Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ЧЕЛЯБИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ЧЕЛЯБИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ADAPTATION / FOREIGN STUDENTS / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тышова Ирина Анатольевна, Прохорова Людмила Вячеславовна

Рассматривается социальная и культурная адаптация иностранных студентов в системе российского высшего образования. Приведены итоги анкетирования 35 иностранных студентов (Республика Конго, Египет, Иран, Китай), обучающихся в Челябинском государственном университете. Показаны проблемы первого периода адаптации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тышова Ирина Анатольевна, Прохорова Людмила Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROCESS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTSAT CHELYABINSK STATE UNIVERSITY

The article reflects the socio-cultural adaptation of foreign students. The results of a survey of 35 foreign students (Republic of the Congo, Egypt, Iran, China) studying at Chelyabinsk State University are presented. Presented problems of the first period of adaptation of students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ЧЕЛЯБИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 378.141 ББК 74.4

DOI 10.24411/2618-9852-2020-15411

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

В ЧЕЛЯБИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

И. А. Тышова, Л. В. Прохорова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

I Рассматривается социальная и культурная адаптация иностранных студентов в системе российского высшего образования. Приведены итоги анкетирования 35 иностранных студентов (Республика Конго, Египет, Иран, Китай), обучающихся в Челябинском государственном университете. Показаны проблемы первого периода адаптации студентов.

Ключевые слова: адаптация, иностранные студенты, социокультурная среда, межкультурная коммуникация.

FEATURES OF THE PROCESS OF ADAPTATION

OF FOREIGN STUDENTS IN CHELYABINSK STATE UNIVERSITY

I. A. Tyshova, L. V. Prokhorova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

I The article reflects the socio-cultural adaptation of foreign students. The results of a survey of 35 foreign students (Republic of the Congo, Egypt, Iran, China) studying at Chelyabinsk State University are presented. Presented problems of the first period of adaptation of students.

Keywords: adaptation, foreign students, socio-cultural environment, intercultural communication.

В настоящее время интернациональное сотрудничество считается одним из приоритетов ЧелГУ. Многопрофильное интернациональное развитие университета позволяет его обучающимся и педагогам применять и совершенствовать свои знания и навыки, а также помогает вносить что-то новое. «Международные миграционные процессы сделали РФ центром соединения множества культур и конфессий» [1, с. 56].

Вуз организует подготовительный факультет для желающих обучаться из иных стран. Туда поступают те, кому необходимо подтянуть или выучить русский язык для успешного обучения в вузе. Проучившись девять месяцев, выпускники проходят экзаменационные испытания и в результате имеют возможность продолжить обучение по своему направлению или, если экзамены были не сданы, отчисляются и едут домой.

Программа подготовительного факультета направлена на языковую подготовку, а также на подготовку по общеобразовательным предметам выбранной направленности, дающей им возможность последующего освоения основных

образовательных программ бакалавриата/специ-алитета в вузах России.

В процессе адаптации происходит смена общественных ценностей студента под действием нового окружения. О. В. Куликова делит адаптацию на следующие составные части: «социально определенную цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности (культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений» [5].

Для того чтобы выявить проблемы адаптации иностранных студентов в нашем вузе, была разработана анкета. Она состояла из 14 вопросов. В марте 2020 года проведено анкетирование студентов из Республики Конго, Египта, Ирана, Китая. Респондентами стали 35 чел. Так были выявлены проблемы, связанные с языком, но это понятно. Студентам, не знающим нашего языка,

трудно не только понимать, кто что говорит, но и общаться. Были проблемы с климатом, проблемы социального характера. Далее дадим анализ ответов респондентов.

На вопрос: «Как Вы оцениваете свой уровень владения русским языком?» — 70 % респондентов ответили, что могут общаться на русском языке, но им тяжело учиться (рис. 1). 15 % ответили, что

Могу свободна общаться, и легко понимаю, что говорят окружающие Могу общаться, но тяжело учиться Знак; достаточно для нормальной учебы

Рис. 1. Анализ ответов респондентов на 3-й вопрос анкеты

могут свободно общаться, и еще 15 % знают достаточно для учебы. «Сталкиваясь с иностранным языком, учащийся сталкивается с иной знаковой системой, отличной от родного языка семантической структурной, иным артикуляционным укладом и методикой речи» [2, с. 57]. «Адаптация

14%

15%

57%

Проблемы, с которыми я встретился в России

I 2. В России говорят только по-русски

5. Нет национальны* сообществ

6. Мало мероприятий и праздников для иностранных студентов I 11. Другое

14%

Рис. 2. Анализ ответов респондентов на 9-й вопрос анкеты

студентов — иностранцев — это формирование устойчивой системы отношений ко всем компонентам педагогической системы, обеспечивающее адекватное поведение, умения человека» [Там же, с. 58]. Исходя из этого преподаватель я 1

должен поставить перед собой задачу помогать студентам адекватно понимать собственные промахи. Плохое знание или вообще незнание языка создают трудности на начальном этапе. Это проблемы с усвоением учебного материала на новом для студентов языке, так как они должны не только делать конспекты лекций, но и понимать, что говорит преподаватель. А это не всегда удается, особенно если у преподавателя быстрый темп речи на занятиях.

Необходимо помочь освоиться иностранным студентам, чтобы они не стеснялись задавать вопросы по темам занятий.

На вопрос: «Проблемы, с которыми я встретился в России» — большинство респондентов ответили, что в России говорят только по-русски (рис. 2); 14 % — что нет национальных сообществ; 15 % — недостаточно мероприятий и праздников для иностранных студентов. А 14 % студентов, проходивших анкетирование, выбрали ответ «Другое». Очень важна численность академической группы. В малочисленных группах преподаватель уделяет внимание каждому студенту на занятии. Спрашивая мнение студентов о том, какая должна быть группа, мы получили ответ, что «интернациональные группы подталкивают студентов в процессе изучения русского языка». ЧелГУ делает все, чтобы объединить студентов, представляющих разные культуры, не только в учебе, но и в досуге. Для этого проводятся разные национальные праздники.

Очень важна возможность для таких студентов дружественно контактировать с русскими

студентами, рассчитывать на их поддержку. Так, на вопросы: «Какие у Вас отношения с одно-группниками?» (рис. 3) и «Есть ли у Вас друзья среди местного населения?» — (рис. 4) большинство респондентов ответили, что у них нормальные отношения в группе и есть друзья среди местного населения.

Какие у Вас отношения с одногруппниками?

Добр ожел ательные Нормальные Официальные

Рис. 3. Анализ ответов

респондентов на 12-й вопрос анкеты

И. А. Тышова, Л. В. Прохорова

Есть ли у Вас друзья среди местного населения?

2. Да. но мало ■ 3. Нет

В ходе анкетирования респонденты отмечали, что в России наиболее сложным было свыкнуться с холодным климатом и долгой зимой (рис. 5).

42 % респондентов, разделенных на три равные группы, жаловались на особенности классической русской кухни, было трудно свыкнуться с новой культурой, скучают по дому и родителям. Примерно 35 % анкетируемых часто болели.

11. Нет, никаких трудностей не испытываю 2. Да, т.к. сложно привыкнуть к новой культуре 13. Да, т.к. сложно привыкнуть к климату и долгой зиме ; 5. Да. т.к. я сильно скучаю по дому и родителям I 3. Да, т.к. не могу привыкнуть к русской еде

Рис. 5. Анализ ответов респондентов на 7-й вопрос анкеты

На вопрос: «Что Вам понравилось, когда приехали в Россию?» — 43 % респондентов отметили, что им понравился университет и самостоятельность (рис. 6).

Адаптация интернациональных обучающихся — долгий и тяжелый путь. Студент, приехавший учиться, приспосабливается к новой для себя среде, к новому климату, времени, к новой образовательной системе, к новому языку.

Что Вам понравилось, когда приехали в Россию?

11. Свобода и самостоятельность

Рис. 4. Анализ ответов респондентов на 13-й вопрос анкеты

Улучшение условий учебного процесса и жизни иностранных студентов — важнейшая задача не только для нашего вуза, но и для всего государства. Иностранному студенту просто необходимо освоить новые ценности для успешной адаптации к реалиям принимающего его общества.

И. В. Ширяева пишет: «Адаптация иностран-;ии? ных студентов — это

формирование устойчивой системы отношений ко всем компонентам педагогической системы, обеспечивающее адекватное поведение, способствующее достижению целей педагогической системы» [8].

«Процесс адаптации — сложный процесс, формирующий способности иностранного студента не только развиваться в области коммуникативного общения, изучения методики познания иностранного языка, но и успешно взаимодействовать в формировании новых качеств личности, приобретении новых ценностей, осмыслении значимости будущей профессии» [7, с. 166]. Важность данной проблемы обусловлена задачами их последующего действенного изучения как завтрашних специалистов. Удачное и стремительное приспособление может помочь лучшему включению в учебу, что содействует повышению качества подготовки обучающихся в институте. Это значит, что для повышения конкурентоспособности российских вузов в сфере интернационального обучения зарубежных студентов важна позитивная динамика общественной адаптации таких обучающихся как в ходе учебы, так и в процессе жизнедеятельности.

Рис. 6. Анализ ответов респондентов на 5-й вопрос анкеты

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ардашкин, И. Б. Формирование поликультурной среды как условие повышения конкурентоспособности российских вузов [Электронный ресурс] / И. Б. Ардашкин, А. Ю. Чмыхало, М. А. Макинко, Н. В. Погука-ева // Вестник науки Сибири. - 2015. - № 1 (16). - С. 55-62. - URL: https://portal.tpu.ru/SHARED/i/IBARDASHKIN/ publications?p=2 (дата обращения 20.03.2020).

2. Воевода, Е. В. Развитие толерантности студентов средствами иностранного языка / Е. В. Воевода // Российский научный журнал. - 2009. - № 4 (11). - C. 55-61

3. Витенберг, Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Е. В. Витенберг. - СПб., 1994. - 16 с.

4. Иванова, М. А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе: Метод. рекомендации преподавателям / М. А. Иванова, Н. А. Титкова. - СПб.: С.-Петерб. гос. техн. ун-т, 1993. - 15 с.

5. Куликова, О. В. Проблема адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российском вузе [Электронный ресурс] / О. В. Куликова. - URL: http://jurnal.org (дата обращения 20.03.2020).

6. Моднов, С. И. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете [Электронный ресурс] / С. И. Моднов, Л. В. Ухова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2, Т. I. -С. 111-115. - URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2013_2g/23.pdf (дата обращения 20.03.2020).

7. Полищук, О. В. Роль физической культуры в процессе адаптации иностранных студентов в российских вузах [Электронный ресурс] / О. В. Полищук // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2019. - № 2. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38470819 (дата обращения 20.03.2020).

8. Управление международного сотрудничества [Электронный ресурс]. - URL: https://www.csu.ru/management/ ums/main.aspx (дата обращения 20.03.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Тышова Ирина Анатольевна - магистрантка факультета управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. tyshovai@mail.ru

Прохорова Людмила Вячеславовна - кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. lvpro@mail.ru

REFERENCES

1. Ardashkin I.B., Chmykhalo A.Yu., Makinko M.A., Pogukayeva N.V. Formirovaniye polikul'turnoy sredy kak usloviye povysheniya konkurentosposobnosti rossiyskikh vuzov [Formation of a multicultural environment as a condition for increasing the competitiveness of Russian universities]. Vestnik nauki Sibiri, 2015, no. 1 (16), pр. 55-62. Available at: https://portal.tpu.ru/SHARED/i/IBARDASHKIN/publications?p=2, accessed 20.03.2020. (In Russ.).

2. Voyevoda Ye.V. Razvitiye tolerantnosti studentov sredstvami inostrannogo yazyka [Development of student tolerance by means of a foreign language]. Russian scientific journal, 2009, no. 4 (11), pр. 55-61. (In Russ.).

3. Vitenberg Ye.V. Sotsial'no-psikhologicheskiye faktory adaptatsii k sotsial'nym i kul'turnym izmeneniyam [So-cio-psychological factors of adaptation to social and cultural changes]. St. Petersburg, 1995. (In Russ.).

4. Ivanova M.A., Titkova N.A. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya inostrannykh studentov pervogo goda obu-cheniya v vuze [Socio-psychological adaptation of foreign students of the first year of study at a university]. St. Petersburg, 1994. 15 p. (In Russ.).

5. Kulikova O.V. Problema adaptacii inostrannyh studentov v processe obucheniya v rossijskom vuze [The problem of adaptation of foreign students in the process of studying at a Russian university]. Available at: http://jurnal.org, accessed 20.03.2020. (In Russ.).

6. Modnov S.I., Ukhova L.V. Problemy adaptatsii inostrannykh, obuchayushchikhsya v tekhnicheskom univer-sitete universiteta [Problems of adaptation of foreign students studying at the technical university of the university]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 2013, no. 2, vol. I, pр. 111-115. Available at: http://vestnik.yspu.org/releas-es/2013_2g/23.pdf, accessed 20.03.2020. (In Russ.).

7. Polishchuk O.V. Rol' fizicheskoy kul'tury v protsesse adaptatsii inostrannykh studentov v rossiyskikh vuzakh [The role of physical culture in the process of adaptation of foreign students in Russian universities]. Vestnik nauch-nogo obshchestva studentov, aspirantov i molodykh uchenykh, 2019, no. 2. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=38470819, accessed 20.03.2020. (In Russ.).

8. Upravleniye mezhdunarodnogo sotrudnichestva ChelGU [Department of international cooperation Chelyabinsk State University]. Available at: https://www.csu.ru/management/ums/main.aspx, accessed 20.03.2020. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.