Научная статья на тему 'ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ОБЩЕСТВА: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)'

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ОБЩЕСТВА: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УВАЖЕНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ХАБЗЕ / АДЕТ / НАМЫС / КСЕНОФОБИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / РЕЦЕПТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Башиева Светлана Конакбиевна, Дохова Залина Руслановна, Табаксоева Ирина Рамазановна

В статье рассматривается модель толерантности в языковом сознании и коммуникативном поведении языковой личности полиэтнической Кабардино-Балкарии. Цель исследования заключается в выявлении уровня развитости терпимости и ее принципов в когнитивной базе этнокультурной языковой личности, определении ее готовности к практической реализации различных видов толерантности. Результаты проведенного рецептивного эксперимента дают основание утверждать, что модель толерантности языковой личности Кабардино-Балкарии основана как на общечеловеческих, так и на национально специфичных морально-этических нормах. Несмотря на процесс глобализации, нравственно-духовные ценности по-прежнему являются условием установления и поддержания гармоничных отношений в семье и обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Башиева Светлана Конакбиевна, Дохова Залина Руслановна, Табаксоева Ирина Рамазановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE IN THE CONTEXT OF THE TRADITIONAL CULTURE OF MODERN NORTH CAUCASIAN SOCIETY: IN THE LINGUISTIC ASPECT (IN THE CIRCUMSTANCES OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC)

The relevance of the research of the model of tolerance in the linguistic consciousness and communicative behavior of the linguistic personality of multi-ethnic Kabardino-Balkaria is due to the lack of study of the specificity of the perception of tolerance ideas by young people. In this connection, it is of special interest to determine the level of development of tolerance principles in the cognitive base of middle-aged and elderly people and their readiness for the practical realization of different types of tolerance. The results of the study allow us to assert that the linguistic individual in Kabardino-Balkaria has developed notions of the principles of tolerance, but the desire to embody them has an age-related conditionality. The model of tolerance of the republic's linguistic individual is based on both universal and specific moral and ethical norms of good neighborliness, among which the sense of proportion and namys are dominant. Globalization as a whole has not affected ethical norms, which continue to regulate relations in the family and society and resist aggression and xenophobia.

Текст научной работы на тему «ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ОБЩЕСТВА: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)»

18. Milovanova M.S. Aksiologicheskie aspekty semanti-ki sostoianiya [Axiological aspects of state semantics]. In: Obshchaya i russkaya lingvoaksiologiya / otv. red. M.S. Milovanova [General and Russian lin-guoaxiology / Ed. by M.S. Milovanova]. Moscow, Yaroslavl, Kantsler, 2022, pp. 148-159.

19. NarinbekMoldobaev: "Kee bir sayasatgilarga biylik ustukan berip koyso ele oozun jaap oturup kalat" [Narynbek Moldobaev: «Some politicians will keep their mouth shut as soon as the government gives them a hand»]. Available at: https://nazarnews.org/

posts/naryinbek-moldobaev-bijlik-ustukan-berip-kojso-ele-oozun-zhaap-oturup-kalat.

Статья поступила в редакцию 27.02.2023; одобрена после рецензирования 14.03.2023; принята к публикации 22.03.2023.

The article was submitted 27.02.2023; approved after reviewing 14.03.2023; accepted for publication 22.03.2023.

Научная статья УДК 80.37

DOI 10.18522/2072-0181-2023-113-117-124

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ОБЩЕСТВА: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

С.К. Башиева, З.Р. Дохова, И.Р. Табаксоева

TOLERANCE IN THE CONTEXT OF THE TRADITIONAL CULTURE OF MODERN NORTH CAUCASIAN SOCIETY: IN THE LINGUISTIC ASPECT (IN THE CIRCUMSTANCES OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC)

S.K. Bashieva, Z.R. Dohova, I.R. Tabaksoeva

Нравственные понятия и принципы, определяющие этническое самосознание народов Северного Кавказа, являются приоритетными ценностями их лингвокультурного пространства. Основой миропонимания, традиционно обусловливаю-

Башиева Светлана Конакбиевна - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и общего языкознания Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: bfo-pdo@mail.ru;

Дохова Залина Руслановна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: dohovaz@mail.ru;

Табаксоева Ирина Рамазановна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, Россия, 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: imokaeva@ yandex.ru.

щей жизненную философию и нормы поведения горцев, выступают уважение и честь, совесть и достоинство, терпимость и сдержанность, милосердие и помощь. Как известно, готовность любого народа сохранить и передать последующим поколениям духовный опыт, жить в мире

Svetlana Bashieva - Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, 173 Chernyshevsky Street, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360004, e-mail: bfo-pdo@mail.ru;

Zalina Dokhova - Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, 173 Chernyshevsky Street, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360004, e-mail: dohovaz@mail.ru;

Irina Tabaksoeva - Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, 173 Chernyshevskystreet, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360004, e-mail: imokaeva@yandex.ru.

и согласии в полиэтническом, поликультурном, полилингвальном пространстве и сосуществовать в гармонии с людьми другой национальной. культурной и религиозной принадлежности детерминирована уровнем и степенью сформиро-ванности у этнического коллектива толерантного образа мышления и поведения. В связи с этим в последние десятилетия не случайно специалистами разных областей научного знания изучены философские. психологические. педагогические. правовые. политические. лингвистические. межэтнические, социальные, религиозные, культурные. этические проблемы толерантности. важные в контексте современных реалий [1-18].

Анализ научных источников показывает, что толерантность, с одной стороны, носит универсальный, а с другой - специфичный характер в силу различных факторов, что определяет важность ее исследования на материале одного из субъектов такого полиэтнического, поликонфессионального региона, как Северный Кавказ. Следует отметить, что проблемы толерантности актуализировались в последние годы в связи с новыми негативными вызовами современного мира. В какой степени интеграционные процессы влияют на традиционные культурные ценности, связанные с толерантностью? Насколько у разных национальных, социальных, половозрастных групп проявляется желание и согласие беречь традиционную культуру и уважительно относиться к иной? Эти и другие вопросы обусловили исследование феномена толерантности на примере титульных этносов Кабардино-Балкарской Республики в контексте традиционной культуры северокавказского общества в таких злободневных аспектах (ракурсах), как особенности репрезентации толерантности в рамках нравственно-этического кодекса кавказских народов, ее преломление в языковом сознании представителей различных половозрастных категорий.

Цель исследования заключается в выявлении лингвистического аспекта понятия «толерантность» в рамках этнической культуры кабардинцев и балкарцев. Реализация этой цели позволит определить концептуальные признаки толерантности в языковом сознании представителей разных возрастных групп. При этом важным представляется установление степени соблюдения языковой личностью региона принципов толерантности, предписывающих осознанную готовность к уважительному отношению к иному.

Актуальность обращения к рассмотрению данных вопросов согласуется как с общей тенденцией развития современной лингвистики, представляющей язык как зеркало культуры этноса, так и со значимостью выявления потенциальных трансформаций в восприятии и проявлении различных видов толерантности региональной языковой личностью в условиях глобализирующегося мира.

Гипотеза нашего исследования состоит в следующем: у региональной языковой личности в достаточной степени сформированы адекватные представления о толерантности и ее принципах, хотя уровень ее готовности к практической реализации различных видов толерантности в значительной степени зависит от многих факторов, в том числе от жизненного опыта, индивидуального субъективного восприятия мира.

При исследовании культурных и этнических особенностей Кабардино-Балкарской Республики мы исходили из концептуальных оснований толерантности и результатов ее преломления в языковом сознании личности полиэтнического кавказского общества, где основой мировосприятия и мировидения является нравственный кодекс - намыс.

В одной из предыдущих работ мы акцентировали внимание на том, что лексема намыс интегрирует в себе «важные универсальные ценности ('уважение', 'приличие', 'нравственность', 'пристойность', 'совесть', 'честь', 'достоинство' и др.), которые базируются на толерантности» [5, с. 13]. На основе анализа результатов ассоциативного и рецептивного экспериментов нами отмечено, что в языковом сознании молодежи ядро модели толерантности составляют как базовые общечеловеческие ценности, так и этнические (например, намыс 'уважение', 'почет', 'доброжелательность', 'человечность'), что «смысловой объем понятия толерантность отражает способ позитивных правил поведения, признание людей независимо от этнической, расовой принадлежности, социального статуса, неприятие интолерантности» [5, с. 17].

В продолжение исследования толерантности в регионе авторами данной статьи в 2022 г. был проведен рецептивный эксперимент среди представителей разных социальных, половозрастных, национальных групп. В нем приняли участие 200 человек, относящихся к молодой, средней и пожилой возрастным категориям. Из них мужчин - 100 чел., женщин - 100; кабардинцев - 100; балкарцев - 100 чел.

Испытуемым был предложен список из 24 слов-стимулов, которые отражают универсальные нравственные ценности (уважительность, терпимость, сдержанность, понимание, готовность понимать чужие предпочтения, бесконфликтность, компромисс, доброта, консенсус, человеколюбие, дипломатичность, внимательность, способность прощать, нравствен-

ность, вежливость, гостеприимство, мягкость, любовь, согласие, открытость) и антиценности (бескомпромиссность, предвзятость, агрессия, враждебность), для ответа на вопрос: «Какие слова, на ваш взгляд, ассоциируются с понятием "толерантность"?». Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранжирование слов-стимулов по количеству реакций

Слова-стимулы Кол-во реакций Слова-стимулы Кол-во реакций

Уважительность 197 Способность прощать 88

Терпимость 191 Нравственность 84

Сдержанность 189 Вежливость 83

Понимание 173 Гостеприимство 67

Готовность понять чужие предпочтения 167 Мягкость 59

Бесконфликтность 138 Любовь 56

Компромисс 137 Согласие 52

Доброта 129 Открытость 49

Консенсус 124 Бескомпромиссность 0

Человеколюбие 108 Предвзятость 0

Дипломатичность 100 Агрессия 0

Внимательно сть 97 Враждебность 0

Анализ полученных 2288 реакций показал, что в языковом сознании участников эксперимента толерантность связана с общечеловеческими ценностями и в обобщенном виде представляет собой совокупность установок, обусловленных традиционной культурой народов Северного Кавказа. Ядро ассоциативного поля образуют семы «уважительность», «терпимость», «сдержанность». Околоядерную зону составляют семы «сдержанность», «понимание», «готовность понять чужие предпочтения». В ближнюю периферию входят семы «бескон-

Этнокультурные Э1

фликтность», «компромисс», «доброта», «консенсус». В дальнюю периферию - «человеколюбие», «дипломатичность», «внимательность», «способность прощать», «нравственность», «вежливость». В крайнюю периферию - «гостеприимство», «мягкость», «любовь», «согласие», «открытость».

Участникам также было предложено выбрать из перечисленных выше слов-стимулов наиболее близкие по значению понятию «толерантность» в родном (кабардинском или балкарском) языке и дать их эквиваленты (табл. 2).

Таблица 2

иваленты толерантности

Слово-стимул Эквивалент в кабардинском языке Количество реакций Эквивалент в балкарском языке Количество реакций

Уважительность пщ1э 63 хурметлик 61

Сдержанность зышы1э 27 сабырлыкъ 24

Терпимость шы1э 10 тезюмлюк 15

Итого 100 100

Выбранные участниками эксперимента растными группами кабардинцев и балкарцев приоритетные семантические признаки толе- осознается возможность гармоничных взаимо-рантности подтверждают, что разными воз- отношений путем проявления уважительности,

сдержанности и терпимости. Как и во все времена, уважение является определяющим фактором в отношении современных представителей полиэтнической и полилингвальной республики ко всем членам общества вне зависимости от их половозрастных и статусно-ролевых особенностей. Выбор в качестве эквивалентов слов пщ1э, зышы1э, шы1э/хурметлик, сабырлыкъ, тезюм-люк, на наш взгляд, закономерен, ввиду их доминирующего характера в коллективном языковом сознании представителей этнокультур. Это подтверждает высокий уровень их нравственной культуры. Особо отметим взаимообусловленность толерантности и уважительности - ядра морально-этического кодекса, обозначаемого в языках народов Кавказа многогранным словом намыс/нэмыс. Кроме того, в сознании современной языковой личности Кабардино-Балкарии толерантность представлена как сдержанность, терпимость, которые отражают способность человека управлять собой, проявлять снисходительность.

Что касается интолерантности, то в качестве ее дифференциальных семантических признаков участниками рецептивного эксперимента указаны такие субъективные дефиниции, как агрессия - 46/23 %; враждебность - 34/17; нетерпимость - 27/13,5; зло - 22/11; предвзятость - 20/10; бескомпромиссность - 17/8,5; несдержанность - 10/5; безнравственность - 8/4; бесчеловечность - 8/4; жестокость - 4/2; непорядочность - 2/1; эгоизм - 2/1 %.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в коллективном языковом сознании ин-толерантность ассоциируется с агрессией, враждебностью, злом, нетерпимостью, предвзятым отношением к иному и неспособностью человека пойти на компромисс, которые противоречат нормам нравственности, что подтверждается и этнокультурно маркированными репрезентантами интолерантности наэысыншэ 'нескромный, непорядочный', къэгубжъырей 'несдержанный', напэншэ 'бессовестный' - в кабардинском языке, адамсызлыкъ 'бесчеловечность', тезюмсюз-люк 'нетерпимость', намыссыз 'безнравственный' - в балкарском языке. Они свидетельствуют о понимании региональной языковой личностью в полной мере значимости основ традиционной культуры в жизни общества: 44 % (88 из 200) участников эксперимента причину дисгармонии в обществе видят прежде всего в игнорировании общечеловеческих ценностей.

Сравнение результатов эксперимента, направленного на установление общего и отли-

чительного в понимании толерантности представителями молодого, среднего и пожилого поколений, показало, что основным дифференциальным семантическом признаком толерантности сема «уважительность» является для 35 % испытуемых в возрасте от 45 до 74 лет; 29 % испытуемых в возрасте от 22 до 45 лет, т.е. влияние возрастных особенностей на понимание толерантности незначительное, что обусловлено, на наш взгляд, традиционной культурой народов Кабардино-Балкарской Республики.

В контексте темы данной статьи важно было выяснить, какие готовности и умения должны быть присущи толерантной личности. Участникам эксперимента было предоставлено право выбрать несколько вариантов из предложенных ответов. И общего числа испытуемых 194 считают, что современная толерантная личность должна быть готова к мирному сосуществованию с окружающими, уметь слушать и слышать, проявлять уважение к многообразию культур, к любой религии; 6 участников выбрали варианты «уметь признавать ветхозаветную справедливость "око за око", "святую ложь"», «придерживаться принципа "моя хата с краю, ничего не знаю"».

Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют о сформированности у языковой личности Кабардино-Балкарской Республики адекватных представлений о толерантности. Однако является ли такой итог достаточным основанием для готовности региональной языковой личности к мирному сосуществованию на основе признания принципов терпимости, взаимоуважения и равенства, получают ли представления о толерантности практическое применение или остаются неиспользованным инструментом? В связи с этим следующие вопросы были нацелены на выявление уровней коммуникативной и поведенческой толерантности молодежи и представителей среднего и пожилого возраста.

На вопрос «Как часто вы встречаете в республике толерантное отношение к людям?» ответ «часто» выбрали 186 испытуемых, из них 95 человек - из средней и пожилой возрастной группы; ответ «редко» - 10 человек, в том числе 6 представителей молодого поколения; ответ «вообще не встречаю» - соответственно, 3 и 1. Таким образом, уровень явной интолерантности в Кабардино-Балкарской Республике составляет 2 %.

Показательным в сравнении с приведенными результатами является количество реакций

респондентов на вопрос «Считаете ли вы себя толерантным человеком?». Самооценка уровня толерантного сознания такова: ответ «скорее нет, чем да» выбрали 11 представителей среднего и старшего поколения; 5 молодых участников; ответ «однозначно нет» - соответственно, 2 и 1; ответ «это зависит от ситуации» - соответственно, 25 и 39; «скорее да, чем нет» - 53 и 46; «однозначно да» - 9 и 9.

При выборе ответа из предложенных вариантов на вопрос «Люди пожилого возраста или молодые, по вашему мнению, в большей степени являются более толерантными?» 81 % испытуемых считают, что толерантны в большей степени люди среднего и пожилого возраста.

Неоднозначную реакцию вызвал вопрос «Вас незаслуженно обидели. Ваши действия?», нацеленный на выявление уровня сформирован-ности навыков толерантности. Из общего числа респондентов среднего и пожилого возраста 29 % не обратят внимание и философски отнесутся к данному факту; у 31 % молодежи незаслуженная обида вызывает ответную реакцию; 32 % представителей молодого поколения выбрали ответ «разобраться в сложившейся ситуации». Можно предположить, что молодежь вви-

ме как мужчин, так и женщин Северного Кавказа значимое место занимает понятие «мера» (см. [4]). Она, наряду с тем что ограничивает или исключает дисгармонию разноуровневых взаимоотношений, также определяет личностное этическое пространство человека, высвечивает глубину ценностных ориентиров малочисленных горских народов. Именно категория «мера» в понимании кавказской языковой личности выступает основой неприятия интолерантных отношений в данном обществе, отграничения толерантности от вседозволенности. Только выход за пределы существующих норм, незнание границ, меры могут привести к разногласиям и конфликтам. Данная установка отражена и в пословице игиликге игилик - хар кишини ишиди

ду относительно небогатого жизненного опыта не готова в полной мере к философскому осмыслению конфликтной ситуации.

В формировании аксиологического отношения участников эксперимента к толерантным установкам значительна роль аккумулированных в этикете народов Кавказа, в устном народном творчестве, в частности в паремиях, философских смыслов, утверждающих правила морали и нравственности, например: къанны къан бла жуума, аманны аман бла къуума «не смывай кровь кровью, не отвечай злом на зло»; таш бла ургъанны аш блаур «ударившего камнем одари хлебом». Так, на вопрос «Какая жизненная позиция утверждается в пословице "Не отвечай злом на зло, не смывай кровь кровью"?» 78 % участников эксперимента выбрали ответ «умение прощать»; 19 - «милосердие»; 3 % - «приспособленчество».

Отрицательное отношение респондентов вызвали установки, основанные на идеях мести и возмездия в связи с предложенным вопросом «Как вы относитесь к следующим жизненным позициям: смерть за смерть; если ударили по одной щеке, подставь другую?» (табл. 3).

Представленные в табл. 3 результаты свидетельствует о том, что в нравственной систе-

«добро за добро - долг каждого». Однако, если в определенных ситуациях возникает угроза моральным устоям общества, ценностным приоритетам, чести и достоинству личности, утверждается жизненная философия о неприемлемости терпимости и сдержанности: ауузу озгъаннга жууап этмесенг, ауузунг жокъгъа санар «если не ответишь злоязычному (не знающему меры), то он будет считать, что у тебя нет рта», йг1ау-сызуйымсхырквын умахъвш1а амчгьидыруашым «если не ответишь тому, кто ударил тебя, то он не узнает мощи твоей руки».

Интересными в плане выявления общего и отличительного в понимании толерантности молодым поколением и представителями среднего и пожилого возраста являются ответы на

Таблица 3

Уровень сформированности толерантных компетенций

Смерть за смерть Мужчины (100 чел.) Женщины (100 чел.) Если ударили по одной щеке, подставь другую Мужчины (100 чел.) Женщины (100 чел.)

Отрицательно 68 89 Отрицательно 88 96

Нейтрально 22 11 Нейтрально 10 4

Положительно 10 - Положительно 2 -

вопрос «Ваше отношение к девушке, парню с пирсингом?»

Относительно лояльное отношение к человеку с нетрадиционным внешним видом проявили 25 % представителей среднего и пожилого возраста и 36 % молодежи. Ответы 75 % представителей среднего и пожилого возраста и 64 % молодых участников не вполне благожелательны, поскольку общение из надобности, желание не сталкиваться, пренебрежительное отношение к людям, внешний вид которых значительно отличается от принятого в данном социуме, выступают ярким показателем особенности образа мышления и поведения региональной языковой личности. Являются ли эти реакции свидетельством ксенофобии, неприязни к любому проявлению чужого, непривычного, ущемления прав людей, рассматриваемых в рамках категории «чужой»? Достаточно репрезентативны в этом отношении реакции респондентов на вопрос «Как бы вы относились к соседям-мигрантам с Украины, из Средней Азии, других регионов России?». Положительно к мигрантам относятся 79 % испытуемых; 16 - нейтрально, и только

5 % - отрицательно, что является показателем достаточной этнической толерантности. Вопреки расхожему мнению о нетерпимости к чужим на Кавказе, такие результаты свидетельствуют

06 отсутствии в республике ксенофобных настроений по этническому или какому-либо другому признаку, что было характерно для России 1990-х гг. На наш взгляд, это в не меньшей степени обусловлено традиционными нормами адыгэ хабзэ и тау намыс, тау адет - сводов правил поведения горцев, где доминируют нравственные приоритеты, к числу которых относится и гостеприимство. Благожелательное отношение к гостю на Кавказе, независимо от его национальной принадлежности, религиозных убеждений, является издавна нормой человеколюбия.

Этническая толерантность проявляется и в терпимом отношении к языку людей другой национальности. Ответы большинства опрошенных на вопрос «Смотрите ли вы теле- радиопередачи на непонятном вам языке контактирующего народа?» являются показателем высокого уровня дружелюбного отношения к языку другого народа среди представителей среднего и пожилого возраста (93 %), однако 41,7 % молодых участников отрицательно относятся к просмотру передач на языке контактирующего народа. Подобная безапелляционность противоречит прин-

ципам толерантности, без опоры на которые сложно строить гармоничные отношения.

С этнической толерантностью связана и коммуникативная, которая проявляется в терпимом отношении к иному в процессе общения. Как многомерная характеристика человека, коммуникативная толерантность включает в себя свойства различных видов толерантности и направлена на достижение взаимопонимания и сотрудничества на основе диалога. В результате опроса выявлено достаточно лояльное восприятие респондентами ситуации, когда к ним обращаются на языке контактирующего народа. Около 88 % респондентов готовы к толерантному ведению разговора, лишь незначительная часть проявляет враждебность, намеренно отвечая на родном языке.

Свидетельствует ли уровень готовности участников эксперимента к толерантному общению о степени коммуникативной толерантности современного представителя полиэтнического региона? Ответ получили в реакциях на вопрос «Что вы делаете, когда ваш сосед громко включает музыку?». Результаты свидетельствуют о большей степени терпимости молодежи к действиям ближайшего окружения: 55,5 % не обращают внимания; 44,5 - попросят убавить громкость; однако 84,5 % представителей среднего и пожилого возраста считают такое поведение неприемлемым. Очевидно, такая отрицательная реакция обоснована тем, что старшее поколение руководствуется чувством меры, а молодежь исходит из привычного для нее стиля поведения.

Вопрос «Как вы относитесь к ситуации, когда члены семьи постоянно оставляют немытую посуду?» также вызвал неоднозначную реакцию: 62 % молодых испытуемых не обращают на данный факт никакого внимания; 19 -относятся негативно; 14,5 - требуют убирать за собой; 4,5 % - предложили свои варианты ответов оценочного характера. Крайне отрицательное отношение к ситуации проявляют 78,5 % представителей среднего и пожилого возраста; 13,5 - попросят не делать этого; 8 % не обратят внимания. Являются ли данные результаты показателем толерантности молодежи и интолерант-ности представителей среднего и пожилого возраста? Не говорит ли постоянная повторяемость этой ситуации о несоблюдении чувства меры и неуважении к другим членам семьи?

На выявление степени межличностной толерантности в подобных ситуациях был направлен вопрос, определяющий отношение к

соседям, которые систематически обращаются с различного рода просьбами (дать деньги в долг, поднять на этаж что-то тяжелое, передвинуть мебель, посидеть с детьми и т.д.). Количество положительных реакций (всего 6 %) свидетельствует о негативном отношении к людям, не знающим границ, что объясняется прежде всего несоблюдением чувства меры, являющейся, по нашему мнению, «уникальным рычагом социальной адаптации, механизмом мирного сосуществования в зонах и группах повышенной межэтнической, межкультурной и межличностной напряженности» [3, с. 515].

Следует отметить, что определить границы терпимости в таких каждодневных бытовых ситуациях довольно сложно, однако именно в них обнаруживается суть межличностной толерантности. Данное положение как нельзя лучше отражают слова известного балкарского поэта К. Кулиева «Легко любить все человечество, / Соседа полюбить сумей», в которых заключен глубокий философский смысл и призыв перейти от декларативной толерантности к практике ее реализации и проявлять уважение. Представляется, что в достижении толерантности чрезвычайно важным является тот факт, что уважение и терпение должны носить взаимонаправленный характер.

Таким образом, результаты рецептивного эксперимента позволяют сделать следующие выводы:

1. Формирование толерантности в полиэтнической Кабардино-Балкарии связано с традиционными ценностными ориентациями, которые позволяют сохранить исторически сформированный тип гармоничных отношений разных социальных и возрастных групп путем соблюдения и универсальных, и специфических морально-нравственных норм мирного сосуществования.

2. В качестве основных семантических характеристик толерантности выступают уважительность, сдержанность, терпимость, которые гармонично согласуются с ключевыми принципами толерантности, направленными на сохранение равновесия в современном поликультурном пространстве.

3. Специфичным для Кабардино-Балкарской Республики, как и для всего северокавказского общества, является то, что стремление к мирному сосуществованию не означает допущения вседозволенности, поэтому одной из норм толерантности является соблюдение меры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баева Л.В. Толерантность: идея, образы, персоналии. Астрахань: Астраханский университет, 2009. 217 с.

2. БардиерГ.Л. Социальная психология толерантности: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2007. 457 с.

3. Башиева С.К., Геляева А.И. Гармония в многообразии: модель толерантности в мировидении народов Северного Кавказа (лингвокультурологиче-ский аспект) // В пространстве языка и культуры: Звук, знак, смысл: сб. статей в честь 70-летия В.А. Виноградова. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 510-517.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Башиева С.К., Геляева А.И. Толерантность и норма как основа этнического мировидения народов Кавказа (лингвокультурологический аспект) // Известия Международной академии наук высшей школы. 2002. № 4. С. 101-107.

5. Башиева С.К., Геляева А.И., Табаксоева И.Р. Толерантность и интолерантность в языковом сознании современной студенческой молодежи // Вопросы психолингвистики. 2020. № 4. С. 8-20.

6. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: автореф. дис. ... канд. философских наук. М., 1997. 20 с.

7. Медушевский Н.А. Основы толерантности и правовой культуры. М.: URSS: ЛЕНАНД, 2014. 400 с.

8. Муллагалиева Л.К. Язык толерантности. Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2012. 108 с.

9. Рокицкая Ю.А., Манучарян Н.Ш. Формирование толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2019. 176 с.

10. Толерантность как культурная, политическая, лингвистическая проблема / Т.В. Романова [и др.]. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2017. 304 с.

11. Солдатова Г. У. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл, 2008. 172 с.

12. Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2003. 222 с.

13. Стернин И.А., Шилихина К.М. Коммуникативные аспекты толерантности. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2000. 110 с.

14. Толерантность в обществе и семье / Б.Б. Хубиев [и др.]. Нальчик: Изд-во КБГУ 2003. 188 с.

15. Культурные практики толерантности в речевой коммуникации / отв. ред. H.A. Купина, O.A. Михайлова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. 596 с.

16. Толерантность в мультикультурном обществе: региональный аспект / Е.Л. Кудрина [и др.]. Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2013. 383 с.

17. Толерантность в полиэтноконфессиональном регионе: сб. статей / под ред. А.К. Алиева. Махачкала: ДНЦ РАН, 2007. 179 с.

18. Толерантность как практическая философия педагогики. Вып. 14 / отв. ред. А.В. Перцев. Екатеринбург; Полиграфист, 2005. 360 с.

REFERENCES

1. Baeva L.V. Tolerantnost: ideya, obrazy, personalii [Tolerance: Idea, images, personalities]. Astrakhan, Astrakhanskiy universitet, 2009, 217 р.

2. Bardier G.L. Sotsialnaya psikhologiya tolerantnosti: dis. ... d-ra psikhol. nauk [The social psychology of tolerance: PhD Dis.]. St. Peterburg, 2007, 457 р.

3. Bashieva S.K., Gelyaeva A.I. Garmoniya v mnogoo-brazii: model tolerantnosti v mirovidenii narodov Severnogo Kavkaza (lingvokulturologicheskiy aspekt) [Harmony in diversity: A model of tolerance in the worldview of the peoples of the North Caucasus (Linguistic and cultural aspect)]. In: V prostrans-tve jazyka i kultury: Zvuk, znak, smysl: sb. statey v chest 70-letiya V.A. Vinogradova [In the language of surface and culture: Sound, sign, meaning: a collection of articles in honor of the 70th anniversary of VA. Vinogradova]. Moscow, Yazyki slavyanskikh kultur, 2010, рр. 510-517.

4. Bashieva S.K., Gelyaeva A.I. Izvestiya Mezhdun-arodnoy akademii nauk vysshey shkoly, 2002, no. 4, рр. 101 -107.

5. Bashieva S.K., Gelyaeva A.I., Tabaksoeva I.R. Vop-rosypsiholingvistiki, 2020. no. 4, рр. 8-20.

6. Valitova R.R. Tolerantnost kak eticheskaya problema: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk [Tolerance as an ethical problem: Thesis of the PhD Dis.]. Moscow, 1997, 20 р.

7. Medushevsky N.A. Osnovy tolerantnosti i pravovoy kultury [Fundamentals of tolerance and legal culture]. Moscow, URSS, LENAND, 2014, 400 р.

8. Mullagalieva L.K. Yazyk tolerantnosti [The language of tolerance]. Ufa, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, 2012, 108 р.

9. Rokitskaya Yu.A., Manucharyan N.Sh. Formirovanie tolerantnosti k neopredelennosti v protsesse profes-sionalnogo samoopredeleniya starsheklassnikov [Formation of tolerance to uncertainty in the process of professional self-determination of high school students]. Chelyabinsk, Biblioteka A. Millera, 2019, 176 р.

10. Tolerantnost kak kulturnaya, politicheskaya, lingvis-ticheskaya problema / T.V Romanova [i dr.] [Tol-

erance as a cultural, political, linguistic problem / T.V. Romanova et al.]. Nizhny Novgorod, DEKOM, 2017, 304 р.

11. Soldatova G.U. Psihodiagnostika tolerantnosti lichnosti [Psychodiagnostics of personality tolerance]. Moscow, Smysl, 2008, 172 р.

12. Sotsiologiya mezhetnicheskoy tolerantnosti / otv. red. L.M. Drobizheva [Sociology of interethnic tolerance / Ed. by L.M. Drobizheva]. Moscow, Publishing House of the Institute of Sociology RAS, 2003, 222 р.

13. Sternin I.A., Shilikhina K.M. Kommunikativnye as-pekty tolerantnosti [Communicative aspects of tolerance]. Voronezh, Voronezh State University, 2000, 110 р.

14. Tolerantnost v obshhestve i semie / B.B. Khubiev [i dr.] [Tolerance in society and family/ B.B. Khubiev et al.]. Nalchik, Publishing House of Kabardino-Balkarian State University, 2003, 188 р.

15. Kulturnye praktiki tolerantnosti v rechevoy kommu-nikatsii / otv. red. N.A. Kupina, O.A. Mikhaylova [Cultural practices of tolerance in speech communication / Ed. by N.A. Kupina, O.A. Mikhaylova]. Yekaterinburg, Publishing House of Ural University, 2004, рр. 27-32.

16. Tolerantnost v multikulturnom obshchestve: region-alnyy aspect / E.L. Kudrina [i dr.] [Tolerance in a multicultural society: a regional aspect / E.L. Kudrina et al.]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts, 383 р.

17. Tolerantnost v polietnokonfessionalnom regione: sb. statey / pod red. A.K. Alieva [Tolerance in a multi-ethnic and confessional region: collection of articles / Ed. by A.K. Aliev]. Makhachkala, Dagestan Scientific Center RAS, 2007, 179 р.

18. Tolerantnost kak prakticheskaya filosofiya peda-gogiki. Vyp. 14 / otv. red. A.V Pertsev [Tolerance as a practical philosophy of pedagogy. Iss. 14 / Ed. by A.V. Pertsev]. Yekaterinburg, Poligrafist, 2005, 360 р.

Статья поступила в редакцию 28.02.2023;

одобрена после рецензирования 14.03.2023; принята к публикации 22.03.2023 г.

The article was submitted 28.02.2023;

approved after reviewing 14.03.2023; accepted for

publication 22.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.