественной элементной базы — он идет в сотрудничестве с Новосибирским институтом проводников. Ведутся работы по наноструктурным покрытиям с высокой твердостью. Использование этих технологий из аэрокосмической промышленности для изготовления инструментов, различных штампов в разы увеличивает их ресурс. это также «экспортноспособные» технологии Томской области. Есть интересные разработки в области химии нефти, представляется, что практически в любом научном центре есть перспективные разработки; вопрос в том, как перевести научный потенциал в товар.

— Во всем мире наука развивается преимущественно в университетах, возможен ли «дрейф» академической науки в вузы?

— А как вы себе это представляете? Бесспорно, надо развивать вузовскую науку, и она будет до-

полнять академическую. У каждой из них свои сильные стороны. Вузовская сильна взаимодействием с молодежью, кадровой подпиткой, академическая — тем, что может нацелить десятки ученых на решение конкретной задачи. кроме того, академическая наука — это обычно серьезная научная школа. Еще никто не установил, каким образом научные школы рождаются, известно только, что складываются они десятилетиями. Можно долгое время вкладывать в науку большие деньги — и не факт, что получите научную школу, а погубить ее просто — как человека, которого достаточно лишить воздуха на несколько минут... Сегодня около 150 сотрудников нашего научного центра преподают в вузах, в них нами открыто 15 кафедр.

Томск — счастливый город, он был в стороне, им меньше командовали, у него сохранилась способность к саморазвитию. Вероятно, он способен быть хорошей экспериментальной площадкой для отработки различного рода проектов взаимодействия. Надо смотреть цели каждого такого проекта, его задачи и искать оптимальные варианты.

Научный центр РАН совместно с Томским политехническим уни-

■ У плана Томской ТВЗ

■ На встрече с руководителем госкорпорации Роснанотех Леонидом Меламедом

верситетом создал участок по нанотехнологиям. Студенты могут приходить и разбираться, чтобы узнать и, что называется, прочувствовать технологические процессы. Можно отметить, что научный центр в Новосибирске и Новосибирский университет во многом схожи с томскими и имеют впечатляющие результаты своего взаимодействия. Разница лишь в том, что Новосибирский университет создавался под академический Научный центр, а мы выстроили взаимодействие с независимыми университетами.

— Еще раз о ваших отношениях с «роснанотехом».

— Работа по оформлению соглашения с ним завершается, однако еще не определены в деталях разграничения функции и ответственности, системы возврата инвестиций, не определены доли в бизнесе. Роснанотех войдет в уставной капитал и обеспечит долговременные кредиты на льготных условиях. По своему уставу «Роснанотех» не может иметь более 49% в каком-либо биз-

наноиндустрия в томской области: общие цифры

1. Общий объем финансирова-

ния, ежегодно привлекаемого на развитие нанотехнологий в Томской области, составляет 6. более 30 млн. евро, в расчете на одного жителя Томской области это 40 долларов США (для сравнения: на Тайване — 7.

10 долларов)

2. Ежегодный объем научных исследований по контрактам в об- 8. ласти нанотехнологий — около

9 млн. евро.

3. В 2007 году объем услуг и продаж продукции в сфере нанотехнологий превысил 15 млн. евро.

4. В 2008 году создано 3 совмес- 9. тных производства с партнерами из Словении, Вьетнама и Израиля.

5. Томск входит в число городов — мировых лидеров по количеству научных публикаций в

области нанотехнологий (источник: Web of Science — Science Citation Index).

Экспорт малых серий нанопродукции осуществляется в Германию, США, Японию, Канаду, Южную Корею и другие страны В университетах Томска — ТГУ, ТПУ и ТУСУР созданы центры нанотехнологий.

Ежегодная подготовка специалистов по нанотехнологиям в организациях НОК Томской области составляет: 200 выпускников университетов, защита 25 кандидатских и докторских диссертаций.

В 2008 году открыта магистерская программа для получения двойных дипломов по нанотехнологиям совместно Томского политехнического университета с Техническим университетом Берлина.

несе. Неясно так же — как и кому он будет впоследствии продавать свою долю. Представляется, что все эти вопросы скорее техничес-

кие, поскольку принципиальные договоренности достигнуты и Роснанотех уже существенно вложился в этот проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.