Педагогические науки
УДК 37.01
СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ НИУ РАНХИГС ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ)
Д.Д. Серебровская, Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Нижний Новгород, Россия). М.Е. Репин, Управление МВД России по г. Н.Новгороду (Нижний Новгород, Россия), e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы спортивно-массовой работы в высшем учебном заведении. Авторами исследованы аспекты по совершенствованию деятельности в сфере физической культуры и спорта. Делается вывод, что в настоящее время модернизация учебно-воспитательного процесса в сфере физической культуры позволяет добиться полноценного воспитания личности студента.
Ключевые слова: спортивно-массовая работа, физическая культура и спорт, высшее учебное заведение, модернизация учебно-воспитательного процесса, укрепление здоровья студентов, воспитание личности студента.
SPORTS ACTIVITIES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AS MEANS OF FORMATION AND STRENGTHENING OF HEALTH OF STUDENTS (CASE OF
RANEPA)
D.D. Serebrovskaya, Nizhny Novgorod Institute of Management - Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Nizhniy Novgorod, Russia). M.E. Repin, Russian Ministry of Internal Affairs Department for the city of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russia).
Abstract. The article deals with the issues of sports-mass work in higher education. The authors investigated aspects to improve the activities in the sphere of physical culture and sports. It is concluded that at present the modernization of educational process in the sphere of physical culture allows to achieve the full education of the individual student.
Keywords: sports-mass work, physical culture and sport, higher education institution, modernization of educational process, strengthening of health of students, education of individual student.
В высших учебных заведениях России уделяется серьезное внимание созданию условий для укрепления здоровья студентов. Сфера вопросов, охватывающих выполнение программы по формированию устойчивого представления молодежи о здоровье, включает: организацию и проведение спортивно-массовой работы, укрепление материально-спортивной базы, совершенствование форм работы в области физической культуры и спорта.
Перед коллективом кафедры физического воспитания Нижегородского института управления стоит задача систематически улучшать работу, как по оздоровлению студентов, так и по развитию спорта в ВУЗе [1, с. 54-57]. Для повышения эффективности управления процессом физического воспитания студентов в Нижегородском институте управления проводится:
— активная пропаганда здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом: всевозможные спартакиады и универсиады различной направленности, участие в чемпионатах г.Н.Новгорода, Нижегородской области и Российской Федерации;
— увеличение количества и повышение качества функционирования существующих спортивных секций, ориентированных на потребности современного состояния развития общества;
— реализация системы поощрений студентов, ведущих здоровый образ жизни, активно занимающихся спортом и добивающихся высоких результатов на соревнованиях различного уровня;
— агитационная работа по привлечению абитуриентов (в том числе и среди спортсменов).
В настоящее время кафедра физического воспитания Нижегородского института управления проводит модернизацию учебно-воспитательного процесса, поиск форм, методов и методических подходов, а также их оптимизацию, которые позволят добиваться полноценного воспитания личности студента, а физическую культуру делают действенным фактором ее формирования и развития, с выраженной яркой индивидуальностью и готовностью к профессиональной деятельности; осуществляет поиск условий для развития кафедры и ее творческого потенциала в рамках проектов «Кафедра как образовательная, оздоровительная и развивающая среда», «Вуз здорового образ жизни»; пропагандирует усиление общественной и воспитательной работы по формированию отношений к здоровому образу жизни как фактору успешности в учебе, карьере и как к универсальному средству первичной профилактики, укрепления и охраны здоровья.
Физическое воспитание молодёжи России является одним из основных средств формирования, восстановления, укрепления и сохранения здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности[2, с. 257]. Исходя из этого, представляет практический интерес изучение проблемы реализации программы формирования представления о здоровье с учетом специфики конкретного учебного заведения [3, с. 22-28].
К основным направлениям деятельности по формированию «здоро-
вой» политики Нижегородского института управления следует отнести:
■ Современность - подготовка специалистов нового формата, с высокой степенью психоэмоциональной устойчивости, работоспособности, социальной и творческой активности.
■ Демократизация - разнообразие содержания, форм и методов обучения и воспитания, их вариативность, сотрудничество между педагогом и обучаемыми, обеспечение студентам условий для максимального раскрытия способностей.
■ Гуманизация - решение проблем формирования личности через создание условий для ее гармоничного развития, уважение, доверие и защиту ее интересов.
■ Народность - физическое, духовное развитие и оздоровление личности в интересах общества, сохранение народных традиций в области физического воспитания.
■ Системность - ориентированность на взаимосвязь основных направлений деятельности кафедры: учебно-воспитательного, научно-методического, физкультурно-оздоровительного и физического совершенствования.
■ Инновационность - внедрение педагогических практик здоровьес-бережения, использование современных информационных технологий.
■ Результативность - компетентность и осознание всеми участникам учебно-воспитательного процесса (студентами и преподавателями) возможностей средств физической культуры для саморазвития и профессионального благополучия, принятие ответственности за собственное здоровье и здоровье других людей.
Таким образом, нам представляется целесообразным дальнейшее совершенствование оздоровительной работы, проводимой кафедрой физического воспитания Нижегородского института управления, по следующим основным направлениям:
1. Привлечение большего количества студента к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
2. Актуализация проблематики научно-исследовательской деятельности института в области здоровьесбережения и развития личности, внедрение ее результатов в учебно-воспитательный процесс.
3. Активное взаимодействие с внешней и внутренней средой - развитие системы связей кафедры со всеми структурными подразделениями института, общественными организациями в области физической культуры, спорта и образования города и области, ведущими специалистами и выпускниками института.
Литература:
1. Кривоногова Д.Д., Репин М.Е. Современные подходы, средства и методики физического воспитания в высшем учебном заведении // Балтийские встречи: Сборник по материалам научно-практической межвузовской междисциплинарной студенческой конференции (16 мая 2015 г. Выпуск II). СПб, 2015. С. 54-57.
2. Лотоненко А.В. Молодежь и физическая культура: монография / Лотоненко А.В. [и др.] / под ред. А.В. Лотоненко. М.: Еврошкола, 2008. С. 257.
3. Репин М.Е., Афанасьев Д.Ю., Архипов Д.В. Современные требования к физическому воспитанию в образовательном учреждении МВД России // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 2. С. 22-28.
References:
1. Krivonogova D.D., Repin M.E. Sovremennye podhody, sredstva i metodiki fizicheskogo vospitanija v vysshem uchebnom zavedenii // Baltijskie vstrechi: Sbornik po materialam nauchno-prakticheskoj mezhvuzovskoj mezhdisciplinarnoj studencheskoj konferencii (16 maja 2015 g. Vypusk II). SPb, 2015. S. 54-57.
2. Lotonenko A.V. Molodezh' i fizicheskaja kul'tura: monografija / Lotonenko A.V. [i dr.] / pod red. A.V. Lotonenko. M.: Evroshkola, 2008. S. 257.
3. Repin M.E., Afanas'ev D.Ju., Arhipov D.V. Sovremennye trebo-vanija k fizicheskomu vospitaniju v obrazovatel'nom uchrezhdenii MVD Rossii // Vestnik
po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2016. № 2. S. 22-28.
— • —
Сведения об авторах
Максим Евгеньевич Репин, начальник смены дежурной части отдела полиции № 5, Управление МВД России по г. Нижнему Новгороду (Нижний Новгород, Россия).
Дарья Дмитриевна Серебровская, студентка юридического факультета, Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Нижний Новгород, Россия).
— • —