Социологические науки
УДК 316
ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК СОЦИАЛЬНО-
ГУМАНИТАРНАЯ ЦЕННОСТЬ
Д.Д. Серебровская, Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Нижний Новгород, Россия), e-mail: [email protected] М.Е. Репин, Управление МВД России по г.Н.Новгороду (Нижний Новгород, Россия),
e-mail: [email protected] М.А. Полушкин, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),
e-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье речь идет о современном мире, где мы практически каждый день слышим о проблеме экстремизма, в существовании которого важную роль играет молодое поколение. В качестве одного из подходов преодоления этой проблемы предлагается формирование толерантных установок у молодёжи.
Ключевые слова: экстремизм, максимализм, молодежь, толерантность, терпимость, проблема, менталитет.
TOLERANCE IN YOUTH ENVIRONMENT AS SOCIAL AND HUMANITARIAN VALUE
Abstract. In this article we are talking about the modern world, where almost every day we hear about the problem of extremism, in the existence of which important role is played by the young generation. As one of approaches to overcome this problem we propose the formation of tolerant attitudes in young people.
Keywords: extremism, maximalism, youth, tolerance, problem, mentality.
Мы живем в сложном, постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального экстремизма стоит особо остро. Все чаще и чаще можно услышать о случаях национализма, где главным участником становится современная молодежь, как наиболее реагирующий слой на все изменения общества.
Всплеск проявлений молодежного экстремизма, провоцируемого неформальными группами и движениями, привлекает к себе внимание многих ученых и практиков. В периодической печати количество публикаций, затрагивающих проблемы молодежного экстремизма, продолжает неуклонно расти. В настоящее время рассматриваемая проблема приобрела особую актуальность, так как экстремизм в молодежной среде в России стал массовым явлением. Деятельность и количество несовершеннолетних экстремистов приобрели угрожающие масштабы. Существующие молодежные группировки стали более организованы, политизированы, агрессивны. Многие из них находятся под влиянием организованных преступных сообществ. Их представители все чаще и чаще совершают противоправные действия.
В современном мире экстремистская деятельность определяется как деятельность общественных и религиозных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ;
- подрыв безопасности РФ;
- захват или присвоение властных полномочий;
- создание незаконных вооруженных формирований;
- осуществление террористической деятельности;
- унижение национального достоинства и др.[7]
Все вышеперечисленные проявления экстремистской деятельности, без сомнения, создают непосредственную угрозу безопасности страны [3, с. 48; 4, с. 107-110].
Для современной молодёжи свойственна психология максимализма, которая должным образом является основой для агрессивности и экстремизма [1, с. 280]. В молодежной среде, которая не имеет прочных идеологических установок, под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов формируются радикальные взгляды и убеждения. В результате получается, что молодые граждане пополняют ряды экстремистских организаций, которые активно используют российскую молодёжь в своих интересах.
Предпосылкой такого поведения современной молодежи может являться экстремальность, как значительное свойство сознания человека. Экстремальность - это одна из форм проявления максимализма в сознании и в крайности поведения [2, с. 21].
На начальном этапе экстремистские группы могут привлекать молодых людей своей оригинальностью жизненного стиля. Однако затем, как следствие, молодёжь подвергается неизбежным юридическим санкциям, происходит ломка личности молодого человека.
Россия находится среди тех государств, где риски проявления экстремистских настроений среди молодежи достаточно велики, что объясняется многонациональностью и многоконфессиональностью государства. Экстремизм является значительной проблемой, которая угрожает стабильному существованию всего социума.
Для решения данной проблемы существует несколько подходов. Один из таких - формирование толерантности в молодежной среде как противовеса установкам экстремизма. Толерантность должна носить характер индивидуального добровольного выбора: она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт [5, с. 20]. Толерантностью принято называть терпимость к чужой нации, религии, образу жизни, традициям и т. д. В настоящее время это определение в молодежной среде соотносится с понятием «мультикультурализм», то есть равноправие наций, проживающих на одной территории и взаимопроникновение культур. Но как бы печально это не звучало, в российском обществе не происходит никакого взаимопроникновения, потому что иммигранты с особым усилием пытаются сохранить свою культуру и веру в её неприкосновенность. Именно поэтому происходит «группирование» наций, где они пытаются создать и сохранить «свою Родину», находясь на чужой территории. Опираясь на этот принцип, толерантность по отношению к себе иммигранты воспринимают как слабость и пользуются ею.
В свою очередь стоит отметить, что в русском менталитете такое качество, как толерантность заложено с рождения. Современная российская молодежь предрасположена к
пониманию различий между людьми и на подсознательном уровне способна воспринимать их такими, как они есть. Но сознание некоторых групп молодых людей не восприимчиво к положительным толерантным традициям своего народа. В связи с этим происходит агрессия по отношению к другим национальностям со своей культурой и вероисповеданием. Это проявление возможно по причине отсутствия в современной России четкой идеологии и понятной позитивной стратегии развития молодежи, а в средствах массовой информации достаточно часто транслируются моменты, включающие культ межнационального насилия и несправедливости.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что воспитание положительной толерантности у молодежи должно стать главной и обязательной задачей России в 21 веке. Эта потребность обусловливается единой социально-политической системой России, которая обязывает уживаться вместе людей с противоположными культурами, нормами и ценностями.
На наш взгляд, такая работа должна проводиться на образовательном уровне. В школах уже появляется такая практика в виде внедрения новых дисциплин, касающихся всех видов вероисповедания и международных отношений. В высших и средних учебных заведениях на уровне студенческих активов устраиваются встречи, где происходит межличностное общение с людьми с различными политическими, религиозными и мировоззренческими установками.
Также необходимо уделять особое внимание мерам профилактики. На наш взгляд, наиболее эффективными являются: улучшение закона, ужесточение наказания, улучшение деятельности силовых структур по контролю, пресечению экстремизма и защите населения.
Данные методы формируют правильные и положительные толерантные установки в молодежной среде. Такую воспитательную и просветительскую работу в учебных заведениях стоит продолжать, для того чтобы толерантность стала социальной нормой жизни для всех без исключения.
Литература:
1. Антонян Ю.М. Экстремизм и его причины. М.: Логос , 2010. 288 с.
2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодёжный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. C. 21.
3. Репин М.Е. Организованная преступность как уголовно-правовое понятие // Общество и человек. 2015. №1-2 (11). С. 48.
4. Репин М.Е. Организованная преступность как уголовно-правовое понятие // Проблемы изучения и противодействия организованной преступности. Сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола: 20 февраля 2015 года. СПб, 2015. С. 107-110.
5. Тишков В.А. О толерантности // Толерантность и согласие / Отв. ред. В.А. Тишков. М.: ИЭА РАН, 1997. С. 20
6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. 2002. 30 июля.
References:
1. Antonyan Yu.M. Ekstremizm i ego prichiny. M.: Logos , 2010. 288 s.
2. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Molodezhnyi ekstremizm. Sushchnost' i osobennosti proyav-leniya // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2008. № 5. C. 21.
3. Repin M.E. Organizovannaya prestupnost' kak ugolovno-pravovoe ponyatie // Obshchestvo i chelovek. 2015. №1-2 (11). S. 48.
4. Repin M.E. Organizovannaya prestupnost' kak ugolovno-pravovoe ponyatie // Problemy izucheniya i protivodeistviya organizovannoi prestupnosti. Sbornik statei po materialam Vserossiiskogo kruglogo stola: 20 fevralya 2015 goda. SPb, 2015. S. 107-110.
5. Tishkov V.A. O tolerantnosti // Tolerantnost' i soglasie / Otv. red. V.A. Tishkov. M.: IEA RAN, 1997. S. 20
6. Federal'nyi zakon ot 25 iyulya 2002 g. N 114-FZ (red. ot 23.11.2015) «O protivo-deistvii
ekstremistskoi deyatel'nosti» // Rossiiskaya gazeta. 2002. 30 iyulya.
— • —
Сведения об авторах
Максим Евгеньевич Репин, начальник смены дежурной части отдела полиции № 5, Управление МВД России по г. Нижнему Новгороду (Нижний Новгород, Россия).
Дарья Дмитриевна Серебровская, студент юридического факультета, Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Нижний Новгород, Россия).
Михаил Александрович Полушкин, преподаватель кафедры физической подготовки, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).