Научная статья на тему 'ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН АЗИИ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ'

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН АЗИИ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / МИГРАНТЫ / СТРАНЫ АЗИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Салганова Елена Ивановна, Гафнер Наталья Александровна

С каждым годом растет число иностранных студентов, получающих образование в российских вузах. Возникают проблемы их социально-психологической и культурной адаптации. Это обусловливает необходимость детального исследования процесса адаптации и инкультурации этой категории студенчества. Наши выводы основываются на теоретических и методологических подходах к проблеме толерантности, адаптации и инкультурации иностранных студентов, данных международных и российских исследований, в том числе опыте регионов. Цель исследования - изучение современного состояния, уровня и степени адаптации иностранных студентов из стран Азии к новой социокультурной среде региона. Эмпирическую базу исследования составили данные самостоятельно проведенных авторским коллективом социологических исследований. В апреле-июне 2021 года в ходе личного интервью опрошено 2062 респондента в возрасте старше 18 лет (N = 2062). В исследовании приняло участие местное население Челябинской области (в разрезе крупные города - Челябинский, Магнитогорский, Миасский, Златоустовский, Копейский городские округа, средние и малые города (муниципальные районы) - Верхнеуфалейский, Чебаркульский, Южноуральский, Усть-Катавский городские округа, Коркинский и Каслинский муниципальные районы; сельская местность - Красноармейский, Варненский, Кунашакский, Верхнеуральский муниципальные районы). А также проведено интервью с 54 иностранными студентами Южно-Уральского государственного университета, средняя продолжительность беседы - 90 минут. Разработка инструментария и обработка данных по результатам интервьюирования иностранных студентов осуществлялись по методике Л. В. Янковского. Результаты исследования показали высокий уровень толерантности студенчества Южного Урала, готовности принять в свое окружение представителей другой национальности, культуры. Это, в свою очередь, является ведущим фактором успешной адаптации иностранных студентов из стран Азии в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Салганова Елена Ивановна, Гафнер Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE AS A FACTOR FOR ADAPTATION OF INTERNATIONAL STUDENTS FROM ASIAN COUNTRIES IN THE URALS REGION

Every year the number of international students in Russian universities increases. Consequently, the problem of their socio-psychological and cultural adaptation is becoming increasingly obvious. This necessitates the detailed research of the process of adaptation and cultural integration of this category of students. The research conclusions are based on theoretical and methodological approaches to the issues of tolerance, adaptation and cultural integration of international students, international and Russian research data, including regional experience. The aim of the research is to study the current state, level and degree of adaptation of international students from Asian countries to the new socio-cultural environment of the region. The empirical base of the research was formed by the data of sociological research conducted by the author’s team independently. In April-June 2021, 2062 respondents aged over 18 years (N = 2062) were personally interviewed. The study involved the local population of the Chelyabinsk region (large cities scale: Chelyabinsk, Magnitogorsk, Miass, Zlatoust, Kopeysk urban districts; medium and small towns scale (municipal districts): Verkhneufaleisky, Chebarkul, South Ural, Ust-Katav urban districts, Korkinsky and Kaslinsky municipal districts; rural areas scale: Krasnoarmeisky, Varnensky, Kunashaksky, Verkhneuralsky municipal districts). In addition, the authors interviewed 54 international students of South Ural State University with the average duration of 90 minutes. The development of research tools as well as data processing of interview results of international students were based on L. V. Yankovsky’s methodology. The results of the study showed a high level of tolerance among students of the South Urals, their willingness to accept representatives of different ethnicity and culture in their environment, which is in turn, a key factor for the successful adaptation of international students from Asian countries in Russia.

Текст научной работы на тему «ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН АЗИИ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ»

УДК 316.43 DOI: 10.14529/ssh210410

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН АЗИИ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ

Е. И. Салганова1, Н. А. Гафнер1'2

1 Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация

2 Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация

С каждым годом растет число иностранных студентов, получающих образование в российских вузах. Возникают проблемы их социально-психологической и культурной адаптации. Это обусловливает необходимость детального исследования процесса адаптации и инкультурации этой категории студенчества. Наши выводы основываются на теоретических и методологических подходах к проблеме толерантности, адаптации и инкультурации иностранных студентов, данных международных и российских исследований, в том числе опыте регионов. Цель исследования -изучение современного состояния, уровня и степени адаптации иностранных студентов из стран Азии к новой социокультурной среде региона. Эмпирическую базу исследования составили данные самостоятельно проведенных авторским коллективом социологических исследований. В апреле-июне 2021 года в ходе личного интервью опрошено 2062 респондента в возрасте старше 18 лет = 2062). В исследовании приняло участие местное население Челябинской области (в разрезе крупные города - Челябинский, Магнитогорский, Миасский, Златоустовский, Копейский городские округа, средние и малые города (муниципальные районы) - Верхнеуфалейский, Чебаркульский, Южноуральский, Усть-Катавский городские округа, Коркинский и Каслинский муниципальные районы; сельская местность - Красноармейский, Варненский, Кунашакский, Верхнеуральский муниципальные районы). А также проведено интервью с 54 иностранными студентами Южно-Уральского государственного университета, средняя продолжительность беседы - 90 минут. Разработка инструментария и обработка данных по результатам интервьюирования иностранных студентов осуществлялись по методике Л. В. Янковского. Результаты исследования показали высокий уровень толерантности студенчества Южного Урала, готовности принять в свое окружение представителей другой национальности, культуры. Это, в свою очередь, является ведущим фактором успешной адаптации иностранных студентов из стран Азии в России.

Ключевые слова: адаптация, толерантность, иностранные студенты, мигранты, страны Азии.

Введение

Формирование и развитие современной международной образовательной системы обусловливает непрерывное повышение доли иностранцев в общем числе студентов высших учебных заведений России. Это, в свою очередь, неизбежно влечет за собой проблемы адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни. Оказавшись в другой стране, они зачастую не знают особенности местной культуры, нормы и правила межличностного взаимодействия, поведения в общественных местах. Все это, как правило, усугубляется недостаточным знанием (или незнанием) русского языка, что еще больше тормозит процесс адаптации и ин-культурации иностранных студентов. У них возникают трудности в общении с российскими сверстниками, проблемы бытового и учебного плана.

Российские вузы, обучающие иностранных граждан, предпринимают различные меры по облегчению процесса их адаптации к новым условиям. Так, на сегодняшний день в Южно-Уральском государственном университете (г. Челябинск) числится более 2000 студентов из 56 стран. Среди них -студенты из Китая, африканских и арабских стран, чуть меньше - из Европы и Америки. Существенная часть иностранных студентов ЮУрГУ являются

уроженцами бывших союзных республик - ныне государств Центральной Азии: Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и пр. В вузе действуют подразделения, в задачи которых входит помощь иностранным студентам в процессе их адаптации к новым условиям жизни и учебы. Так, отделом по работе с иностранными студентами осуществляется их информационное обеспечение, вовлечение во внеучебную деятельность. Центр социокультурной адаптации занимается учебной, социально-бытовой и досуговой поддержкой этой категории обучающихся. Тем не менее сложности адаптации к жизни в новом для них социуме в той или иной мере испытывает большинство иностранных студентов. Вопрос в том, насколько успешно они смогут преодолеть эти сложности. Как показывает практика, это во многом зависит от личностных качеств молодых людей, их способности и желания приспосабливаться к качественно иным условиям жизни, готовности идти на контакт с представителями другой культуры.

Наряду с этим, важнейшим фактором успешной адаптации иностранных студентов является то, насколько терпимо и доброжелательно относятся к ним люди, с которыми связано их повседневное взаимодействие, - однокурсники, преподаватели,

соседи по общежитию и т. д. Р. М. Теремова и В. В. Артамонова [1] в своей работе отмечали двусторонний характер социокультурной адаптации, которая зависит не только от личностных особенностей самих иностранных студентов, но и от толерантности по отношению к ним местного населения, в том числе их российских сверстников.

Обзор литературы

Актуальность проблем толерантности к мигрантам и их адаптации к новой среде подтверждается множеством исследований, проводимых как российскими, так и зарубежными учеными.

О проблемах интеграции мигрантов в местное сообщество в условиях современной российской действительности упоминают в своих работах А. В. Дмитриев и Г. А. Пядухов [2]. И. Н. Малинина изучает механизмы адаптации и адаптационный потенциал личности с точки зрения психологии [3], а Т. О. Паршина исследует его же с позиций социолога [4]. Профессор В. В. Константинов, анализируя сущность процесса адаптации личности к новой среде, рассматривает все многообразие элементов этой среды в контексте субъективной стороны процесса взаимодействия личности с ней [5]. Биолог Ганс Селье, рассматривая проблемы общего адаптационного синдрома и стресса, затрагивал в первую очередь физиологические, а во вторую - этико-философские их аспекты [6]. Ф. Б. Бе-резин в своих исследованиях связывает процессы адаптации с изменениями в системе «человек-среда», а психическую адаптацию - с профессиональной успешностью [7]. Следовательно, адаптация представляет собой многоаспектный процесс, предполагающий приспособление на всех уровнях человеческой жизнедеятельности: социальном, физиологическом, психофизиологическом и психологическом [3].

Одной из проблем, препятствующих успешной адаптации иностранных граждан в новых условиях, ученые считают неверное информационное поведение, которое мешает им находить и правильно использовать источники необходимых сведений (в частности, об актуальном законодательстве в отношении мигрантов). Т. Д. Уилсон изучает информационное поведение человека [8]. Особенности информационного поведения мигрантов рассматривались в исследованиях Е. А. Варшавера, А. Л. Рочевой, Н. С. Ивановой [9] и Жаклин Хаган [10].

И. О. Кривцова, исследуя особенности адаптации иностранных студентов, утверждает, что они определяются целым комплексом факторов, которые тесно переплетаются между собой [11]. О. Г. Берестнева, О. В. Марухина, Д. О. Щербаков выявили общие и особенные проблемы, характерные для процесса адаптации иностранных студентов в вузах отдельных регионов России и бывших союзных республик [12].

Г. Е. Шевелевым, Л. И. Кабановой и Е. В. Ми-хальченко была разработана новая информационная

технология, которая позволяет соотнести социально-психологические особенности иностранного абитуриента с набором качеств, способствующих благополучной адаптации иностранца к новым для него условиям [13].

Проблема толерантности в межкультурной коммуникации уже много лет исследуется учеными. Томас В. Петтигрю вслед за Т. Адорно [14] в своей работе поднимает проблему авторитарной личности. Он говорит об авторитарности как общем синдроме личности, который порождает межгрупповые предрассудки, нетерпимость и социальные конфликты [15].

В своей книге 1954 года «Природа предубеждения» американский психолог Гордон Олпорт, рассуждая о том, почему люди так предвзято относятся к представителям других групп, приходит к выводу о стереотипности мышления, которое легко порождает предубеждения [16].

Ряд отечественных ученых волнует проблема формирования толерантности к иностранцам в среде российского студенчества. Так, Е. А. Бале-зина и В. В. Форостян изучали эту проблему в Пермском университете [17]; Е. А. Василенко, В. И. Долгова, А. С. Бароненко провели ряд исследований по готовности студентов челябинского вуза к эффективной межкультурной коммуникации [18].

Методы исследования

В основу эмпирической базы легло два исследования. Первое представляет собой массовый опрос взрослого населения Челябинской области. В апреле -июне 2021 года по представительной выборке было опрошено 2062 совершеннолетних южноуральца. Исследование проводилось методом личного формализованного интервью. Второе исследование - это опрос 54 иностранных студентов ЮУрГУ, проведенный в апреле - июне 2021 года; оно ставило перед собой задачу изучения уровня и степени адаптации иностранцев к новой социокультурной среде региона. Исследование основано на методике, разработанной Л. В. Янковским [19]. Средняя продолжительность беседы с иностранным студентом составляла 90 минут. В опроснике представлено шесть типов адаптации иностранцев: адаптивный, конформный, интерактивный, депрессивный, ностальгический и отчужденный.

Результаты и дискуссия

В ходе массового опроса жителям Челябинской области был задан ряд вопросов, касающихся их отношения к проблемам миграции, толерантности и межкультурной коммуникации.

Одним из показателей уровня толерантности местного населения к приезжим является субъективное отношение к ним. Проведенное исследование выявило нейтральное отношение к выходцам из стран Азии у большинства опрошенных жителей области (табл. 1). При этом высока доля и негативно настроенных респондентов, прежде всего, по отношению к выходцам из Китая и Таджикистана.

Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2021. Т. 21, № 4

Таблица 1

Отношение жителей Челябинской области к мигрантам из стран Азии (в % к общему числу опрошенных)

Table 1

Attitude of residents of the Chelyabinsk region to migrants from Asian countries (as % of the total number of respondents)

В ходе исследования прозвучали достаточно резкие высказывания по отношению к мигрантам из стран Азии: «закрыть границы», «мигрантов принимать только по рабочим визам на определенный срок, без получения гражданства», «выселить всех незаконопослушных таджиков», «выгнать всех мигрантов», «минимизировать взаимодействие разных национальностей», «представители каждой национальности должны проживать на территории своей исторической Родины», «ужесточить требования для въезжающих».

Отвечая на вопросы о развитии толерантности в обществе, многие респонденты отмечали, что этому процессу во многом способствует повышение уровня, качества жизни и общей культуры местного населения в регионе.

Южноуральцы также полагают, что уровень межнациональной и межкультурной толерантности зависит от воспитания подрастающего поколения. Респонденты предлагают повышать уровень толерантности посредством проведения тематических занятий в дошкольных и школьных учреждениях (об этом упоминали 53 % опрошенных), в средних профессиональных и высших учебных заведениях (50,6 %). 42,2 % уверены в том, что налаживанию межкультурного взаимодействия способствует деятельность патриотических объединений, клубов и других организаций национально-культурной направленности. Южноуральцы называли и такие меры, способствующие развитию толерантности в регионе, как «повсеместное общение с людьми другой национальности», «специальные курсы для мигрантов», «повышение уровня образования мигрантов», «разъяснительная и воспитательная работа среди самих мигрантов», «распространение информации о культуре других национальностей», «повышение общего культурного уровня всего населения», «делать больше возможностей бытового общения, совместная игра в футбол, КВН, праздники», «повысить уровень культуры и доверия в обществе». По мнению южноуральцев, толерантность является двусторонним процессом,

и для того, чтобы принимающее общество терпимо относилось к мигрантам, последние должны изучать русский язык, соблюдать российские законы, чтить и уважать культурные ценности и нормы той страны, в которую они приехали, «принимать и демонстрировать культурно-бытовые и поведенческие особенности принимающего общества», «уважать традиции нашей страны», «учитывать интересы коренного населения».

Исходя из специфики рассматриваемого в рамках статьи предмета, закономерно было выделить и рассмотреть отдельно мнение представителей студенчества Челябинской области. Анализ показал, что их отношение как к проблемам миграции в целом, так и к самим приезжим существенно отличается от мнения всего опрошенного населения. Так, среди студентов чаще, чем в целом по массиву, отмечается актуальность для Челябинской области проблем национальной и миграционной политики. Их чаще, чем остальные категории населения, беспокоит рост уровня преступлений на национальной почве, но реже - рост заболеваний по причине внешней миграции. Они также чаще отмечают отсутствие каких-либо проблем в сфере межэтнических отношений. В качестве причин, по которым мигранты из стран Азии приезжают в Челябинскую область, относительно чаще опрошенные студенты называли трудоустройство, а также образование и потребность в расширении знаний. Остальные причины при этом отмечались ими заметно реже, чем в целом по массиву.

Проведенное исследование позволило сопоставить доли южноуральцев, положительно относящихся к мигрантам, среди общего числа опрошенных и среди выделенной нами категории -студенчества (рис. 1).

Рис. 1. Положительное отношение южноуральцев к мигрантам из стран Азии (в % к общему числу опрошенных и к числу опрошенных студентов) Fig. 1. South Ural resident's positive attitude towards migrants from Asian countries (as a percentage of the total number of respondents and the number of surveyed students)

На рисунке отчетливо видно, что среди студентов намного больше тех, кто положительно относится к мигрантам из стран Азии, нежели среди всего опрошенного населения области.

Отношение к мигрантам Ст раны Азии

Казахстан Кит ай Кыргызстан Таджикистан Узбекистан

Положительное 14,6 8,2 4,7 4,1 4,7

Нейтральное 77,1 1,1 70,7 65,7 67,3

Отрицательное 5,9 7,9 21,0 26,7 24,7

Затруднились ответить 2,4 2,8 3,6 3,5 3,3

Безусловно, высокий уровень толерантности по отношению к мигрантам среди российского студенчества сказывается на процессе адаптации иностранных студентов в отечественных вузах. Сверстники, однокурсники, соседи по общежитию - это те люди, которые составляют ближайшее окружение иностранных студентов на протяжении их обучения.

С целью выявления успешности адаптации к новым условиям на втором этапе исследования авторами было опрошено 54 иностранных студента Южно-Уральского государственного университета, в том числе 55,6 % юношей и 44,4 % девушек. Возраст более половины (53,7 %) опрошенных - от 16 лет до 21 года, а у 42,6 % респондентов - от 22 до 27 лет; остальные возрастные группы менее представлены.

Опрос показал, что большинство иностранных студентов из семей со средним уровнем жизни. Каждый седьмой считает уровень жизни своей семьи высоким. О низком уровне жизни говорит лишь незначительная часть респондентов. Это закономерно, так как семье с невысоким уровнем благосостояния затруднительно отправить своего ребенка на обучение в другую страну.

Наибольшее количество опрошенных иностранных студентов приехало в Россию из Казахстана - 40,7 % (табл. 2). Почти каждый четвертый респондент прибыл в нашу страну из Китая, а на третьем месте по количеству - студенты из Узбекистана (16,7 %). Почти каждый десятый -уроженец Туркменистана (9,2 %). Остальные страны наименее представлены в общем массиве опрошенных. Один респондент не назвал страну, из которой приехал.

Таблица 2

Страны, из которых приехали иностранные студенты ЮУрГУ (в % к общему числу опрошенных)

Table 2

Countries from which SUSU international students came (in % of the total number of respondents)

Страна Все опрошенные

человек %

Казахстан 22 40,7

Китай 13 24

Узбекистан 9 16,7

Туркмения 5 9,2

Таджикистан 3 5,6

Кыргызстан 1 1,9

Не ответили 1 1,9

Важным фактором степени адаптации человека к иной социокультурной среде является длительность его проживания в новых условиях. В ходе исследования респондентам был задан вопрос о том, как долго они живут в России. Самой многочисленной оказалась группа респондентов, проживающих в нашей стране три года и более, - 37 % (табл. 3). У них было достаточно времени для того, чтобы изучить культуру другой страны и адаптироваться к новым для них условиям: менталитету

местных жителей, особенностям быта, досуга, языка, климата и пр. Каждый четвертый отметил, что проживает здесь 1-3 года. Почти столько же (24,1 %) только начинают адаптироваться к условиям жизни в нашей стране, так как находятся здесь лишь менее полугода. Самая немногочисленная группа опрошенных проживает в России от полугода до года - таких 13 %).

Таблица 3

Длительность проживания в России иностранных студентов ЮУрГУ (в % к общему числу опрошенных)

Table 3

Duration of Residence in Russia of Foreign Students of SUSU (in % of the total number of respondents)

Результаты исследования типов адаптации иностранных студентов к новой социокультурной среде представлены на рис. 2.

Оказалось, что наиболее распространенным у иностранных студентов оказался «Интерактивный» тип адаптации (20 баллов). Скорее всего это обусловлено возрастом респондентов - молодежь любой национальности склонна к общению, активному взаимодействию, прежде всего со сверстниками.

Рис. 2. Типы адаптации иностранных студентов ЮУрГУ (в баллах)

Fig. 2. Types of adaptation of international students at SUSU (in points)

На втором месте - «Адаптивный» тип (18 баллов). Высокий показатель здесь свидетельствует о способности иностранных студентов без особых трудностей приспосабливаться к новым для себя нормам и ценностям российского общества путем их присвоения и принятия как свих собственных.

Достаточно высокие показатели и у «Конформного» типа адаптации. Он набрал 16 баллов. Очевидно, иностранные студенты достаточно легко могут подстроиться под новые условия, изменив свои прежние привычки и поведение.

Длительность проживания в России Все опрошенные

человек %

Менее полугода 13 24,1

От полугода до года 7 13

1-3 года 14 25,9

3 года и более 20 37

Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2021. Т. 21, № 4

«Ностальгический» тип находится лишь на четвертом месте и набрал 12 баллов. Воспоминания о родной стране не слишком одолевают иностранную молодежь, возможно, на первый план у них выходит увлеченность учебой, новыми знакомствами, развлечениями - все то, чем так насыщены студенческие годы.

Следует отметить, что такие негативные типы адаптации, как «Депрессивный» и «Отчужденный», находятся на последних местах и набрали лишь по 8 баллов каждый.

Таким образом, иностранные студенты показали высокий уровень адаптации к новым социокультурным условиям, готовность выстраивать диалог с местным населением, принимать существующие в российском обществе нормы, принципы и традиции и следовать им. Молодые люди достаточно комфортно чувствуют себя в принимающем сообществе, что во многом обусловлено высоким уровнем толерантности среди российских студентов.

Выводы

Проведенное авторами исследование выявило достаточно высокую степень адаптации иностранных студентов из стран Азии в южноуральских вузах. Большинство из них готовы и желают принять новые для себя нормы поведения, культурные особенности и традиции, стать частью нового для них социума. Это, по нашему мнению, было бы невозможно без высокого уровня толерантности принимающего сообщества, прежде всего российских студентов, составляющих основную часть ближайшего окружения иностранных обучающихся. Вместе с тем, часть из них все же испытывает трудности с адаптацией: тоскуют по родине, чувствуют себя одинокими и не могут влиться в новый коллектив. Все это обусловливает необходимость проведения регулярных социологических опросов с целью более глубокого изучения и понимания социально-психологических особенностей иностранных обучающихся и их российских коллег. С нашей точки зрения, для развития у иностранных и российских студентов способностей к конструктивному взаимодействию полезными представляются исследования особенностей менталитета приезжих обучающихся с последующей популяризацией полученных результатов. Подобные исследования позволят выявить актуальные образовательные и социально-психологические проблемы иностранных обучающихся; разработать эффективные программы повышения уровня толерантности в отношении мигрантов в российском обществе; спроектировать и внедрить в учебный процесс иностранцев кросскультурные адаптационные курсы. Это будет способствовать повышению адаптационных возможностей иностранных студентов вузов Южного Урала и их более успешной социокультурной адаптации в принимающем сообществе.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области в рамках научного проекта № 20-49-740007 («Азиатский вектор миграций в Челябинскую область: историческая ретроспектива, прогнозы и риски», 2021).

Литература

1. Теремова, Р. М. Толерантность как основа адаптации иностранных студентов в условиях российского социума / Р. М. Теремова, В. В. Артамонова // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2007. - № 2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tolerantnost-kak-osn ova-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-usloviyah-ro ssiyskogo-sotsiuma (дата обращения: 08.09.2021).

2. Дмитриев, А. В. Мигранты и социум: интеграционный и дезинтеграционный потенциал практик и взаимодействия / А. В. Дмитриев, Г. А. Пядухов. - URL: https://www.isras.ru/files/File/ Socis/2011-12/Dmitriev.pdf (дата обращения: 08.09.2021).

3. Малинина, И. Н. Механизмы адаптации и адаптационный потенциал личности / И. Н. Малинина // Будущее клинической психологии -2017 : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Пермь : ПГНИУ, 2017. - Вып. 11. -C. 101-106. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/ 10995/54224/1/m-978-5-7944-2965-7_2017.pdf (дата обращения: 08.09.2021).

4. Паршина, Т. О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека / Т. О. Паршина // Социологические исследования. -2008. - № 8. - C. 100-106. - URL: http://ecsocman. hse.ru/data/964/633/1219/Parshina_15.pdf (дата обращения: 08.09.2021).

5. Константинов, В. В. К вопросу о понятии «адаптация» / В. В. Константинов // Проблемы социальной психологии личности : сборник тезисов по проблемам психологии личности. - Саратов : Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 2008. - URL: https://psy journals.ru/sgu_socialpsy/issue/30306_full.shtml (дата обращения: 09.09.2021).

6. Selye, H. Stress without Distress / H. Selye // Psychopathology of Human Adaptation ; G. Serban (eds). - Springer, Boston, MA., 1976. - URL: https://doi.org/10.1007/978-1-4684-2238-2_9 (дата обращения: 08.09.2021).

7. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Бере-зин. - Л. : Наука, 1988. - 270 с.

8. Wilson, T. D. Human information behavior. Informing science / T. D. Wilson. - 2000. - Vol. 3 (2).-P. 49-56. - URL: https://www.researchgate.net/pub lication/270960171_Human_Information_Behavior (дата обращения: 08.09.2021).

9. Варшавер, Е. А. Информационное поведение мигрантов из Средней Азии в контексте изменения миграционного законодательства / Е. А. Варшавер, А. Л. Рочева, Н. С. Иванова // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2017. - № 1. - С. 182-195.

10. Hagan, J. M. Social networks, gender, and immigrant incorporation: Resources and constraints. / J. M. Hagan // American sociological review. - 1998. - Vol. 63 (1). - P. 55-67.

11. Кривцова, И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко) / И. О. Кривцова // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-2. - С. 284-288. - URL: https://iundamental-research.ru/ru/article/view?id=27948 (дата обращения: 06.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Берестнева, О. Г. Проблема адаптации иностранных студентов как проблема адаптации субъекта деятельности к измененным условиям / О. Г. Берестнева, О. В. Марухина, Д. О. Щербаков // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 4. - С. 340. - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=20848456& (дата обращения: 05.09.2021).

13. Шевелев, Г. Е. Информационная система для оценки адаптации иностранных студентов / Г. Е. Шевелев, Л. И. Кабанова, Е. В. Михальченко // Вестник науки Сибири. - 2012. - № 1 (2). -

С. 134-138. - URL: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/ 15973 (дата обращения: 05.09.2021).

14. Adorno, T. W. The authoritarian Personality / T. W. Adorno, E. Frankel-Brunswik, D. J. Levinson, R. N. Sanford. - N. Y., 1950.

15. Pettigrew, T. F. The authoritarian personality / T. F. Pettigrew // Concise Blackwell Encyclopedia of Sociology ; G. Ritzer & J. M. Ryan (Co-Editors). -Oxford, UK : Blackwell, 2011.

16. Allport, G. Nature of prejudice / G. Allport. -Cambridge, MA, 1954.

17. Балезина, Е. А. Толерантность к иностранным студентам в российских вузах (на примере ПГНИУ) / Е. А. Балезина, В. В. Форостян // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2020. - Вып. 2. -С. 307-316. - URL: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-307-316 (дата обращения: 04.09.2021).

18. Василенко, Е. А. Структура психологической готовности межкультурной коммуникации у студентов педагогического вуза с профильной подготовкой по иностранному языку / Е. А. Василенко, В. И. Долгова, А. С. Бароненко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 10. - С. 109-115.

19. Адаптация личности к новой социокультурной среде (тест Л. В. Янковского) / В. А. Сонин Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. - СПб., 2004. - С. 206-211.

Салганова Елена Ивановна - заведующий кафедрой социологии, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), e-mail: salganovaei@susu.ru. ORCID 0000-0002-1549-8425

Гафнер Наталья Александровна - доцент кафедры социальной работы и социологии, Челябинский государственный университет (Челябинск); заведующий лабораторией кафедры социологии, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), e-mail: nataly_flam@mail.ru.. ORCID 000 0-0002-8434-2475

Поступила в редакцию 13 сентября 2021 г.

DOI: 10.14529/ssh210410

TOLERANCE AS A FACTOR FOR ADAPTATION OF INTERNATIONAL STUDENTS FROM ASIAN COUNTRIES IN THE URALS REGION

E. I. Salganova1, N. A. Gafner1'2

1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

2 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation

Every year the number of international students in Russian universities increases. Consequently, the problem of their socio-psychological and cultural adaptation is becoming increasingly obvious. This necessitates the detailed research of the process of adaptation and cultural integration of this category of students. The research conclusions are based on theoretical and methodological

Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2021. Т. 21, № 4

approaches to the issues of tolerance, adaptation and cultural integration of international students, international and Russian research data, including regional experience. The aim of the research is to study the current state, level and degree of adaptation of international students from Asian countries to the new socio-cultural environment of the region. The empirical base of the research was formed by the data of sociological research conducted by the author's team independently. In April-June 2021, 2062 respondents aged over 18 years (N = 2062) were personally interviewed. The study involved the local population of the Chelyabinsk region (large cities scale: Chelyabinsk, Magnitogorsk, Miass, Zlatoust, Kopeysk urban districts; medium and small towns scale (municipal districts): Verkhneufaleisky, Chebarkul, South Ural, Ust-Katav urban districts, Korkinsky and Kaslinsky municipal districts; rural areas scale: Krasnoarmeisky, Varnensky, Kunashaksky, Verkhneuralsky municipal districts). In addition, the authors interviewed 54 international students of South Ural State University with the average duration of 90 minutes. The development of research tools as well as data processing of interview results of international students were based on L. V. Yankovsky's methodology. The results of the study showed a high level of tolerance among students of the South Urals, their willingness to accept representatives of different ethnicity and culture in their environment, which is in turn, a key factor for the successful adaptation of international students from Asian countries in Russia.

Keywords: adaptation, tolerance, international students, migrants, Asian countries.

References

1. Teremova R.M., Artamonova V.V. Tolerantnost' kak osnova adaptacii inostrannyh studentov v uslovijah rossijskogo sociuma [Tolerance as a Basis for the Adaptation of Foreign Students in Russian Society] // Universum: Vestnik Gercenovskogo Universiteta. 2007. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerant nost-kak-osnova-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-usloviyah-rossiyskogo-sotsiuma.

2. Dmitriev A.V., Pjaduhov G.A. Migranty i socium: integracionnyj i dezintegracionnyj potencial praktik i vzaimodejstvija [Migrants and Society: Integration and Disintegration Potential of Practices and Interactions]. URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/2011-12/Dmitriev.pdf.

3. Malinina I.N. Mehanizmy adaptacii i adaptacionnyj potencial lichnosti [Adaptation Mechanisms and the Adaptive Potential of the Individual] // Budushhee Klinicheskoj Psihologii - 2017: materialy XI vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Perm': PGNIU, 2017. Vyp. 11. S. 1 01-106. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/54224/1/m-978-5-7944-2965-7_2017.pdf.

4. Parshina T.O. Strukturnaja model' social'no-psihologicheskoj adaptacii cheloveka [Structural Model of Human Socio-psychological Adaptation] // Sociologicheskie Issledovanija. 2008. № 8. S. 100-106. URL: http ://ecsocman.hse.ru/data/964/633/1219/Parshina_15.pdf.

5. Konstantinov V.V. K voprosu o ponjatii «adaptacija» [On the Concept of «Adaptation»] // Problemy cocial'noj psihologii lichnosti. sbornik tezisov po problemam psihologii lichnosti. Saratov: Saratovskij gosudarstvennyj universitet im. N. G. Chernyshevskogo. 2008. URL: https://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/ 30306_full.shtml.

6. Selye H. Stress without Distress // Psychopathology of Human Adaptation; Serban G. (eds). Springer, Boston, MA., 1976. URL: https://doi.org/10.1007/978-1-4684-2238-2_9 (дата обращения: 08.09.2021).

7. Berezin F.B. Psihicheskaja i psihofiziologicheskaja adaptacija cheloveka [Mental and Psychophysiological Adaptation of Man]. L.: Nauka, 1988. 270 s.

8. Wilson T.D. Human Information Behavior. Informing Science. 2000. Vol. 3 (2). P. 49-56. URL: http s ://www. researchgate. net/publication/270960171_Human_Information_Behavior.

9. Varshaver E.A., Rocheva A.L., Ivanova N.S. Informacionnoe povedenie migrantov iz srednej azii v kontekste izmenenija migracionnogo zakonodatel'stva [Information Behavior of Migrants from Central Asia in the Context of Changes in Migration Legislation] // Monitoring obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social'nyeperemeny. 2017. № 1. S. 182-195.

10. Hagan J. M. Social Networks, Gender, and Immigrant Incorporation: Resources and Constraints // American Sociological Review. 1998. Vol. 63 (1). P. 55-67.

11. Krivcova I.O. Sociokul'turnaja adaptacija inostrannyh studentov k obrazovatel'noj srede rossijskogo vuza (na primere Voronezhskoj gosudarstvennoj medicinskoj akademii im. N. N. Burdenko) [Socio-Cultural Adaptation of Foreign Students to the Educational Environment of Russian Universities (on the Example of Voronezh State Medical Academy Named after N.N. Burdenko)] // Fundamental'nye issledovanija. 2011. № 8-2. S. 284-288. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=27948.

12. Berestneva O.G. Problema adaptacii inostrannyh studentov kak problema adaptacii sub#ekta dejatel'nosti k izmenennym uslovijam [The Problem of Adaptation of International Students as a Problem of Adaptation of the Subject of Activity to Changed Conditions] // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 201 3. № 4. S. 340. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20848456&.

13. Shevelev G.E. Informacionnaja sistema dlja ocenki adaptacii inostrannyh studentov [Information System for Assessing the Adaptation of International Students] // Vestnik naukI Sibiri. 2012. № 1 (2). S. 134-138. URL: http ://earchive.tpu. ru/handle/11683/15973.

14. Adorno T.W., Frankel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authoritarian Personality. N.Y., 1950.

15. Pettigrew T.F. The Authoritarian Personality // Concise Blackwell Encyclopedia of Sociology; G. Ritzer & J. M. Ryan (Co-Editors). Oxford, UK: Blackwell, 2011.

16. Allport G. Nature of Prejudice. Cambridge, MA, 1954.

17. Balezina E.A., Forostjan V.V. Tolerantnost' k inostrannym studentam v rossijskih vuzah (na primere PGNIU) [Tolerance of Foreign Students in Russian Universities (the Example of Perm State National Research University)] // Vestnik Permskogo universiteta. Filosofija. Psihologija. Sociologija. 2020. Vyp. 2. S. 307-316. URL: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-307-316.

18. Vasilenko E.A., Dolgova V.I., Baronenko A.S. Struktura psihologicheskoj gotovnosti mezhkul'turnoj kommunikacii u studentov pedagogicheskogo vuza s profil'noj podgotovkoj po inostrannomu jazyku [The Structure of Psychological Readiness of Intercultural Communication in Students of Pedagogical Higher Education With Specialized Training in a Foreign Language] // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. № 10. S. 109-115.

19. Adaptacija lichnosti k novoj sociokul'turnoj srede (test L. V. Jankovskogo) [Personal Adaptation to a New Socio-cultural Environment (L. V. Jankowski Test)] / Sonin V. A. Psihodiagnosticheskoe poznanie professional'noj dejatel'nosti. SPb., 2004. S. 206-211.

Elena I. Salganova - head of Department of Sociology, South Ural State University (Chelyabinsk), e-mail: salganovaei@susu.ru

Natalya A. Gafner - associate professor of Department of Social Work and Sociology, Chelyabinsk State University (Chelyabinsk); head of Laboratory, Department of Sociology, South Ural State University (Chelyabinsk), e-mail: nataly_flam@mail.ru

Received September 13, 2Q21

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Салганова, Е. И. Толерантность как фактор адаптации иностранных студентов из стран Азии в Уральском регионе / Е. И. Салганова, Н. А. Гафнер // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2021. - Т. 21, № 4. - С. 84-91. БО!: 10.145 29/88Ь210410

Salganova E. I., Gafner N. A. Tolerance as a Factor for Adaptation of International Students from Asian Countries in the Urals Region. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Humanities, 2021, vol. 21, no. 4, pp. 84-91. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh210410

Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2021 . Т. 21 , № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.