УДК: 008:159.963.3
ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ В КУЛЬТУРЕ И СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЕРИОД РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА (II - IV ВВ.)
© 2015 Ю.В.Кузнецова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева. Саранск
Статья поступила в редакцию 18.12.2014
Статья посвящена рассмотрению проблемы интерпретации сновидений в период раннего христианства (II - IV вв.). Автор, анализируя патристику (II - IV вв.), выявляет происходившую трансформацию отношения к сну и сновидениям в сочинениях раннехристианских апологетов: от интереса до неприятия. Ключевые слова: сновидение, толкование сновидений, период раннего христианства, христианская оней-рология.
Христианство первых веков сталкивается с рядом культурных явлений, среди которых следует особо выделить сновидения. Отношение к сновидениям в Средние века представляется достаточно неоднородным, меняясь от поощрения интереса ко снам, до полного неприятия онейрологической проблематики. Разобщенность взглядов на источники сновидений и их интерпретацию во времена раннего христианства (II - VII вв.) затрудняет выделение общей направленности традиции их толкования. Однако, несмотря на скудно представленные теоретические выкладки, именно данный период ознаменован созданием сложных онейрологических классификаций, которые уже не вписываются в двузначную, характерную для античной традиции систему «истинно-ложно».
Трансформацию взглядов раннего христианства на сновидения рассматривает Жак Ле Гофф в одной из глав своей книги «Средневековый мир воображаемого». Автор анализирует причины зарождения недоверия и негативного восприятия сновидений и, как следствие, разработки христианами новой типологии, новой теории и нового поведения по отношению к снам и их интерпретации.
Период со II по IV вв., то есть вплоть до признания христианства официальной религией, отношение христиан к сновидениям и их толкованиям Ле Гофф определяет как интерес, затем как беспокойство и, наконец, как неуверенность.
Во II - III вв. христиане проявляют живейший интерес к сновидениям, что подтверждается многочисленными текстами, где сны упомина-
Кузнецова Юлия Викторовна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры культурологии и этно-культуры. E-mail: [email protected]
ются, в основном, в связи с главными событиями в жизни христианина того времени: обращением, общением с Богом и мученичеством 1.
Обращение в христианство в данный период часто связывается со сном. Так Ориген придает особое значение посланиям, содержащимся в сновидениях, указывая на то, что многие язычники были обращены в христианскую веру именно через сны. Он пишет в трактате «Против Цельса»: «Многие обратились словно бы против своей воли, будто какой-то дух внезапно изгнал из их сердец ненависть к христианскому учению и вселил решимость умереть за него, послав им видение или сон. Я знаю немало тому примеров»2. Однако, следует отметить, что позже учение Оригена, включая его взгляды на сновидения, было осуждено и названо еретическим.
В отличие от других религиозных учений в христианской традиции снам, как способу общения с Богом, отводится менее важная роль, так как особо близкие к Богу люди, согласно христианской вере, способны получать божественные послания и в состоянии бодрствования. Тем не менее, первоначально для христианина сон или видение являются возможностью напрямую вступить в общение с Богом. «Почти всякому известно, что Бог открывает себя людям чаще всего
1 Кузнецова, Ю.В. Культурологические исследования сновидений в системе наук о человеке (теории сновидений в доиндустриальную эпоху) / Ю.В.Кузнецова // Известия Самарского научного центра РАН. -2014. -Том 16. - № 2(3). - С. 748; Кузнецова, Ю.В. Культурологические исследования сновидений в системе наук о человеке (теории сновидений в ХХ в.) / Ю.В.Кузнецова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - Том 16. - № 2(4). - С. 1004 - 1006.
2 Ориген. О началах. Против Цельса / Ориген. - СПб.:
Библиополис, 2008. - С. 213.
Кул ьтурология
через сновидение» — утверждает первый христианский теоретик учения о сновидениях Тертуллиан3. Его взгляды на природу, особенности и источники снов представляют немалый интерес в силу своей неординарности для того времени и в силу оригинальности выводов, которые делает он о Боге и душе, основываясь на своей концепции. В самом начале своего трактата «О душе» Тертуллиан подчеркивает необходимость сформулировать христианское учение о сновидениях. Сновидение он называет одним из побочных проявлений состояния сна, работа которого зависит от побуждений души, пребывающей в вечном движении. Тертуллиан, опираясь на античную традицию, предлагает переработанную в духе христианской доктрины типологию сновидений, в основе которой лежит источник их возникновения:
1. «Разумеется, в большинстве своем сны посылают демоны. Среди них встречаются добрые демоны, время от времени посылающие сновидения «правдивые и полезные», но чаще всего сновидения бывают «пустые, обманчивые, беспокойные, похотливые и нечистые» — пишет Тертуллиан4. При этом он подчеркивает отсутствие вины человека, совершающего во сне под влиянием демонов неблагонравные поступки.
2. Относясь с долей подозрения к сновидениям, Тертуллиан верит в существование пророческих снов, посылаемых Богом, в том числе и язычникам, утверждая, что их видение является неотъемлемым свойством человека: «Ужель найдется в роду человеческом чужак, который бы ни разу не видел правдивого видения?»5. Прекрасный знаток «языческой» культуры, Тер-туллиан перечисляет целый ряд пророческих сновидений, известных по рассказам греков и латинян.
3. Отдельной категорией сновидений Тертул-лиан называет сны, которые душа под влиянием обстоятельств посылает самой себе. При этом он излагает условия порождения сновидений самим человеком, его душой или телом, которые включают позу спящего, характер питания сновидцев, степень их опьянения и т.п.
4. В качестве условий, активно воздействующих на сновидения, Тертуллианом признаются климатические и астрологические влияния.
5. Вычленяет Тертуллиан и особую форму сновидений, связанных с экстазом.
3 Тертуллиан. О душе / Тертуллиан. - СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. - С. 78.
4 Тертуллиан. О душе. ...- С. 151.
5 Тертуллиан. О душе. ... - С. 152.
Взгляды первого христианского теоретика сновидений на путешествие душ во время сна разнятся с традиционными представлениями в большинстве религиозных учений. Он отрицает возможность того, что во время сна душа покидает тело и путешествует по Земле, другим мирам или в неком мистическом пространстве. Однако, будучи приверженцем идеи о раздельном сосуществовании души и тела, признает большую роль сновидения в доказательстве бессмертности души. Тертуллиан поддерживает и положение об универсальном характере сновид-ческих способностей людей, распространяя сно-видческий опыт на все человечество.
Присутствие в каждом христианине Бога -через сны и видения, особенно через высшую форму сновидения, которой многие христиане считают экстаз, - является, согласно, святому Киприану, постоянным. «Вот почему божественная цензура карает наши недостатки и ночью и днем. Ночью Святой Дух дарует нам видения, а днем наполняет нас детской невинностью, погружающей нас в экстаз и позволяющей нас узреть, услышать и облечь в предостережения и наставления, коими удостаивает нас Господь»6. Однако Киприан, обходя стороной вопрос о связи между видением и сновидением, призывает христиан отвратится от сна и упражняться в постоянном бдении: «Стряхнем же и разорвем путы сна и станем упорно и с усердием молиться, как предписывает апостол Павел: «Молитесь настойчиво и, молясь, бдите.»7. Таким образом, начинает вырисовываться оппозиция между молитвой и сном, а, следовательно, и сновидением.
Подобные взгляды на сны можно обнаружить у Климента Александрийский в сочинении «Педагог». Автор характеризует сон, как «брата смерти», время самозабвения, когда человек не владеет собой и не может приносить никакой пользы. Превознося состояние бодрствования, как наиболее желанное для Бога, он проповедует: «Блаженны бодрствующие во имя Божие: они уподобляются тем из ангелов, которых мы называем Стражами»8. Отрицая ценность сна для души, Климент, тем не менее, допускает существование вещих снов, которые, однако, нужно уметь правильно истолковать: «Отсюда возникают вещие сны, если их правильно обсудить,— прекрасные сочетания мыслей, потому что во сне свойственна душе трезвенность; она за это вре-
6 Ле Гофф Ж Средневековый мир воображаемого. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. - С. 338.
7 Ле Гофф Ж Средневековый. ... - С. 339.
8 Климент Александрийский. Педагог. - М.: Учебно-информац. экуменич. центр ап. Павла, 1996 - С. 176.
мя не бывает порабощена телесными желаниями и сама с собой лучше совещается»9.
В новой иерархической структуре сновидцев особое место отводится совершенному христианскому герою, то есть мученику, который достоин, получать божественные видения. Ярким примером может служить рассказ о видениях мучеников Перепетуи и Сатура в «Мученичестве святых Перепетуи и Фелицитаты». В тексте, авторство которого приписывают Тертуллиану, идет речь о пяти видениях, полученных в темнице Перепетуей и ее товарищем Сатуром. Эти повествования о сновидениях-видениях отличаются двумя особенностями. Подчеркивается, что, во-первых, мученики достойны видений и, во-вторых, Перепетуя, благодаря своим заслугам, имеет право просить видение, получать его и беседовать с Богом. Перепетуя видит возносящуюся к небу лестницу, со всех сторон утыканную мечами, у подножия которой лежит дракон. Сатур помогает Перепетуе подняться по этой лестнице и приводит ее в большой сад, где Перепетую встречает одетый в белое пастух, который дает ей поесть кусок сыра. Она понимает, что их ждет мученичество. В двух следующих снах содержатся первые наброски того отсека потустороннего мира, который позже станет Чистилищем. А накануне мученичества перед Перепету-ей в загадочном видении предстает сражение, ожидающее ее на следующий день; только сражаться ей предстоит не против зверей, а против самого Дьявола. Наконец, Сатур, также заслуживающий вещего сна, видит себя вместе с товарищами, вступающими в Рай10.
Христианские авторитеты очень рано начали приписывать дар сновидений еретикам. Ле Гофф пишет: «Следующим после Иуды великим изгоем среди христиан стал Симон Волхв, первый еретик в Самарии (Деяния Апостолов, VIII, 9— 25). Так, в своем Трактате против ереси (конец II в.) святой Ириней назвал Симона Волхва и его сторонников «напускающими сны» («Они прибегают к помощи... демонов, именуемых спутниками и сопровождающими сны», — пишет отец Аделен Руссо в новом переводе трактата)»11. Святой Иустин Философ, один из основоположников христианской философии, также расценивал сновидения, как орудие дьявольских сил: «Но я предваряю вас — остерегитесь, чтобы демоны, на которых я уже указывал, не обольстили вас и не отклонили даже принять и понять слова наши. (Ибо они стараются держать вас в рабстве и служении, и то через сновидения, то через магические очарования пленяют всех, кто ни мало не старается о спасении своем)»12.
Таким образом, можно отметить, что в раннехристианской патристике (II - IV вв.) прослеживается не только определенная эволюция взглядов на сны (от интереса до неприятия), но и намечаются направления развития сновидче-ской проблематики на этапе формирования основных христианских догматов (IV - VII вв.): вопрос об источниках сновидений, типологические классификации снов и др.
9 Климент Александрийский. Педагог. ... С. 178.
10 Ле Гофф Ж Средневековый. ... - С. 339.
11 Ле Гофф Ж Средневековый. ... - С. 340.
12 Святой мученик Иустин Философ. Творения. - М.: Благовест, 1995. - С. 102.
THE INTERPRETATION OF DREAMS IN CULTURE AND HUMAN SCIENCES IN THE PERIOD OF EARLY CHRISTIANITY (II - IV CENTURIES)
© 2015 J.V.Kuznecova°
Ogarev Mordovia State University
The article is devoted to consideration of the problem of dream interpretation in early Christianity (II - IV centuries). The author, analyzing the Patristics (II - IV centuries), reveals the unfolding transformation of the attitude to sleep and dreams in the writings of the early Christian apologists: from interest to rejection. Keywords: dream, interpretation of dreams, the period of early Christianity, Christian oneirology.
Julia Viktorovna Kuznecova, Doctor of philosophy, Associate Professor of Department of cultural studies and ethnic culture. E-mail: [email protected]