Научная статья на тему 'Толкование положений уголовного закона об ответственности за несообщение о преступлении'

Толкование положений уголовного закона об ответственности за несообщение о преступлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕДОНЕСЕНИЕ / НЕСООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / ТЕРРОРИЗМ / MISPRISION / FAILURE TO REPORT A CRIME / CRIMINAL LIABILITY / CRIMINAL LAW / TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крутикина Ю. А.

В статье идет речь о проблемах законодательной регламентации и практики применения ст. 205.6 УК РФ «Несообщение о преступлении». Выражена авторская позиция по вопросам совершенствования законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpretation of the Criminal Law Provisions on Liability for Failure to Report a Crime

The paper considers the problems of legislative regulation and practice in application of the article 205.6 in the Criminal Code of the Russian Federation, which is called “Failure to report a crime”. The author’s position on improvement of the legislation is formulated.

Текст научной работы на тему «Толкование положений уголовного закона об ответственности за несообщение о преступлении»

Толкование положений уголовного закона об ответственности за несообщение о преступлении

Ю. А. КРУТИКИНА,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]

Interpretation of the Criminal Law Provisions on Liability for Failure to Report a Crime

Yu. A. KRUTIKINA,

Adjunct of the 3rd Faculty (Training Research and Teaching Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

В статье идет речь о проблемах законодательной регламентации и практики применения ст. 205.6 УК РФ «Несообщение о преступлении». Выражена авторская позиция по вопросам совершенствования законодательства.

Недонесение, несообщение о преступлении, уголовная ответственность, уголовный закон, терроризм.

УДК 343.232:316.773.3

The paper considers the problems of legislative regulation and practice in application of the article 205.6 in the Criminal Code of the Russian Federation, which is called "Failure to report a crime". The author's position on improvement of the legislation is formulated.

Misprision, failure to report a crime, criminal liability, criminal law, terrorism.

В настоящее время терроризм превратился в одну из наиболее опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических, уголовно-правовых и иных проблем, с которыми столкнулось человечество.

В целях усиления мер, направленных на борьбу с терроризмом, законодатель в июле 2016 г. внес ряд изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ), среди которых установил уголовную ответственность за несообщение о преступлении.

Несообщение о преступлении или, как именовалась данная норма в уголовном законе до принятия действующего УК РФ, недоносительство, хорошо известно советскому уголовному законодательству, в котором, в отличие от ст. 205.6 УК РФ, устанавливалась уголовная ответственность за совершение не только преступлений террористической направленности, но и ряда иных преступлений общеуголовной направленности.

В Общей части УК РСФСР 1960 г. оговорено, что собой представляет недоносительство, указано, что ответственность за недоносительство установлена статьями Особенной части кодекса, а также приведен перечень лиц, уголовная ответственность за недоносительство для которых не наступает. В статьях Особенной части УК РСФСР был дан перечень преступлений, за недонесение о которых наступала уголовная ответственность. Согласно ст. 88.1 и ст. 190 УК РСФСР к ним относились: государственные преступления (измена Родине, шпионаж, террористический акт и т. д.) и иные преступления общеуголовной направленности (против жизни, собственности и т. д.), исчерпывающий перечень которых закрепляла ст. 190 УК.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. изначально не содержал каких-либо норм о недоносительстве, хотя в первом проекте УК РФ 1992 г. [2] подобная статья была предусмотрена в следующей редакции: «Несообщение о достоверно известном готовящемся или со-

вершенном тяжком или особо преступлении...», однако из последующих проектов и принятого УК РФ она была исключена.

Ряд ученых, к примеру Н. И. Ветров, Ю. И. Ляпунов, М. Н. Голоднюк, в поддержку законодателя высказывали мнение, что «недонесение поглощается соучастием или укрывательством» [3], следовательно, не требует своего отдельного включения в закон. По мнению А. А. Оболени-нова, учитывая современный арсенал научных и технических возможностей правоохранительных органов, нет никакой необходимости обязывать граждан к доносительству [5].

Представляется, что причиной отказа законодателя от уголовной ответственности [1] за недонесение о преступлении, при принятии УК РФ, явилась общая гуманная линия государства и сильная негативная эмоциональная «окрашенность» недоносительства.

Однако глобализация террористических угроз [4] поставила, в том числе и перед нашим государством, задачу расширить круг уголовно-правовых мер, направленных на борьбу с терроризмом, одной из которых стала введенная в УК РФ норма о несообщении.

Ст. 205.6 УК РФ говорит о наступлении уголовной ответственности в случаях несообщения в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое, по достоверно известным сведениям, готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, перечисленных в статье.

При анализе диспозиции названной нормы обращают на себя внимание названные органы власти, в которые необходимо передать сведения о преступнике. В соответствии с Конституцией РФ государственная власть осуществляется на основании разделения на: законодательную, исполнительную и судебную, которые, в свою очередь, также подразделяются на органы государственной власти федерального, республиканского, краевого, регионального и т. д. значения. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако следует заметить, что в соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане имеют право на обращение как в государственные органы, так и в органы местного самоуправления. А поскольку законодатель в ст. 205.6 УК РФ не конкретизировал органы власти, то у правоприменителя вполне обоснованно может возникнуть вопрос о том, следует ли привлекать лицо к уголовной ответственности за несообщение о преступлении, если оно передало информацию не в органы, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлениях,

а, к примеру, в органы местного самоуправления либо должностному лицу какого-либо органа власти и т. д.

Буквальное толкование указаний закона, в данном случае, приведет к чрезмерному сужению круга органов, в которые лицо может передать сведения о преступнике или преступлении, что представляется нецелесообразным. В реальности лицо может обратиться и к вышестоящему начальнику, и в органы местного самоуправления. Представляется, что в таких случаях действия лица не должны быть квалифицированы как несообщение о преступлении.

Кроме того, в УК РФ не установлен какой-либо срок, в течение которого надлежит передать информацию в полномочные органы о лице (лицах), которое готовит, совершает или совершило какое-либо преступление или вообще о готовящемся или совершенном преступлении.

Между тем определение временного промежутка, в течение которого следует сообщить о преступлении, играет важную роль в выполнении органами государственной власти функций по уголовно-правовой охране не только отдельной личности, но и всего общества и государства в целом, от преступных посягательств, равно как и их предупреждению.

К тому же действующий уголовный закон, как и большинство его предшественников, не различает несообщение о готовящемся либо об уже совершенном преступлении. Однако на протяжении всего периода развития законодательства об уголовной ответственности за недонесение как правоприменители, так и ученые практически единодушно высказывались о большей общественной опасности несообщения о готовящемся преступлении, нежели об уже совершенном. Потому совершенно очевидно, что о готовящемся преступлении следует передать информацию незамедлительно, в целях принятия полномочными органами своевременных мер к предупреждению преступного деяния. Но с законодательной точки зрения разницы нет. Отсюда можно сделать вывод, что сообщение о преступлении необходимо сделать в максимально короткие сроки после получения информации о нем. Полученная информация должна позволить либо предотвратить совершение преступления, либо способствовать скорейшему раскрытию преступления, установлению виновного и вынесению справедливого наказания.

Несвоевременной, как представляется, будет передача информации о совершенном преступлении в ходе допроса, когда лицо уже получает процессуальный статус, например свидетеля.

Однако и нецелесообразно привлекать такое лицо к уголовной ответственности за несообщение о преступлении, хотя формально все основания имеются. Еще одним вариантом несвоевременного сообщения можно считать случаи, когда преступление раскрыто и виновник основного преступления уже изобличен правоохранительными органами.

Таким образом, передача информации в надлежащие органы должна быть своевременной

и создающей реальные условия для предупреждения преступления, либо скорейшего его раскрытия и изобличения виновного, т. е. в максимально короткие сроки. В каждом конкретном деле необходимо выяснить причины и мотивы несвоевременного информирования официальных органов и в зависимости от полученных данных принимать решение о привлечении лица к ответственности за несообщение о преступлении.

Список литературы:

1. Актуальные проблемы уголовного права: учеб. пособие / А. А. Гречихин [и др.]. М., 2016.

2. Всероссийская правовая газета «Юридический вестник». 1992. Октябрь. № 20 (22).

3. Голоднюк М. Н. Вопросы развития законодательства о преступлениях против правосудия // Вестник Московского университета. Право. 1996. № 6.

4. Лапунова Ю. А., Голяндин Н. П. Распространение идеологии экстремизма и терроризма в киберпространстве: проблемы и пути их решения // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3 (43).

5. Оболенинов А. А. Укрывательство преступлений: перспективы развития законодательного регулирования // Российский юридический журнал. 2014. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.