Научная статья на тему 'Толерантность, отношение к религии и деятельность сотрудников органов внутренних дел'

Толерантность, отношение к религии и деятельность сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
572
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / РЕЛИГИЯ / RELIGION / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLD OUTLOOK / ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ / ATTITUDE TO RELIGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морозов Андрей Анатольевич

В статье рассматривается толерантность как принцип межличностных отношений и правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел в современном российском обществе. Автор анализирует эмпирические данные, полученные в ходе опроса, проведенного среди сотрудников. Результаты исследования позволяют сделать выводы относительно признания принципа толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance, Attitude to Religion and the Internal Affairs Agencies’ Officers’ Activity

The article views tolerance as the principle of interpersonal relations and law enforcement activity of the officers of the Internal Affairs agencies in a contemporary Russian society. The author examines the empirical data of the survey conducted among officers. The research results lead to the conclusions about recognition of the principle of tolerance.

Текст научной работы на тему «Толерантность, отношение к религии и деятельность сотрудников органов внутренних дел»

щностью ценностей, норм, интересов состоящих в них членов, особым структурным порядком и регуляцией взаимодействия элементов . Общим во многих социологических концепциях также являются классификация групп на малые и большие, первичные и вторичные, а также анализ внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий, которые конструируют социальное пространство и влияют на процессы институциализации в социуме

Эмпирическое социологическое исследование, проведенное автором в апреле-июне 2014 г. , позволяет утверждать, что в целом социально-психологическая обстановка в подразделении ОВД, ставшем объектом научного анализа, достаточно стабильна и в целом благоприятна . Большинство опрошенных выбрали эту деятельность в соответствии со своей системой социокультурных координат, работают по призванию . Преобладающая часть респондентов не видят каких-либо серьезных проблем в службе Осложняют социально-психологическую обстановку в подразделении ОВД трудные, порой экстремальные условия труда, высокие нагрузки, создающие предпосылки для возникновения напряжения, стрессовых ситуаций, распространения сплетен и т . д . К числу основных факторов, влияющих на поведение людей в подразделении ОВД, могут быть отнесены:

— социально-производственные (условия труда);

— социально-психологические (собственно социально-психологический климат в коллективе);

— коммуникативные (особенности общения, в том числе — посредством сплетен, распространения провокационной информации);

— инновационные, информационно-компьютерные (Интернет, социальные сети, телекоммуникационные системы)

Таким образом, социальная группа — сложный объект междисциплинарного обществоведческого анализа Трудности в понимании сущности социальной группы обусловлены значительными расхождениями между научными и обыденными представлениями . Кроме того, с развитием и усложнением облика социума изменилось и научное понимание групповых связей и взаимодействий людей, что создает существенный гносеологический вакуум, препятствующий научному прогрессу В настоящее время не представляется возможным говорить о каком-то стабильном терминологическом аппарате в междисциплинарной области научного познания сущности социальных групп

1 Авдеев С. П. Знание в связях социальности . М ., 2005. С . 97.

2 Современная западная социология: словарь . М ., 1990. С.321-322.

3 Социологический энциклопедический словарь . М ., 1998.

4 Щепанский Я. Элементарные понятия социологии . М .,

1969.

5 URL: http://ru.wikipedia . org/wiki/ (дата обращения: 20.11.2014) .

6 Каганович А. А. Социальная группа как объект социально-философского анализа // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования . 2012 . № 1 (17) . С . 58 .

7 Смелзер Н. Социология . М . , 1994.

УДК 316 © А. А. Морозов, 2015

Толерантность, отношение к религии и деятельность сотрудников органов внутренних дел

А. А. Морозов

В статье рассматривается толерантность как принцип межличностных отношений и правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел в современном российском обществе. Автор анализирует эмпирические данные, полученные в ходе опроса, проведенного среди сотрудников. Результаты исследования позволяют сделать выводы относительно признания принципа толерантности.

Ключевые слова: толерантность, религия, мировоззрение, отношение к религии.

Толерантность — один из принципов, на кото- стигнуть единства в многообразии . Изучению рых строится общественная жизнь в поликультур- принципа толерантности, развитию его содержа-ном демократическом обществе . Он позволяет до- ния, форм реализации в различных обществах на

разных этапах их развития посвящено множество работ. За последнее десятилетие написаны сотни книг и статей о толерантности, ее преимуществах и недостатках, о ее необходимости или недопустимости, выделены разные типы толерантности и оттенки ее понимания

Принцип толерантности закреплен в международном праве . В частности, в Декларации принципов терпимости, принятой в г. Париже 16 ноября 1995 г. Резолюцией 5 . 61 на 28-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, обозначаются основные признаки толерантности (терпимости): уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка; признание за другими людьми права придерживаться других убеждений, отличных от собственных 1 .

Неразрывность утверждения принципа толерантности и свободы мысли, совести и религии провозглашается в Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 2 . В ней говорится о недопустимости дискриминации на основе религии или убеждений, что расценивается как оскорбление достоинства человеческой личности, нарушение основополагающих прав и свобод человека .

Кроме того, вслед за И . Т. Плезнер мы предлагаем различать терпимость (toleration) на государственном уровне и толерантность (tolerance) на индивидуальном и групповом уровнях 3 . В первом случае толерантность может выступать элементом определенной традиции (в том числе религиозной или светской) или системы ценностей, верность которым демонстрирует государство. Во втором — толерантность основана на особом миропонимании, признании права за всеми людьми иметь собственные убеждения, образ жизни

В настоящее время обсуждение принципа толерантности все в большей степени проблематизирует-ся Отдельные сообщества, значительное число людей в российском обществе отождествляют толерантность с попустительством порокам, нравственной неразборчивостью, разрушением традиционных ценностей Соответственно, те, кто провозглашает несовместимые с нашими взгляды, объявляются опасными, а значит, могут быть применены определенные меры для устранения их нежелательного влияния . Безусловно, это способствует возрастанию напряженности в общественных отношениях.

Настороженное отношение к принципу толерантности обусловлено объективными процессами,

связанными с крайними проявлениями толерантности, исходящими от различных меньшинств и маргинальных групп . Нередко в современных условиях, по словам В. И. Красикова, «здравая социальная терпимость перерождается в искусственно-идеологизированную терпимость или же „толерантность", так называемую „политкорректность"» 4 .

В своей повседневной работе полицейские сталкиваются с людьми, которые придерживаются разных мировоззренческих позиций, культурных традиций, национальных обычаев. Иногда эти взгляды, традиции и обычаи кажутся настолько необычными для нашего восприятия, что вызывают настороженность, подозрения в экстремизме, неблагонадежности, зловредности, которые могут повлечь и соответствующие действия Вместе с тем эти подозрения нередко оказываются неоправданными, вызывая ответную негативную реакцию со стороны религиозных, этнических или субкультурных групп . Такая ситуация препятствует установлению доверительных отношений между гражданами и сотрудниками органов внутренних дел, а также реализации стратегии сотрудничества, что должно оцениваться как серьезная проблема . Ее решение может быть найдено через осмысление принципа толерантности и формирование толерантных установок у сотрудников органов внутренних дел

Становление принципа толерантности тесно связано с утверждением веротерпимости, формированием способности уважительно относиться к людям с иными мировоззренческими установками Поэтому степень признания толерантности как нравственного принципа деятельности сотрудника органов внутренних дел наиболее отчетливо выражается в отношении к религии

Религия является таким социальным явлением, которое носит комплексный характер. Она включает в себя представления о мире и месте человека в нем (мировоззрение), традиции и обряды, а также ценностные ориентации, задающие стили и типы поведения людей, что становится основой объединения людей в группы и организации Сквозь призму отношения к религии представляется возможным определить уровень толерантности как необходимого нравственного требования, предъявляемого к сотруднику полиции.

В мае-июне 2013 г. среди сотрудников органов внутренних дел, представляющих разные регионы Сибирского федерального округа, был проведен опрос в форме анкетирования Общее количество респондентов выборочной совокупности составило 245 человек. Опрошенные сотрудники относятся к разным возрастным категориям. Большая часть респондентов имеет возраст до 30 лет (48,6%) и от 30 до 40 лет (44,9%) . Среди опрошенных представлены со-

трудники младшего, среднего и старшего начальствующего состава, проходящие службу в должностях оперуполномоченных, участковых уполномоченных, следователей и дознавателей, инспекторов различных подразделений, начальников и заместителей начальников отделов и отделений, командиров взводов, отделений, рот и др

В качестве главной гипотезы мы выдвинули предположение о том, что на фоне неопределенности мировоззренческого выбора значительной части сотрудников органов внутренних дел принцип толерантности имеет низкий уровень признания и реализации в практической деятельности

Мировоззренческая неопределенность находит выражение в нескольких моментах Во-первых, это отношение к религии как показатель разделения жизненных позиций респондентов Отношение к религии является четким маркером, определяющим степень толерантности Исходя из имеющегося опыта, мы ожидали высокий уровень религиозной самоидентификации, который сочетается с низкой религиозной активностью и непризнанием собственно религиозных идей и ценностей Во-вторых, высокий уровень доверия к традиционным религиозным институтам, обычно демонстрируемый респондентами в опросах, сочетается со слабой информированностью о религиозной жизни современного общества В-третьих, выявленные ценностные предпочтения в целом не зависят от религиозной или нерелигиозной самоидентификации Вместе с тем мы предполагали разделение в сознании респондентов традиционных и нетрадиционных религий

В анкете были предложены разные группы вопросов: об отношении к религии; о ценностях; о знаниях; о действиях; об отношении к принципу толерантности Первый блок вопросов был направлен на выявление мировоззренческих предпочтений сотрудников В контексте нашего исследования важным моментом в определении отношения к религии является определение наличия или отсутствия религиозного выбора Вопросы: «К какой мировоззренческой группе Вы относите себя?», «Причисляете ли Вы себя к последователям какой-либо религии?» показывают самоидентификацию респондентов Она оказалась традиционной для подобного рода опросов Большинство респондентов отнесли себя к последователям православия (69%) и ислама (5,3%), что в совокупности составило 74,3%. Вместе с тем только 60,8% респондентов считают себя верующими . Это означает, что, по крайней мере, 13,5% из числа назвавших себя православными или мусульманами смешивают свою этническую, культурную и религиозную принадлежность

Вопросы: «Вы принимаете участие в религиозных обрядах?», «Совершаете ли вы молитвы?» вводят

важнейшие индикаторы религиозности, характерные для христианства и ислама, но могут быть приняты и для некоторых других верований Ответы продемонстрировали, что часто религиозность имеет номинальный характер: 62% опрошенных никогда не принимают участия в религиозных обрядах и 71% их либо не совершают молитвы вообще, либо делают это только в критических ситуациях Все это не позволяет назвать большинство опрошенных действительно религиозными людьми . С этим согласны и сами сотрудники, из числа которых 47,3% считают религиозным человеком верующего, выполняющего все предписания (или большую их часть) той или иной религии, а еще 18,8% опрошенных — принадлежащего к какой-либо церкви или религиозной группе.

Номинальность религиозного выбора подчеркивается и предпочтением определенных жизненных ценностей . Среди пяти наиболее важных жизненных ценностей только 6,9% респондентов назвали позицию «Религия (вера, Бог)» и 1,2% — «Спасение души». Конечно, вполне ожидаемо, что большинство признало семью, здоровье и работу самыми значимыми ценностями Но то, что почти не нашли признания собственно религиозные ценности, весьма показательно

Религиозная самоидентификация вполне сочетается с положительной оценкой влияния религии на личность и общество В частности, чуть менее 80% респондентов согласились с утверждением о том, что любая религия или, по крайней мере, некоторые религии, делают человека более нравственным и ответственным Подавляющее большинство опрошенных также одобрительно относится к участию религиозных объединений в решении проблем современного общества и их сотрудничеству с государством

Еще одной стороной отношения к религии являются знания В нашей анкете мы использовали три открытых вопроса, предусматривающих самостоятельный ответ респондента Почти 30% респондентов не смогли назвать событие, которому посвящена христианская Пасха Между тем в последние годы ее празднование широко освещается в средствах массовой информации. Более 13% затруднились написать, что такое Коран . 195 респондентов (79,6%) не смогли назвать ни одного нового религиозного движения Все это свидетельствует о слабой информированности опрошенных сотрудников полиции о религиозной сфере жизни общества

Суммируя полученные результаты, мы составили характеристику отношения к религии опрошенных сотрудников органов внутренних дел Во-первых, можно отметить положительную оценку религии как типа мировоззрения и социального института Большинство респондентов связывает с ре-

лигией позитивное воздействие на личность и общественные процессы . В их сознании религия является фактором улучшения человеческой природы и общественных отношений . Во-вторых, сотрудники продемонстрировали высокий уровень религиозной самоидентификации . Более трех четвертей из них причислили себя к последователям какой-либо религии Однако анализ ответов на вопросы о религиозной практике и знаниях о религии показал слабое понимание религиозных явлений опрошенными. Фактически можно говорить о неопределенности мировоззренческого выбора значительной части респондентов. Это, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на восприятие толерантности как нравственного принципа деятельности сотрудника органов внутренних дел

Ответы на вопросы о толерантности позволяют сделать ряд важных выводов. Прежде всего нужно отметить, что большинство опрошенных сотрудников имеют корректное представление о толерантности 52,4% респондентов выбрали вариант ответа, содержащий формулировку отмененного уже Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел (уважительное, терпимое отношение к людям с учетом социально-исторических, религиозных, этнических традиций и обычаев) . Еще 39,6% предпочли общегражданское понимание толерантности как готовности к уважительному диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, основанных на признании свободного выбора другого человека. Только 14 респондентов продемонстрировали полное непонимание сущности толерантности. Поэтому необходимо признать, что большинство опрошенных сотрудников давали ответы на вопросы о толерантности вполне осознанно, понимая их значение .

Отвечая на вопрос: «Должно ли государство ограничивать деятельность малоизвестных религиозных объединений (возможно от одного до трех ответов)?», более 80% опрошенных дали положительный ответ Причем больше половины респондентов (116 человек) в качестве причины указали их потенциальную опасность Такой результат во многом определен отсутствием объективной информации о деятельности этих объединений и содержании их учений . Только 50 человек смогли назвать хотя бы одно новое религиозное движение . Чаще других звучали «Свидетели Иеговы» и «Белое братство», о которых в российском информационном пространстве преобладает негативная информация Почти каждый пятый опрошенный признал, что необходимо создавать преимущества для традиционных религий Более четверти респондентов считает, что ограничение деятельности малоизвестных религиозных объединений способствует сохранению единства общества

Очевидно, что ограничение деятельности религиозного объединения по признаку его малоизвест-ности противоречит российскому законодательству и ведет к нарушению равенства, дискриминации граждан по религиозному признаку Поэтому отсутствие толерантности может стать причиной и фактором искажения солидарного характера отношений между гражданами и сотрудниками органов внутренних дел . Углубляет затронутую проблематику анализ ответов на вопрос: «Должно ли государство осуществлять дополнительный контроль за деятельностью новых религиозных движений?» Почти все опрошенные (96,8%) согласились, что государство должно осуществлять дополнительный контроль за деятельностью новых религиозных движений Причем больше половины (54,3%) предлагают делать это в любом случае, в целях профилактики общественно опасных проявлений Это свидетельствует о высоком уровне подозрительности, пристрастном отношении сотрудников к представителям новых религиозных движений. Наблюдается явное противоречие между четким пониманием сущности толерантности и интолерантными установками по отношению к отдельным религиозным сообществам

Большинство сотрудников (70,2%) считает, что толерантное отношение к гражданам, представляющим иные культуры, не выступает препятствием для решения задач, стоящих перед сотрудниками полиции Но в ответах вызывает больший интерес другая информация: для 13,1% сотрудников толерантное отношение к гражданам является препятствием в профессиональной деятельности, а 16,1% затруднились ответить на этот вопрос, что говорит о наличии серьезных противоречий и неопределенности в сознании значительного числа сотрудников относительно принципа толерантности Еще отчетливее это заметно при ответе на вопрос: «Следует ли проявлять толерантность к последователям религиозных организаций, имеющим свой организационный центр в иностранных государствах?» Больше четверти сотрудников (26,1%) не смогли определить свою позицию относительно этого

Проведенное исследование позволило сделать ряд существенных, по нашему мнению, выводов .

Во-первых, основная часть опрошенных сотрудников в целом положительно относится к религии и религиозным объединениям. Участие последних в решении насущных общественных проблем воспринимается как нечто не только допустимое, но и желательное . Религия как явление духовной жизни, по мнению опрошенных, оказывает благотворное влияние на личность, делая человека более нравственным и ответственным Вместе с тем это восприятие религии во многом связано с известными, наиболее распространенными религиями, к последова-

телям которых сотрудники ОВД в большинстве себя относят

Во-вторых, общее благожелательное отношение к религии сочетается с подозрительностью к малоизвестным религиям и религиозным объединениям, имеющим свой организационный центр в иностранных государствах В сознании сотрудников ОВД эти религии оказываются потенциально опасными и требуют дополнительного контроля Это означает, что принцип толерантности среди сотрудников не получил необходимого признания Очевидно, что в реальной жизни дополнительный контроль часто оборачивается практикой необоснованных проверок религиозных организаций Такое нетерпимое отношение к отдельным религиозным сообществам порождает ответную реакцию Появляется серьезное недовольство и недоверие граждан к правоохранительным органам. Фактическая изоляция групп людей, объединенных общностью религиозных взглядов, проявление нетерпимости к ним создают благотворную почву для распространения экстремистских настроений и установок, провоцируют протестные выступления верующих

В-третьих, мировоззренческие предпочтения сотрудников оказались вполне ожидаемыми Большинство опрошенных отнесли себя к последователям той или иной религии, как правило, православия Вместе с тем эта принадлежность часто имеет номинальный характер Вопросы о ценностях и религиозной практике показали, что религия фактически не является существенной частью образа жизни Собственно религиозные ценности (Бог, религия, вера, спасение души) были отмечены как наиболее жизненно важные незначительным числом сотрудников Немногие из них постоянно совершают молитвы и принимают участие в совершении религиозных обрядов Таким образом, можно говорить о мировоззренческой неопределенности в сознании значительной части сотрудников

В-четвертых, неопределенность, аморфность мировоззренческого выбора приводит к противоречивости позиции сотрудников в признании принципа толерантности в служебной деятельности Подавляющее большинство опрошенных имеет ясные представления о содержании самого принципа толерантности Более того, не считает его препятствием для решения задач, стоящих перед сотрудниками полиции Одновременно значительная часть респондентов затрудни-

лась высказать четкую позицию в отношении малоизвестных религиозных объединений и религиозных организаций, имеющих свой организационный центр в иностранных государствах.

В-пятых, в предложенной респондентам анкете в вопросах о толерантности намеренно предлагалось высказать свою позицию относительно той группы религиозных сообществ, которая вызывает неоднозначную реакцию в обществе . Полученные результаты показали, что мнения сотрудников следуют стереотипам и предубеждениям, укоренившимся в массовом сознании Отдавая себе отчет в том, что сотрудники полиции являются частью общества и подвержены всем распространенным в обществе заблуждениям, мы руководствуемся требованием, что сотрудники обязаны преодолевать в себе негативные общественные влияния для обеспечения законности и справедливости в социуме Одним из условий достижения этой цели выступает именно толерантность как принцип профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, недопущение дискриминации по тем или иным основаниям есть главный смысл деятельности органов внутренних дел . Условием решения этих задач в обществе религиозного и культурного многообразия служит реализация принципа толерантности . Толерантное отношение к гражданам способствует формированию доверия к органам внутренних дел .

Толерантность как принцип деятельности может вызывать разнообразные чувства, ассоциации Но толерантность, прежде всего, является прививкой от неоправданной агрессивности и насилия

1 Декларация принципов терпимости, принятая в г. Париже 16.11.1995 г. Резолюцией 5 .61 на 28-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятая 25. 11. 1981 г. Резолюцией 36/55 на 73-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс»

3 Плезнер И. Т. Укрепление толерантности посредством религиозного образования // Свобода религии и убеждений: основные принципы (философия, законодательство, защита свободы совести) . М. , 2010 . С. 588.

4 Красиков В. И. Терпимость, насилие и толерантность // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств . 2008. № 5 . С. 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.